Богданович, ипполит федорович. Богданович, Ипполит Фёдорович Богданович, Ипполит Федорович

И И. И. Мелиссино . В 1763 году он познакомился с графиней Екатериной Дашковой и принимал участие в журналах, выходивших при её участии, выступал как издатель журнала «Невинное упражнение» (1763).

Около 1775 года сочинил вольную повесть в стихах «Душенька», подражая Лафонтену , заимствовавшему свой сюжет из Апулея («Любовь Психеи и Купидона » (1669). «Душенька» была напечатана в первый раз в 1783 году в Петербурге, до 1841 года выдержала 15 изданий; последнее - в 1887 году А. С. Сувориным в «Дешёвой библиотеке». Сочинение это доставило Богдановичу известность и обратило на него внимание Екатерины II . По её поручению он написал для Эрмитажного театра «Радость Душеньки» (1786), «Славяне» (1787) - пьесы, не имевшие успеха.

С сентября 1775 года он издавал «С.-Петербургский вестник», а в 1775-1782 годах редактировал «СПб. ведомости» . Кроме того, он написал:

  • «Сугубое блаженство» (поэма СПб., 1765);
  • «Добромысл», (др. повесть в стихах. М., );
  • «Блаженство народов» (поэма, М. );
  • «Берег» (СПб., );
  • «Русские пословицы» (3 ч. СПб., ; здесь народные пословицы переделаны в двустишия);
  • «Лира, или собрание разных сочинений» (СПб., 1773).

Подобно многим своим современникам-поэтам, Богданович активно занимался переложением псалмов :

  • «Ода из псалма 114»
  • «Псалом 45»
  • «Небеса поведают славу Божию (из псалма 18)»
  • «Псалом 148»

Плодами его исторических занятий остались:

  • «Историческое изображение России» (СПб., )

и переводы:

  • «Малая война, описанная майором в службе короля Прусского» (с фр., СПб., 1768);
  • «Сокращение из проекта о вечном мире Руссо (из Сен-Пьера)» (СПб., 1771)
  • «Вертота, история о бывших переменах в Римской республике» (с французского, 3 ч. СПб., 1771-75).

Богданович оставил автобиографию (напечатана в «Отечественных записках», 1853, № 4). Собрание его сочинений вышло в Москве в 1809-1810 гг., 6 ч.; 2-е изд. - М. 1818-1819 г., 4 ч.; 3-е - Смердинское, в 2 ч., в 1848 г.

«Душенька»

Из всего написанного Ипполитом Фёдоровичем историко-литературное значение имеет только «Душенька». Она явилась довольно смелым диссонансом в поэзии XVIII века , занимавшейся производством торжественных надутых од. Современники были поражены новизной её содержания и формы и произвели Богдановича в «гении». «Душенька» породила массу подражаний и переделок, как какое-нибудь «классическое» произведение.

Смерть Богдановича вызвала массу эпитафий, в которых Богданович превозносится именно за написание «Душеньки»:

Зачем нам надписьми могилу ту чернить Где Душенька одна всё может заменить?

Говорится в одной из них.

Сегодня, спустя время, в «Душеньке» можно отметить лёгкость стиха и желание, насколько позволяет нравственная цензура, побеседовать о «клубничке», благодаря которой поэма главным образом и имела успех у современников.

Ипполит Богданович (1743—1803)

