Чудеса русской архитектуры: каменный собор, построенный на крохотном острове. Чудеса русской архитектуры Звучит: музыкальный фрагмент « к элизе»

Урок 4 – 5 Тема: Архитектура Древней Руси

Эпиграф:

Музыкальный эпиграф:

М. И. Глинка «Камаринская» ч.1.

Оборудование:

Мульти-медиа проектор, слайды, таблица – план крестово-купольного храма.

Цель урока:

Знакомство с архитектурой Древней Руси и первыми каменными храмами.

Задачи:

Образовательные:

    Показать учащимся особенности храмового строительства в Киеве, Великом Новгороде, в Суздале, Владимире.

    Что приняла Древняя Русь от Византийской архитектуры?

    Как повлияла русская самобытность на развитие отечественного зодчества.

Развивающие:

    Учиться сравнивать архитектуру разных городов Древней Руси.

    Уметь оценивать вклад византийских мастеров, а также - искусства русских «древоделей».

    Развивать интерес к познанию славянской культуры.

Воспитательные:

    Воспитывать интерес и уважение к памятникам архитектуры.

    Способствовать самостоятельному изучению истории русской архитектуры.

    Развивать чувство национального самосознания, патриотизм

    Обогащать духовный мир учащихся.

Ход урока:

Вступительная беседа.

О чем мы говорили на прошлом уроке?

О художественном искусстве Руси дохристианского периода.

Что изменилось в культуре древней Руси с принятием христианства?

Стали строить каменные храмы, писать иконы, развивалась письменность, грамотность, летописание, литература….

Посмотрите слайд фильм и попробуйте определить тему и цель нашего урока.

Звучит музыка Глинки, на экране слайд-фильм с изображениями древнерусских храмов.

На экране эпиграф: Архитектура – это музыка в камне.

Эссе Устьянцевой К. «Архитектура – это музыка в камне».

Что больше всего привлекло Владимира в христианском богослужении?
В своих ответах учащиеся должны подчеркнуть красоту обряда, убранство храма и песнопения.
- Какое зодчество в большинстве своем было представлено в дохристианскую эпоху в Древней Руси?
- Да, конечно, деревянное.
- А в Византии?
- Только каменное строительство, дома и храмы были высокими, имели внешнее украшения, особенно в готическую эпоху.

1. Софийские соборы.

Большое каменное строительство началось на Руси только с X века, это строительство христианских церквей, и, естественно, по византийскому типу. Гордостью Константинополя был храм святой Софии.

Византийская художественная система лучше всего прославляла и утверждала незыблемость светской и церковной иерархии, на которой стояла Киевская держава. Вторым Царьградом называли Киев иностранные путешественники. Говоря о создании средневекового зодчества, нельзя не отметить, что оно действует на душу как нечто материальное. Душа себя чувствует подавленной, а чувство подавленности есть начало благоговения. Такие храмы, которые вызывали бы благоговения и нужны были полновластным правителям Рюриковичей.

Творческое домашнее задание: Презентация «Софийские соборы» Перминовой Кати

После презентации работа в группах: используя схемы сравните:

1, 3 группа: Храмы Святой Софии в Константинополе и в Киеве

2,4 группа: Храмы Святой Софии в Киеве и в Новгороде.

Заполняется таблица.

Храм Святой Софии Константинополя

Храм Святой Софии Киева

Общие черты

Отличия

Какие черты Византийской архитектуры переняли русские мастера?

В чем своеобразие Киевского храма? В чем своеобразие Новгородской Софии?

Усваивая византийскую крестово-купольную форму храма, русские мастера использовали также традицию деревянного зодчества – многоглавие. Для своего храмового строительства Владимир выписывает греческих зодчих как наиболее искусных и прославленных во всем христианском мире.
- Основа храма – квадрат, расчлененный четырьмя столбами, причем примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Так строится при Владимире каменный храм на Руси – Десятинная церковь, так строится при Ярославе Мудром и София киевская. И все же тринадцать глав Софии киевской, наиболее величественного архитектурного памятника Киевской Руси, не находят себе прообраза в Византии. Такое могучее многоглавие – явление чисто русское, преобразившее облик крестово-купольного храма * .

Показываю учащимся изображение двух храмов – Константинополя и Киева. Учащиеся отмечают разницу в архитектуре этих храмов. Таким образом, дети еще раз убеждаются в самобытности русского зодчества, храмы отличаются своей многоглавостью.

О Софийском соборе митрополит Иларион писал, что эта церковь «дивна всем окружным им странам, якоже ина не обрящется в всемь полунощи земнем, от встока до запада».
- София киевская украшена мозаиками и фресками работы приезжих мастеров, в основном – греческих. Мозаики сохраняют всю красоту и изысканность византийского стиля, но в них меньше созерцательности, больше жизненной энергии, обращенности к людям.
Богородица в конхе апсиды киевской Софии, стоящая с воздетыми руками - канонический тип Оранты (молящейся) – воспринималась киевлянами как образ защитницы города, олицетворением самой «матери городов русских». Оберегающий жест поднятых рук напоминал древнюю Берегиню славян. Фигура кажется живой: она будто идет навстречу вступающим в храм, смотрит им в глаза. Образ Оранты полон обаяния, тепла и света.

