Влияние христианства на экономику. Как экономика зависит от религии

Тот, кто любит Бога, не может более любить человека, он потерял понимание человеческого; но и наоборот: если кто любит человека, поистине от всего сердца любит, тот не может более любить Бога.

И Достоевский, и Ницше были убеждены в том, что человек на определенном этапе истории выбрал неправильные ориентиры для собственного развития, что он скорее деградирует. К этой проблеме оба мыслителя подходили с глубоким психологизмом. И Достоевский, и Ницше принадлежат к экзистенциалистскому направлению. Этот вывод можно сделать из постановки вопроса свободы в трудах русского классика (приверженца религиозной мысли) и немецкого нигилиста (приверженца атеистического направления). Они желали улучшения человечества, вот только каждый предлагал свой путь Влияние христианства на экономику. Достоевский считал, что общество нужно строить на основе христианской общины, а Ницше – на воспитании в человеке только тех качеств, которые нужны для его личного «выживания» в социуме и природе. Взгляд Фридриха Ницше на христианство диаметрально противоположен убеждениям Федора Достоевского. В своём труде «Антихрист» Ницше утвердил «первую заповедь»: «Пусть гибнут слабые и уродливые!», добавляя при этом, что наихудшее из зол – это сострадание, которое лежит в основе христианской морально-этической системы. Это мнение оппозиционно по отношению к идее деятельной любви Достоевского, которая была развита в романе «Братья Карамазовы». Писатель утверждает, что сострадание помогает исцелять души людей и объединять их в одно целое.

Достоевский полагал, что человек ищет свободу не там, что она состоит не в достижении богатства, социального статуса и прочих атрибутов светской жизни. Она внутри человека, и с помощью веры он способен её найти. Ницше же отвергает путь Достоевского. Для него верный для человечества способ эмансипации – удовлетворения желаний, избавление общества от всего, что может противоречить инстинктам человека. И, вне всякого сомнения, стратегия Ницше ведет как раз к деградации личности, а не её развитию. Ведь человек, совершенно свободный от догм и навязанных обществом основ, становится скорее животным. Ницше писал, что христианство отображает «ненависть к реальности», но как могут представители веры, построенной на любви, ненавидеть то, что, по их мнению, создано Богом. Следующий выпад состоит в том, что христианство – религия слабых людей, которые боятся боли и безропотно принимают мир, обиды и зло, им причинённые. Но если христиане боятся боли, то что же такое посты, аскетизм, если не физические лишения. Ещё один упрёк – боязнь изменить мир. Однако разве деятельная любовь - это не орудие для изменения мира? Да, пусть христиане принимают обиды от окружающих и не отвечают им той же монетой, но вся причина в желании собственным примером показать низость обидчика и ошибочность его позиции.

Ницше упрекал христиан в том, что они боятся разграничения, но вот только мысль христианства не в уравнении всех и вся, а в объединении на основе равенства людей перед Богом. Ницше отмечал, что согласно христианству, можно достигнуть рая только через бедность в этом мире, и следовательно, эта религия является отражением желаний слабых и угнетённых. Достоевский же писал, что человек способен стать свободным, ограничивая свои желания до минимума, - в этом состоит принципиальная позиция, а бедность здесь ни при чём. Влияние христианства на экономику Если кто-то беднее тебя, то ему следует помочь из справедливости. Далее Ницше говорит, что вера заключается только в следовании за «жрецом» и церковь этим пользуется. Но здесь, возможно, уместно отметить, что как раз православная церковь никогда не была сверхгосударственной надстройкой и не довела над светской властью. Немецкий философ справедливо обвиняет религию в консервировании мыслей человека, их ограничении. Но у Достоевского есть верный ответ на такое обвинение – христианство даёт свободу выбора человеку, но вот только с последующей ответственностью за это.

Можно дальше продолжать игру: вопрос Ницше – ответ Достоевского. Взгляды первого являются, с точки зрения автора, однобокой негативной реакцией на западное христианство. А второй посредством собственного осмысления христианского учения отстаивал общечеловеческие ценности. Влияние христианства на экономику

Для того, чтобы воспитание детей было успешным, надо, чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя.

Из истории можно привести ряд примеров, как положительного, так и отрицательного характера - о влиянии религии на экономику какой-то страны, ее роли, а также путях взаимодействия с государственными и общественными структурами.

Вначале хотим сказать пару слов о современной экономике и о том, что именно она, из себя представляет, о ее терминах и понятиях...

Сам термин "Экономика" говорит о том, что в основе лежит экономия. Иными словами: Экономика должна заниматься тем, что способствует максимально эффективному развитию человека при минимальных затратах. На деле все выглядит несколько, правильнее будет сказать - совсем иначе. Мы имеем развитие с точностью до наоборот и, в итоге, развитие как таковое сводится к увеличению потребления ресурсов.

Взять, к примеру, производство кастрюль. Оно заинтересовано в том, чтобы произвести как можно больше товаров и реализовать их. Но у производства кастрюль есть смежники, поставщики сырья, материалов, которые в свою очередь, так же тяготеют к увеличению производства.

Взвешивая все это, суммируя в одно целое, получаем некий продукт - кастрюлю. Следующий вопрос: Сколько кастрюль нужно на душу населения? Согласитесь, вполне может случиться так, что спустя короткое время кастрюли уже будут не нужны.

В итоге нам придется перестраивать производство. Это связано с колоссальными затратами. Но есть иной выход - сократить срок службы кастрюли. Кстати, это позволит значительно снизить себестоимость нашей кастрюли за счет использования менее качественных материалов и сырья.

И все бы ладненько, но на деле ведь совсем иначе: снижая качество продукции мы увеличиваем ресурсного потребление: больше кастрюль - больше ресурсов выкачиваем из планеты. А еще и отходы...

Это касательно производства. Теперь посмотрим на социальные институты, которые общество ревностно охраняет. Взять, к примеру, институт здравоохранения.

С точки зрения самой экономики, современному здравоохранению очень выгодно, а стремиться оно именно к выгоде, чтобы вы всю свою жизнь болели. Не важно, чем, а важно, чтобы постоянно.

Ведь так вы будете тратить свои кровные на лекарства, врачей, больницы и т.д. Здоровый человек - вы совершенно бесполезный. Мертвый то же. Медленно умирающий, как раз в самый раз.

Вы только вдумайтесь - за что получает заработную плату врач? За то, что он лечит пациентов. Вполне логично представить, - чем больше пациентов, тем больше заработок.

И наоборот: чем здоровее народ, тем меньше заработок врача. А еще и целая когорта народу во главе с министром здравоохранения, директорами фармацевтических фирм, аптек, складов и прочее.

Можно рассмотреть иной институт, скажем, образование. Здесь экономика так же играет не свойственную ей роль. Спрашивается, - зачем тратиться на образование массы людей, когда выгоднее обучить единицы?

Так можно пройтись по всему спектру жизнедеятельности человека. А взять дорожное строительство, а энергетику? Выгоднее качать нефть, а не устанавливать ветряки; нам не нужна солнечная энергия, нам нужен природный газ!

Вернемся к самой экономике

Современная экономика представляет собой не что иное как религию со всеми вытекающими последствиями: здесь и соответствующая атрибутика, и догматы, и предписания, и правила, и писанные законы и т.д. и т.п..

Она существует исключительно ради самой себя, принуждая людей, общество гнуть спины ради ее процветания. И это вместо того, чтобы всячески помогать человеку в его развитии, обслуживая это развитие.

Спросите: А в чем же причина такого отклонения, если не сказать хуже - ухода с правильного пути? Фактически, экономика сегодня заняла несвойственное ей место господа человеческого общества.

Но по сути она ведь Богом не является, - это люди возвеличили ее придав соответствующий статус. И теперь они вынуждены любить ее, лелеять ее, растить ее, заботиться о ней, приносить ей жертвы.

Все дело в том, что люди перестали руководствоваться Господом Богом, Творцом всего и человека в том числе, они забыли о сущем Господе Боге, Творце променяв его, на выдуманного самими собой. Люди ведут себя словно дети, которые позабыли об отцовских наставлениях и вообще, забыли о существовании Родителя.

В отношении развития и экономики Божья наука дает полное представление - как правильно, что для этого нужно. Вопрос в другом: Кто ж знает Божью науку, кто руководствуется Законами Творца, благодаря которым все живет и развивается?


