«Московский объединенный морской корпус Героев Севастополя. Кронштадтский морской кадетский корпус: отзывы, адрес, поступление Основание морского кадетского корпуса 1752

Учение доброе и основательное есть... корень, семя и основание...

Петр Великий

1 (14) мая 1766 года после окончания Морского кадетского корпуса, Федор Ушаков был удостоен первого офицерского чина - звания мичман. Тогда же будущий прославленный адмирал Святой праведный воин Феодор Ушаков присягнул на верность родному Отечеству - «Клянуся и обещаюся... нелицемерно и верно служить, до последней капли крови не щадя живота своего...». Вся дальнейшая воинская жизнь Федора Федоровича стала доказательством того, что он ни в чем не изменил данной клятве.

Известно, что в русском флоте издавна особое внимание уделялось традициям. «Традиция, - говорил адмирал Бубнов, - показывает нам, как мы должны исполнять свой долг перед Родиной, вызывает к жизни в нашей психологии боязнь покрыть себя позором в случае, если мы не сумеем быть достойными этих традиций - свидетелей былой доблести наших славных предков». Важнейшей традицией на флоте являлось принятие присяги, одного из самых торжественных ритуалов. Во все времена суть присяги всегда оставалась одна - требования воинской чести, относящиеся к выполнению воинского долга, обещание защищать Отечество, не щадя своих сил и самой жизни.

В целях патриотического воспитания подрастающего поколения, а также курсантов и кадетов, обучающихся сейчас в различных учебных заведениях России и всех военных моряков, принимающих воинскую присягу, предлагается отметить важную историческую дату жизни Святого праведного воина Федора Ушакова - 250 лет начала ратного служения Российскому Отечеству. Имя прославленного адмирала Федора Ушакова навек вписано в Российскую историю, а преданность Вере, Отечеству и воинскому долгу - являются примером для многих поколений российских военных. Идея нашла поддержку у областных депутатов Окладникова А. Б. и Беспалько В.А.

В рамках памятных мероприятий 14 мая предлагается возложить цветы к памятнику адмиралу Ушакову в г. Рыбинске и пос. Хопылево. По согласованию с епископом Рыбинским и Даниловским Вениамином провести памятный молебен. Разместить информацию об этой памятной дате в СМИ. Передать информационные материалы об этом событии в школы для ознакомления в целях патриотического воспитания. В дальнейшем на территории рядом с церковью Богоявления Господня на Острову заложить памятную дубовую аллею - дуб, символ мужества и стойкости, великолепия и мощи, происхождения великого из малого, присутствует на гербе рода Ушаковых.

А также закрепить традицию принимать присягу на родине адмирала Федора Ушакова принятием присяги курсантами рыбинского филиала Московской государственной академии водного транспорта в октябре месяце.

Кадет (фр. - младший, несовершеннолетний) - так назывались в дореволюционной Франции молодые дворяне, определявшиеся на военную службу, малолетние дети знатных фамилий, до производства их в 1-й офицерский чин.

Морской корпус, с первых лет своего существования стал давать флоту доблестных, образованных офицеров. Помимо службы на флоте питомцы корпуса принесли немалую пользу России и в других областях государственной деятельности, в деле кораблестроения, русской артиллерии, развития инженерного искусства. В Морском корпусе получили образование почти все выдающиеся моряки российского флота. Боевые подвиги флота всегда побуждали воспитанников Морского корпуса к совершенствованию своей подготовки, к стремлению укрепить славу флота своими делами. В стенах корпуса подготовлено не одно поколение моряков, прославивших Россию своими подвигами на морях и океанах.

Не забудем и о том, что Морской корпус старейшее в России Военно-морское учебное заведение - старший брат в семье российских кадетских корпусов. Ведь он ведет свою генеалогию от Навигацкой школы, от отца русского флота - Петра Великого.

Легендарный директор кадетского училища - Голенищев-Кутузов, Иван Логгинович. Он сам являлся выпускником Морского шляхетского Корпуса и был произведен в гардемарины в 1743г. 1 сентября 1762 года в чине капитана 2-го ранга назначен директором Морского кадетского корпуса, прослужив в этой должности вплоть до смерти, за что заслужил прозвище «отец всех русских моряков». Знаменитый генерал-фельдмаршал М. И. Голенищев-Кутузов, главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812 года, будучи дальним родственником Ивана Логиновича, воспитывался в его доме. И.Л.Голенищев-Кутузов имел богатую морскую практику и был хорошо знаком с трудностями морской службы, видел недостатки в теоретической и практической подготовке выпускников Морской академии. При нем корпус сделался одним из лучших военно-морских училищ Европы того времени. Через его руки прошло свыше 2000 русских морских офицеров. Наследнику престола, будущему император Павлу I, в то время генерал-адмиралу флота он лично преподавал морские науки.

Знаменитые выпускники:

Адмирал Дмитрий Николаевич Сенявин 6 08.1763-5 04.1831г.г.

В 1807 году, возглавляя Вторую Архипелагскую экспедицию русского флота, одержал над турками победы в Афонском сражении и при Дарданеллах. С 1825 года командовавший Балтийским флотом.

Адмирал Иван Фёдорович Крузенштерн , 8 11.1770-12 08.1846г.г.

российский мореплаватель. Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский на кораблях «Надежда» и «Нева» совершили первую русскую кругосветную экспедицию.

Адмирал Михаил Петрович Лазарев 3 11.18. 1788- 11 04. 1851г.г.

русский флотоводец и мореплаватель, командующий Черноморским флотом и первооткрыватель Антарктиды.

Особо хочется отметить в числе выпускников Морского кадетского корпуса легендарных адмиралов, героев обороны Севастополя, положивших свои жизни во славу Отечества во время Крымской войны.

Адмирал Павел Степанович Нахимов 23.06 1802- 30.06 1855г.г.

русский флотоводец, адмирал. 18 (30 ноября) 1853 года разгромил флот турок в Синопском сражении. Погиб при обороне Севастополя

Вице-адмирал Владимир Алексеевич Корнилов 1 02 1806 - 5 10 1854г. г.

Герой Крымской войны, погиб на Малаховом кургане 5 (17) октября 1854 во время бомбардировки города англо-французскими войсками.

Контр-адмирал Владимир Иванович Истомин 9 02.1810-7 03.1855 г.г.

Герой Крымской войны, погиб при обороне Малахова кургана в Севастополе.

Среди выпускников морского кадетского корпуса были и талантливые изобретатели:

Можайский Александр Федорович 9 03 1825- 20.03 1890г.г.

