О современной образовательной политике в дошкольном образовании. Государственная политика в области дошкольного образования Государственная политика в сфере воспитания дошкольного

Переход российского государства на путь инновационного развития предполагает совершенствование государственной социальной политики. Одним из факторов социального развития российского общества является модернизация системы образования. Как отмечают некоторые авторы, «образовательная политика - важнейшая составляющая политики государства, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста культуры. Образовательная политика на основе общественного согласия устанавливает коренные цели и задачи развития образования, гарантирует их проведение в жизнь путем согласованных действий государства и общества. Первейшая задача образовательной политики на современном этапе - достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Образовательная политика, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает, вместе с тем, общие тенденции мирового развития» .

Совершенствование системы образования способствует повышению общего уровня жизни, так как уровень образования есть показатель уровня развития общества. От уровня образования зависит качество трудовых ресурсов, что напрямую оказывает влияние на состояние экономики общества.

Кроме того, образование влияет на духовное развитие общества через культурно-воспитательную функцию. Так же образование – это один из важнейших этапов жизни личности, и оно является средством решения различных проблем не только отдельных индивидов, но и всего общества.

В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании в РФ») образование рассматривается как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения. Все ступени образования взаимосвязаны и решают разные социальные задачи .

Дошкольное образование является первым и вместе с тем, одним из самых важных звеньев в цепи образовательных этапов. Государство признаёт приоритетную роль дошкольного образования, о чём свидетельствует государственная политика в сфере образования. В настоящее время государственная социальная политика в сфере образования проявляется в государственной программе развития образования, в проектной деятельности, в рамках стратегического развития Российской Федерации по направлению "Образование", в законодательном обеспечении системы образования и т.д.

Актуальность исследования государственной социальной политики в сфере образования подтверждена стратегической инициативой Президента Российской Федерации В. В. Путина, о том, что развитие и модернизация сферы общего образования обуславливается соответствием школьного образования целям опережающего развития. На данной концепции и базируется процесс развития дошкольного образования .

В настоящее время основными направлениями государственной социальной политики в сфере дошкольного образования являются: обеспечение доступности и повышение качества дошкольного образования. Решение данных задач решается посредством эффективного управления системой образования, которое представлено в ч. 2 ст.89 ФЗ «Об Образовании в РФ». Механизмами управления системой образования являются:
1) формирование системы взаимодействующих органов исполнительной власти всех уровней, осуществляющих управление в сфере образования;
2) осуществление стратегического планирования развития системы образования;
3) принятие и реализация государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;
4) проведение мониторинга в системе образования;
5) информационное и методическое обеспечение деятельности различных органов власти всех уровней, осуществляющих управление в сфере образования;
6) государственную регламентацию образовательной деятельности;
7) осуществление независимой оценки качества образования;
8) подготовку и повышение квалификации работников различных органов власти всех уровней, осуществляющих государственное управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций .

На сегодняшний день результатами реализации государственной социальной политики в сфере дошкольного образования можно считать следующие количественные показатели:
100 % - ая доступность дошкольного образования для детей от 3 - 7 лет в 75 субъектах Российской Федерации;
доступность дошкольного образования для детей от 2 месяцев до 3-х лет выросла на 4,84%;
94,9% детей дошкольного возраста от общего числа воспитанников обучаются по образовательным программам, соответствующим требованиям федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДОО);
в 83,18% образовательных организациях, реализующих программу дошкольного образования, в соответствии с требованиями ФГОС ДОО;
98,6% руководителей и педагогических работников дошкольных организаций прошли повышение квалификации или профессиональную переподготовку .

Тем не менее, на сегодняшний день проблема доступности дошкольного образования для детей от 1,5 – 3-х лет остаётся всё также актуальной.

Сегодня, ключевую роль в обеспечении доступности дошкольного образования для детей раннего дошкольного возраста, призван сыграть негосударственный сектор. Но, вместе с тем, значительная разница в оплате за присмотр и уход за детьми в государственных и частных детских садах, ставит родителей (законных представителей) в неравные условия. А также, данное положение дел затрудняет конкуренцию между частных и государственных детских садов, что не выступает стимулом для повышения качества этой ступени образования.

В России накоплен определенный опыт реализации различных форматов социального партнерства в организации ЧГП в профессиональном образовании и весьма ограниченный – в дошкольном образовании. «В силу существующих бюджетных ограничений, очевидно, что задача полного охвата детей дошкольным образованием не может быть решена только силами государства» .

Выделены и формы частно-государственного партнерства, ориентированные на участие общественности: попечительские или управляющие советы, в которых участвуют представители субъектов частного сектора. Данный механизм позволяет включить в управление дошкольной образовательной организацией представителей органов государственной власти субъектов РФ, муниципалитетов, благотворителей, бизнеса, общественности (родительского сообщества) .

Внедрение сервисных электронных услуг для регистрации в электронной очереди на получение места в детском саду, безусловно, улучшило ситуацию по зачислению ребёнка в дошкольную образовательную организацию. Но имеет место быть проблема недостаточной информированности родителей о порядке комплектования групп, о правилах движения детей в очереди.

«На этом фоне реализуемые в настоящее время программы развития регионально-муниципальных систем дошкольного образования выглядят не полными по своим целям и задачам. Проведенный анализ показал, что сейчас в них наблюдается смещение целевых ориентиров в сторону обеспечения доступности, явный дисбаланс между мерами по вводу дополнительных мест и мерами по повышению качества дошкольного образования. Более того, в большинстве проанализированных программ повышение качества дошкольного образования не заявлено ни в виде целевых ориентиров, ни в составе планируемых мероприятий и ожидаемых результатов» .

Всё вышесказанное и другие проблемы, возникающие в системе ступени дошкольного образования, напрямую оказывают влияние на такой важный демографический показатель как рождаемость. Возникновение и постепенное обострение на протяжении последних двух десятилетий проблемы обеспечения доступности качественного дошкольного образования является феноменом постсоветского развития отечественной системы образования. Во многом такое положение обусловлено процессами нарастающей социальной дифференциации российского общества .

