Евпраксия тавеннисийская, младшая. Молитва преподобной евпраксии девы Преподобная евпраксия

О богатых родителях; шестилетней девочке, которая захотела остаться в монастыре; кознях дьявола; зависти коллеги и снах игуменьи, отправляющих на скорую праведную кончину. Место действия: Римская империя, восточная часть; время: рубеж 4-5 веков н.э. А также об одноименной императрице из Киевской Руси 11 века

Святая Евпраксия и дьявол, толкающий ее в колодец. Створка полиптиха. Около 1500 года. Неизвестный автор. Дворец епископа Эразма Циолека - филиал Краковского Национального Музея / Diabeł usiłuje wrzucić św. Eufraksję do studni. Pałac Biskupa Erazma Ciołka, Muzeum Narodowe w Krakowie. Nr identyfikacyjny: MNK ND-13/e. Twórca: nieznany. Czas powstania: około 1500 roku.

Святая Евпраксия Константинопольская /греч. Εὐπραξία /лат. Eufrasia (383-413/380-410) - дочь и племянница святых. Святыми стали ее мать, а также родственник (вроде бы дядя) и по совместительству приемный отец император Феодосий I Великий (379-395).

Говорят, что святая дева родилась во второй по богатству и знатности семье Константинополя.


Ее отец, Антигон занимал должность сенатора, по латинской версии он был наместником Ликии. Антигон – родственник императора Феодосия I Великого. Мать Евпраксии тоже Евпраксия (ум. ок. 393) – богобоязненная христианка знатного происхождения. Благочестивые супруги раздавали свое имущество нищим, после рождения дочери они решили жить в браке как брат и сестра.

Через год сенатор Антигон умер. Рано овдовев, Евпраксия обратилась к императору и его жене с просьбой удочерить свою осиротевшую дочь. Когда девочке исполнилось 5 лет, Феодосий обручил ее с сыном богатого вельможи. Вскоре императрица стала склонять Евпраксию-мать вступить во второй брак. Евпраксия отказалась и вместе с дочерью покинула Константинополь. Мать и дочь направились в Египет, в район Нижней Фиваиды, где у матери были обширные владения.

Евпраксия посещала монастыри и церкви, делая щедрые пожертвования. Придя в женскую обитель, расположенную недалеко от Фив, мама и дочь поразились строгости ее устава. Там подвизалось около 104-130 монахинь. Мать хотела принести щедрый дар в 20 или 30 литр золота, чтобы сестры молились о ней, о дочери и об Антигоне, но настоятельница монастыря Феодула сказала, что примет только немного елея для лампад и фимиам.

Через некоторое время Евпраксия-младшая, которой не исполнилось и 7 лет, пожелала остаться в той самой обители. Несмотря на то что мать и игуменья противились такому решению из-за малолетства девочки, шестилетний ребенок все же настоял на своем. После ухода дочери в монастырь Евпраксия продолжала путешествовать по обителям Египта и помогать нуждающимся, она усилила свой духовный и телесный подвиг, не пила вина, не вкушала ни мяса, ни рыбы и принимала пищу один раз в день, вечером.

Прошло несколько лет, и игуменье Феодуле во сне было открыто, что через три дня Евпраксия-старшая отойдет ко Господу. Настоятельница объявила Евпраксии о близости ее кончины. Евпраксия дала последние наставления дочери и с миром почила. Она была похоронена в монастыре, где подвизалась ее дочь.

После смерти матери ее владения перешли к дочери, однако та, уже привыкнув к строгости, отказалась от наследства и повелела раздать все богатства в пользу Церкви и нуждавшихся. Через некоторое время после кончины матери девочка получила из столицы письмо, в котором ей напоминали об обручении с сыном сенатора. По одной из версий - жених умер еще до того, как Евпраксия приняла постриг. В ответ Евпраксия написала, что уже вступила в число невест Христовых и не желает покидать монастырь.

