Как мы на крестный ход ходили. Главное событие Царских дней. Ночной крестный ход. Прямая трансляция Где идет крестный ход

Памятник князю Владимиру установили на Боровицкой площади в 2016 году. Это место станет одним из эпицентров праздника. Фото: Сергей Севастьянов/ ТАСС


МОЛЕБЕН ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

Во всех городах пройдут праздничные богослужения. Центром торжеств станет Соборная площадь Московского Кремля. Здесь впервые состоится литургия под открытым небом.

В Кремле богослужения всегда совершали в соборах. Но в этот раз ждем несколько тысяч людей, внутри они просто не поместятся, - рассказал руководитель патриаршей пресс-службы, священник Александр Волков.

Праздничную службу возглавит патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. После нее состоится крестный ход из Кремля на Боровицкий холм к памятнику святому князю Владимиру. Именно выбор, сделанный этим правителем больше тысячи лет назад, предопределил всю религиозную, культурную и общественную жизнь страны.

КРАСНЫЙ ДЕНЬ КАЛЕНДАРЯ

В советское время дату Крещения Руси официальные власти старательно не замечали. Стена отчуждения рухнула в 1988 году. Торжественное богослужение, посвященное 1000-летию принятия христианства, показали даже по центральному ТВ.

В 2008 году Архиерейский собор Русской православной церкви обратился к президентам России и Беларуси с предложением отмечать дату Крещения Руси на государственном уровне в день памяти святого князя Владимира. То есть 28 июля. С 2010 года праздник внесен в календарь.

Богослужения и крестные ходы в честь 1030-летия пройдут во всех епархиях РФ. Во многих городах даже специально перекроют центральные улицы для крестного хода. Например, в Смоленске, ближайшем соседе Беларуси, после праздничной литургии в Свято-Успенском кафедральном соборе состоится крестный ход на Владимирскую набережную, где
у памятника святому князю Владимиру совершится молебен. Весь день на набережной будут проходить народные гулянья, выступления популярных артистов, выставка-ярмарка творчества мастеров декоративно-прикладного искусства.

В Беларуси в день святого князя Владимира во всех православных храмах пройдут литургии.

Во всех церквях страны в одно время раздастся звон колоколов, который будет длиться 15 минут, - рассказал сотрудник Миссионерского отдела Минской епархии Павел Сердюк.
27 июля в Президентской библиотеке в Санкт-Петербурге откроется выставка «Хранить веру православную. История церковных музеев. К 1030-летию Крещения Руси». Экспозиция в здании Синода расскажет, как столетиями собирали и сохраняли церковные реликвии. Посетители увидят раритеты из Александро-Невской Лавры и ризницы Смольного собора.
Оргкомитет торжеств Священного Синода возглавляет управляющий делами Московской патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. По словам владыки, глубоко символично, если в эти дни состоится крещение взрослых людей в водоемах. Вхождение в церковь через древнее таинство для каждого человека станет особенно памятным.

СТРАНИЦЫ ЛЕТОПИСИ

ЧУДЕСНОЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ

В молодости князь Владимир был закоренелым язычником - любителем вина и женщин, помимо шести жен его ублажали около восьмисот наложниц, гласит «Повесть временных лет». Жестокий и коварный воитель, в борьбе за власть не пощадивший старшего брата Ярополка.

И в то же время - осторожный и осмотрительный дипломат, милосердный правитель, пытавшийся отменить смертную казнь и смягчить наказания.

Чудесное преображение князя началось с трагического эпизода. После победного похода на ятвягов по языческому обычаю требовалось принести человеческую жертву. Жребий пал на мальчика по имени Иоанн. Его отец Феодор отказался выдать сына, объявив, что они - христиане. Дело в том, что бабка Владимира княгиня Ольга, официально первая христианка на Руси, привезла в свое время из Византии нескольких священников, и кое-кого им удалось окрестить. Разъяренная толпа зверски убила отца и сына, ставших первыми мучениками Руси. Погибая, Феодор воскликнул: «У вас не боги, а дерева, нынче есть, а завтра сгниют. Бог один, который сотворил небо и землю, звезды и луну, и солнце, и человека».

Духовная стойкость погибших впечатлила князя (впоследствии он воздвиг на месте их гибели Десятинную церковь, первый каменный храм в Киеве) и стала одной из причин поиска новой веры. Роль сыграла и политика. Язычество мешало сплотить народ. Каждый род почитал свои божества. Нужен был единый духовный стержень. Но каким ему быть?

ГОНЦЫ ВО ВСЕ КОНЦЫ

На зов Владимира приехали послы от ведущих конфессий. Особенно князя тронула речь греческого философа - православного миссионера. Однако, не доверяя только словам, Владимир разослал доверенных людей в разные страны, чтобы все разузнали на месте и доложили.

Гонцы, побывавшие в Византии, поразились неземным убранством храмов и благолепием православной службы. «Горели свечи, благоухал ладан, мерцали фрески и иконы. И мы не знали, на небе мы или на земле. Такая там была красота», - рассказывали они князю, вернувшись. И Владимир решился.

«Иначе говоря, мы приняли православие за его красоту. Ведь именно в православии христианство примирилось с красотой благодаря отцам-каппадокийцам, богословам четвертого века, святым Василию Великому, Иоанну Златоусту, - считал выдающийся русский историк и филолог, академик Александр Панченко. - С тех пор Иисус Христос на фресках, на иконах - прекрасный молодой человек с каштановыми длинными волосами. В его образе словно объединились небо и земля, краса духовная и телесная. И это друг другу не противоречит».
Владимир выбор сделал. Слово князя - закон. Конечно, уничтожение древних языческих капищ подчас встречало яростное сопротивление.

В некоторых городах пришлось вмешаться войску. Но процесс уже стал необратимым.

Первые русские священники проявляли лояльность к ассимиляции языческих традиций и православных. Это создало самобытную православную традицию. Христианство содействовало общему развитию культуры, созданию уникальных памятников письменности, искусства и архитектуры. Православие объединило враждующие княжества
в государство и содействовало его развитию, - считает кандидат исторических наук Илья Александров.

ТРАДИЦИИ

Благовест звучит через века

К юбилейной дате в издательстве «Беларусь» вышла в свет книга «Колокольный звон - душа народа».

Впервые издание продемонстрировали на XXV Минской международной книжной выставке-ярмарке. Автор, Елена Шатько, призналась - от идеи до ее воплощения прошло семнадцать лет.

Побывала в сотнях церквей и костелов, объездила два десятка архивов Беларуси, Литвы, Польши и России. С гордостью скажу: на всей территории РФ не найти столько старинных и уникальных колоколов, как у нас в Синеокой. В девятнадцати деревнях сохранились традиционные, характерные только для этой местности мелодии. Они, как и народные песни, передавались из поколения в поколение. Колокольный звон - это душа народа. Надеюсь, что и эти уникальные звуки попадут в список нематериального культурного наследия Беларуси и ЮНЕСКО.

Еще книга «Колокольный звон - душа народа» - «музыкальная». Перезвоны можно слушать, установив на телефон приложение.

На страницах раскрывается история и традиции колокольного звона в Беларуси с начала XI века. Публикуются воспоминания людей, стоявших у истоков возрождения церковного благовеста. Они вспоминают, как в войну прихожане закапывали колокола, чтобы их не пустили на переплавку враги. Как в советское время многие звонари продолжали ходить в храмы под угрозой ссылок и расстрелов.