Исходя из этого, проблема реформирования и модернизации системы дошкольного образования остаётся все также актуальной. Поэтому, необходим дальнейший поиск и реализация комплекса новых государственных мер, направленных на развитие и эффективное функционирование такого уровня системы образования, как дошкольное образование.

Литература
1. Чистохвалов, В.Н. Современная образовательная политика России: Учеб. пособие. – М.: РУДН, 2008. – 246 с.
2. Харисова, А.В. Реализация государственной политики в сфере образования в субъекте РФ, состояние и перспективы развития / А. В. Харисова, А. В. Янгиров // Научно-практические исследования. – 2017. – № 1 (1). – С. 40-45.
3. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 2012. - № 53 (часть I). - Ст. 7598.
4. Хайбулина, Ю.Б. Современное дошкольное образование в России – проблемы и решения / Ю. Б. Хайбулина // В сборнике: Россия и Европа: связь культуры и экономики Материалы IX международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Уварина Н.В. – 2014. – С. 244-245.
5. Афанасьева, К.А. Принципы формирования государственной политики в сфере образования: проблемы реализации / К. А. Афанасьева // В сборнике: Вектор лидерства: стратегии регионального развития. Сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. В 2-х частях. – 2017. – С. 72-74.
6. Клячко, Т.Л. Образование в России: основные проблемы и возможные решения / Т.Л. Клячко. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. – 53 с.
7. Вариативные формы обеспечение доступности качественного дошкольного образования [Электронный ресурс]/Т.Н. Богуславская// Управление образованием: теория и практика (электронный журнал). – 2013, № 4 - Режим доступа: www. iuorao.ru.
8. Пуденко, Т.И. Доступность качественного дошкольного образования: риски современного этапа [Электронный ресурс]/ Т.И. Пуденко // Управление образованием: теория и практика (электронный журнал). – 2013, № 2. - Режим доступа: www. iuorao.ru.
9. Доступ к образованию: оценка ситуации в России // Народное образование, 2013. – № 7. – С.11-17.

IMPLEMENTATION OF STATE SOCIAL POLICY IN THE SPHERE OF PRESCHOOL EDUCATION AT THE STAGE OF MODERN DEVELOPMENT OF RUSSIA

О.S. Мoskalenko
Vyatka State University, Кirov

Annotation . This article focuses on the main areas of implementation of state social policy in the field of pre-school education. The article considers the main mechanisms of managing the education system. The results of the implementation of the state social policy in the sphere of preschool education are revealed. The current problems are considered.

Keywords: state social policy; pre-school education; kindergarten; quality; accessibility; management arrangements.

References
1. Chistokhvalov, V. N. Modern educational policy of Russia: Textbook. benefit. - Moscow: RUDN, 2008. - 246 p.
2. Implementation of state policy in the field of education in the subject of the Russian Federation, the state and prospects of development / A.V. Kharisova, A.V. Yangirov // Scientific and practical research. - 2017. – No. 1 (1). - P. 40-45.
3. About education in the Russian Federation: Feder. law of 29.12.2012 № 273-FZ / / SOBR. legislation of the Russian Federation. - 2012. - No. 53 (part I). - St. 7598.
4. Khaybulina, J. B. Modern preschool education in Russia – problems and solutions / J. B. Khaybulina // In the book: Russia and Europe: culture and economy in the Materials IX international scientific-practical conference. Executive editor Evarina N. In. – 2014. – P. 244-245.
5. Afanasieva, K.A. Principles of public policy in the field of education: problems of implementation / ka Afanasyeva // in the collection: Vector of leadership: strategies for regional development. Collection of scientific works based on the materials of the all-Russian scientific-practical conference of students, postgraduates and postgraduates. In 2 - " s parts of. - 2017. – P. 72-74.
6. Klyachko, T. L. Education in Russia: key problems and solutions / T. L. Klyachko. - Moscow: publishing house" Delo " Ranepa, 2013. - 53 p.
7. Variable forms of ensuring access to quality preschool education / T. N. Boguslavskaya/ / education Management: theory and practice (electronic journal). - 2013, № 4-access Mode: www. iuorao.ru.
8. The Availability of high-quality preschool education: the risks of the modern stage / T. I. Pudenko // education Management: theory and practice (electronic journal). - 2013, № 2. - Access mode: www. iuorao.ru.
9. Access to education: assessment of the situation in Russia // Narodnoe obrazovanie, 2013. – No. 7. – P . 11-17.

Понятие системы образования . Задачи РФ в области образования:

Система образования – совокупность образовательных программ и ГОСТов, сети реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.

Задачи РФ в области образования :

1) разграничить компетенции в области образования между федеральными органами, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления;

2) обеспечение и защита конституционного права граждан на образование;

3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования РФ;

4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правого регулирования их отношений в данной области.

Управление образования и науки города Алексеевки Коломыцкий Михаил Григорьевич, заместитель Скорых Валентина Николаевна.

Областное управление образования и науки – Тимофеев Станислав Петрович.

Закон РФ «Об образовании» был введен 10 июля 1992 года, а в 1996 году произошли основные изменения. Закон РФ включает в себя 6 глав и 58 статей. Глава 2 – система образования, в нее входят с 8 по 27 статьи.

Образование представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства.

Принципы государственной политики в области образования:

Система образования в нашем государстве основывается на следующих принципах:

1) принцип гуманизма. Он основывается на приоритете общечеловеческих ценностей, забота о жизни и здоровье человека, свободное развитие личности каждого;

2) единство в условиях многонационального государства, защита национальных культур, культурных традиций народов России;

3) общедоступность, соответствие системы образования уровням и особенностям развития и подготовленности детей, воспитанников и учащихся;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (ребенок должен быть всесторонне развитым) ;

5) свобода и плюрализм (право выбора) ;

6) демократичность, государственно-общественный характер управления образованием и автономность образовательного учреждения (самостоятельность) .

