Каковы основные черты большой науки? Наука и ее характерные черты Основные черты большой науки таблица примеры
С превращением науки в непосредственную производительную силу связан переход от «малой науки» к «большой науке», становящейся ведущим фактором развития общественного производства.
Вошедший в мировой обиход термин «большая наука» ученые характеризуют как новую обширную сферу научной и научно-технической деятельности, теоретических и прикладных исследований и разработок. Массовый характер приобретает привлечение ученых в производственные лаборатории и конструкторские отделы предприятий и фирм, где они решают конкретные задачи, диктуемые потребностями времени. Эти потребности являются постоянным источником новых идей, указывающих пути научно-технического прогресса (НТП) - единого, взаимообусловленного поступательного развития науки и техники.
Приведем некоторые данные, характеризующие современную науку. В начале XX в. в мире было 100 тыс., а в конце века - свыше 5 млн научных работников. Такие высокие темпы привели к тому, что около 90% всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками.
Мировая научная информация в XX в. удваивалась за 10-15 лет, постоянно издается несколько сотен тысяч журналов (около 10 тыс. в 1900 г.), 90% всех предметов, созданных человеком и окружающих нас, придуманы в XX в. Объем мирового промышленного производства в конце XX в. был в 20 раз выше, чем в начале века.
В рамках «большой науки» оформилась классическая схема перехода от идеи до конечного продукта, от появления нового знания до его практического использования. Эта схема такова: фундаментальная наука - прикладная наука - опытно-конструкторские разработки. Затем новый продукт внедряется в массовое производство. Так наука наряду с генерированием новых знаний стала генерировать новые технологии. Принцип единства истины и пользы получил дальнейшее развитие.
Наибольшую значимость приобретают исследования, направленные на обеспечение инновационного развития. Инновация - это нововведение, т. е. создание, использование и распространение новых средств, продуктов, процессов: технических, экономических, культурных, организационных.
Приведем некоторые примеры исследовательских решений важных проблем постиндустриального общества. Открытия в электронике, оптике, химии позволили создать и развить мощнейшую систему печатных и электронных средств массовой информации, оказывающих глубочайшее воздействие (позитивное и негативное) на умы и чувства личности, на жизнь человечества.
Сравнительно недавно слово «лазер» мало кто знал. Но после открытий, сделанных лауреатами Нобелевской премии А. М. Прохоровым и Н. Г. Басовым, оно стало известно многим. Разработка проблем, связанных с лазером, его многообразным применением в биологии, астрономии, средствах связи и других сферах, потребовала перехода на совершенно новые технологии, которые прежде не существовали ни в одной стране мира.
Содружество фундаментальных, прикладных наук и производства обеспечило успех таких крупнейших инноваций, как атомная энергетика, космонавтика, создание электронно-вычислительных машин, информатика.
Исследования ученых дают основание выделить, кроме функций, наиболее общезначимые черты современной науки. Одной из них, по оценкам ряда ученых, стала все охватностъ науки. «Наука, - говорил естествоиспытатель, член Петербургской академии наук К. М. Бэр, - вечна в своем источнике, не ограничена в своей деятельности ни временем, ни пространством, неизмерима по своему объему, бесконечна по своей задаче». Нет такой области, которая могла бы на длительное время отгородиться от нее. Все, что происходит в мире, подвластно наблюдению, рассмотрению, исследованию. Это положение, по мнению других ученых, имеет ограничения. Вторжение науки в ряд областей может вызвать негативные последствия. Сюда можно отнести попытки клонирования человека, ряд исследований в области биотехнологий. Поэтому, считают сторонники этой точки зрения, на некоторые направления научных поисков должен быть наложен запрет.
Другая черта науки - она принципиально не завершена. Осознание незавершенности науки способствует появлению различных научных школ, гласной и негласной конкурентной борьбе за эффективное и быстрое проведение исследований.
