Вице-адмирал михаил моцак: "честь имею!". Моцак михаил васильевич Что же это было на самом деле

Звание «Почётный гражданин города Заозёрска» присвоено Решением Совета депутатов ЗАТО г. Заозёрска № 125 от 02 сентября 1998 года. Моцак Михаил Васильевич - Герой Российской Федерации, вице-адмирал, действительный государственный советник 2-го класса, Почетный полярник, академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка. Моцак Михаил Васильевич родился 22 ноября 1949 года в г. Москве. В Военно-морском флоте с 1967 г. В 1972 году закончил Черноморское Высшее военно-морское училище им. Нахимова, Высшие специальные офицерские классы ВМФ СССР (1982 г.), Военно-морскую академию им. А.А. Гречко (1987 г.), Военную академию Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации (1991 г.). Начинал службу инженером базы оружия Тихоокеанского флота. С 1974 г. - на ПЛА 1 флотилии подводных лодок Северного флота: 1974-1978 гг. - командир группы БЧ-3 К-505; 1978-1979 гг. - помощник командира 246 экипажа ПЛ; 1979-1981гг. - старший помощник командира 246 экипажа ПЛ; 1982-1985 гг. - командир К- 517 проекта 671 РТ 33 дивизии подводных лодок; 1985-1988 гг. - заместитель командира 33 дивизии подводных лодок; 1991-1993 гг. - командир 11 дивизии подводных лодок; 1993-1994 гг. - начальник штаба 1 флотилии подводных лодок; 1994-1999 гг. - командующий 1 флотилией подводных лодок Северного флота; 1999-2002 гг. - начальник штаба Северного флота, с января 2002 г. Михаил Васильевич - в запасе.Участник 24 дальних походов в четырёх океанах и 22 морях. В 1991 и 1993 гг. был старшим на борту АПРК проекта 949А во время подлёдных трансарктических переходов с Северного флота на Тихоокеанский флот, совершенных экипажем под командованием капитана 1 ранга А. Ефанова.Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1994 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга контр-адмиралу Моцаку М.В. присвоено звание Героя Российской Федерации.М.В. Моцак руководил первыми в мире ракетными стрельбами ТК-20 (командир капитан 1 ранга А. Богачёв) полным боекомплектом по программе утилизации методом подрыва ракет в воздухе. Был руководителем уникальной операции по подъему АПРК «Курск».Доверие к людям в сочетании с необходимой требовательностью и заботой о них, умение сплотить подчинённых и направить их усилия на выполнение главной задачи - повышение боеготовности - вот, что всегда отличало вице-адмирала Моцака М.В.Выполняя обязанности начальника гарнизона, Михаил Васильевич внёс большой вклад в социально-экономическое развитие города и его инфраструктуры. Совместно с администрацией г. Заозерска он принимал участие в выработке и реализации конкретных мер по решению социально-экономических проблем жителей города, оздоровлению криминогенной обстановки, воспитанию подрастающего поколения на боевых и трудовых традициях первопроходцев атомного подводного флота.М.В. Моцак стоял у истоков военно-шефской работы. Под его непосредственным руководством расширялись и крепли шефские связи города Заозерска и кораблей флотилии с министерством РФ по атомной энергии, Московской Патриархией русской православной церкви, шестнадцатью городами и областями России. При его активном участии в СОШ № 288 был создан класс «Юнги Северного флота», возобновлены проведение военно-спортивной игры «Зарница», «Уроков мужества».В 2002 году Михаил Васильевич был назначен первым заместителем, а в 2004 году, в рамках проводимой административной реформы, помощником полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном Федеральном округе.Михаил Васильевич награждён: орденами «За заслуги перед Отечеством» 4 степени, «Красной Звезды», «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» 3 степени, «За личное мужество», медалями, многими почётными общественными орденами и медалями, за заслуги перед МЧС - именным оружием. Живёт в Санкт-Петербурге.

Озвучить

Звание «Почётный гражданин города Заозёрска» присвоено Решением Совета депутатов ЗАТО г. Заозёрска № 125 от 02 сентября 1998 года.

Моцак Михаил Васильевич - Герой Российской Федерации, вице-адмирал, действительный государственный советник 2-го класса, Почетный полярник, академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка.

В Военно-морском флоте с 1967 г. В 1972 году закончил Черноморское Высшее военно-морское училище им. Нахимова, Высшие специальные офицерские классы ВМФ СССР (1982 г.), Военно-морскую академию им. А.А. Гречко (1987 г.), Военную академию Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации (1991 г.).

Начинал службу инженером базы оружия Тихоокеанского флота. С 1974 г. - на ПЛА 1 флотилии подводных лодок Северного флота: 1974-1978 гг. - командир группы БЧ-3 К-505; 1978-1979 гг. - помощник командира 246 экипажа ПЛ; 1979-1981гг. - старший помощник командира 246 экипажа ПЛ; 1982-1985 гг. - командир К- 517 проекта 671 РТ 33 дивизии подводных лодок; 1985-1988 гг. - заместитель командира 33 дивизии подводных лодок; 1991-1993 гг. - командир 11 дивизии подводных лодок; 1993-1994 гг. - начальник штаба 1 флотилии подводных лодок; 1994-1999 гг. - командующий 1 флотилией подводных лодок Северного флота; 1999-2002 гг. - начальник штаба Северного флота, с января 2002 г. Михаил Васильевич - в запасе.

Участник 24 дальних походов в четырёх океанах и 22 морях.

В 1991 и 1993 гг. был старшим на борту АПРК проекта 949А во время подлёдных трансарктических переходов с Северного флота на Тихоокеанский флот, совершенных экипажем под командованием капитана 1 ранга А. Ефанова.

Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1994 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга контр-адмиралу Моцаку М.В. присвоено звание Героя Российской Федерации.

М.В. Моцак руководил первыми в мире ракетными стрельбами ТК-20 (командир капитан 1 ранга А. Богачёв) полным боекомплектом по программе утилизации методом подрыва ракет в воздухе. Был руководителем уникальной операции по подъему АПРК «Курск».