За книгу издательство «Беларусь» получило диплом I степени в номинации «Духовность» Нацконкурса «Искусство книги-2018».

Десятки тысяч человек — паломники Великорецкого крестного хода из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья, отправятся в путь из Кирова 3 июня.

Маршрут Великорецкого крестного хода

3 июня, воскресенье

7:00 Божественная литургия в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Кирова, возглавляет митрополит Вятский и Слободской Марк.
9:00 Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу на соборной площади Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря г. Кирова.
10:00 Начало Крестного хода из Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря г. Кирова.
11:30 Встреча Крестного хода в Троицкой церкви г. Кирова.
14:00 Выход Крестного хода из Троицкой церкви г. Кирова.
18:30 Встреча Крестного хода в с. Бобино. Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу.

4 июня, понедельник

3:00 Выход Крестного хода из с. Бобино.
10:00 Встреча Крестного хода в с. Загарье. Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу.
12:00 Выход Крестного хода из с. Загарье.
20:00 Встреча Крестного хода в с. Монастырском. Молебен святителю Николаю Чудотворцу.

5 июня, вторник

3:00 Выход Крестного хода из с. Монастырского.
9:00 Прибытие Крестного хода в с. Горохово. Божественная литургия.
12:00 Выход Крестного хода из с. Горохово.
16:00-17:00 Отправление автобусов от Свято-Серафимовского собора г. Кирова в с. Великорецкое.
18:00 Встреча Крестного хода в Великорецком Подворье. Молебен святителю Николаю Чудотворцу.
18:30 Всенощное бдение на берегу реки Великой. Исповедь.
18:30 Всенощное бдение в Преображенском храме. Исповедь.
18:30 Всенощное бдение в Никольском храме. Исповедь.

19:00, 20:00, 21:00 Отправление автобусов с паломниками из Великорецкого в г. Киров (по мере наполняемости автобусов).

6 июня, среда

1:00 Ранняя Божественная литургия в Преображенском храме.
3:00 Ранняя Божественная литургия в Никольском храме.
5:00 Ранняя Божественная литургия в Преображенском храме.
6:00 Средняя Божественная литургия на берегу реки Великой.

6:00 до 8:00 Отправление автобусов с паломниками от Свято-Серафимовского собора г. Кирова в с. Великорецкое.

10:00 Поздняя Божественная литургия на берегу реки Великой.
13:00 Крестный ход на источник. Освящение воды на источнике и на реке Великой.
14:00 Перенесение иконы от берега реки Великой в Никольский храм Великорецкого Подворья.
14:00 - 18:00 Молебны с акафистом перед Великорецким образом святителя Николая Чудотворца в Никольском храме.
18:00 Перенесение Великорецкого образа святителя Николая из Никольского храма в Преображенский.

9:00 - 19:00 Отправление автобусов с паломниками из Великорецкого в г. Киров (по мере наполняемости автобусов).

7 июня, четверг

1:00 Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу в Преображенском храме Великорецкого подворья.
2:00 Выход Крестного хода из с. Великорецкого.
14:00 Встреча Крестного хода в с. Медяны. Канон Великорецкой иконе святителя Николая.
17:00 Выход Крестного хода из с. Медяны.
19:00 Встреча Крестного хода в пос. Мурыгино.

8 июня, пятница

3:00 Выход Крестного хода из пос. Мурыгино.
4:00 Встреча Крестного хода в пос. Гирсово. Молебен Святителю Николаю.
5:00 Выход Крестного хода из пос. Гирсово
13:00 Встреча Крестного хода в храме иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (г. Киров, Луганская, 5а). Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу, водосвятие.
14:30 Выход Крестного хода.
16:30 Встреча Крестного хода в Свято-Успенском кафедральном соборе Трифонова мужского монастыря г. Кирова. Молебен с акафистом святителю Николаю.
18:00 Окончание Крестного хода.

Ограничение движения в Кирове

По маршруту прохождения участников Великорецкого крестного хода будет временно прекращено движение транспортных средств:

по ул. Горбачева от ул. Ленина до ул. Казанской
по ул. Урицкого от ул. Орловского до ул. Молодой Гвардии

3 июня - с 10:00 до окончания шествия колонны

по ул. Ленина от ул. Орловской до ул. Профсоюзной
по ул. Профсоюзной от ул. Ленина, далее по мосту через реку Вятку до ул. Седова
по ул. Проезжей от ул. Седова до ул. Павла Корчагина
по ул. Павла Корчагина от ул. Проезжей до ул. Баумана
по ул. Баумана от ул. Павла Корчагина до ул. Семашко
по ул. Семашко от ул. Баумана до ул. Искры
по ул. Искры от ул. Семашко до границы муниципального образования «Город Киров»

на участке от границы муниципального образования «Город Киров» до транспортной развязки и подхода к новому мосту через реку Вятку
по новому мосту через реку Вятку и по ул. Дзержинского до храма иконы Божией Матери «Всех Скорбящих радость» (ул. Луганская, 5а) (в 13:00 встреча крестного хода в храме).

по ул. Луганской и ул. Ломоносова от ул. Дзержинского до храма во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (ул. Ломоносова, 1а)
по ул. Ломоносова от ул. Лепсе до ул. Московской
по ул. Московской от ул. Ломоносова до ул. Дерендяева
по ул. Казанской от ул. Московской до ул. Орловской

по ул. Урицкого от ул. Орловской до ул. Горбачева
по ул. Горбачева от ул. Лесной до ул. Ленина
по ул. Московской от ул. Дерендяева до ул. Казанской

5 июня - с 12:00 до 18:00 и 6 июня - с 5:00 до 9:00 (кроме автобусов предназначенных для перевозки паломников)

по ул. Урицкого от ул. Красноармейской до ул. Орловской
по ул. Орловской от ул. Урицкого до ул. Казанской

Добавим, что в соответствии с этими изменениями будут скорректированы и маршруты движения общественного транспорта.

Возрастное ограничение: 0+

Торжества в честь 1030-летия Крещения Руси. Только что в центре Москвы начался Крестный ход с Соборной площади Кремля на Боровицкую к памятнику князю Владимиру - Крестителю Руси. Там должен состояться молебен.

Это особый день для всей многомиллионной паствы Московского патриархата. В столицу России приехали представители 11 поместных церквей. С минуты на минуту по всей Москве в честь праздника разольется волна колокольного звона.

/ Суббота, 28 июля 2018 года /

В субботу, 28 июля, отмечается 1030-летие Крещения Руси. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вместе с патриархом Александрийским совершает праздничное богослужение на Соборной площади Кремля. Позднее крестный ход направится к Боровицкой площади, где установлен памятник князю Владимиру. Там патриарх Кирилл обратится к пастве. RT ведет прямую трансляцию. .



Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II начали совершение Божественной литургии на Соборной площади Московского Кремля в честь 1030-летия Крещения Руси. Об этом сообщает РИА Новости. РИА Новости.

Отмечается, что во время приезда патриархов раздался звон колоколов.

Впервые богослужение в Кремле проходит под открытым небом. В нем принимают участие архиереи и священнослужители 11 поместных православных церквей. На Соборную площадь пришли многочисленные паломники.

После литургии патриархи возглавят крестный ход к Боровицкому холму. Здесь у памятника князю Владимиру - Крестителю Руси состоится праздничный молебен.

