Обретение мощей святого апостола варфоломея. Апостол варфоломей. В изложении святителя Димитрия Ростовского

В изложении святителя Димитрия Ростовского

После страдальческой кончины святого Апостола Варфоломея 1 , которую он восприял за Христа от нечестивых в армянском городе Албане 2 , верные приняли честное тело святого Апостола и положили его в том же городе в оловянном ковчеге; и начали совершаться чудеса от мощей Апостола, ибо болящим подавалось от них исцеление; по сей причине многие из неверных обращались ко Христу. Слуги же диавола, жрецы нечестивые и жестокие, услыхав о тех чудесах и даже видя их очами своими, не только не познавали силы Божией, но ожесточались в сердцах своих и возненавидели честные мощи Апостола. Дойдя до крайней степени вражды и ярости, сии слуги диавола взяли упомянутый оловянный ковчег с мощами и бросили его в море, намереваясь потопить его во глубине морской 2 . Кроме того сии нечестивцы бросили в море и еще четыре ковчега с мощами других святых мучеников, и именно, как полагают: Папиана, Лукиана, Григория и Акакия. Но вместо того, чтобы потонуть в пучине морской, сии ковчеги плавали наподобие лодок по поверхности моря, нося в себе бесценные сокровища. Ковчег Апостола Варфоломея, хотя и был оловянным, но не потонул в воде; напротив, сверх природы оказался чрезвычайно легким и носился по морю посреди прочих ковчегов мученических, как корабль, управляемый Богом Всесильным; ибо два ковчега находились по правую сторону его и два по левую, ради чести апостольской.

Плавая чудесным образом по морю, упомянутые ковчеги приплыли к Босфору Фракийскому в Пропонтиде, затем проплыли через Геллеспонтский пролив, переплыли через моря Эгейское и Ионийское, и достигли до Сицилии; оставив Сиракузы по левую сторону, направились к западу и приплыли к острову Липаре. Здесь ковчег Апостолов пристал к берегу; ковчеги же прочих святых мучеников, проводив Апостола до Липары, оставили его здесь и разделились, направившись каждый, по Божественному изволению, в свою сторону. Папианов ковчег поплыл в Сицилию, Лукианов в Мессинию, Григориев в Калабрию, Акакиев в город Аскалус; обо всём этом было откровение от Бога епископу острова Липары Агафону.

Сей епископ пришел с клиром и народом на берег морской и, найдя здесь ковчег с мощами Апостола, преисполнился радости вместе с прочими и сказал:

Откуда пришло к тебе, о Липара, такое бесценное богатство; поистине ты ныне возвеличился и прославился; ликуй и радуйся, принимая руками своими посетившего тебя сего великого твоего заступника и ходатая к Богу и воскликни к нему: благо пришел ты к нам, Апостол Господень!

Все удивлялись тому, каким образом оловянный ковчег с мощами святого Апостола, не только не потонул в воде, но оказался легче ладьи и переплыл столь далекий путь морской, руководимый, очевидно, не силою человеческою, но силою Божиею. И прославляли все величие Божие.

Посем, взяв святой ковчег с мощами Апостола, понесли его с пением псалмов тожественно в церковь; и истекло миро от святых мощей Апостола; сим миром подавалось врачевание болезням неисцельным 3 .

Сии честные мощи Апостола Христова находились на том острове долгое время, даже до времен царствования Феофила иконоборца 4 . В царствование же сего Феофила, по попущению Божию за грехи людские, агаряне взяли в плен остров Липару. Правитель города Беневента, князь Сикард, давно уже слышавший о чудесах Апостола Христова, воспламенился теплою верою к святому; посему, позвав из города Амалфии моряков и обещав вознаградить их в достаточной степени, он уговорил их отплыть на корабле на остров Липару и оттуда привезти к нему мощи святого Апостола Варфоломея, как некое драгоценное сокровище. Сии мужи отплыли на корабле, приплыли к острову Липаре, взяли оттуда столь желанное сокровище духовное и возвратились к своим. И лишь только князь Сикард услышал о приближающихся к нему мощах святого, вышел с епископом и многими людьми на кораблях в море для встречи; честные мощи Апостола Христова были приняты с радостью; потом их внесли с честью в город Беневент и положили в Великой церкви, торжественно отпраздновав сие событие. С того времени было установлено празднество в честь перенесения честных мощей святого Апостола Варфоломея, в двадцать пятый день месяца августа. От сих честных мощей подавались одержимым различными болезнями исцеления, по молитвам Апостола Варфоломея и по благодати Господа нашего Иисуса Христа 5 .