Реализация этих принципов предполагает высокий профессиональный уровень подготовки воспитателей, учителей, преподавателей во всех сферах образования, творческий характер их деятельности.

Гарантии и права граждан РФ в области образования:

а) возможность получения образования на территории РФ независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, отношения к религии. Возможные ограничения могут быть установлены законом;

б) получение бесплатного общего и на конкурсной основе профессионального образования в государственных, муниципальных учреждениях в пределах ГОСТов, если данное образование получается впервые. (Например: 2 высшее образование – платное) ;

в) для граждан с отклонениями в развитии создаются условия специальные педагогические подходы для получения образования, коррекции нарушенного развития, социальной адаптации;

г) гражданам, проявляющих выдающиеся способности, государство содействует в получении элитарного образования, в том числе предоставление специальных стипендий.

Государственные образовательные стандарты (ГОСТы) и образовательные программы:

ГОСТ – основной нормативный документ, в котором отражено минимальное содержание программ и максимальный объем нагрузки на учащихся, требования к уровню подготовки выпускников.

ГОСТы различного уровня и направленности, а также совокупность образовательных программ являются определенными основами образования в РФ.

Образовательные программы:

Общеобразовательные: основные и дополнительны;

Профессиональные: основные и дополнительные.

Общеобразовательные программы оказывают влияние на формирование и развитие общей культуры личности, реализует задачу общего развития личности в современных образовательных условиях.

К общеобразовательным программам относят:

Подробней mazahaker-ncux.narod.ru

Государственная политика в сфере дошкольного образования - Дипломная работа

Дипломная работа - Юриспруденция, право, государство

Заключение

Приложение 1

Введение

В новых социально-экономических условиях одной из наиболее важных задач является оказание адекватной помощи семье в содержании и воспитании детей. Эта помощь может осуществляться в разных видах: денежные выплаты (пособия, компенсации) , услуги (медицинское обслуживание, содержание и воспитание в детских дошкольных учреждениях, обеспечение детской одеждой и пр.) , льготы (на питание в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, оплату коммунальных услуг и др.) .

Глава 1. Государственная политика в сфере дошкольного образования

Подробней geum.ru

Глава 1. Государственная политика в сфере дошкольного образования

1 Принципы и концепция осуществления дошкольного образования в России

2 Нормативно-правовое регулирование сферы дошкольного образования в России

Глава 2. Практика и проблемы организации дошкольного образования в городе Челябинске

1 Особенности организации дошкольного образования в городе Челябинске

2 Проблемы и пути совершенствования нормативно-правового регулирования дошкольного образования в Челябинской области и в городе Челябинске

Заключение

Список использованной литературы и источников

Приложение 1

Введение

Решающим правообразующим фактором в области образования стали положения Конституции РФ. В ней право на образование признается как естественное и неотъемлемое в числе других прав и свобод человека. Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования, устанавливает основное общее образование в качестве обязательного уровня образования (ст. 43) .

Важнейшей функцией РФ как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции РФ) на основе конституционного принципа юридического равенства. Право на образование в Российской Федерации обеспечивается и рядом других статей Конституции РФ.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2008 года демографические проблемы названы в числе наиболее важных, предложена программа стимулирования рождаемости, направленная на материальную поддержку женщин, имеющих детей, на развитие инфраструктуры, способствующей помощи семье при рождении и воспитании детей (дошкольных образовательных учреждений и учреждений родовспоможения) , а также программа стимулирования устройства на воспитание в семьях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Также актуальность темы, выбранной для исследования заключается в том, что правовые нормы, регламентирующие отношения в области содержания и воспитания детей в детских учреждениях, ни в одной отрасли права детально не изучались. Отдельные проблемы рассматривались лишь в контексте административного или семейного права.

Одним из наиболее перспективных путей повышения воспитательного и нравственного потенциала семьи, ответственности родителей за воспитание детей является формирование новых взаимоотношений между семьей и образовательными учреждениями.

В новых социально-экономических условиях одной из наиболее важных задач является оказание адекватной помощи семье в содержании и воспитании детей. Эта помощь может осуществляться в разных видах: денежные выплаты (пособия, компенсации) , услуги (медицинское обслуживание, содержание и воспитание в детских дошкольных учреждениях, обеспечение детской одеждой и пр.) , льготы (на питание в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, оплату коммунальных услуг и др.) .

Объектом исследования является государственная политика РФ в сфере дошкольного образования.

Предметом исследования является процесс содержания и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях г. Челябинска.

Целью данного исследования стало изучение правового регулирования содержания и воспитания детей в образовательных учреждениях. Исходя из цели были поставлены следующие задачи:

Рассмотреть особенности государственной политики Российской Федерации о содержании и воспитании детей в дошкольных образовательных учреждениях;

Рассмотреть компетенцию органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов муниципальных образований в области дошкольного образования;

определить основные типы образовательных учреждений;

изучить концепцию и принципы осуществления содержания и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях;

осветить направления совершенствования системы воспитания и содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследований: сравнительный анализ и изучение литературы; обобщение и систематизация теоретического материала; методы обработки полученных данных. Содержание и воспитание детей в образовательных учреждениях нашло отражение в трудах таких ученых, как Белянинова Ю. В., Болотова Е. Л., Краснова Г. А, Мадьярова А. В., Тихомирова Ю. А., Сулейманова Г. В., Сырых В. М., Эфрикян Р. А. и др.

Исследование по теме опиралось на законодательные и нормативные акты Российской Федерации, научные и учебные труды, актуальные публикации в периодической печати.

Логика исследования отражена в структуре работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников, а также приложения.

Глава 1. Государственная политика в сфере дошкольного образования

1.1 Принципы и концепция осуществления дошкольного образования в России

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соотве

Материал с сайта studsell.com

Государственная политика в области дошкольного образования - подобные документы

Понятие, сущность, структура и тенденции дошкольного образования в России, факторы и условия функционирования. Анализ современных процессов развития, возможные перспективы. Основные направления государственной политики в сфере дошкольного образования.курсовая работа

Особенности функционирования детских садов в образовательной системе Германии. Отличительные черты дошкольного образования Японии, Австралии, Израиля, а также США. Опыт европейских стран.