Ранее сообщалось, что президент России Владимир Путин примет участие в торжественных мероприятиях по случаю 1030-летия Крещения Руси.

. . . . .


. . . . .

Церковные торжества, которые пройдут в субботу по всей России, Украине, Белоруссии и в других странах, посвящены празднованию 1030-летия Крещения Руси и дню памяти святого равноапостольного князя Владимира.

О приезде патриархов возвестил праздничный колокольный звон.

Соборная площадь в эти минуты продолжает заполняться многочисленными паломниками. Прихожане многих столичных и подмосковных храмов собираются в этот день. Перед самым началом богослужения небо прояснилось, и всю площадь залило солнце. Богослужение, в котором участвуют архиереи и священнослужители 11 поместных православных церквей, впервые пройдет в Кремле под открытым небом.

По окончании литургии два патриарха возглавят крестный ход к Боровицкому холму, где у памятника князю Владимиру-Крестителю Руси будет совершен праздничный молебен.

Движение транспорта в праздничный день 28 июля на некоторых улицах в центре российской столицы ограничено.

Торжества уже начались в Киеве. Как сообщили в Украинской православной церкви, в Крестном ходе в честь 1030-летия Крещения Руси в пятницу в Киеве участвовало около 250 тысяч верующих из всех епархий УПЦ и паломников из-за рубежа, несмотря на препятствия, которые масштабно создавали для верующих украинские чиновники и перевозчики.


1030 лет Крещения Руси - особенный день и большой праздник для всех православных христиан. Главные мероприятия - в столице. . . . . . После тысячи людей прошли Крестным ходом к памятнику князю Владимиру - Крестителю Руси.

Словно перекликаясь с золотыми куполами величественных храмов Московского Кремля, золотом сияет на солнце праздничное облачение православных иерархов. Крестный ход к памятнику князю Владимиру широкой людской рекой выливается из Кремля и устремляется на Боровицкую площадь. Во главе вместе с патриархом Кириллом и предстоятелями 11 зарубежных церквей президент России. После молебна Владимир Путин прикладывается к мощам Равноапостольного Великого князя Владимира. По традиции, Крещение Руси отмечается в день памяти святого, который принял христианство в Херсонесе, на территории современного Крыма, а затем распространил новую религию на всю Древнюю Русь.

Владимир Путин



Сегодня отмечают 1030-летие со дня крещения Руси. Около получаса назад закончился молебен у памятника князю Владимиру. Ранее прошла божественная литургия на Соборной площади Московского Кремля. Ее впервые провели под открытым небом. . . . . . В торжествах участвовали тысячи прихожан и гости Московской патриархии. На мероприятиях был и мэр Москвы. Сергею Собянину патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил орден святого благоверного князя Даниила Московского 3-ей степени. Подробнее - в сюжете телеканала Москва 24.

. . . . . Торжества в Москве, Минске, Кишиневе, Киеве. В столицу России приехали представители десяти поместных церквей, в том числе Грузинской, Иерусалимской, Сербской, Болгарской, Польской.

Большой праздник начался в Кремле примерно полчаса назад - на Соборной площади проходит патриаршая литургия под открытым небом. Это происходит впервые в истории - из-за большого количества паломников. Успенский собор не вместил бы всех желающих.

Службу возглавляют Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и патриарх Александрийский и всей Африки Феодор, который специально приехал в Россию. Ну а после верующие отправятся крестным ходом на Боровицкую площадь к памятнику князю Владимиру - Крестителю Руси.


. . . . .

В субботу на Соборной площади Кремля состоится праздничное богослужение, а после этого - крестный ход к памятнику князю Владимиру, где будет совершен молебен.

В праздничных мероприятиях, как ожидается, примут участие тысячи верующих, в том числе представители и главы поместных православных церквей из разных стран.


Торжественные мероприятия, посвященные 1030-летию со дня Крещения Руси, прошли в Москве 28 июля. Тысячи православных верующих собрались на Соборной площади.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл провел богослужение, которое сопровождалось песнопениями сводного хора Московской городской епархии под управлением заслуженного артиста России Алексея Пузакова.

После этого, состоялся крестный ход. Участники прошли через Боровицкие ворота Московского Кремля к памятнику святому равноапостольному князю Владимиру, отметили на сайте газеты “Вечерняя Москва ” .

Для гостей мероприятия выступили уличные музыканты, работали исторические аттракционы и проводились мастер-классы по народному творчеству. А еще москвичи смогли посмотреть выступления фехтовальщиков и мастеров “мягкого ” меча.


Тысячи верующих прошли Крестным ходом к памятнику князю Владимиру в Москве в 1030-ю годовщину Крещения Руси, шествие от Соборной площади Кремля возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в процессии также шел президент РФ Владимир Путин, сообщает в субботу ТАСС.

"В полдень колокола всех храмов столицы, начиная с колокольни Ивана Великого в Кремле, оповестили москвичей и гостей города о том, что более тысячи лет назад Русь стала православной. По сложившейся традиции, к волне колокольного звона присоединяются и другие города и страны - от Украины и Молдавии до стран западной Европы, где есть православные храмы" , - говорится в сообщении.

Крестное шествие от Соборной площади Кремля возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл и глава Александрийской церкви Феодор. Вместе с ними в процессии шел президент России Владимир Путин.

"Предстоятель Русской церкви поздравил главу государства с именинами и пожелал ему "крепости духовной и физических сил" . По традиции в торжествах принимают участие и делегации Поместных православных церквей. В этом году в Москву прибыли представители Александрийской церкви во главе с патриархом Феодором, а также делегации Антиохийской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской, Болгарской, Кипрской, Албанской, Польской церквей и церкви Чешских земель и Словакии", - уточняется в сообщении.

Несмотря на жару, тысячи верующих прошли от Кремля до Боровицкого холма, многие из них держали в руках иконы.

Завершился Крестный ход совместным богослужением и масштабным хоровым концертом.

Как напоминается в сообщении, введение в Древней Руси христианства относят к 988 году. 28 июля уже несколько лет в разных странах, где есть православные общины, отмечается День Крещения Руси.


Большой праздник для всего православного мира - 1030 лет Крещения Руси. Масштабные торжества идут в столице. На Соборной площади завершается литургия, которую служат сразу два патриарха - Московский и всея Руси Кирилл и Александрийский и всей Африки Феодор. . . . . .

Как и сотни лет назад, на Соборной площади Кремля раздается праздничный колокольный звон. О начале торжеств возвещает благовест с колокольни Ивана Великого. Впервые в новейшей истории нашей страны божественная литургия, посвященная юбилею Крещения Руси, проходит под открытым небом на Соборной площади Кремля. Здесь собрались тысячи верующих, чтобы, как учит церковь, вознести молитву "едиными устами и единым сердцем" .

Специально к богослужению у древних стен Успенского собора возведен помост. Литургию служили на двух языках - церковнославянском и греческом. Вместе с патриархом Кириллом в богослужении на Соборной площади участвовал и Александрийский патриарх Феодор II. На торжества в Москву приехали главы 11 зарубежных церквей.

. . . . .

Для верующих сегодня особенный праздник. 1030-летний юбилей Крещения Руси - это и историческая дата, и день, наполненный особым духовным смыслом.

"Всем нам нужна частица веры в душе, в сердце, и очень важно, что такие праздники есть, и они воистину народные" , - подчеркивает верующий.

