Изобразительно выразительные средства художественной литературы презентация. Презентация "художественные средства выразительности". Изобразительно-выразительные средства языка

Слайд 3 Слайд 3 – использование триггеров в интерактивной таблице, иллюстрирующей выразительные средства языка. (НАЖАТЬ НА ЗАГОЛОВОК, ЗАТЕМ НА ПОДЗАГОЛОВКИ) Слайд 4 Слайд 4 – использование триггеров в интерактивной таблице, иллюстрирующей виды тропов. (НАЖАТЬ 2 РАЗА НА ЗАГОЛОВОК) Слайд 5 Слайд 5 – использование триггеров в интерактивной таблице, иллюстрирующей виды тропов. (НАЖАТЬ 2 РАЗА НА ЗАГОЛОВОК) Слайд 6-14 Слайд 6-14 – использование триггеров в интерактивной таблице, иллюстрирующей некоторые примеры тропов и речевых фигур. (НАЖАТЬ 1 РАЗ НА ЗАГОЛОВОК)


ТРОПЫ ФИГУРЫ РЕЧИ (От др.-греч. τρόπος оборот) др.-греч. слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи. Термин риторики и стилистики,риторикистилистики обозначающий обороты речи, которые изменяют эмоциональную окраску предложения. Фигуры речи часто используются в поэзии.поэзии









1 из 54

Презентация - Художественные средства выразительности

Текст этой презентации

Cредства выразительности, или Капкана задания №24
Презентацию подготовила Дружинина Светлана Анатольевна, Пермский край, МБОУ Григорьевская СОШ

К анализу средств изобразительности обращаются выпускники, выполняя задание 24. Необходимо внимательно прочитать фрагмент текста, в котором содержится лингво –стилистический анализ использованных в исходном тексте изобразительно –выразительных средств и на месте пропуска – пробела поставить цифру, соответствующую правильному ответу из предложенных в списке 9–ти терминов, называющих то или иное понятие из области стилистических ресурсов языка – источников речевой выразительности. В задании № 24 проверяется умение соотнести функции изобразительно – выразительного средства, используемого в тексте, и термин, указанный в списке (4 из 9 предложенных).
Для чего необходимо знать средства выразительности

Какие бывают средства художественной изобразительности:
звуковые - благозвучие, аллитерация, ассонанс, повтор сочетаний звуков, ритм и интонация; словесные – эпитет, сравнение, аллегория, перифраза, метафора, гипербола, олицетворение, ирония, антитеза; синтаксические – градация, параллелизм, повторение, риторическое обращение. Примером синтаксического параллелизма может быть порядок следования главных членов предложения. Например: Шумит над головой лес. Мягко похлопывает под ногами сизый карельский мох. Рдяно алеют в своей нержавеющей зелени крупные бусины брусники… Косо, невпопад лежит рыжий, поникший папоротник. И никаких звуков - ничего, кроме шума дождя и шороха леса.

Тропы - обороты речи или слова в переносном значении. В основе тропов лежит сравнение.
Тропы помогают автору показать явление или образ ярко, неповторимо, наглядно; обогащают восприятие мира, показывают явления с новой, неожиданной стороны; отражают личностный взгляд автора на мир, помогают ощутить авторскую позицию.

сравнение
ирония
метонимия
эпитет
синекдоха
литота
гипербола
перифраза
метафора
олицетворение
аллегория
символ
гротеск
сравнение
ирония
метонимия
эпитет
синекдоха
перифраза
метафора
олицетворение
аллегория
символ

Фигуры усиливают воздействие речи на читателя; подчеркивают логику изложения, выступают средствами связи между предложениями; придают тексту наглядность, эмоциональность; выделяют наиболее важное в содержании.
Фигуры - особые формы синтаксических конструкций, построенные на особых сочетаниях слов

эпифора
параллелизм
умолчание
эллипсис
инверсия
оксюморон
антитеза
риторический вопрос
риторическое восклицание
риторическое обращение
повтор
Сочетания слов, основанные на повторе
повышение эмоцио- нальности, прив- лечение внимания
градация
бессоюзие
парцелляция
ряды однород- ных членов
Сочетания слов, основанные на соотношении значений
анафора
многосоюзие

УПРАЖНЕНИЯ Определите средства выразительности в прозаических и поэтических текстах

Задание 1 (с подсказкой)
1. Сменит не раз младая деваМечтами легкие мечты;Так дерево свои листыМеняет с каждою весною. (А.Пушкин) 2. Мело, мело по всей землеВо все пределы... (Б.Пастернак) 3. Опять язвительности. Жалкие, бессильные. (Ю.Трифонов) 4. Оставь свой край глухой и грешный,Оставь Россию навсегда. (А.Ахматова) 5. Весенний и тлетворный дух. (А.Блок) а) Оксюморон, б) гипербола; в) парцелляция; г) сравнение; д) анафора.
далее

Оксюморон – соединение в одном словосочетании несоединимого
Зачем оказывается необходимым соединить несоединимое? Какой образ создается благодаря оксюморону? снежный огонь (А.Блок) грустная радость (С.Есенин) Оксюморон подчеркивает необычность авторского видения, обнаруживает внутреннюю пластичность явления, способного сочетать взаимоисключающие признаки.

парцелляция
Парцелляция – выделение из предложения какого-либо члена и оформление его в виде самостоятельного неполного предложения. Постановка точки там, где ее быть не должно. Разрыв предложения точкой, которая выносит определенные члены предложения в новое предложение. Парцелляция, разделяя то, что в обычной речи разделению не подлежит, сбивает инерцию читательского восприятия, заставляет вдуматься в каждое звено в отдельности, осознать его глубинный смысл и «самость». Понаблюдайте над текстом и скажите, что такое парцелляция и какова ее функция? Во всём мне хочется дойти до самой сути. В работе, в поисках пути, в сердечной смуте. До сущности протекших дней, до их причины. До оснований, до корней, до сердцевины. (Б.Пастернак)

анафора
Единоначатие; повторение слов или словосочетаний в начале предложений (строк): Август – астры, Август – звёзды, Август – грозди Винограда и рябины Ржавой – август. (М.Цветаева).

гипербола
Преувеличение; Усиливает существенные, значимые свойства, признаки явления, предмета или действия. Примеры:
Сидит милый на крыльце С выраженьем на лице, А у милого лицо Занимает всё крыльцо. в сто сорок солнц закат пылал (В.Маяковский).

Задание 2 (с подсказкой)
1. И наше северное лето,Карикатура южных зим,Мелькнет и нет... (А.Пушкин) 2. Уж вечер... Облаков померкнули края,Последний луч зари на башнях умирает. (В.Жуковский) 3. Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком. (И.Тургенев) 4. – Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину, так чтоб не мимо господского дома?.. (Н.Гоголь) 5. Не умрет твой стих могучий,Достопамятно-живой,Упоительный, кипучий,И воинственно-летучий,И разгульно-удалой. (Н.Языков) а) Антитеза; б) олицетворение; в) эпитет; г) синекдоха; д) перифраза.
Задание 3

Антитеза – контраст, противопоставление
Два поэта – два стихотворных отрывка – два разных случая использования антитезы. В чем сходство и различия функции этой фигуры? Кто создан из камня, кто создан из глины –А я серебрюсь и сверкаю. (М.Цветаева) Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка Русь! (А.Некрасов)

перифраза (перифраз)
Описательное выражение; замена однословного названия описательным оборотом: Это был не просто орел – к этому гордому и немного надменному созданию как нельзя лучше подходило определение «царь птиц»; Люблю тебя, булатный мой кинжал, Товарищ светлый и холодный. Задумчивый грузин на месть тебя ковал, На грозный бой точил черкес свободный. (М.Лермонтов)

Называют прилагательные, существительные- приложения, наречия
Бродяга-ветер
Мороз-воевода

Задание 3
1. Не то на серебре – на золоте едал. (А.Грибоедов) 2. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.Некрасов) 3. И невозможное возможно, дорога дальняя легка. (А.Блок) 4. Что-то неуловимо восточное было в его лице, но из седой дремучести светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В.Солоухин) 5. О Русь, покойный уголок,Тебя люблю, тебе и верю. (С.Есенин) а) Градация; б) литота; в) метонимия; г) оксюморон; д) перифраза.