В обители Евпраксия выполняла самую трудную работу: готовила на кухне, колола дрова, прислуживала другим сестрам. С каждым годом она все более усиливала свою аскезу: постепенно научилась вкушать пищу 1 раз в 3 дня, а затем - 1 раз в неделю. Сестры любили смиренную Евпраксию. Но одна из сестер завидовала ей и все ее подвиги объясняла желанием прославиться. Монахиня стала досаждать Евпраксии и укорять, но святая дева не противоречила ей, а смиренно просила прощения.

3.

Святая Евпраксия и дьявол, направляющий топор на ногу Святой деве. Створка полиптиха (илл.1). Около 1500 года. Неизвестный автор. Краков. Национальный Музей / Diabeł i św.Eufraksja. Muzeum biskupa Erazma Ciołka. Kraków.

Диавол всячески пытался смутить Евпраксию, являясь ей в ночных видениях. Борясь с искушениями, она в течение 40 дней неподвижно простояла на молитве с поднятыми к небу руками. Не сумев повредить ей духовно, сатана заставлял Евпраксию страдать физически: он пытался утопить ее в колодце, сбрасывал с высокого здания, устраивал так, что Евпраксия ранила себе ногу топором и обливала себя кипятком. Каждый раз Евпраксия чудесным образом спасалась от козней дьявола. Полуживой ее вытащили из колодца, быстро зажила, казалось бы, смертельная рана на ноге, нанесенная во время рубки дров. А когда она упала с охапкой хвороста в руках, тонкая лучина вонзилась у самого глаза, не задев его.

4.

Прп. Евпраксия. Фрагмент иконы «Минея на июль». Нач. XVII в. ЦАК МДА.

Бог наградил Евпраксию даром чудотворения: она исцелила глухонемого парализованного ребенка. После этого настоятельница поручила Евпраксии ухаживать за бесноватой, много лет жившей в обители. Женщина была связана цепями по рукам и ногам, никто не смел к ней приблизиться, пищу ей подавали в корзине на длинном шесте. Сестры молились об исцелении больной, но тщетно. Зная, что Евпраксия удостоилась принять от Господа особую благодать, настоятельница повелела ей исцелить бесноватую. Евпраксия сказала, что недостойна, но, проявив послушание, пошла к одержимой и в присутствии сестер изгнала беса из женщины.

За 10 дней до смерти Евпраксии игумения Феодула увидела сон. Во сне Евпраксия была приведена в светлый чертог и покланялась сидящему на Престоле Царю, окруженному святыми Ангелами. Богородица показала Евпраксии светлую обитель и сказала ей, что она приготовлена для нее и что через 10 дней она войдет в эту обитель.

5.

Saint_Euphrasia from page 164 of Little Pictorial Lives of the Saints, Benzinger Brothers via

Игумения и сестры горько плакали, не желая расставаться с Евпраксией. Сама же дева, узнав о видении, плакала о том, что она не готова для перехода в вечность, и просила игумению умолить Господа оставить ей жизнь хотя бы на один год для покаяния. Игумения утешала Евпраксию и говорила, что так надо – Господь удостоит тебя Своей великой милости. Внезапно здоровая дева почувствовала себя плохо и, разболевшись, вскоре мирно скончалась в возрасте тридцати лет.

На могиле подвижницы совершалось множество чудес: одержимые избавлялись от бесов, больные исцелялись. Святая Евпраксия известна исцелением глухонемых, слепых, тяжелораненых, она охраняла от утопления, изгоняла дьявола из человеческих душ.

Преподобную Евпраксию высоко чтили в Киевской Руси. Так, Евпраксией назвали внучку Ярослава Мудрого, дочь Всеволода Ярославича.

6.