Беседу об этом образе ведем на компьютерном уроке, где имеется не только изображение храма, но прекрасно представлена сама Оранта, дети рассматривают детали изображения – выражение глаз, детали одежды, молящийся жест рук и ее «движение» к прихожанам.

С большой силой самобытная, народная струя русского зодчества пробилась в Новгороде и его «младшем брате» - Пскове. И опять обращаюсь к слайдам или компьютеру и смотрим Софию новгородскую и Псковский кремль. Архитектура этих городов была мужественной, великолепной в своей простоте и цельности. После величавой Новгородской Софии, после Юрьева и Антониева монастырей в Новгороде не строили больших храмов. В основном это были домовые церкви, заказчиками которых были бояре и купцы. Они строились добротно, основательно, уютно, но не раскошно. Как говорили об этом строительстве « не так ладно скроены, зато крепко сшиты». (И опять показываю изображения храмов, небольших и в основном – одноглавых).

2. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества.

Перед тем, как говорить об архитектуре Владимиро-Суздальского княжества, смотрим с учащимися слайд-фильм: это церковь храмы Владимира, Суздаля, церкви Покрова на Нерли.

Творческие задания: презентации Сатлер Р., Гладышевой Н.

Предлагаю детям самим прокоментировать данную архитектуру, сравнить ее с киевской и новгородской.

К XII веку выработался характерный русский тип крестово-купольного белокаменного храма: четырехстолпный, одноглавый, с полукруглой главой на высоком барабане и выступающими полуцилиндрическими апсидами с восточной стороны. В этот период времени первенство принадлежало Владимиро-Суздальскому княжеству. Наибольшего расцвета княжество получает при Андрее Боголюбском, сыне Юрия Долгорукова и Всеволоде Большое Гнездо.

Основой русской государственности явилось Залесье, так называлось Владимиро-Суздальское княжество, заложенное Владимиром Мономахом. В краю лесов расцвели деревянное зодчество и деревянная скульптура, от них ничего не осталось, но искусство «древоделей» вызывало восхищение современников.
- Самые ранние из дошедших до нас храмов были воздвигнуты при сыне его Юрии Долгоруком. И сегодня стоят построенные в те годы церковь святых Бориса и Глеба в селе Кидекше, в четырех километрах от Суздаля, (смотрим изображение этой церкви) и собор Спасо-Преображения в Переславле – Залесском. Церковь в Кидекше – это первая церковь, сложенная из белого камня, местного известняка. От нее и пошло ослепительное белокаменное зодчество, что создало мировую славу Владимиру на Клязьме. Никого не оставляет равнодушным эта простая, но гордая церковь и в наше время.

Об этом говорит поэтеса Екатерина Шевелева в своем стихотворении «Церковь на въезде в Суздаль»

Мы проехали мимо. Упросила вернуться.
« Да зачем тебе снимок этой звонницы куцей?
Город Суздаль - подальше, ансамблем единым,
Над спокойствием пашен - крылом лебединым».

Упросила я все же израсходовать пленку
На кусок бездорожья, на церквушку-избенку.

Где-то в дебрях истории, в заскорузлости мысли,
Люди русские строили низкорослые выси.

Но придавленный кров округляется мягко,
Как лукавая бровь, изгибается арка.

Так она пробивалась
Из каркаса – уродца-
Вдохновенная ярость,
Гармоничность пропорций.

Именно во Владимир свою резиденцию перенес сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский. По словам летописца, Андрей «сильно устроил» Владимир, привлек в него « купцов хитрых, ремесленников и рукодельников всяких». Но точно так же, как константинопольская София - шедевр византийского искусства, а романские соборы – шедевры западноевропейского средневекового зодчества, такие памятники, как владимирский Успенский собор, церковь Покрова на Нерли и владимирский Дмитриевский собор – величайшие шедевры русского искусства.

И опять работаем со слайдами или на компьютере, рассматриваем особенности этих храмов, сравниваем с храмами Киева и Новгорода.

В этих памятниках раскрывается душа нашего народа в определенный период исторического развития. Какая ясность и какая гармония с окружающим пейзажем. Дух захватывает, когда стоишь на крутом берегу Клязьмы и, представляется картина нашего современника Ильи Глазунова « Два князя», когда старый князь показывает молодому откуда идет опасность, именно там, за рекой полыхает пожар. И задача князя – защитить свое княжество, свой народ и все, что создано его талантливыми руками.

Шедевры искусства создаются навечно. Владимир и Суздаль занимают почетное место среди городов Европы, наиболее богатых художественными сокровищами мирового значения. Успенский собор (1158-1161гг.) был воздвигнут в центре Владимира на высокой береговой круче. Величественный, все вокруг превосходящий и себе подчиняющий, как и держава князя Андрея.
- В этом соборе, на постройку и украшение которого князь Андрей выделил десятую долю своих доходов, находилась величайшая русская святыня - икона Владимирской Богоматери, шедевр византийского искусства.
- А через два с половиной века после постройки Успенского собора великий Рублев украсил его фресками, которые являют собой сияющую вершину древнерусской монументальной живописи.