Продуктивное развитие науки требует оптимального сочетания индивидуального поиска и деятельности крупных творческих коллективов. Новые фундаментальные проблемы нередко решались в одиночку крупными учеными (например, теория относительности А. Эйнштейна), а иногда и небольшой группой исследователей. Здесь особенно важна инициатива ученого, его озарение. Поиск нового, соединен-
ный с талантом, - важный фактор продвижения в науке. Но подавляющее большинство научных исследований современной эпохи требует организации больших коллективов и вдумчивой координации исследований, а также наличия оборудования, созданного на основе высоких технологий.
Современная наука дифференцированна. Она насчитывает около 15 тыс. дисциплин. Это объясняется многообразием явлений изучаемого наукой реального мира, ростом информации, специализацией ученых по сужающимся исследовательским областям. Дифференциация научного знания должна сочетаться с его интеграцией. «Растекание реки знаний неизбежно, - писал отечественный ученый, академик Н. Н. Моисеев, - оно диктуется необходимостью высокого профессионализма, детальных знаний... но в не меньшей степени нужны и интеграционные исследования, поскольку необходим комплексный разноплановый анализ, опирающийся на данные различных наук, требующий синтеза знаний».
В минувшем веке отечественная наука заняла лидирующие позиции в мире по ряду ведущих направлений: космические исследования, квантовая физика, математика и др.
В последние десятилетия российская наука испытывает значительные трудности: недостаточное финансирование, устаревшее оборудование, низкая оплата труда ученых, отток кадров в зарубежные страны. Предприниматели, государственные структуры не обеспечивают быстрого и эффективного использования новейших инновационных разработок российских ученых. Все это ведет к тому, что Россия в сфере мировой науки утрачивает ранее завоеванные позиции. Преодоление этих трудностей - ближайшая задача государства, коллективов ученых и общества в целом. Главное - повысить эффективность науки, усилить ее роль в создании инновационных продуктов, координировать деятельность научных учреждений и вузов, увеличить финансирование науки, обеспечить существенное повышение зарплаты ученых, создать благоприятные условия для привлечения молодежи в науку. Полезно сблизить интересы бизнеса и прикладной науки: наука должна удовлетворять производственные запросы крупных фирм, а они - пополнять ее бюджет.
Современное общественное развитие свидетельствует о том, что наука формирует перспективные направления развития цивилизации и концентрирует на них собственные силы. Свидетельство тому - переход к постиндустриальному, информационному обществу, который был бы невозможен без новейших научных достижений.
Наука существовала всегда, просто до определенного момента времени люди не придавали особенного значения опыту и знаниям, которые приобретались в процессе бытия. Трудно назвать тот момент, когда систематизация знаний стала нормой и образовались направления развития общественного сознания в философии, математике, дипломатии, военном деле, социологии и по другим направлениями. Но некоторые исследователи порой брали на себя такую ответственность.
Важнее другое - есть система сложившихся направлений развития знания. Есть не только сложившиеся пласты знаний и точное направление развития, стиль мышления, логика и концепция, но и значительное количество школ, институтов и понимание в общественном сознании, эквивалентное по разным странам и языкам.
Фундаментальные науки
Каковы основные черты большой науки? Философия, математика, естествознание и другие научные дисциплины несомненно можно отнести к понятию «большая наука». Научная деятельность по многим таким направлениям не только активно ведется, но и развита в многих странах мира.
Постоянно происходит обмен мнениями, растет количество научных конференций, идет приток кадров. Ученые пишут диссертации, а окружающие считают их «не от мира сего» и относят их работу в область умозрительных рассуждений, бесполезных теоретических изысканий, в сферу мифических гипотез.
Между тем научно-исследовательская работа приводит к реальным результатам. Если бы математика (в свое время) не начала развиваться в сторону дифференциального и интегрального исчислений, не было бы возможность запустить космический аппарат, построить самолет, рассчитать подводную лодку с атомным двигателем.
Фантазии астрономов, идеи алхимиков и физические теории частиц, энергии, гравитационных полей далеки от обыденного сознания, но атомные электростанции работают, а генетика привела к созданию множества полезных культур.
Даже натуралисты (любители бабочек, муравьев и перелетных птиц) своими частными исследованиями натолкнули на неожиданные и практичные решения ученых из совершенно других областей знаний.