Содержание
Введение………………………………………………………… ………………………3
Глава I. Общая характеристика мировых религий в современном мире……………5
1.1 Религия…………………………………………………………… …………………5
1.2 Виды религий……………………………………………… ………………………..6
1.3 Влияние религии на различные сферы жизни…………..……… ………………...8
Глава II. Влияние религии на экономику отдельных стран мира………………..…11
2.1 США……………………………………………………………………… ………..11
2.2 Россия……………………………………………………………… ………………13
2.3 Япония……………………………………………………………… ……………...14
Заключение…………………………………………………… ……………………….16
Список использованной литературы………………………………………………… 17

Введение
К концу второго тысячелетия современной цивилизации все пять миллиардов живущих на земле людей верят. Одни верят в Бога, другие - в то, что Его нет; люди верят в прогресс, справедливость, разум. Вера является важнейшей частью мировоззрения человека, его жизненной позицией, убеждением, этическим и нравственным правилом, нормой и обычаем, по которым - точнее, внутри которых - он живёт: действует, мыслит и чувствует.
На данном этапе нашего развития существует множество религий и религиозных институтов. Но все они влияют на различные сферы жизни и деятельности человека. Историки, политологи, экономисты трактуют религию как один из факторов, определяющих успех или крах различных обществ. Многие ученые в наши дни изучают влияние религии на человека, в том числе и на экономическую деятельность.
Связь между религией и экономической деятельностью человека существует с древнейших времен. Религия оказывала и оказывает активное воздействие на поведение верующих в сфере экономики и производства, на отношение к труду. Об этом свидетельствует опыт всех мировых религий. Экономического успеха добивались те общества и страны, где различные религии своими специфическими средствами стимулировали экономическую деятельность, создавая соответствующие нравственный фон, трудовую этику и нравственные нормы. Она может запрещать своим последователям жульничать и нарушать обещания, что, казалось бы, должно способствовать развитию экономики: купцы не будут обвешивать и обсчитывать, должники - скрываться от кредиторов. В то же время эта самая религия может объявить обогащение греховным и возвести смирение плоти в высший идеал. В общем, открывается огромный простор для интерпретаций, в чем состоят настоящие католические, мусульманские, православные, иудейские ценности.
Есть множество исследований, посвященных тому, как религия влияет на экономику. Межстрановые сравнения показывают, что, во-первых, религиозность граждан (например, частота посещения церкви) благотворно влияет на экономическое развитие, а во-вторых, что эффект этот проявляется по-разному для разных религий. При этом предполагается, что религиозные ценности, как и вообще принадлежность к определенной религии, - это нечто неизменное, одна из базовых составляющих нашей идентичности.
Итак, целью моей работы является проверка взаимосвязи между религиозностью населения и их отношением к новым экономическим ценностям, на примере отношения верующих к организации труда и важным аспектам этой сферы человеческой деятельности. Я смогу выяснить, есть ли взаимосвязь между верой и новыми ценностями, на примере другой сферы. Помимо этого, мне предстоит выяснить правильность предпосылки о том, что верующие в основном представляют социально незащищенный слой населения.
Моя цель, таким образом, разбивается на три задачи:
1. Проверить связана ли религиозность населения и отношение к новым экономическим ценностям, в сфере работы.
2. Проверить связана ли религиозность и социальный статус человека.
3. Проанализировать литературу и источники по этой теме.
Затем я приведу примеры различных стран, в которых на экономическое развитие повлияла религия.
Объектом моей работы является религия, а предметом - зависимость экономики от вероисповедания. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и приложения.

Глава I. Общая характеристика мировых религий в современном мире
1.1 Религия
Религия -- одна из форм общественного сознания, обусловленная верой в существование сверхъестественного (в сверхъестественную силу или личность) . Эта вера -- основной признак и элемент любой религии, которую представляют верующие.
Религия представляет собой искаженное, фантастическое отражение действительности. Идеологи пытаются доказать, что религия вечна, что религиозное чувство присуще человеку от природы. На самом же деле религия возникла лишь на определенной ступени развития общества. Придавленность людей стихийными силами природы и социальным гнетом, незнание истинных причин природных и общественных явлений - таковы источники возникновения религии.
Важнейшим признаком религии является вера в сверхъестественное. Будучи зависимы от господствовавших над ними сил природы, люди наделяли их неземными качествами - превращали в богов и духов, чертей и ангелов. Они полагали, что если их не умиротворить, то они могут причинить горе и страдания, и, наоборот, если их задобрить, поклоняться им, то они будут помогать людям. Так возник религиозный культ - совокупность религиозный действий: молитв, жертвоприношений и т.п. С возникновением религиозного культа появились и его служители - жрецы, шаманы, попы, а также различного рода религиозные организации и учреждения.
На сегодняшний день существует огромное количество различных религий. Все они подразделяются на мировые и национальные. Наиболее распространенными являются христианство, ислам и буддизм. Наиболее массовая религия - христианство (1,3 млрд.чел.). Второе место занимает мусульманство (ислам) (900 млн.чел.). Третья мировая религия - буддизм (400 млн. чел.) .
По данным на 2005 год более 54 % верующих людей на Земле являются приверженцами одной из авраамических религий. 33 % из них -- христиане,
21 % -- мусульмане, 0,2 % -- иудеи. 14 % жителей планеты исповедуют индуизм, 6 % -- буддисты, 6 % исповедуют традиционные китайские религии, 0,37 % -- сикхи, 7 % -- приверженцы других верований (см. Приложение 3).

1.2 Виды религий
Христианство.
Христианство имеет три основные ветви: католицизм, распространенный в основном в Западной Европе и Америке; протестантизм, основные очаги на севере Западной Европы, в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, ЮАР; православие, исповедуемое народами России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Грузии, Болгарии, Румынии, Югославии, Греции.
Возникло в Палестине вокруг личности Иисуса Христа, в результате его деятельности, а также деятельности его ближайших последователей. Время возникновения обычно относят к 33 г н.э. - году распятия Иисуса. Иисус Христос родился в небольшом палестинском городе Вифлееме. Христиане верят, что рождение Иисуса совершилось в результате непорочного зачатия по наитию Святого Духа. О большей части жизни Иисуса ничего не известно. О последних годах его жизни сообщается в священной книге - Библии (во второй ее части - Новом Завете). Христианство быстро получило широкое распространение. Прежде всего, людей привлекали в христианстве очень высокие гуманистические принципы, его обращенность ко всем расовым, этническим и социальным группам. Позже служило то обстоятельство, что именно христианские страны добивались в большинстве случаев наиболее ярких успехов в своем экономическом, социальном и культурном развитии.
В настоящее время число приверженцев христианства во всём мире превышает 2 млрд., из них в Европе -- по различным оценкам от 400 до 550 млн., в Латинской Америке -- около 380 млн., в Северной Америке -- 180--250 млн. (США -- 160--225 млн., Канада -- 25 млн.), в Азии -- около 300 млн., в Африке -- 300--400 млн., в Австралии -- 14 млн.
Приблизительное число приверженцев различных христианских конфессий: католиков -- более 1 млрд., протестантов -- около 400 млн. (в том числе 100 млн. пятидесятников, 70 млн. методистов, 70 млн. баптистов, 64 млн. лютеран, около 75 млн. пресвитериан и близких к ним течений), православных и приверженцев Древневосточных церквей ("нехалкидонские" церкви и несториане) -- около 240 млн., англикан -- около 70 млн., а последователей Армянской Апостольской церкви -- 10 млн.
Ислам.
Ислам делится на две ветви: шиизм, последователи которого - шииты проживают в Иране, частично в Ираке и Йемене; суннизм - имеет значительно более широкое распространение - север Африки, Юго-Западная и Средняя Азия, Албания, Босния и Герцеговина, Бангладеш, Индонезия, Россия.
Первоначально распространяли Ислам, как религию Единобожия, и учили, как поклоняться Аллаху. Но основы веры со временем были изменены людьми и потеряли свою подлинность. Поэтому Аллах ниспослал последнего Пророка Мухаммада. Через Пророка Мухаммада вновь была передана всем людям истинная и совершенная религия - Ислам, религия всех Пророков. Мухаммад - это последний Пророк, распространявший религию Ислам. Ислам состоит из 5 столпов, 3 предписаний и 9 запретов. Священная книга - Коран.
В сегодняшнем мире почти каждый пятый человек исповедует Ислам. За последние 50 лет мусульманское население земного шара возросло на 235% и составляет в настоящее время 1.6 миллиарда. В России проживает 16 миллионов мусульман. Число мусульман по странам распределяется следующим образом: США - 7 миллионов, Индонезия - 182,2 миллиона, Пакистан - 146,9 миллионов, Бангладеш - 116,0 миллионов, Индия - 109,6 миллионов, Иран - 63,9 миллионов.
Буддизм.
Распространен в Центральной и Юго-Восточной Азии. Согласно палийской и санскритской традициям, основатель этой религии - Будда (Сиддхартха Гаутама Шакья-Муни), который прожил на земле около 80 лет и ушел в "паринирвану" (окончательное освобождение от дальнейших перерождений) в 554 г до н.э.
Буддизм - религия преодоления страдания. В истории буддизм существует в двух главных разновидностях - хинаяна и махаяна. Буддизм возник в Индии в VI - Vвв. до н.э. Но в самой стране большого распространения не получил и в мировую религию превратился за ее пределами - в Китае, Японии, Средней Азии, Корее, Вьетнаме и других странах. Отторжение произошло потому, что буддизм отвергал кастовость, авторитет Вед и брахманов, религиозный ритуализм, а потому не вписался в социальную структуру и культуру индийского общества, основывавшегося как раз на отвергаемой буддизмом традиции.
Буддисты считают, что носителями высоких знаний являются Будды - существа, чей разум находится в свободном, а не связанном состоянии, и высшим проявлением этих существ является исторический Будда. Учение Будды предлагается воспринимать через религиозную модель мироздания: единый Бог путем отделения неба от земли создает трехмерное пространство и самореализуется в нем с помощью актов творения, а далее это одухотворенное Богом пространство, в котором Бог проявляется через Свои имена и реальные формы: Будда, Иисус Христос, Коран, становится полигоном развития человеческого разума.
На основании обзора вероисповеданий мира, закономерно встает вопрос о том, что их всех объединяет. И на теоретическом и на эмпирическом уровне установили, что в них содержится ответ на вопрос о смысле жизни. Во всех религиях выясняется, что жизнь человека могут определить не только проявления мировых сил, но и его собственные усилия. Усилия могут влиять как-то на его жизнь. Это значит, что человек не может полностью покоряться року, но должен пользоваться своей свободой и нести ответственность, поскольку его жизнь зависит от характера этих усилий. Все религии утверждают, что человек должен стремиться достичь всего приятного и избегать всего плохого в жизни, чтобы получить достойное воздаяние в будущем. Таким образом человеческая жизнь определяется произволом единолично властвующего в мире Бога, поэтому человек должен стремиться быть угодным Богу, чтобы достичь всего, что есть в жизни приятного или избежать всего, что в ней есть неприятного. Это и объединяет все религии, которые существуют в нашем мире, но по сущности своей они имеют очень много различий и по-разному влияют на деятельность и жизнь человека.
1.3 Влияние религии на различные сферы жизни человека
Религия существует в обществе не как чужеродное ему тело, а в качестве одного из проявлений жизни социального организма. Религия - часть общественной жизни, от которой она не может быть изолирована, так как прочно вплетена в ткань социальных отношений. И чтобы посмотреть степень влияния религии на жизнь человека, необходимо рассмотреть этот вопрос с нескольких позиций:
1) религия и наука
2) религия и общество
3) религия и экономика