Ипполит Федорович Богданович родился 23 декабря 1743 г. в местечке Переволочное на Украине, в семье бедного дворя-нина. В раннем детстве он обнаружил страстную любовь к чтению, рисованию, музыке и поэзии. На одиннадцатом году он был отвезен в Москву и записан в юстиц-коллегию юнке-ром. Президент коллегии, заметив в нем особенную склон-ность к наукам, позволил ему учиться в математической шко-ле при сенатской конторе. Но Богданович увлекался больше поэзией и театром. Побывав однажды в театре, он так был поражен всем виденным, что отправился к М. М. Хераско-ву с просьбой принять его в актеры. Автор «Россиады» уговорил 15-летнего Богдановича записаться в число слушателей Московского университета, предлагая у себя помещение. Поселившись у Хераскова, в 1758 г. Богда-нович поступает в Московский университет. С 1761 г. ис-правляет должность надзирателя в университете, с 1763 г. редактирует журнал «Невинное упражнение», издававший-ся при участии княгини Е. Р. Дашковой. По протекции Даш-ковой Богданович в том же (1763) году получил в штате графа Н. И. Панина место переводчика иностранной колле-гии и переехал в Петербург. С 1765 г. Богданович служил в иностранной коллегии, а с 1766 по 1769 гг. — секретарем русского посольства в Дрездене. После возвращения в Пе-тербург он с 1776 по 1782 гг. редактировал столичную газе-ту «Санкт-Петербургские ведомости»; в 1780—1795 гг. слу-жил в Государственном Петербургском архиве.

Известный публике небольшими стихотворениями и доволь-но удачными переводами из Вольтера, которые печатались в «Невинном упражнении», Богданович в 1765 г. издал свою первую небольшую поэму «Сугубое блаженство», ко-торая, однако, успеха не имела. По возвращении из Дрезде-на Богданович продолжает заниматься переводами сочине-ний просветителей и, в частности, переводит сочинение Рус-со «Сокращение, сделанное Жан-Жаком Руссо, женевским гражданином, из проекта о вечном мире, сочиненного гос-подином аббатом Сен-Пьером» (1771). В 1773 г. Богдано-вич анонимно издает сборник своих произведений «Лира, или Собрание разных в стихах сочинений и переводов неко-торого муз любителя». В 1770-х гг. «любитель муз» начина-ет работу над главным произведением своей жизни, кото-рое принесло ему славу, положение в обществе, милость императрицы и благодаря которому его имя сохранилось до наших дней, не превратившись в звук пустой. В 1775 г. поэт «положил на алтарь Грации» свою «Душеньку».

«Душенька» (первая часть была опубликована в 1778 г. под названием «Душенькины похождения», полностью «Ду-шенька» вышла в свет в 1783 г.) поставила Богдановича наравне с первыми поэтами того времени. Эта поэма, сюжет которой заимствован Богдановичем из повести Лафонтена «Любовь Психеи и Купидона», в свою очередь заимствован-ной Лафонтеном у Апулея, имела успех необычайный. Им-ператрица Екатерина II отозвалась о поэме с большой похва-лой, сановники и придворные наперебой спешили оказать ав-тору знаки уважения; поэты прославляли его в «эпистолах, одах, мадригалах и надписях». Современникам, утомленным однообразием ложноклассических (в современном литерату-роведении используется термин классицизм) произведений, написанных по всем правилам строгой теории, в «Душеньке» понравилась игривость, смешение классического с русским, народным, понравился также и стих — вольный и разнооб-разный по количеству стоп и сочетанию рифм. После этого Богданович начинает писать только из желания угодить своей высокой покровительнице, особенно поощрявшей драма тур-гию. Между 1775 и 1789 гг. Богдановичем написаны лиричес-кая комедия «Радость Душеньки» и драма «Славяне» (1787 г.), поставленные на сцене Эрмитажного театра (к 25-летию царствования Екатерины II).

К концу царствования Екатерины он сделался одним из ревностных придворных поэтов и перевел все лучшие сти-хи, написанные в честь императрицы Вольтером, Мармонтелем и другими поэтами. Из созданного в этот период наи-больший интерес представляет сборник «Русские послови-цы» (1785). Богданович собрал и переложил их стихами по желанию императрицы; пословицы сглажены, смягчены и расположены по затронутым в них нравственным вопросам. В 1787 г. по именному монаршему повелению Богданович сочинил из русских пословиц два театральных представле-ния. На этом литературная деятельность автора «Душеньки» практически завершилась. В 1796 г. он вышел в отстав-ку с полным окладом. Вскоре после этого Богданович уехал к родственникам в Сумы, а в 1798 г. переехал в Курск, откуда одой приветствовал вступление на престол Александра I. В конце 1802 г. Богданович занемог, а б января 1803 г. скон-чался и был погребен на курском городском кладбище.

