Что такое антарктида для детей. Антарктида: интересные факты, находки, открытия. В Антарктиде нет полярных медведей

Последнее время, когда нам удаётся выкроить парочку часов из этого самого времени, мы с дочкой говорим про Антарктиду. Кому-то может показаться, что кроме снега и льда там не о чем и говорить, но благодаря проекту «Путешествие вокруг света» у нас столько идей, что играть можно хоть целый месяц. Я же от себя добавляю вот такую Антарктическую сказку:

Храбрый пингвинёнок Пинг

Далеко-далеко, на Южном полюсе, там, где находится материк Антарктида, появился на свет пингвинёнок Пинг. Его мама и папа, вместе со стаей императорских пингвинов приплыли в Антарктиду в начале лета, которое здесь длится полгода. Здесь мамы-пингвины отложили яйца, которые высиживали папы пингвины, здесь и появился на свет Пинг. Вылупились из яиц и другие пингвинята. У каждой пары пингвинов появилось по одному младенцу, за которым поочерёдно ухаживали папа и мама. У соседей-пингвинов тоже вылупился любознательный малыш, которого назвали Вин. С самых первых дней жизни Пинг и Вин вместе играли, вместе подрастали, вместе пошли в пингвиньи ясли. Они стали и не могли прожить один без другого и нескольких минут.

В пингвиньих яслях пингвинята учились правильно ходить, скатываться со снежных гор на животе, плавать и ловить рыбу. Учились они и спасаться от своих врагов: чаек-поморников, морских леопардов и касаток.

Взрослые пингвины предупреждали маленьких пингвинят о том, что в одиночку им ходить опасно, особенно к морю. Плавали пингвинята ещё плохо, а там того и гляди появится касатка или морской леопард. Пингвинята обычно взрослых слушали и везде ходили вместе со стаей. Но как бывает у всех детей, иногда они шалили и делали то, чего не следует, забывая о предупреждениях.

Один раз Вин сказала своему другу Пингу:

— Пошли к ! Посидим на берегу, посмотрим, как рыба в воде плавает.

— Пошли! – согласился его друг.

Так, два маленьких пингвинёнка, одни, совсем без взрослых, отправились в своё первое путешествие к морю.

— Только ты на небе смотри, — предупредил Пинг Вина. Если вдруг появится поморник, нам надо будет быстрее прятаться.

— Хорошо, — кивнул его друг.

В тот день погода стояла просто отличная! Солнышко светило, как никогда. Пингвинята вперевалочку добрались до берега моря и устроились там, на краю льдины. Малыши весело болтали и смотрели на рыбок, резвящихся в воде. Им, конечно, очень хотелось поймать хоть одну, но плавать без взрослых они пока не решались.

— Посмотри, как сверкает лёд на солнце! – воскликнул Вин.

— Красиво…, — произнёс Пинг.

А лёд, и правда, играл и переливался под солнечными лучами. И, конечно, таял, как и положено льду под солнцем. Увлечённые играми и разговорами пингвинята не заметили, как на льдине появилась трещина. Трещина становилась всё больше и больше, пока в какой-то момент кусок льдины, на которой стоял Вин не отломился. Пинг увидел, как его лучшего друга уносит в открытое море.

— Прыгай в воду и плыви к берегу, пока льдина ещё недалеко, — крикнул он Вину.

— Я не могу, я боюсь, — ответил испуганный пингвинёнок.

Понимая, что помощи ждать неоткуда, храбрый пингвинёнок Пинг прыгнул в воду и поплыл вслед за льдиной, на которой стоял его лучший друг. Когда он догнал её и взобрался, льдина оказалась уже достаточно далеко от берега.

— Нам нужно плыть к берегу, — сказал Пинг. – Прыгай в воду вместе со мной. Я помогу тебе.

Несмотря на то, что Вин боялся, он понимал, что это единственный шанс спастись. Ему надо было прыгнуть в воду. Он подошёл к краю льдины, уже собираясь это сделать, как вдруг прямо перед ним возникла страшная зубатая пасть.

— Морской леопард! – воскликнул он.