После страдальческой кончины святого Апостола Варфоломея, которую он восприял за Христа от нечестивых в армянском городе Албане, верные приняли честное тело святого Апостола и положили его в том же городе в оловянном ковчеге; и начали совершаться чудеса от мощей Апостола, ибо болящим подавалось от них исцеление; по сей причине многие из неверных обращались ко Христу. Слуги же диавола, жрецы нечестивые и жестокие, услыхав о тех чудесах и даже видя их очами своими, не только не познавали силы Божией, но ожесточались в сердцах своих и возненавидели честные мощи Апостола. Дойдя до крайней степени вражды и ярости, сии слуги диавола взяли упомянутый оловянный ковчег с мощами и бросили его в море, намереваясь потопить его во глубине морской. Кроме того сии нечестивцы бросили в море и еще четыре ковчега с мощами других святых мучеников, и именно, как полагают: Папиана, Лукиана, Григория и Акакия. Но вместо того, чтобы потонуть в пучине морской, сии ковчеги плавали наподобие лодок по поверхности моря, нося в себе бесценные сокровища. Ковчег Апостола Варфоломея, хотя и был оловянным, но не потонул в воде; напротив, сверх природы оказался чрезвычайно легким и носился по морю посреди прочих ковчегов мученических, как корабль, управляемый Богом Всесильным; ибо два ковчега находились по правую сторону его и два по левую, ради чести апостольской. Плавая чудесным образом по морю, упомянутые ковчеги приплыли к Босфору Фракийскому в Пропонтиде, затем проплыли через Геллеспонтский пролив, переплыли через моря Эгейское и Ионийское, и достигли до Сицилии; оставив Сиракузы по левую сторону, направились к западу и приплыли к острову Липаре. Здесь ковчег Апостолов пристал к берегу; ковчеги же прочих святых мучеников, проводив Апостола до Липары, оставили его здесь и разделились, направившись каждый, по Божественному изволению, в свою сторону. Папианов ковчег поплыл в Сицилию, Лукианов в Мессинию, Григориев в Калабрию, Акакиев в город Аскалус; обо всём этом было откровение от Бога епископу острова Липары Агафону. Сей епископ пришел с клиром и народом на берег морской и, найдя здесь ковчег с мощами Апостола, преисполнился радости вместе с прочими и сказал: – Откуда пришло к тебе, о Липара, такое бесценное богатство; поистине ты ныне возвеличился и прославился; ликуй и , принимая руками своими посетившего тебя сего великого твоего заступника и ходатая к Богу и воскликни к нему: благо пришел ты к нам, Апостол Господень! Все удивлялись тому, каким образом оловянный ковчег с мощами святого Апостола, не только не потонул в воде, но оказался легче ладьи и переплыл столь далекий путь морской, руководимый, очевидно, не силою человеческою, но силою Божиею. И прославляли все величие Божие. Посем, взяв святой ковчег с мощами Апостола, понесли его с пением псалмов тожественно в церковь; и истекло миро от святых мощей Апостола; сим миром подавалось врачевание болезням неисцельным. Сии честные мощи Апостола Христова находились на том острове долгое время, даже до времен царствования Феофила иконоборца. В царствование же сего Феофила, по попущению Божию за грехи людские, агаряне взяли в плен остров Липару. Правитель города Беневента, князь Сикард, давно уже слышавший о чудесах Апостола Христова, воспламенился теплою верою к святому; посему, позвав из города Амалфии моряков и обещав вознаградить их в достаточной степени, он уговорил их отплыть на корабле на остров Липару и оттуда привезти к нему мощи святого Апостола Варфоломея, как некое драгоценное сокровище. Сии мужи отплыли на корабле, приплыли к острову Липаре, взяли оттуда столь желанное сокровище духовное и возвратились к своим. И лишь только князь Сикард услышал о приближающихся к нему мощах святого, вышел с епископом и многими людьми на кораблях в море для встречи; честные мощи Апостола Христова были приняты с радостью; потом их внесли с честью в город Беневент и положили в Великой церкви, торжественно отпраздновав сие событие. С того времени было установлено празднество в честь перенесения честных мощей святого Апостола Варфоломея, в двадцать пятый день месяца августа. От сих честных мощей подавались одержимым различными болезнями исцеления, по молитвам Апостола Варфоломея и по благодати Господа нашего Иисуса Христа. Кондак, глас 4: Честные мощи святого Апостола Варфоломея были перенесены из Липары в город Беневент около 839 года.