Частное исследование и фундаментальное прошлое
Наука не претендует на лавры и ей совершенно безразлично, к какой категории ее отнесет человек в то или иное время. Человеку свойственно развитие, понимая сегодня одно событие именно так, он уже знает, что завтра к результату он может отнестись кардинально иначе.
Научная деятельность - это работа. Она ничем не хуже работы медицинской сестры, повара или строителя. В науку приходят различные люди, которые вне своей работы сталкиваются с мнением окружающих, ничего не понимающих в творчестве людей. Далеко не каждый работник становится ученым, далеко не каждый научный центр таковым является.
Количество вузов, которые готовят физиков или философов, подпадают под методы математической статистики: чем больше исходная масса, тем вероятнее результат - появление еще одного однозначно признанного ученого.
Появление ученого может стать причиной нового большого явления в науке, но по сути это частное изыскание и локальный интерес, который даже коллегам по работе может быть предельно не интересен. Коллеги могут считать пустой тратой времени любое исследование, которое не укладывается в рамки фундаментального прошлого.
Философия - большая наука, но еще более великое философское направление может в ней образоваться, как в математике в свое время появились пределы, преобразования Лапласа, бесконечно малые и бесконечно большие величины. Первое - это не ноль, а второе - это не бесконечность. Но каждое из них стремится к своим пределам.
Фундаментальная физика не могла стать причиной ни квантовой теории, ни положить начало теории элементарных частиц. Наука и научное знание не предвидели теорию относительности, не представляли, какой резонанс вызовет использование в науке данных наблюдений с космических спутников и полетов к другим планетам.
Влияние малого на большое
Ученый подобен флюсу. Полнота его знаний ограничена, но есть всего два абсолютно различных пути к признанию.
Человек может прийти в науку и исключительно внимательно посвятить все свои исследования в разрезе сложившихся идей, теорий, гипотез. На этом пути рождение большого возможно только, если в его сознание попадет удивительное явление, событие, объект, кардинально нарушающий его картину мира.
Человек может прийти в науку и, схватив идею, двигаться своей дорогой, критикуя и анализируя достижения предшественников и коллег. Это очень хороший путь, поскольку позволяет оценить достоверность, практичность и качество сложившихся научных представлений. Рождение большого менее вероятно, но, если своя дорога была интуитивно выбрана правильно и человек удержался от соблазнов следовать традициям, - эффект будет колоссальным.
В 80-е годы был очередной бум, и даже общественное сознание обратило внимание на идею искусственного интеллекта. Фантасты предложили свои идеи, программисты написали свои программы, ученые, в конечном счете, отошли от дел. Бум закончился, все занялись обычной работой.
Но большое всегда вызывает к жизни малое. В те годы было множество теорий и идей, которые не признали или просто уничтожили. Не исключено, что какая-то из них живет до сих пор, человек жив, идея жива и большая наука об искусственном интеллекте - не за горами.
Если это так, то это новый виток развития философии, кардинально новое положение у социологии и разделение общественного сознания на тех, кто «за» роботов, и тех, кто категорически «против».
Естественно, какой человек хочет испытать судьбу динозавров и оставить Планету на откуп роботам?
Галилей и большое противостояние
Каковы основные черты большой науки? Прежде всего, предмет и глубина исследования. В понимании общественного сознания и признанных ученых, предмет должен быть актуальным и востребованным, а глубина должна определяться количеством авторитетных предшественников.
Сомнительно, что так думал Ньютон, Планк, Эйнштейн и уж тем более Галилей. Многие ученые, которые кардинально изменили структуру и содержание знаний в той или иной области, меньше всего обращали внимание на общественное сознание и на оценку их труда как действительно предметного и глубокого исследования.
Вероятно, люди, как точки в социальном пространстве, вспыхивают не просто так и упрямо движутся к исполнению своей миссии. Если такая «точка» начала движение, и оно получило реально большое противодействие, но «точка» справилась с этим, а идея пережила своего автора, легла в основу нового научного направления.
Смерть не останавливает движение идеи, необязательно идея должна иметь только одного автора и становиться большой или значимой в течение конкретной жизни.
Процесс познания мира неоднороден и управлять им практически невозможно. Однако вполне допустимо воспринимать окружающую действительность, накапливать знания и идти естественно обусловленным, объективным путем.