Морской леопард – страшный зверь, очень опасный для таких маленьких пингвинят. Ему ничего не стоило поймать их на этой маленькой льдине и съесть. Тем более, что Вин не мог пошевелиться от страха. Пинг же, не задумываясь, подскочил к леопарду и стал изо всех сил бить его своим клювом. Хищный зверь опешил. Он совсем не ожидал такой встречи от маленького пингвина. Морской леопард повернул голову к Пингу.

— Видимо, придётся сначала съесть тебя, — произнёс он.

— Вин, Вин, уплывай, — прошептал Пинг своему другу, но тот не знал, что делать. Он не мог оставить Пинга на съедение этому зверю.

Казалось, что пингвинят уже ничего не спасёт, но вдруг произошло чудо. Мощная волна отбросила морского леопарда от льдины, и пингвинята увидели впереди огромного голубого кита, который и был причиной такой сильной волны. Из спины его бил высокий фонтан.

— Кажется, я успел вовремя,- произнёс кит. – Хорошо, что этот зверь не успел причинить вам вреда. Взбирайтесь ко мне на спину, храбрые малыши. Я отвезу вас домой.

Когда родители увидели Пинга и Вина живыми и невредимыми, они не знали что делать: толи ругать их, толи обнимать. Чуть позже вожак стаи произнёс речь.

— Пинг, ты – настоящий герой. Ты спас своего друга. Мы все гордимся тобой! Теперь ты не просто маленький пингвинёнок, а храбрый молодой пингвин. Надеюсь, что произошедшее послужит всем молодым пингвинам хорошим уроком. Никогда нельзя отдаляться от взрослых пингвинов в одиночку. Сила пингвинов – в стае!

Пинг был очень счастлив, что им с Вином удалось спастись. Вин же был горд за своего друга и благодарен ему за спасение. А ещё Пингу досталась самая большая рыба, которой он, конечно, поделился со своим лучшим другом.

Холодная сказка -легенда Антарктиды.

Цель: Сформировать представления о географическом положении, климате, животных Антарктиды, повторить особенности строения птиц, провести опыт, доказывающий приспособленность животных к среде обитания. Воспитывать бережное отношение к природе. Расширять и активизировать словарный запас. Развивать у детей умение слушать. Умение познавать. Закрепить умение детей лепить пингвинов, передавая их характерные особенности: форму туловища, головы, опираясь на представления и полученные ранее знания. Развивать внимание, логическое мышление, познавательный интерес, интерес к результату своей деятельности.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением холодных зон планеты.

Чтение книг об Антарктиде.

Ход мероприятия:

Ребята сегодня мы с вами узнаем много интересного про самое холодное место на земле.

Я вам расскажу сказку-легенду про Антарктиду. Мы проведем опыт и сделаем коллективную поделку.

Садитесь удобней и ближе друг к другу, чтоб теплее было.

Играет тихая зимняя музыка. Включен зимний ночник.

Сказка-легенда. Антарктида.

Тысячи лет назад около Антарктиды был маленький чудный островок. На нем цвели душистые цветы, летали красивые птицы, на небе всегда была радуга. А вокруг островка в океане плавали льдины и айсберги. И вот однажды к островку прибилась льдина, а на ней лежал бочонок. Внутри бочонка кто-то был. Бочонок катался и пищал на льдине.

Воспитатель: Ребята давайте посмотрим, что там?

Игра: развитие мелкой моторики «Найди предмет и отгадай».

Цель. Развивать тактильные ощущения, стимулировать развитие чувственного восприятия, активизировать активные точки. Массаж ладоней и кончиков пальцев.

Описание игры. В бочонок с разными видами круп спрятано яйцо, а в яйце пингвин. Дети находят яйцо, отгадывают, кто в яйце.

Воспитатель: Ребята давайте откроем яйцо и посмотрим, кто там спрятался!

Но сначала я вам загадаю загадки.

1. Я недавно из яйца, и похож я на птенца.

Что за птица моя мать?

Где ее мне отыскать?

Я не гусь и не павлин.

Догадайтесь - я. (пингвин) .

2. Далеко на самом юге,

Где лишь лед, мороз и вьюги,

Не снимая черный фрак,

В море прыгает рыбак. (пингвин) .

Продолжение…

Вдруг из бочонка выкатилось яйцо, а из яйца вылупился пингвиненок.

Вот так на острове появился маленький житель.

Однажды на остров обрушилась такая вьюга, что замело все на острове.