Задание 4 (с подсказкой)
1. Рассвет рукой прохлады роснойСшибает яблоки зари. (С.Есенин) 2. Его зарыли в шар земной,А был он лишь солдат. (С.Орлов) 3. В избушке, распевая, деваПрядет, и, зимних друг ночей,Трещит лучина перед ней. (А.Пушкин) 4. Нужны мне разомЮг и север,Восток и запад,Лес и степь;Моря и каменные горы,И вольный плес равнинных рек. (А.Твардовский) 5. И только сбруя золотаяВсю ночь видна... Всю ночь слышна. (А.Блок) а) Антитеза; б) парцелляция; в) синекдоха; г) метафора; д) перифраза.
далее

1. Жить, храня веселье горя,Помня радость прошлых весен. (В.Брюсов) 2. Не сломлюсь, не дрогну, не устану,Ни крупицы не прощу врагам. (О.Берггольц) 3. Котелок сердится и бормочет на огне. (К.Паустовский) 4. Ты все пела? – Это дело!Так поди же попляши. (И.Крылов) 5. И никто с начала мира не видал такого пира. (А.Пушкин) а) Олицетворение; б) оксюморон; в) ирония; г) градация; д) гипербола.
Задание 5

Задание 6 (с подсказкой)
1. На реке форелевой, в северной губернии,В лодке сизым вечером уток не расстреливай. (И.Северянин) 2. Анчар, как грозный часовой,Стоит – один во всей вселенной. (А.Пушкин) 3. И солнце греется на льдине. (Б.Пастернак) 4. Недаром помнит вся РоссияПро день Бородина. (М.Лермонтов) 5. И воск слезами с ночникаНа платье капал. (Б.Пастернак) а) Гипербола; б) эпитет; в) метафора; г) оксюморон; д) метонимия.
далее

Метонимия (с греч. - переименование) -перенос значения по смежности явлений
выпить бокал вина (с содержимого на содержащее); эй, шляпа, остановитесь (с человека на его одежду); собрался весь Эльзас (с жителей на населенный пункт); прочитал всего Шекспира; поздний Блок; ранний Есенин (с произведения на имя автора).

Задание 7
1. Я обручился с тишиной,Всегда безмолвием поющей. (К.Бальмонт) 2. Так вокруг него непоправимо тихо,Что слышно, как растет трава. (А.Ахматова) 3. Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.Пушкин) 4. Плачет и смеется песня лиховая. (С.Есенин) 5. И очи синие, бездонныеЦветут на дальнем берегу. (А.Блок) а) Гипербола; б) антитеза; в) метафора; г) метонимия; д) оксюморон.

Задание 8
1. Выхожу один я на дорогу. (М.Лермонтов) 2. И вы подобно так падете,Как с древ увядший лист падет!И вы подобно так умрете,Как ваш последний раб умрет. (Г.Державин) 3. Быть может, в Лете не потонетСтрофа, слагаемая мной. (А.Пушкин) 4. Я видывал, как она косит:Что взмах – то готова копна! (Н.Некрасов) 5. Изначальней всего остального – любовь,В песне юности первое слово – любовь,О, несведущий в мире любви горемыка,Знай, что всей нашей жизни основа – любовь! (О.Хайям) а) Сравнение; б) инверсия; в) эпифора; г) гипербола; д) перифраза.

Задание 9
1. Как ночи УкрайныВ сиянии звезд незакатных,Исполнены тайныСлова ее уст ароматных. (М.Лермонтов) 2. В темной роще на полянеПлачет смехом бубенец. (С.Есенин) 3. Эх, суконная, казеннаяВоенная шинель,У костра в лесу прожженная,Отменная шинель.Знаменитая, пробитаяВ бою огнем врагаДа своей рукой зашитая,Кому не дорога! (А.Твардовский) 4. Красною кистьюРябина зажглась.Падали листья.Я родилась. (М.Цветаева) 5. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная... (Н.Некрасов) а) Метафора; б) антитеза; в) сравнение; г) оксюморон; д) эпитет.

Задание 10
1. Звуки виолончели вились, переплетались, росли и наполняли замерзшую залу. (В. Гаршин) 2. Где стол был яств, там гроб стоит. (Г.Державин) 3. И страна березового ситцаНе заманит шляться босиком. (С.Есенин) 4. Во всем мне хочется дойтиДо самой сути.В работе, в поисках пути,В сердечной смуте. (Б.Пастернак) 5. Посадили деревья в саду.Тихо, тихо, чтоб их ободрить,Шепчет осенний дождь. (Басе) а) Антитеза; б) градация; в) олицетворение; г) перифраза; д) парцелляция.

Задание 11
1. Ветер, ветер!На ногах не стоит человек,Ветер, ветер –На всем Божьем свете. (А.Блок) 2. Голос безгласия;Чтоб он молчаньемСлаву пел мою. (К.Бальмонт) 3. Война – жестче нету слова.Война – печальней нету слова.Война – святее нету слова. (А.Твардовский) 4. Театр уж полон; ложи блещут;Партер и кресла, все кипит. (А.Пушкин) 5. Свет луны, таинственный и длинный,Плачут вербы, шепчут тополя. (С.Есенин) а) Метонимия; б) олицетворение; в) оксюморон; г) параллелизм, анафора, эпифора, д) гипербола.

Задание 12

Задание 12
1. За ним вослед неслись толпойСии птенцы гнезда Петрова...Его товарищи, сыны:И Шереметьев благородный,И Брюс, и Боур, и Репнин,И, счастья баловень безродный,Полудержавный властелин. (А.Пушкин) 2. Из ненавидящей любви,Из преступлений, исступлений –Возникнет праведная Русь. (М.Волошин) 3. Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый. (И.Крылов) 4. Будет льдом покрываться река,Будут ночью поскрипывать двери,Будет грязь во дворе глубока. (Н.Рубцов) 5. Мне грустно... оттого что весело тебе. (М.Лермонтов) а) Метонимия; б) антитеза; в) оксюморон; г) перифраза; д) анафора.

Задание 13 (с подсказкой)
1. Ты, брат, – это батальон.Полк. Дивизия. А хочешь –Фронт. Россия!.. (А.Твардовский) 2. В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский) 3. Гвоздин, хозяин превосходный,Владелец нищих мужиков. (А.Пушкин) 4. Покатились глаза собачьиЗолотыми звездами в снег. (С.Есенин) 5. Желаю вам всевозможных бед, печалей и напастей избежать. (А.Чехов) а) Гипербола; б) метафора; в) инверсия; г) градация; д) ирония.
Задание 14

градация
Расположение слов по возрастающей (или убывающей) значимости: Не жалею, не зову, не плачу… (С.Есенин) Усиливает различные оттенки одного чувства, все более и более повышает эмоциональность и внутреннюю экспрессию высказывания.

Задание 14 (с подсказкой)
1. Не нужно мне солнце чужое,Чужая земля не нужна. (М.Исаковский) 2. Старик с морозца вносит в домОхапку дров продрогших. (Д.Самойлов) 3. Ночь стелет тень и влажный берег судит,Ночь тянет вдаль свой невод золотой. (И.Бунин) 4. Собирались на работу ночью. ЧиталиДонесенья, справки, дела.Торопливо подписывали приговоры.Зевали. Пили вино. (М.Волошин) 5. Земля дымилась, словно щей горшок. (Б.Пастернак) а) Парцелляция; б) метафора; в) сравнение; г) лексический повтор; д) эпитет.
Задание 15

повтор (лексический повтор)
Значимый повтор одного слова или словосочетания на протяжении строки или соседних строк: Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней. (Ф.Тютчев) Повтор подчеркивает значимое для автора слово, заставляя читателя вдуматься в его смысловое наполнение; создает ритм, «пульсацию» строки.

Задание 15
1. Тогда ночной фиалкой пахнет все:Лета и лица. Мысли. Каждый случай,Который в прошлом может быть спасен. (Б.Пастернак) 2. Око зрит – невидимейшую даль,Сердце зрит – невидимейшую связь.Ухо пьет – неслыханнейшую молвь. (М.Цветаева) 3. Но степь поет. (И.Бунин) 4. Светила нам только зловещая тьма. (А.Ахматова) 5. День был горяч, душен, как воздух над раскаленной плитой. (А.Грин) а) Метонимия; б) оксюморон; в) сравнение; г) параллелизм; д) парцелляция.

Задание 16
1. Девушка пела в церковном хореО всех уставших в чужом краю,О всех кораблях, ушедших в море,О всех, забывших радость свою. (А.Блок) 2. Белая акация и сирень пахнут так сильно, что кажется: воздух и сами деревья стынут от своего запаха. (А.Чехов) 3. Так много думано, исполнено так мало. (В.Брюсов) 4. Пусть громы небо потрясают,Злодеи слабых угнетают,Безумцы хвалят разум свой!Мой друг! Не мы тому виной. (Н.Карамзин) 5. Шепот, робкое дыханье,Трели соловья,Серебро и колыханьеСонного ручья.Свет ночей, ночные тени,Тени без конца,Ряд волшебных измененийМилого лица. (А.Фет) а) Градация; б) бессоюзие; в) гипербола; г) антитеза; д) анафора.

Задание 17
1. Всех бродяг, бедняков и больных знаешь Ты,Всех беспомощных с горестью их знаешь Ты,Если я позову Тебя, стоны услышишь,А смолчу – и наречье немых знаешь Ты. (О.Хайям) 2. Он человек! Им властвует мгновенье,Он раб молвы, сомнений и страстей;Простим ему неправое гоненье:Он взял Париж, он основал Лицей. (А.Пушкин) 3. Золотое сердце РоссииМерно бьется в груди моей. (Н.Гумилев) 4. О бард любви, далекий соловей. (В.Брюсов) 5. Вся жизнь, ненужно изжитая.Пытала, унижала, жгла. (А.Блок) а) Перифраза; б) метафора; в) метонимия; г) градация; д) эпифора.