Сравнительный анализ российского опыта дошкольного воспитания.реферат

Анализ стратегических ориентиров образовательной политики государства. Нормативно-правовые документы о развитии новых форм образования в России. Особенности модели городского дошкольного образования.

Исследование новых форм дошкольного образования.дипломная работа

Качество подготовки специалистов разной ступени. Направления развития системы образования. Улучшение подготовки специалистов дошкольного образования.

Тенденции развития дошкольного педагогического образования в Татарстане на рубеже XX-XXI веков.статья

Особенности гендерной культуры педагогов дошкольного образования. Характеристика личностно-ориентированной системы образования. Знакомство с требованиями к профессиональной деятельности лиц, занимающихся вопросами развития детей дошкольного возраста.реферат

Характеристика социально-экономических преобразований в России, которые привели к изменениям в системе дошкольного образования. Особенности обучения в домашних условиях. Методологические, психологические и методические основы школьного образования.курсовая работа

Изучение истории становления и развития дошкольного образования и воспитания в Китае. Современные формы дошкольного образования и программы воспитательно-образовательной работы в Китае. Развивающая среда в китайских ДОУ и требования к их педагогам.реферат

Функции структуры системы дошкольного образования и процесс управления ею. Анализ состояния обслуживания услугами системы детских садов. Основное направление совершенствования деятельности учреждений системы образования для детей дошкольного возраста.дипломная работа

Анализ повышения роли образования на современном этапе социально-экономического развития. Изучение социокультурных тенденций, оказывающих влияние на развитие образования. Основные направления модернизации среднего специального и высшего образования.презентация

Исторические этапы развития и принципы дошкольного образования России и Франции. Выявление общего, особенного и единичного в современных системах дошкольного образования Российской Федерации и Франции на основе сравнительно-педагогического анализа.курсовая работа

Проблема модернизации и перспектив дошкольного образования, ее актуальность и направления рассмотрения на современном этапе в России. Разработка государственных стандартов дошкольного образования, перспективы данного процесса и анализ достижений.статья

Понятие, задачи (воспитание, гармоничное развитие, формирование опыта) , цели и принципы дошкольного образования. Характеристика психологических особенностей детей и методик их развития. Организационные проблемы современного дошкольного учреждения.реферат

Закон Российской Федерации "Об образовании". Принципы государственной политики в области образования. Задачи законодательства Российской Федерации в области образования.

Гуманистический характер образования, приоритет свободного развития личности.реферат

Теоретические предпосылки и история развития образования. Основные подходы к анализу развития образования. Функции и содержание образования, механизмы реализации государственной образовательной политики.

Характеристика образования как социального явления.контрольная работа

Обзор международных и правительственных документов, регламентирующих деятельность дошкольных учреждений, системы дошкольного образования: Конституция Российской Федерации, Закон "Об образовании" (1992-2012г.г.) и "Концепция дошкольного воспитания".контрольная работа

Образ педагога дошкольного образования в восприятии детей дошкольного возраста. Изучение психологического здоровья и психологической культуры в контексте актуальной проблематики современной психологии. Преемственность дошкольного и начального образования.материалы конференции

Историко-педагогические предпосылки и современное состояние проблемы организации и кадрового обеспечения вариативных форм российской системы дошкольного воспитания и образования. Подготовка студентов педагогических вузов к новым формам работы с детьми.статья

Теоретико-методологическая основа определения требований к программам дошкольного образования. Медико-педагогическая диагностика и общие подходы к системе определения уровня освоения детьми дошкольного возраста программы дошкольного образования.доклад

Основные направления развития образования в современном мире, его приоритеты и значение. Глобализация образования и требования к нему. Изменения в структуре дошкольного, школьного и высшего образования на сегодня, их предпосылки и причины, конечные цели.реферат

Структура, основные принципы и проблемы образовательной системы во Франции. Характеристика дошкольного, начального, циклов наблюдения и ориентации среднего и циклов высшего образования. Обучение на диплом DESS как последний цикл высшего образования.реферат

Государственная политика в области дошкольного образования

Рассмотрение образовательной политики как инструмента обеспечения фундаментальных прав и свобод личности и повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития. Основные направлениями развития системы дошкольного образования.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.

Название работы:Ваше имя или ник:Файл:Cтуденты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны

Подобные работы

Возникновение дошкольного образования в России, история его развития и становления. Особенности дошкольного образования XIX - начала XX вв., опыт его организации в советский период.

Направления развития современной системы дошкольного образования.дипломная работа, добавлена 03.03.2013 Современное состояние системы образования РФ. Раннее и дошкольное детство как особый национальный ресурс для решения проблем социального и экономического развития.

Формирование федеральной политики в области образования, принципы его финансирования.магистерская работа, добавлена 30.06.2010 Основные показатели в системе дошкольного образования в Красноярском крае, перспективы его развития. Проблема доступности дошкольного образования.

Реализация комплексных, парциальных образовательных программ и программы коррекционной направленности.реферат, добавлена 22.07.2010 Принципы соответствия дошкольного образования целям опережающего развития. Приоритетные взаимосвязанные задачи.

Место эколого-нравственного воспитания и образования в развитии детей. Система обеспечения работы дошкольного образовательного обеспечения.презентация, добавлена 25.09.2014 Содержание документов по нормативно-правовому и методическому обеспечению системы дошкольного образования: "Декларация прав ребенка", Конвенция о правах ребенка".

Закон Российской Федерации "Об Образовании" как документ отечественной системы образования.курсовая работа, добавлена 23.04.2013 Общая характеристика системы среднего образования Республики Казахстан. Определение направлений современной образовательной политики Казахстана.

