Анализ деятельности комплексного центра социального обслуживания населения. Основные направления развития сферы социального обслуживания населения на примере муниципального бюджетного учреждения "комплексный центр социального обслуживания населения" баган

Практический опыт управления персоналом был рассмотрен на примере Комплексного центра социального обслуживания Ленинского района.

В исследовании были применены следующие методы сбора информации: анализ документов (были изучены положение о направлениях деятельности Центра, положения о подразделениях организации, штатное расписание, должностные инструкции сотрудников, положение по оплате и стимулированию труда); интервью (была проведена слабоструктурированная беседа со специалистом отдела кадров КЦСОН).

Анализ документов был выбран, потому что в документах организации систематизирована информация о направлениях деятельности Центра и его структурных подразделений, о численности работников соответствующих категорий (штатных единицах) по каждой должности, наименованиях должностей, об обязанностях, правах и ответственностях по каждой должности.

Проведение интервью же было обусловлено тем, что в организации не существуют документы, регламентирующие выполнение основных процедур кадровой работы, таких как отбор, подбор, адаптация, формирование кадрового резерва, обучение персонала. Интервью - слабоструктурированная личная беседа интервьюера с респондентом в форме, побуждающей последнего к подробным ответам на задаваемые вопросы. Интервью проходило в виде свободной беседы со специалистом отдела кадров на тему существующей в Центре кадровой работы, в ходе которого получена очень подробная информация о процедурах, проводимых в рамках этой работы, об отношении самого специалиста отдела кадров к качеству проведения этих процедур. Запись ответов производилась механически.

Проанализировав положение о направлениях деятельности Центра можно сказать, что:

Центр представляет собой юридическое лицо, имеет самостоятельный баланс, круглую печать и угловой штамп с его наименованием, счета, бланки, юридический адрес и удостоверения для сотрудников.

Основными направлениями деятельности МУ «КЦСОН» Ленинского района являются:

Оказание социально-бытовых, социально-медицинских услуг на дому пенсионерам, инвалидам 1, 2 группы, частично утратившим способность к самообслуживанию;

Оказание различных видов срочной социальной помощи гражданам района, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

Проведение реабилитационных мероприятий для инвалидов - взрослых и детей, согласно индивидуальных программ реабилитации;

Оказание отдельных видов услуг - транспортных, услуг социально-бытового и социально-медицинского характера, консультаций и разъяснений жителям района, обратившимся в Центр и его филиалы за помощью;

Осуществление комплекса мероприятий по проблемам семьи, материнства и детства;

Профилактика и предупреждение социальных отклонений - безнадзорности, правонарушений и др. в поведении несовершеннолетних детей и подростков, осуществление социального патронажа семей «группы риска»;

Привлечение к сотрудничеству государственных, общественных и других предприятий и организаций на договорной основе.

В настоящее время в Центре работают 19 структурных подразделений, занимающихся решением проблем социально-незащищенных категорий граждан Ленинского района. В их числе:

Надомная работа, включающая в себя 14 отделений обслуживания на дому, два из которых - специализированные (ОСП);

Отделение срочного социального обслуживания;

Отделение социальной реабилитации инвалидов;

Отделение психолого-педагогической помощи семье и детям;

Организационно-методическое отделение;

Отделение по профилактике безнадзорности детей и подростков.

Краткая характеристика некоторых отделений Комплексного центра социального обслуживания населения Ленинского района, основанная на анализе положений о подразделениях Центра:

1. Специализированное отделение социально - медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов

Основной целью данного отделения является предоставление необходимых социально - бытовых услуг, доврачебной медицинской помощи, медицинских услуг пенсионерам и инвалидам, утратившим способность к самообслуживанию в связи с возрастом, инвалидностью или страдающим тяжелыми заболеваниями, бесплатно, в условиях частичной или полной оплаты.