Задание 18
1. Целый день спят ночные цветы,Но лишь солнце за рощу зайдет,Раскрываются тихо листы,И я слышу, как сердце цветет. (А.Фет) 2. О доблестях, о подвигах, о славеЯ забывал на горестной земле. (А.Блок) 3. Шепот ли, шорох иль шелест –Нежность, как песни Саади. (С.Есенин) 4. И сразу дают понять, что они – власть. Они-то и есть. Истинная, стальная. (Ю.Трифонов) 5. Гремят отдвинутые стулья;Толпа в гостиную валит;Так пчел из лакомого ульяНа ниву шумный рой летит. (А.Пушкин) а) Градация; б) звукопись; в) сравнение; г) метафора; д) парцелляция.

Задание 19
1. Таскали – то кирпичик, то полено,То бревнышко. И прятались. (А.Блок) 2. Снег, словно мед ноздреватый,Лег под прямой частокол. (С.Есенин) 3. Двери вдруг заляскали,будто у гостиницыне попадает зуб на зуб. (В.Маяковский) 4. Дрожат на люстрах огоньки...Как хорошо за книгой дома!Под Грига, Шумана, КюиЯ узнавала судьбы Тома. (М.Цветаева) 5. Бесконечность немых голосов. (К.Бальмонт) а) Сравнение; б) парцелляция; в) оксюморон; г) звукопись; д) метонимия.

Задание 20
1. Черный бархатный шмель, золотое оплечье. (И.Бунин) 2. На улице, шагах в пяти,Стоит, стыдясь, зима у входаИ не решается войти. (Б.Пастернак) 3. Мы – из Вильяма ШекспираДва стиха. (М.Цветаева) 4. Забуду год, день, число.Запрусь одинокий с листом бумаги я. (В.Маяковский) 5. Он не пришел, кудрявый наш певец,С огнем в очах, с гитарой сладкогласной. (А.Пушкин) а) Метонимия; б) эпитет; в) градация; г) метафора; д) перифраза.

Задание 21
1. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. (А.Грибоедов) 2. Спит земля в сиянье голубом. (М.Лермонтов) 3. И на известку колоколен невольно крестится рука. (С.Есенин) 4. Я восторгами сердце баюкаю. (В.Брюсов) 5. Меж тем как сельские циклопыПеред медлительным огнемРоссийским лечат молоткомИзделье легкое Европы. (А.Пушкин) а) Олицетворение; б) метонимия; в) литота; г) перифраза; д) метафора.

Задание 22
1. Угас, как светоч, дивный гений,Увял торжественный венок. (М.Лермонтов) 2. И раб судьбу благословил. (А.Пушкин) 3. Придет шарманщик хмурый,Заплачет на дворе...О той свободной доле, Что мне не суждена. (А.Блок) 4. Свеча горела на столе,Свеча горела. (Б.Пастернак) 5. Принять его, позвать, просить, сказать, что дома. (А.Грибоедов) а) Лексический повтор; б) перифраза; в) градация; г) синекдоха; д) парцелляция.

Задание 23
1. Младший сын был ростом с пальчик –Как тебя унять,Спи, мой тихий, спи, мой мальчик,Я дурная мать. (А.Ахматова) 2. Не думаю, не жалуюсь, не спорю.Не сплю.Не рвусь ни к солнцу, ни к луне, ни к морю,Ни к кораблю. (М.Цветаева) 3. В небе такая луна,Словно дерево спилено под корень:Белеет свежий срез. (Басё) 4. Я сидел у окна в переполненном зале.Где-то пели смычки о любви. (А.Блок) 5. Невыразимая печальОткрыла два огромных глаза. (О.Мандельштам) а) Литота; б) метафора; в) градация; г) сравнение; д) метонимия.

Задание 24
1. Одноэтажные дома,Где однодумы-генералыСвой коротают век усталый,Читая «Ниву» и «Дюма». (О.Мандельштам) 2. Еще недавно ласточкой свободнойСвершала ты свой утренний полет,А ныне станешь нищенкой голодной,Не достучишься у чужих ворот. (А.Ахматова) 3. И путешествия ему,Как все на свете, надоели,Он возвратился и попал,Как Чацкий, с корабля на бал. (А.Пушкин) 4. Река раскинулась. Течет, грустит ленивоИ моет берега.Над скудной глиной желтого обрываВ степи грустят стога. (А.Блок) 5. Легче весеннего дуновенияПрикосновениеПальцев тонких. (М.Кузмин) а) Антитеза; б) гипербола; в) олицетворение; г) метонимия; в) сравнение.

Задание 25
1. Морозные белые пальмыНа стеклах беззвучно цветут. (В.Ходасевич) 2. И как могла я ей проститьВосторг твоей хвалы влюбленной?Смотри, ей весело грустить,Такой нарядно-обнаженной. (А.Ахматова) 3. Суровый Дант не презирал сонета;В нем жар любви Петрарка изливал;Игру его любил творец Макбета;Им скорбну мысль Камоэнс облекал. (А.Пушкин) 4. Это было у моря, где ажурная пена,Где встречается редко городской экипаж...Королева играла в башне замка Шопена,И, внимая Шопену, полюбил ее паж. (И.Северянин) 5. И что ж от долгого мученья,Как пепл, сберечь ей удалось?Боль, злую боль ожесточенья,Боль без отрады и без слез! (Ф.Тютчев) а) Метонимия; б) перифраза; в) оксюморон; г) лексический повтор; д) метафора.

Задание 26
1. Большинство носило усики, усы и даже усищи. (А.Куприн) 2. Пусть уснет океан на песке и щебне.Страшно слышать во тьме этот гулкий вой. (Р.Бернс) 3. Как чудеса твои прекрасны,Кудесница любви, весна! (М.Кузмин) 4. Я в этот мир пришел, чтоб видеть СолнцеИ синий кругозор.Я в этот мир пришел, чтоб видеть СолнцеИ выси гор. (К.Бальмонт) 5. В морозном тумане белеет Исакий.На глыбе оснеженный высится Петр. (В.Брюсов) а) Перифраза; б) олицетворение; в) градация; г) анафора, параллелизм; д) метонимия

Задание 27
1. Вчера еще в глаза глядел,А нынче – все косится в сторону!Вчера еще до птиц сидел, –Все жаворонки нынче – вороны! (М.Цветаева) 2. Полночной порою в болотной глушиЧуть слышно, бесшумно шуршат камыши. (К.Бальмонт) 3. Больной, усталый лед,Больной и талый снег. (Д.Мережковский) 4. Он в том покое поселился,Где деревенский старожилЛет сорок с ключницей бранился,В окно смотрел и мух давил. (А.Пушкин) 5. Мою любовь, широкую, как море,Вместить не могут жизни берега. (А.Толстой) а) Гипербола; б) перифраза; в) антитеза; г) эпитеты; д) звукопись.

Задание 28
1. Подруга думы праздной, чернильница моя;Мой век однообразный тобой украсил я. (А.Пушкин) 2. Летят они, написанные наспех,Горячие от горечи и нег.Между любовью и любовью распятМой миг, мой час, мой день, мой год, мой век. (М.Цветаева) 3. Нас ведь вся Москва знает. Бог знает, что наплетут, Москва ведь такая сплетница. (А.Куприн) 4. Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакою кистью не изобразимые. (Н.Гоголь) 5. Сусальным золотом горят В лесах рождественские елки. (О.Мандельштам) а) Метонимия; б) сравнение; в) градация; г) перифраза; д) гипербола.

1. Боже, какие есть прекрасные должности и службы! как они возвышают и услаждают душу! но увы! я не служу и лишен удовольствия видеть тонкое обращение с собой начальников. (Н.Гоголь) 2. Величье низкое, божественная грязь! (Ш.Бодлер) 3. Было горе, будет горе,Горю нет конца,Да хранит святой ЕгорийТвоего отца. (А.Ахматова) 4. Женской лести лебяжий пух. (М.Цветаева) 5. Смотрите, первенцы свободы:Мороз на берегах Невы! (З.Гиппиус) а) Лексический повтор; б) оксюморон; в) ирония; г) перифраза; д) метафора.
Задание 29

Задание 30
1. Эти ивы и березы,Эти капли – эти слезы,Этот пух – не лист,Эти горы, эти долы,Эти мошки, эти пчелы,Этот зык и свист. (А.Фет) 2. Привычные к степям – глаза,Привычные к слезам – глаза,Зеленые – соленые –Крестьянские глаза! (М.Цветаева) 3. Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиною в арку главного штаба, но увы! должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля. (Н.Гоголь) 4. Но никогда ни один начальник не решался закричать на юнкера или оскорбить его словом. Тут щетинилось все училище. (И.Куприн) Предки были, вероятно, какие-нибудь скороходы при дворе русских бояр. Или татарских мурз. (Ю.Трифонов) а) Парцелляция; б) анафора, эпифора; в) бессоюзие; г) метонимия, метафора; д) литота, гипербола.