Во всей русской поэзии, давшей миру столько непревзойденных шедевров, нет, быть может, памятника более лирического, чем церковь Покрова на Нерли, этот архитектурный памятник воспринимается как поэма, запечатленная в камне. Поэма русской природы, тихой грусти и созерцания. Предание гласит, что князь Андрей построил этот храм «на лугу», недалеко от своих боголюбских палат после кончины любимого сына Изяслава - в память о нем и в умиротворение своей печали.

А теперь на компьютере и на схеме на партах расматриваем два храма: церковь Покрова на Нерли и Дмитриевский собор.

Стараемся найти общее и различие в архитектуре этих сооружений.

(работа в группах)

Находим на схеме и выполняем задание на приведение в соответствие понятия (составные части христианского храма) и их определения.

Выводы учащихся

При Всеволоде Большое Гнездо был построен Дмитриевский собор во Владимире - это одноглавый четырехстолпный крестово-купольный храм. В отличие от храмов Юрия Долгорукого, Дмитриевский собор подчеркнуто величествен и по-своему строен «но это не утонченная женственная грация церкви Покрова на Нерли, а могучая, прекрасная слаженность и мужественная пропорциональность…Ни одна частность не нарушает величавого, медленного ритма княжеского собора» (Н.Н.Воронин).

Но не только форма поражает своим величием и мощью, но и огромное восхищение вызывает внешнее убранство храма, где проявился в полной мере талант русских каменосечцев. Как чудесная сказка, широко развертывается перед нами белокаменная резьба. Все, что на Руси было создано замечательного в скани, гравировке, эмали, басме, рукописном орнаменте и особенно в деревянной резьбе, нашло свое отражение в изобразительных и декоративных мотивах этого шедевра владимирских мастеров.

Резное убранство Дмитриевского собора занимает более половины стены, вьется по колоннам арочного пояса, поднимается, все заполняя, до закомар и затем все так же узорчато восходит по барабану, ажурной вязью покрывая чуть ли не все здание, что кажется, будто перед нами драгоценный ларец, пышно расшитая ткань, отороченная кистями колончатого пояса.

Но не ради красоты уделялось столько внимания убранству храмов. Вот что об этом пишет Н.П.Кондаков: «Храмы (Владимиро-Суздальской области) украшались с расчетом на то, что толпы толкущегося возле них в праздник народа, найдут время и охоту разобрать поучительные темы наружных украшений и воспользуются ими как наглядным наставлением и церковным обучением».

Обобщение:

    Чем отличались памятники каменного культового зодчества киевской Руси от византийских образцов.

    В чем состояли эти отличия, и объясните, почему они появились?

    Чем отличаются храмы Владимира и Суздаля от новгородских и киевских.

    В каких из них больше проявился русский характер?

Рефлексия.

Закончите предложение:

Когда я представляю храмы древней Руси, то я вижу….

Я слышу….

Я чувствую….

Закрепление: Тест (на втором уроке)

Д/З: подготовить сообщения о иконописи в древней Руси.

Класс: 3

Презентация к уроку



















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • стимулировать интерес к познанию и изучению природного и культурного наследия своей Родины – России;
  • научить определять достопримечательные места России и рассказывать об их особенностях и ценности;
  • научить работать в группе, оформлять презентацию на предложенную тему, выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания, учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Оборудование урока:

  • физическая карта России и флажки к ней;
  • модель самолета для перемещения по карте;
  • презентация “Семь чудес России”.

Ход урока

1. Орг.момент.

2. Проверка домашнего задания:

Что такое Всемирное наследие?

Какие объекты архитектуры и природы охраняются Фондом Всемирного наследия?

Назовите 7 чудес Древнего мира?

Назовите 7 чудес современного мира?

Перечислите 7 чудес природы современного мира?

О какой достопримечательности России мы говорили на прошлом уроке? (Московский Кремль).

Что вы запомнили о Московском Кремле? (по материалам прошлого урока, учебнику и рабочей тетради, по самостоятельно подготовленным материалам о Москве и Московском Кремле).

3. Изучение нового материала.

Сегодня мы познакомимся с другими достопримечательностями России, которыми мы можем гордиться. Мы совершим заочное путешествие “на самолете” по нашей стране и познакомимся с семи чудесами России. А начнем наше путешествие со стихотворения о России.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение В.Степанова:

Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы...
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.

Учащиеся рассказывают о чудесах России, с которыми они познакомились в результате своей проектной деятельности по группам, сопровождая рассказ кадрами презентации. Во время представления “чуда России” на Физическую карту России прикрепляется флажок и самолет, таким образом прокладывается маршрут путешествия по карте.