Основными задачами являются:

1. выявление и учет лиц из числа пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в специализированном обслуживании;

2. заключение договоров о зачислении на специализированное обслуживание бесплатно, в условиях частичной или полной оплаты производится заместителем директора центра, на основании заявления, медицинского заключения о состоянии здоровья, акта материально - бытового обследования, справки о размере среднедушевого дохода с учетом льготных категорий;

3. оказание пенсионерам и инвалидам квалифицированного общего ухода, социально - бытовой и доврачебной помощи, санитарно - медицинских процедур на дому;

4. систематическое наблюдение за состоянием здоровья обслуживаемых лиц и проведение мероприятий, направленных на профилактику обострений хронических заболеваний;

5. оказание психологической помощи обслуживаемым лицам и членам их семей;

6. обучение родственников практическим навыкам общего ухода за нуждающимися в нем больным;

7. ведение учета всех видов социальной помощи, оказываемых гражданам;

8. внедрение в практику новых форм обслуживания населения в вопросах оказания социальной помощи;

9. использование положительного опыта различных Муниципальных учреждений «комплексных центров социального обслуживания населения» города, а также достижений отечественной и зарубежной практики в области социальной защиты.

2. Отделение профилактики безнадзорности детей и подростков Основные задачи отделения являются:

1. своевременное выявление и устранение неблагоприятных дезадаптирующих воздействий окружения, внешней среды общения и пр.;

2. профилактика и предупреждение социальных отклонений безнадзорности правонарушений и антиобщественных действий в поведении несовершеннолетних детей, преодоление их социальной дезадаптивности;

3. выполнение конкретных мероприятий индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетних детей и семей «группы риска» разработанных специалистами отделения психолого-педагогической помощи семье и детям утвержденных Социальным Советом Комплексного центра социального обслуживания населения;

4. оказание семье и несовершеннолетним детям, проживающим на территории района и находящихся в кризисном положении содействия в получении материальной, а так же квалифицированной социально - правовой и психолого-педагогической помощи, направленных на повышение экономического уровня семьи, на формирование общей нравственной и психологической культуры, на установление гармоничных внутрисемейных отношений;

5. обеспечение защиты прав и законных интересов семьи и несовершеннолетних детей.

Деятельность отделения основывается на принципах:

· законности, добровольности;

· доступности;

· конфиденциальности;

· адресности и индивидуальности подхода;

· гуманности и доброжелательности.

3. Отделение срочного социального обслуживания

Основной целью отделения является - оптимальная организация адресной социальной помощи (с учетом приоритетных направлений политики социальной защиты) гражданам, постоянно или временно проживающих на территории района и находящихся в трудной жизненной ситуации, из которой они не могут выйти сами, а именно:

· одиноким гражданам, одиноким супружеским парам пенсионного возраста, одиноким пенсионерам - инвалидам, если среднедушевой доход этих граждан ниже областного бюджета прожиточного минимума, установленного на момент обращения за помощью;

· семьям без несовершеннолетних детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, авариями, вынужденной миграцией;

· дезадаптивным одиноким гражданам;

· гражданам инвалидам без несовершеннолетних детей среднедушевой доход этих граждан ниже областного бюджета прожиточного минимума, установленного на момент обращения за помощью;

· взрослым инвалидам - одиноким и семейным, а также детям - инвалидам, нуждающихся в технических средствах реабилитации.

Основные задачи деятельности отделения:

1. плановая разработка и осуществление конкретных комплексных мероприятий по организации предоставления различных видов социальной помощи всем категориям граждан, нуждающихся в социальной поддержке;

2. содействие привлечению внебюджетных средств, осуществление мероприятий по привлечению сил и средств предприятий, организаций, общественных объединений и частных лиц к оказанию социальной поддержки нуждающихся граждан;

3. принятие оперативных решений по вопросам обращения граждан, попавших в экстремальные ситуации;

4. ведение учета всех видов социальной помощи, оказанной состоящим на учете в Муниципальном учреждении «Комплексного центра социального обслуживания населения Ленинского района»;

5. внедрение в практику новых форм обслуживания населения в вопросах оказания социальной помощи;

6. использование положительного опыта различных Муниципальных учреждений «комплексных центров социального обслуживания населения» города, а также достижений отечественной и зарубежной практики в области социальной защиты

5. Организационно-методическое отделение

Цели: 1) оказание организационно-методической, информационной и практической помощи специалистам всех структурных подразделений КЦСОН, направленной на улучшение организации работы по обслуживанию обращающихся граждан и повышение качества предоставляемых услуг;

2) изучение и обобщение, систематизация и внедрение в практику инновационных технологий социальной работы со всеми категориями граждан, обслуживаемых КЦСОН;

3) проведение анализа и прогнозирование социальных процессов на территории обслуживания Центром, выработка предложений по совершенствованию системы социальной защиты населения района.