ОТВЕТЫ К ТЕСТУ
Задание 1: 1 – г, 2 – б, 3 – в, 4 – д, 5 – а.Задание 2: 1 – д, 2 – б, 3 – а, 4 – г, 5 – в.Задание 3: 1 – в, 2 – б, 3 – г, 4 – а, 5 – д.Задание 4: 1 – г, 2 – в, 3 – д, 4 – а, 5 – б.Задание 5: 1 – б, 2 – г, 3 – а, 4 – в, 5 – д.Задание 6: 1 – б, 2 – а, 3 – г, 4 – д, 5 – в.Задание 7: 1 – д, 2 – а, 3 – г, 4 – б, 5 – в.Задание 8: 1 – б, 2 – а, 3 – д, 4 – г, 5 – в.Задание 9: 1 – в, 2 – г, 3 – д, 4 – а, 5 – б.Задание 10: 1 – б, 2 – а, 3 – г, 4 – д, 5 – в.Задание 11: 1 – д, 2 – в, 3 – г, 4 – а, 5 – б.Задание 12: 1 – г, 2 – в, 3 – а, 4 – д, 5 – б.Задание 13: 1 – г, 2 – а, 3 – д, 4 – б, 5 – в.Задание 14: 1 – г, 2 – д, 3 – б, 4 – а, 5 – в.Задание 15: 1 – д, 2 – г, 3 – а, 4 – б, 5 – в.Задание 16: 1 – д, 2 – в, 3 – г, 4 – а, 5 – б.Задание 17: 1 – д, 2 – в, 3 – б, 4 – а, 5 – г.Задание 18: 1 – г, 2 – а, 3 – б, 4 – д, 5 – в.Задание 19: 1 – б, 2 – а, 3 – г, 4 – д, 5 – в.Задание 20: 1 – б, 2 – г, 3 – а, 4 – в, 5 – д.Задание 21: 1 – в, 2 – а, 3 – б, 4 – д, 5 – г.Задание 22: 1 – б, 2 – г, 3 – д, 4 – а, 5 – в.Задание 23: 1 – а, 2 – в, 3 – г, 4 – д, 5 – б.Задание 24: 1 – г, 2 – а, 3 – д, 4 – в, 5 – б.Задание 25: 1 – д, 2 – в, 3 – б, 4 – а, 5 – г.Задание 26: 1 – в, 2 – б, 3 – а, 4 – г, 5 – д.Задание 27: 1 – в, 2 – д, 3 – г, 4 – б, 5 – а.Задание 28: 1 – г, 2 – в, 3 – а, 4 – д, 5 – б.Задание 29: 1 – в, 2 – б, 3 – а, 4 – д, 5 – г.Задание 30: 1 – в, 2 – б, 3 – д, 4 – г, 5 – а.

успешной сдачи экзамена!

ИСТОЧНИКИ В тесте использованы строки из произведений И.Бунина, В.Маяковского, А.Грибоедова, С.Есенина, А.Пушкина, Н.Некрасова, А.Суркова,И.Крылова, А.Блока, Б. Пастернака, А.Ахматовой, М.Цветаевой. Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений / Сост., подгот. текста и примеч. А.А. Николаева. – Л.: Сов. писатель, 1987. – 448 с. (Б-ка поэта. Большая серия). Анна Ахматова. Стихотворения. Поэмы: Анна Ахматова - Москва, Эксмо, 2013 г.- 704 с Борис Пастернак. Избранное: Борис Пастернак - Москва, Детская литература, 2011 г.- 304 с. С. А. Есенин. Стихотворения и поэмы: С. А. Есенин - Москва, Мир книги, Литература, 2007 г.- 336 с. А. А. Блок. Стихотворения. Поэмы: А. А. Блок - Санкт-Петербург, ДРОФА, 2013 г.- 416 с. Фон - http://www.tvoyrebenok.ru/fon-dlya-prezentacii.shtml Картинка - http://xn--34-dlcefq3a4n.xn--p1ai/news/mikhailovka/dlya_vypusknikov_proshlykh_let_zhelayushchim_sdavat_edinyy_gosudarstvennyy_ekzamen_dalee_ege_prodlya/

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:

Слайд 2

ЕГЭ Задание В8: Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на основе текста. Рассмотрите языковые особенности данного текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Чтобы выполнить это задание в экзаменационной работе, необходимо: знать определение языковых средств; уметь находить эти тропы в тексте; понимать их роль в тексте. Изобразительно-выразительные средства языка (используются разные термины) тропы фигуры речи средства художественной выразительности Далее Назад

Слайд 3

Цель презентации: обобщить знания учащихся; проверить сформированность умения обнаруживать в исходном тексте самые распространенные средства выразительности, с которыми сталкивались при анализе текста на уроках русского языка и литературы; помочь учителям школы в объяснении этой сложной темы на разных ступенях обучения. Далее Назад

Слайд 4

Сфера применения материала В 5-8 классах на уроках русского языка и литературы (на этапе знакомства с тропами) В 9-11 классах на уроках русского языка и литературы при анализе текстов разных стилей (на этапе повторения) на уроках русского языка и литературы (на этапе систематизации знаний о языковых средствах русского языка, подготовке к ЕГЭ, мини ЕГЭ) На главную Назад

Слайд 5

Подготовка к ЕГЭ. Задание В8. Тропы Проверь себя Средства речи В начало

Слайд 6

Средства речи Тропы олицетворение эпитет сравнения антитеза звукопись а) аллитерация б) ассонанс метафора инверсия анафора эпифора гипербола литота метонимия оксюморон перифраз(а) синекдоха парцелляция период градация Лексические антоним синоним диалектизм просторечные слова устаревшие слова разговорная лексика эмоционально-окрашенная лексика термины лексический повтор Синтаксические синтаксический параллелизм ряды однородных членов вставные конструкции уточняющие главные предложения неполные предложения риторическое обращение риторический вопрос

Слайд 7

Слайд 8

Олицетворение перенесение изображения человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. Осень взмахнула кистью волшебной, Легким багрянцем покрылалиству. (С. Петросян) Ветер плачет за окном, Ветер мечется и стонет И невидимым крылом Золотые листья гонит. (К. Феофанов) Найдите олицетворение. Осень взмахнула кистью волшебной, Легким багрянцем покрыла листву. (С. Петросян) Ветер плачет за окном, Ветер мечется и стонет И невидимым крылом Золотые листья гонит. (К. Феофанов)

Слайд 9

Эпитет - образное определение, дающее предмету дополнительную художественную характеристику. Назовите эпитеты. Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный. Стоит над солнечной поляной, Завороженный тишиной. (И. Бунин) Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой,багряный. Стоит над солнечной поляной, Завороженный тишиной. (И. Бунин)

Слайд 10

Сравнение - прямое сопоставление одного предмета или явления с другим по какому-либо признаку. Темный ельник снегами, как мехом, Опушили седые морозы, В блестках инея, точно в алмазах, Задремали, склонившись, березы. Удачные ли сравнения нашел поэт? Темный ельник снегами, как мехом, Опушили седые морозы, В блестках инея,точно в алмазах, Задремали, склонившись, березы.

Слайд 11

Антитеза - противопоставление. Еще земли печален вид, А воздух уж весною дышит. Какую роль выполняет антитеза? Еще земли печален вид, А воздух уж весною дышит.

Слайд 12

Звукопись - специальный подбор звуков, помогающий озвучить картину. ...Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. (К. Д. Бальмонт). Какие ассоциации вызывает звуковой подбор в строке? Тише, мыши, кот на крыше, А котята еще выше. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. ...Чуть слышно, бесшумно шуршаткамыши. (К. Д. Бальмонт). Тише, мыши, кот на крыше, А котята еще выше. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.

Слайд 13

Аллитерация Ассонанс - повторение одних и тех же согласных звуков. - повторение одних и тех же гласных звуков. Подо льдом ручей забулькал, Зазвенело все кругом, Тонко дзинькнула сосулька, Разбиваясь под окном. (А. Твардовский) Какие звуки повторяются? С какой целью это делается? Тиха украинская ночь, Прозрачно небо. Звезды блещут. Опишите состояние лирического героя. Что использует автор для усиления настроения? Подо льдом ручей забулькал, Зазвенело все кругом, Тонко дзинькнула сосулька, Разбиваясь под окном. (А. Твардовский) Тиха украинская ночь, Прозрачно небо. Звезды блещут.

Слайд 14

Гудит трава за розовым плетнем, Под ветром степь, как море ходит зыбко, И в небесах, изнеможденных днем, Зареяла кровавая улыбка. Гудит трава за розовым плетнем, Под ветром степь, как море ходит зыбко, И в небесах, изнеможденных днем, Зареяла кровавая улыбка. Метафора Найдите метафору. Какие еще тропы здесь используются? - скрытое сравнение, перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства.