1) Семь чудес России – проект, целью которого стал поиск семи чудес России. Конкурс организован газетой “Известия”, телеканалом “Россия” и радиостанцией “Маяк”. Выборы семи “чудес страны” происходили через SMS и Интернет. Конкурс проходил в три этапа. На первом этапе, который проходил с 1 октября 2007 года по 1 февраля 2008 года, шел прием вариантов и голосование по ним. В итоге было отобрано 49 чудес из 7 федеральных округов России (по 7 чудес от каждого федерального округа0. С 1 февраля по 1 мая 2008 года прошел 2 этап, в результате которого были отобраны 14 финалистов конкурса. С 1 мая по 10 июня прошел суперфинал, в котором тайным голосованием были выбраны 7 чудес России. 12 июня 2008 года, в день России, на Красной площади были объявлены победители конкурса. Послушаем песню “Наследники России”.

2) И начнем мы с вами свое путешествие с самой дальней точки нашей страны – с Камчатки.

Долина Гейзеров – это одно из наиболее крупных гейзерных полей мира и единственная в Евразии. Долина Гейзеров расположена на Камчатке. Она представляет собой глубокий каньон реки Гейзерной, в бортах которого на площади около 6 кв. км находятся многочисленные выходы гейзеров, горячие источники, грязевые котлы, водопады и озера. Долина Гейзеров труднодоступна, на ее территории действует заповедный режим. 3 июня 2007 года в Долине Гейзеров произошла крупная геологическая катастрофа – сошел гигантский оползень, перекрывший русло реки Гейзерной. 6 июня 2007 года глава Министерства природных ресурсов заявил, что государство предпримет всевозможные меры для сохранения природного памятника. В настоящее время большинство гейзеров стабилизировались.

Столбы выветривания (мансийские болваны) – геологический памятник в России, Троицко-Печорском районе Республики Коми. Останцев 7, их высота от 30 до 42 метров. С ним связаны многочисленные легенды. Прежде Столбы Выветривания являлись объектами культа манси. Столбы находятся довольно далеко от обитаемых мест. Добраться до них могут только подготовленные туристы. Около 200 миллионов лет назад на месте каменных столбов были высокие горы. Дождь, снег, ветер, мороз и жара постепенно разрушали горы, и в первую очередь слабые породы. Твердые сланцы, из которых они сложены, разрушались меньше и сохранились до наших дней, а мягкие породы были разрушены выветриванием и снесены водой и ветром в понижение рельефа. Один столб, высотой 34 метра, стоит несколько в стороне от других; он напоминает огромную бутылку, перевернутую вверх днем. 6 других выстроились в ряд у края обрыва. Столбы имеют причудливые очертания и в зависимости от места осмотра напоминают то фигуру человека, то голову лошади или барана. В прошлые времена манси обожествляли грандиозные каменные изваяния, поклонялись им, но подниматься на них было величайшим грехом. Зимой 2013 года на один из столбов поднялся немецкий альпинист Стефан Гловач.

4) А теперь послушайте старинную мансийскую легенду.

В дальние времена в густых лесах, подступавшим к самым Уральским горам, жило могущественное племя манси. Мужчины племени были так сильны, что один на один побеждали медведя, и так быстры, что могли догнать бегущего оленя. В юртах манси было много мехов и шкур убитых животных. Из них женщины делали красивые меховые одежды. Добрые духи, жившие на священной горе Яллинг-Ньер, помогали манси, по тому, что во главе племени стоял мудрый вождь Куущай, который был в большой дружбе с ними. Была у вождя дочь – красавица Аим и сын Пыгрымчум. Далеко за хребет разнеслась весть о красоте юной Аим. Она была стройна, как сосна, выросшая в густом лесу, а пела так хорошо, что послушать ее собирались олени из долины. Услышал о красоте дочери вождя манси и великан Торев (Медведь). Чей род охотился на горах Хараиз. Потребовал он, чтобы Куущай отдал ему свою дочь Аим. Но отказалась, смеясь, Аим от этого предложения. Разгневанный Торев позвал свои братьев и двинулся к горе Торре-Порре-Из, чтобы силой схватить Аим. Неожиданно, когда Пыгрымчум с частью воинов был на охоте, появился великан перед воротами каменного города. Целый день шла жестокая битва у крепостных стен. Под тучами стрел поднялась она на высокую башню и крикнула: “О, добрые духи, спасите нас от гибели, пошлите домой Пыгрымчума”. В тот же миг в горах засверкали молнии, грянул гром, и черные тучи густой пеленой закрыли город. “Коварная!” - зарычал Торев, увидев на башне Аим. Он ринулся вперед, сокрушая все на своем пути. И только Аим успела спуститься с башни, как та рухнула под страшным ударом дубины великана. Затем Торев вновь поднял свою огромную палицу и ударил по хрустальному замку. Замок рассыпался на мелкие кусочки, которые разнес ветер по всему Уралу. С тех пор и находят на Урале осколки горного хрусталя. Аим с горсткой воинов скрылась под покровом темноты в горах. И вдруг, когда уже великаны готовы были схватить их, в лучах восходящего солнца появился Пыгрымчум с блестящим щитом и острым мечом в руках, которые дели ему добрые духи. Пыгрымчум повернул щит в сторону солнца, и огненный сноп света ударил в глаза великану, который отбросил в сторону бубен. На глазах изумленных братьев великан и отброшенный в сторону бубен стали медленно каменеть. В ужасе бросились братья назад, но, попав под луч щита Пыгрымчума, стали превращаться в камни. С тех пор тысячи лет стоят они на горе, которую народ назвал Мань-Пупу-Ньер (Гора каменных идолов). Так объясняет легенда происхождение каменных идолов в Республике Коми.