Передача императорских инсигний Генрихом IV (слева) Генриху V / The abdication of Henry IV in favour of Henry V, from the Chronicle of Ekkehard von Aura / Frutolfs von Michelsberg und Ekkehards von Aura Chroniken und die anonyme Kaiserchronik. via

В то время позор за обнародование подробностей сексуального насилия ложился не только на насильника, но и на его жертву. Публичное выступление жены против мужа было равнозначно гражданскому самоубийству. После подробных рассказов о сексуальных извращениях мужа, Адельгейда была освобождена собором от всякого наказания, ибо «к греху, в котором она покаялась добровольно и публично, ее принуждали тяжелейшим насилием». Разоблачения Адельгейды-Евпраксии оказались сокрушительным ударом по престижу императора. Евпраксия же по окончании собора к дворцовой жизни не вернулась, а отправилась после всех передряг к родственникам. По смерти Генриха IV в 1106 году, Евпраксия постриглась в монахини. К тому времени она жила в доме матери в Киеве. Умерла монахиня Евпраксия, бывшая императрица, в 1109 году в Киеве на 38-м году жизни.

Так что сатана своим вниманием Евпраксий не обделял, что в четвертом веке, что в одиннадцатом.

Смотрите также :
- Иулиания Никомидийская

Преподобная Евпраксия была дочерью Константинопольского вельможи Антигона, родственника святого благоверного царя Феодосия Великого (379-395).

Антигон и его супруга Евпраксия были благочестивы и раздавали неимущим щедрую милостыню. У них родилась дочь, которую назвали также Евпраксией. Антигон вскоре умер. Мать удалилась от царского двора и вместе с дочерью отправилась в Египет под предлогом осмотра своих владений. Там близ Фиваиды был женский монастырь со строгим уставом. Жизнь насельниц привлекла благочестивую вдову. Она захотела помочь этой обители, но игумения Феодула отказалась и сказала, что инокини вполне предали себя Богу и не желают приобретения никаких земных богатств. Игумения согласилась принять только свечи, фимиам и масло.

Маленькой Евпраксии в это время исполнилось семь лет. Она полюбила монашеский уклад и решила остаться в обители. Благочестивая мать не препятствовала ее желанию. Оставляя дочь в обители, Евпраксия просила девочку быть смиренной, никогда не думать о своем благородном происхождении, служить Богу и сестрам с усердием. В скором времени мать скончалась. Узнав о ее кончине, царь Феодосий послал святой Евпраксии младшей письмо, в котором напоминал ей, что в пятилетнем возрасте родители обручили ее сыну одного сенатора и он желает, чтобы она выполнила данное родителями обещание. В ответном письме святая Евпраксия писала царю, что уже вступила в число невест Христовых и просит царя распорядиться ее имениями, раздав их в пользу Церкви и нуждавшихся.

Святая Евпраксия, приходя в возраст, все более усиливала свои подвиги. Вначале она вкушала пищу один раз в день, потом через два - три дня и более и, наконец, раз в неделю. Пост она соединяла с выполнением всех монастырских послушаний: смиренно трудилась в поварне, мыла посуду, подметала помещения и служила сестрам с усердием и любовью. Сестры любили смиренную святую Евпраксию. Но одна из них завидовала ей и все ее подвиги объясняла желанием прославиться. Сестра стала досаждать ей и укорять, но святая дева не противоречила ей, а смиренно просила прощения.

Много бед причинял святой и враг рода человеческого. Однажды она, доставая воду, упала в колодец, откуда ее вытащили сестры; в другой раз святая Евпраксия рубила дрова для поварни и рассекла себе ногу топором. Когда она несла охапку дров вверх по лестнице, то наступила на край своей одежды, упала и острая лучина вонзилась ей около глаза. Все эти напасти святая Евпраксия переносила с терпением, и когда ее просили дать себе немного отдыха, то не соглашалась. За подвиги Господь удостоил святую Евпраксию дара чудотворения: по ее молитве исцелился глухонемой и расслабленный ребенок, освободилась от недуга бесновавшаяся женщина. В монастырь стали приносить больных для исцеления. Святая дева еще более смирялась, считая себя последней из всех сестер. Перед кончиной святой Евпраксии игумении было видение. Святая дева была приведена в светлый чертог и покланялась сидящему на Престоле Царю, окруженному святыми Ангелами, а Пречистая Дева показала святой Евпраксии светлую обитель и сказала ей, что она приготовлена для нее и что она через 10 дней войдет в эту обитель.