Слайд 15

Инверсия - нарушение привычного порядка слов. У дороги дуб зеленый Зашумел листвой каленой. Над землею истомленной Дождь собрался долгожданный. (А. Твардовский) Как неожиданно и ярко На влажной неба синеве Воздушная воздвиглась арка В своем минутном торжестве! (Ф. Тютчев) Что изменится, если восстановить привычный порядок слов? У дороги дуб зеленый Зашумел листвой каленой. Над землею истомленной Дождь собрался долгожданный. (А. Твардовский) Как неожиданно и ярко На влажной неба синеве Воздушная воздвиглась арка В своем минутном торжестве! (Ф. Тютчев)

Слайд 16

Анафора - повторение одних и тех же звуков, слов в начале нескольких строк. Легкие тучи растаяли, Легкая встала звезда, Легкие лодки отчалили В синюю даль навсегда. (Г. Иванов) И шумят тихим шумом вечерние волны, И баюкают песней своей. Одинокое сердце И грустные думы В беспредельном просторе морей. Оправдан ли повтор, как вы думаете? Легкие тучи растаяли, Легкая встала звезда, Легкие лодки отчалили В синюю даль навсегда. (Г. Иванов) И шумят тихим шумом вечерние волны, И баюкают песней своей. Одинокое сердце И грустные думы В беспредельном просторе морей.

Слайд 17

Эпифора - повторение одних и тех же звуков в конце нескольких строк. Есть место на земле: Вокруг – Куда ни смотришь – Всюду юг, И справа юг, И слева юг, И спереди, И сзади... Куда ни смотришь – Всюду юг И льды на водной глади. С какой целью используется в загадке эпифора? Помогает ли она найти отгадку? ЮГ ЮГ Есть место на земле: Вокруг – Куда ни смотришь – Всюду юг, И справа юг, И слева юг, И спереди, И сзади... Куда ни смотришь – Всюду юг И льды на водной глади.

Слайд 18

Гипербола Литота - преувеличение свойств предметов с тем, чтобы усилить образность и выразительность речи. - художественное преуменьшение предмета с целью усиления эмоционального воздействия. Я знаю – Гвоздь у меня в сапоге Кошмарней, чем фантазия у Гете! (В. Маяковский) Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить. (из народной песни) Я знаю – Гвоздь у меня в сапоге Кошмарней, чем фантазия у Гете! (В. Маяковский) Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить. (из народной песни)

Слайд 19

Метонимия - художественное отождествление предметов, понятий, явлений по принципу смежности (близости). Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла, все кипит... (А. С. Пушкин) Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла, все кипит... (А. С. Пушкин)

Слайд 20

Оксюморон (или оксиморон) - сочетание несочетаемого, противоположных по значению слов. Мой верный друг! мой враг коварный! Мой царь! мой раб! родной язык! (В. Брюсов) Родной Язык Мой верный друг! мой враг коварный! Мой царь! мой раб! родной язык! (В. Брюсов)

Слайд 21

Перифраз(а) - замена названия предмета описанием его признаков. Хочу у зеркала, где муть И сон туманящий, Я выпытать, куда Вам путь У где пристанище.. (М. Цветаева) Хочу у зеркала, где муть И сон туманящий, Я выпытать, куда Вам путь У где пристанище.. (М. Цветаева)

Слайд 22

Синекдоха - замещение целого слова или понятия его частью. Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы мундиры голубые,... Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы мундиры голубые,...

Слайд 23

Парцелляция - экспрессивный синтаксический прием письменного литературного языка: предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные, как самостоятельные предложения. И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь. (П. Г. Антокольский) И снова. Гулливер.Стоит.Сутулясь. (П. Г. Антокольский)

Слайд 24

Период - Развернутое сложноподчиненное предложение с четкой интонацией и делением на колоны. Когда волнуется желтеющая нива. И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка; Когда росой обрызганной душистой, Румяным вечером или утра в час златой, Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо качает головой; Когда студеный луч играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он, - Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, - И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога... (М. Лермонтов)

Слайд 25

Не жалею,не зову,не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым... (С. Есенин) Градация - последовательное нагнетание или, наоборот, ослабление силы однородных выразительных средств художественной речи. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым... (С. Есенин)

Слайд 26

1. Какой троп использован поэтом? Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек лёгкая стая С замираньем летит на звезду. С. Есенин 1) сравнение 2) парцелляция 3) аллитерация 4) оксюморон Проверь свои знания 2. Иллюстрацией какого тропа служат строки А. С. Пушкина? Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несёшься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день. синекдоха метонимия анафора литота

Слайд 27

3. Какой троп не использован в четверостишии Н. Заболоцкого? Сыплет дождик большие горошины, Рвётся ветер, и даль нечиста. Закрывается тополь взъерошенный Серебристой изнанкой листа. метафора антитеза олицетворение эпитет 4. Найдите метафору. Внезапной бурею растрёпана рябина И шорохом аллей, Вчерашнего дождя осыпались рубины На изморозь полей. внезапной растрёпана рябина рубины

Слайд 28

5. Найдите эпитет. Холодеет ночь перед зарёю, Смутно травы шепчутся сухие, Сладкий сон их навевает ветер. И. Бунин. 1) холодеет 2) сухие 3) ветер 4) сладкий 6. Укажите троп, использованный в строке Б. Поплавского. Осень. В белом сиянии неба Всё молчит, всё устало, всё ждёт. 1)градация 2) парцелляция 3) перифраз 4) оксюморон

Слайд 29

7.Перечислите тропы, использованные в стихотворении В. Карпеко Литая медь стволов сосновых Чугунной стала в час ночной. Лес, утонув в снегах пуховых, Морозной полон тишиной. Лишь белотелые берёзы, Такие хрупкие на вид, Порой заропщут на морозы Да ель зубами заскрипит. В ответ ей эхо ухнет гулко. И снова тишь…Но вся она, Как музыкальная шкатулка, Мелодией начинена. период эпитет инверсия эпифора сравнение гипербола метафора олицетворение Ответы и результаты

Слайд 30

Оцени свои знания. 1. 1) 2. 3) 3. 2) 4. 4) 5. 4) 6. 1) 7. 2), 3), 5), 7), 8) За правильный ответ в заданиях №1-6 вы получаете по 1 баллу, задание №7 дает вам 3 балла. Если вы набрали 9 баллов, то показали блестящие знания материала и получили оценку «5». Если сумма балов 7-8, продемонстрировали хороший уровень и получили оценку «4». Если результат 5-7 баллов, советуем еще поработать над темой, ваша оценка «3». Работа, набравшая менее5 баллов не оценивается. Придется еще раз изучить теорию.

Посмотреть все слайды


Тропы - обороты речи или слова в переносном значении. В основе тропов лежит сравнение. Тропы помогают автору показать явление или образ ярко, неповторимо, наглядно; обогащают восприятие мира, показывают явления с новой, неожиданной стороны; отражают личностный взгляд автора на мир, помогают ощутить авторскую позицию.




Сравнение: сопоставление предметов или явлений при наличии общего существенного признака. Какие способы для создания сравнений вы находите? Река как зеркало стальное. Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками или ждёт чего-то. (А.Чехов). Лежал закат костром багровым (А.Ахматова). Под ним струя светлей лазури (М.Лермонтов). Сводом каменным кажется небо (А.Ахматова).




Метафора (с греч. - перенос) Что такое метафора? Понаблюдайте над примерами сравнения, метафоры и эпитета и попытайтесь дать определение метафоры, почувствовать ее особенность: река как зеркало (сравнение); зеркальная река (эпитет); зеркало реки (метафора). Метафора – это скрытое сравнение; перенос значения с одного предмета на другой по сходству.


Метафора выявляет неповторимость авторского взгляда на мир, способность увидеть в привычном и обыденном – необычное, почувствовать взаимосвязь, казалось бы, далеких проявлений бытия, разных предметов и явлений. О чём говорят поэты? «Медлительнее снежный улей»; «Осколки звёзд на землю падают»; «Морозное дыхание зимы»; «К белым звёздочкам в буране Тянутся цветы герани За оконный переплёт». «А в заплатанном салопе Сходит наземь небосвод».


Метафора позволяет сделать художественный образ наиболее выразительным, резко индивидуальным, помогает нам «увидеть», представить его Что вы видите, читая эти строки? В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть. (С.Есенин); Пустых небес прозрачное стекло. (А.Ахматова);


Аллегория: иносказание, отражение отвлеченного понятия через конкретный образ. Всмотритесь в аллегорические скульптурные образы и подумайте – для чего необходимо отвлеченное понятие отражать через конкретный образ? В основе самого крупного петергофского фонтана – «Самсон, разрывающий пасть льва» - миф о герое ветхозаветных преданий силаче Самсоне. Скульптура создана в год 25-летия со дня Полтавской битвы. Образ Самсона олицетворял Петра Первого и русское воинство, а лев – поверженных шведов, на государственном гербе которых изображен лев.






Метонимия (с греч. - переименование) - перенос значения по смежности явлений выпить бокал вина (с содержимого на содержащее); эй, шляпа, остановитесь (с человека на его одежду); собрался весь Эльзас (с жителей на населенный пункт); прочитал всего Шекспира; поздний Блок; ранний Есенин (с произведения на имя автора).