Дыхательная гимнастика: «Вьюга».

Задачи: увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох. Дыхательные упражнения улучшают деятельность дыхательной мускулатуры, усиливают обменные и восстановительные процессы. Кроме того дыхательные упражнения позволяют развить сильную воздушную струю, которая необходима для правильной речи.

Описания гимнастики: Весит мобиль со снежинками. Дети встают в круг и дуют на снежинки.

Продолжение… .

Это зима пролетала над Антарктидой, проверяя свои владения. Пролетая над океаном, она увидела островок небывалой красоты, где цвели цветы, пели птицы, и была самая красивая радуга. Зима была возмущена, что на ее белом покрывале вдруг появились цветные краски. Она замела весь остров и забрала радугу.

Увидев, что зима уносит радугу, пингвиненок полетел за ней. Он пытался клювиком ухватиться за радугу, но ему это никак не удавалось. С третьей попытки он поймал хвостик радуги, но тут зима дунула на него, и он полетел вниз в океан.

А зима произнесла заклинание «Пусть пингвины потеряют возможность летать и никогда не смогут подниматься в небо». Здесь будут всегда холода и все покрыто снегом.

Океан покрылся льдом,

Волны не бушуют в нем.

Он от края и до края

Как пустыня ледяная-

Царство холода и тьмы

Царство матушки-зимы.

Физминутка:

Бело черные пингвины.

Далеко видны на льдинах.

Вот они шагают дружно.

Для порядка это нужно.

Оттопырили ладошки,

И попрыгали немножко.

Руки вверх чуть приподняли

И на коврик побежали.

Продолжение… .

Но тут из сугробы выпорхнула птичка, и дрожа от холода тихо произнесла волшебные слова: «Пусть пингвины не будут взлетать в небо, но зато они будут летать в море - ловить рыбу, играть в воде». А чтобы пингвиненку не было одиноко, у него будет много друзей. Они не замерзнут, у них будет шубка, которая не промокает и согреет даже в самый лютый мороз. И вместо украденной радуги их будет радовать цветной занавес.

Воспитатель: Ребята отгадайте, что это за занавес?

Даже летом снег не тает,

Солнцу силы не хватает!

Небо радугой цветной

Наряжается порой!

Что за чудо-одеянье?

Это - северное сияние.

Опыт-эксперимент: «Теплая шубка для пингвина».

Цель: стимулировать интерес детей к экспериментированию, самостоятельному пониманию происходящих процессов. Воспитывать познавательный интерес детей к окружающим нас явлениям и предметам. Учить детей самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.

Описание экспериментального опыта: ватные шарики обмакиваем в масло и опускаем в воду.

Продолжение… .

Все так и получилось.

Антарктида стала самым холодным местом на земле, так решила зима.

На глобусе Антарктида обозначена белым цветом, цветом снега, льда, холода. Теперь там нет цветов, и никогда не бывает тёплых дней и дождей. Лишь трещат морозы, идёт снег, и метут метели.

Антарктида, Антарктида! Холодна ты даже с виду,

Ты на глобусе цветном, ледяным лежишь пятном.

Но там остался наш пингвиненок у которого появились друзья, как и обещала птичка.

Пингвины играют, ловят рыбу и любуются северным сиянием.

Вот и нашей сказке-легенде подошел конец.

Давайте попробуем сделать этот волшебный остров. Слепим пингвинов и поселим их туда.

НОД. Лепка.

Цель: знакомить детей с пластилином и его свойствами. Формировать у детей интерес к лепке.

Задачи: закреплять знания детей о животных и птицах Антарктики, о пингвинах.

Развивать фантазию, творческие способности, память. Учить детей лепить пингвина из четырех частей (голова, тело, два крыла)

развивать мелкую моторику рук. Воспитывать трудолюбие, усидчивость.

Играет тихая музыка, ребята лепят пингвинов.

Заключение:

Мы теперь знаем, что пингвины- птицы, а летать не умеют. Зато отлично ныряют и плавают и не мерзнут. Живут в северных широтах, где есть волшебный занавес «Северное сияние».

Антарктида была открыта намного позже других континентов, и доплыли до неё первыми, почти 200 лет назад, русские мореплаватели. Антарктида переводится дословно с греческого языка, как "противоположность Арктике ". Добраться туда можно на самолёте или ледоколе-корабле, который умеет прокладывать себе дорогу среди льдов.