Большая наука - это не обыденная научно-исследовательская работа, это прежде всего противостояние, но определить его уровень и силу, как и предмет и глубину исследований, практически невозможно.
Oracle и сотни тысяч квалифицированных работников
Интернет - это не наука. Специалист (программист, разработчик) - не ученый. Но теория информации, разработка алгоритмов и программирование все больше и чаще именуют наукой, хотя с приставкой «прикладная». Каковы основные черты большой науки, если здесь до сих пор не было ни одного «большого события»?
Наука о информации поныне пребывает в статусе «информатика». Это слово даже рядом нельзя поставить с такими монстрами, как Философия, Физика, Математика, Химия. Это действительно большие науки и значимые. Они пережили так много кардинально мощных событий, что по негласному закону пребывают в статусе большой науки и, более того, в их недрах постоянно идут рождения новых больших идей.
Не нужно это воспринимать как аксиому, необязательно этому верить, но можно быть совершенно спокойным относительно того, что большое в признании изначально не нуждается.
Несомненно, Oracle лидирует в области информации, линейка их решений составлена из сотни позиций, а работают у них сотни тысяч специалистов, распределенных по многочисленным офисам по всей планете. С 80-х годов прошло уже 38 лет. В 1985 году была разработана чипиотика - студенческий экспромт, которому не суждено было покорить мир, но она могла бы превратить эти 38 лет в три года работы совершенно небольшого количества программистов.
Банальная идея активных знаний по-прежнему актуальна, но не востребована. Программирование с каждым днем становится все более сложным, более запутанным и Интернет уже превратился в самостоятельно функционирующий организм.
Каковы основные черты большой науки, определяет человек. Этот человек - автор. Ни один автор новой большой идеи в недрах существующих наук или идущий собственным путем не одинок.
Каждый новый исследователь опирается на арсенал накопленных знаний, и чем больше их объем, чем более пристально он ведет свое направление, чем меньше обращает внимание на противодействие своей работе, тем больше шансов на успех.
Творческое развитие, стремление к знаниям и адекватное отношение к пройденному пути - верное начало нового большого знания. Будет ли это начало большой наукой, скажут потомки.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Что такое наука, каковы её главные функции?
Наука - область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Главными функциями науки выступают: культурно-мировоззренческая и социально-производственная функции. Культурно-мировоззренческая функция науки связана с её способностью систематизировать знания и представлять их в определённых картинах мира. Социально-производственная функция науки стала особенно значимой со второй половины XX в. Именно в это время были совершены важные технологические прорывы, в основе которых лежали достижения науки.
2. Каковы основные черты большой науки?
Основными чертами большой науки являются:
Универсальность (проверенные, обоснованные, систематизированные знания обо всём, что подвергается исследованию);
Безграничность наука не ограничена ни временем, ни пространством);
Дифференцирована (современная наука дифференцируется с каждым днём, в настоящее время насчитывается около 15 тыс. научных дисциплин).
3. Почему для развития науки необходимо сочетание индивидуального творчества и деятельности крупных научных коллективов?
Действительно для продуктивного развития научных знаний необходимо оптимальное сочетание индивидуального поиска и деятельности крупных творческих коллективов. Новые фундаментальные проблемы нередко решались в одиночку крупными учёными (например, теория относительности А. Эйнштейна), а иногда и небольшой группой исследователей. Здесь особенно важна инициатива учёного, его озарение. Поиск нового, соединённый с талантом, - важный фактор продвижения в науке. Но подавляющее большинство научных исследований современной эпохи требует создания больших коллективов и вдумчивой координации всех проводимых исследований, а также это необходимо для большей объективности научных знаний.
4. Приведите примеры, характеризующие современное сближение науки с потребностями общества.
Современное общество нельзя вообразить без научных знаний. Практически каждый человек на сегодняшний день так или иначе касается науки в повседневной жизни: телевидение, интернет, бытовая техника и т.д. Наука подстраивается под потребности современного общества.
5. Почему наука является «локомотивом» научно-технического прогресса?