Религия и общество
Вопрос о соотношении религии и общества - это прежде всего вопрос о роли религии в мотивации социального поведения. Религия есть звено социокультурных связей, функционирование которого позволяет понять их структуру и возникновение: она выступает как фактор, во-первых, возникновения и формирования социальных отношений, а во-вторых - легитимизации тех или иных форм социальных действий, отношенийРелигия также способствует стабильности общества, устанавливая нормы, которые полезны для данной социальной структуры и создают предпосылки для того, чтобы человек выполнял моральные обязательства. Религиозная приверженность может приводить к конфликту между следованием требованиям веры и законом. В свою очередь религиозные конфликты могут способствовать переменам, а социальные перемены могут вызывать изменения в религиозной сфере.
В современном обществе взаимоотношение религиозных и политических институтов рассматривается в двух аспектах. Первый связан с выполняемой религией функций обоснования и поддержания ценностей данного общества. Второй аспект затрагивает соотнесение религии с политикой в качестве институции, представляющей интересы тех или иных социальных групп, связанные с усилением их влияния.
Религия и экономика
В разные исторические периоды религиозные группы, желая оказать влияние на экономические взгляды и поведение своих последователей, сталкивались с дилеммой: с одной стороны, они были склонны считать бедность добродетелью. Например, Библия утверждает: "Блаженны нищие, ибо они унаследуют землю", а буддисты возвышают нищенствующего монаха, который путешествует легко, не связывая себя экономическими заботами, поэтому может легко окунуться в жизнь наблюдений и размышлений. Однако как только организация религиозной группы становится более сложной, возникает проблема - для ее деятельности нужны средства. Тогда группа начинает втягиваться в экономические дела, хочет она того или нет. Она начинает требовать взносов от своих последователей и благодарна за пожертвования, получаемые от обеспеченных членов. Если члену такой группы удается избавиться от бедности, его не осуждают, наоборот - даже хвалят за его трудолюбие и бережливость.
Таким образом, религия оказывает влияние на экономическую сферу. Во-первых, когда в экономической жизни акцентируются такие добродетели личности и бизнеса, как честность, достоинство, уважение к обязательствам, а религия успешно прививает эти добродетели своим последователям. Во-вторых, религия иногда поощряет потребление - религиозные праздники поощряют потребление определенных материальных вещей, даже если это всего лишь особые свечи или специальная пища. В-третьих, подчеркивая труд человека как "призвание", религия (особенно протестантизм) возвысила труд, какой бы унизительный он ни был, и это связано с ростом производительности труда и доходов (см. Таблица 1). В-четвертых, религия может оправдать и утвердить конкретные экономические системы и виды деятельности.
Банки и религия
Банки являются неотъемлемой частью экономической сферы. И тут тоже наблюдается вмешательство религии. Были проведены некоторые исследования, которые показали, что протестанты действительно более ответственны в своих отношениях с банками. И это лишний раз доказывает, что религия является неотъемлемой частью личности и во многом определяет поведение человека в обществе. Долгое время наука и государственные институты во многих странах относили религию исключительно к сфере частной жизни людей. Теперь ясно, что такая позиция не соответствует жизненным реалиям. Из истории Италии, Германии, других европейских стран наблюдается ситуация, когда определенная часть финансовой системы формировалась под воздействием религиозных верований и при непосредственном участии церкви. В ряде случаев работал принцип религиозной солидарности, это касалось, в частности, вопросов кредитования. На Западе считали одно время, что религия исчезает, все больше уходит в сферу частной жизни, но сейчас понимают, что религия касается многих сфер общественной жизни.
Влияние религии на многие банки, например, в Италии, очень велико. К этому примыкает и такое явление, как "этичный банковский бизнес". На формирование этических норм влияют клиенты банков и общественные институты, включая церковь. Сейчас мы видим, как постепенно растут требования учитывать в банковском бизнесе моральные, этические и религиозные ценности. Это очень интересное явление, и банки должны реагировать на него в своей практике.
Лицо банка, как известно, в значительной степени формируют клиенты. Чтобы быть успешным, он должен учитывать особенности культуры (а религия -- составная ее часть) того региона, где работает. Без этого он отрывается от жизни, а в результате будет страдать качество обслуживания -- один из важных инструментов поддержания лояльности клиентов.
Глава II. Влияние религии на экономику отдельных стран мира
2.1 США
США - крупнейший экспортер капитала. В США крупнейшая экономика мира, много природных ресурсов, включая энергию и сырье. Высокотехнологичное производство и исследования лучшие в мире. Хорошо развита сфера услуг, конкурентоспособная промышленность. Ведущий производитель программного обеспечения. Отличная система высшего образования, особенно в области хайтек. Американские фирмы процветают благодаря широкому распространению американской культуры в мире. Крупнейший в мире экспортер товаров. Политическая стабильность, квалифицированный персонал.
Является ли все это влиянием религии?
Американское правительство не ведёт официальной статистики по религии. По данным Всемирной книги фактов ЦРУ на 2007-й год, 51,3 % населения США считают себя протестантами, 23,9 % -- католики, 12,1 % не принадлежат какой-либо конфессии, 1,7 % -- мормоны, 1,6 % -- другой христианской конфессии, 1,7 % -- иудеи, 0,7 % -- буддисты, 0,6 % -- мусульмане, 2,5 % -- другое или не указано, 4 % -- нет.
Америку часто называют "рынком верований", где многочисленные религиозные организации активно соперничают между собой за внимание граждан. Данные проведенного Pew Forum on Religion and Public Life большого опроса показывают, что это действительно так, причем в самом буквальном смысле. Различные конфессии подобно конкурирующим фирмам и правда переманивают друг у друга клиентов-приверженцев в неслыханных масштабах и неслыханными темпами. Как выяснилось, на сегодняшний день 28% американских граждан относят себя не к той религии, в которой они выросли. Ни много ни мало 2,6% населения США уже в сознательном возрасте перешло, наоборот, в католичество. Схожая картина и у протестантов. С одной стороны, 8,5% взрослых американцев являются сейчас бывшими баптистами и 4,4% - бывшими методистами. С другой - 4,5% и 2,4% граждан США соответственно присоединились к этим церквям уже во взрослом возрасте. Для небольших групп вроде анабаптистов, адвентистов или квакеров приток и отток верующих вообще сопоставимы с численностью наследственных приверженцев конфессии. Интересно, что аналогичная ситуация и у американских мусульман: они активно теряют единоверцев, но взамен успешно обретают новых. Среди сегодняшних приверженцев ислама в Америке 24% выросли протестантами, 4% - католиками, 8% родились в "неаффилированных" семьях.
Американское общество в последние десятилетия переживало всплеск религиозности подобно тому, как это происходит сейчас в России, где множество граждан, выросших в советское время во вполне безразличных к религии семьях, сегодня обращаются к православию и исламу. В США ширятся ряды "заново родившихся христиан", которые обрели веру уже в зрелом возрасте, - к ним, как известно, принадлежит и президент Джордж Буш. Примечательно, что выше всего доля новообращенных в США среди буддистов, 32% из которых выросли протестантами и 22% - католиками. Похоже, что все больше американцев сегодня воспринимают смену религии без всякой драмы, выбирая ту конфессию, которая лучше отвечает их сегодняшним проблемам, духовным исканиям и стилю жизни.
Как оказалось, меньше всего приверженцев теряют американские индуисты: 84% выросших в индуистских семьях до сих пор придерживаются веры отцов. На втором месте по устойчивости верующих - иудеи, для них этот показатель составляет 76%. На третьем месте по устойчивости идут православные (73%), у которых религиозность и национальность тоже тесно связаны: в отличие от тех же католиков у них существуют русская, армянская, греческая, болгарская и т. д. церкви, каждая из которых обслуживает свою этническую общину. Зато активно теряют членов наднациональные конфессии - протестанты, мусульмане, буддисты, для которых действительно "несть ни иудея, ни эллина". Показатель устойчивости для католиков составляет 68%. Их церковь, хотя формально и наднациональна, но на практике для выходцев из многих европейских стран (например, поляков, ирландцев, итальянцев) католицизм стал частью национальной идентичности, признаком принадлежности к своей этнической общине. Оборотной стороной такой устойчивости является неспособность привлечь новых членов: лишь 10% индуистов и 15% иудеев в США родились в другой вере. Впрочем, и эти немногочисленные обращенные пришли к новой вере через брак с теми, кто был в ней рожден.
Наиболее высокообразованная конфессия в США - это именно индуисты: 74% из них имеют высшее образование, причем 48% обучались еще и в аспирантуре. Именно индуисты являются в Америке (наряду с иудеями) и самой богатой конфессией: 44% из них получают больше $100 тыс. в год. Среди протестантов, несмотря на их пресловутую капиталистическую этику, такой достаток имеют лишь 15%, тогда как каждый третий зарабатывает меньше $30 тыс. в год. Одни и те же индуисты оказываются недостаточно предприимчивыми в Индии, но крайне успешными в США, а христиане подают пример деловой активности в Индии, но почему-то далеко отстают от других конфессий в традиционно протестантских Штатах. Можно предположить, что дело в том, что и христиане в Индии, и индуисты в США - это религиозные меньшинства, чужаки, даже если они и живут в этой стране уже не в первом поколении. Подобные меньшинства часто оказываются экономически и социально более активными, нежели консервативные аборигены. Но ведь индуисты в США не единственное религиозное меньшинство: здесь живут выходцы из самых разных стран и приверженцы самых разных религий. Получается все же, что не все религии одинаково полезны для экономики. Но только вот предсказать, как каждая из них проявит себя в тех или иных условиях, не получается. Абстрактных ценностей, всегда и везде определяющих экономическое поведение католика, протестанта или индуиста, наверное, все же не существует.