Байкал – озеро в южной части Восточной Сибири. Это самое глубокое озеро на планете, крупнейший природный резервуар воды. Наибольшая глубина озера 1642 метра. Площадь водной поверхности Байкала 31722 кв. км, что позволяет ему занять 6 место в мире среди крупнейших озер в мире. В Байкал впадает 336 рек и ручьев, а вытекает одна река Ангара. В Байкале обитает 2630 видов и разновидностей растений и животных, 2/3 которых обитают только в этом водоеме. Разнообразие природных условий и древности территории создали этот природный заповедник, где сохранились некоторые реликтовые виды растений, исчезнувшие в других местах. Берега озера густо поросли соснами, елями, пихтами и кедром, встречается голубая ель. Лесные склоны покрыты зеленым ковром трав, ягод брусники, голубики, зарослями багульника. 27 видов рыб Байкала нигде больше не встречаются. Из рыб в Байкале водятся байкальский омуль, осетр, хариус, сиг. Наиболее интересна в Байкале живородящая рыба голомянка, тело которой содержит до 30% жира. Байкал уникален среди озер тем, что на большой глубине здесь произрастают пресноводные губки. Рачок эпишура живет только в Байкале и составляет до 80% биомассы зоопланктона и является важнейшим в пищевой цепи водоема. Он выполняет функцию фильтра, пропускает через себя воду, очищая ее. Красота озера Байкал уникальна и своеобразна. Предлагаем вашему вниманию песню “Славное море – священный Байкал”.

6) А теперь мы посетим высочайшую и красивейшую вершину Эльбрус.

Эльбрус – стратовулкан на Кавказе, на границе республик Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Эльбрус расположен севернее Большого Кавказского хребта и является высочайшей вершиной России. Эльбрус – это двухвершинный седловидный конус вулкана. Западная вершина имеет высоту 3642 метра, а восточной – 5621 метр. Они разделены седловиной и отстоят друг от друга примерно на 3000 метров. Последнее извержение вулкана было примерно 2000 лет назад. Общая площадь ледников Эльбруса 134,5 кв. км. Первое успешное восхождение на одну из вершин Эльбруса было совершено в 1829 году в ходе экспедиции под руководством генерала Г.А.Эммануэля, начальника кавказской укрепленной линии. Экспедиция имела научный характер. Сейчас Эльбрус очень популярен для восхождения, как в альпинизме, так и в горном туризме.

7) Наше путешествие продолжается в городе-герое Волгограде.

Мамаев Курган – возвышенность на берегу реки Волги города Волгограда, где во время Сталинградской битвы в годы Великой Отечественной войны происходили ожесточенные бои, особенно с сентября 1942 года по январь 1943 года, продолжительностью 200 дней. Контроль за этой высотой неоднократно переходил от советских войск к немецким и наоборот, занимая главенствующую роль над центральной частью Сталинграда и Волгой. Под руководством скульптора Е.В.Вучетича на Мамаевом кургане воздвигнут памятник-ансамбль “Героям Сталинградской битвы” (1959-1967 годы). От площади Скорби начинается подъем на вершину кургана к основанию Главного монумента “Родина-мать зовет!”. Вдоль серпантина, в холме, перезахоронены останки 34505 воинов-защитников Сталинграда, а также 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы. Скульптура “Родина-мать зовет!” является композиционным центром всего ансамбля. Это женщина, держащая в руке меч, которая стоит в позе призыва к борьбе. Высота статуи 85 метров вместе с мечом и 52 метра без меча. От подножия кургана до его вершины насчитывается 200 ступеней – по числу дней Сталинградской битвы.

8) Теперь перенесемся в столицу нашей Родины – Москву и познакомимся с красивейшим памятником архитектуры – Собором Василия Блаженного.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называется Собором Василия Блаженного. Это православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. Это широко известный памятник русской архитектуры. До 17 века обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящен Святой Троице. В настоящее время Покровский собор – филиал Государственного исторического музея, одна из самых известных достопримечательностей России. Для многих о является символом Москвы, Российской Федерации. Перед собором с 1931 года размещается бронзовый памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому (установлен на Красной площади в 1818 году). Покровский собор был построен в 1555-1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победы над Казанским ханством. Существует несколько версий о создателях собора. По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев, по прозвищу Барма. По другой, широко известной версии, Барма и Постник – два разных архитектора, оба участвовали в строительстве; эта версия ныне устарела. По третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским мастером, отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиционный как для русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения; но эта версия пока так и не нашла никакого четкого документального подтверждения. Согласно легенде, архитекторы собора были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма. В 1918 году Покровский собор стал одним из памятников культуры, взятых под государственную охрану, как памятник национального и мирового значения. С 1991 года Покровский собор находится в совместном пользовании музея и Русской православной церкви. После длительного перерыва в храме были возобновлены богослужения. Высота храма составляет 65 метров. Куполов всего 11. Собор состоит из 8 храмов, престолы которых освещены в честь православных праздников. Все церкви увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божьей Матери, завершенной шатром. В 1588 году с востока к собору был пристроен 10 предел, посвященный Василию Блаженному, мощи которого находятся на месте постройки собора. Собор неоднократно реставрировался.