русский изобретатель, пионер нашей авиации, первый в мире создал самолет в натуральную величину, способный поднять в воздух человека.20 июля 1882 года самолет, названный им "Жар-Птицей", поднялся в воздух. Пропеллеры крутились паровыми двигателями мощностью 10 и 20 л.с.

Создание кадетского корпуса.

Хронологическая таблица истории Морского кадетского корпуса

  • 1701 г. - Школа математических и навигацких наук
  • 1715 г. - Академия Морской Гвардии
  • 1752 г. - Морской Шляхетный Корпус
  • 1802 г. - Морской Кадетский Корпус
  • 1867 г. - Морское Училище
  • 1891 г. - Морской Кадетский Корпус
  • 1906 г. - Морской Корпус
  • 1914 г. - Морской Е.И.В. Наследника Цесаревича Корпус
  • 1916 г. - Морское Е.И.В. Наследника Цесаревича Училище

24 февраля 1918 г. по приказу военно-морского комиссара большевистского правительства Л.Д.Троцкого оно было закрыто и его воспитанники (3 кадетские роты и старшая - выпускная) были распущены.

История создания Морского кадетского корпуса восходит к первым годам существования российского регулярного флота, основанного Петром I в 1696 году.

Для комплектования флота национальными командными кадрами 14 января 1701 года последовал Высочайший Указ Петра Великого об учреждении в Москве школы «математических и навигацких, т.е. мореходных хитростно искусств учения». Школе повелено состоять в ведении Оружейной палаты, а в ученье набирать «добровольно хотящих, иных же паче и с принуждением».

С июня 1701 г. школа размещалась в Москве, в Сретенской (Сухаревой) башне. Она насчитывала 200 учащихся и готовила специалистов не только для флота, но и для армии, а так же для гражданской государственной службы.

1-го октября 1715 г. Школа была переведена из Москвы в Санкт-Петербург, и размещена, на берегу Невы в доме Кисина, где находился впоследствии Зимний Дворец и названа Академией Морской Гвардии. Петр Великий лично следил за ходом обучения своей «морской гвардии» и собственноручно написал перечень наук, чему должно было «учить детей». Школа просуществовала до 1752 года.

15 декабря 1752 г. императрицей Елизаветой Петровной был подписан указ, в соответствии с которым Морская академия была преобразована в «Морской шляхетский кадетский корпус». Дети дворян закрытой гардемаринской роты и морской артиллерийской школы были переведены в кадетский корпус, а детей разночинцев определили на учение в портовые мастерские и для комплектования штурманской роты. Местом расположения корпуса в Санкт-Петербурге был выбран Васильевский остров, дом Миниха, который пришлось значительно расширить.

Морской кадетский корпус комплектовался воспитанниками дворянского происхождения. Штатная численность была установлена в 360 человек, в строевом отношении распределенных на три роты, а в учебном - на три класса. Воспитанники старшего класса изучали высшие морские дисциплины и именовались гардемаринами.

Воспитанники второго класса изучали навигацию и другие дисциплины и назывались кадетами. Воспитанники третьего класса проходили тригонометрию и другие дисциплины и также назывались кадетами.

Состав рот был смешанный. Каждая рота состояла из гардемаринского класса, 2-го и 3-го кадетских классов. В составе роты было 40 гардемаринов, 40 кадет второго и 40 - третьего класса. Переход из класса в класс осуществлялся по итогам успеваемости и при наличии в соответствующих классах вакансий. Все гардемарины и кадеты имели ружья и амуницию.

При поступлении в корпус проводились вступительные экзамены, однако преимущественное право на поступление имели дети чинов морского ведомства. Основная масса воспитанников готовилась к строевой офицерской службе, по 30 чел. обучались на морских артиллеристов и геодезистов. Возглавляли корпус директор и его помощник по строевой части. В 1762 г. воспитанники впервые получили единообразное форменное обмундирование, стрелковое и холодное (тесаки) вооружение.

Преподаватели кадетского корпуса обладали обширными по своему времени познаниями, педагогическим тактом и энергией. Поставили научную подготовку воспитанников на исключительную высоту, благодаря которой флот получил большое число прекрасно образованных моряков, известных впоследствии своими научными исследованиями, участием в значительных экспедициях.

С 1753 по 1763 гг. корпус выпустил 340 мичманов во флот и 7 констапелей в морскую артиллерию. Свыше 10 выпускников этого времени достигли чина адмирала. Многие получили высшую награду за храбрость, проявленную в сражениях и были пожалованы орденом Св. Георгия.

Присяга - Клятвенное обещание перед Богом и людьми

Особой традицией на флоте являлось принятие присяги.

Присяга на флоте была утверждена с выходом в свет в апреле 1710 года «Инструкций и артикулов военных, надлежащих к Российскому флоту».

Текст первой присяги гласил:

«Божию милостию Петру Первому, царю России и пр., пр.

Обещаем и присягаем мы верными быть и Его Царского Величества указы, и под властью Его Величества, генералов, адмиралов, адмиралтейских советников, вице-адмиралов, контр-адмиралов, комендантов, капитанов и иных глав высокопомянутого Его Величества над нами поставляемых, указы и приказы почитать и послушно и верно исполнять, как честным и добрым людям надлежит, и в прочем поступать по артикулам и учреждениям, для нашей службы сочиненным или впредь сочиняемым.

В чем да поможет нам Господь Бог Всемогущий».

Присяга в Императорском Русском Флоте и Армии - была клятвой, обещанием перед Богом и людьми. Принимал присягу не только командир, но и духовенство.

Матрос давал присягу, прежде всего, ни людям, ни государству, а объекту своей веры, то есть, своему Богу - тому, Кому он поклонялся, тому, от Кого он ждал помощи для себя, надеялся, верил в покровительство для себя. Если человек был православного исповедания, то значит, он давал присягу в присутствии православного священника. Поскольку присяга была религиозная, то для православного человека она принималась перед Крестом и Евангелием. Принятие присяги сопровождалось крестным целованием, которое, по сути, и означает клятву. Текст присяги заканчивался словами: «Во ознаменование сих слов, целую Крест и Евангелие Спасителя моего Иисуса Христа». Принятие присяги заканчивалось торжественным богослужением и напутственным словом священника.

Если матрос был мусульманином, то вызывали имама из штаба флота, который приезжал и принимал присягу у мусульман. Текст присяги у мусульман был на их родном языке. Присягавший держал два пальца правой руки на Коране и повторял вслед за имамом слова клятвы. В конце ритуала он целовал Коран. Раввин принимал присягу в иудеев. Евреи приносили присягу на русском языке или на идише. Прием присяги ими осуществлялся в любой день кроме субботы или религиозного праздника. Ритуал старались проводить в синагогах или в молитвенных школах перед открытым кивотом (Орон га кодеш) в присутствии двух свидетелей из иудеев.