"С верой мы объединены, мы все вместе, мы все сможем преодолеть, и у нас будет прекрасное будущее, с божьей помощью, конечно" , - отмечает прихожанка.

"Мне кажется, что это очень большой праздник, потому что это Крещение Руси, все радостные и веселые. Если бы не крестили Русь, тогда мы не были бы православной страной" , - говорит юная прихожанка.

Божественная литургия воспроизводит основные моменты земной жизни Христа. Священнослужители - в праздничном облачении.

Торжественные богослужения проходят во всех российских православных храмах. Праздник отмечают на Украине, в Белоруссии, в Молдавии. Кстати, в Москве много представителей украинской и белорусской диаспоры. Православная вера стала духовным началом для наших народов и фундаментом культурной общности.

Исторический выбор, который был сделан 1030 лет назад, во многом определил и вектор развития нашей страны. Принятие христианства отозвалось становлением письменности, архитектуры, иконописи.

"Сегодня особый день для нашего народа. 1030 лет истории, которая исполнена была и радостями и скорбями, победами и поражениями, но несмотря на тяжелейший исторический путь, народ наш сохранил веру свою, свою национальную идентичность, сохранил свою культуру" , - сказал патриарх Кирилл.

"Все то, чем стал русский народ, имеет корни как раз именно в принятии христианства и православия. Мы знаем, что это сформировало русскую культуру" , - отметил прихожанин.

После окончания литургии на Соборной площади верующие Крестным ходом прошли к памятнику князю Владимиру, где в эти минуты идет молебен в честь Крестителя Руси. А затем одновременно зазвонят в колокола все православные храмы Москвы и Подмосковья, возвещая о великом празднике.


. . . . .


Сегодня отмечают 1030-летие со дня крещения Руси. . . . . . После чего процессия направилась к памятнику князю Владимиру на Боровицкой площади. . . . . .

В субботу Россия будет отмечать 1030-летие Крещения Руси. На Соборной площади Кремля в Москве пройдет праздничная литургия.

В связи с торжествами в центре столицы временно ограничат движение транспорта. С 7 утра перекроют участок Манежной улицы - от Кремлевской набережной до Боровицкой площади.
С 8 часов нельзя будет проехать по Волхонке - ее перекроют от улицы Ленивка. Также с 11:30 будет закрыт проезд по Большому Каменному мосту и Знаменке.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил, что общая вера и культура русских, украинцев и белорусов является решающим фактором сохранения национальной и духовной подлинности. . . . . . .

Об этом он сказал во время проповеди после праздничной литургии по случаю 1030-летия Крещения Руси на Соборной площади Московского Кремля.

По его словам, православный народ, несмотря на тяжелейшие исторические испытания, сохранил свою веру, национальную идентичность и культуру, при этом "не просто сохранил, а многократно усилил" .

"Сегодня наша общая культура и наша вера являются не только решающим фактором сохранения нашей национальной, духовной подлинности, но и фактором, обеспечивающим влияние народа, вышедшего из киевской купели крещения, на весь мир" , - приводит слова патриарха

По ее завершении христиане пройдут крестным ходом на Боровицкий холм к памятнику князю Владимиру.

Торжественные богослужения сегодня идут во всех храмах Русской православной церкви (РПЦ) не только в стране, но и за рубежом.
День 1030-летия Крещения Руси сегодня торжественно отмечает и Украина.


Большой праздник для всего православного мира - 1030 лет Крещения Руси. Масштабные торжества идут в столице. На Соборной площади завершается литургия, которую служат сразу два патриарха - Московский и всея Руси Кирилл и Александрийский и всей Африки Феодор. После верующие пройдут Крестным ходом Боровицкую площадь к памятнику князю Владимиру - Крестителю Руси.

Как и сотни лет назад, на Соборной площади Кремля раздается праздничный колокольный звон. О начале торжеств возвещает благовест с колокольни Ивана Великого. Впервые в новейшей истории нашей страны божественная литургия, посвященная юбилею Крещения Руси, проходит под открытым небом на Соборной площади Кремля. Здесь собрались тысячи верующих, чтобы, как учит церковь, вознести молитву «едиными устами и единым сердцем».

Специально к богослужению у древних стен Успенского собора возведен помост. Литургию служили на двух языках - церковнославянском и греческом. Вместе с патриархом Кириллом в богослужении на Соборной площади участвовал и Александрийский патриарх Феодор II. На торжества в Москву приехали главы 11 зарубежных церквей.

По традиции, Крещение Руси отмечается в День памяти Равноапостольного князя Владимира, который принял христианство в Херсонесе, на территории современного Крыма, а затем распространил новую религию на всю Древнюю Русь.

Для верующих сегодня особенный праздник. 1030-летний юбилей Крещения Руси - это и историческая дата, и день, наполненный особым духовным смыслом.

«Всем нам нужна частица веры в душе, в сердце, и очень важно, что такие праздники есть, и они воистину народные», - подчеркивает верующий.

«С верой мы объединены, мы все вместе, мы все сможем преодолеть, и у нас будет прекрасное будущее, с божьей помощью, конечно», - отмечает прихожанка.

«Мне кажется, что это очень большой праздник, потому что это Крещение Руси, все радостные и веселые. Если бы не крестили Русь, тогда мы не были бы православной страной», - говорит юная прихожанка.

Божественная литургия воспроизводит основные моменты земной жизни Христа. Священнослужители - в праздничном облачении.

Торжественные богослужения проходят во всех российских православных храмах. Праздник отмечают на Украине, в Белоруссии, в Молдавии. Кстати, в Москве много представителей украинской и белорусской диаспоры. Православная вера стала духовным началом для наших народов и фундаментом культурной общности.

Исторический выбор, который был сделан 1030 лет назад, во многом определил и вектор развития нашей страны. Принятие христианства отозвалось становлением письменности, архитектуры, иконописи.

«Сегодня особый день для нашего народа. 1030 лет истории, которая исполнена была радостями и скорбями, победами и поражениями, но несмотря на тяжелейший исторический путь, народ наш сохранил веру свою, свою национальную идентичность, сохранил свою культуру», - сказал патриарх Кирилл.

«Все то, чем стал русский народ, имеет корни как раз именно в принятии христианства и православия. Мы знаем, что это сформировало русскую культуру», - отметил прихожанин.

После окончания литургии на Соборной площади верующие Крестным ходом прошли к памятнику князю Владимиру, где в эти минуты идет молебен в честь Крестителя Руси. А затем одновременно зазвонят в колокола все православные храмы Москвы и Подмосковья, возвещая о великом празднике.

Великорецкий крестный ход называют самым известным и самым сложным паломническим путем в России.

Шесть дней, 150 километров. Пешком, за обретенной иконой .

Образ был найден в 1383 году, на берегу реки Великой. Именно туда из Кирова и направляется икона, а потом идет обратно, другим путем.

Вот что пишут в словарях: «До 20-х годов XX века образ Николая Великорецкого находился в кафедральном соборе г. Вятки, отсюда же начинался крестный ход. После уничтожения собора икона исчезла. С 30-х по 90-е годы прошлого века Великорецкий крестный ход был запрещен, но верующие, несмотря на запрет, все годы шли к святому месту. В 1999 году многовековая традиция возродилась, а в 2000 году указом патриарха Алексия II Великорецкому крестному ходу присвоен статус всероссийского».