9) Последнее чудо России находится в славном городе Санкт-Петербурге, который уже очень давно называют второй столицей России.

Петергоф. Основанный в самом начале 18 столетия императором Петром 1 неподалеку от новой северной столицы - Санкт-Петербурга, Петергоф должен был стать самой роскошной летней царской резиденцией. Работы по созданию новой резиденции велись с ошеломляющей быстротой. Уже в августе 1723 года состоялось торжественное открытие Петергофа, причем к этому времени был распланирован Нижний парк, прорыт Морской канал, действовала часть фонтанов, были отделаны верхние палаты, а также построены дворцы “Монплезир” и “Марли”. По замыслу Петра 1, Петергоф должен был, с одной стороны, сравниться в великолепии с самыми знаменитыми королевскими резиденциями Европы, с другой – стать триумфальным памятником успешного завершения борьбы России за выход к Балтийскому морю. И то, и другое удалось блистательно завершить. К середине 20-х годов 18 века были разбиты регулярные Верхний сад и Нижний парк, построен Большой дворец, создана крупнейшая в мире система фонтанов и водных каскадов и выполнена большая часть скульптурного убранства. В планировочной структуре ансамбля Петергофа регулярность и симметрия общей композиции сочетаются с искусным использованием естественного рельефа местности и раз нообразием художественных решений отдельных участков парка, павильонов и фонтанов.

10) Вот и подошло к концу наше заочное путешествие по знаменитым местам России, которые в настоящее время признаны Семью чудесами России. В завершение предлагаю вам послушать стихотворение Е.Синицына “Берегите Россию”.

Берегите Россию, нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе.

Берегите Россию, чтобы сильной была,
Чтобы нас от беды в трудный час сберегла.
Ей неведомы страхи, и крепка её сталь.
И последней рубахи ей для друга не жаль.

Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечной ей быть
Нашей правдой и силой, нашей гордой судьбой.
Берегите Россию, нет России другой.

Нам с вами есть чем гордиться, но все это богатство природы и рукотворного искусства надо сберечь для будущих поколений. Любите и берегите нашу Россию, ведь это наша с вами Родина.

4. Итог урока.

Д/З: учебник стр.100-103, рабочая тетрадь стр.64-67.

Конспект урока

Выполнение зарисовок храма, совмещая с пейзажем

Задачи урока

обучающие :

учить изображать:

Взгляд на форму

Восприятие геометрических тел, которые составляют основу всего разнообразия фигур,

Выполнять графитом и красками установленную цель

развивающие :

развивать:

Чувство прекрасного

Память и воображение

воспитывающие :

воспитывать:

Заинтересованность к изобразительном искусству, к пониманию зодчества

Внимание к живописи, духовности.

Оборудование

бумага, карандаши, ластик, краски, интерактивная доска, компьютер и рисунки.

Ход урока и закрепление материала

Вечно мои прадеды и деды

Плотниками были на Руси .

Не ни них ли с малолетства глядя ,

В руки брали сыновья топор .

Потому и мастерами дяди

Значатся в округе до сих пор .

Сколько обтесал отец мой бревен !

Вот они встают передо мной :

Друг за другом положить их вровень

Был бы опоясан шар земной .

Вечно мои прадеды и деды

Плотниками были на Руси .

Не ни них ли с малолетства глядя ,

В руки брали сыновья топор .

Потому и мастерами дяди

Значатся в округе до сих пор .

Сколько обтесал отец мой бревен !

Вот они встают передо мной :

Друг за другом положить их вровень

Был бы опоясан шар земной .

Нижняя Онега ( деревня Воемозеро )

Сейчас уже никто не сможет дать определенного объяснения, откуда прижилось зодчество: шатровые церкви, сходные с космическими ракетами; избы и дворы величиной с полпятиэтажки; серебристость осиновой «чешуи» - лемех на кровлях и главках. Что-то, конечно, развил строгий северный климат-хоть те же дома-дворы, где все, от жилья до конюшни, выстраивали под одну крышу для защиты от снега и мороза. Что-то, скорее всего, почерпнули в давние эпохи у соседей: кельтские храмы издали сходствуют с варяжскими ставкирками, а фантазирование шатра стараются оспаривать восточные народы. Каких бы мыслей мы бы не высказывали, всем этим типам строений не менее тысячи лет, и к примеру, основная София Новгородская, построенная в тот же год когда произошло главное событие в христианстве -Крещения Руси, была шатровым святилищем. Поднятые той светом, где природная история, эти строения столь же естественны, как окрестные, холмы, рощи и реки.

Семь красочных образцов:

- Погост и музей Кижи в Карелии – самая безупречная (Преображенская) и самая уцелевшая (Воскрешения Лазаря) деревянные храмы в России.

- Малые Карелы в близи Архангельска – самый значительный русский музей деревянного зодчества.