Основные направления деятельности:

· по вопросам изучения и обобщения, систематизации и внедрения в практику инновационных технологий социальной работы со всеми категориями граждан, обслуживаемых КЦСОН;

· по вопросам ведения компьютерной «базы данных» граждан и семей категорий «малообеспеченные», «льготные» Ленинского района, оказавшихся в ТЖС и состоящих на учёте в МУ КЦСОН;

· по вопросам ведения компьютерной «базы данных» семей с детьми-инвалидами Ленинского района;

· по вопросам ведения компьютерной «базы данных» инвалидов трудоспособного возраста и пенсионного возраста Ленинского района;

· по координации работы всех служб и учреждений района в вопросах реализации ИПР инвалидов - взрослых и детей;

· по проблемам семьи, материнства и детства;

· по проведению анализа и прогнозированию социальных процессов на территории обслуживания Центром, выработке предложений по совершенствованию системы социальной защиты населения района;

· по организации учебной, просветительской, культурно-досуговой работы социальных работников, специалистов Центра;

· по взаимодействию с общественными организациями и объединениями в вопросах оказания различных видов социальной поддержки гражданам Ленинского района, а также по вопросам организации, проведения, информирования жителей района о мероприятиях социального плана;

· по осуществлению социального мониторинга на территории обслуживания Центром с целью проведения анализа и прогнозирования социальных процессов в районе с целью выработки предложений по совершенствованию системы социальной защиты района;

· по привлечению внебюджетных средств, осуществлению мероприятий по привлечению сил и средств предприятий, организаций, общественных образований, благотворительных и религиозных объединений и частных лиц к оказанию социальной поддержки гражданам и семьям, оказавшимся в ТЖС.

Исходя из анализа должностных инструкций, можно отметить, что Центр возглавляет директор, осуществляющий руководство его деятельностью на основе единоначалия.

В должностные обязанности директора входит:

Обеспечение хозяйственной деятельности и целенаправленное расходование ассигнований на содержание учреждения;

Организация мероприятий по привлечению внебюджетных средств на укрепление материально-технической базы, улучшение обслуживания граждан и условий труда работников.

Вся финансово-экономическая документация Центра хранится в бухгалтерии. Главный бухгалтер составляет смету расходов, контролирует использование средств и готовит отчеты согласно требованиям инструкций.

Заместители директора по социальной работе отвечают за организацию деятельности по обслуживанию граждан определенными структурными подразделениями Центра.

Функции заместителей директора по хозяйственным вопросам заключаются в обеспечении Центра всем необходимым для производственной деятельности.

Отдел кадров играет важную роль при организации работы по обеспечению отбора, подбора, расстановки персонала, формировании стабильно работающего коллектива, создании кадрового резерва, составлении штатного расписания и тарификационных списков, в которых зафиксирована заработная плата служащих в соответствии с их квалификацией. Общее руководство персоналом осуществляет директор Центра.

Центр имеет следующую организационную структуру (Приложение E).

Схема имеет линейно-функциональный вид.

Проанализировав штатное расписание и журнал учета сотрудников можно выделить следующие характеристики.

Характеристика кадрового состава КЦСОН по категориям.

Общая численность сотрудников Центра на 30 сентября 2010 года штатным расписанием утверждена в количестве 368 ставок, из них занято - 338 ставок, фактически работают 282 человека. На каждого из социальных работников приходится по 1,5 ставки.

Диаграмма 1. Распределение работников по категориям

Из диаграммы видно, что из всего персонала подавляющее большинство - социальные работники и специалисты по социальной работе, значит, именно на них направлена основная кадровая работа Центра.

Характеристика кадрового состава Центра по образованию.