В этом году было 90 000 паломников

Таким образом, на реку Великую путешествует список обретенной иконы.

Когда-то крестный ход совершался по воде, вот и фотография есть.

Сейчас десятки тысяч человек совершают этот путь по дорогам Кировской области. В этом году было 90 000 паломников.

Зачем

Я не то чтобы религиозный человек. Все-таки этот путь люди проходят с молитвой. А я, может, просто чувствую тепло с той, «православной стороны».

Встречает нас былинного вида монах. Опирается на посох, смотрит серьезно. Ничего не говорит. Но ощущения, конечно… Похлеще фейсконтроля.

Неподалеку – передвижная камера хранения. Сдаю половину своего рюкзака, осматриваюсь. Стоят палатки. Это паломники, которые приехали раньше. Также нахожу гречневую кашу и сладкий чай – всех кормят перед дорогой. Вот спасибо!

Иду к монастырю. Народ собирается. В старину бы сказали: «стекается люд». Люд самый разный: молодые и взрослые, богатые и бедные, мужчины и женщины, дети. Увидела в толпе большого ижевского начальника; кроме того, директора ижевского йога-центра; кроме того, иностранцев – немцев, сербов, украинцев. Вот женщина приехала из Одессы. Ей трудно стоять – возраст. Сидит на скамеечке. «Как же вы пойдете?» – говорю. «С Божией помощью. Сколько смогу».

Выносят икону. Начинается молебен, поется акафист святителю Николаю, с которым и предстоит пройти этот путь. Празднично, торжественно. Палит солнце, но о трудностях не думается. Я наготове, но с таким скорее молодцеватым задором.

С приветственным словом обращаются губернатор Кировской области Никита Белых и митрополит Вятский и Слободской Марк. Я не вижу их, а только слышу, что крестный ход – это делание любви: «Иди не для себя, иди с любовью: поделись ночлегом, накорми голодного – это и будет твой крест. Чего мы сто им, если ничего никому не можем дать?» Гудит толпа, и я различаю последние слова: «В добрый путь, за Великорецким образом, чудотворная сила которого просияла более шести веков назад!..»

Крестный ход – это делание любви: иди не для себя, иди с любовью

Огромная людская река выходит на улицы Кирова. Мимо улиц Советской, Ленина, Розы Люксембург, мимо вывесок «Роллы и суши», а также «Запчасти на заказ» идет многотысячный православный крестный ход.

Рядом мужичок с похмелья – трясется, попахивает, конечно, перегаром. Глаза мутные, в руке целлофановый пакет. С другой стороны – мать с четырьмя детьми, одного из них она везет в коляске. Я ее видела и на следующий день, и потом еще. Кажется, они прошли весь путь.

Часа через полтора первый привал – у Троицкой церкви. Служится молебен. После него многие паломники выстраиваются в очередь, чтобы приложиться к иконе.

Я, прочитав, что на привалах нужно срочно расстилать коврики и лежать – копить силы, уже раскладываюсь, но какая-то девочка говорит мне, что вон там – биотуалеты, а там – раздают воду, и всего этого может потом долго не быть. Бегу за водой, снова ложусь «копить силы», но, честно говоря, совсем не представляю, как это можно пройти 150 километров за шесть дней.

Я, конечно, чувствую себя этаким пионером на задании.

Весь день идем. Боялись холода, дождя, но нет – светит солнце. Припекает оно, и когда мы часа полтора идем по асфальту в гору. Вот, пожалуй, это была первая трудность. Разговаривать не благословляется. Паломники во время хода читают молитвы, акафист святителю Николаю. Кто-то делает это негромко или про себя, а иногда целые группы принимаются петь.

Это настолько непривычно для меня, что всё чаще начинаю думать: «Что я здесь делаю? Кто меня вообще сюда записал?» Положение осложняется и тем, что сдаваться легко в мои планы никак не входило. А еще где-то в рядах идет подруга со своей подругой. Как же это я соскочу в первый день? Что ж, иду, слушаю, смотрю, вспоминаю тех, кто мне сказал перед ходом: «Ты точно пройдешь. Нет никаких сомнений». Посмотрим.

Жара тем временем усиливается. Вдруг видим: на дороге сложена батарея из бутылок с водой. Может, тысяча штук. Паломники берут себе по одной и передают бутылки дальше по рядам.

Идем, терпим. Первые ряды почти бегут. Я хожу быстро, так что тоже со своим рюкзачищем вышагиваю сразу за певчими.

Наконец входим в село Бобино. Здесь будет наша первая ночевка.

Я обратила внимание на то, что, несмотря на шесть часов вечера, дома закрыты, окна занавешены. Говорят, что в последние годы много народу ходит, все шумные, все ищут ночлег, иногда излишне настойчиво, так что теперь переночевать у местных можно только по предварительной договоренности.

Несколько обескуражена я и новым ощущением. Вот я прошла большой отрезок. Тяжелый путь. Нужно где-то получить грамоту, кто-то при этом тебе скажет: «Молодец, пионерка и отличница Оля! Вот тебе еще и значок, и давайте похлопаем!» Можно пойти домой и лечь спать. Но ничего похожего. Никто не потрясен, никто не рукоплещет. Ожидания не оправдываются. Очевидно, здесь что-то другое. Границу какую-то внутреннюю нужно отодвинуть.

Удается устроиться на ночевку в большой армейской палатке.

Но нужно раздобыть ужин, и еще надо принести из камеры хранения тяжелый мешок – там спальник, зубная паста, кружка и ложка. Солдаты раздают еду – гречневую кашу, суп и вкуснейший травяной чай. Впрочем, всё вкуснейшее.

Храм в Бобине маленький, ладный, стоит на горке. Пока я металась с обустройством бытовых вопросов, служба закончилась. Но по-прежнему очередь – к иконе. Оказалась и я перед ней.

На улице ясно, тепло. Хочется еще побыть в этом месте, но уже оттесняют другие паломники. Иду за водой, к которой тоже очередь.

На привалах люди охотно делятся впечатлениями, рассказывают о себе

Здесь легко выстраивается коммуникация. Все же заодно. В ходу не разговариваешь много, ну а на привалах люди охотно делятся впечатлениями, рассказывают о себе.

Вот мужчина из Москвы. Он идет в девятый раз. Ну что, спрашиваю, есть результат? Да, второй год не курю. Есть и другие результаты, но они очень личные.

Вот женщина из Кирова. Ее дочка должна родить через неделю-две: «Иду за нее, чтобы ей было полегче».

Ложусь спать в 21:00. Пройдено 17 километров. Опытные паломники говорят, что завтра – самый длинный и тяжелый переход.

Подъем в 2:00, выход в 3:00. У церкви свое расписание. Луга и леса. Луна и леса.

Икону могут нести и паломники. Мужчины, конечно. Лучше всего, если сразу подходят по трое.

Идем, слышится молитвенное пение – тут и там. Я как-то привыкла, что ли, прислушиваюсь.

Первый привал, за минуту раскладываю коврик и сразу засыпаю на 40 минут.

Жара, идти тяжело. И морально тоже. Время замедлилось и вот уже второй день замерло в одной точке. Вся жизнь состоит из того, что ты идешь-идешь-идешь-идешь. Неизвестно, когда завершится этот путь. Может, через полгода?