Расположена Антарктида на Южном полюсе Земли. Этот континент - царство вечного холода. Он покрыт толстым слоем льда. А вокруг плещутся воды Индийского и Тихого океанов . В Антарктиде очень холодный климат, бывает холодно до минус 90 градусов.

Жить в Антарктиде постоянно смогла бы, наверное, только Снежная Королева – ей понравились бы ледяные скалы и заснеженные пустыни. А вот обычным людям приходится достаточно тяжело в таких условиях. Поэтому они приезжают сюда совсем ненадолго – в научные экспедиции: исследуют воздух и воду, ищут полезные ископаемые - вещества, которые помогают облегчить жизнь человеку. Интересно, что самым «летним» месяцем здесь считается февраль, поэтому как раз в это время учёные приезжают сюда на свои смены.

Исследовать такой суровый материк занятие не для робких.

Впрочем, некоторым живым существам и растениям в Антарктиде довольно комфортно. Крохотные островки суши, выступающие из-подо льда, покрывают мхи и лишайники, на лежбищах нежатся тюлени и морские слоны, важно расхаживают среди снежных пустынь пингвины. Кстати, только в Антарктиде водятся императорские пингвины , от других они отличаются тем, что они гораздо крупнее и выше своих собратьев.

Императорские пингвины коренные жители Антарктиды. Удивительно как они смогли приспособиться к жизни в таком холоде.

В конце прошлого века российские учёные обнаружили в Антарктиде подо льдом незамерзающее озеро и назвали его «Восток» , оно самое крупное, всего здесь более 140 подледниковых озёр.

В 2000 году откололся от шельфового ледника айсберг, который является самым крупный айсберг, существующий в наше время,его площадь 11 000 кв. км., длина 295 км., а ширина - 37км., возвышается над уровнем моря на 30 метров.

Есть на континенте и действующие вулканы. Самый известный из них – Эребус , то есть «вулкан сторожащий путь к Южному полюсу».

Так выглядит вулкан Эребус с высоты птичьего полета

Вот такая она таинственная, снежная и непреступная Антарктида!

Антарктида — самый холодный материк Земли. Своими уникальными природными особенностями Антарктида обязана географическому положению. Практически весь материк находится за Южным полярным кругом. Солнце никогда не поднимается высоко над . Летом в Антарктику приходит полярный день, а зимой — полярная ночь, длительность которых на доходит до полугода — только один раз в год можно наблюдать здесь восход и заход солнца. Косые солнечные лучи не могут согреть этот материк, а потому находится во власти вечного холода. Она покрыта километровым ледяным панцирем, только местами из-подо льда проглядывают черные голые антарктические скалы — нунатаки. Природный мир материка достаточно скудный. Из растений здесь преобладают мхи и лишайники, имеется несколько видов цветковых растений. По берегам Антарктики устраивают свои лежбища морские котики, селятся стаи пингвинов. Из-за своего удаления Антарктида стала последним открытым материком на Земле. Её открытие произошло только в XIX веке в ходе российской антарктической экспедиции под руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. . Антарктида была единственным материком на планете, который не смог заселить человек. И в наши дни в Антарктике нет постоянного населения, более того, все территории южнее 60 параллели не принадлежат ни одному государству мира и являются достоянием всего человечества. Здесь располагается так называемый полюс недоступности — точка максимально удаленная от всех населенных пунктов Земли. В Антарктиде активно ведутся международные исследования, сейчас здесь работает 37 станций с общей численностью персонала до 3000 человек. На советской станции Восток, сейчас остающейся единственной внутриконтинентальной российской полярной станцией, 21 июля 1983 года была зафиксирована самая низкая температура на Земле -89,2°C. Действительно, климатические условия Антарктики — самые суровые на всей планете, при исключительно низких температурах здесь выпадает очень мало осадков, и дуют сильнейшие ветра — со скоростью до 90 м/с. Антарктида по своему климату очень напоминает Марс.