Синекдоха (с греческого «соотнесение») Что с чем соотносится и по какому принципу? И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М.Лермонтов); Швед, русский колет, рубит, режет (М.Лермонтов). Вся армия соотносится с одним солдатом, ее представителем; множественное число обозначается через единственное; Все флаги в гости будут к нам (А.Пушкин) страна как целое обозначается через ее государственный флаг; Усилить бой бестрепетных сердец (А.Фет) человек соотносится с его сердцем, что в данном случае является для поэта главным, самым существенным признаком человека.




Мы знаем, как удивительны олицетворения в русской литературе. Они отражают не только яркость художественного образа, но и определенное мировосприятие поэта, его взгляд на мир. Ощутите это мировосприятие в стихотворных текстах С.Есенина: как осмысливается поэтом взаимосвязь человека и природы? О красном вечере задумалась дорога, Кусты рябин туманней глубины. Изба-старуха челюстью порога Жуёт пахучий мякиш тишины. Осенний холод ласково и кротко Крадётся мглой к овсяному двору; Сквозь синь стекла желтоволосый отрок Лучит глаза на галочью игру.








Перифраза (перифраз) Описательное выражение; замена однословного названия описательным оборотом: Это был не просто орел – к этому гордому и немного надменному созданию как нельзя лучше подходило определение «царь птиц»; Люблю тебя, булатный мой кинжал, Товарищ светлый и холодный. Задумчивый грузин на месть тебя ковал, На грозный бой точил черкес свободный. (М.Лермонтов)


Ирония (с греческого «притворство») Прочитайте эти примеры и скажите, почему ирония – это «притворство»? отколе, умная, бредешь ты, голова («умная голова» – обращение к ослу в басне Крылова). «Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, то есть именно такая, как бывают гостиницы в губернских городах, где за два рубля в сутки проезжающие получают покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов, и дверью в соседнее помещение, где устраивается сосед, молчаливый и спокойный человек, но чрезвычайно любопытный, интересующийся знать о всех подробностях проезжающего» (Н.Гоголь).


Что такое ирония и для чего она служит? Употребление слова или высказывания в смысле, обратном буквальному. Ирония подчеркивает авторскую насмешку, выявляет скрытую дисгармонию, алогичность явления. Высшая степень проявления иронии – сарказм – насмешка едкая, горькая, выявляющая авторское неприятие.




Эпитет придает выражению образность и эмоциональность Найдите эпитеты в тексте и аргументируйте свой выбор: Помню раннее, свежее, тихое утро. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет. По всему саду раздаются голоса и скрип телег. (И.Бунин)


Фигуры - особые формы синтаксических конструкций, построенные на особых сочетаниях слов Фигуры усиливают воздействие речи на читателя; Фигуры усиливают воздействие речи на читателя; подчеркивают логику изложения, выступают средствами связи между предложениями; подчеркивают логику изложения, выступают средствами связи между предложениями; придают тексту наглядность, эмоциональность; придают тексту наглядность, эмоциональность; выделяют наиболее важное в содержании. выделяют наиболее важное в содержании.


Эпифора параллелизм анафора умолчание эллипсис инверсия оксюморон антитеза риторический вопрос риторическое восклицание риторическое обращение повтор многосоюзие Сочетания слов, основанные на повторе повышение эмоцио- нальности, прив- лечение внимания Сочетания слов, основанные на соотношении значений градация бессоюзие парцелляция ряды однород- ных членов




Повтор (лексический повтор) Значимый повтор одного слова или словосочетания на протяжении строки или соседних строк: Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней. (Ф.Тютчев) Повтор подчеркивает значимое для автора слово, заставляя читателя вдуматься в его смысловое наполнение; создает ритм, «пульсацию» строки.




Что анафора помогает нам понять в чувстве лирического героя А.Фета? Только в мире и есть, что тенистый Дремлющих клёнов шатёр. Только в мире и есть, что лучистый Детски задумчивый взор. Только в мире и есть, что душистый Милой головки убор. Только в мире и есть этот чистый Влево бегущий пробор.




Эпифора Повторение слов или словосочетаний в конце предложений (строк): Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.Гоголь) Эпифора так же, как анафора, создает мелодию строки, обнаруживает особое смысловое наполнение повторяющихся слов.


Параллелизм (синтаксический параллелизм) В чем своеобразие построения следующих строк? В заветных ладанках не носим на груди, О ней стихи навзрыд не сочиняем, Наш горький сон она не бередит, Не кажется обетованным раем. Не делаем ее в душе своей Предметом купли и продажи, Хворая, бедствуя, немотствуя на ней, О ней не вспоминаем даже. (А.Ахматова «Родная Земля»)


Многосоюзие Значимое, намеренное повторение союзов в одном предложении: И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. (А.Пушкин) Повторяющиеся союзы либо связывают явления, выявляя их родственность, равновеликость, либо разделяют, дробят, подчеркивая выборочность, единственность.


Бессоюзие Бессоюзие подчеркивает обособленность отдельных слов, фраз, а значит, и явлений, однако эта обособленность всё же означает их внутреннюю связь, взаимообусловленность. Всё это – грани чего-то единого. О доблестях, о подвигах, о славе Я забывал на горестной земле, Когда твое лицо в простой оправе Передо мной сияло на столе. (А.Блок)


Ряды однородных членов Значимое для создания образа или выражения авторской мысли употребление однородных членов. Ряды однородных членов помогают передать полноту, детальность изображаемого мира (если однородными оказываются подлежащие или дополнения); его динамику (при однородных сказуемых), многогранность (при однородных определениях).




Антитеза – контраст, противопоставление Два поэта – два стихотворных отрывка – два разных случая использования антитезы. В чем сходство и различия функции этой фигуры? Кто создан из камня, кто создан из глины –А я серебрюсь и сверкаю. (М.Цветаева) Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка Русь! (А.Некрасов)


Сделаем вывод о функциональности антитезы: Антитеза придает высказыванию особую внутреннюю энергию, подчеркивает неслиянность, несоответствие предметов или явлений, тем самым обнаруживая в этом противопоставлении их уникальность, неповторимость. Однако может использоваться и для того, чтобы обнаружить внутреннюю противоречивость целостного явления.


Оксюморон – соединение в одном словосочетании несоединимого Зачем оказывается необходимым соединить несоединимое? Какой образ создается благодаря оксюморону? снежный огонь (А.Блок) грустная радость (С.Есенин) Оксюморон подчеркивает необычность авторского видения, обнаруживает внутреннюю пластичность явления, способного сочетать взаимоисключающие признаки.




Умолчание (фигура умолчания) - внезапно оборванное высказывание Понаблюдайте над текстами и предположите, что может быть скрыто за этим «красноречивым» многоточием? Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, И всё – равно, и всё – едино. Но если по дороге куст Встает, особенно – рябина… (М.Цветаева) Шаганэ ты моя, Шаганэ! Там, на севере, девушка тоже. На тебя она страшно похожа. Может, думает обо мне… (С.Есенин)




Парцелляция Понаблюдайте над текстом и скажите, что такое парцелляция и какова ее функция? Во всём мне хочется дойти до самой сути. В работе, в поисках пути, в сердечной смуте. До сущности протекших дней, до их причины. До оснований, до корней, до сердцевины. (Б.Пастернак)


Эллипсис Пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения: Загляну я в неба очи – звёзды, Загляну тебе я в очи – звёзды. (В.Курдюмов) Посреди комнаты – огромная изразцовая печка, На каждом изразце – картинка, А в единственном окне – снег, снег, снег. (М.Цветаева) Эллипсис привносит особую экспрессию, внутреннюю энергию, динамичность; разорванная, укороченная строка создает ощущение пульсации авторского чувства.


Инверсия Обратный порядок слов: И слышно было до рассвета, как ликовал француз (сказуемое +подлежащее); на закат ты розовый похожа (определяемое слово+определение). Инверсия всегда переносит интонационное и смысловое ударение, подчеркивая то слово, которое для автора оказывается наиболее важным. 48 риторический вопрос Вопрос, задающийся с целью привлечения внимания слушателя и зачастую не предполагающий ответа. Чему служит риторический вопрос в художественном тексте? Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? Вы выходите на крыльцо. На темно-сером небе кое-где мигают звезды; влажный ветерок изредка набегает легкой волной; слышится сдержанный, неясный шепот ночи… (И.Тургенев)


Каковы функции риторического вопроса? Риторический вопрос служит для выявления логики высказывания, является средством связи разных мыслей, обнаруживает логику авторского размышления, привлекает внимание читателя, словно приглашая его задуматься над очень важной для автора проблемой.


Риторическое восклицание Фигура, повышающая эмоциональный уровень речи: Да здравствует солнце, Да скроется тьма! (А.Пушкин) А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул – и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо! (И.Тургенев) Риторическое восклицание придает большую энергетику высказыванию автора, усиливает выражение его чувств, их воздействие на читателя.


Риторическое обращение Подчеркнутое обращение к кому-либо или чему-либо. О первый ландыш! Из-под снега Ты просишь солнечных лучей; Какая девственная нега В душистой чистоте твоей! (А.Фет) Выражает авторское отношение, привлекает внимание. Возможность отзыва того, к кому обращаются, не предполагается.


Тропы - обороты речи или слова в переносном значении. В основе тропов лежит сравнение.