На каждом привале совершаются богослужения. И я, поначалу использовавшая время для сна, стала подходить ближе к иконе. Поскольку продолжала идти в первых рядах, успевала к началу молебна. И постепенно что-то начало меняться, само, без напряженья. Как будто бы появились тепло и защита, покой и мир. Это можно назвать и одним словом – благодать.

Примерно в 10:00 подходим к селу Загарье. Десять утра – не так уж и много, но это значит, что мы в пути семь часов, и еще идти и идти – до восьми вечера. Мечтаю только где-нибудь присесть и погрызть свои хлебцы и энергетические батончики. Мужчина у дороги продает воду, успеваю купить бутылку. Наконец Загарье. Такие же закрытые дома с занавешенными окнами. На одном, для верности, надпись: «Не заходите за калитку: хозяев нет дома». А мы и не заходим. Ковыляем дальше.

У большого дома напротив церкви стоит мужчина из местных, улыбается, приглашает войти, и смотрю: не все, но некоторые паломники сворачивают. Ну и я свернула – поворот, еще поворот – оказываюсь на большой площадке перед домом.

И вижу накрытый стол с обедом из трех блюд. Женщина приглашает поесть. Другая ей помогает.

Семья – по своей воле и своими силами – подготовила для паломников еду, медикаменты, душ, кипяток в двух огромных чанах

Семья – по своей воле и своими силами – подготовила для паломников: еду (два вида супов, плов, каша, чай, кофе), медикаменты, туалеты, душ, кипяток в двух огромных чанах, питьевую воду (специально для паломников шесть новых кранов). И, понятное дело, не попросила за это денег.

Олег и Татьяна и, очевидно, мама одного из них – три человека – наперебой приглашают: располагайтесь, отдыхайте, вы такой путь идете!

И вот тут, друзья, я начинаю плакать, натурально лить слезы. Я никак не ожидала, что за неизвестным поворотом может оказаться такая мощная поддержка. Так было тяжело идти. Стою с этим супом и плачу.

Стараясь не философствовать, иду, располагаюсь со своим обедом под облепихой.

А Олег и Татьяна в ответ на наш вопрос: как же отблагодарить вас? – просят только молиться за их дочь, чтобы всё у нее было хорошо; слава Богу, она сейчас поступила в тот вуз, в какой хотела.

«Я, – говорю, – Олег, вас теперь никогда не забуду».

Путь второго дня действительно непростой. Тяжел он, как мне кажется, еще и тем, что приходится идти через заброшенные деревни, видеть крепкие дома, где нет жизни.

В конце дня – первые мозоли на ногах. Болят ноги и плечи.

Говорят, что самая лучшая обувь – шерстяные носки на голую ногу плюс сандалии. Но вообще-то я тоже подготовилась: ортопедические стельки плюс вездеходные волонтерские кроссовки (спасибо Олимпиаде в Сочи!), а потом еще два дня шла в легких резиновых сапогах и этих самых шерстяных носках.

Приходим на ночлег в село Монастырское.

Иду в храм, звонят колокола, прямо у входа. Как будто портативная звонница, что ли.

Усталость такая, что ты словно находишься в другом измерении, такой ошалелый немножко. Кроме того, негде присесть, только на землю (очень пригодилась так называемая «сидушка», что крепится пониже поясницы). Паломников можно узнать по походке: переваливаются как утки. И еще по зеленым ногам: медицина щедро поливает их зеленкой на привалах. Пройдено более 35 км.

Организаторы заботятся о том, чтобы люди были накормлены. Хотя бы раз в день – горячая пища, чай, кипяток. Также стараются они устроить ночлег в больших армейских палатках. Плюс биотуалеты. Даже если в какие-то времена чего-то не хватает, да и огромные очереди везде (с каждым годом число паломников увеличивается), всё равно чувствуешь доброе отношение. И испытываешь большую благодарность. Слава Богу за всё! А в очередях, как я уже говорила, есть возможность пообщаться, узнать, кто откуда, в который раз идет и как всё было в прошлые годы. Там же можно получить и поддержку: давай, сестричка, дойдешь с Божией помощью. Вообще я была в ходу без какой-либо компании, без собеседников, точнее – в этом путешествии другой Собеседник, и вот эта возможность общения с людьми – на привалах, в местах ночлега – сближала и делала нас одной силой.

Потом выясняется, что некоторые паломники даже попали в баню. Счастливчики!

Я же снова устраиваюсь в общей палатке. Рядом оказывается мужчина лет 60, в грязных башмаках – на своем и на моем коврике. Брюки тоже в грязи. Я говорю: «Вот вы сейчас запачкаете и себя, и меня». И стою, возвышаюсь над ним. Как вообще нам рядом спать-то?!

Поднимается женщина с коврика напротив: «Да ты что?! Да это же мой дед. Ты посмотри, какой он хороший! Сейчас мы все устроимся». С любовью говорит. Дед обижен: «У нас две дочери, как она, – 34 и 42 года». – «Да ты что, эта молоденькая совсем. Тебе сколько, лет двадцать?» – «Ага, – говорю. – Вроде этого». «Тьфу, – отворачивается дед. – Даже поговорить не с кем. Зелень!»

Утром они оба спрашивают меня, как спала, всё ли в порядке. «Да, – говорю. – Простите меня». Иду дальше и думаю, как хорошо, что успела им сказать эти два слова.

Начинаю замечать, что жизнь строится иначе. Силы распределяются совсем по другим законам

Начинаю замечать, что жизнь строится иначе. Силы распределяются совсем по другим законам.

Приходишь, устраиваешься на ночлег, и в 21:00 тебя словно выключают, засыпаешь сразу, без снов, на полу, на коврике и в конце концов в любой компании.

Замечаю, что не испытываю никаких проблем с тем, чтобы встать в два ночи и выйти в три утра.

Что у меня перед ходом побаливала спина, особенно после физических нагрузок, а здесь и намека никакого нет на боль.

То и дело слышу, что новичков «Николай Чудотворец за руку ведет» (вариант: «на руках несет»). Может, и так. Я чувствую защиту. Среди многих и многих тысяч людей. Защита, конечно, была и вполне видимая: все дни пути с нами медики, МЧС и полиция с собаками.

Но совершенно ясно, что здесь включается какой-то еще источник питания.

Идем через грязь. Идем лесами, лугами, полями. Все несут на себе рюкзаки, некоторые паломники – с детьми. Каждый день мы в пути часов по шестнадцать.

Я вдруг начинаю думать о солдатах Великой Отечественной войны, о пехоте. Мы-то идем – знаем куда, знаем, что через несколько дней сядем в поезда и разъедемся по домам, а они? Шли, и неизвестно, когда всё кончится, и неизвестно, будешь ли живым. Как они терпели, где брали силы, как спасались, как укрепляли дух свой? Многое начинаешь понимать, а точнее – чувствовать нутром, когда вот так несколько дней с рюкзаком идешь под палящим солнцем, под дождем, по грязи. Еще бурлаков на Волге вспоминала.

Одинокий храм в селе Горохово. Церковь Казанской иконы Божией Матери. У храма советская непростая история. И села уже нет почти. Поблизости нет жилых домов.

Говорят, богослужение совершается здесь трижды в год, во время крестных ходов.

Рядом источник. Можно окунуться, набрать воды.