Католический пастор - у католиков.

Были случаи, когда на флот попадали представители языческих народов Сибири и Севера. При принятии ими присяги нашивался амулет, который имел значение для этих язычников, и на нем эти новобранцы приносили присягу.

И только если не было соответствующего священнослужителя, то принимал присягу командир корабля при участии корабельного священника и единоверцев.

В Своде военных постановлений 1869 года было написано:

"Присяга есть клятва, которую солдат даёт перед лицом Божьим на кресте Спасителя и на святом его Евангелии: служить Богу и Государю верою и правдою <...>, смело и весело идти в бой за Царя, Русь Святую и Веру Православную. Изменнику же присяги не будет пощады ни на белом свете, ни на Страшном Суде Божьем"

Русские матросы всегда считали воинскую присягу святыней.

Нарушение присяги считалось большим грехом перед Богом и людьми.

Согласно официальной статистики атеистов в Российских Вооруженных Силах практически не было. Отказ же сектантов от принятия воинской присяги означает отказ от заповеди Божией, призывающей «положить душу за други своя».

Поэтому клятвопреступление в Вооруженных Силах было связано не только с государственными законами, но еще и с вероисповедными моментами.

Если ты преступил клятву, то значит, ты покинут своим Богом и ты уже не настоящий верующий, ты уже уподобился Иуде. Такая присяга имела большее значение и большую силу, чем нынешняя присяга, которая имеет исключительно светский государственный смысл.

Следует заметить, что в наши дни эта традиция возрождается. На Тихоокеанском флоте перед принятием присяги совершается молебен. Верующие матросы так же как и их прадеды принимают присягу перед Андреевским флагом, Святым Евангелием и Крестом, и целуют их.

Вот как звучал текст присяги, которую принимал в 1766 году выпускник Морского шляхетного кадетского корпуса Федор Федорович Ушаков: «Аз, Федор Ушаков, обещаюся и клянуся Всемогущим Богом пред святым Его Евангелием в том, что хочу и должен Ея Императорскому Величеству моей всемилостивейшей Государыне императрице Екатерине Алексеевне Самодержице и Ея Императорскаго Величества любезнейшему Сыну Государю Цесаревичу и Великому Князю Павлу Петровичу, законному всероссийского престола Наследнику, верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться, не щадя живота своего до последней капли крови... В чем да поможет мне Господь Бог Всемогущий!».

Данное издание является одним из первых исследований по истории военно-морского флота России, выходящее далеко за рамки описания только этого военно-учебного заведения и принадлежит перу выдающегося отечественного историографа Ф.Ф. Веселаго. Он сам закончил Морской корпус в 1834 году и, как один из лучших выпускников-мичманов, был зачислен для продолжения образования в Офицерский класс, в котором и был оставлен для дальнейшего прохождения службы.

После того, как в 1852 году «Очерк истории Морского кадетского корпуса с приложением списка воспитанников за 100 лет» вышел в свет, Ф.Ф. Веселаго заслуженно удостоился за это произведение Демидовской премии Императорской Академии Наук и «высочайшего назначения» заняться обрабатыванием собранных им материалов по истории русского флота. Позднее, в 1860-е гг. Веселаго, заняв должность воспитателя будущего генерал-адмирала флота великого князя Алексея Александровича, фактически руководил составлением истории Российского флота при Морском министерстве, продолжив титаническую научно-исследовательскую работу, начатую С.И. Елагиным, безвременно ушедшим из жизни. В 1869 году он был избран членом Морского ученого комитета, а с 1873 года назначен председателем Комиссии по разбору, описанию и изданию дел архива Морского министерства за период до 1805 года; приступив к углубленным исследованиям отечественной военно-морской истории. Им впервые были опубликованы уникальные материалы, подтверждающие передовой и самостоятельный путь развития российского военно-морского искусства. В своих работах он подробно описывал морские бои и сражения, введя в научный оборот множество ранее неизвестных исторических фактов и значительно расширив источниковую базу исследований по этой тематике.

Юбилейное издание, подробно описывающее основные вехи создания и развития Морского кадетского корпуса за столетие, предшественниками которого являлась знаменитая петровская «Навигацкая школа», расположенная в Сухаревой башне в Москве, а затем Морская академия или Академия морской гвардии. Фактически же Морской Шляхетный кадетский корпус как элитное военно-морское учебное заведение, расположенное в новом здании (бывшем дворце Миниха) на Васильевском Острове в Санкт-Петербурге, был учрежден в царствование императрицы Елизаветы Петровны 15 декабря 1752 года. Вновь образованное военно-учебное заведение объединило под одной крышей упраздненные Московскую навигацкую школу, Морскую академию (морской гвардии), гардемаринскую роту и морскую артиллерийскую школу.

В очерке, в основном с использованием материалов из журналов Адмиралтейств-коллегии, подробно повествуется об организации и деятельности Навигацкой школы, личном участии Петра Великого в обучении ее воспитанников, подробно описаны расписания занятий и учебный план для первых русских военных моряков, роль первого российского императора и последующих монархов в создании морского офицерского корпуса России. Особенно тепло рассказано о последнем по тому времени периоду истории Морского кадетского корпуса, деятельности его директоров, прежде всего, адмирала И.Л. Голенищева-Кутузова, отдавшего 40 лет своей службы руководству корпусом. Накануне Отечественной войны, в 1811 году сначала инспектором, а с 1827 года и вплоть до своей кончины – директором Морского кадетского корпуса был выдающийся мореплаватель и начальник первой кругосветной экспедиции адмирал И.Ф. Крузенштерн.

Значительное место в книге отведено приложению – полному списку воспитанников Морского кадетского корпуса, выпущенных мичманами за все 100 лет его существования.

Хронологическая таблица истории Морского корпуса

· 1701 г. – Школа математических и навигацких наук

· 1715 г. – Академия Морской Гвардии

· 1752 г. – Морской Шляхетный Корпус

· 1802 г. – Морской Кадетский Корпус

· 1867 г. – Морское Училище

· 1891 г. – Морской Кадетский Корпус

· 1906 г. – Морской Корпус

· 1914 г. – Морской Е.И.В. Наследника Цесаревича Корпус

· 1916 г. – Морское Е.И.В. Наследника Цесаревича Училище

История создания Морского кадетского корпуса восходит к первым годам существования российского регулярного флота, основанного Петром I в 1969 г. Для комплектования флота национальными командными кадрами 14 января 1701 года последовал Высочайший Указ Петра Великого об учреждении в Москве школы «математических и навигацких, т.е. мореходных хитростно искусств учения». Школе повелено состоять в ведении Оружейной палаты, а в ученье набирать «добровольно хотящих, иных же паче и с принуждением». С июня 1701 г. школа размещалась в Москве, в Сретенской (Сухаревой) башне. Она насчитывала 200 учащихся и готовила специалистов не только для флота, но и для армии, а так же для гражданской государственной службы. На содержание школы с 1713 года положено было отпускать по 22456 руб. в год.