  • Тропы помогают автору показать явление или образ ярко, неповторимо, наглядно;
  • обогащают восприятие мира, показывают явления с новой, неожиданной стороны;
  • отражают личностный взгляд автора на мир, помогают ощутить авторскую позицию.

синекдоха

олицетворение

метонимия

метафора

сравнение

гипербола

аллегория

перифраза


Сравнение: сопоставление предметов или явлений при наличии общего существенного признака.

Какие способы для создания сравнений вы находите?

  • Река как зеркало стальное.
  • Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками или ждёт чего-то. (А.Чехов).
  • Лежал закат костром багровым (А.Ахматова).
  • Под ним струя светлей лазури (М.Лермонтов).
  • Сводом каменным кажется небо (А.Ахматова).

Какова функция сравнения в тексте?

  • Сравнение, сближая разные явления, помогает ощутить их глубинную, иногда совершенно неявную взаимосвязь. Образ становится более точным, рельефным, ёмким, наполняется смысловыми оттенками и полутонами.

Метафора (с греч. - перенос)

Что такое метафора? Понаблюдайте над примерами сравнения, метафоры и эпитета и попытайтесь дать определение метафоры, почувствовать ее особенность:

  • река как зеркало (сравнение);
  • зеркальная река (эпитет);
  • зеркало реки (метафора).
  • Метафора – это скрытое сравнение ; перенос значения с одного предмета на другой по сходству.

О чём говорят поэты?

  • «Медлительнее снежный улей»;
  • «Осколки звёзд на землю падают»;
  • «Морозное дыхание зимы»;
  • «К белым звёздочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплёт».

  • «А в заплатанном салопе

Сходит наземь небосвод».


Метафора позволяет сделать художественный образ наиболее выразительным, резко индивидуальным, помогает нам «увидеть», представить его

Что вы видите, читая эти строки?

  • В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

(С.Есенин);

  • Пустых небес прозрачное стекло.

(А.Ахматова);


Метафора помогает почувствовать состояние героя, его душевный настрой

В каком душевном состоянии находится лирический герой?

Я по первому снегу бреду,

В сердце ландыши вспыхнувших сил,

Вечер синею свечкой звезду

Над дорогой моей засветил.

(С.Есенин)


Аллегория: иносказание, отражение отвлеченного понятия через конкретный образ.

  • Всмотритесь в аллегорические скульптурные образы и подумайте – для чего необходимо отвлеченное понятие отражать через конкретный образ?

В основе самого крупного петергофского фонтана – «Самсон, разрывающий пасть льва» - миф о герое ветхозаветных преданий силаче Самсоне. Скульптура создана в год 25-летия со дня Полтавской битвы. Образ Самсона олицетворял Петра Первого и русское воинство, а лев – поверженных шведов, на государственном гербе которых изображен лев.



Проверьте себя:

  • Абстрактное, отвлеченное понятие, получая выражение в конкретной образной форме, становится зримым, понятным, обнаруживается его внутренняя сущность.

символ

  • Многозначный образ, связующий собой разные планы воспроизводимой действительности на основе их существенной общности.

Символ предполагает множественность толкований, расширяет ассоциативный план высказывания, тем самым обогащая его содержание.

Что может символизировать образ моря, созданный

Иваном Айвазовским?


Метонимия (с греч. - переименование) - перенос значения по смежности явлений

  • выпить бокал вина (с содержимого на содержащее) ;
  • эй, шляпа, остановитесь (с человека на его одежду );
  • собрался весь Эльзас (с жителей на населенный пункт );
  • прочитал всего Шекспира; поздний Блок; ранний Есенин (с произведения на имя автора ).

Для какой цели используется метонимия?

  • Цель метонимии – выделить основное, наиболее важное в данном случае и представить выделенное в яркой, предметно ощутимой форме.

Синекдоха (с греческого «соотнесение»)

Что с чем соотносится и по какому принципу?

  • И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М.Лермонтов); Швед, русский колет, рубит, режет (М.Лермонтов).
  • Вся армия соотносится с одним солдатом, ее представителем; множественное число обозначается через единственное;
  • Все флаги в гости будут к нам (А.Пушкин)
  • страна как целое обозначается через ее государственный флаг;
  • Усилить бой бестрепетных сердец (А.Фет)
  • человек соотносится с его сердцем, что в данном случае является для поэта главным, самым существенным признаком человека.

Синекдоха – это…

  • Частный случай метонимии: перенос значения с целого на его часть, с множественного числа – на единственное.
  • Так же, как и метонимия, выделяет существенное, значимое для автора, создает яркий образ

Повторим:

  • Как связаны между собой:
  • В чем отличие:

метафора

метонимия

синекдоха

аллегория


олицетворение

  • Перенос свойств человека на неодушевленные предметы или явления.

Мы знаем, как удивительны олицетворения в русской литературе. Они отражают не только яркость художественного образа, но и определенное мировосприятие поэта, его взгляд на мир.

Ощутите это мировосприятие в стихотворных текстах С.Есенина: как осмысливается поэтом взаимосвязь человека и природы?

О красном вечере задумалась дорога,

Кусты рябин туманней глубины.

Изба-старуха челюстью порога

Жуёт пахучий мякиш тишины.

Осенний холод ласково и кротко

Крадётся мглой к овсяному двору;

Сквозь синь стекла желтоволосый отрок

Лучит глаза на галочью игру.


Олицетворение помогает ощутить одухотворенность окружающего мира, взаимосвязь человека и природы, тонкую грань между живым и неживым, выявляя условность самого понятия «неживое».

Всмотритесь в жизнь природы на этих картинах и сформулируйте одну фразу, которая бы обнаружила функциональность олицетворения:


гипербола

  • Преувеличение:
  • Усиливает существенные, значимые свойства, признаки явления, предмета или действия.

Для каких целей используется гипербола в следующих примерах?

  • Сидит милый на крыльце

С выраженьем на лице,

А у милого лицо

Занимает всё крыльцо.

  • в сто сорок солнц закат пылал (В.Маяковский ).

  • Сильное преувеличение, выводящее изображаемое в область фантастики, условности.
  • Фантастическое преувеличение значимого для автора признака или явления помогает показать его сущность, иногда скрытую от поверхностного взгляда.

литота

  • Приуменьшение:

талии никак не толще бутылочной шейки (Гоголь).

  • Литота помогает создать зримый, запоминающийся образ, передать авторское отношение или чувство.

Как вы думаете, почему на нашей схеме мы оформили взаимосвязь этих тропов именно так:

гипербола

сравнение


перифраза (перифраз)

  • Описательное выражение; замена однословного названия описательным оборотом:
  • Это был не просто орел – к этому гордому и немного надменному созданию как нельзя лучше подходило определение «царь птиц»;
  • Люблю тебя, булатный мой кинжал,

Товарищ светлый и холодный.

Задумчивый грузин на месть тебя ковал,

На грозный бой точил черкес свободный.

(М.Лермонтов)


Какому образу осени на картинах И.Левитана соответствует перифраза: унылая пора, очей очарованье (А.Пушкин)?


Для чего используется перифраза?

  • Какова функция перифразы в этом тексте?
  • На крыльцо выскочило милейшее создание – маленький щенок болонки с черными глазками и смешным хвостиком, никогда не знавшим покоя. Как тут же выяснилось, это «милейшее создание» сгрызло за неделю любимые туфли хозяина и прихватило гостевые тапки.
  • Перифраза выявляет авторское отношение к изображаемому; создает яркий, неповторимый образ; указывает на существенные в данном случае, важные для автора свойства, качества, признаки.

Ирония (с греческого «притворство»)

Прочитайте эти примеры и скажите, почему ирония – это «притворство»?

  • отколе, умная, бредешь ты, голова («умная голова» – обращение к ослу в басне Крылова).
  • «Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, то есть именно такая, как бывают гостиницы в губернских городах, где за два рубля в сутки проезжающие получают покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов, и дверью в соседнее помещение, где устраивается сосед, молчаливый и спокойный человек, но чрезвычайно любопытный, интересующийся знать о всех подробностях проезжающего» (Н.Гоголь).

Что такое ирония и для чего она служит?

  • Употребление слова или высказывания в смысле, обратном буквальному.
  • Ирония подчеркивает авторскую насмешку, выявляет скрытую дисгармонию, алогичность явления. Высшая степень проявления иронии – сарказм – насмешка едкая, горькая , выявляющая авторское неприятие.

эпитет - художественное определение, создающее запоминающийся, яркий образ, обнаруживающий неповторимость авторского взгляда на мир.

Подберите эпитеты к слову «река», отражающие неповторимость живописного образа на каждой картине:


Эпитет придает выражению образность и эмоциональность

Найдите эпитеты в тексте и аргументируйте свой выбор:

Помню раннее, свежее, тихое утро. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет. По всему саду раздаются голоса и скрип телег.

(И.Бунин)


Повторим: прокомментируйте обобщающую схему тропов, но сначала постарайтесь ее припомнить


Фигуры - особые формы синтаксических конструкций, построенные на особых сочетаниях слов

  • Фигуры усиливают воздействие речи на читателя;
  • подчеркивают логику изложения, выступают средствами связи между предложениями;
  • придают тексту наглядность, эмоциональность;
  • выделяют наиболее важное в содержании.