По житиям Димитрия Ростовского

7 сентября (25 августа) христиане празднуют перенесение мощей святого апостола Варфоломея в Беневент. Варфоломей был одним из двенадцати апостолов Иисуса Христа, он до своей смерти проповедовал в разных населенных пунктах Малой Азии, особенно известен был в Индии и Армении. Его истязали перед смертью, но он не переставал проповедовать до смерти. 7 сентября христианская церковь вспоминает его апостольскую деятельность и мучительную кончину.

Мощи апостола Варфоломея были перенесены ближе к концу 16 века. Русская православная церковь вспоминает о его апостольской деятельности и мученической кончине 11 июня. А вот само перенесение мощей состоялось 7 сентября (или 25 августа по старому календарю). Апостол страдал за сына Божия Иисуса Христа в Албане Армянской (современный Баку) в 71 году н.э., именно там и были сохранены святые мощи Варфоломея. Мощи апостола творили многочисленные чудеса, об этом было известно многим людям, а потому неверные обращались к Христу через святого Варфоломея.

В 291-518 гг. во время правления императора Анастасии, мощи святого апостола переместили в отстроенный населенный пункт Анастасиуполь (по-другому Дару), где они и сохранялись вплоть до конца 16 века.

Город Анастасиуполь позже захватил персидский царь Хозрой и православные верующие взяли ковчег с мощами святого апостола и перебрались на берега Черного моря. Жрецы их настигли, сбросили мощи в море. Там же были сброшены четыре ковчега с мощами святых великомучеников Папиана, Григория, Лукиана, Акакия. Бог не дал затонуть ковчегам с мощами, эти ковчеги чудом доплыли по морям в Италию. Мощи апостола Варфоломея выплыли возле берега острова Липары, другие же ковчеги проплыли дальше, и их выбросило в других итальянских городах.

О чудесном прибытии мощей святого апостола Варфоломея сообщили епископу острова Агафону, он взял клир и прибыл на берег моря, забрал из морских вод ковчег, торжественно доставил в храм. Мощи апостола Варфоломея исцеляли различные, даже тяжелые заболевания. В храме Липары мощи святого находились до середины 9 века. Остров захватили язычники, потому верующие купцы перевезли святые мощи Варфоломея в город Беневент. Там они были приняты с величайшими почестями, и положены в главном храме Беневента.

Жизнь и смерть апостола Варфоломея

Святой апостол Варфоломей (Нафанаил) входил в круг двенадцати апостолов Иисуса Христа, о нем упоминается в Новом Завете. Его призвал Иисус сразу после Андрея, Петра и Филиппа. На иконах изображен в светлых одеждах с золотым рисунком, а в руке – нож. Это символ его мученичества, ведь с апостола содрали кожу.

Апостол Варфоломей был рожден в Кане Галилейской, являлся родственником или хорошим другом апостола Филиппа. Именно он привел Варфоломея к Иисусу Христу. Предания сообщали, что Филипп и Варфоломей проповедовали в городах Малой Азии, Индии, Армении.

Смерть апостола была ужасна. По преданию, языческие жрецы подговорили брата царя Армении Астиага схватить Варфоломея в городе Альбане. Так и произошло, апостола распяли вниз головой, а он все продолжал проповедовать. За это был снят с креста, его кожу жестоко содрали, а после – обезглавили. Христиане же взяли тело, голову и кожу, сложили в оловянную чашу, и похоронили в том же городе — Альбане.