1-го октября 1715 г. Школа была переведена из Москвы в Санкт-Петербург, размещена, на берегу Невы в доме Кисина, где находился впоследствии Зимний Дворец и названа Академией Морской Гвардии. Петр Великий лично следил за ходом обучения своей «морской гвардии» и собственноручно написал перечень наук, чему должно было «учить детей». Первым директором был француз, барон Сент-Илер. С учреждением академии на содержание Московской навигационной школы было оставлено лишь 5600 рублей, а остальная сумма обращена на содержание академии. Школа просуществовала до 1752 года.

В 1752 г. Императрица Елизавета Петровна переименовала Академию в Морской Шляхетский корпус с тремя классами: старшим – гардемаринским (гардемарин – франц. – морская гвардия), и двумя кадетскими по образцу сухопутного корпуса, и более чем вдвое был увеличен отпуск денег на его содержание. Число воспитанников определено в 360 человек, в том числе и 120 гардемарин. После утверждения штата Морского корпуса, потребовалось дом Миниха расширить, к концу 1755 года главное здание с каменными флигелями было перестроено и построено вновь 7 деревянных флигелей, поварня и хлебная. Московскую Морскую Академию или Навигацкую Школу Адмиралтейств-коллегия решила в 1752 году закрыть, дворянских детей перевести в Морской Корпус, а детей разночинцев определить на обучение в портовые мастерские для комплектования штурманской роты.

В 1771 году все постройки корпуса сгорели, и он был переведен в Кронштадт, где оставался до 1796 года. Павел I, сохранивший и по вступлении на престол звание генерал-адмирала, в ноябре 1796 года выразил желание, чтобы колыбель флота Российского, Морской кадетский корпус, «была близко к генерал-адмиралу», и приказал перевести корпус в Санкт-Петербург.

В 1826 году число воспитанников корпуса было увеличено до 505, содержание до 341565 руб. Вообще царствование Императора Павла Петровича было для Морского Корпуса одним из самых счастливых годов его существования. В 1802 г. Император Александр I Морской Шляхетский корпус переформировал и назвал Морским Корпусом. В 1827 году при корпусе был учрежден офицерский класс.

В 1848 г. Император Николай I даровал корпусу Первого шефа Великого Князя генерала-адмирала Константина Николаевича и в числе кадет был поставлен в строй Великий Князь Александр Александрович.

В 1861 г. в Морском корпусе были установлены новые правила приема, которые впервые предусматривали конкурсные экзамены и так называемые пробные плавания – для предварительного знакомства с морским делом. В корпус принимались юноши в возрасте от 14 до 17 лет, при этом кроме дворянских детей правом поступления пользовались дети «потомственных почетных граждан», заслуженных армейских и флотских офицеров, гражданских чиновников.

2 июня 1867 г. При Императоре Александре II и общей реформе военно-учебных заведений Морской корпус переименован в Морское училище и получил новый Устав Согласно Уставу Морского училища отнесенного к разряду высших учебных заведений, в него принимались юноши в возрасте 16 лет.

В 1891 г. Император Александр III переименовал снова в Морской Кадетский Корпус. Комплект воспитанников – 320. Всего 6 классов с годичным курсом в каждом. Три младших назывались общими, а три старших – специальными. Прием в корпус проводился по состязательному экзамену, причем преимущество имеют дети военных чинов Морского ведомства. Окончившие удовлетворительно полный курс производятся осенью по окончании кампании в мичманы, а неспособные к военно-морской службе награждаются гражданскими чинами X или XII класса.

С 1867 по 1900 год корпус подготовил 2392 офицера.

В 1906 г. Император Николай II дал Корпусу наименование Морского Корпуса. Вслед затем решено было младшие кадетские классы перевезти из Петербурга в Севастополь, где и приказано было выстроить на берегу Черного моря надлежащее здание.

Война с Японией вскрыла немало изъянов в подготовке командного состава флота. Главными из них были недостаточное знание морской техники и слабость тактической подготовки. Все это потребовало пересмотра и методов преподавания. В новом учебном плане и программах 1908 года главное внимание было обращено на изучение специальных (морских) предметов и на артиллерийскую подготовку. Численный состав корпуса определялся утвержденным штатом в 740 человек. Ежегодные выпуски до 1910 года составляли 80–90 человек. В 1911–1913 годах выпускали в среднем по 119 человек.

19 июля 1914 года Германия объявила России войну. Корпус, как и всю Россию, охватило чувство неописуемого патриотизма. 6 ноября 1914 года Государь лично принимал в Корпусе парад и назначил Шефом Наследника Цесаревича, после чего Корпус стал называться «Морским Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича Корпусом».

Вскоре было принято решение об открытии Морского Кадетского Корпуса в Севастополе. Высочайшее положение об открытии Корпуса было утверждено 26 октября 1915 года. Корпус был открыт в 1916 г. В его состав вошли общие классы, выделенные из Петроградского Морского Училища. Предполагалось, что Корпус будет состоять из четырех классов, каждый с годовым сроком обучения. Но, к сожалению, он не успел произвести ни одного выпуска, так как был упразднен 22 июля 1917 года постановлением Адмиралтейств Совета. Корпус был открыт вновь в октябре 1919 года, а в ноябре следующего был эвакуирован вместе с Черноморским Флотом и продолжил свою деятельность уже в эмиграции.

В 1916 г. Морской Корпус был снова переименован в Морское Е.И.В. Наследника Цесаревича Училище.

В 1917 г. после коммунистического переворота 25 октября, Морское Училище прекратило свое существование.

25 апреля 1995 г. Распоряжением Мэра Санкт-Петербурга А. Собчака во исполнение распоряжения Президента Российской Федерации от 3 апреля 1995 г. №155‑рп и совместного решения Министра обороны РФ и мэра Санкт-Петербурга от 31.03.95 г. было учреждено государственное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования – «Первый кадетский морской корпус». 1 октября 1995 г. 75 воспитанников 5 – 7 классов впервые были собраны в г. Санкт-Петербурге. После трехнедельных учебных сборов в пос. Комарова первая учебная рота прибыла в Кронштадт. С 25 октября 1995 г. начались занятия в отремонтированных помещениях здания по ул. Зосимова, д. 15.