Доверие к людям в сочетании с необходимой требовательностью и заботой о них, умение сплотить подчинённых и направить их усилия на выполнение главной задачи - повышение боеготовности - вот, что всегда отличало вице-адмирала Моцака М.В.

Выполняя обязанности начальника гарнизона, Михаил Васильевич внёс большой вклад в социально-экономическое развитие города и его инфраструктуры. Совместно с администрацией г. Заозерска он принимал участие в выработке и реализации конкретных мер по решению социально-экономических проблем жителей города, оздоровлению криминогенной обстановки, воспитанию подрастающего поколения на боевых и трудовых традициях первопроходцев атомного подводного флота.

М.В. Моцак стоял у истоков военно-шефской работы. Под его непосредственным руководством расширялись и крепли шефские связи города Заозерска и кораблей флотилии с министерством РФ по атомной энергии, Московской Патриархией русской православной церкви, шестнадцатью городами и областями России. При его активном участии в СОШ № 288 был создан класс «Юнги Северного флота», возобновлены проведение военно-спортивной игры «Зарница», «Уроков мужества».

В 2002 году Михаил Васильевич был назначен первым заместителем, а в 2004 году, в рамках проводимой административной реформы, помощником полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном Федеральном округе.

Михаил Васильевич награждён: орденами «За заслуги перед Отечеством» 4 степени, «Красной Звезды», «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» 3 степени, «За личное мужество», медалями, многими почётными общественными орденами и медалями, за заслуги перед МЧС - именным оружием.

Живёт в Санкт-Петербурге.



М оцак Михаил Васильевич – командующий 1-й Краснознамённой флотилией подводных лодок Краснознамённого Северного флота, контр-адмирал.

Родился 22 ноября 1949 года в Москве. Русский. В 1967 году окончил среднюю школу в Севастополе, куда переехала семья.

В Военно-Морском Флоте с 1967 года. В 1972 году окончил Черноморское высшее военно-морское училище имени П.С.Нахимова (Севастополь) по специальности «Системы управления ракетами подводных лодок». Офицерскую службу начал инженером и старшим инженером лаборатории авиационно-ремонтной базы Тихоокеанского флота. С февраля 1974 года - командир группы управления минно-торпедной боевой части, помощник командира, старший помощник командира атомной подводной лодки (АПЛ) Северного флота.

В 1982 году с отличием окончил 6-е Высшие специальные офицерские классы ВМФ СССР. С 1982 года командир атомной подводной лодки «К-517» Северного флота, которая в течение двух лет объявлялась лучшей атомной подводной лодкой (АПЛ) ВМФ, завоевывая призы Главнокомандующего ВМФ СССР.

С августа 1985 года - заместитель командира 33-й дивизии АПЛ 1-й флотилии АПЛ Северного флота. В 1987 году заочно окончил Военно-морскую академию имени Маршала Советского Союза А.А.Гречко.

В 1991 году окончил Военную академию Генерального штаба Вооружённых Сил СССР имени К.Е.Ворошилова. С июня 1991 года - командир 11-й дивизии атомных подводных лодок Северного флота. С августа 1993 года - начальник штаба 1-й флотилии атомных подводных лодок. Контр-адмирал (18.02.1993).

Участник 24 боевых служб и многих дальних походов, в том числе в Арктику. Был командиром трансарктических переходов с Северного на Тихоокеанский флот: в августе-сентябре 1991 года - АПЛ «К-173» и «К-449»; затем с 18 августа по 14 сентября 1993 года - «К-456» (командир корабля капитан 1-го ранга А.П. Ефанов). Внёс большой вклад в подготовку командиров атомных подводных лодок, в совершенствование форм и способов боевого применения подводных сил.

У казом Президента Российской Федерации от 15 июня 1994 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, контр-адмиралу Моцаку Михаилу Васильевичу присвоено звание Героя Российской Федерации.

С декабря 1994 года - командующий 1-й флотилией атомных подводных лодок Северного флота (Западная Лица: бухты Нерпичья, Большая и Малая Лопатки). В августе 1995 года руководил ракетной стрельбой тяжёлого атомного подводного крейсера «Тайфун» (командир – капитан 1-го ранга А.С.Богачёв) из района Северного полюса. С мая 1999 года - начальник штаба – первый заместитель командующего Северным флотом. В июле-октябре 2001 года руководил экспедицией особого назначения по подъёму атомного подводного ракетного крейсера «К-141» («Курск»), погибшего со всем экипажем 12 августа 2000 года, в ходе плановых учений Северного флота.

С 1 декабря 2001 года вице-адмирал М.В.Моцак – в отставке, последовавшей после распоряжения Президента России об освобождении от должностей практически всего руководства Северным флотом, в связи с трагическими событиями, повлекшими гибель 118 членов экипажа АПРК «Курск».

В январе 2002 года вице-адмирал в отставке М.В.Моцак был назначен первым заместителем полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе, ответственный за координацию деятельности органов военного управления, объединений, соединений и учреждений Вооружённых Сил, других войск, воинских формирований и правоохранительных органов в федеральном округе. С мая 2004 года - помощник полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе.

Живёт и работает в городе-герое Санкт-Петербурге.

Вице-адмирал (22.02.1996). Действительный государственный советник РФ 2-го класса. Награждён советскими орденами Красной Звезды (1980), «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (1984), российскими орденами «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (1998), Почёта (5.10.2009), «За личное мужество» (1993), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (1977).

Удостоен звания «Почётный полярник». Почётный гражданин города Заозёрск Мурманской области.

Вчера вечером на сайте газеты «Известия» появилось интервью с начальником штаба Северного флота вице-адмиралом Михаилом Моцаком. Высокопоставленный военный, который лично руководил учениями, в ходе которых погиб атомный подводный крейсер, аргументировано доказывает: «Курск» потопила иностранная субмарина.

Вице-адмирал сообщил ряд поистине сенсационных подробностей: вспомнив об истории с буем, всплывшим в районе катастрофы, он рассказал, почему он не был поднят на борт судов Северного флота. Рассказал Моцак о преследовании таинственной «второй субмарины», спешно уходящей из зоны учений. И, самая главная сенсация – некто с позывными АПЛ «Курск» выходил на связь до 1:30 ночи 12 августа, то есть тогда, когда атомоход по официальным данным, давно лежал на дне с развороченным первым отсеком.