Науку можно назвать «локомотивом» научно-технического прогресса потому, что она является двигателем прогресса, т.к. наука продвигает за собой весь технический прогресс.
6. Каковы основные положения этики учёных?
Этика учёных, науки складывается на основе моральных ценностей, ориентации на высшее благо; профессионально-специфических научных норм; понимания свободы и социальной ответственности учёных в условиях возрастания роли науки во всех сферах жизни, в решении глобальных проблем.
7. В чём состоит взаимосвязь науки и образования?
Взаимосвязь науки и образования заключается в том, что образование, подобно науке, является социальным институтом и выполняет важные общественные функции. Ведущая среди них - социализация личности, передача накопленных знаний, культурных ценностей и норм.
8. Какова роль образования в современном обществе?
Роль образования в современном обществе очень велика, она заключается в том, что образование выступает важнейшим каналом социальной мобильности: хорошее образование и профессиональная подготовка помогают человеку достичь высоких социальных позиций и, напротив, недостаток образования может послужить сдерживающим фактором социального роста. Нельзя не отметить и того, что образование служит мощным средством самореализации личности, помогает раскрыть её способности и таланты.
9. Почему самообразование - непременное условие успешной профессиональной деятельности и овладения культурой?
В современном обществе с большим успехом преуспевают люди, которые вместе с основным образованием занимаются и самообразованием. Особенно актуальной проблема самообразования современного человека стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современные условия требует от человека постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации. Но, ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Поэтому наиболее эффективный способ повышения мастерства – это самообразование. Постоянное самообразование – вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не отстать от «поезда современности». Самой характерной особенностью профессиональной деятельности является ее подвижность, связанная с изменением информационных ресурсов и технологий и мы отчетливо осознаем, что прежние профессиональные умения и навыки быстро устаревают, требуются иные формы и методы работы, теоретические знания смежных наук и многое другое. Чтобы успеть за этими процессами, для человека возникает необходимость постоянно учиться.
ЗАДАНИЯ
1. Принято деление науки на фундаментальную и прикладную. В чём вы видите взаимозависимость и взаимосвязь этих наук? Правы ли учёные, считающие, что это членение носит условный характер?
Фундаментальная наука ищет ответы на фундаментальный вопросы. В основном она занимается углублением и расширением знания ради самого знания, ищет новые нестандарнтные пути решения проблем. Но главное тут - именно отношению к знанию и к информации как к самоцели, то есть - новое знание ради него самого.
Прикладная наука ищет способы решения совершенно конкретных проблем и вовсе не обязательно чтобы эти способы были новыми. Знание тут не главное, а главное - найти эффективный способ разрешить существующие затруднения.
В некоторых случаях деление действительно носит условный характер, так как чаще всего в затеваемых учеными исследованиях присутствуют и задачи, направленные на расширение и углубление знаний, и задачи, направленные на решение проблем.
2. Благодаря открытию антибиотиков были спасены жизни десятков миллионов людей. Но медицинская практика выявила и их отрицательное действие: уничтожаются не только вредные микробы, но и необходимые человеку микроорганизмы; одна болезнь сменяется другой, подчас не менее тяжкой. Перед биологией, химией встала задача создания новых препаратов. В результате были созданы пробиотики. Они вытесняют болезнетворные микроорганизмы, но не губят нормальную микрофлору. Проанализируйте приведённый факт, покажите на его примере действие названных в параграфе функций и особенностей науки.
Прогресс и наука не стоят на месте и появляются более усовершенствованные лекарства (социально-производственная функция науки).
3. Профилирование школ нередко понимается по-разному. Одна из точек зрения такова: профилирование должно быть жёстким, в старших классах необходимо полное размежевание на гуманитариев и естественников. Другая точка зрения: профилирование должно быть мягким; у гуманитариев должно в соответствующем объёме продолжаться преподавание и естественно-научных дисциплин, а у естественников - гуманитарных дисциплин. Обсудите обе точки зрения и аргументируйте своё мнение.
Современный мир диктует свои правила для развития успешного человека. И в первую очередь необходимо быть разносторонней личностью, поэтому важнее 2-я точка зрения. Современный человек должен разбираться не только в гуманитарных науках, но и в естественных.