Среди социальных работников и специалистов по социальной работе с образованием по специальности «социальная работа» в Центре работают всего 15%. Чаще переходят на социальную работу специалисты из педагогической сферы, а также обладатели технических рабочих специальностей, средние медицинские работники, количество таких работников составляет 85%. На сегодняшний день 9 человек (около 3% работающих), являются студентами - заочниками различных ВУЗов (НГТУ, НГПУ, СибАГС, Мед. Академия), где получают образование по специальности «социальная работа».

Распределение работников по образованию представлено в таблице 3 и на диаграмме 2.

Таблица 3. Распределение работников по образованию

Поскольку, большинство социальных работников не имеют профессиональной подготовки, да и выполняемые функции для них совершенно новы, необходимо организовывать подготовку кадров. Несколько лет такая подготовка осуществлялась, но все курсы закрылись, а те которые существуют достаточно дорогостоящие, Центр не может их себе позволить.


Диаграмма 2. Распределение работников по образованию

Характеристика кадрового состава КЦСОН по полу.

В Центре преимущественно работают женщины, как в управленческом аппарате, так и в структурных подразделениях. Мужчины работают только в качестве обслуживающего персонала Комплексного центра социального обслуживания населения, например электрики, сантехники, механики, водители и др., за исключением директора центра.

Распределение работников по полу представлено в таблице 4 и на диаграмме 3.

Таблица 4. Распределение работников по полу

Необходимо отметить, что все социальные работники и специалисты по социальной работе в Центре - это женщины, обладающие более высокой степенью восприимчивости, сопереживания, сочувствия, эмоциональности по сравнению с мужчинами.

Диаграмме 3. Распределение работников по полу

Характеристика кадрового состава Центра по возрасту

Заметное нарушение в возрастной структуре персонала может негативно повлиять на психосоциологический климат в коллективе организации и создать серьезные проблемы. Высокая доля немолодых людей в составе персонала снижает восприимчивость к инновациям и в долгосрочном периоде ведет к сокращению объема оказываемых услуг, однако, наличие в коллективе опытных специалистов создает атмосферу стабильности и уверенности в будущем, как организации, так и работников независимо от их возраста.

Распределение работников по возрасту представлено в таблице 5 и на диаграмме 4.

Таблица 5. Распределение работников по возрасту


Диаграмма 4. Распределение работников по возрасту

По возрастным характеристикам самыми большими группами являются группы предпенсионного (65% - женщины от 41 до 54 лет) и пенсионного возраста (22% - женщины от 55-66 лет). Это объясняется тем, что в таком возрасте трудно устроиться на работу по специальности, а для пенсионеров работа социальными работниками - это своего рода добавка к пенсии. Женщины среднего возраста (от 31 до 40 лет) либо имеют соответствующее образование, позволяющее им выполнять обязанности социального работника, либо имеют призвание для этой непростой работы. Самая же малочисленная группа (от 20 до 30 лет) - это либо студенты-заочники, либо молодые специалисты, которые, получив опыт работы в Центре, уходят на более высокооплачиваемую работу, что является значительной проблемой перспективного развития кадрового потенциала.

Характеристика кадрового состава Центра по стажу.

На сегодняшний день можно проследить, что в центре более половины сотрудников работает свыше 5 лет, стаж 1/3 рабочих более 10 лет. Распределение рабочих по стажу приведено в таблице 6 и на диаграмме 5.

Таблица 6. Распределение работников по стажу


Диаграмма 5. Распределение работников по стажу

Стабильность кадрового состава объясняется возрастом сотрудников: 20% работников пенсионного возраста, 65% - предпенсионного возраста. Молодые специалисты же в Центре надолго не задерживаются.

За 9 месяцев 2010 г. было принято - 70 новых сотрудников, уволилось 74 человека (сравнительно динамика занятости и текучести кадров за 5 лет приведена в таблице 7).

Таблица 7. Динамика текучести кадров в МУ КЦСОН за 5 лет

Для анализа движения персонала организации используется система показателей, характеризующая интенсивность оборота кадров и детализирующая особенности этого оборота. Одним из этих показателей является коэффициент текучести:

Коэффициент текучести

где Кт - коэффициент текучести, %;

Т тек - численность выбывших за год работников по собственному желанию, за нарушение трудовой дисциплины и другим причинам, невызванным производственной или общегосударственной потребностью, человек.