2.2 Россия
Религиозный состав населения Российской империи и современной России население России состоит из 160 национальностей, следовательно, такое "пёстрое" население будет исповедовать не одну религию. Россияне исповедуют почти все мировые религии, но наиболее массовые это три мировые: Христианство, Ислам, Буддизм. Около 30 млн. исповедуют ислам, что составляет 20%. Большая часть около 70% россиян исповедует христианство, а если говорить более конкретно, - православие.
Более 60 % жителей России считают себя верующими. Это показал опрос независимого исследовательского центра РОМИР, результаты которого предоставлены ИТАР-ТАСС.
Так как большинство россиян исповедуют христианство. В дальнейшем целесообразно рассмотреть влияние религии на экономическое развитие России. Христианство основывается на Библию, которая содержит в себе 10 заповедей. Они очень схожы с некоторыми ситуациями в экономике. Для того чтобы провести серьезные исследования влияния христианских заповедей на экономику, имеет смысл построить математическую модель экономики общества, в котором:
· крадут или не крадут;
· берут взятки, находясь на любых государственных постах, или не берут;
· занимаются рэкетом, вымогательством и иного рода "наездами" на бизнесменов или не занимаются;
· обманывают начальников и подчиненных или не обманывают,

2.3 Япония
Почему экономика Японии процветает, не смотря на то, что Япония не является христианской страной?
Что касается Японии, то в этой стране строго соблюдается заповедь "почитай отца своего и мать". Думается, что более 90% японцев никогда не слышали о том, что такая заповедь записана в Библии, тем не менее, они выполняют ее. А что в результате? Японский народ - один из самых долголетних на Земле, и это не случайно, ведь в Библии есть обещание: "Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе" (Второзаконие 5:16). Уважительное отношение к родителям и забота о них заложена в японской культуре, и такое отношение к предкам японцы впитывают в себя "с молоком матери".
Японцы также выполняют другую Библейскую заповедь "не кради" и добросовестно платят налоги.И самое главное: им лучше других удается выполнять христианскую заповедь "как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними" (Луки 6:31). Японцы буквально помешаны на качестве товаров, которые они производят для других. В этом секрет их преуспевания. Им удается делать товары лучше других, им лучше других удается "поступать с другими так, как они хотят, чтобы поступили с ними".
Кто хочет, чтобы для него производили и продавали ему некачественные товары? Никто. Но кто хочет, чтобы для него производили и продавали ему товары самого высшего качества? Все. И японцы делают это. Это секрет процветания экономики японцев.
В экономике Японии действуют те же самые законы, что и в экономике, скажем, Гонконга или России.Этот пример показывает, что японцы могли не знать, и не знали о Библейских принципах, которые ведут к процветанию экономики этой страны. Но они "нащупали" такие из них, которые действительно обеспечивают процветание.
Британский Национальный совет по развитию экономики проанализировал деятельность фирм-победителей, которым удается намного опередить своих конкурентов на мировом рынке. Вот два главных принципа, которыми руководствуются победители:
1. Заботьтесь о товарах. Фирмы-победители по сравнению с другими компаниями проявляют гораздо большую заботу о своих товарах.
2. Непрестанно думайте о клиентах. Фирмы-победители постоянно думают о своих клиентах. У них есть специальные группы, которые занимаются изучением не только сегодняшних нужд заказчиков, но и тенденцией развития их образа жизни в будущем.

Заключение
В своей работе я рассмотрела самые основные мировые религии и их влияние на различные сферы человеческой жизни, в том числе и экономическую сферу общества. И установила, что религия действительно влияет на экономическое развитие. В доказательство этому я рассмотрела 3 страны и установила связь между их экономикой и религией, господствующей в этой стране.
Религии мира различаются между собой по возрасту, распространенности, влиятельности, сложности и систематизированности. Некоторые их них побывали в роли государственных, другие были вечно гонимыми. Какие-то существуют на протяжении тысячелетий, какие-то исчезли, не успев возникнуть. Религии конкурируют другой с другом за господство над сознанием людей. И тем не менее, все религии равноценны. Нельзя сказать, что какая-то религия безусловно лучше, чем другая. Все вероисповедания имеют одинаковую ценность и значение для развития мировой культуры, экономики. Все они жизнеспособны и имеют право на существование. Всякая религия пригодна для обеспечения жизни людей.