Комплексная оценка целей и задач государственной политики в сфере развития среднего образования Казахстана.контрольная работа, добавлена 22.06.2015 Зарождение и основные тенденции развития высшего образования в России. Ликвидация академических свобод университетов в годы советской власти, централизация управления высшей школой.

Государственная политика современной России в области образования.презентация, добавлена 06.12.2013 Особенности организации дошкольного образования в США. Программа образования для детей грудного возраста в Китае. Порядок посещения дошкольных учреждений во Франции.

Причины слабого развития детских садов в Германии. Цели дошкольного воспитания в Японии.презентация, добавлена 10.05.2014 Рассмотрение готовности к школе как объекта образовательной политики.

Федеральные государственные требования к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования. Дидактические игры как средство развития интегративных качеств дошколят.курсовая работа, добавлена 30.09.2013 Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Современные тенденции развития теории обучения детей дошкольного возраста. Проектирование вариативной системы образовательного процесса.контрольная работа, добавлена 13.01.2015

Министерство образования и науки республики Бурятия

АОУ ДПО РБ «Республиканский институт кадров управления и образования»

Контрольная работа

На тему: Государственная политика в области дошкольного образования

Выполнила:

образовательный политика дошкольный

Образовательная политика - важнейшая составляющая политики государства, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста культуры.

Первейшая задача образовательной политики на современном этапе - достижение современности качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

В Законе Российской Федерации "Об образовании" под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) . Достижение определенного образовательного ценза удостоверяется соответствующим документом.

Статья 43 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого гражданина на образование. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

Единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

Свобода и плюрализм в образовании;

Демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Основными направлениями развития системы дошкольного образования является смена приоритетных ценностей, гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, введение вариативности образования. Гуманизация становится главным элементом нового педагогического мышления.

Ее осуществление связано с пересмотром всех компонентов образовательного процесса, в центре которого стоит развитие ребенка. Замена ценностей обучения ребенка на ценности его развития является ключевым моментом реформы образования в целом и на его дошкольной ступени в частности.

В качестве целей дошкольного образования выдвигаются охрана и укрепление здоровья детей, формирование базиса личностной культуры ребенка, соответствующего общечеловеческим ценностям, развитие индивидуальных способностей и склонностей. Знания, умения и навыки перестают выступать в качестве самостоятельных целей и становятся средствами развития ребенка. В базис личностной культуры включается овладение ребенком способами активного взаимодействия с окружающим миром, формирование гуманного отношения к людям, природе, предметам, созданным руками человека.

Государство признает приоритетную роль дошкольного образования и создает надлежащие условия для его получения.

Государственная политика в сфере дошкольного образования определяется конституцией страны и другими нормативно-правовыми актами и воплощается центральными органами исполнительной власти, местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Государство оказывает всестороннюю помощь семье в развитии, воспитании и обучении ребенка:

Обеспечивает доступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и коммунальных дошкольных учебных учреждениях в пределах государственных требований к содержанию, уровню и объему дошкольного образования (базового компонента дошкольного образования) ;

Заботится о сохранении и укреплении здоровья, психическом и физическом развитии детей;

Содействует развитию и сохранению сети дошкольных учебных учреждений независимо от подчинения, типов и форм собственности.

В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры ее предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов Российской Федерации для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений.

Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии (далее - с ограниченными возможностями здоровья) , условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Процесс развития дошкольного образования в современных условиях базируется на стратегической инициативе Президента Российской Федерации В. В. Путина о том, что главным результатом развития и модернизации сферы общего образования должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития.

В настоящее время в России утверждена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», ставящая перед системой образования новые стратегические цели образования. Одна из них - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина.

23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ от № 655 были утверждены (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2010 г. № 16299) федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ) .

Очень важно то, что ФГТ разработаны в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (п. 6.2. ст. 9) . Эта норма была введена в Закон РФ «Об образовании» в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, и обеспечение доступности и качественного образования для каждого ребенка - где бы он ни проживал.

ФГТ являются вместе с типовым положением о дошкольном образовательном учреждении пока единственным основополагающим документом нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательным для исполнения во всех типах и видах образовательных учреждений, ориентиром развития системы дошкольного образования.

ФГТ к структуре ОООП дошкольного образования это нормативный документ, обязательный для исполнения, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс. Введение ФГТ связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Специфика дошкольного возраста в том, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств. Основная общеобразовательная программа призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

В связи с этим основной целью образовательной политики РФ в сфере дошкольного образования является обеспечение государственных гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребёнка в школе. При этом доступность характеризуется возможностью выбора детского сада, а качество - возможностями и способностями ребёнка к освоению программ на последующих уровнях образования.

Доступность, качество и эффективность - ключевые слова образовательной политики России на современном этапе ее социально-экономического развития.

Размещено на Allbest.ru

Материал otherreferats.allbest.ru

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Показателями отнесения образовательного учреждения к соответствующему виду являются:

1) уровень реализуемых образовательных программ;

3) структура контингента обучающихся, воспитанников в соответствии с направленностью изучаемых образовательных программ;

4) кадровое обеспечение;

5) информационно-техническое оснащение образовательного процесса;

6) защита прав и интересов воспитанников;

7) медико-социальные условия пребывания обучающихся, воспитанников.

Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.

Российское законодательство об образовании не содержит исчерпывающего перечня типов образовательных учреждений. В соответствии с п.4 ст.12 Закона Об образовании: Федеральный закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (в ред. от 17 июля 2009 г.) // Парламентская газета. 2007. 8 февраля; Российская газета. 22 июля 2009 г. "Об образовании" различают следующие типы образовательных учреждений: дошкольные; общеобразовательные, которые далее подразделяются на несколько видов: образовательные учреждения начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования; учреждения профессионального образования, также подразделяющиеся на учреждения: начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; учреждения дополнительного образования взрослых; учреждения дополнительного образования детей; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); учреждения дополнительного образования детей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Также по информации Минобразования России Информация Минобразования России // Образование в документах. 2003. № 9.С. 95. в соответствии с Законом об образовании и типовыми положениями о соответствующих типах образовательных учреждений, утвержденными постановлениями Правительства РФ, среди типов и видов образовательных учреждений, выделяют:

Тип "дошкольное образовательное учреждение", которое подразделяется на виды: детский сад; детский сад общеразвивающего вида (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и других приоритетных направлений развития воспитанников); детский сад компенсирующего вида; детский сад присмотра и оздоровления; детский сад комбинированного вида; центр развития ребенка - детский сад.