Текст «Известий» - полноценная сенсация. Впервые с момента катастрофы «Курска» высокопоставленный военный делает столь категоричные заявления. ПРАВДА.Ру приводит интервью с Михаилом Моцаком на своих страницах:

« - Михаил Васильевич, одним из главных обвинений со стороны СМИ в адрес командования ВМФ и Северного флота сразу после катастрофы "Курска" было то, что флот далеко не сразу принял меры по спасению экипажа. Например, штатный режим связи во время учений - каждые четыре часа. Катастрофа произошла в 11.32. Лодку начали искать только в 23.00. Было пропущено три сеанса связи, и никто не хватился.

Это не совсем так. По опыту проведения учений мы знаем, что были случаи, когда вследствие неправильной оценки тактической обстановки и маневрирования командир аналогичной подлодки пропустил отряд надводных боевых кораблей, который прошел через его район, а он продолжал его искать. Мы прекратили учения и начали искать эту подлодку, и несмотря на то, что вызывали ее по звукоподводной связи, сбрасывали специальные сигнальные взрывные устройства, те продолжали, засунув голову как страусы в песок, изображать торпедную атаку. К моменту, когда они всплыли, мы уже стояли на голове от того, что лодка вроде бы есть, а связи с ней нет.

- С "Курском" складывалась аналогичная ситуация?

Почти. В установленное время "Курск" доложил, что к выполнению стрельб готов. А перед этим в соседних районах две другие подлодки выполняли так называемые призовые стрельбы. При таких стрельбах командир выполняет несколько торпедных атак со сменой позиции, этот процесс очень растянутый. Выпущенные торпеды плавают, разбросанные на расстояние до 80 км, для их поиска привлекаются и противолодочные самолеты, и вертолеты, и торпедоловы, и другие корабли. Командир "Курска", думали мы, вполне мог запутаться в ситуации, когда на границе его района находится множество других кораблей, и не найти цель. Поэтому сначала мы считали, что Лячин скоро всплывет с донесением о том, что освободил заданный район, а стрельбу в установленные сроки не выполнил. Распишется, скажем так, в командирском бессилии. Мы на это надеялись, не желая думать о катастрофе. И был еще один важный фактор. "Курск" имел позывной "Винтик". И начиная с 18.30 и далее в 19.30, в 20.30 и даже в 1.30 ночи, когда мы объявили тревогу, по УКВ-связи появлялся неизвестный корреспондент, который работал под этим позывным. То есть даже за три часа до того, как "Петр Великий" обнаружил в 4.30 аварийную подлодку, мы еще имели лживую информацию о том, что имеем связь с "Курском".

- Что же это было на самом деле?

Мы не можем установить до сих пор. Не исключаем ни хулиганства своих, ни преднамеренной работы в эфире "чужих". Все это запротоколировано и находится в материалах следствия.

Командующий Северным флотом адмирал Попов заявлял об обнаружении на грунте рядом с "Курском" другой субмарины. Есть ли доказательства этого?

Была зафиксирована масса косвенных признаков наличия в непосредственной близости от аварийного "Курска" второго подводного объекта, также, возможно, аварийного. "Петр Великий" зафиксировал этот объект гидроакустическими средствами. Это было зафиксировано визуально людьми, которые пытались вытащить из воды аварийные буи...

- Иностранные?

Ну, аварийная раскраска практически у всех одинакова, а наш буй до сих пор находится на корпусе "Курска".

- Почему же найденный буй не был поднят? Ведь он мог бы являться доказательством столкновения.

Буй удерживался кабель-тросом на глубине около трех метров. Фактически он как бы висел на якоре. Этим якорем могло быть что угодно.

- В том числе другая подводная лодка?

Да. И когда офицер пытался подцепить буй багром, у него это не получилось. К сожалению, дальнейшие обстоятельства привели к потере буя из-за ухудшения погоды. К вечеру 13 августа наши летчики на расстоянии примерно 18 миль к северо-западу от "Курска" зафиксировали всплывавшие топливные пузыри. Потом противолодочные самолеты обнаружили уходящую из Баренцева моря подводную лодку. Такой же вылет был сделан на следующие сутки, чтобы подтвердить местонахождение этой подлодки, и по всем каналам сигнал наших гидроакустических буев был прицельно подавлен системой подавления "друзей" из НАТО.

Почему же обнаруженный "подводный объект" был потерян - причем такими кораблями, как "Петр Великий", "Адмирал Чабаненко", которые специально предназначены для поиска подводных лодок?

Я, как начальник штаба флота, признаю, что это упущение. "Петр Великий", когда обнаружил затонувшую подлодку и зафиксировал при этом второй подводный объект, своей главной задачей считал наведение в кратчайший срок на "Курск" сил спасения. Может быть, это было неправильно. В этой ситуации нужно было выполнять и задачу спасения, и задачу выявления истинной причины катастрофы. Наша главная задача была доставить к месту катастрофы корабль -носитель спускаемых аппаратов. И суметь состыковать спускаемые аппараты с людьми в лодке, которые стучали.

- Кстати, звучали заявления, что это были технические стуки.

Здесь ситуация была сложная. При исходном обнаружении мы зафиксировали 2 источника стуков: технические и ручные. Технические через некоторое время пропали, да так и не стучат наши станции. А по поводу ручных мое личное мнение, что, может быть, 23 человека в 9-м отсеке и погибли через 8 часов после катастрофы, уже тогда, когда отсек был затоплен. А в 5-м и в 5-бис отсеках могли и дальше оставаться живые моряки, которые продолжали стучать. И последние стуки мы слышали в 11.00 14 августа.

- Как вы сами считаете: действительно ли причиной катастрофы стало столкновение с иностранной подлодкой?

Официального суждения по этому поводу я до сих пор не имею, и даже имея личное мнение, я не могу высказывать его, являясь членом правительственной комиссии.»