Список использованной литературы

    Амбарцумова, Э.М. География. Большой справочник / Э.М. Амбарцумова, В.В. Барабанов. - М.: Дрофа, 2004. - 172с.
    Афанасьев, В.Г. Основы философских знаний / В.Г. Афанасьев. - М.: Мысль, 1976. - 316с.
    Тишков, В.А. Народы и религии мира. Энциклопедия / В.А. Тишков. - М.: 1999. - 695с.
    Мунчаев, Ш.М. Религия. История и современность / Ш.М. Мунчаев. - М.: 1998. - 20с.
    Тихонравов, Ю.В. Религии мира / Ю.В. Тихонравов. - М.: 1996. - 20с.
    Руткевич, Е.Д. Религия и общество / Е.Д. Руткевич. - М.: 1996. - 339с.
    Этнология / под ред. Е.В. Миськовой, Н.Л. Мехедова. - М.: 2005. - 196с.
    Наш мир. http://nm2000.kz/news/2008-10- 11-9978

Страны отличаются одна от другой не только языком и географическим положением, но и качеством жизни и степенью развития экономики. Причины этого разные и вроде бы не вполне очевидные. Но стоит взглянуть на карту и многое проясняется.

Давайте рассмотрим карту Европы, поскольку именно она является колыбелью современной цивилизации. Страны Европы можно условно разделить на католические, протестантские и православные (есть еще исламские, но они не влияют на общую картину). К группе протестантской ориентации можно отнести 9 стран: Великобритания, Германия, Дания, Исландия, Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Швейцария и Швеция.

Для ясности выберем только страны с преобладающей религией. Германию, Нидерланды и Швейцарию в расчет не берем, так как соотношение католиков и протестантов в них примерно 50/50. Хотя протестантство и сыграло в них выдающуюся историческую роль (элита в основном протестантская + это родина Реформации).

Немного инфографики (см. картинку выше. А. А.):

Мы видим, что:

во-первых, северные страны более экономически развиты;

во-вторых, уровень коррупции коррелирует с уровнем экономического развития (что неудивительно);

и в-третьих (и это уже что-то новое), качество жизни, оказывается, зависит от господствующей в стране религии.

Бросается в глаза, что наиболее успешные страны в основном - протестантские, затем идут католические и наименее успешные - православные.

Среди католических стран первые места в рейтингах занимают Ирландия и Австрия. Ирландия на протяжении нескольких столетий была самой экономически неблагополучной страной Европы, и только упор на образование и радикальные экономические реформы в 1990-х годах позволили ей сделать мощный экономический рывок, за что она получила прозвище «кельтский тигр» (по аналогии с «азиатскими тиграми»).

В процветании Австрии заслуга, на мой взгляд, опережающих время реформ императора Австро-Венгрии Иосифа II (1780–1790), «революционера на троне». В числе прочих его реформ были отмена крепостного права и реформа церковных отношений. Правда, после смерти Иосифа почти все его реформы были отменены, но посеянные им семена дали всходы в следующих поколениях. Кроме того, Ирландия и Австрия исторически тесно связаны со своими протестантскими соседями.

Пограничное положение в рейтингах Великобритании можно объяснить своеобразным положением господствующей англиканской церкви, которая до сих пор является государственной и не является ни католической, ни протестантской в чистом виде.

Понятно, что в современной Европе религия мало на что влияет, но от нее зависит веками сложившийся в стране менталитет. Какие же особенности религий могут определять состояние общества, его мораль и экономическое положение? Казалось бы, католичество, протестантство и православие - три ветви одного дерева. Но, тем не менее, исповедующие разные направления и живут несколько по-разному.

Ключ к разгадке, на мой взгляд - исповедь. Конечно, наличием или отсутствием исповеди в религиозной практике далеко не исчерпывается различие в христианских вероучениях, но это определяющее различие, я думаю. В православии и католичестве священник является посредником между Богом и верующим, ему исповедуются в грехах, получают отпущение оных и спокойно грешат, живут дальше. В православии Господу угоднее не праведники, а раскаявшиеся грешники (можно грешить и каяться и опять грешить). В протестантстве верующий наедине с Богом (священник только помощник и советчик) и полностью отвечает за свои грехи, что подразумевает и ответственность в повседневной жизни. Нечестность в денежных делах для протестанта грех не меньший, чем любой другой. Протестант, в отличие от католика или православного не может «купить» отпущение грехов щедрым пожертвованием в пользу церкви.

Влиянию протестантства на развитие экономики посвящено множество солидных исследований. Немецкий социолог и экономист Макс Вебер в свой работе «Протестантская этика* и дух капитализма» отмечает, что в Германии наибольших экономических успехов добивались протестанты. Именно они составляли основу предпринимателей и высококвалифицированных технических специалистов. М. Вебер пишет: «выполнение долга в рамках мирской профессии рассматривается как наивысшая задача праведной жизни человека». Далее, изучая статистику, посвященную анализу профессионального состава населения Бадена, Вебер также обратил внимание на то, что среди протестантов был значительно выше, чем среди католиков, процент владельцев капитала, предпринимателей, квалифицированных рабочих. Данные по Германии совпали с данными других стран. Кроме того, молодые протестанты поступали в основном в реальные гимназии и технические институты, а католики - в общеобразовательные гимназии и университеты. Эти исследования позволили Веберу выдвинуть гипотезу о наличии прямой связи между религией и атмосферой в семье, выбором детьми профессии и их отношением к труду.

*Протестантская трудовая этика - основанная на Библии доктрина о добродетельности труда, необходимости работать добросовестно и усердно («Всякая работа - для Бога»). В ней:

- порицается задержка заработной платы - «Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра» (Библия, Левит 19:13);

- порицается жестокая эксплуатация работников - «не господствуй над ним с жестокостью» (Библия, Левит 25:43).

Протестанты подчеркивают, что Бог запрещает нечестные способы обогащения: «Не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении: да будут у вас весы верные, гири верные» (Левит 19: 35–36). «... чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой дает тебе, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий неправду». (Второзаконие 25:13 - 16).

Протестант должен знать Библию, постоянно ее перечитывать, т.е. он должен быть как минимум, грамотным. Несколько веков всеобщей грамотности - еще одна из причин бурного развития экономики протестантских стран. Французский протестантский историк 19 в. А. Кандоль заметил, что из 92 иностранных членов, избранных в Парижскую Академию Наук с ее основания в 1666 по 1866 г, протестантами были 71 член. Лютеране, англикане и преимущественно кальвинисты совершили больше научных открытий, чем католики, и оказались более гибкими, применяя эти открытия в жизни. Ангус Мэддисон, профессор Университета Гроннингем (Нидерланды), провел исследование уровня экономического развития основных стран Европы, выраженного в величине валового внутреннего продукта на душу населения за период более чем в 150 лет. Оказалось, что в 1820 году среди 10 экономически самых развитых стран Европы 5 принадлежали к странам с преимущественно протестантской культурой и 5 - католической. В 1900 году это соотношение составило уже 6 и 4, в 1950 году - 8 и 2.

Более 90 % генералитета и офицерского корпуса русской армии и флота во время петровских реформ составляли протестанты. Когда создавалась российская академия, все академики и профессора были приглашенными европейскими протестантами. К 1850 году Саратовская губерния, в которой с екатерининских времен селились немцы-лютеране, вышла по экономическому потенциалу на 3 место после Санкт-Петербурга и Москвы.

Череда диктатур в Южной Корее закончилась в 1993 году, когда президентом страны стал пресвитер одной из сеульских церквей Ким Ен Сам. В Сеуле находится крупнейшая в мире община пятидесятников - 500 тыс. прихожан. Авторитет и активность корейских кальвинистов таковы, что они способны влиять через нравственную атмосферу на экономическое развитие страны. Именно протестанты сумели отсталую страну за каких-то 20 лет сделать развитой постиндустриальной державой.

Византийское же наследие - православие - обречено нести в себе зерно азиатского фатализма, господства государства над обществом и личностью, безответственность власти перед обществом и его членами. И соответственно, пониженный уровень личной ответственности, рискованность инициативы членов общества (а точнее - подданных государя). Что, в свою очередь, тормозит развитие экономики и общества и периодически приводит к катастрофическим потрясениям. Петр Чаадаев писал, что одной из главный ошибок в прошлом Руси было принятие ею православия. Нищета простолюдинов всегда устраивала Русскую православную церковь. И новое поколение православных идеологов, авторы «Русской доктрины», утверждают: «вся беда наша от соблазнов сытости, от того, что Хрущев перевел русского человека из бараков в пятиэтажки, что бытовой комфорт для русского человека опасен, ибо «комфорт имеет оборотной стороной внутреннее опустошение». Концепция удивительным образом сочетается с вызывающей роскошью самих пропагандистов этой идеологии.