Главная заслуга Богдановича-поэта состоит в развитии и совершенствовании легкого свободного стиха. Поэт говорит от своего имени — личность поэта, иронически настроенно-го человека, проступает в каждой строке. Оценив вырази-тельные возможности вольного, разностопного ямба, кото-рый до этого использовался лишь при написании басен, Богданович и написал им поэму. Разговорная легкость язы-ка, лукавый и игривый тон, поэтическая смелость, иногда допускавшая даже небрежность, в сочетании с кокетливым жеманством вызывали у современников и удивление, и протест, и восхищение. Позже эти достижения Богданови-ча были усвоены поэзией

БОГДАНОВИЧ, ИППОЛИТ ФЕДОРОВИЧ (1743–1803) – поэт, переводчик, журналист.

Родился 23 декабря 1743 (3 января 1744) в селе Переволочна Полтавской губернии. Происходил из небогатых малороссийских дворян. По собственному признанию, «издетства любил чтение книг, рисование, музыку и стихотворство, к которому особливо получил вкус чтением стихотворных сочинений Михаила Васильевича Ломоносова». Получил домашнее образование, затем учился в Москве, где пытался поступить в актеры. Его отговорил М.М.Херасков, объяснив «неприличность актерского звания для благородного человека». В 1757 он же устроил его в гимназию при Московском университете и поселил в своем доме. Под влиянием Хераскова Богданович начинает писать нравоучительные басни, сказки, переложения псалмов и другие оригинальные и переводные произведения, которые тот печатает в своем журнале «Полезное увеселение» (1760–1762).

В 1763 Богданович становится редактором журнала «Невинное упражнение», издававшегося княгиней Е.Р.Дашковой, где популяризировались идеи французских философов и вольнодумцев. Здесь, среди прочих его сочинений, появился большой стихотворный перевод из Вольтера – Поэма на разрушение Лиссабона (1763). Позднее Богданович перевел прозой его же стихотворную комедию Нанина, или побежденный предрассудок (1765). Первое крупное оригинальное сочинение Богдановича – дидактическая поэма Сугубое блаженство (1765) – по словам Н.М.Карамзина, «не сделала сильного впечатления в публике».

В 1764 Богданович переезжает в Петербург, где поступает на службу в Коллегию иностранных дел к графу Н.И.Панину, покровительствовавшему писателю. Два года он провел в Дрездене в составе дипломатической миссии. Вернувшись в 1769 в Петербург, продолжает интенсивную переводческую деятельность: печатает переводы статей из энциклопедии Дидро и Даламбера, рассуждение аббата Сен-Пьера о вечном мире в изложении Ж.-Ж Руссо (1771), Историю о бывших переменах в Римской республике Р.-О.Верто в трех частях (1771–1775) и др. В 1775–1776 редактирует журнал «Собрание новостей», включавший разнообразный злободневный материал (в т.ч. одна статья, где доказывалась невыгодность крепостного права для самих помещиков). В 1775–1782 осуществляет «главное смотрение» за изданием газеты «Санктпетербургские ведомости», где впервые вводит специальный раздел отзывов о новых книгах. В 1777 издает первую часть своего Исторического изображения России (вторая часть так и не вышла), посвященного истории древней Руси, – не столько история, сколько нравоучительное сочинение на историческом материале.

Главное, прославившее Богдановича сочинение, – поэма Душенька – полностью вышла в 1783 (первая неполная редакция поэмы под заглавием Душенькины похождения появилась еще в 1778) и потом неоднократно переиздавалась. Это галантная сказка, полная изящного остроумия, невинной эротики и ненавязчивых нравоучений. Ее сюжет – история любви Амура и Психеи – восходит в роману Апулея Метаморфозы, или Золотой осел , но поэма Богдановича почти свободна от мифологических подтекстов, она ближе к обработке этого же сюжета французским баснописцем Ж.Лафонтеном в романе Любовь Амура и Психеи , которому он и подражал. Однако при этом Богдановичу удалось остаться вполне самостоятельным. В поэме много примет русского быта, намеков на современные события в литературной и политической жизни, а Диана и Аполлон соседствуют с Кащеем и Змеем Горынычем. Главные достоинства поэмы – ее легкий ироничный стиль и столь же легкий и гибкий стих. Особенно важен оказался впервые явившийся здесь образ «творца» –добродушного, чувствительного и беспечного поэта, впоследствии «канонизированный» Н.М.Карамзиным в обширной некрологической статье О Богдановиче и его сочинениях (1803). Душеньку высоко ценили К.Н.Батюшков, Е.А.Боратынский, Н.В.Гоголь и, конечно, А.С.Пушкин, который по-своему использовал опыт Богдановича в Руслане и Людмиле .