Игумения и сестры горько плакали, не желая расставаться со святой Евпраксией. Сама же святая, узнав о видении, плакала о том, что она не готова для перехода в вечность, и просила игумению умолить Господа оставить ей жизнь хотя бы на один год для покаяния. Игумения утешала святую Евпраксию и говорила, что Господь удостоит ее Своей великой милости. Внезапно святая Евпраксия почувствовала себя плохо и, разболевшись, вскоре мирно скончалась в возрасте тридцати лет († 413).


Антигон и его супруга Евпраксия были благочестивы и раздавали неимущим щедрую милостыню. У них родилась дочь, которую назвали также Евпраксией. Антигон вскоре умер. Мать удалилась от царского двора и вместе с дочерью отправилась в Египет под предлогом осмотра своих владений. Там близ Фиваиды был женский монастырь со строгим уставом. Жизнь насельниц привлекла благочестивую вдову. Она захотела помочь этой обители, но игумения Феодула отказалась и сказала, что инокини вполне предали себя Богу и не желают приобретения никаких земных богатств. Игумения согласилась принять только свечи, фимиам и масло.

Маленькой Евпраксии в это время исполнилось семь лет. Она полюбила монашеский уклад и решила остаться в обители. Благочестивая мать не препятствовала ее желанию. Оставляя дочь в обители, Евпраксия просила девочку быть смиренной, никогда не думать о своем благородном происхождении, служить Богу и сестрам с усердием. В скором времени мать скончалась. Узнав о ее кончине, царь Феодосий послал святой Евпраксии-младшей письмо, в котором напоминал ей, что в пятилетнем возрасте родители обручили ее сыну одного сенатора и он желает, чтобы она выполнила данное родителями обещание. В ответном письме святая Евпраксия писала царю, что уже вступила в число невест Христовых и просит царя распорядиться ее имениями, раздав их в пользу Церкви и нуждавшихся.

Святая Евпраксия, приходя в возраст, все более усиливала свои подвиги. Вначале она вкушала пищу один раз в день, потом через два-три дня и более и, наконец, раз в неделю. Пост она соединяла с выполнением всех монастырских послушаний: смиренно трудилась в поварне, мыла посуду, подметала помещения и служила сестрам с усердием и любовью. Сестры любили смиренную святую Евпраксию. Но одна из них завидовала ей и все ее подвиги объясняла желанием прославиться. Сестра стала досаждать ей и укорять, но святая дева не противоречила ей, а смиренно просила прощения.

Много бед причинял святой и враг рода человеческого. Однажды она, доставая воду, упала в колодец, откуда ее вытащили сестры; в другой раз святая Евпраксия рубила дрова для поварни и рассекла себе ногу топором. Когда она несла охапку дров вверх по лестнице, то наступила на край своей одежды, упала и острая лучина вонзилась ей около глаза. Все эти напасти святая Евпраксия переносила с терпением и, когда ее просили дать себе немного отдыха, не соглашалась. За подвиги Господь удостоил святую Евпраксию дара чудотворения: по ее молитве исцелился глухонемой и расслабленный ребенок, освободилась от недуга бесновавшаяся женщина. В монастырь стали приносить больных для исцеления. Святая дева еще более смирялась, считая себя последней из всех сестер. Перед кончиной святой Евпраксии было видение игумении монастыря. Святая дева была приведена в светлый чертог и поклонялась сидящему на Престоле Царю, окруженному святыми Ангелами, а Пречистая Дева показала святой Евпраксии светлую обитель и сказала ей, что она приготовлена для нее и что она через 10 дней войдет в эту обитель.

Игумения и сестры горько плакали, не желая расставаться со святой Евпраксией. Сама же святая, узнав о видении, плакала о том, что она не готова для перехода в вечность, и просила игумению умолить Господа оставить ей жизнь хотя бы на один год для покаяния. Игумения утешала святую Евпраксию и говорила, что Господь удостоит ее Своей великой милости. Внезапно святая Евпраксия почувствовала себя плохо, заболела и вскоре мирно скончалась в возрасте 30 лет.

25 июля (7 августа) 2013 года исполняется 1600 лет преставления преподобной Евпраксии девы, Тавеннской (†413).