22 ноября 1995 г. Кадетскому корпусу торжественно Первым Заместителем ГК ВМФ адмиралом И. Касатоновым было вручено Знамя Корпуса. Этот день стал Днем рождения Морского кадетского корпуса. 19 февраля 1996 г. Президент РФ издал Распоряжение «О создании Кронштадтского Морского Кадетского корпуса». Этот документ определил что КМКК создается в системе МО России и является образовательным учреждением среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан мужского пола. Началось плановое комплектование КМКК до численности, указанной в Приказе МО РФ №310 от 27 августа 1996 г. – 700 обучающихся.

Сегодня в КМКК обучается около 700 воспитанников из всех регионов России. Большинство из них с честью несут высокое звание кадета Морского корпуса: хорошо учатся, добросовестно выполняют свои обязанности

Таким образом, Россия является морской державой. И потому не случайно первым ее учебным заведением, основанным Петром Великим, стала школа математических и навигацких наук… Много названий она сменила: морская академия, морской шляхетный кадетский корпус, морской кадетский корпус, морской корпус, морское училище, Все это время судьба Морского Кадетского корпуса тесно связана с судьбой нашей страны и Российского Императорского военно-морского флота. Из стен Корпуса вышло немало людей, ставших славой России на военном, научном, политическом поприще. Много событий произошло в стенах Морского Кадетского корпуса, были взлеты и падения, менялся статус кадет и преподавательский состав корпуса. В 1917 г. Морской Кадетский корпус прекратил своё существование.

В современных условиях, когда в стране идет обновление всех сфер жизнедеятельности человека, актуальность преобразований в системе обучения и воспитания военных кадров не вызывает никаких сомнений. Сейчас в нашем обществе со всей остротой возникает необходимость обращения к опыту, накопленному в нашей стране в этом архиважном вопросе в далеком и не так уж далеком, по историческим меркам, прошлом. Воссоздание в современной России Морского Кадетского корпуса со всей очевидностью подтверждает тот неоспоримый факт, что на протяжении довольно продолжительного отрезка в истории нашей страны и системе обучения и воспитания, будущих офицеров, сынов, преданных душой и телом родному Отечеству, существовал довольно серьезный изъян, устранить который стало возможным лишь на этапе демократизации нашего общества. Обновления, вызванные проводимыми в стране реформами, в том числе в военной области, потребовали коренного пересмотра всей системы обучения и воспитания военных кадров, переориентации их на жизнь в принципиально новых условиях. В полной мере это относится и к несению службы в качественно обновленных Вооруженных Силах. Отставание в этой области чревато тем, что в новом флоте будут служить те, кто не понял произошедших за последнее десятилетие перемен в российском обществе, а значит, вновь теория и практика будут не соответствовать друг другу. Чем все это чревато, хорошо известно. 21 век, в отличие от ушедшего века, изобилующего кровопролитными войнами, не даст нам возможности допускать просчеты, т. к. новое тысячелетие будет преимущественно техногенным и гуманным. Чтобы обеспечить надежную военную безопасность России в новых условиях, стране нужны хорошо обученные и воспитанные военные кадры. Они должны отвечать современным требованиям военного дела, быть подготовленными для действия в любых условиях и обстоятельствах, как того требует новая Военная доктрина.

Продолжение. История дорого мне Высшего Военно-Морского училища ВВМУ им М.В.Фрунзе

15 декабря 7254 лета или 1752 года по новому стилю императрицей Елизаветой Петровной был подписан указ, в соответствии с которым Морская Академия была преобразована в «Морской шляхетский кадетский корпус»

Морской кадетский корпус комплектовался воспитанниками исключительно дворянского происхождения. Штатная численность была установлена в 360 человек, в строевом отношении распределенных на три роты, а в учебном - на три класса. Воспитанники старшего класса изучали высшие морские дисциплины и именовались гардемаринами. Воспитанники второго класса изучали навигацию и другие дисциплины и назывались кадетами. Воспитанники третьего класса проходили тригонометрию и другие дисциплины и также назывались кадетами. Состав рот был смешанный. Каждая рота состояла из гардемаринского класса, 2-го и 3-го кадетских классов. В составе роты было 40 гардемаринов, 40 кадет второго и 40 - третьего класса. Переход из класса в класс осуществлялся по итогам успеваемости и при наличии в соответствующих классах вакансий. Все гардемарины и кадеты имели ружья и амуницию. Из хорошо успевающих гардемарин назначались: каптенармус, подпрапорщик, фурьер, четыре сержанта, четыре капрала и восемь ефрейторов, командиром роты был капитан 3-го ранга. В роте также были капитан-лейтенант, унтер-лейтенант и прапорщик.

При поступлении в корпус проводились вступительные экзамены, однако преимущественное право на поступление имели, как и сейчас дети чинов морского ведомства. Основная масса воспитанников готовилась к строевой офицерской службе, по 30 чел. обучались на морских артиллеристов и геодезистов. Возглавляли корпус директор и его помощник по строевой части. В 1762 г. воспитанники впервые получили единообразное форменное обмундирование, стрелковое и холодное (тесаки) вооружение. Тогда же прекратилась подготовка геодезистов, а число воспитанников - артиллеристов увеличено вдвое.

Программа обучения включала 28 учебных дисциплин, в числе которых были математика с различными ее разделами, механика, навигация, география, артиллерия, фортификация, генеалогия, история, политика, риторика, один из основных европейских языков по выбору воспитанника, морские эволюции (тактическое маневрирование), морская практика, такелажное дело, «архитектура челнов и чертежей корабельных и галерных пропорций», фехтование, танцы. Число штатных преподавателей возросло до 40 чел., при каждом из которых состоял помощник. Общее руководство преподавательской деятельностью осуществлял профессор. К проведению занятий, в том числе и по иностранным языкам, неизменно привлекались ротные и классные офицеры. В летнюю кампанию кадеты и гардемарины проходили практику на балтийских кораблях.

Местом расположения корпуса в Санкт-Петербурге был выбран Васильевский остров, дом Миниха, который пришлось значительно расширить. Все заботы по организации нового военно-учебного заведения легли на плечи выпускника Навигацкой школы капитана 1-го ранга Алексея Ивановича Нагаева, который шесть лет командовал Морской академией, а затем в течение восьми лет кадетским корпусом. А.И.Нагаев занимался подбором учителей, заготовкой для корпуса мебели, одежды, посуды и провизии. Несмотря на все усилия, предпринятые Нагаевым по становлению Морского корпуса, его деятельность не всегда получала одобрения со стороны Адмиралтейств-коллегии, которая вмешивалась почти в каждое распоряжение А.И.Нагаева по хозяйственной и учебной части. Трения между Нагаевым и Адмиралтейств-коллегией затрудняли финансирование мероприятий, намеченных Нагаевым, и в целом сдерживало развитие корпуса.