Многие до сих пор верят в иностранную подлодку, хотя есть материалы уголовного дела. Трагедия в Баренцевом море: 12 лет после события

Без приговора преступникам мы помним про «Курск» неправильно
12 лет спустя «Курск» остается катастрофой первого ранга. Вехой, от которой россияне ведут летопись национальных трагедий. Символом — в буквальном и переносном смысле — ДНА

Готовится ко второму изданию единственная стоящая книга про «Курск». Ее автор — известный российский адвокат Борис Кузнецов, пять лет назад получивший статус политического беженца в Америке.

За блистательный адвокатский труд по защите своего клиента (в ту пору неприкосновенного сенатора РФ Чахмахчяна) Борис Аврамович получил от государства оплеуху в виде уголовного дела. Его обвинили в раскрытии страшной государственной тайны: спецслужбы следили и прослушивали сенатора, наплевав и на его неприкосновенность, и на закон. Перед сибаритом Кузнецовым (долгие годы дружбы извиняют некоторую фамильярность) замаячило «Лефортово». И хоть по сравнению с «Матросской Тишиной» следственный изолятор ФСБ отличается повышенной комфортностью и пониженной смертностью контингента, Борис Аврамович выбрал опцию побега.

Я считаю, правильно сделал.

Сам Кузнецов считает, что Чахмахчян был только поводом. А пришли за ним из-за «Курска». Кузнецов и дело «Курска» действительно впаяны друг в друга, как впаяна задняя крышка разорванного взрывом торпедного аппарата в межотсечную переборку погибшей подлодки. Не знаю, останется ли память об адвокатах нашего времени у наших потомков. Но адвоката Кузнецова из истории российского флота уже не вычеркнешь.

Борис Аврамович бесплатно представлял интересы потерпевших. Я считаю, главное, что он сделал, — не позволил засекретить это дело (Кузнецов все-таки органически не переваривает государственные секреты). Но благодаря тому, что по жалобе адвоката Верховный суд РФ снял с уголовного дела гриф секретности, я знаю про «Курск» всё. Как взорвалась торпеда, почему и кто виноват. Сколько жили подводники в 9-м отсеке, как они погибли, как их НЕ спасали. Кто, почему и как фальсифицировал экспертизы.

Многое о катастрофе в Баренцевом море мне было известно и до знакомства с Борисом Аврамовичем. Но только благодаря адвокату Кузнецову, рассекретившему и разжевавшему всем, кого интересовали сто с лишним томов уголовного дела, я могу каждое написанное слово (а за 12 лет о «Курске» я написала километры слов) подтвердить документом. Просто потому, что это дело читала.

Версию об американской подлодке с американской торпедой запустили российские адмиралы. Те конкретные адмиралы, которые лично довели «Курск» до беды, сбежали из района гибели сразу после взрывов на лодке, ничего не сделали для спасения выживших подводников 9-го отсека. Но себя они спасали судорожно. Подчищали документы, подделывали подписи за мертвого командира Лячина, врали стране, президенту, следователям. В буквальном смысле репетировали перед зеркалом жесты отчаяния, чтобы им поверили семьи погибших подводников.

Это очень гадкая история. Но именно это — правда.

Если бы мы хотели ее услышать, то тогда, в 2002 году, мы бы это сделали. Но, видимо, не очень-то хотели.

Писать о правде бесполезно, если нет потребности эту правду знать. Тем не менее мы делаем еще одну попытку.

Не врите в этот день.

Моцак

Михаил Васильевич Моцак, с моей точки зрения, является одним из основных виновников трагедии. 16 ноября 2001 года именно он дал корреспонденту «Известий» Константину Гетманову интервью с заголовком «Столкновение». Вот как газета рекомендует интервьюера: «В трагедии «Курска» до сих пор официально нет виноватых. Страна так и не знает, по какой причине были потеряны лучший экипаж и один из лучших кораблей российского ВМФ. Несмотря на то, что, по словам официальных лиц, осталось всего три общеизвестные версии катастрофы, ни члены правительственной комиссии, ни высокопоставленные военные до сих пор не брали на себя смелость публично высказать соображения в пользу той или иной из них. Теперь такой человек нашелся. Вице-адмирал Михаил Моцак, начальник штаба Северного флота, был в числе руководителей учений, во время которых погиб «Курск». Сегодня мы публикуем признание, которое вице-адмирал сделал в беседе с корреспондентом «Известий»… Вице-адмирал впервые приводит серию доказательств того, что «Курск» погиб в результате столкновения с иностранной подводной лодкой. Мы не знаем, почему он решил рассказать об этом именно сейчас. Военные, занимающие столь высокие должности, очень редко делают подобные заявления без согласования с руководством — вплоть до президента России. Если такое согласование было — значит, после подъема «Курска» комиссии удалось получить окончательные доказательства столкновения. Если же его не было — значит, вице-адмирал пошел ва-банк, ставя честь офицера выше своей карьеры…»

В этой публикации Моцак сделал сенсационное признание: «Курск» имел позывной «Винтик». После катастрофы, начиная с 18.30 и далее в 19.30, в 20.30 и даже в 1.30 ночи, когда была объявлена тревога, по УКВ-связи появлялся неизвестный корреспондент, который работал под этим позывным. То есть даже за три часа до того, как ракетный крейсер «Петр Великий» обнаружил в 4.30 аварийную подлодку, эксперты и командование еще имели лживую информацию о том, что имеют связь с «Курском»…»

Мои вопросы вице-адмиралу, Герою России М.В. Моцаку.

1) Михаил Васильевич, гидроакустик «Петра Великого» Лавренюк в 11.28 12 августа зафиксировал взрыв по пеленгу 96 градусов и доложил об этом на мостик. Пеленг совпадал с коридором, где по плану учений К-141 должен входить в район боевых действий. Почему Вы не дали приказание классифицировать контакт? Почему не проверили и не получили дополнительную информацию об источнике взрыва?

2) По показаниям свидетелей — моряков, находившихся в 11.28 12 августа 2000 г. на борту «Петра Великого», корабль получил сильнейший гидравлический удар. Как Вы на допросе в Главной военной прокуратуре классифицировали причину этого удара?