Тропарь, глас 8:

В тебе мати, известно спасеся еже по образу, приимши бо крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души вещи безсмертней. Темже и со Ангелы срадуется, преподобная, Евпраксие, дух твой.

(Православный церковный календарь 2013 г. – Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013 – Стр.5; иллюстрация - kotlovka.ru).

Дочь константинопольского вельможи Антигона, родственника святого благоверного царя Феодосия Великого (379-395). Антигон занимал должность сенатора (по лат. версии жития, наместника Ликии).

В период иконоборческих споров житие прп. Евпраксии активно использовалось полемистами. Эпизод, в котором Е. припадает к образу Христа, встречается у прп. Иоанна Дамаскина и в неопубликованном флорилегии М , восходящем к оригиналу сер. VIII в. . Прп. Иосиф Песнописец (+ 886) написал канон прп. Евпраксии и св. Олимпиаде, поминаемой в тот же день. Визант. историк XII в. Иоанн Зонара составил Похвальное слово св. Евпраксии, сохранившееся в ряде афонских рукописей .

Греческая Церковь отмечает день памяти прп. Евпраксии 25 июля, хотя в ряде рукописей Синаксаря Константинопольской церкви (кон. X в.) он обозначен под 24 июля.

В монофизитских календарях память преподобной находится под разными числами: в Арабо-яковитском Александрийском Синаксаре (XIII-XIV вв.) 26 числа месяца бармахат (22 марта); в двух Сирийских минологиях XIII и XVI вв., изданных Ф. Но, - 25 июля; в сир. мартирологе Раббана Слиба (кон. XIII - нач. XIV в.) - 29 июля вместе со св. Иларией; в Эфиопском стишном синаксаре (XV в.) - 26 июля.

В лат. мартирологах (Узуарда, Цезаря Барония и др.) св. Евпраксия чаще всего упоминается под 13 марта, ее имя передано как Евфрасия (лат. Eufrasia). Такая форма имени, равно как и др. день памяти, появилась из-за ошибочного отождествления прп. Евпраксии с мц. Евфрасией Никомидийской в Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.).

В календаре Русской Православной Церкви Евпраксия именуется Тавенской (Тавеннисской) по названию местности Тавенниси в Египте, где находилось множество мужских и женских монастырей, однако в житии святой нет указаний, что она подвизалась именно в этом месте.

Греческая служба преподобной Евпраксии была составлена во второй половине XIX века игуменией монастыря во имя прп. Евпраксии на острове Докос (один из Саронических островов, к западу от острова Идра) и впервые издана в Афинах в 1874 г.

Литература

  • BHG, N 631-631m; BHL, N 2718-2721;
  • MartRom. P. 96; ActaSS. Mart. T. 2. P. 727-735;
  • SynCP. Col. 840-841;
  • Vita St. Euphrasiae virginis // PL. 73. Col. 623-642C [лат. версия Жития];
  • PG. 117. Col. 557-558 [Минологий имп. Василия II];
  • Peeters P. Le Martyrologe de Rabban Sliba // AnBoll. 1908. T. 27. P. 129-201 (особ. 189);
  • ЖСв. Ил. С. 571-597;
  • Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques / Éd. F. Nau. P., 1912. Turnhout, 1974r. P. 82, 123. (PO; T. 10. Fasc. 1. N 46);
  • Latyšev. Menol. T. 2. P. 210-214;
  • Ioan. Damasc. Contr. imag. calumn. P. 136;
  • Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 6. Σ. 105-106;
  • Святые жены в пустынях Востока. М., 2004. С. 30-56.
  • Филарет (Гумилевский). Жития подвижниц. С. 68-79;
  • Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 223; Т. 3. С. 284;
  • Jerphanion G., de. Les caractéristiques et les attributs des saints dans la peinture cappadocienne // AnBoll. 1937. T. 55. P. 1-29;
  • Halkin F. Une nouvelle recension de la Vie de St. Eupraxie // Ibid. 1961. T. 79. P. 160;
  • Aubert R. Euphrasie, vierge en Thébaïde // DHGE. Т. 15. P. 1411-1412;
  • Lucchesi G. Euprasia // BiblSS. Vol. 5. P. 233-235;
  • Quispel G., Zandee J. A Coptic Fragment from the Life of Eupraxia // VChr. 1959. Vol. 13. P. 193-203;
  • Εὐπραξία // ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1069;
  • Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 148;
  • Alexakis A. Codex Parisinus Graecus 1115 and its Archetype // DOS. 1996. T. 34. P. 133, 337;
  • Fiey J. M. Saints Syriaques / Ed. par L. I. Conrad. Princeton; N. Y., 2004. P. 76;
  • Ordained Women in the Early Church: A Documentary History / Ed. K. Madigan, C. Osiek. Baltimore, 2005. P. 56-61;
  • Δουκάκης. ΜΣ. Τ. 4. Σ. 369-387.