- Часовни Кенозерского национального парка – самый благоприятный для отдыха и экскурсий заповедник деревянной старины.

- Варзуга и другие селения Терского берега в Мурманской области – самые северные давние русские села.

- Кимжа и другие селения у реки Мезени – самая неделимая и истинная деревянная Русь.

- Сретенско-Михайловская церковь на месте сгинувшего селения Красная Ляга – самое заворожённое место.

Невский лесопарк под Петербургом – восстановленный храм Вытегорского погоста, самая крупная и сложная из уцелевших до XX века, но сгоревшая в 1960-е годы

(этюд Татьяны Лещенко)

Кенозеро, деревня Вершинино, Никольская часовня, точный возраст не доступен в источниках, но не секрет что она была за долго до 1846 года. Еще в самом начале XX отсутствовала колокольня,была пристроена позднее завершив весь образ. В 80-е годы XX века часовня пришла в упадок После создания Кенозерского Национального парка в 1991 году часовню реставрировали российские и норвежские реставраторы. Восстанавливали два года.

Часовня стоит на венце холма, откуда и пошло само название деревни.

(этюд Татьяны Лещенко)

Почозерский храмовый ансамбль XVIII - XIX , деревня Филипповская, Плесецкого района, Архангельской области. Уникальный храмовый комплекс, состоящий из двух церквей, Обретения Главы Иоанна Предтечии Происхождения Честных Дев Христовых, и колокольни. В 2001 году храмовй комплекс начали реставрировать. Эскиз проекта рестоврации был разработан архитектором Л.Ткаченко. Работа велась в течение восьми лет.

(этюд Татьяны Лещенко)

Каргопольский р - он , село Красная Ляга . Самая старинная церковь Каргопольского района Сретенско - Михайловская (1665) Имеет форму шатра . В 1894-1895 гг церковь была покрыта внешней обшивкой с эклектичным декором вологодскими мастерами . Церковь находится в плачевном состоянии на сегодняшний день , внутреннее убранство почти не сохранилось .

«Как мера и красота скажут» , которая выступает как генетическай код севернорусской культуры.

Это метафора берет свое начало в строительной терминологии русского деревянного зодчества. На Севере во множестве случаев церкви строились по инициативе крестьян,они зачастую были не только религиозными, но и общественными центрами. Крестьянский волостной мир для строительства церквей приглашал профессиональных мастеров – плотников. Строили храмы из дерева, а «деревянное дело» было у северян «за обычай». В порядных – своеобразных письменных заданиях – договорах на строительство, выполняющих роль юридического документа, подробно оговаривалось, какой должна быть быть церковь.

Это были своего рода словестные чертежи, где в качестве образцов приводились аналогичные постройки и формы. Получив представления о будущем строении, мастера должны были полагаться на свой опыт, чутье и вкус. Недаром в старинных договорах, которые заключались между мастером плотницкой артели и «миром» (крестьянами-заказчиками), обычно встречаются такие выражения: «делать по угожеству»

«рубить» как «пригож», « … а строить высотою, как мера и красота скажут».

При этом мы не должны забывать, что язык – один из важнейших кодов культуры. Язык – ее первоначальная, древняя основа, которая всегда стоит за любым культурным знаком, ибо все выраженное культурными текстами может быть выражено средствами языка.

Народная культура с ее календарем, предсказаниями, знамениями, приметами создает свою версию метафорической символики. Метафора как код культуры служит при выявлении эвристических научных гипотез, а в науке метафора – необходимое средство научного творчества. Практически всякое новое научное понятие появляется как некая метафора, становясь точным понятием лишь с течением времени.

Формируя культурное пространство, человек осуществлял свое понимание законов природы, видение мира через такие феномены, как храм и жилище. В культурном пространстве Русского Севера сформировался высокий статус крестьянского дома и храма.

«В храме сознательно воплощается образ Вселенной». Храм как наиболее обобщенный, семантически насыщенный образ мироздания занимал центральное место в сакральном пространстве северного крестьянского «мира» Нельзя забывать о том, что для человека организованное им жилое пространство – своеобразная модель окружающего мира. Храмы как символы мироздания господствуют в этом пространстве, жилище человека составляет второй план, хозяйственные постройки – третий.

Задание: выполнить изображение шатрового деревянного храма

Структура урока

    Организационный момент (1-2 мин.)

    Постановка целей, задач урока (2 мин)

    Объяснение урока нового материала (15-25 мин.)

    Закрепление нового материала (10-15 мин.)

    Подведение итогов урока (3-4 мин.)

    Окончание (1 мин.)

Содержание урока

Организационный момент

Здравствуйте! Пожалуйста, присаживайтесь

Постановка целей, задач урока

Сегодня мы начнем изучать Русскую архитектуру , а именно деревянное зодчество « Русского Севера », затроним так же храмы города Курска .

Объяснение нового материала

Понятие « русское деревянное зодчество» а так же «культура Русского Севера» , понятия обретшие вид своеобразной формулы. Оно вызывает ряд устойчивых ассоциаций – просторы, полноводные реки, леса, болота, своеобразная народная деревянная архитектура, отражающая приемы приспособления человека к суровому климату.