Душенька была восторженно принята современниками и полюбилась самой императрице. За ее автором вскоре закрепилось прозвание «певца Душеньки». По указу Екатерины II Богданович в 1786 написал лирическую комедию Радость Душеньки , поставленную в придворном театре.

В год выхода поэмы Богдановича избирают в члены Российской Академии. Он участвует в работе над академическим словарем русского языка, издает сборник Русские пословицы (1785), пишет много стихов, сочиняет драму Славяне (1788), но в 1788, заняв должность председателя Петербургского архива, почти прекращает занятия литературой. В 1795 он выходит в отставку и навсегда уезжает из столицы. Сначала он живет в малороссийском городе Сумы, затем, с 1797 и до конца жизни, – в Курске. Здесь он, будучи однажды в гостях, обратил внимание на крепостного мальчика М.С.Щепкина (будущего великого актера) и предоставил ему возможность пользоваться своей библиотекой, тем самым сыграв большую роль в его дальнейшей судьбе. В 1801–1802 адресовал в Академию стихи и речи, жалуясь при этом на бедность и требуя какого-нибудь вознаграждения, но просьбы его были отклонены. Умер 6 (18) января 1803 в Курске после непродолжительной болезни.

Издания: Стихотворения и поэмы . Л., 1957; Душенька . М.: Ладомир, 2002.

Владимир Коровин

Ипполит Федорович Богданович

Богданович Ипполит Федорович (23.12.1743-6.01.1803), русский поэт. Главное произведение - поэма “Душенька” (1778), стилизованная под русские народные сказки, поразившая современников новизною содержания и легкостью стиха. Другие соч.: пьесы “Радость Душеньки” и “Славяне”, сборник “Русские пословицы”, очерки “Исторические изображения России”.

БОГДАНОВИЧ Ипполит Федорович (23.12.1743-6.01.1803), поэт. Родился в м. Переволочное Полтавской губ. С детства Богданович проявлял любовь к поэзии, музыке и рисованию, а когда в 1754 его отвезли в Москву и зачислили в Юстиц-коллегию юнкером, то тут он увлекся театром и хотел поступить на сцену. Но бывший в то время директором театров Херасков отговорил Богдановича от этого и, записав его в университет, поощрял к литературным занятиям. Первые опыты, даже по отзывам современников весьма слабые, в виде стихотворений, Богданович помещал в издававшихся при университете журналах «Полезное увеселение» и «Свободные часы». По окончании университета, в 1761, Богданович был определен надзирателем над университетскими классами, а в 1762 членом комиссии «Торжественных приготовлений», в которой сочинял надписи для триумфальных ворот. В 1763 назначается переводчиком в штат гр. П. И. Панина, а с 1764 состоит в той же должности при иностранной коллегии; с 1766 по 1769 проводит за границей, в качестве секретаря русского посольства при саксонском дворе. В 1779 переведен в департамент герольдии; в 1780 назначен членом государственного архива и с 1788 был в нем председателем.
Наиболее плодотворный период литературной деятельности Богдановича был в 1769-75. В 1773 Богданович издал собрание своих сочинений под общим названием «Лира». С 1775 по 1782 редактировал «Санкт-Петербургские ведомости». Наконец, в 1775 написал составившую ему имя поэму «Душенька». Содержание ее Богданович заимствовал из повести Лафонтена «Les Amours de Psychе», в свою очередь воспользовавшегося поэмой Апулея об Амуре и Психее. Как Лафонтен сделал Психею француженкой, так и Богданович старался превратить ее в русскую деву-Душеньку. Идея, которую Богданович хотел вложить в поэму, заключается в двустишии:

…Наружный блеск в очах проходит так, как дым,
Но красоту души ничто не изменяет.