Использованные материалы

  • Л. В. Луховицкий, Т. А. Артюхова. Евпраксия // Православная энциклопедия, т. 17, с. 189-190

Пре-по-доб-ная Ев-прак-сия бы-ла до-че-рью кон-стан-ти-но-поль-ско-го вель-мо-жи Ан-ти-го-на, род-ствен-ни-ка свя-то-го бла-го-вер-но-го ца-ря Фе-о-до-сия Ве-ли-ко-го (379-395).

Ан-ти-гон и его су-пру-га Ев-прак-сия бы-ли бла-го-че-сти-вы и раз-да-ва-ли неиму-щим ще-д-рую ми-ло-сты-ню. У них ро-ди-лась дочь, ко-то-рую на-зва-ли так-же Ев-прак-си-ей. Ан-ти-гон вско-ре умер. Мать уда-ли-лась от цар-ско-го дво-ра и вме-сте с до-че-рью от-пра-ви-лась в Еги-пет под пред-ло-гом осмот-ра сво-их вла-де-ний. Там близ Фива-и-ды был жен-ский мо-на-стырь со стро-гим уста-вом. Жизнь на-сель-ниц при-влек-ла бла-го-че-сти-вую вдо-ву. Она за-хо-те-ла по-мочь этой оби-те-ли, но игу-ме-ния Фе-о-ду-ла от-ка-за-лась и ска-за-ла, что ино-ки-ни вполне пре-да-ли се-бя Бо-гу и не же-ла-ют при-об-ре-те-ния ни-ка-ких зем-ных бо-гатств. Игу-ме-ния со-гла-си-лась при-нять толь-ко све-чи, фими-ам и мас-ло.

Ма-лень-кой Ев-прак-сии в это вре-мя ис-пол-ни-лось семь лет. Она по-лю-би-ла мо-на-ше-ский уклад и ре-ши-ла остать-ся в оби-те-ли. Бла-го-че-сти-вая мать не пре-пят-ство-ва-ла ее же-ла-нию. Остав-ляя дочь в оби-те-ли, Ев-прак-сия про-си-ла де-воч-ку быть сми-рен-ной, ни-ко-гда не ду-мать о сво-ем бла-го-род-ном про-ис-хож-де-нии, слу-жить Бо-гу и сест-рам с усер-ди-ем. В ско-ром вре-ме-ни мать скон-ча-лась. Узнав о ее кон-чине, царь Фе-о-до-сий по-слал свя-той Ев-прак-сии млад-шей пись-мо, в ко-то-ром на-по-ми-нал ей, что в пя-ти-лет-нем воз-расте ро-ди-те-ли об-ру-чи-ли ее сы-ну од-но-го се-на-то-ра и он же-ла-ет, чтобы она вы-пол-ни-ла дан-ное ро-ди-те-ля-ми обе-ща-ние. В от-вет-ном пись-ме свя-тая Ев-прак-сия пи-са-ла ца-рю, что уже всту-пи-ла в чис-ло невест Хри-сто-вых и про-сит ца-ря рас-по-ря-дить-ся ее име-ни-я-ми, раз-дав их в поль-зу Церк-ви и нуж-дав-ших-ся.