В апреле 1762 г. император Петр Федорович своим указом повелел учредить военно-учебное заведение, которое объединило сухопутный и морской кадетские корпуса и Соединенную артиллерийскую и инженерную школу и поручил организацию и командование новым военно-учебным заведением обер-камергеру генерал-лейтенанту Ивану Ивановичу Шувалову. Однако уже 8 августа 1762 г. благодаря личному вмешательству вступившей на престол в результате переворота императрицы Екатерины II Морской кадетский корпус сохранил свою самостоятельность и получил дальнейшее развитие. С 1753 по 1763 гг. корпус выпустил 340 мичманов во флот и 7 констапелей в морскую артиллерию. Свыше 10 выпускников этого времени достигли чина адмирала. Многие получили высшую награду за храбрость, проявленную в сражениях и были пожалованы орденом Св. Георгия.
Легендарный директор кадетского училища - Голенищев-Кутузов, Иван Логгинович, который сам являлся выпускником Морского шляхетского Корпуса и был произведен в гардемарины в 1743г. 1 сентября 1762 года в чине капитана 2-го ранга назначен директором Морского кадетского корпуса, прослужив в этой должности вплоть до смерти, за что заслужил прозвище «отец всех русских моряков». Знаменитый генерал-фельдмаршал М. И. Голенищев-Кутузов, главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812 года, будучи дальним родственником Ивана Логиновича, воспитывался в его доме. И.Л.Голенищев-Кутузов имел богатую морскую практику и был хорошо знаком с трудностями морской службы, видел недостатки в теоретической и практической подготовке выпускников Морской академии. При нем корпус сделался одним из лучших военно-морских училищ Европы того времени. Через его руки прошло свыше 2000 русских морских офицеров. Наследнику престола, будущему император Павлу I, в то время генерал-адмиралу флота он лично преподавал морские науки.
К концу своей служебной карьеры Голенищев-Кутузов достиг чина адмирала и звания вице-президента Адмиралтейств-коллегии, он неизменно пользовался доверием Екатерины II и расположением наследника престола, генерал-адмирала флота Павла Петровича.

И.Л.Голенищев-Кутузов сумел добиться расширения своих полномочий и независимости от Адмиралтейств-коллегии в принятии решений, касающихся Морского кадетского корпуса. В нем сохранилось деление на три роты, каждой из них были вручены знамена: первой роте - белое, второй и третьей - желтые. Директор придавал большое значение обучению кадет практике морского дела, искусству судовождения и морских эволюций, изучению французского, английского и немецкого языков, поскольку морскому офицеру необходимо знакомиться с книгами о мореплавании, которых на русском языке практически не осталось. И.Л.Голенищеву-Кутузову удалось открыть в корпусе типографию для печатания книг и морских карт и даже восстановить геодезический класс, необходимый для описи берегов и земель, снятия планов, описи лесов.

С 1764 г. в корпусе учреждается должность главного инспектора классов, отвечавшего за постановку учебного дела. Первым инспектором был назначен один из образованнейших людей своего времени Григорий Андреевич Полетика, осуществивший важные перемены, направленные на упорядочение учебного процесса и регламентацию объема преподаваемых дисциплин. Было четко установлено, какие предметы и в каком объеме должны изучаться в том или ином классе, определены учебники и учебные пособия, которыми следует пользоваться в ходе учебного процесса. Были введены полугодовые экзамены, самостоятельная подготовка к урокам. В 1769 г. основана библиотека корпуса, ставшая одной из наиболее полных в стране по объему оригинальной и переводной литературы. Больше стало уделяться внимания воспитанию молодых моряков на историческом опыте, учреждены т.н. «математические классы» для подготовки кадров преподавателей. К работе в корпусе широко привлекались лучшие специалисты флота, ученые Академии наук. Система обучения, введенная Полетикой, в главных чертах в течение многих лет сохранялась в Морском корпусе.

Из инспекторов классов, служивших при Голенищеве-Кутузове, следует отметить выпускника Морской академии Николая Гавриловича Курганова и выпускника Морского корпуса Платона Яковлевича Гамалея, обладавших обширными по своему времени познаниями, педагогическим тактом и энергией. Н.Г.Курганов стал автором большого числа учебников и пособий, которые использовались при обучении кадет. П.Я.Гамалея поставил научную подготовку воспитанников на исключительную высоту, благодаря которой флот получил большое число прекрасно образованных моряков, известных впоследствии своими научными исследованиями, участием в значительных экспедициях.

23 мая 1771 г. на Васильевском острове произошел сильный пожар, в результате которого здание, в котором размещался Морской корпус сгорело. Корпус был переведен из Петербурга в Кронштадт и размещен в Итальянском дворце.

В годы командования корпусом И.Л.Голенищева-Кутузова стали уходить в прошлое многие традиции, связанные с грубостью кадет, распущенностью, выходками, вызывавшими возмущение населения Санкт-Петербурга. В корпусе практически отказались от непомерных телесных наказаний. В приказах о наказаниях воспитанников основное место занимали формулировки: оставить без обеда, не увольнять «за корпус», посадить в «пустую», т.е. в карцер, одеть в серую куртку, разжаловать из гардемарин в кадеты. За серьезные проступки были и телесные наказания, однако не столь суровые как раньше, и исключение из корпуса.

Порядок в ротах в основном поддерживали старшие гардемарины, которые стремились присвоить себе право командовать не только кадетами, но и младшими гардемаринами. Решение многих вопросов заканчивалось потасовками, а иногда и серьезными драками, происходившими на заднем дворе корпуса. Корпусные поэты старались запечатлеть эти бои в своих эпохальных поэмах. Суровые условия корпусной жизни воспитывали у кадет чрезвычайную спаянность. Корпусной офицер Н.Бестужев давал совет своему брату, гардемарину: «Не давай себя в обиду, если под силу побейте сами, а отнюдь не смейте мне жавловаться на обидчиков. Более всего остерегайтесь выносить сор из избы, иначе вас назовут фискалами и тогда горька будет участь ваша». В корпусе считалось молодечеством выносить самое жестокое наказание молча. Таких воспитанников называли «чугунами» и «стариками». Последнее прозвище было особенно почетным.

Для морской практики гардемарины и кадеты-артиллеристы ходили на кораблях и фрегатах Балтийского флота. В годы существования Корпуса чужестранных единоверцев в Морской шляхетский кадетский корпус направлялись на стажировку воспитанники этого корпуса, главным образом, греки.


