Каким предстает перед нами славный кухулин. Детские сказки онлайн. Бой с фер диадом

Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Бой Кухулина с Фердиадом (Ирландская сказка)" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками. Воодушевление предметов быта и природы, создает красочные и завораживающие картины о окружающего мира, делая их загадочными и таинственными. Преданность, дружба и самопожертвование и иные положительные чувства преодолевают все противостоящие им: злобу, коварство, ложь и лицемерие. Вероятно из-за незыблемости человеческих качеств во времени, все нравоучения, мораль и проблематика остаются актуальными во все времена и эпохи. Сюжет прост и стар как мир, но каждое новое поколение находит для себя в нем нечто актуальное для себя и полезное. В произведениях зачастую используются уменьшительно-ласкательные описания природы, делая этим представляющуюся картину еще более насыщенной. Зачастую в детских произведениях, центральным становятся личностные качества героя, его противление злу, постоянно пытающегося сбить добра-молодца с верного пути. Сказка "Бой Кухулина с Фердиадом (Ирландская сказка)" читать бесплатно онлайн непременно полезно, она воспитает в вашем ребенке только хорошие и полезные качества и понятия.

Г ерой из героев, славный воин древнего Ульстера, первый среди воинов Красной Ветви короля Конхобара, бесстрашный уладский пес – так называли Кухулина его друзья и враги. И был еще только один воин в пяти королевствах древней Ирландии, или, как тогда говорили, – в Эрйне, который мог сравниться с Кухулином в отваге и боевом искусстве. То был Фердиад, сын Дамона.
Эти два славных героя – Кухулин и Фердиад – были названными братьями и друзьями. Они вместе росли, вместе обучались приемам боевой силы и мужества у грозной воительницы Скатах на острове Скай. Там прошла их юность, там они познали любовь и возмужали, оттуда рука об руку отправились на ратные подвиги в чужие, далекие страны.
Их преданность и верную дружбу скрепила кровь, пролитая во многих опасных битвах, боях и сражениях. Но случилось так, что, рассердившись на злого и коварного короля Конхобара, Фердиад вместе с другими воинами Красной Ветви покинул Ульстер и ушел на службу к гордой и жестокой коннахтской королеве Мав.
Как раз в ту пору Мав задумала идти войной на королевство Ульстер. Ей давно хотелось показать королю уладов Конхобару, что не он самый сильный король в Эрине.
Она собрала всех своих славных воинов, и сама повела их на север в Ульстер. Время для войны она выбрала удачное – короля Конхобара и его воинов одолел тяжкий недуг. Это случалось с ними к началу каждой зимы – в наказание за то, что однажды король Конхобар надсмеялся над богиней войны Махой.
И вот когда все уладские воины обессилели от недуга, королева Мав покинула Коннахт и подошла со своим воинством к самой границе Ульстера – к Северному Проходу.
Узнав, что на Ульстер идет могучее войско королевы Мав, Кухулин послал своего возницу Лойга к богине Махе с великой просьбой, чтобы она сняла свое проклятье с уладов. А пока силы к ним еще не вернулись, Кухулин один вышел защищать Северный Проход от врага.
Проклятье богини Махи его не коснулось: когда с уладами только случилось это несчастье, Кухулин еще не родился.
Не проходило дня, чтобы от руки Кухулина пало меньше ста воинов королевы Мав. Недаром шла о нем слава героя из героев, бесстрашного бойца, победителя во многих битвах.
Мало того, по ночам Кухулин незаметно подбирался к самому лагерю гордой королевы и камнями, метко пущенными из пращи, разгонял всю ее стражу. Так что никому не было от него покоя не только днем, но и ночью.
Тогда надумала королева Мав направить к Кухулину гонцов и послов. Гонцы бегали от нее к палатке Кухулина и обратно, передавая ее вопросы и его ответы. И было решено между ними, что не станет больше королева Мав продвигаться в Ульстер форсированным маршем, а будет каждый день посылать к Кухулину по одному воину для встречи в славном поединке. Условились они, что пока он будет биться в поединке, она может идти со своим войском вперед, но как только воин ее будет убит – коли это случится, – она остановится до следующего дня.
«Лучше уж я буду терять в день по одному воину, чем по сто», – думала коварная Мав.
Но шел день за днем, и Кухулин убивал в честном поединке одного за другим лучших ее воинов. И настал день, когда королева Мав не знала, кто бы еще мог сразиться и выдержать бой с Кухулином.
Пришлось ей созвать большой совет мужей Эрина. Стали мужи Эрина думать и, подумав, сошлись на одном:
– Фердиад, сын Дамона! Ибо в битве, в бою и в сражении он один равен храбрейшему герою Кухулину. Вместе росли они, вместе обучались приемам боевой силы и мужества у грозной Скатах.
– Удачный выбор! – одобрила королева.
И послали гонцов и послов за Фердиадом. Но Фердйад отказался, отверг, отослал назад гонцов и послов королевы. Не пошел он на ее зов, ибо знал, чего хотят от него: чтобы вступил он в единоборство с милым другом своим, названым братом и советником.