3) В соответствии с «Инструкцией по организации поисково-спасательного обеспечения на СФ РФ» АПЛ должна быть объявлена аварийной при отсутствии донесения через 1 час после назначенного времени, а с учетом пеленга взрыва и последующего гидравлического удара — немедленно. Почему Вы не объявили «Курск» аварийным?

4) Почему при допросе следователем Главной военной прокуратуры Вы скрыли факт про позывной «Винтик»? Какой корабль, какая станция и какой радист зафиксировал эти позывные? Почему отсутствуют записи об этом в вахтенных и других бортовых журналах надводных кораблей?

5) Чем Вы можете объяснить, что ни командующий морской авиацией Северного флота Мордовалов Н.А., ни его начальник штаба Валяев Б.М., ни другие офицеры штаба морской авиации: Бессонов Е.В., Жданов А.А., ни командиры авиационных частей Зубков А.А., Чечеров С.В. и Боев В.Н, а также инспектор-летчик ВВС СФ полковник Цап Б.М., экипажи самолетов Леонов А.Н., Богданов А.А., Абдуаминов Б.Х., Козыревский А.К., Мосейчук В.Т., Пономарев В.Б., Казаков В.А., майор Симонов А.А., Максименко О.Ю. и Тютьков В.В. на допросах не подтвердили Ваше утверждение, что они преследовали неизвестную подводную лодку? Кроме того, показания летчиков о времени и результатах поисково-спасательных работ подтверждаются заключением экспертов, проводивших фонографическую экспертизу и дешифрирование магнитных фонограмм переговоров экипажа самолета во время осуществления полетов.

6) 26 июля 2000 года начальник Главного штаба ВМФ адмирал Виктор Кравченко направил Вам телеграмму следующего содержания: «Требую: обеспечить дежурство спасательного судна с подводными аппаратами... при нахождении в море ПЛ… Исполнение доложить 15 августа 2000 года». Почему указание начальника Главного штаба ВМФ Вами не было выполнено?

7) Вы утвердили «План поисково-спасательного обеспечения комплексной боевой подготовки СФ». Почему:

a) в «Плане ПСО…» кораблем оказания первой помощи был определен ркр 12 «Маршал Устинов», который при аварии АПЛ никаких действий по поиску и спасению АПЛ не выполнял?

б) не были включены АС-15 13 , АС-36, ПК-7500 14 , ГС 15 «Свирь»?

в) не было определено, какие дежурные спасательные группы должны были выделяться, от каких воинских частей и в каком количестве?

г) не были определены дежурные барокамеры флота, а также не определен дежурный автотранспорт для обеспечения ПСР?

д) не были определены командир сил поиска и руководитель спасательных работ по видам аварий?

е) не были указаны способы обозначения места затонувшей ПЛ (буями, вехами, гидроакустическими маяками и т.д.)?

ж) не были указаны степени готовности сил ПСО (ни дежурных сил, ни сил наращивания)?

з) командир спасательного судна «Михаил Рудницкий» капитан 2 ранга Костин Ю.А. даже не знал о проведении учений, ему задач о заступлении в силы ПСО никто не ставил?

10) иностранные подводные лодки (класс «Лос-Анджелес») могут атаковать с дистанции 2500 км с ядерной боеголовкой, 1600 км с обычной и в случае войны должны быть обнаружены и уничтожены на расстоянии предельной дальности. Как вы, начальник штаба самого крупного флота России, допустили, что при большой концентрации всех противолодочных сил Северного флота иностранные подводные лодки (класс «Лос-Анджелес») свободно ходят в районе учений?

11) Михаил Васильевич, Вас допрашивали в качестве свидетеля и Вы показали, что экипаж «Курска» прошел курс обучения и был допущен к содержанию, эксплуатации и применению данного вида оружия (перекисно-водородной торпеды калибра 650 мм). Чем Вы объясните, что после многочисленных проверок готовности «Курска» к учениям на его борту не оказалось инструкции по боевому применению и эксплуатации торпед 65-76. Почему все проверки, в т.ч. проводимые Вашими подчиненными, не выявили факта отсутствия инструкции об эксплуатации этой торпеды на подводной лодке проекта 949А?

12) Кто подделал подписи под целым рядом документов Северного флота, а именно:

— Акт проверки системы аварийного выброса на «Курске» от 15 декабря 1999 г.», подписанный командиром БЧ-3 капитаном 3 ранга Байгариным и утвержденный командиром подводной лодки капитаном 1 ранга Лячиным;

— Акт обезжиривания и проверки трубопроводов от 15 декабря 1999 г. на «Курске», подписанный командиром БЧ-3 капитаном 3 ранга Байгариным и утвержденный командиром подводной лодки капитаном 1 ранга Лячиным;

— Акт испытания грузовых устройств БЧ-3 от 20 июля 2000 г., подписанный командиром БЧ-3 старшим лейтенантом Ивановым-Павловым и утвержденный командиром подводной лодки капитаном 1 ранга Лячиным;

— Контрольный лист проверки готовности корабля к приему оружия и боеприпасов от 20 декабря 1999 г., подписанный председателем комиссии — начальником штаба 7-й дивизии подводных лодок капитаном 1 ранга Баренцевым;

— Акт комиссии 7-й дивизии подводных лодок о приеме экзаменов от личного состава БЧ-3 «Курска» на допуск к эксплуатации и техническому обслуживанию автоматизированного дистанционного контроля окислителя «Садко» 16 от 26 июля 1999 г., подписанный начальником штаба дивизии капитаном 1 ранга Баренцевым как председателем комиссии и утвержденный командиром 7-й дивизии контр-адмиралом Кузнецовым;

— План отработки личным составом действий по борьбе за живучесть», подписанный командиром «Курска» капитаном 1 ранга Г.П. Лячиным;

— рапорт командира Лячина на имя командира 7-й дивизии подводных лодок о приеме специальных задач от боевых частей и служб подводной лодки от 17.06.2000;

— рапорт командира «Курска» о готовности к сдаче курсовой задачи Л-1 экипажем подводной лодки;

— записи в «Журнале учета занятий и тренировок 7-й дивизии подводных лодок» о выполнении тренировок корабельного боевого расчета по выходу в торпедную атаку под руководством командира «Курска», проведенных 11 и 24 июля 2000 г.;

— рапорт командира «Курска» об устранении замечаний по задаче Л-1 на подводной лодке от 20.06.2000.