Дошкольные образовательные учреждения помогают родителям развить в ребенке индивидуальные способности. В большинстве случаев направление развития задается самими родителями исходя из их предпочтений. Кроме того, дошкольные образовательные учреждения призваны предупредить нарушение развития и помочь родителям скорректировать поведение ребенка в правильном направлении, чтобы заложить основы для дальнейшего формирования его личности.

Сеть дошкольных образовательных учреждений складывалась в нашей стране десятилетиями. Она формировалась как из муниципальных, так и из ведомственных детских учреждений. За последние годы эта система претерпела значительные изменения. Количество дошкольных учреждений сократилось, ведомственные детские сады ликвидируются или передаются в ведение местного самоуправления Право социального обеспечения / Под ред. М.В. Филипповой. М., 2006.С. 319. .

Дошкольное образование предоставляется в дошкольных образовательных учреждениях. Однако допускается его предоставление и в общеобразовательных учреждениях, при наличии у них соответствующих лицензий (ст.17 Закона РФ "Об образовании" Об образовании: Федеральный закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (в ред. от 17 июля 2009 г.) // Парламентская газета. 2007. 8 февраля; Российская газета. 22 июля 2009 г. , Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении"). Выбор способов организации предоставления дошкольного образования - путем создания дошкольных учреждений либо создания комбинированных учреждений - находится в компетенции органов местного самоуправления См. подробнее: Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1204 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста" // Собрание законодательства РФ. 1997. N 39. Ст. 4542; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5225; методическое письмо Минобразования России от 25 марта 1994 г. N 35-М "Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования" // СПС "КонсультантПлюс". В качестве одной из форм обеспечения преемственности между дошкольным и общим образованием признается создание комплексов, включающих в себя дошкольные и общеобразовательные учреждения. Однако при этом надо иметь в виду, что такие комплексы не образуют единого образовательного учреждения и входящие в них образовательные учреждения сохраняют свой первоначальный статус. Это важно в связи с вопросами финансирования образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях.

В частности деятельность образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста регулируется Типовым положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 N 1204 Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1204 (в ред. от 10 марта 2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 1997. N 39. Ст. 4542; 2009. N 12. Ст. 1427. ; дошкольного образовательного учреждения - Типовым положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от от 12.09.2008 г. N 666 Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении: Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666 // Собрание законодательства РФ. 2008. N 39. Ст. 4432. ; образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Типовым положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676 Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676 (в ред. от 10 марта 2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. N 28. Ст. 2693; 2009. N 12. Ст. 1427. ; образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи - Типовым положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.07.1998 N 867 Об утверждении Типового Положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи: Постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 867 (в ред. от 23 декабря 2002 г.) // Собрание законодательства РФ. 1998. N 32. Ст. 3911. .

Вместе с тем, понятия "общеобразовательная программа" и "общеобразовательное учреждение" в Законе "Об образовании" Об образовании: Федеральный закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (в ред. от 17 июля 2009 г.) // Парламентская газета. 2007. 8 февраля; Российская газета. 22 июля 2009 г. не корреспондируют друг с другом в полной мере. Дошкольное образование относится к общеобразовательным программам, наряду с программами общего образования, однако дошкольное образовательное учреждение не относится к числу общеобразовательных учреждений, а представляет собой самостоятельный тип образовательного учреждения (п.4 ст.12 Закона РФ "Об образовании" Об образовании: Федеральный закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (в ред. от 17 июля 2009 г.) // Парламентская газета. 2007. 8 февраля; Российская газета. 22 июля 2009 г.). Общеобразовательным учреждением является учреждение начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, т.е. реализующее только программы общего образования (подп.2 п.4 ст.12 Закона РФ "Об образовании"). Таким образом, хотя дошкольные образовательные учреждения реализуют общеобразовательные программы, они не относятся к числу общеобразовательных учреждений.

Сегодня в России существуют следующие виды государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений:

детский сад;

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);

детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников Белянинова Ю.В. Родители и дети: юридические вопросы // Документ официально опубликован не был. СПС "Консультант Плюс". .

В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет на основании медицинского заключения. В первую очередь осуществляется прием детей работающих одиноких родителей, учащихся матерей, инвалидов I и II групп; детей из многодетных семей; детей, находящихся под опекой; детей, родители (один из родителей) которых находятся на военной службе; детей безработных и вынужденных переселенцев, студентов.

Дети с отклонениями в развитии принимаются в дошкольные образовательные учреждения любого вида при наличии условий для коррекционной работы только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.

Основные задачи дошкольного образовательного учреждения состоят в охране жизни и укреплении здоровья детей; обеспечении интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; осуществлении необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка; в приобщении детей к общечеловеческим ценностям; организации взаимодействия с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется программой дошкольного образования. К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования. В настоящее время установлены временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении (к образовательным программам и педагогическим технологиям, а также к характеру взаимодействия персонала с детьми). Именно в рамках основных образовательных программ дошкольное образование является общедоступным и бесплатным Мадьярова А.В. Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования // Документ официально опубликован не был. Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008. .

Как мы уже отмечали наряду с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении: Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666 // Собрание законодательства РФ. 2008. N 39. Ст. 4432. , существует также Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1204 (в ред. от 10 марта 2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 1997. N 39. Ст. 4542; 2009. N 12. Ст. 1427. . Последнее отражает подход к воспитанию ребенка младшего возраста, состоящий в плавном переходе от дошкольного воспитания к освоению общеобразовательных программ. Таким образом, подготовка проходит без стресса для ребенка и по окончании такого образовательного учреждения он готов осваивать общеобразовательную программу основного общего образования. В дошкольных образовательных учреждениях, названия которых включают слова "начальная школа" или "прогимназия", могут обучаться дети от 3 до 10 лет включительно.