Читайте сегодня

Память святого апостола Варфоломея совершается в Православной Церкви несколько раз в году: 5 мая, 24 июня, 13 июля (Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов), 7 сентября (перенесение мощей) по новому стилю.

Жизнеописание святого апостола Варфоломея
Родиной святого апостола Варфоломея является Кана Галилейская, где Господь Иисус Христос сотворил Свое первое чудо, претворив воду в вино. После того, как на пятидесятый день после Воскресения Христова на апостолов сошел Святой Дух, апостолу Варфоломею выпал жребий нести свет христианского учения жителям Малой Азии и Сирии. Его часто сопровождал святой апостол Филипп, которому выпал такой же жребий, однако святые апостолы временами направлялись для проповеди в разные города, а временами находились в одном городе. Апостолу Филиппу во время его проповеднического служения часто помогала его сестра дева Мариамна.
Как известно, нет доброго дела, которое не сопровождалось бы различными скорбями и искушениями, тем более, если речь идет о распространении благовестия Христова. Множество людей присоединялось к числу членов Церкви Божией, что приносило душевную радость и великое утешение при перенесении скорбных обстоятельств святому апостолу Варфоломею, который не раз был побиваем камнями и заключаем в темничные узы за свое апостольское служение (хотя подобные скорби можно отнести и к большинству других апостолов).
По воле Божией, в одном из населенных пунктов произошла встреча святых апостолов Варфоломея и Филиппа со святым Иоанном Богословом, после которой они все посетили Фригию. В городе Иераполе произошло чудо: по молитвам апостолов была уничтожена ехидна внушительных размеров, служившая предметом поклонения у местных язычников. В том же городе жил человек Стахий, страдавший отсутствием зрения на протяжении сорока лет. По молитвам апостолов Стахий стал видеть, но к нему возвратилось не только телесное зрение, но и открылись очи сердца: он принял Святое Крещение, искренне уверовав в истинность христианского учения. Случай исцеления Стахия стал известен жителям города, которые стали приходить к святым апостолом с просьбой освободиться от телесных недугов и одержимости злыми духами. Подобно исцеленному Стахию, многие принимали Крещение, становясь последователями Христа. Однако, распространение христианства в Иераполе не радовало начальника города: по его приказу святые апостолы и дева Мариамна подверглись тюремному заключению, а жилище Стахия было сожжено. Во время судебного заседания языческие жрецы жаловались на апостолов, обвиняя их в том, что под их влиянием народ перестает поклоняться своим богам. Жрецы и начальник города думали, что сила служителей Христа находится в их одеяниях, поэтому был отдан приказ снять с них одежды. Но, как только хотели обнажить святую деву Мариамну, она стала иметь вид пылающего факела. Суд вынес решение о смертной казни проповедников Христовых в виде распятия. Когда приговор был принят к исполнению, произошло страшное землетрясение: земля поглотила правителя города вместе с языческими жрецами и некоторой частью собравшегося народа. Тогда оставшиеся в живых поспешили освободить святых мучеников, но, так как апостол Филипп был распят вниз головой, то к тому моменту уже предал свой дух Господу. Это чудо поспешествовало обращению большого количества язычников к христианскому учению. После своего освобождения святой апостол Варфоломей рукоположил Стахия для епископского служения в городе Иераполе.
Житие святого апостола Варфоломея повествует о том, как после благовестия в Иераполе он отправился в Индию: там святой сделал перевод Евангелия от Матфея на язык, понятный для местных жителей, своей проповедью и чудесами обратил к вере большое количество людей. Затем святой апостол Варфоломей посетил Великую Армению, где принял мученическую кончину на кресте.

Тропарь (апостолов), глас 3:
Апостоли святии,/ молите Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак, глас 4:
Явился еси великое солнце вселенней/ учений сияньми и чудес страшных,/ световодя почитающия тя,/ Варфоломее,// Господень апостоле.

Величание:
Величаем тя, / апостоле Христов Варфоломее / и чтим болезни и труды твоя, / имиже трудился еси / во благовестии Христове.

Молитва:
О преславный Апостоле Христов Варфоломее, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услыши чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елея же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильный! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение во веки веков. Аминь.



Copyright © 2024 Образовательный портал.