4. А. Печчеи писал: «Ещё несколько десятилетий назад мир человека можно было представить тремя взаимосвязанными элементами. Этими элементами были Природа, сам Человек и Общество. Теперь в человеческую систему вошёл четвёртый элемент - основанная на науке...». Завершите мысль учёного. Покажите связь этого элемента с тремя другими, названными выше.
В настоящее время в человеческую систему властно вошел четвертый...элемент – основанная на науке - техника. По мнению А. Печчеи, «техника... зиждется исключительно на науке и ее достижениях». Ведь никогда не существовало техники и даже самых элементарных орудий производства, изготовлению которых не предшествовало бы какое-нибудь знание, по крайней мере, о свойствах материалов, из которых они изготовлены.
Каждый конкретный этап в развитии техники есть отражение опредмеченных в ней знаний. Технические средства, исторически появившиеся до и вне строго сформулированных научных законов и закономерностей, не опровергают сказанного, поскольку и они отражают наличное знание – обыденное, эмпирическое, интуитивное.
Любой социум, начиная с семьи и заканчивая человечеством в целом, имеет общественное сознание. Формами его выступают опыт, мораль, религия и прочее. Но, несомненно, одной из самых главных форм является наука. Именно она формирует в обществе новые знания.
Что такое наука
Наука - это не что иное, как сложнейшее основанное на ряде основных аспектов. Понятие, признаки науки и ее аспекты определяют всю сущность научного знания. Исходя из основных аспектов, наука рассматривается как:
- Система знаний. Иными словами, как процесс по получению новых знаний. Данный аспект предполагает изучение с помощью эпистемологии - учении о познании науки. Основой служат субъект и объект познания. Научное познание имеет результат в виде объективного знания о мире. Объективное оно, потому что не зависит от состояния субъекта.
- Особый вид мировоззрения. Фактически это продукт, вызванный духовностью человеческой жизнедеятельности, воплощающей творческое развитие. С этой точки зрения науку относят к числу таких важных созданных человеком продуктов как религия, искусство, право, философия и др. Когда наука развивается, вместе с ней претерпевают изменения и другие области культуры. Данная закономерность действует и в обратном направлении.
- Социальный институт. В данном случае речь идет об общественной жизни, в которой наука воспринимается как сеть самых разных связанных между собой учреждений. Примером таких учреждений служат вузы, библиотеки, академии и прочие. Они занимаются решением задач определенного уровня и выполняют соответствующие своему положению функции. Таким образом, наука - это четко структурированная организация, целью которой является удовлетворение потребностей общества.
Отличительные особенности науки
Для того чтобы определить отличительные признаки науки, необходимо прежде всего вникнуть в сущность такого понятия, как критерии научности. В основном они рассматриваются в Их изучение прежде всего основывается на стремлении определить гносеологическую сторону научного знания, наделенную уникальной спецификой в сравнении с другими продуктами познания. Еще античные ученые задумались над нахождением существенных особенностей научности посредством соотношения знания с такими формами, как мнения, догадки, предположения и др. В процессе развития ученые вывели общие признаки науки, которые помогли более глубоко понять термин. Исследования позволили выделить семь основных.
- Первым признаком науки является целостность и системность научных знаний, что является несомненным отличием от обыденного сознания.
- Второй - открытость, или, иными словами, неполнота научного знания, то есть его уточняемость и дополняемость в процессе появления новых фактов.
- Третий - включает в себя стремление объяснить положения, используя факты и логически непротиворечивый способ.
- Критичность по отношению к знаниям является четвертым признаком науки.
- Пятый - это возможность воспроизводить научное знание при соответствующих условиях в абсолютно любом месте и вне зависимости от времени.
- Шестой и седьмой признаки науки - отсутствие зависимости научных знаний от личных особенностей ученого и наличие своего языка, аппаратуры, метода соответственно.