Православие, к сожалению, не относится к реформируемым религиям. Меняется в последние десятилетия католицизм, в ногу со временем изменяется протестантство (бОльшая часть общин). Остается неизменным из основных ветвей христианства только православие. Носители православной ментальности в нашей стране борются с «фальсификацией истории», поклоняются Сталину, считают себя православными (ходят в храм на Пасху) и ностальгируют по СССР. Когда наш человек оказывается в скандинавском магазинчике, где нет продавца, а деньги за товар нужно положить в коробочку и взять оттуда сдачу, он испытывает шок и ему очень трудно удержаться от соблазна.

Нельзя сказать, что какое-то вероисповедание или народ «лучше» или «хуже». В истории протестантства позорных и кровавых страниц не меньше, чем в истории любой другой религии. Но модель общества, выросшая из протестантства, оказалась самой благополучной.

Возникает вопрос «курицы и яйца» - что в основе, внутренняя потребность народов Северной Европы в рациональной религии, или рациональная религия, случайным образом победившая в этих странах, привела эти народы к экономическому процветанию? Конечно, сыграла роль сумма факторов. Но именно религии формировали этику труда, ментальность народов. В результате разные народы оказались в различной степени готовности к инновационной постиндустриальной экономике, к информационному обществу.

В истории многоконфессиональных Соединенных Штатов известны национальные криминальные группировки - итальянские, ирландские, китайские, латинос и т.д., но я не припоминаю ни одной протестантской. На протяжении строительства и развития американского государства основой национальной идентичности была англо-протестантская культура.

В 1884 году с подачи обер-прокурора синода К.П. Победоносцева император Александр III выслал из России лидеров евангельских христиан. По Высочайшему повелению была также запрещена деятельность Общества духовно-нравственного чтения. А вскоре последовал указ Синода об изъятии евангельских книг и брошюр из обращения среди простого народа. В этом же году в Корею приехали протестантские миссионеры из США...

Нет смысла пытаться активно внедрять протестантство на нашей почве. Время упущено. Только очень незначительный процент людей может в наше время проникнуться духовной, а не обрядовой сутью религии. Подавляющее большинство людей, считающих себя верующими, дальше демонстрации своей религиозности идти не готово. Спросите у любого из них, давно ли он перечитывал Писание. Существует только ирландский (японский, турецкий и т.п.) путь приблизиться к экономически развитым странам - усваивать уже готовые рецепты благополучных экономик, их деловую и законодательную практику, пытаться встраиваться в мировую экономику. И именно под это «затачивать» свое образование, правовое сознание и культуру. Попытка такая была, но она выдохлась. Маятник общественных настроений набирает ход обратно, во тьму невежества. Важно понимать, что есть только два пути. Один - благополучия и развития, которым движется протестантская, по сути, цивилизация, другой - «возврат к традиционным ценностям», отсталость и деградация (Третий Рим и Халифат). Третьего пути нет и не будет.

(публикуется в сокращении. А. А.)

Интересные результаты получаются из сравнения стран с различными преобладающими религиями. Еще Макс Вебер в своей знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма» в 1905 году заметил связь между религией и экономикой. Он обнаружил, что в Германии (которая населена как католиками, так и протестантами) наилучших экономических успехов добивались протестанты; именно они составляли костяк предпринимателей и высококвалифицированных технических специалистов. Кроме того, наиболее динамично развивались протестантские страны, такие как США, Англия и Голландия. К настоящему времени накоплены достаточные статистические данные, чтобы однозначно утверждать: причины отсталости и процветания стран кроются в культурных различиях общества, в той религии, которую исповедует большинство жителей страны.

Директор Института культурных преобразований Школы права и дипломатии при Университете Тафтса, профессорЛоуренс Харрисон http://www.opec.ru/1295413.html , выступая 29 мая 2010 г. в Леонтьевском центре в Санкт-Петербурге, привел результаты анализа 117 стран, в которых более 1 млн. человек исповедуют одну из мировых религий. Вот некоторые данные из этого доклада.

*- Более 50% населения страны исповедуют данную религию

**- В млн. чел; данные Доклада Мирового банка 2002 г.

***- 2 - наивысшая степень свободы, 14 - наименьшая (данные обзора Freedom House 2001).

Оценка ВВП на душу населения велась по равенству покупательской способности.

Комментарии излишни! Чем выше уровень свободы в стране, тем выше уровень жизни и ниже коррупция. Отличия в разы! И наблюдается прямая зависимость уровня свободы от религии, исповедуемой большинством населения. Кстати, анализ распределения Нобелевских премий по странам за 1901 – 2007 г.г., приведенного в статье д.т.н., профессора, академика РАЕН, Президента Международного Информационного Нобелевского Центра (МИНЦ) В.М.Тютюнника http://www.nobel-centre.ru/PDF/lnp_sinv.pdf показывает аналогичную картину и в научных достижениях.

Видимо результаты были бы еще более красноречивы, если бы удалось выявить зависимость количества премий от вероисповедания самих лауреатов. Так в США, обладающих 40% лауреатов, протестанты составляют 57%, католики - 28%, иудеи – 2%. У меня такая статистика есть только относительно евреев: при общем количестве в мире 13 млн. человек (0,2% населения мира) каждый пятый лауреат Нобелевской премии (20%)– еврей. В 100 раз больше, чем в среднем по миру.

Вывод очевиден. Экономическое и научное развитие стран зависит, от того какую религию исповедует население. Протестанты и иудеи добиваются гораздо более высоких результатов в экономике и науке, чем католики, православные и мусульмане. Можно, сославшись на чувства верующих, замалчивать очевидные факты и продолжать искать свой путь. Но может быть стоит внимательней посмотреть, что общего у протестантов и иудеев, и чем же они отличаются от католиков и православных.

Закон Божий

<...> Монотеизм (вера в единого Бога), основоположником которого считается Авраам, предполагает, что Бог един для всех и Закон Божий справедлив для всех людей . Может быть, люди не очень хорошо знают эти законы и осмеливаются думать, что они неверны. Мы исходим из теории монотеизма: Законы природы даны однажды при устройстве мира (Богом, эволюцией, природой). Они могут познаваться, изучаться, уточняться, но они не зависят от нас, они справедливы для всех. Их можно не признавать, но им все вынуждены подчиняться. И кто лучше знает эти законы и следует им, тот лучше и живет . Человек такое же творение Бога, как и весь окружающий мир. Единственное отличие, что человек «создан по образу и подобию Бога», наделен свободой воли , он сам может выбирать свои действия, поэтому законы взаимодействия между людьми носят статистический (вероятностный) характер, в то время как законы физики, в основном, детерминистские.

Закон Божий - правила поведения (мораль, этика) - составная часть всех религий. Неудивительно, что основы морали каждой религии очень похожи. Все монотеистические религии признают Моше (Моисей - у христиан, Муса - у мусульман) пророком, которому Бог даровал свои Законы. Всего в еврейской Библии – Торе (Ветхом Завете у христиан) содержатся 613 заповедей. Заповеди подразделяют на этические и ритуальные. Ритуальные законы важны для поддержания единства и общности людей, для их самосознания единым образованием. У разных народов они могут быть разными. Этические законы, как и законы природы, должны быть одинаковы . Поэтому в основе этики всех религий лежат десять заповедей, дарованных Б-гом Моисею на горе Синай. <…>

Коротко суть нравственных, Божьих законов формулирует «золотое правило»: Что неприятно тебе, не делай и ближнему своему. Это этическое правило присутствует во всех религиях. Все знают заповеди, которые регулируют отношения между людьми: чти отца и мать, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не желай чужого. Но на первом месте стоит другая заповедь, предписывающая поведение по отношению к Богу, к Божьим Законам. Приведу ее по тексту ТОРЫ (Шмот 20:2-14):

  1. Я - БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, КОТОРЫЙ ВЫВЕЛ ТЕБЯ ИЗ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ, ИЗ ДОМА РАБСТВА. Да не будет у тебя иных Богов, кроме меня. не делай себе изваяния и всякого изображения того, что на небе наверху, и того, что на земле внизу, и того, что в воде ниже земли. не поклоняйся им и не служи им; ИБО Я БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, БОГ- РЕВНИТЕЛЬ, КАРАЮЩИЙ ЗА ВИНУ ОТЦОВ ДЕТЕЙ ДО ТРЕТЬЕГО И ЧЕТВЕРТОГО ПОКОЛЕНИЯ, ТЕХ, КТО НЕНАВИДИТ МЕНЯ, И ТВОРЯЩИЙ МИЛОСТЬ НА ТЫСЯЧИ ПОКОЛЕНИЙ ЛЮБЯЩИМ МЕНЯ И СОБЛЮДАЮЩИМ ЗАПОВЕДИ МОИ.