13) Почему в нарушение статьи 25 раздела «Задача Л-2» КАПЛ-87 17 «Курск» не выполнял боевого упражнения НТ-1 по стрельбе торпедой 65-76А после докового ремонта в 1998 г. и перед загрузкой торпеды на корабль?

14) Почему именно Вы дали команду об использовании торпед этого типа при проведении «Курском» учебных стрельб 12 августа 2000 г.?


Мутная вода вокруг «Курска»

…Версия столкновения c американской подводной лодкой появилась в первые дни после трагедии как одна из десятка версий, когда информации об обстоятельствах гибели корабля и экипажа было минимум. Затем версия столкновения сама собой затухла… Но в 2004-2005 годы «американская версия» не только возродилась, но стала началом широкого хождения по газетам, журналам и интернет-страницам. Стремительное и массовое развитие точки зрения причастности американцев к гибели «Курска» совпало с ухудшением российско-американских отношений.

Антиамериканские настроения стали благодатной почвой для дезинформации о причастности американцев к гибели «Курска».

К версии столкновения приросла версия атаки «Курска» американской торпедой МК-48… Речь идет о нашумевшем фильме Жана-Мишеля Карре «Курск»: подводная лодка в мутной воде»… По французскому каналу France-2 фильм показали только один раз, и большой известности он не получил, но пару лет назад фильм показали по канадскому телевидению, и он вызвал многочисленные отклики в СМИ и в интернете. Фильм получил Гран-при Международного фестиваля полнометражного документального кино (ФИГРА). Сейчас он «бродит» по интернету с припиской: «Этот фильм никогда не будет показан в России». Правда, в июне 2007 года он был показан в Государственной думе.

…В общих чертах сказочный сюжет, рассказанный в фильме, выглядит следующим образом: русская подводная лодка «Курск» испытывала новую торпеду-ракету «Шквал», которую хотели купить китайцы. Китайская делегация присутствует на учениях.

Невдалеке «крутились» две американские подводные лодки «Мемфис» и «Толедо», которые очень не хотели и не могли смириться с тем, что китайцы могут приобрести это грозное оружие. «Толедо» маневрирует в опасной близости от «Курска», а «Мемфис» ведет наблюдение на расстоянии, при этом американские субмарины должны своими маневрами дать понять, что Америка против продажи Китаю торпедо-ракет «Шквал». «Курск» сообщает об опасном маневрировании на «Петр Великий», и в воздух поднимаются истребители, а корабли сближаются с «Курском».

«Толедо» в конце концов получает то, что «просила», и сталкивается с нашим крейсером, как баржа бы столкнулась с маленькой лодкой, а затем медленно «отползает» в США. Экипаж «Мемфиса» слышит звук — «Шквал» загружается в торпедный аппарат — и производит по «Курску» выстрел новой торпедой МК-48 с боеголовкой из обедненного урана... Китайцев срочно грузят в вертолет, и командующий Северным флотом, он же руководитель учений, адмирал Попов высаживает их на землю.

«Мемфис» тоже пострадал, но своим ходом за двое суток «доковылял» до норвежской базы в Бергене, и там его засняли с помощью спутников-шпионов журналисты из еженедельника «Версия» и норвежская журналистка, пробравшаяся на базу. Снимки, естественно, приводятся. При этом так называемый «Мемфис» находится на плаву, а на его палубе перед рубкой сфотографирована брезентовая палатка, которая якобы закрывает носовой аварийный люк, что свидетельствует о тяжелой аварии. Снимки в порту не позволяют идентифицировать подводную лодку даже по типу.

Для предотвращения термоядерной войны президент России, он же главнокомандующий, Владимир Путин остается на отдыхе в Сочи и несколько раз по телефону говорит с Биллом Клинтоном, который уговаривает Путина не начинать мировую войну. В Москву прилетает директор ЦРУ Джордж Тенет, который «утрясает» конфликт. Америка списывает российские долги, а Россия получает кредит в 10 миллиардов долларов. Путин молчит об этом до сих пор, только убирает группу адмиралов, но не за то, что они виновны в гибели корабля и 118 членов экипажа, а за то, что они озвучили американскую версию гибели «Курска».

…Попробуем хоть как-то проследить ход мыслей авторов и сопоставить эту мысль с фактическими обстоятельствами. Итак, судя по фильму, первый взрыв был вызван попаданием в «Курск» американской торпеды МК-48.

…Во-первых, МК-48 — это не противотанковая болванка, принцип боевого применения этой торпеды совсем иной — это мощный взрыв в непосредственной близости от корпуса атакуемого корабля, силу взрыва усиливает гидравлический удар.

…Во-вторых, как известно, норвежские, российские и британские сейсмические станции зафиксировали два взрыва: первый — слабый, по разным оценкам, он составил от 10 до 40 кг взрывчатого вещества (ВВ) в тротиловом эквиваленте на глубине 30-40 метров; второй взрыв зафиксирован через 135 секунд, и его сила соответствовала около 5000 тонн ВВ в тротиловом эквиваленте, что аналогично землетрясению в 3,5-4,2 балла по шкале Рихтера.

…25 мая 2009 года южнокорейское агентство «Ренхап», со ссылкой на представителя правящей партии, сообщило о возможном испытании в КНДР ядерного оружия. Сейсмографы в Южной Корее зафиксировали «искусственный подземный толчок» магнитудой 4,5 балла.

Сравните: в Северной Корее — 4,5 балла по шкале Рихтера — испытание ядерной бомбы, а второй взрыв на «Курске» — 4,2 балла. А это означает, что «Толедо» осталась бы лежать на дне после столкновения, а «Мемфис» лежал бы рядом в результате повреждений при втором взрыве.

…Модернизированный «Шквал» может иметь боеголовку не менее 350 кг ВВ. Для взрыва такой силы, который погубил «Курск», требуется взорвать не менее 14 «Шквалов».