Общая классификация всех наук
Отвечая на вопрос, по каким признакам классифицируются науки, Б. М. Кедров вывел общее определение. По его мнению, все науки можно разделить на четыре класса. Первый класс - это философские науки, которые включают в себя диалектику и логику. Ко второму он отнес математические науки, в числе которых математика и математическая логика. Третий - самый обширный, так как включает в себя сразу технические и естественные науки, в списке которых:
- механика;
- астрономия;
- астрофизика;
- физика (химическая и физическая);
- химия;
- геохимия;
- география;
- геология;
- биохимия;
- физиология;
- биология;
- антропология.
И завершающим классом по Кедрову являются которые подразделяются на три подкатегории:
- История, этнография, археология.
- Политическая экономия, искусствоведение, юридические науки и история искусств.
- Языкознание, педагогические науки и психология.
Признаки современной науки классифицируют по самым разным основаниям. Самым распространенным является предмет и метод познания, на основании которых выделены науки о природе (естествознание), обществе (обществознание) и мышлении (логика). выделяются в отдельную категорию. Безусловно, каждую из представленных групп наук можно дополнительно расчленить на подгруппы.
в разные исторические периоды
Впервые к вопросу разделения наук на классы еще во времена античности обратился Аристотель. Он выделил три крупные группы: практическую, теоретическую и творческую. Римский энциклопедист Марк Воррон определил классификацию как перечень обобщающих наук: диалектика, грамматика, риторика, арифметика, геометрия, музыка, астрология, архитектура и медицина. Классификация мусульманских арабских ученых была самой простой и понятной. Они выделяли два класса наук - арабские и иностранные. К первым относятся ораторское искусство и поэтика, ко вторым - математика, медицина и астрономия. В Средние века ученые также стремились выдвинуть свой вариант разделения. Гуго Сен-Виктория, по своему видению, выделил четыре самостоятельные группы наук:
- Теоретические - физика и математика.
- Практические.
- Механические - охота, сельское хозяйство, медицина, навигация, театр.
- Логические - грамматика и риторика.
В свою очередь Р. Бэкон ввел классификацию, основанную на познавательных способностях. В первую группу входит история, описывающая факты, во вторую - теоретические науки, в третью - искусство, поэзия и литература в самом широком понимание. Роджэн Бэкон считал, что классифицировать науки необходимо по четырем направлениям. Отдельно должны стоять логика, грамматика, этика, метафизика, в самостоятельные единицы - выделяться математика, а также натурфилософия. Математика, по его мнению, является самой главной наукой о природе.
Классификация наук о животных
Говоря о том, по каким признакам классифицируются науки о животных, выделяется один важный признак - принадлежность к определенному виду. Классификатор разделяет животных на позвоночных и беспозвоночных. Позвоночных изучают пять базовых наук: орнитология (птицы), териология (млекопитающие), батрахология (земноводные), герпетология (пресмыкающиеся), ихтиология (рыбы). Бывают случаи, когда отдельно выделяется наука, изучающая приматов, но в большинстве случаев ее включают в териологию, так как по своей природе приматы являются млекопитающими. Беспозвоночных также можно разделить в зависимости от того, по каким признакам классифицируются науки о животных. Простейшие организмы изучает протозоология, членистоногих - артроподлогия, все о моллюсках знает малакология, а энтомология может рассказать обо всех особенностях жизни насекомых. Но есть и наука, объединяющее все эти направления - зоология, которая изучает всех животных.
Семиотика как одна из важнейших наук
Любую болезнь легче всего вылечить на начальной стадии. Для того чтобы выявить ее своевременно, необходимо тщательно отслеживать появляющиеся симптомы. Семиотика, как наука о признаках и проявлениях болезни, глубоко занимается этим вопросом. Она относится к практической медицине, которая, используя методы врачебного исследования, изучает симптомы заболеваний. Наука о признаках болезни подразделяется на общую и частную. Общая включает в себя описательную характеристику и полную классификацию всех симптомов, а также методы и механизмы их появления силами закономерностей роста патологий. Примером таких симптомов служит воспаление, дистрофия, дегенерация и прочие. Общая семиотика также имеет свои симптоматические разновидности по диагностической значимости:
- патологические;
- компенсаторные (отражают органически и функциональные изменения в субстратах);
- патогномоничные;
- общие.