Тогда Мав послала к Фердиаду друидов и злых певцов, чтобы они спели ему три цепенящих песни и три злых заклинания – на позор, посмеяние и презрение, – если Фердиад откажется к ней прийти.
На этот раз Фердиад пошел, ибо легче, казалось ему, пасть от копья силы, ловкости и отваги, чем от стрел стыда, позора и поношения.
Мав сама вышла к нему навстречу и приняла его с честью и приветом. Потом созвала своих вождей и военачальников и приказала им устроить в честь Фердиада пир.
За столом Фердиад сидел от нее по правую руку. А с другой стороны рядом с ним Мав посадила свою дочь Фйндабайр и наказала ей подливать герою лучшие вина, чтобы его кубок никогда не оставался пустым.
Фердиад быстро захмелел и развеселился. Тогда королева стала восхвалять его отвагу, мужество и геройские подвиги и посулила ему несметные богатства, новые земли и свою дочь Фйндабайр в жены, если он вступит в единоборство с Кухулином.
Собравшиеся за столом громко приветствовали такие слова королевы.
Все, кроме Фердиада.
Он один сидел молча. Горько было ему даже думать о бое со своим другом, товарищем и побратимом. Он сказал королеве:
– Твои дары поистине щедры и прекрасны, гордая Мав! Но я недостоин их. Никогда я не приму их в награду за бой с милым моим другом Кухулином.
Еще он так сказал королеве:
И сердца наши бились рядом, И в лесах мы сражались рядом, На постели одной спали рядом, Устав, обессилев в жестоком бою…
И поняла тогда Мав, что такую преданность и любовь не разрушить ни лестью, ни подкупом. И задумала она иной план.
Когда Фердиад кончил песню об опасных делах, какие они свершали вместе с Кухулином, она, сделав вид, будто не слышала, что он только что говорил, обернулась к своим воинам и советникам и спокойно заметила:
– Пожалуй, теперь я готова поверить тому, что говорил о Фердиаде Кухулин.
– А что Кухулин говорил обо мне? – спросил Фердиад.
– Он сказал, что ты слишком опаслив и осторожен, чтобы выступить против него в поединке, – ответила Мав.
Фердиада охватил гнев, и он воскликнул:
– Не следовало Кухулину так говорить обо мне! Не мог он, положа руку на сердце, сказать, что хоть раз я был трусом или выказал недостаток храбрости в наших общих делах. Клянусь моим славным оружием, завтра же на рассвете я первый вызову его на бой, который мне так ненавистен!
И, не прибавив больше ни слова, Фердиад, печальный, вернулся в свою палатку.
В ту ночь не слышно было ни музыки, ни песен среди верных воинов Фердиада. Они видели, как вернулся с королевского пира их начальник и господин, и шепотом вели беседу, с тревогой вопрошая друг друга, что же будет. Они знали, что Фердиад искусен и неустрашим в бою, но они знали, что не менее искусен и столь же неустрашим Кухулин.
Как им было не знать, что когда встречаются в честном поединке два таких бесстрашных героя, одному из них суждено погибнуть!
Фердиад отдыхал до рассвета, а потом велел запрячь колесницу – он хотел явиться на место поединка раньше Ку-хулина.
Возница вывел коней, запряг колесницу и вернулся в палатку к Фердиаду. Он попытался уговорить своего господина не идти в бой на Кухулина. Фердиад не скрыл от него, как тяжело ему выступать против своего побратима, но уж коли он дал слово королеве Мав, он его сдержит:
Лучше б он не давал ей слова!
Печаль и гнев не оставляли Фердиада при мысли об этом. Он пришел в палатку уладских воинов и, повысив голос, громко сказал, чтобы слышали все:
– Пусть лучше мне погибнуть от руки славного Кухулина, чем ему от меня! А если падет от моей руки Кухулин, не жить и королеве Мав и многим из ее славных воинов. Виною тому обещание, какое она вырвала у меня, когда я был пьян и весел у нее на пиру. Верьте мне!
Потом Фердиад взошел на колесницу и устремился к броду через реку на место поединка. Там он заставил возницу распрячь коней и, разобрав колесницу, велел поставить для себя шатер и накрыть его шкурами. Землю застлали пледами, набросали подушек, и Фердиад лег спать до прихода Кухулина.
А пока он спал, верный Кухулину Фёргус тайно покинул палатку коннахтских воинов и отправился к Кухулину, чтобы сказать ему, с кем ему предстоит биться в грядущий день.
– Клянусь жизнью, – р.оскликнул Кухулин, услышав эту весть, – не такой разговор хотелось бы мне вести с моим другом и побратимом! Не из страха перед ним, но из любви и нежной привязанности. Но раз уж так случилось, лучше мне погибнуть от руки этого славного воина, чем ему от меня!
И Кухулин лег спать и спал долго. Не хотел он рано вставать, чтобы коннахтские воины не сказали, что ему не спится от страха перед Фердиадом. Солнце стояло уже высоко, когда он наконец поднялся на свою колесницу и поехал к броду через реку на место поединка.
Фердиад уже ждал его и, как только Кухулин сошел с колесницы, приветствовал своего друга.
– Ах, Фердиад, – горестно сказал ему в ответ Кухулин, – раньше я верил, что ты приветствуешь меня как друг. Но теперь этой веры больше нет! Как мог ты променять нашу дружбу на лживые обещания вероломной женщины?
Уязвленный упреками Кухулина, Фердиад воскликнул:
– Не слишком ли затянулся наш разговор? Пора вступить в беседу нашим копьям!
И вот, сблизившись, славные воины стали метать друг в друга легкие копья. Словно пчелы в ясный летний денек, летали между врагами острые дротики, и горело солнце на их крыльях – наконечниках.
Так бились они целый день, время от времени меняя оружие. Но и в защите, и в нападении их искусство было равно, и какое бы оружие они ни выбирали, ни разу оно не обагрилось их кровью. Когда же спустилась ночь, они решили, что на сегодня поединок закончен и пора отдохнуть.
Побросав оружие своим возницам, отважные воины кинулись друг другу на шею и трижды по-братски нежно расцеловались.
Потом возницы приготовили для них постели из свежего камыша, для каждого на своем берегу реки: для Фердиада – на южном, для Кухулина – на северном.
Из Ульстера прискакали гонцы и привезли Кухулину целебные травы и снадобья, чтобы поднять его силы и избавить от боли и усталости его натруженное тело. Кухулин разделил все травы и все лекарства поровну и отослал половину Фердиаду.
А коннахтские воины принесли из лагеря для Фердиада еду и питье. Фердиад разделил тоже все поровну и отослал половину Кухулину.
Ночь их кони провели в одном загоне, а возницы – вместе у одного костра.
Наутро, как только засветило солнце, бойцы снова встретились у брода. На этот раз они сражались на колесницах, пуская в ход тяжелые копья. Бой шел весь день, и каждый получил немало жестоких ударов, прежде чем настала ночь и они решили передохнуть. На этот раз оба были так тяжело изранены, что птицы могли влетать в их раны с одной стороны и вылетать с другой.
Но и эту ночь их кони провели в одном загоне, а возницы – вместе у одного костра.
Когда же наутро они встретились у брода, чтобы продолжать поединок, Кухулин увидел, что Фердиад уже не тот, что был прежде: и взгляд его стал мрачен, и не мог он уже прямо держаться, а шел сгорбившись, еле волоча ноги.
Великая печаль охватила Кухулина. Он перешел вброд реку и, приблизившись к Фердиаду, сказал ему:
– Друг мой, товарищ и побратим, вспомни, как мы любили друг друга, как вместе проливали кровь в жестоких битвах, боях и сраженьях. Послушай своего младшего брата: откажись от единоборства у брода!
На это Фердиад ниже опустил голову, чтобы не смотреть в глаза Кухулину, и сказал с грустью, что не может он нарушить свое слово, данное в злую минуту королеве Мав, и будет биться с Кухулином, пока один из них не победит.
На этот раз они вместе выбрали оружие, и бой начался.
Весь длинный день в полной тишине они метали тяжелые копья, сшибались на острых мечах, рубили, кололи, резали и наносили прямые удары. Только темный вечер заставил их кончить единоборство.
Все так же молча побросали они оружие своим возницам и, не обнявшись, не сказав друг другу доброго слова, мрачно разошлись по своим палаткам.
Ту ночь их кони провели в разных загонах, а возницы – каждый у своего костра.
Рано утром Фердиад поднялся первым и надел свои самые прочные, самые тяжелые, непроницаемые боевые доспехи, чтобы защитить себя от ужасного рогатого копья – Га-Бульга, каким славился Кухулин в поединке у брода.
Вскоре вышел к реке и Кухулин, и бой разгорелся, свирепый и беспощадный.
Удары их копий были так сильны, что щиты бойцов прогнулись внутрь. Шум битвы их был так велик, что вспугнул всех демонов неба и заставил их носиться в воздухе с громкими криками. Так тяжела была поступь бойцов, что они вытеснили реку из берегов.
Уже близился вечер, когда Фердиад неожиданным выпадом жестоко ранил Кухулина, вонзив свой меч в его тело по самую рукоять, и кровь рекой полилась из раны и затопила брод.