…Апологеты «американской» версии в качестве доказательств используют две фотографии: снимок многоцелевой американской подлодки на базе в Норфолке с изуродованной носовой частью и сделанная из космоса фотосъемка подводной лодки, стоящей у пирса в Норвегии.

Первая фотография — это американская подводная лодка «Сан-Франциско». Повреждения носовой части были получены ею 8 января 2005 года недалеко от острова Гуам при столкновении с подводной скалой.

Норвежцы подтвердили, что в августе «Мемфис» заходил на базу в Хавтрюгте. Норвежские военные утверждали, что на лодке не было никаких повреждений, это был заранее запланированный визит.

«По поводу фотоснимка, сделанного российским спутником, капитан Гунар Ветлиорда сказал: «Это очень старая фотография, которую сняли несколько лет назад. Здесь указано, что этот корабль называется «Фрегат Осло». Но «Фрегат Осло» затонул в 94-м году в заливе, недалеко от Бергена. К тому же, как вы видите, здесь между пирсом и берегом — кусочек моря, а он уже давно засыпан землей. Так что это очень-очень старая фотография…» (Цитата из репортажа НТВ. )


Заговор хорошо продается

…C самого начала трагедии версий гибели «Курска» было около десяти.

Версия №1. Внутренний взрыв.

Версия №2. Столкновение с иностранной подводной лодкой.

Версия №3. Столкновение с надводным объектом.

Версия №4. Мина Второй мировой войны.

Версия №5. Поражение собственной ракетой с «Петра Великого».

Версия №6. Поражение ракетой наземного базирования.

Версия №7. Террористический акт.

Версия №8. НЛО.

Версия №9. Торпедная атака иностранной подводной лодкой.

Версия №10. Пожар в аккумуляторном отсеке.

Кроме версий существуют еще и подверсии.

Например, версия №1 «Внутренний взрыв» имеет подверсии: человеческий фактор (ошибка экипажа); неисправность торпеды, в том числе повреждение торпеды при загрузке в подводную лодку; заводской брак; неправильное хранение.

Версия №8 «Торпедная атака иностранной подводной лодкой» имеет подверсии: по государственной принадлежности (американские, английская, наша); тип используемой торпеды: торпеда с наконечником из обедненного урана, обычная торпеда (американская МК-48); торпеда с медным наконечником для прожигания корпуса корабля. Кроме того, эта версия варьируется по мотивам атаки: ракета «Шквал», предупреждение атаки со стороны «Курска». Возникали и комбинированные версии: столкновение с американской подводной лодкой, а затем торпедная атака другой американской подводной лодкой.

По ходу расследования одна за другой отпадали версии, сохранилась одна — внутренний взрыв. Все последующие версии, а также реанимируемые старые, вызывались причинами политического характера, в том числе и обсуждаемый фильм. «Американская» версия — не что иное, как попытка российских адмиралов снять с себя ответственность за гибель экипажа даже ценой признания, что как военно-морские командиры они оказались полным говном.

В первые дни после катастрофы главком ВМФ Владимир Куроедов заявил, что «более чем на 80% уверен в столкновении «Курска» с иностранной субмариной». Похоже, что и сейчас, несмотря на подписанный им Акт правительственной комиссии, он продолжает считать так же.

…А вот что написали журналисты New York Times в номере от 29 августа 2000 года (через 16 дней после гибели «Курска»): «Американская шпионская подводная лодка сообщила, что записан взрыв торпеды на борту «Курска».

В этой статье подтверждается, что подводная лодка «Мемфис» находилась в Баренцевом море и наряду с другой, не названной в этой статье лодкой, наблюдала, а по сути, вела разведку за ходом учений Северного флота. 18 августа 2000 года, через шесть дней после взрыва, без всяких повреждений вошла в норвежский порт Берген, посещение которого было запланировано заранее, неся на борту информацию о трагедии и доказательства того, что случилось шесть дней назад, а также данные о проведении так называемой поисково-спасательной операции.

Приход «Мемфиса» в норвежский порт «наложился» на первоначальную версию столкновения с неизвестной подводной лодкой, которая была озвучена тогдашним министром обороны Игорем Сергеевым, и породил слухи о наличии повреждений «Мемфиса». Должностные лица Пентагона, на которых ссылаются журналисты, говорят, что наиболее вероятной причиной гибели «Курска» стала дефектная торпеда, которая привела к двум взрывам и стала причиной гибели «Курска» и большей части экипажа. С какого расстояния осуществлялось это наблюдение, представители военного ведомства США не сообщили (я полагаю, чтобы не раскрывать технические возможности американских подводных лодок), но отмечают, что никаких столкновений с русскими подводными лодками американской лодки не было и «Мемфис» не имел повреждений.

При заходе в норвежский порт экспертами с «Мемфиса» были выгружены записи гидролокаторов и других приборов, и, как я полагаю, они были направлены самолетом через океан.

Эксперты Военно-морской разведки США проанализировали записи и другие материалы и подтвердили версию гибели «Курска» в результате топливного взрыва торпеды с последующей детонацией боезапаса. Американцы установили причину гибели корабля и экипажа через 16 дней после трагедии. К таким же выводам российская прокуратура пришла после осмотра поднятого со дна «Курска», многочисленных экспертиз и допросов, спустя почти два года.

Процитирую также мнение французского адмирала в отставке Камиля Селье в интервью газете Liberation (12 августа 2005 г.). В интервью адмирал заявил: «В торпедном аппарате субмарины при пуске взорвалась одна из торпед. Речь идет о тактической ракете, использующей перекись водорода. В 50-е годы англичане разрабатывали торпеды этого типа, но отказались от них после взрыва на борту субмарины HMS Sidon, затонувшей в 1955 году. Русские были единственными, кто их использовал, и, по нашим сведениям, никогда не испытывали с ними проблем. Нам не известны конкретные причины этого взрыва. Он тут же вызвал «непреодолимую», как мы говорим, течь, которую невозможно остановить. После первого взрыва, эквивалентного 60 кг тротила, подлодка затонула носовой частью. Единственный выход в таких случаях — ускорить движение, чтобы попытаться всплыть. Но дно было близко — на расстоянии 105 метров, тогда как длина «Курска» составляла 154 метра. Через две минуты он врезался в дно… Из-за удара, а также из-за того, что первый взрыв сделал ненадежными остальные торпеды, детонировали заряды, складированные в носовой части. Мощность взрыва была эквивалентна 6 тоннам тротила».