В 1783 г. в связи с потребностями флота в офицерских кадрах штатная численность Морского шляхетского кадетского корпуса возросла вдвое и достигла 600 человек. В корпусе было сформировано 5 рот. Екатерина II в течение всех лет своего правления с особым уважением относилась к Морскому корпусу, «имея в виду заслуги оказанные Ей и отечеству питомцами Морского кадетского корпуса, везде служившими с похвалой». В этой связи корпусу был подарен императрицей дворец в Ораниенбауме. Однако по ряду причин переезд туда из Кронштадта не состоялся

В царствование Екатерины II из Морского корпуса было выпущено 2063 человека, из них во флот 1960 Морских Офицера. В годы войны со Швецией в корпусе было произведено несколько ускоренных выпусков. Из выпущенных в царствование Екатерина II воспитанников дослужились до чинов адмирала - 16 человек, вице-адмирала - 26, генерал-лейтенанта - 14, контр-адмирала - 16, генерал-майора - 20. Российский флот прославили выпускники корпуса этого периода адмиралы Ф.Ф.Ушаков, Д.Н.Сенявин, И.Ф.Крузенштерн, В.М.Головнин, совершивший кругосветное плавание на шлюпах «Диана» и «Камчатка», Ю.Ф.Лисянский, совершивший кругосветное плавание и открывший несколько новых островов в Тихом океане, первый морской министр России Н.С.Мордвинов, его преемник Г.А. Сарычев, президент Академии наук, известный поэт и филолог А.С.Шишков.

Император Павел I на четвертый день после вступления на престол своим указом объявил, что сохраняет за собой звание генерал-адмирала флота, и сообщил директору корпуса И.Л.Голенищеву-Кутузову о своем решении перевести корпус из Кронштадта в Санкт-Петербург, на Васильевский остров, в комплекс зданий, построенных архитектором Ф.И.Волковым. Павел I постоянно оказывал знаки внимания корпусу, часто посещал его, присутствовал на лекциях, беседовал с кадетами. Иногда за хорошее преподавание прямо в аудитории мог присвоить преподавателю следующий чин, а кадета за хороший ответ произвести в унтер-офицеры. Император неоднократно пытался найти в корпусе хоть какой-то беспорядок, но ему никак не удавалось этого сделать, несмотря на неожиданное появление в корпусе в самое разное время суток. И тогда он просил императрицу неожиданно проинспектировать корпус. К радости директора, офицеров и преподавателей она оставалась довольна порядком.

По отзывам историков, время пребывания на престоле императора Павла I было одним из самых благоприятных для Морского корпуса. При нем была утверждена новая форма: зеленые двубортные мундиры и штаны, зимой одноцветные с мундиром, летом белые; ботфорты, треугольная шляпа, кортик. После осуществленных перестроек зданий корпуса по указанию императора 600 переведенных из Кронштадта воспитанников были с удобствами размещены в новых зданиях. Историки по разному оценивают пребывание на престоле Павла I, но все сходятся в том, что император постоянно с благосклонностью относился к флоту. В царствование Павла I из Морского корпуса было выпущено 468 человек: 243 - мичманами во флот, 42 - в морскую артиллерию, 181 - в сухопутные войска. Из числа выпускников корпуса этого периода наибольшую известность получили Фаддей Фаддеевич Беллингсгаузен (1797), совершивший плавание к южному полюсу; адмирал Л.Ф.Богданович, отличившийся в Наваринском сражении, М.Ф.Гарковенко, будущий инспектор классов при 6-ти директорах корпуса, 50 лет прослуживший в Морском корпусе.

При Павле I был установлен корпусной праздник - 6 ноября. В 1797 г. была построена корпусная церковь во имя Святого Павла Исповедника, чья память отмечалась 6-го ноября в день восшествия на престол императора Павла I.

С 1802 г. учебное заведение получило новое название - Морской кадетский корпус (из названия было изъято слово шляхетский), а его директором стал ветеран боев с турками, шведами и французами, выпускник Морского корпуса контр-адмирал П.К. Карцов. Инспектором классов остался назначенный еще в 1795 г. П.Я.Гамалея. Тогда же стало практиковаться направление лучших гардемаринов на практику волонтерами во флоты Англии и Франции. Петр Кондратьевич Карцов директорствовал в течение 24 лет. В течение этого периода из корпуса было выпущено более двух тысяч воспитанников.

П.К.Карцов был одним из ближайших сподвижников адмирала Ф.Ф.Ушакова и испытанным в боях моряком, в корпусе он оказался энергичным и просвещенным воспитателем и администратором. С помощью инспекторов корпуса П.Я.Гамалеи и М.Ф.Гарковенко ему удалось поставить дело научной подготовки воспитанников на исключительную высоту и ему российский флот обязан целой плеядой образованных и талантливых моряков. Свидетели той эпохи вспоминали, с каким рвением занимались в то время воспитанники. Лучшие ученики пользовались глубоким уважением своих товарищей, которые называли их по имени и отчеству. Почетная кадетская кличка «Зейман» (от английского seaman-моряк), которую давали первым воспитанникам, для честолюбивых подростков была почетнее любого диплома. Из этих «зейманов» и вышли знаменитые ученые гидрографы, мореплаватели, совершавшие кругосветное плавание, боевые адмиралы.

В 1812 г., во время Отечественной войны, воспитанники всех кадетских корпусов были эвакуированы в г. Свеаборг в Финляндии, где они находились в течение четырех месяцев. В 1817 г. штат воспитанников Морского корпуса был увеличен до 700 человек, распределенных по 5 ротам. В 1825 г. директором корпуса назначается вице-адмирал П.М.Рожнов, считавшийся одним из опытных и боевых моряков. В это время в корпусе процветали фехтование, городки, коньки. В конце учебного года гардемарины в обязательном порядке отправлялись в учебное плавание. Находясь в плавании гардемарины выполняли все матроские работы, старались проявлять лихачество, чтобы завоевать авторитет среди товарищей.