Установлена следующая предельная наполняемость, которая определяется в зависимости от возраста воспитанников и обучающихся:

в группах от 3 до 5 лет - 20 воспитанников;

в разновозрастных группах при наличии воспитанников любых трех возрастов (от 3 до 6 лет) - 10 воспитанников;

при наличии в группе воспитанников любых двух возрастов (от 3 до 6 лет) - 20 воспитанников;

в классах - 25 обучающихся Об образовании: Федеральный закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (в ред. от 17 июля 2009 г.) // Парламентская газета. 2007. 8 февраля; Российская газета. 22 июля 2009 г. .

При наличии необходимых условий и средств возможно укомплектование групп и классов с меньшей наполняемостью.

При проведении занятий по иностранному языку в 1 - 4 классах допускается деление класса на две группы при наполняемости 25 обучающихся в городских учреждениях, не менее 20 обучающихся - в сельских Сытинская М.В., Шкатулла В.И. Комментарий к Закону Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (постатейный) / отв. ред.В.И. Шкатулла. М.: Юстицинформ, 2009.

Подобные ограничения на количество человек в группе установлены и в основном Типовом положении применительно к каждому виду дошкольного образовательного учреждения.

Кроме того, в типовых положениях регламентируется режим дня, включая нормы сна и отдыха на свежем воздухе, установленные в соответствии с гигиеническими показателями, питания, установлены требования к минимальной оснащенности помещений дошкольных образовательных учреждений и иные требования, объясняющиеся спецификой задач, возложенных на эти образовательные учреждения. Организация питания в дошкольном образовательном учреждении возлагается органами местного самоуправления на дошкольное образовательное учреждение и организации общественного питания. В дошкольном образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания воспитанников. При организации питания в дошкольных и других образовательных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, оздоровительных учреждениях и учреждениях социальной защиты обязательно соблюдение научно обоснованных физиологических норм питания человека Белянинова Ю.В. Родители и дети: юридические вопросы // Документ официально опубликован не был. СПС "Консультант Плюс". . Нормы питания детей в детских яслях, детских садах, яслях-садах и в санаторных дошкольных учреждениях наглядно представлены в таблице 1 (Приложение 1).

Медицинское обслуживание детей обеспечивается штатным или специально закрепленным органами здравоохранения за дошкольным образовательным учреждением медицинским персоналом, который наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания.

Допускаются функционирование дошкольного образовательного учреждения (группы) в дневное, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми дошкольного образовательного учреждения Белянинова Ю.В. Родители и дети: юридические вопросы // Документ официально опубликован не был. СПС "Консультант Плюс". .

Все, что не регламентировано типовым положением, может быть дополнительно детализировано в уставе дошкольного образовательного учреждения.

Закон "Об образовании" Об образовании: Федеральный закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (в ред. от 17 июля 2009 г.) // Парламентская газета. 2007. 8 февраля; Российская газета. 22 июля 2009 г. установил, что правоотношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.

Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем. Вместе с тем конкурсный отбор детей в дошкольное образовательное учреждение и их отсев из него не допускаются письмо Минобразования России от 7 июня 1994 г. N 58-М // ОВД. Межведомственный информационный бюллетень. 2004. N 5. .

Взимание платы с родителей за содержание детей в дошкольном образовательном учреждении производится в соответствии с законодательством Российской Федерации Белянинова Ю.В. Родители и дети: юридические вопросы // Документ официально опубликован не был. СПС "Консультант Плюс". .

Дошкольное образовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные платные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ, с учетом потребностей семьи в данных дополнительных образовательных услугах, на основе договора с родителями (законными представителями) и в соответствии со своими уставными целями и задачами. На дошкольные учреждения распространяется Постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 505, которым утверждены Правила оказания платных образовательных услуг Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг: Постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 505 (в ред. от 15 сентября 2008 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 29. Ст. 3016; 2008. N 38. Ст. 4317. . Важно обратить внимание на то, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.

Организация предоставления дошкольного образования в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи относится к компетенции не органов местного самоуправления, а субъектов РФ (так же, как и в случае с общим образованием). Соответственно, органы местного самоуправления не должны создавать подобные специализированные учреждения дошкольного образования О видах образовательных учреждений и критериях отнесения их к тому или иному виду Приказ Минобразования России от 7 августа 1995 г. N 443 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении"; Приказ Минобразования России от 22 августа 1996 г. N 448. . Однако они вправе создавать дошкольные образовательные учреждения комбинированного типа Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях: Письмо Минобразования России от 16 января 2002 г. N 03-51-5ин/23-03. .

В рамках работы по организации предоставления дошкольного образования на органы местного самоуправления возложена организация и координация методической, диагностической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому (п.5 ст.18 Закона РФ "Об образовании" Об образовании: Федеральный закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (в ред. от 17 июля 2009 г.) // Парламентская газета. 2007. 8 февраля; Российская газета. 22 июля 2009 г.). Письмом Минобразования России от 15 марта 2004 г. N 03-51-46ин/14-03 установлены Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье.

В целях создания благоприятных условий для подготовки детей к школе Министерство общего и профессионального образования РФ организовывает для детей 3 - 6 лет, не воспитывающихся в дошкольных образовательных учреждениях, занятия на базе дошкольных образовательных учреждений.

Для проведения занятий могут комплектоваться группы, ориентированные на всестороннее развитие детей в соответствии с задачами дошкольного образования; консультативные группы для детей, которые могут посещать отдельные занятия с логопедом, психологом, дефектологом в зависимости от их потребностей.

При этом проводятся диагностико-консультационная работа с детьми 5 - и 6-летнего возраста, направленная на выявление уровня и особенностей развития ребенка, а также выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для его развития и подготовки к школе.