По времени появления симптомы подразделяются на ранние и поздние. В свою очередь, частная семиотика занимается описанием признаков и симптомов отдельных видов заболеваний. Любая медицинская дисциплина начинает клиническое исследование с изучения семиотики частного вида. Также существует семиотика, основыванная на наследственных патологиях. В рамках данного исследуются наследственные болезни, их симптомы и патологии.
На страже порядка
Юридической наукой называют систему знаний о государстве и праве, закономерностях их возникновения, развития и работы. Признаки юридической науки подразделяются на три категории. В соответствии с первой данную науку называют общественной прикладного характера. В рамках данной особенности она должна изучать потребности жизни общества, юридическую практику и образование, а также обеспечивать работников данной сферы актуальной информацией для издания новых законов.
Во второй ее рассматривают как относящуюся к Это связано с тем, что опирается на конкретные знания, которые выражаются в точных соотношениях. Есть мнение, что больше всего юриспруденция схожа с медициной, так как они обе сочетают в себе как теоретическую, так и прикладную составляющую. Точно так же, как и врач, юрист сталкивается с решением вопросов, связанных со здоровьем и жизнью. В работу юриста входит проведение профилактических работ по «излечению» пороков в жизни общества и духовном мире каждого человека. В этом проявляются гуманистические признаки науки (в данном случае юриспруденции и медицины), которые зародились еще в древние времена.
Третьим принципом существования юридической науки является ее способность воплощать в себе достоинства мыслительных наук. Основано данное утверждение на том факте, что юриспруденция занимается исследованием вопросов отражения объективной действительности в правовых аспектах, возникающих в процессе формирования и реализации на практике новых законов. Именно поэтому криминалистика, как одна из дисциплин юридической науки, направлена на познание специфических особенностей мышления человека и применение специально полученных знаний в процессе расследования.
Кто изучает прошлое
Всем известно, что, не зная прошлого, невозможно построить будущее. Каждый человек в обязательном порядке узнает, чем жил его город, страна и весь мир в разные времена. Доносить информацию о прошлом берет на себя известная всем наука история. Именно она изучает источники, которые сохранились от предыдущих периодов жизни человечества, на основании которых устанавливает последовательность происходящих событий. Фактически основные признаки науки и ее исторический метод заключаются в следовании нормам и правилам по работе с первоисточниками, а также иными свидетельствами, обнаруженными в процессе исследовательской работы и постановке выводов, позволяющих написать корректный исторический труд. Впервые данные методы были применены на практике Фукидидом. Именно работа в соответствии с историческими методами позволила вычленить исторические периоды: первобытность, древний мир, Средние века, новое и затем новейшее время. Существуют десятки исторических дисциплин, функционирование которых позволяет не только узнавать прошлое, но и структурировать его и доносить до людей. К основным относятся:
- археология - наука о поиске и изучении вещественных источников прошлого;
- генеалогия - наука о родственных взаимосвязях людей;
- хронология - наука о временной последовательности исторических событий.
По следам Жюля Верна
Популяризацией науки называют не что иное, как распространение среди широкого круга людей научных знаний в доступном для понимания формате. Основной задачей ученых-популяризаторов является переработка специализированных данных с научного языка на язык слушателя, не имеющего отношения к науке. Также они должны из сухих научных знаний создать интересное повествование, которое пробудит желание погрузиться в ее изучение.
Одним из основных методов популяризации науки считается научная фантастика. Огромную роль в развитии данного направления сыграл многими любимый Жюль Верн. Важно понимать, что чем больше вкладывается в популяризацию науки, тем больше вероятность прихода молодежи в данную сферу. Ученые всячески стараются сохранить свои труды и достижения и приобщить к ним молодое поколение. Но есть и лица в истории, которые считают, что научные знания должны быть доступны только людям, стоящим у руля, так как они, в отличие от всей массы, точно знают, как ими пользоваться. Данное мнение разделял Тихо Браге. Людвиг Фадеев, академик РАН, считает, что популяризировать научные знания, конечно, нужно (например, каждый налогоплательщик должен понимать, для чего существует налогообложение). Но есть моменты, которые абсолютно точно переработать нельзя, и поэтому информация о кварках, струнах, полях Янга-Миллса доходит до людей с небольшой долей обмана.