Из корпуса за время царствования Александра I было выпущено 2019 человек. Из 1783 выпускников-мичманов окончили службу адмиралами - 35 человек, вице-адмиралами - 33, контр-адмиралами - 40, полными генералами - 3, генерал-лейтенантами - 21, генерал-майорами - 54 и т.д. В числе выпускников этого периода выдающиеся адмиралы и флотоводцы: Михаил Петрович Лазарев (1805), Павел Степанович Нахимов (1818), Владимир Алексеевич Корнилов (1823). П.С.Нахимов и В.А.Корнилов были смертельно ранены во время героической обороны Севастополя в ходе Крымской войны 1853-1856 гг. Адмирал Ф.М.Новосильский (1823), кавалер ордена Св. Георгия 3-й степени за Синопское сражение, награжден орденом Св. Владимира 1-ой степени за оборону Севастополя; адмирал Е.В.Путятин (1822) проявил большие дипломатические способности для установления дипломатических отношений с Японией; барон Ф.П.Врангель (1815) произвел описание северных берегов Сибири (в честь него назван один из островов в Северном Ледовитом океане). Выпускники этого периода были награждены: орденами Св. Андрея Первозванного - 3 человека, Александра Невского - 12, Владимира 1-й степени - 3, Белого Орла - 20, Владимира 2-й степени - 28, Анны 1-й степени - 44, Станислава 1-й степени - 54. Совершили кругосветное плавание - 96 человек, 12 человек были в плавании по два раза. Выпускникам корпуса Ф.Ф.Беллинсгаузену и М.П.Лазареву принадлежит честь открытия Антарктиды. Граф Ф.П.Толстой (1802) стал известным русским художником, был президентом Академии художеств, М.Ф.Рейнеке (1818) стал известным русским гидрографом, сделавшим многое для составления карт Белого и Балтийского морей; Владимир Иванович Даль (1819) стал автором «Толкового русского словаря».

Строгие нововведения в организации службы и дисциплинарной практике, осуществленные императором Николаем I, не обошли и Морской корпус. В организационно-строевом отношении с 1826 г. корпус был приравнен к флотскому экипажу батальонного состава, имевшему гардемаринскую, три кадетские и вновь учрежденную резервную, или малолетнюю, роту (для впервые принимаемых воспитанников 10-12 лет). Штат каждой роты составлял 101 чел. В соответствии с новыми указаниями воспитанников из класса в класс стали переводить не по одиночке, а целыми классами. Большое внимание уделялось строевой подготовке, «ротным фронтовым учениям», были введены телесные наказания. Для ознакомления с порядком прохождения службы в сухопутных корпуса ко 2-му кадетскому корпусу было прикомандировано три младших офицера Морского корпуса.

14 октября 1827 г. директором Морского корпуса был назначен контр-адмирал Иван Федорович Крузенштерн. Назначение на должность директора выдающегося мореплавателя, исследователя и флотоводца адмирала И.Ф.Крузенштерна (инспектор классов Морского корпуса в 1811-1827 гг., директор в 1828-1842 гг.) способствовало гуманизации обучения и воспитания в корпусе. Обладая в высшей степени деликатным характером, Крузенштерн не забыл о грубых нравах, которые царили в корпусе во время его пребывания там и потребовал от офицеров и преподавателей нравственного отношения к кадетам. Право на телесное наказание он оставил за собой.

В учебный курс были введены новые предметы и интенсивность обучения увеличилась. В корпусе были введены военное судопроизводство, химия, начертательная геометрия, артиллерия, фортификация. Для чтения лекций и проведения семинаров привлекались лучшие специалисты различных отраслей наук. Крузенштерн регулярно посещал классные занятия, присутствовал на экзаменах. В Столовом зале была установлена модель героического брига «Наварин» в половину натуральной величины, что позволяло даже в зимнее время проводить морскую подготовку кадет. Одновременно была построена разборная модель фрегата «Президент». Для практического обучения - сформирован специальный отряд кораблей из учебных фрегатов. Впервые производство в офицеры стало проводиться ежегодно всем выпуском после сдачи осеннего экзамена.

28 января 1827 г. при Морском корпусе были организованы офицерские классы для подготовки офицеров из «отличнейших кадет». Пребывание в офицерском классе было рассчитано на два года. В течение этого времени кадетам предлагалось изучить высшую математику, астрономию, теорию кораблестроения. Для чтения лекций в офицерских классах приглашались известные ученые и академики того времени. Устанавливалось два класса - низший и высший, перевод из низшего в высший осуществлялся по итогам учебы и поведению. В случае, если мичман не мог перейти из низшего класса в высший, он оставался еще на один год. После второго года обучения выпускникам офицерского класса присваивалось звание лейтенанта. Офицеры класса должны были плавать на адмиральских кораблях. Офицерские классы окончили будущие адмиралы Г.И.Невельской, А.И.Бутаков, К.Н.Посьет.

15 декабря 1852 г. Морской кадетский корпус торжественно отметил столетие корпуса. Император Николай I пожаловал корпусу знамя, прибивание которого к древку состоялось 14 декабря в Зимнем дворце. Император вбил первый от вершины древка медный гвоздь, второй гвоздь был вбит императрицей, а остальные гвозди другими членами императорской фамилии и представителями Морского корпуса, после чего новое знамя было вручено корпусу.

За время царствования Николая I из Морского кадетского корпуса было выпущено 1883 человека. Из числа выпущенных окончили свою службу на флоте: адмиралами - 23 человека, вице-адмиралами - 73, контр-адмиралами - 208, полными генералами - 2, генерал-лейтенантами - 20, генерал-майорами - 65. Корпус прославили адмиралы Г.И.Бутаков (1837), И.И.Бутаков (1839), Б.А.Глазенап (1826), А.А.Попов (1838), выдающийся кораблестроитель. Адмиралу Г.И.Невельскому принадлежит заслуга присоединения к России Амурского края. Десятки выпускников корпуса отличились в ходе Крымской войны.

С началом царствования Александра II в жизни корпуса произошли определенные изменения. Созданная комиссия установила, что число воспитанников корпуса превышает действительную потребность, воспитанники принимаются в корпус в слишком раннем возрасте, общее образование следует отделить от специального, практическому морскому образованию уделяется слишком мало времени. Уже с 1856 г. стали заметны изменения в жизни корпуса: лучшие по успехам гардемарины стали назначаться на корабли, отправлявшиеся в дальнее плавание. В 1860 г. была ликвидирована гардемаринская рота, отменено производство из мичманов в лейтенанты по окончании курса офицерских классов. Звание гардемарин теперь присваивалось выпускаемым из корпуса воспитанникам по окончании курса. Для привития практических навыков будущим морским офицерам существовал винтовой фрегат «Дмитрий Донской», на котором каждый гардемарин обязан был отплавать два года.

С 1861 г. введены в действие новые правила приема в корпус - конкурсные экзамены по семи предметам и пробное плавание. Пробное плавание вводилось с целью дать возможность юношам, желающим стать моряками, испытать свои возможности для службы на море и познакомиться с морским делом. В корпус стали принимать юношей 14-17 лет не только дворянского происхождения, но и детей «потомственных почетных граждан», заслуженных офицеров, чиновников гражданских ведомств. Для поступления требовалось иметь крепкое здоровье. Ежегодно в корпус принималось не более 50 человек. Укреплению дисциплины способствовала отмена телесных наказаний и определенная демократизация внутренней жизни учебного заведения.



Copyright © 2024 Образовательный портал.