Рис. 1. Торжество Душеньки Поэма, стилизованная под русские народные сказки и содержавшая шутливые, иронические мотивы, была противопоставлена героическим поэмам классицизма. В поэме присутствуют Кощей, Змей Горыныч, Царь-Девица. Поэма разделена на 3 книги. В 1-й книге описываются родные Душеньки и ее красота, которой начинает завидовать Венера и приказывает своему сыну Амуру хорошенько постращать Душеньку. Родители преследуемой Душеньки обращаются к оракулу; последний велит отвезти ее на неведомую гору и там оставить, пока чудовище, которому она обречена в жены, не придет за ней. Кончается книга путешествием и прощанием Душеньки с родными. Во 2-й книге Душенька неведомою силой перенесена в царство Амура, но он является к ней только ночью и при первом свете дня исчезает. Душенька проводит все время в разных забавах и развлечениях. По ее желанию прислуживающие ей Амуры и Зефиры переносят к ней сестер, которые из зависти уговаривают ее убить «чудовище». Она ночью зажигает лампаду и, увидев спящего Амура, нечаянно проливает на него каплю горячего масла. Амур просыпается и улетает от нее. В 3-й книге Душенька снова на той горе, где оставили ее родители. Она хочет лишить себя жизни, но тщетно: Зефиры поддерживают ее, когда она бросается в пропасть; деревья склоняют свои ветви, когда она хочет повеситься, и т. д. В пастушеском платье она попадает в храм Венеры, и та, желая погубить Душеньку, приказывает ей достать кувшин живой и мертвой воды. Амур и тут ей помогает. Тогда Венера велит ей принести закрытый горшочек от Прозерпины. Душенька, подстрекаемая любопытством, раскрывает его и вылетающий оттуда дым чернит ей лицо. Она в отчаянии прячется от всех; но Амур отыскивает ее и объявляет Венере, что он не перестанет любить Душеньку и чернолицей. Венера возвращает Душеньке красоту и

Амур и Душенька друг другу равны стали,
И боги все тогда их вечно сочетали.

Критика того времени встретила Душеньку восторженно, и большинство современников возвело Богдановича в гении. Карамзин с восторгом отзывается о «Душеньке» и находит ее лучше оригиналов, т. е. поэмы Апулея и рассказа Лафонтена. Он восхищается «легкой игрой воображения, основанной на одних правилах нежного вкуса», говорит, что «многие стихи живы и прекрасны» и что Богданович «будет известен потомству как стихотворец приятный, нежный, часто остроумный и замысловатый». Столь же лестные отзывы дают о Богдановиче, как авторе «Душеньки», и др. современные ему критики, напр.: П. Бекетов, митр. Евгений (Болховитинов), Баратынский, Батюшков и отчасти Пушкин. Но последующие критики становятся все менее и менее благосклонны к литературной деятельности Богдановича вообще и к его «Душеньке» в частности. Кн. Вяземский, Кс. Полевой дают о ней отзывы один суровее другого.