В храме служба. А снаружи – крепкие мужики и несколько котлов с гречневой кашей. В одном таком – 50 кг крупы. Кормят нас и поят чаем.

Хочу сказать про атмосферу хода. Одно из самых частых слов – «простите». Вспышки злобы, если и бывают, то не находят продолжения, не выливаются в ссоры. Общая внутренняя концентрация и доброжелательность сильнее раздражения. У источника в очереди женщина с ребенком. Он капризничает, кричит, и женщина, очевидно думая, что применяет педагогический прием, подзадоривает: «А еще громче можешь? А еще?» Ребенок заходится. Родительница радостно улыбается почему-то. Наконец одна из паломниц говорит: «Простите, но у меня уже голова болит, если честно». И мать начинает орать уже на эту женщину, но потом, осекшись, спешит уйти, вместе с ребенком, не выстояв очередь. Очень заметен этот контраст здесь, в ходу. В «обычной жизни», думаю, был бы скандал. А тут это просто неуместно – так выяснять отношения.

Тут особая атмосфера: одно из самых частых слов – «простите»

В Горохове большой привал. Можно и на службу успеть, и отдохнуть и выспаться. И с новыми силами пойти дальше.

Ближе к вечеру входим в село Великорецкое – здесь и была обретена икона много лет назад. С этого момента начинаются праздники души.

Вот снимок сверху. Паломники подходят к храму, пройдя путь длиной 80 километров.

Решила сама поставить палатку (тут спасибо ГТО, не зря я туристический норматив сдавала). Устраиваюсь прямо у стен монастыря, и вокруг мгновенно вырастает палаточный городок. Здесь предстоит провести две ночи. Точнее, полторы.

Паломники – неприхотливый народ. Кто-то будет ночевать на полу в храме (оказывается, это позволено), а кто-то – в красном спальном мешке на его ступенях.

Иду смотреть окрестности. Нас уже поджидает праздничная ярмарка – конфеты-бараночки, льняные платья, матрешки в человеческий рост, товары для здоровья. А вот из огромного самовара просто так наливают травяной чай, и мальчик с большим чувством читает стихи – про этот самый самовар.

Тут же и съемочная группа телеканала «Культура», снимают фильм про ход.

В Великорецком я впервые побывала на исповеди. Конечно, волновалась.

Когда подходит моя очередь, с ужасом осознаю, что включаю журналиста, вернее, он сам включается, не спросясь: «Да, батюшка, я вас услышала, а вот еще такой вопрос…»

Была полночь (многие тысячи людей исповедуются у священников в храме и на берегу реки Великой), батюшка, отец Георгий, сам еле стоял на ногах, а еще и самоотверженно выискивал слова для меня. Удивил своим прогрессивным взглядом на жизнь. Удивил и поддержал, успокоил. И благословил.

Не хочется уходить, хотя и бодрствуем мы почти уже сутки. Вижу ту самую женщину из Одессы, которую встретила в первый день. Может быть, она на чем-то приехала сюда, в Великорецкое. Улыбается мне: «Молодец, что дошла».

Начинается Литургия. Подходит девушка из паломниц, говорит, что не может больше стоять: «Можно мне на тебя опереться?» Так и запомнила я эту службу: стою – и рядом на коленях девушка держится за мою руку. А в открытые двери видно, как начинается утро.

После причастия иду к палатке и сразу засыпаю.

В селе большое торжество – празднуем явление Великорецкой иконы святителя Николая. Икона установлена на берегу реки Великой – там, где была найдена. Здесь и паломники, и местные жители, и те, кто приехал сюда ради этого дня – из Кирова, из области, отовсюду.

Между прочим, сегодня и день рождения Пушкина. Для меня это тоже праздник. Отмечаю большой кружкой солдатской каши.

Я, кстати, несколько раз замечала, что вот просишь: «Хорошо бы прекратился дождь, и я бы сходила за кашей», и дождь прекращается и возобновляется, как только ты возвращаешься в палатку. Или просишь, чтоб чуть полегче шлось, и прибавляются силы. Такие вот тихие разговоры.

Иду к реке. Освящение воды уже состоялось, и паломники спешат трижды окунуться.

Устроены раздевалки, но в них большие очереди, так что многие обнажаются при честном народе, у кустов.

И снова я думаю, как и в первый день, о том, как же у нас всё близко: и крестный ход, и улица Ленина, и стыдливость, и расхристанность, особенно если на миру. Молодухи, да и солидные женщины, сбрасывают исподнее, еще и подзадоривают полицию, которая охраняет порядок, похохатывают. Молоденький полицейский краснеет. «Да, – говорю, – работка у вас сегодня». Он улыбается, пожимает плечами: мол, всякое бывает.

Купаюсь и я. Так моя рубашка, привезенная из Индии, побывала в освященных водах реки Великой.

Может, здесь, в Великорецком, впервые и появляется чувство пройденного пути, сделанного дела. Моего собственного внутреннего тепла. Уже не нужны ни грамота, ни значок.

Некоторые паломники заканчивают тут путь – это называется «сойти с хода». Каждый выбирает крест по силам. Но всё же большинство идет дальше, завершает круг. Тем более что и обратный путь – легче, как мне кажется.

Выход в два ночи совершенно не проблема теперь. Даже чуть пораньше мы выстраиваемся у дороги, ждем икону. Ко мне подходит женщина и спрашивает: «Девушка, а когда поезд на Воркуту?» Вид у меня такой, что она спешит объяснить: «Ну как же, вы ведь в сочинской куртке». (Действительно. Мысленно шлю еще один привет Оргкомитету «Сочи–2014»: отличная экипировка, а куртка к тому же складывается в мягкую, очень удобную подушку.) Оказывается, есть такой поезд «Сочи–Воркута», и многие паломники на нем приехали.

Приходим в село Медяны в 14:00. Читается канон. Передаю записку с дорогими для меня именами – за здравие.

И опять я чувствую это – благодать, как будто душа выпрямляется.

Но люди устали, проголодались (и я в том числе) и, едва отстояв службу, бегут к большим чанам с гороховым супом. Да, бывают и ополоумевшие паломники. Сохранить лицо, когда очень хочется есть, – то еще испытание.

Я никогда не забуду девочку Вику, лет двенадцати. Она помогала разливать горячий суп

Я никогда не забуду девочку Вику, лет двенадцати. Она помогала разливать горячий суп. Паломники, взрослые люди, окружили ее и все тянулись со своей посудой. Была жара, она безропотно брала кружки, миски, ведерки, наполняла их дрожащими от напряжения руками (тяжело, горячо!) и подносила. И людей становилось только больше, и все они были очень голодными. В какой-то момент она прошептала: «Я не успеваю!» В глазах стояли слезы, но она не заплакала, а только замерла на секунду и снова бросилась к горячему чану с супом.

Викуля, даже если ты не прочтешь это, пусть у тебя всё всегда будет хорошо. Ты боец. В тот день многих тронуло то, как простодушно и честно ты выполняла свою работу.

В общем, потом ее спасла женщина, тоже с раздачи, поставила на молоко, которое предназначалось только маленьким детям.

А одна старушка сказала: «Стоило ли идти в такую даль, ноги мозолить, претерпевать всё это, если, чуть что, мы снова превращаемся в…» И не договорила.