Методы и методические приемы

Словесные: беседа;

Наглядные: репродукции;

Практические: демонстрирование некоторых приемов в живописи и рисунке тематической композиции.

Оборудование занятия

Для учителя :

Для ученика :

Компьютер , книги , репродукции , плакаты .

Альбом , карандаши , краски , кисти , ластик , тетрадь для записей , ручка .

Схема оформления доски

    Тема урока

    Педагогический рисунок

    Пример композиции

Тема урока

« Русское деревянное зодчество »

Вид занятия

Рисование по памяти , по представлению

Тип урока

Комбинированный

Цели урока

    Образовательные

Научить формировать нравственности, эстетике, думать о прекрасном, об искусстве, понятие роли изобразительного искусства в жизни общества. Научиться проводить анализ произведения искусства с точки зрения построения изображения и соблюдения главных законов в рисунке и живописи.

    Развивающие

Развитие художественно-творчских способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности, развивать творческую фантазию.

    Воспитывающие

Воспитывать интерес к изобразительному искусству, к пониманию архитектуры, интерес к живописи, духовности

Большинство памятников древнерусского зодчества, дошедших до нас, храмы. Именно они дают нам представление о русской средневековой архитектуре. Как же был устроен русский храм тех времен? Кто и как его строил? Как храм выглядел внутри и снаружи? Какой смысл вкладывали наши предки в каждый элемент храма?




Храмы на Руси строились по византийскому образцу, но отличались от византийских. Они должны были свидетельствовать о силе и могуществе молодого государства, быть центрами городской жизни. Во многие храмы встраивались специальные галереи для княжеских церемоний, хранилищ, библиотек. Изменился и строительный материал. Вместо мрамора на ряду с тонким византийским кирпичом стали применять известняковые белокаменные плиты, а на севере Руси и «дикий камень» - большие валуны, которые чередовались с плинфой и плитами. Это придавало стенам храмов более суровый вид. Долгое время на Руси работали византийские артели, но с XII века в Новгороде сложилась своя школа мастеров.













Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собою небо. Купол же заканчивается вверху главою, на которой ставится крест, во славу главы Церкви - Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда: 2 - означают Божественную и человеческую природу Христа; 3 - три Лица Св. Троицы; 5 - Иисуса Христа и четырех евангелистов, 7 - семь таинств и семь вселенских соборов, 9 - девять чинов ангельских, 13 - Иисуса Христа и двенадцать апостолов, 33 - по числу лет земной жизни Спасителя, 40 - как символ освящения всей своей жизни, 70 - в честь 70 апостолов.


Форма купола также имеет символический смысл. Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы - свет миру". Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима.


Цвет купола также важен в символике храма: Золото символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Купола синие со звездами венчают храмы,посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами. В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества.







Храмовая роспись. Храм и его росписи (фрески, иконы) - это книга, предназначенная для того, чтобы ее можно было прочесть. Читать эту книгу нужно сверху вниз. Храм внутри расписывали всюду, где только можно, даже в уголках, которые не видны глазу. Роспись выполнена тщательно и красиво, потому что главный зритель всего - Бог, Всевидящий и Всемогущий.





Слайд 2

С тех пор как наши далёкие предки впервые сплели две ветки, чтобы соорудить убежище, архитекторами и строителями было возведено бесчисленное количество зданий. Многие тысячи строений дожили до наших дней. Зачастую это были культовые сооружения. Их строительство всегда было сопряжено с исключительной духовный и эмоциональной самоотдачей архитекторов и мастеров, их творения удачно вырисовывались на фоне живописных ландшафтов. Порой здание и местности составляют столь гармоничное сочетание, что оно выходит за рамки какой-то конкретно религии.

Слайд 3

Мерцающий белый мрамор Тадж-Махала хранит память о любви мужчины и женщины. Его симметрия и утонченность подобны совершенной жемчужине на фоне лазурного неба. Это не только самый известный мавзолей, но и одно из самых прекрасных сооружений на земле

Слайд 4

Влияние этого колоссального храма на христианское и мусульманское зодчество трудно переоценить.

Святая София: Византийское чудо

Слайд 5

Мон-Сен-Мишель

Скалистый остров с его готическим монастырём и церковью -это архитектурное чудо и древнейший религиозный центр Франции.

Слайд 6

3300 лет хранила свои секреты гробница Тутанхамона в египетской Долине царей. Найденный в ней богатейший золотой клад потряс воображение людей во всём мире, что принесло всемирную славу человеку, который её открыл.

Гробница Тутанхамона

Слайд 7

Евреи, христиане и мусульмане заполняют древние улицы Иерусалима, города-символа их общего наследия и центра яростной борьбы.

Иерусалим: город, избранный Богом.

Слайд 8

Этот легендарный город, возникший на пересечении древних торговых путей Средней Азии, более 2000 лет притягивал поэтов, паломников и грабителей. Когда солнечный свет играет на изысканно украшенных мечетях и минаретах города, он сверкает, как огромный золотой маяк.



Copyright © 2024 Образовательный портал.