Напечатана «Душенька» была в 1783 и уже к 1841 выдержала 15 изданий. Из др. произведений Богдановича можно отметить: «Радость Душеньки» (1786), «Славяне» (1787), «Добромысл» (1805), «Блаженство народов» (1810), «Сугубое блаженство» (1765). В «Русских пословицах» (1785), переложенных в стихотворную форму, популяризировались идеи русского фольклора. Перевод поэмы Вольтера «Sur le dеsastre de Lisbonne» считался образцовым. Кроме упомянутого, Богданович написал: «Историческое изображение России» (1777), «Малая война, описанная майором в службе короля прусского» (пер. с фр., 1768); «Сокращение из проекта о вечном мире Руссо» (1771); «Вертота, история о бывших переменах в Римской республике» (1771-75) и множество од, эпиграмм, элегий, басен и проч.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Богданович Ипполит Федорович (1743-1803) - поэт екатерининских времен, род. 23 декабря 1743 г. в Переволочне; десяти лет был записан в военную службу, но по окончании московского университета в 1761 году определен был надзирателем за классами в университет, а в 1762 г. в комиссию о строении триумфальных ворот, для которых сочинял надписи. В 1763 г. был прикомандирован в штат гр. П. И. Панина, а с 1764 начал службу в иностранной коллегии; с 1766 по 1769 г. был секретарем русского посольства при саксонском дворе. В 1799 г. переведен в департамент герольдии, а в 1780 г. членом в государственный архив, где с 1788 г. был председателем. 1 мая 1795 г. уволен от службы и в следующем году оставил Петербург. Умер в Курске 6 января 1802 года. Писать стихи начал в детстве и уже 14 лет печатал их, благодаря Хераскову и Meлиссино. В 1763 г. он познакомился с гр. Дашковой и принимал участие в журналах, выходивших при ее участии. Около 1775 г. сочинил вольную повесть в стихах - "Душеньку", подражая Лафонтену, заимствовавшему свой сюжет из Апулея; напечатана в первый раз была она в 1783 в Спб. и до 1841 г. выдержала 15 изд.; последнее в 1887 г. А. Суворина в "Дешевой библиотеке". Сочинение это доставило Б. известность и обратило на него внимание Екатерины II. По ее поручению он написал для эрмитажного театра: "Радость Душеньки" (1786 г.), "Славяне" (1787 год) - пьесы, не имевшие успеха. С сентября 1775 года он издавал "С. Петербургский Вестник", а с 1775 - 1782 гг. редактировал "Спб. Ведомости". Кроме того он написал: "Сугубое блаженство" (поэма Спб., 1765); "Добромысл", (др. пов. в стихах. М., 1805); "Блаженство народов" (поэма, М. 1810); "Берег" (Спб., 1812); "Русские пословицы" (3 ч. Спб., 1785; здесь народные пословицы переделаны в двустишия); "Лира, или собрание разн. соч. " (Спб., 1773). Плодом его исторических занятий осталось: "Историческое изображение России" (Спб., 1777) и переводы: "Малая война, описанная майором в службе короля Прусского" (с фр., Спб., 1768); "Сокращение из проекта о вечном мире Руссо(из Сен-Пьера)" (Спб., 1771) и "Вертота, история о бывших переменах в Римской республике" (с фр. 3 ч. Спб., 1771 - 75). Б. оставил автобиографию (напечатана в "Отеч. Зап. ", 1853, ј 4). Собрание его сочинений вышло в Москве в 1809 - 1810 гг., 6 ч.; 2е изд. - М. 1818 - 19 гг., 4 ч.; З-е - Смирдинское, в 2 ч.. в 1848 г.

Из всего написанного Б. историко-литературное значение имеет только "Душенька". Она явилась довольно смелым диссонансом в поэзии XVIII в., занимавшейся производством торжественных надутых од. Современники были поражены новизною ее содержания и формы и произвели Б. в "гении". "Душенька" породила массу подражаний и переделок, как какое-нибудь "классическое" произведение. Смерть Б. вызвала массу эпитафий, в которых Б. превозносится, именно за написание "Душеньки":

Зачем нам надписьми могилу ту чернить.

Где Душенька одна все может заменить говорится в одной из них. В наше время в "Душеньке" можно отметить легкость стиха и желание, насколько позволяет официальная и нравственная цензура, побеседовать о "клубничке", благодаря которой поэма, главным образом, и имела успех у современников.

Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон Энциклопедический словарь.

Далее читайте:

Семёнов А.Н., Семёнова В.В. Концепт средства массовой информации в структуре художественного текста. Часть II. (Русская литература). Учебное пособие. СПб., 2011. Начальный период. Ипполит Федорович БОГДАНОВИЧ .

Сочинения:

Собр. соч. и переводов, Изд. 2-е. Ч. 1-4. М., 1818-19;

Стихотворения и поэмы. Л., 1957.



Copyright © 2024 Образовательный портал.