В 19:00 заходим в Мурыгино. Это уже не село, а поселок городского типа, асфальтовые дороги, пятиэтажки. Совсем другое ощущение. Часть паломников размещают в школе, там же и медпункт, куда я ковыляю на стертых ногах. Но уже ничего – ни бытовые трудности, ни мозоли – не может омрачить радости, которая, оказывается, росла с каждым днем. И продолжает расти.

В Мурыгине строящийся храм. Там невероятной красоты иконостас, кажется фарфоровый. К иконе святителя Николая, как и всегда, выстраивается большая очередь. Много местных жителей. Стою рядом, и чувство у меня одно: я пришла с этой иконой.

Разбиваю палатку на берегу Вятки. Завтра – последний день хода.

Подъем в 2:00, выход в 3:00, после молебна. К 9:00 уже подходим к Кирову. Предстоит идти по городу целый день.

Снова батарея бутылок с водой. “Кого благодарить?” – спрашиваем. Слышим: “Бога благодарите”

Перед Кировом снова батарея бутылок с водой. И какой-то мужчина. Кого благодарить, спрашиваем. Улыбается: «Бога благодарите».

Идем по большому широкому мосту. Поднимается такой ветер, что начинает прямо-таки сдувать. У паломников улетают коврики, бутылки, косынки. Для меня «ветровой мост» – один из самых сильных, радостных этапов: тут простор, свобода. На мосту этом появляются новые силы.

Идем, и везде нас сопровождает колокольный звон. Как награда за совершенный молитвенный труд, за всё, что пройдено.

В храмах, через которые идут паломники, стараются накормить всех повкуснее. Бабули из церкви Новомучеников и Исповедников Российских (они, бабули, там все как на подбор – добрые, очень отзывчивые) выкатывают соленья, винегрет, квас, кашу, чай, гороховый суп, уху, икру кабачковую. Пир горой! Устраиваюсь на коврике с этим шикарным обедом и вспоминаю, как чашка солдатской каши выручала нас после долгого трудного перехода.

Мы идем, идем, идем, снова по асфальту. Час, другой. Опять тяжело, жара. Жители Кирова вышли на улицы, встречают. Идем.

Последние минут пятнадцать – уже и не ход даже, а полет. Летишь, знаешь, что впереди – только радость.

И вот наконец часа в четыре подлетаем к Трифонову монастырю, откуда вышли почти неделю назад.

Завершающий молебен. Владыка Марк благословляет всех и надеется увидеть в следующем году.

После службы заходим в собор, падаем на пол и на 20 минут засыпаем. Еле встаем, всё болит – ноги, спина, плечи.

А еще там есть купель. В очереди снова слышны православные распевы. Выделяется статный красавец, я заметила его еще в ходу: он шел и пел – таким голосом и так душевно, что не было сомнений: это священник. Оказалось, программист из Москвы, Алексей, идет в четвертый раз. Удивительные, совсем новые для меня люди. Ну, я на правах журналиста попросила его рассказать о себе. И он мне написал:

“Какое же на самом деле счастье – идти вместе с братьями и сестрами по вере. Потому что именно там рядом с нами Бог”

«Однажды меня знакомый, человек довольно пожилой и много повидавший на своем веку, спросил, зачем я иду в крестный ход. И я долго пытался сам для себя ответить на этот вопрос. Ответов находилось море, и всё разные. Крестный ход и землю освящает, по которой люди идут, и самих людей. И старец Николай Гурьянов говорил, что крестными ходами Россия спасется. Кто-то идет, чтобы за своих близких помолиться; многие идут, чтобы попросить у святых чего-то в своей жизни. Я вот в 2012 году, вернувшись из ВКХ, уже было зарекся не ходить сюда вовек. Но потом, где-то через полгода, сердце тоскливо заныло, снова захотелось увидеть людей, увидеть красоту вятских земель, насладиться духовным торжеством. Что внутри меня происходит, я не знаю. В тот момент хочется спать, болят ноги, а погоды хорошей не дождешься, потому что бывает либо слишком жарко, либо слишком холодно, либо слишком сыро, либо слишком сухо. Помолиться толком не успеваешь, по дороге прочитываешь молитвы совершенно бездарно и невнимательно. Благодати окрыляющей не испытываешь, волнений душевных – тоже. Цель одна только – выдержать и дойти. Но вот потом только понимаешь, что домой на самом деле возвращаешься другим человеком, отвыкшим от привычного жизненного распорядка вместе со всей душевной дрянью. Только потом приходит осознание того, какое же на самом деле счастье – идти по пыльной дороге вместе с братьями и сестрами по вере и претерпевать незначительные трудности. Потому что именно там рядом с нами Бог».

Паломники постепенно расходятся, в храме становится тихо. Мягко горят свечи, полутьма. Икона, за которой мы шли все эти дни, вернулась на место. За это время она собирала вокруг себя тысячи людей, и вот сейчас можно постоять один на один…

Послесловие

Крестный ход – это практика. Ты практикуешь беззлобие, смирение, умение преодолевать себя

Крестный ход – это практика. Вот что, как мне кажется, ты практикуешь.

Беззлобие, бестравматичное общение.

Умение любить.

Умение преодолевать себя, просто относиться к трудному. Спишь на земле, на полу в храме, учишься ходить уточкой, потому что всё болит.

Смиряешь гнев, гордыню – не подавляешь в себе, а как бы отпускаешь без усилий. Очень часто здесь произносят слово «Простите», как я уже говорила. И это ощущение – покоя и радости – ты распространяешь, как волну, и ловишь ее от других людей. Крестный ход на шестой день очень отличается от того, каким был в первый.

Я помню всех, с кем мне довелось общаться, и обо всех вспоминаю с теплом.

Катерина из Петербурга рассказывает, что с хода возвращаешься как с войны – войны с самим собой.

Есть те, кто идет уже в 19-й раз. Я спрашивала: вы же знаете, что так тяжело будет, как же вы опять идете? Тяга, говорят. Тянет. И потом, ничего мы не знаем. Каждый раз здесь открывается что-то новое.

В основном, конечно, здесь набожный народ. Дети наравне со взрослыми поют акафисты, знают все молитвы.

Ну а ты как бы вплываешь, возвращаешься в эту веру, в которую был крещен много лет назад. И многое еще непонятно, многого не знаешь, кое-что вызывает недоумение, но, неизменно, если ты хоть немного хочешь этого, совершаешь душевную работу, ты ощущаешь покой и радость – Божию благодать.

Что еще практикуешь?

Умение доверять.

Умение работать на дальнюю перспективу. Сейчас надо потерпеть, чтобы прийти к заветному.

Вообще это очень мощное духовное и телесное испытание. Первые два дня я только болталась с мыслями: «Как я сюда попала?» А потом, на третий день, начала прислушиваться, тихонько подпевать, участвовать в молитве, создавать собственный разговор со своим Собеседником.

Крестный ход – это открытое богослужение. Богослужение на природе. Дорога к живой вере. Не к той, где «поп – толоконный лоб», а к той энергии, к верной силе, которая управляет всем. Возможность почувствовать себя среди жизни.

Это также возможность увидеть свою страну: людей в самых разных проявлениях; природу, ее мощь и красоту.

А в финале я бы еще хотела добавить слова, которые написала за несколько дней до Великорецкого крестного хода.

И всё же главное, что я знаю сейчас: надо идти всё равно. Просто шевели ногами, что бы ни случалось. Случилось – а ты шевели. Иди.



Copyright © 2024 Образовательный портал.