Эта заповедь не зря дана первой. Б-г ЕДИН. Нельзя создавать идолов и кумиров и им поклоняться. Тех, кто поклоняется им, Б-г наказывает ДО ТРЕТЬЕГО И ЧЕТВЕРТОГО ПОКОЛЕНИЯ, а тем, кто соблюдает заповеди, Б-г дает милость НА ТЫСЯЧИ ПОКОЛЕНИЙ.

Кто виноват?

Посмотрим, как эта заповедь соблюдается в различных религиях.

Протестантизм отвергает церковную иерархию, предписывает ежедневное чтение Библии и непосредственное общение с Б-гом без посредников, отвергает поклонение святым и праздники в честь святых, отвергает почитание мощей и икон. Молитвенные дома свободны от пышного убранства, алтарей, икон, статуй. Молитвенным домом может служить любое строение. Молитвенные дома независимы, любая группа верующих может организовать свой молельный дом. Служитель культа подотчетен протестантской общине.

Иудаизм – церковная иерархия отсутствует. Раввин - учитель и знаток Традиции. Одновременно он выполняет функции администратора общины. От других членов общины он отличается только ученостью и большими познаниями, а также высокими моральными качествами. В общепринятом смысле он не является священником, поскольку в иудаизме между Богом и человеком нет никаких посредников. Он избирается прихожанами, и в иудаизме не существует никакой духовной иерархии.

Предписывается чтение еженедельной главы Торы. Общение с Б-гом без посредников. Никакого поклонения святым, никому кроме Б-га одного. Синагога (дом собраний) место для общественной молитвы. При синагогах существуют школы, библиотеки, кошерные столовые. Синагоги абсолютно независимы. Любая группа верующих может организовать синагогу. Для управления синагогой верующие сами выбирают руководителей.

Католицизм – Римско-Католическая церковь строго централизованная организация, имеющая единый всемирный центр - Ватикан. Многоступенчатую иерархию этой авторитарно-монархической организации возглавляет единый глава - Папа. В католицизме Папа считается наместником Б-га на земле, непогрешимым в делах веры и нравственности. Действует принцип «апостольского преемства» - принцип церковного права в соответствии, с которым священная иерархия Церкви прямо и преемственно восходит чрез череду рукоположений к апостолам. Католицизму присущи широкое почитание Девы Марии, реликвий, мучеников, святых и блаженных, их мощей, пышный театрализованный культ. Хотя следует признать, что по красоте и величественности, иконам и одеждам, богатству убранства, атрибутике католическая церковь много уступает церкви православной.

Православие - Русская Православная Церковь (Московский Патриархат) возглавляется "Святейшим патриархом Московским и всея Руси". Существует ступени иерархии: Епископы, Пресвитеры (Священники), Диаконы. Действует тот же принцип «апостольского преемства» – все служители проходят рукоположение. Очень распространено поклонение святым, мощам святых, иконопочитание, возведение Храмов во имя святых. Богослужения представляют собой высокохудожественные театральные представления, с дорогими одеждами, дорогим убранством Храмов, дорогими иконостасами, целованием руки священнослужителя.

Протестанты и иудеи общаются с Б-гом напрямую, без посредника в виде Церкви. Они поклоняются только Б-гу, не создают себе кумиров, идолов и их изображений.

В католицизме и православии существует жесткая церковная иерархия, культивируется почитание святых. А где допускается возможность поклонения человеку, там гораздо легче возникает культ конкретного живого человека. <…>

Что делать?

Нет никаких сомнений в том, что уровень развития экономики и науки зависит от уровня свободы. Уровень свободы зависит от культурных традиций народа, а те в свою очередь от доминирующей религии. Прогресса добиваются те страны, где влияние религии велико, а влияние церкви минимально .

Уровень свободы выше в тех странах, где преобладают религии без жесткой церковной иерархии, где не поощряется поклонение конкретным людям, святым, церковнослужителям. Цифры однозначно доказывают, что уровень развития экономики и науки в разы выше, там, где исповедуют протестантизм или иудаизм.

Нужно развивать в России свободу выбора вероисповедания. В США большой процент тех, кто, повзрослев, сам выбирает себе религию. Для пропаганды и распространения знаний о различных религиях образовать фонд «Свобода выбора», предоставить молодежи возможность изучения различных религий и самостоятельного выбора своего вероисповедания . Ограничить влияние церкви на умы подрастающего поколения. Ведь объективные факты свидетельствуют: только представители тех религий, где общение с Б-гом идет без посредничества церкви, добиваются выдающихся результатов в экономике и науке.

Религиозные установки в сочетании с благоприятной демографической ситуацией создают предпосылки для интенсивного экономического роста. Среди стран БРИКС наиболее высокими перспективами обладает Индия, отметил в докладе сотрудник Института географии РАН Станислав Горохов

В странах БРИКС распространены различные религии. В Китае доминируют традиционные национальные религии (конфуцианство, даосизм). В Индии большинство составляют индуисты. В остальных странах преобладают христиане. В России распространено православие, в Бразилии большинство составляют католики, в ЮАР – протестанты. Точную численность верующих установить трудно, но Станислав Горохов привел ориентировочные данные на ежегодной научной конференции Новой экономической ассоциации «Междисциплинарные исследования экономики и общества».

Таблица. Численность верующих в странах БРИКС

Индуизм как фактор развития

Наибольшее число последователей в странах БРИКС имеет индуизм. Индуисты составляют чуть менее трети всего населения стран БРИКС. Индуизм исповедует около 75% жителей Индии, небольшое количество последователей этой религии есть в ЮАР.

Демографическая ситуация в Индии сказывается на характеристиках данной группы. Отличительной особенностью является средний возраст последователей – он составляет всего 26 лет. Несмотря на снижение коэффициента рождаемости (среднее число рождений у одной женщины – Ред.) в Индии, он продолжает оставаться достаточно высоким и составляет 2,5. Это, по прогнозам демографов, обеспечит рост численности населения Индии до 2060 года. Согласно прогнозам ООН, Индия в 2028 году обгонит по численности населения Китай, и выйдет по этому показателю на первое место в мире.

Индуизм предполагает неспешный, размеренный образ жизни, рассказал автор доклада. С точки зрения воздействия религии на экономическое развитие важной чертой индуизма является пиетет перед знаниями. Отмена кастовой системы способствует постепенному развитию социальных лифтов, что поощряет рост человеческого капитала.

При этом в стране неофициально проводится политика сдерживания миграционного оттока населения. Индуисты в настоящий момент наиболее активно включены в процесс международной миграции. Индия занимает второе место после Мексики по количеству эмигрантов. В 2010 году страну покинуло 11,8 млн человек. Если рассматривать международную эмиграцию в странах БРИКС, то индуисты составят около половины всего потока, еще треть – это мусульмане, оставшуюся часть составляют христиане.

По словам Станислава Горохова, пик миграционной активности мусульман пришелся на начало ХХ века. Индуисты включились в этот процесс только с конца ХХ века, поэтому в настоящий момент их доля в миграционных потоках высока. Большая часть мигрантов-индуистов едет в США, Канаду, в страны Персидского залива, ЕС.

Россия и ЮАР также являются акцепторами рабочей силы, но для мигрантов из стран БРИКС уровень предлагаемых вакансий не соответствует запросам мигрантов. Возвращаясь к индуизму, Станислав Горохов отметил, что данная религия является региональной, и поэтому не может считаться фактором межстранового взаимодействия.

В Китае отношения регламентированы

Китай – государство, где сосуществуют различные религии. 80% жителей страны исповедует национальные религии (конфуцианство, даосизм) или буддизм. Медианный возраст последователей буддизма более высок и составляет 34 года.

Первое место по глубине и длительности влияния на экономическое и культурное развитие общества оказывает конфуцианство. Центральными проблемами этой религии являются вопросы об упорядочении отношений правителей и подданных, уважение к старшим. По словам Станислава Горохова, религиозные воззрения китайцев во многом объясняют патернализм, господствующий в обществе, и помогают претворять в жизнь планы руководства страны, поощряют доверие.

Атеизм бывает разным

По численности в странах БРИКС второе место занимает нерелигиозное население. Его доля на 20% выше среднемирового показателя (11%). Столь высокая доля атеистов отражает историческую общность развития Китая и России в ХХ веке, и является последствием длительного периода атеизма в этих странах. Доля неверующих постепенно падает, что связано с религиозным возрождением этих стран. Однако в других странах наблюдается обратная тенденция – молодые не верят и отходят от религии. Эти разнонаправленные процессы приводят к внутренней разнородности этой группы.