Т - среднесписочная численность работников за год, человек.

С 2006 по 2008 год заметен спад текучести персонала. Это объясняется тем, что в эти года работали молодые специалисты. В 2009 же году возник рост текучести, так как много специалистов ушли на более высокооплачиваемую работу, на конец 2010 года предполагается та же динамика. Идет стремительное старение коллектива, существует огромная потребность в молодых специалистах.

Целью данного исследования является анализ работы и разработка предложений по совершенствованию развития отделения Социально-бытового обслуживания на дому в муниципальном образовании.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:
– изучить теоретико-методологические основы социального обслуживания населения в РФ;
– проанализировать деятельность отделения Социально-бытового обслуживания на дому Комплексного центра социального обслуживания населения Навашинского района Нижегородской области

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы социального обслуживания населения в РФ

1.1 История возникновения, направления и функции социального обслуживания населения в России

1.2 Экономико-правовые основы социального обслуживания населения

1.3 Структура социального обслуживания в РФ. Итоги работы Минздравсоцразвития по направлению социальное обслуживание за 2010-2011 годы

Глава 2. Анализ деятельности отделения социально-бытового обслуживания ГУ «КЦСОН Навашинского района». Предложения по совершенствованию работы отделения

2.1 Социально-экономическая характеристика района

2.2 Структура служб социального обслуживания в Навашинском районе. Цели, функции и задачи отделения социально-бытового обслуживания на дому

2.3 Анализ работы отделения за 2009-2010 года

2.4 Меры по привлечению и закреплению кадров. Повышение квалификации сотрудников ГУ «КЦСОН Навашинского района»

2.5 Приоритетные программные мероприятия, направленные на улучшение жизни пенсионеров и инвалидов в РФ и Нижегородской области

2.6 Пути совершенствования работы отделения социально-бытового обслуживания на дому в Навашинском районе

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

2.5 Приоритетные программные мероприятия, направленные на улучшение жизни пенсионеров и инвалидов в РФ и Нижегородской области

Всего на социальную политику в бюджете РФ на 2012 год заложено бюджетных ассигнований на сумму 3898937715,3 тыс. рублей, из этой суммы на социальное обслуживание населения предполагается потратить 7910171,6 тыс. рублей. 20

Долгие годы наша жизнь была организована так, словно среди нас нет слепых, глухих, инвалидов-колясочников, пожилых людей и других категорий, которым сложно передвигаться по улицам, пользоваться транспортом, магазинами, офисами разных социальных служб, даже обычными телефонами и телевизорами. На данном этапе развития нашей страны правительство разработало ряд программных мер для улучшения материального, морального и физического состояния лиц нуждающихся в социальной поддержке со стороны государства. Рассмотрим основные направления деятельности социальных служб в нашей стране на ближайшие годы:

  1. Строительство современных модульных зданий социальных учреждений, оснащение их современным оборудованием. Данный вопрос можно решить путем предоставления субъектам Российской Федерации субсидий на модернизацию базы социальных учреждений в рамках реализации отдельных мероприятий региональных социальных программ.
  2. Обеспечение пожилых людей и инвалидов социальными и отдельными медицинскими услугами, выполнение которых возможно по месту проживания граждан. Создание мобильных бригад.
  3. Развитие частно-государственного партнерства, привлечение негосударственного сектора в сферу оказания социальных услуг населению.
  4. Введение обязательного страхования жизни и здоровья при помещении пожилых людей в стационарное учреждение для постоянного проживания, что будет способствовать повышению их социальной защищенности.
  5. Развитие гражданской инициативы и добровольчества в системе ухода за пожилыми людьми и инвалидами, более широкое привлечение к этой работе студентов медицинских обр

    Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

    12984. Финансовое планирование и исполнение сметы доходов и расходов (на примере Бюджетного учреждения социального обслуживания Сокольского муниципального района «Комплексный центр социального обслуживания населения 4.08 MB Понятие и законодательные основы функционирования бюджетных учреждений в РФ. Основные методы планирования сметы доходов и расходов применяемые в бюджетных учреждениях РФ на современном этапе. Направления совершенствования финансового планирования и эффективности использования бюджетных ресурсов в БУ СО КЦСОН... 18947. Организация и управление социальной помощью инвалидам в г. Санкт-Петербурге (на примере деятельности СПБ ГУ Комплексный Центр Социального Обслуживания Населения Кировского района Санкт-Петербурга) 578.35 KB Оценить деятельность и взаимоотношения в выделенных трудовых группах определить общий характер межличностного взаимодействия в различных профессиональных группах произвести оценку возможностей коллективов определить лидеров и аутсайдеров. Оценить деятельность и взаимоотношения в выделенных трудовых группах определить общий характер межличностного взаимодействия в различных профессиональных группах произвести оценку возможностей коллективов определить лидеров и аутсайдеров. Оценить деятельность и взаимоотношения в выделенных трудовых... 20634. Экономические основы деятельности учреждений социального обслуживания населения (На примере Химкинского комитета социальной защиты населения Московской области) 58.46 KB Становление и развитие социальных служб в России началось с конца 80-х начала 90-х годов. Наибольшее распространение получили центры социального обслуживания. Они предоставляли различные услуги: адресную помощь, организацию дневного пребывания, вещевую помощь. 14350. ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ СТРЕССАМИ СОТРУДНИКОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ 134.82 KB В данной работе мы рассматриваем проблему борьбы со стрессом в организациях социального обслуживания населения на примере ГУ КЦСО «Берег». Важность эмпирической разработки этой проблемы определяется тем, что по своему содержанию деятельность социальных работников относится к категории «повышенного риска» с точки зрения развития профессионального стресса. Типичными следствиями длительного переживания профессионального стресса у социальных работников являются различные нарушения физического и психического здоровья 7580. Практика социального обслуживания граждан пожилого возраста в г. Брянске (на примере ГУ ЦСО «Доброе сердце») 55.85 KB Смысл социальной работы – социальная реабилитация, действительное восстановление в привычных обязанностях, функциях, видах деятельности, характере отношений с людьми, превращении пожилого человека из объекта (клиента) в субъекта. 10015. ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЫТА И КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА КАК ОБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ГБУ «ЦСОГПВИИ ПЕРЕВОЗСКОГО РАЙОНА» 320.73 KB Актуальность работы заключается в возникновении общественной потребности в эффективной социальной помощи пожилым людям в условиях социально-экономических изменений, происходящих в нашей стране. Социальная работа направлена на психологическую поддержку пожилых в различных трудных и кризисных ситуациях, вызывающих психологический дискомфорт и эмоциональную нестабильность, на содействие эффективной адаптации к социальной среде, к изменяющимся социальным условиям. 19012. Совершенствование дистанционного банковского обслуживания (на примере ОАО «Росгосстрах Банк») 5.71 MB Н1 Дистанционное банковское обслуживание ДБО общий термин для технологий предоставления банковских услуг на основании распоряжений передаваемых клиентом удаленным образом то есть без его визита в банк чаще всего с использованием компьютерных и телефонных сетей. Для описания технологий ДБО используются различные в ряде случаев пересекающиеся по значению термины: Клиент-Банк Банк-Клиент Интернет-Банк Система ДБО Электронный банк Интернет-Банкинг on-linebnking remotebnking directbnking homebnking internetbnking PC bnking... 14407. Формирование и перевод терминолексики комплексного туристического обслуживания 69.8 KB Сегодня, хотя прошло более сорока лет, данное высказывание остается актуальным. При отсутствии строго аргументированной, в научном плане, терминологии невозможно плодотворное и успешное развитие ни одной науки или области знания. Неоспоримым является и тот факт 18907. Понятие и принципы социального обслуживания 168.17 KB Характеристика Управления социальной защиты населения Мытищинского муниципального района Московской области. Анализ организации социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и оказанию реабилитационных услуг населению Мытищинского муниципального района Московской области... 11324. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН 48.82 KB Нуждающимся в помощи признается тот, кто не в состоянии обеспечить собственными силами свое существование или помочь себе в особых жизненных ситуациях, а также тот, кто не получает достаточной помощи, чтобы иметь жизненно необходимые продукты и предметы


Copyright © 2024 Образовательный портал.