Список географических объектов для учеников 7 класса, который необходимо знать и отметить на контурной карте:

Береговая линия:
Моря: Уэделла, Лазарева, Ларсена, Космонавтов, Содружества, Д"Юрвиля, Сомова, Росса, Амундсена, Беллинсгаузена.
Полуострова: Антарктический
Земли: Виктории, Уилкса, Королевы Мод, Александра I, Элсуорта, Мэри Бэрд
Рельеф:
Горы: Трансантарктические, Гамбурцева, массив Винсон
Равнины: Бэрда, Восточная
Плато: Советское, Полярное, Восточное
Высочайшая точка: г. (5140 м)
Вулканы: Эребус, Террор
Климат:
Ледники: Росса, Ронне, Ламберта
Холодное циркумантарктическое течение Западных ветров
Прочие важные объекты
Южный полюс, Магнитный полюс, Полюс недоступности, станция Восток (полюс холода), Российские станции: Мирный, Прогресс, Новолазаревская, Беллинсгаузен
Обозначить маршруты путешественников

Краткое сообщение про Антарктиду поможет подготовиться к уроку и узнать особенности этого материка.

Краткое сообщение про Антарктиду

А на крайнем юге нашей планеты расположился материк Антарктида, название которого образовано с помощью приставки «ант», означающей противоположный, т.е. противолежащий Арктике.

Антарктида — непригодный для жизни континент. Площадь — 14,1 млн. км2, по этому параметру этот безлюдный континент обогнал лишь Австралию.

В Антарктиде находится южный полюс Земли, температура зимой опускается ниже - 70 °C, а летом не поднимается выше -25°C. Дополняют климатическую картину сильные ветра и высокая сухость воздуха. Поэтому даже небольшой открытый огонь быстро превращается в огромное пламя.

Над Антарктидой расположена большая озоновая дыра. Она образовалась над континентом благодаря его климату. По оценкам ученых её размеры превышают площадь Североамериканского континента. За южным полярным кругом наступает полярная ночь, но длится она с апреля по август.

Открытие и изучение Антарктиды

Открыли материк русские исследователи Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев. В 1820 году они на шхунах «Восток» и «Мирный», преодолевая немыслимые трудности, достигли отвесных ледяных берегов Антарктиды. Почти два года они исследовали прибрежную территорию, нанося на карту новые острова. Так начиналось изучение и освоение этого сурового края. Продолжили его исследователи многих стран.
В этой безлюдной ледяной пустыне постоянного населения нет, только ученые живут и трудятся на зимовочных станциях. Там работает 42 станции. Смена на них длится от 12 месяцев до полутора лет.

Почему ученые изучают Антарктиду?

Полярные области Земли называют кухней погоды. Именно здесь рождаются воздушные потоки, влияющие на погоду всей планеты.
Огромный интерес для науки представляет ледяной покров Антарктиды. Он, покрывая почти всю её территорию, вздымаясь на высоту более 2,5 км. Если весь этот лёд растает, то уровень мирового океана повысится на 60 м. Кроме того в нём сосредоточены основные запасы пресной воды.

Огромный научный интерес представляют подлёдные озера. Самое большое из них озеро «Восток» расположенное на глубине около 4 км. Учёным удалось взять пробы льда из этого озера. В них обнаружены группы бактерий ранее неизвестных науке.

На Антарктиде даже есть потухшие и действующие вулканы. По оценкам учёных этот материк имеет запасы каменного угля, природного газа, нефти и прочего сырья.

Животный и растительный мир Антарктиды

Антарктиду нередко называют биологической пустыней. Только на некоторые ее окраинах можно увидеть мхи, лишайники и грибы.В прибрежных водах быстро множится планктон, чтобы стать пропитанием для китов, тюленей и рыбы.

Здесь можно встретить самых крупных тюленей (морских слонов) и гигантских медуз весом до 150 кг.
По льду гуляют пингвины, прилетают чайки, альбатросы. Многие из представителей флоры и фауны встречаются только на этом материке, т.е. являются эндемиками.

Кому принадлежит Антарктида?

Несмотря на климат континента, многие страны претендуют на его территорию. В 1959 году было заключено международное соглашение, согласно которому Антарктика считается международной территорией. Она может быть использована любым государством только для научных исследований в мирных целях. Специальный протокол запретил до 2048 года любую добычу полезных ресурсов из ее недр.

Интересное сообщение про Антарктиду Вы можете дополнить интересными фактами.



Copyright © 2024 Образовательный портал.