Сочетания слов,

основанные на повторе

Сочетания слов,

основанные на соотношении

значений

повтор

антитеза

повышение эмоцио-

нальности, прив-

лечение внимания

оксюморон

эпифора

анафора

риторический

вопрос

градация

параллелизм

умолчание

риторическое

восклицание

ряды однород-

ных членов

инверсия

риторическое

обращение

эллипсис

многосоюзие

бессоюзие

парцелляция



повтор (лексический повтор)

  • Значимый повтор одного слова или словосочетания на протяжении строки или соседних строк:

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней.

(Ф.Тютчев)

  • Повтор подчеркивает значимое для автора слово, заставляя читателя вдуматься в его смысловое наполнение; создает ритм, «пульсацию» строки.

Одинаковы ли функции повтора в художественном и публицистическом текстах?

Мело, мело по всей земле,

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

(Б.Пастернак)

Для каждого человека его время есть загадка, туманность, хаотичное сцепление случайных событий, в которых лишь угадывается закономерность, а история дарует нам возможность, открыв что-то в прошлом, выстроив события в логическую цепь, в случайном увидеть закономерное, в частном – проявление общего, в отдельном – его связь с целым.

Исторический процесс предстает именно процессом, имеющим начало в прошлом и продолжение в настоящем.


анафора

  • Единоначатие; повторение слов или словосочетаний в начале предложений (строк):

Август – астры,

Август – звёзды,

Август – грозди

Винограда и рябины

Ржавой – август.

(М.Цветаева).


Что анафора помогает нам понять в чувстве лирического героя А.Фета?

Только в мире и есть, что тенистый

Дремлющих клёнов шатёр.

Только в мире и есть, что лучистый

Детски задумчивый взор.

Только в мире и есть, что душистый

Милой головки убор.

Только в мире и есть этот чистый

Влево бегущий пробор.


Для чего служит анафора?

  • Анафора создает особую мелодию строки, подчеркивает, вновь и вновь называя в начале предложений, нечто значимое для автора.

эпифора

  • Повторение слов или словосочетаний в конце предложений (строк):

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник ? Почему именно титулярный советник ?

(Н.Гоголь)

  • Эпифора так же, как анафора, создает мелодию строки, обнаруживает особое смысловое наполнение повторяющихся слов.

параллелизм (синтаксический параллелизм)

  • В чем своеобразие построения следующих строк?

В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем,

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным раем.

Не делаем ее в душе своей

Предметом купли и продажи,

Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,

О ней не вспоминаем даже.

(А.Ахматова «Родная Земля»)


Параллелизм – это… Продолжите фразу.

  • Одинаковое синтаксическое построение смежных фраз, параллельное расположение в них сходных членов предложения.
  • Параллелизм служит ритмико-интонационной организации строки, выявляет взаимосвязь явлений.

многосоюзие

  • Значимое, намеренное повторение союзов в одном предложении:

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

(А.Пушкин)

  • Повторяющиеся союзы либо связывают явления, выявляя их родственность, равновеликость, либо разделяют, дробят, подчеркивая выборочность, единственность.

бессоюзие

  • Бессоюзие подчеркивает обособленность отдельных слов, фраз, а значит, и явлений, однако эта обособленность всё же означает их внутреннюю связь, взаимообусловленность. Всё это – грани чего-то единого.

О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле,

Когда твое лицо в простой оправе

Передо мной сияло на столе.

(А.Блок)


ряды однородных членов

  • Значимое для создания образа или выражения авторской мысли употребление однородных членов.
  • Ряды однородных членов помогают передать полноту, детальность изображаемого мира (если однородными оказываются подлежащие или дополнения); его динамику (при однородных сказуемых), многогранность (при однородных определениях).

Почему для выражения своей мысли Исааку Левитану оказались необходимы ряды однородных членов?

Посмотрите на лучшие картины Саврасова, например, «Грачи прилетели». Какой ее сюжет? Окраина захолустного городка, старая церковь, покосившийся забор, поле, тающий снег и на первом плане несколько березок, на которых уселись прилетевшие грачи, – и только! Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу.



Антитеза – контраст, противопоставление

Два поэта – два стихотворных отрывка – два разных случая использования антитезы. В чем сходство и различия функции этой фигуры?

  • Кто создан из камня, кто создан из глины

А я серебрюсь и сверкаю.

(М.Цветаева)

  • Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка Русь!

(А.Некрасов)


Сделаем вывод о функциональности антитезы:

  • Антитеза придает высказыванию особую внутреннюю энергию, подчеркивает неслиянность, несоответствие предметов или явлений, тем самым обнаруживая в этом противопоставлении их уникальность, неповторимость. Однако может использоваться и для того, чтобы обнаружить внутреннюю противоречивость целостного явления.

Оксюморон – соединение в одном словосочетании несоединимого

  • Зачем оказывается необходимым соединить несоединимое? Какой образ создается благодаря оксюморону?
  • снежный огонь (А.Блок)
  • грустная радость (С.Есенин )
  • Оксюморон подчеркивает необычность авторского видения, обнаруживает внутреннюю пластичность явления, способного сочетать взаимоисключающие признаки.

градация

  • Расположение слов по возрастающей (или убывающей) значимости:

Не жалею, не зову, не плачу…

(С.Есенин)

  • Усиливает различные оттенки одного чувства, все более и более повышает эмоциональность и внутреннюю экспрессию высказывания.

умолчание (фигура умолчания) - внезапно оборванное высказывание

  • Понаблюдайте над текстами и предположите, что может быть скрыто за этим «красноречивым» многоточием?

Шаганэ ты моя, Шаганэ! Там, на севере, девушка тоже.

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И всё – равно, и всё – едино.

Но если по дороге куст

Встает, особенно – рябина…

(М.Цветаева)

На тебя она страшно похожа.

Может, думает обо мне…

(С.Есенин)


Для чего используется фигура умолчания?

  • Умолчание предоставляет читателю возможность догадаться, о чем могла пойти речь во внезапно оборванном высказывании, ощутить авторское отношение к изображенному, авторские чувства.

парцелляция

  • Понаблюдайте над текстом и скажите, что такое парцелляция и какова ее функция?

Во всём мне хочется дойти

до самой сути.

В работе, в поисках пути,

в сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

до их причины.

До оснований, до корней,

до сердцевины.

(Б.Пастернак)


Проверьте себя:

  • Парцелляция – выделение из предложения какого-либо члена и оформление его в виде самостоятельного неполного предложения. Постановка точки там, где ее быть не должно. Разрыв предложения точкой, которая выносит определенные члены предложения в новое предложение.
  • Парцелляция, разделяя то, что в обычной речи разделению не подлежит, сбивает инерцию читательского восприятия, заставляет вдуматься в каждое звено в отдельности, осознать его глубинный смысл и «самость».

эллипсис

  • Пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения:

Загляну я в неба очи – звёзды,

Загляну тебе я в очи – звёзды.

(В.Курдюмов)

Посреди комнаты – огромная изразцовая печка,

На каждом изразце – картинка,

А в единственном окне – снег, снег, снег.

(М.Цветаева)

  • Эллипсис привносит особую экспрессию, внутреннюю энергию, динамичность; разорванная, укороченная строка создает ощущение пульсации авторского чувства.

инверсия

  • Обратный порядок слов:

И слышно было до рассвета, как ликовал француз (сказуемое +подлежащее);

на закат ты розовый похожа (определяемое слово+определение).

  • Инверсия всегда переносит интонационное и смысловое ударение, подчеркивая то слово, которое для автора оказывается наиболее важным.


риторический вопрос

  • Вопрос, задающийся с целью привлечения внимания слушателя и зачастую не предполагающий ответа.
  • Чему служит риторический вопрос в художественном тексте?

Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? Вы выходите на крыльцо. На темно-сером небе кое-где мигают звезды; влажный ветерок изредка набегает легкой волной; слышится сдержанный, неясный шепот ночи…

(И.Тургенев)


Для чего используется риторический вопрос в публицистическом тексте?

Понаблюдайте над текстом:






Каковы функции риторического вопроса?

  • Риторический вопрос служит для выявления логики высказывания,
  • является средством связи разных мыслей,
  • обнаруживает логику авторского размышления,
  • привлекает внимание читателя, словно приглашая его задуматься над очень важной для автора проблемой.

риторическое восклицание

  • Фигура, повышающая эмоциональный уровень речи:

Да здравствует солнце,

Да скроется тьма!

(А.Пушкин)

А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул – и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо!

(И.Тургенев)

  • Риторическое восклицание придает большую энергетику высказыванию автора, усиливает выражение его чувств, их воздействие на читателя.

риторическое обращение

  • Подчеркнутое обращение к кому-либо или чему-либо.

О первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!

(А.Фет)

  • Выражает авторское отношение, привлекает внимание. Возможность отзыва того, к кому обращаются, не предполагается.

Вспомните систему фигур, объясните их взаимосвязи



Copyright © 2024 Образовательный портал.