Такую работу должна осуществлять психолого-педагогическая комиссия, которая проводит обследование всех детей 5 - и 6-летнего возраста независимо от того, посещают они дошкольное образовательное учреждение или нет. По результатам обследования детей 5-летнего возраста комиссия дает рекомендации об оказании социально-психологической поддержки или коррекционно-педагогической помощи детям, которые в этом нуждаются. По результатам обследования детей 6-летнего возраста комиссия дает рекомендацию о целесообразности поступления ребенка в школу с 6 - или 7-летнего возраста.

Работа по подготовке детей к школе может быть организована в различных режимах:

1. На базе общеобразовательных учреждений для детей 5 - 6 лет:

2. На базе дошкольного образовательного учреждения для детей, не воспитывающихся в дошкольном образовательном учреждении, организуются группы кратковременного пребывания детей.

Занятия чередуются с организацией игры и другими нерегламентированными видами деятельности (рисованием, конструированием на свободную тему, подвижными играми и другими видами деятельности). Длительность одного занятия для детей младшего дошкольного возраста составляет 15 мин, среднего - 20 мин, старшего - 25 - 30 мин. Работа с детьми должна быть дополнена работой с родителями (законными представителями).

Эффективной формой работы является также проведение совместных занятий для детей и родителей (законных представителей), что особенно актуально для детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи. При этом родителям (законным представителям) важно продолжать заниматься с детьми дома, опираясь на обучение, проводимое специалистами-дефектологами.

В соответствии со ст.5 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" в дошкольных образовательных учреждениях может осуществляться обучение детей религии - с соблюдением тех же правил, которые были описаны выше применительно к общеобразовательным учреждениям.

Государственная политика в сфере дошкольного образования

«В связи с постоянными политическими, экономическими и социальными изменениями в современном российском обществе, одной из важных сфер деятельности становится образование вообще, и дошкольное образование, в частности. В этом ключе, система образования, как составная часть социальной среды должна адекватно реагировать на изменения в обществе. Понятие “модернизация образования” рассматривается как масштабная программа государства, осуществляемая при активном содействии общества. Цель модернизации образования здесь рассматривается в создании механизма устойчивого развития системы образования, а также управление качеством образования. Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса и эффективного управления им, мы должны учесть тенденции социальных преобразований в обществе, запросы родителей, интересы детей и профессиональные возможности педагогов учреждения. Безусловно, постановка задач на повышение качества образования в дошкольном учреждении, меняет стиль управления дошкольным учреждением - оно должно быть инновационным, и более того, гибким. Модернизация системы дошкольного образования, как определено в Конвенции долгосрочного
социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., является основой экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Модернизация затрагивает структуру, содержание, технологии воспитания и обучения на всех уровнях образовательной системы. Основной целью образовательной политики в сфере дошкольного образования является обеспечение гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе. При этом доступность характеризуется возможностью выбора формы образования, а качество – возможностями и способностями ребенка к освоению программ на последующих уровнях образования. “Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью... ”. Уже в возрасте 3–6 лет формируются такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний. Поэтому современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. В основе современных образовательных стандартов – переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских. Использование этих технологий требует высокой квалификации воспитателей – педагогов. С 1 января 2017 года вступает в силу профессиональны стандарт педагога. Статья 3. Государственная политика в сфере дошкольного образования. 1. Государство признает приоритетную роль дошкольного образования и создает надлежащие условия для его получения. Государственная политика в сфере дошкольного образования определяется конституцией страны и другими нормативно-правовыми актами и воплощается центральными органами исполнительной власти, местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. 2. Государство оказывает всестороннюю помощь семье в развитии, воспитании и обучении ребенка: - обеспечивает доступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и коммунальных дошкольных учебных учреждениях в пределах государственных требований к содержанию, уровню и объему дошкольного образования (базового компонента дошкольного образования); - заботится о сохранении и укреплении здоровья, психическом и физическом развитии детей; - содействует развитию и сохранению сети дошкольных учебных учреждений независимо от подчинения, типов и форм собственности. Политика Вологодской области направлена на доступность и модернизацию образования. В частности, сделать доступным дошкольное образование поможет использование вариативных форм, в т.ч. группы кратковременного пребывания, семейные детские сады, лекотеки. Большое внимание уделяется детям с ОВЗ в плане охвата их дошкольным образованием.

Дошкольное образование в Вологодской области

В области последовательно решается задача обеспечения 100%-ной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет в соответствии с подпунктом «в» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и перечнем поручений Президента Российской Федерации по обеспечению неотложных задач социально-экономического развития Российской Федерации от 17 июля 2012 г. № Пр-1798.

Разработан и реализуется план мероприятий («дорожная карта») «Изменения, направленные на повышение эффективности образования» на 2013-2018 годы (утвержден постановлением Правительства области от 25 февраля 2013 года № 201), включающий следующие основные направления деятельности:

строительство и реконструкция зданий детских садов;
открытия дополнительных мест в вариативных формах дошкольного образования,
развитие негосударственного дошкольного образования;
использование имеющихся резервов открытия мест в дошкольных образовательных организациях.
Утвержден План действий по развитию вариативных образовательных услуг в сфере дошкольного образования, в соответствии с которым разработаны и направлены в муниципальные образования примерные положения о группе семейного воспитания дошкольного образовательного учреждения; группе кратковременного пребывания); разработаны программы обучения персонала негосударственных (частных) дошкольных образовательных организаций и групп семейного воспитания муниципальных дошкольных образовательных учреждений.

На базе детских садов, учреждений дополнительного образования детей, общеобразовательных сельских школ, культурно-образовательных центров действуют группы кратковременного пребывания (прогулочные группы, группы подготовки к школе для детей 5-7 лет, центры игровой поддержки ребенка, адаптационные группы и др.). Функционируют консультативные пункты для родителей и детей раннего возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, а также группы семейного воспитания, группы присмотра и ухода, организованные индивидуальными предпринимателями.



Copyright © 2024 Образовательный портал.