Свя-тая Ев-прак-сия, при-хо-дя в воз-раст, все бо-лее уси-ли-ва-ла свои по-дви-ги. Вна-ча-ле она вку-ша-ла пи-щу один раз в день, по-том через два-три дня и бо-лее и, на-ко-нец, раз в неде-лю. Пост она со-еди-ня-ла с вы-пол-не-ни-ем всех мо-на-стыр-ских по-слу-ша-ний: сми-рен-но тру-ди-лась в по-варне, мы-ла по-су-ду, под-ме-та-ла по-ме-ще-ния и слу-жи-ла сест-рам с усер-ди-ем и лю-бо-вью. Сест-ры лю-би-ли сми-рен-ную свя-тую Ев-прак-сию. Но од-на из них за-ви-до-ва-ла ей и все ее по-дви-ги объ-яс-ня-ла же-ла-ни-ем про-сла-вить-ся. Сест-ра ста-ла до-са-ждать ей и уко-рять, но свя-тая де-ва не про-ти-во-ре-чи-ла ей, а сми-рен-но про-си-ла про-ще-ния.

Мно-го бед при-чи-нял свя-той и враг ро-да че-ло-ве-че-ско-го. Од-на-жды она, до-ста-вая во-ду, упа-ла в ко-ло-дец, от-ку-да ее вы-та-щи-ли сест-ры; в дру-гой раз свя-тая Ев-прак-сия ру-би-ла дро-ва для по-вар-ни и рас-сек-ла се-бе но-гу то-по-ром. Ко-гда она нес-ла охап-ку дров вверх по лест-ни-це, то на-сту-пи-ла на край сво-ей одеж-ды, упа-ла, и ост-рая лу-чи-на вон-зи-лась ей око-ло гла-за. Все эти на-па-сти свя-тая Ев-прак-сия пе-ре-но-си-ла с тер-пе-ни-ем, и ко-гда ее про-си-ли дать се-бе немно-го от-ды-ха, то не со-гла-ша-лась. За по-дви-ги Гос-подь удо-сто-ил свя-тую Ев-прак-сию да-ра чу-до-тво-ре-ния: по ее мо-лит-ве ис-це-лил-ся глу-хо-не-мой и рас-слаб-лен-ный ре-бе-нок, осво-бо-ди-лась от неду-га бес-но-вав-ша-я-ся жен-щи-на. В мо-на-стырь ста-ли при-но-сить боль-ных для ис-це-ле-ния. Свя-тая де-ва еще бо-лее сми-ря-лась, счи-тая се-бя по-след-ней из всех се-стер. Пе-ред кон-чи-ной свя-той Ев-прак-сии игу-ме-нии бы-ло ви-де-ние. Свя-тая де-ва бы-ла при-ве-де-на в свет-лый чер-тог и по-кло-ня-лась си-дя-ще-му на Пре-сто-ле Ца-рю, окру-жен-но-му свя-ты-ми Ан-ге-ла-ми, а Пре-чи-стая Де-ва по-ка-за-ла свя-той Ев-прак-сии свет-лую оби-тель и ска-за-ла ей, что она при-го-тов-ле-на для нее и что она через 10 дней вой-дет в эту оби-тель.

Игу-ме-ния и сест-ры горь-ко пла-ка-ли, не же-лая рас-ста-вать-ся со свя-той Ев-прак-си-ей. Са-ма же свя-тая, узнав о ви-де-нии, пла-ка-ла о том, что она не го-то-ва для пе-ре-хо-да в веч-ность, и про-си-ла игу-ме-нию умо-лить Гос-по-да оста-вить ей жизнь хо-тя бы на один год для по-ка-я-ния. Игу-ме-ния уте-ша-ла свя-тую Ев-прак-сию и го-во-ри-ла, что Гос-подь удо-сто-ит ее Сво-ей ве-ли-кой ми-ло-сти. Вне-зап-но свя-тая Ев-прак-сия по-чув-ство-ва-ла се-бя пло-хо и, раз-болев-шись, вско-ре мир-но скон-ча-лась в воз-расте трид-ца-ти лет († 413).

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.



Copyright © 2024 Образовательный портал.