Французский адмирал дал очень точную оценку версии о столкновении и об атаке «Курска»: «Сразу же после катастрофы адмирал Попов, командующий Северным флотом, выдвинул версию о столкновении с американской подлодкой. Они пытались доказать, что это было нападением. Типичная реакция времен холодной войны. Очень скоро, вероятнее всего, уже в сентябре 2000 года, американцы — естественно, присутствовавшие в той зоне, как это бывает на всех крупных учениях, — продемонстрировали президенту Путину записи, которые они сделали. И Путин отправил своих адмиралов в отставку. Правда, кое-кто до сих пор цепляется за версию об американской подводной лодке. Заговор — это то, что хорошо продается!»

Третья записка

…В период с 20 октября по 6 ноября 2000 г. из «Курска» были извлечены и опознаны тела 12 моряков: Аряпова P.P., Борисова A.M., Бочкова М.А., Бражкина А.В., Гесслера Р.А., Колесникова Д.Р., Коркина А.А., Кубикова Р.В., Кузнецова В.В., Майнагашева В.В., Мартынова Р.В. и Садиленко С.В. …Были обнаружены три записки. Две из них — это записка Колесникова и записка Садиленко. Из этих записок было известно, что после взрыва подводники из 7-го и 8-го отсеков какое-то время жили (2,5 дня). Содержание третьей записки обнародовано не было, что породило массу спекуляций. Вот как о записках писала газета «Жизнь»: «Удалось получить сведения от судмедэксперта Игоря Грязнова. Он утверждает, что еще одна записка, написанная три дня спустя после аварии, была найдена в карманах Дмитрия Колесникова. Она написана для главнокомандующих и содержит информацию о гибели «Курска». Судмедэксперт настаивает на том, что вице-адмирал Моцак настойчиво просил об этом молчать. Содержание этого письма так никогда и не будет опубликовано»… Публиковался даже текст так называемой записки: «Командир умер… я остался старшим офицером на лодке… Больно… Убили…15 августа».

Человека с фамилией Игорь Грязнов среди судебно-медицинских экспертов, участвовавших в проведении экспертиз или следственных действий, не было. Ни в одной из записок нет фразы: «НАС УБИЛИ». Засекреченность записок — это тоже ложь.

…Записи Дмитрия Колесникова состоят из трех фрагментов, которые отличаются не только по адресату, но и по условиям их написания. Первый начинается так: «Список л/с 6, 7, 8, 9 отс., находящиеся в 9-м отсеке после аварии 12.08.2000 г.». Второй фрагмент записи обращен к жене: «Олечка…». Эта записка датирована 12.08.2000 года 15.15, а не 15.45, как указали эксперты.

Следующая часть записки начинается словами: «Здесь темно писать, но на ощупь попробую» и заканчивается легендарными словами: «Всем привет, отчаиваться не надо. Колесников».

Этот фрагмент последних слов, дошедший к нам со дна Баренцева моря, не датирован. По топографии его расположения на листе и по содержанию очевидно, что он написан позднее, в другой обстановке. В третьей части записки, которая тоже не датирована, налицо дезорганизация почерка офицера, снижение координации движений, появление извилистости и изломанности прямых штрихов, угловатости овалов, неравномерности размера, наклона и размещения букв.

Из приведенных текстов можно сделать выводы:

2. Последняя часть написана в темноте.

3. Подводники готовились к выходу в то время, когда света в отсеке уже не было.

4. Капитан-лейтенант Колесников вполне реально оценивает шансы на спасение.

5. В тексте записей и в почерке Колесникова признаков стресса я не нашел.

В уголовном деле есть еще одна записка капитан-лейтенанта Сергея Садиленко.

Записка Сергея Садиленко также подтверждает подготовку к выходу на поверхность, описываются трудности при покидании корабля, и тоже никаких признаков стресса.

Теперь про третью записку.

Записка сугубо личная. Я ее публикую, чтобы прекратить спекуляции:

«Милые мои Наташа и сынок Саша!!!
Если у Вас это письмо значит меня нет.
Я Вас обоих очень люблю.
Наташа, прости меня за все.
Сашуля будь мужчиной.
Я вас крепко целую.
Борисов А.М.».

1 Отрывок из будущей книги. Газетный вариант.
2 Кремальера - это ручка, вращая которую вокруг собственной оси, можно открыть или закрыть крышку торпедного аппарата, а также другого устройства, например, крышки люка, если нужна герметичность.
3Книга В. Устинова «Правда о Курске».
4 Командиром БЧ-3 на К-141 «Курск» в то время был капитан-лейтенант Томилин.
5 БЧ-3 — боевая часть, минно-торпедное подразделение.
6 Курс боевой подготовки АПЛ от 87-го года.
7 КБР - корабельно-боевой расчет.
8 ВВД - воздух высокого давления.
9 Заместитель начальника Главного Управления боевой подготовки ВС РФ по ВМФ, один из экспертов по делу «Курска», автор неопубликованной монографии «В кильватерном строю за смертью».
10 Игорь Спасский. «Курск» после 12 августа 2000 года. - М.: Русь, 2003. С. 152-157.
11 Головной корабль этого проекта «Северодвинск» спущен на воду 15.06.2010. В постройке находится второй корабль — «Казань», строящийся по усовершенствованному проекту 885М (08851) «Ясень-М». Весной 2011 года правительство сообщило о планах строительства еще 8 таких лодок.
12 ркр — ракетный крейсер
13 АС — аппарат спасательный
14 ПК — плавкран
15 ГС — госпитальное судно
16 Система контроля окислителя (СКО) для перекисно-водородных торпед калибра 650 мм.
17 Курс боевой подготовки АПЛ 87-го года



Copyright © 2024 Образовательный портал.