Христианство как глобальная религия

Христианство является единственной глобальной религией, исповедуемой в странах БРИКС, отметил Станислав Горохов. Последователи христианства составляют большинство в Бразилии, России и Южной Африке. Христиане есть также в Индии и Китае.

Первое место по количеству христиан занимает Бразилия. Успех христианства, как средства культурной глобализации, связан, в первую очередь, с протестантизмом. Массовое распространение харизматического движения в Бразилии наблюдалось во второй половине ХХ века. В настоящий момент здесь существует пять харизматических деноминаций, каждая их которых включает в себя более 2 млн человек.

В ЮАР основные религиозные общины – христиане Сиона и пятидесятники. Они также принадлежат к протестантским церквям.

Основная доля православных проживает в России. По разным оценкам их численность в РФ составляет 40-80 млн человек. Медианный возраст верующих – чуть менее 40 лет. Выборочный анализ в России не показывает различий между религиозными и нерелигиозными людьми по количеству рождений.

Примерно оценивая количество детей в семье, можно сказать, что в России вне зависимости от религии ребенок, как правило, один. В странах, исповедующих буддизм, в семье обычно два ребенка, в протестантских семьях чаще всего трое детей.

Демографическое окно (высокая доля молодого трудоспособного населения) в странах БРИКС позволяет ожидать высоких результатов экономического развития. Наиболее низким медианным возрастом обладают индуисты, что указывает на огромный потенциал развития Индии.

Отношение к достатку, богатству и финансовой стабильности в разных странах отличается. Экономисты отмечают, что уровень жизни в «протестантских» странах выше, чем в государствах с православной традицией. Попробуем понять причины.

Статистика о религиях

Вопрос о вредности влияния православной религии на экономику и, наоборот, полезных для денежных потоков установок протестантства, особенно остро стал в нашей стране после знаменитого высказывания ведущего Владимира Познера, который процитировал Чаадаева, сказав, что «одна из величайших трагедий для России — принятие православия». Альтернативой, по его мнению, может служить пример протестантов, так как именно в тех странах, где распространена эта религия, наиболее эффективные экономики. Православные приняли этот тезис в штыки. Но что об этом говорит официальная статистика?

На первой позиции в рейтинге стран по номинальному ВВП в 2013 году находится преимущественно протестантская страна - США с показателем в 16800 млрд. долларов. Среди стран, находящихся в первой двадцатке по доле ВВП на душу населения по состоянию на 2013 год, Норвегия, Швейцария, США, Нидерланды, Австралия, Германия, Швеция и Канада, итого восемь стран - являются главным образом протестантскими. При этом в двадцатке нет ни одной православной страны. Так в чем же дело? Стоит ли довериться статистике, или необходимо выяснить более глубинные причины такого положительного влияния протестантизма на экономику? Возможно ли, что совпадения такого рода случайны? Для ответа на эти вопросы мы охарактеризуем протестантизм и внутренние предпосылки к влиянию на экономику.

Религия и экономика

Слово протестантизм происходит, по одной из версий, от латинского protestans - публично заявляющий, так как сторонники Реформации протестовали против преследования лютеран. По другой версии, «протестант» происходит от словосочетания pro testament - за Завет, то есть, за чистоту восприятия Священного Писания. Став результатом борьбы с устаревшими воззрениями католичества, протестантизм достаточно быстро распространился по Европе в ходе Реформации, и уже с XVI века становится ведущей мировой религией.

Протестантизм включает в себя множество направлений, таких как англиканство, лютеранство, кальвинизм, последователи-евангелисты, адвентисты, баптисты, методисты и другие. Некоторые исследователи включают в их число также сектантов-мормонов и свидетелей Иегова. Всем этим различным ветвям протестантизма характерно отрицание толкования Библии, икон, монашества, культа святых.

Связь протестантской религии с высокими экономическими показателями стали традиционно проводить после выхода фундаментальной работы М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», вышедшей в 1905 году. Ученый обратил внимание на то, что успехи развития европейской цивилизации чаще всего были связаны именно с тем типом менталитета, который привнесли в культурное поле именно протестанты. Трудовая этика протестантизма - это религиозная доктрина, говорящая о благости труда и необходимости работать честно и усердно. Даже в Библии протестанты находят основы трудового кодекса: такие фразы, как «Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наёмнику не должна оставаться у тебя до утра», по их мнению, являются четкой установкой договора между работодателем и работником.

Вебер оперировал конкретными фактами, и помимо того, что привел в пример хорошо развивающиеся протестантские страны, США, Англию и Голландию, показал на примере Германии, в которой равно распространены как католики, так и протестанты, что именно последние составляют основную массу предпринимателей или хорошо обученных профессионалов. Именно рвение и рационализация работы, свойственные протестантам любого социального класса, стали, по мнению Вебера, причинами развития капитализма. Так как для протестантов труд и коммерция - не только выгодная экономически деятельность, но и добродетельность, их экономика росла быстрее. Таким образом, стремление хорошо заработать и создать прибыльное дело воспринималась протестантами как выполнение божественного долга. Если доходы увеличиваются и богатство растет - это признак благословения.

При этом роскошь с точки зрения протестантизма бессмысленна - ведь доходность и есть уже само по себе божья благодать. Вебер писал по этому поводу: «Если Бог указует вам этот путь, следуя которому вы можете без ущерба для души своей и не вредя другим, законным способом заработать больше, чем на каком - либо ином пути, и вы отвергаете это и избираете менее доходный путь, то вы тем самым препятствуете одной из целей вашего призвания, вы отказываетесь быть управляющим Бога и принимать дары его для того, чтобы иметь возможность употребить их на благо Ему, когда Он того пожелает.Не для утех плоти и грешных радостей, но для Бога следует вам трудиться и богатеть».

Так установка не на мгновенное получение дохода, а на медленное, но верное приближение к богатству как божьей благодати, становится одной из основных установок протестантизма.

Благодаря внедрению протестантизма или его ценностных категорий, согласно теории Вебера, страна может улучшить свои экономические показатели. К примеру, в Латинской Америке в последние годы все больше людей переходят из католичества в протестантизм, и исследования демонстрируют, что уровень жизни этих людей неуклонно растет. Это связывается, опять же, с нравственной установкой протестантов на благость предпринимательской деятельности, полезной не только в миру, но и для спасения души.

Однако почему установка на качественный труд и умножение капитала не возникла задолго до появления протестантизма? Вебер в своей работе показал, что капитализм мог возникнуть еще в античности, однако именно ранняя протестантская традиция содержала те основы новой идеологии, а именно - идею долга, в том числе, профессионального, которые сформировали поколения людей с новой ментальностью. Вебер, основываясь на статистике, показывает, что капитализм наилучшим образом развивался именно в протестантских страна, Англии, Германии и Америке, жители которых до сих пор славятся своими пунктуальностью, бережливостью и трудолюбием. Менталитет остался, а вера постепенно становилась все менее определяющим фактором в экономических вопросах.

Православие vs протестантизм

Если взглянуть на ту же статистику ВВП на душу населения за 2013 год, мы не увидим ни одной православной страны не только в первой двадцатке, но и среди первых сорока стран. На 43-м месте находится Греция, на 45-м - Россия, на 64-м и 69 соответственно - Румыния и Болгария. Имеем ли мы в данном случае проводить параллели с господствующей в государстве религией и порожденной ей ментальностью? Конечно, необходимо учитывать исторические особенности всех этих стран, но и рассматривая только ментальные категории можно обнаружить много интересного.

Православие как наиболее консервативная и ортодоксальная ветвь христианства, не пошла по пути модернизации и рационализации, который выбрал протестантизм. Если протестантизм осуждал желание быть бедным, считая его сродни желанию быть больным, в православной традиции материальная бедность традиционно противопоставлялась духовному богатству. Профессиональные обязанности для протестанта - это долг и перед богом, и перед обществом, для католика - искупление первородного греха. Для православного труд в первую очередь должен быть духовным, а материальный труд, если он связан с жаждой выгоды или гордыней, признается суетным.

Русское православие также во многом было связано со своей ролью официальной религии в жестких условиях монархического строя. Так накопление духовного символического капитала стало для простых мирян превалирующим, а думы о материальном благе в условиях крепостного права и примата государства над частной предпринимательской деятельностью зачастую были безрадостными.



Copyright © 2024 Образовательный портал.