Кухулин не успел ответить, а Фердиад следом за первым ударом нанес второй и третий.
Только тогда крикнул Кухулин своему вознице Лойгу, чтобы подал он рогатое копье Га-Бульгу. Прицелившись, он метнул его двумя пальцами ноги, и Га-Бульга, пробив тяжелые доспехи Фердиада, смертельно поразило его.
– Вот и пришел мне конец, мой Кухулин, – произнес Фердиад и рухну на землю.
Увидев, как падает на землю его друг и названый брат, Кухулин отбросил страшное свое оружие и кинулся к Фердиаду. Он склонился над ним, поднял его на руки и с осторожностью перенес через брод на северную сторону реки – сторону славных уладов. Не хотел он оставлять друга своих юных лет, своего названого брата, соратника в грозных битвах на земле врагов, на южном берегу реки.
Кухулин опустил Фердиада на землю, склонился над ним и стал горько его оплакивать. Забывшись в горе и не думая об опасности, Кухулин долго просидел так возле убитого друга, пока его возница Лойг не посоветовал ему уйти подальше от брода, где в любую минуту на него могли напасть коварные воины королевы Мав.
На слова Лойга Кухулин медленно поднял голову и сказал тихо, печально:
– Друг мой Лойг, знай и запомни: отныне и впредь любая битва, любой бой или сраженье покажутся мне пустой шуткой, забавой, игрушкой после поединка с милым моему сердцу Фердиадом.
И такую песню сложил Кухулин, оплакивая убитого друга:

В ученье у Скатах мы были рядом –
У грозной наставницы юных лет
Вместе прошли мы науку побед…

В играх, забавах мы были рядом,
Пока у брода не встретил ты смерть.

В боях жестоких мы бились рядом,
И каждому щит был от Скатах в дар –
За первый успех, за верный удар…
И вот у брода ты встретил смерть.

В играх, забавах мы были рядом,

Милый мой друг, мой светоч, брат мой,
Гроза героев, славный герой,
Без страха ты шел в последний бой…
И вот у брода ты встретил смерть.

В играх, забавах мы были рядом,
Пока у брода не встретил ты смерть,

О лев свирепый, лютый и мудрый,
О вал морской, что о берег бьет,
С пути все сметая, ты шел вперед…
И вот у брода ты встретил смерть.

В играх, забавах мы были рядом,
Пока у брода не встретил ты смерть,

Любимый друг мой, отважный Фердиад,
Все смерти стоят твоей одной.
Вчера высокой ты был горой.
Сегодня у брода ты встретил смерть.

Кухулин – главный герой ирландских саг, так называемого «уладского цикла». Он – участник самого большого ирландского героического сказания «Похищение Быка из Куальнге»; одновременно вокруг этого персонажа циклизуются собственные сюжеты, повествующие о его жизни от рождения до смерти. В «Похищении Быка из Куальнге» имеется несколько вставок, специально рассказывающих о Кухулине. Несомненно, это любимый герой ирландцев. Но суждено ему было прожить недолго – он погиб в возрасте около 28-и лет. Итак, почему же народ (а эпос – отражение коллективного народного сознания) убил своего любимого героя в расцвете молодости?

В самом эпосе этому даётся такое объяснение: в юности Кухулин услышал пророчество, что тот, кого посвятят в воины в определенный день, совершит геройские подвиги, прославится на века, но умрёт молодым. Разумеется, Кухулин в этот день отправился к королю, чтобы тот совершил над ним обряд посвящения. Это – мотив предсказания, но не ясно, почему человек, совершивший геройские подвиги, должен умереть молодым. В саге «Смерть Кухулина» его гибель объясняется местью братьев Галатинов – однако, Кухулин убил на своем веку столько врагов, что не одни братья Галатины имели право мести, т.е. выбор врагов случаен. Дело не в братьях Галатинах, а в том, что Кухулин ДОЛЖЕН умереть.

Путь Кухулина к смерти обставлен в традиционно ирландском стиле. Здесь и угрожающее предостережение (не езди на войну – убьют), и встреча с потусторонними существами, и нарушение всех мыслимых запретов (гейсов) – Кухулин явно шёл на встречу со смертью. Если он был не дурак (а у нас нет никаких оснований полагать, что Кухулин был дураком), шёл он к своей гибели совершенно сознательно.

Этот сознательный шаг включает Кухулина в круг общеарийских представлений о герое и судьбе. В столкновении с судьбой погибают все греческие герои (на этом основан целый жанр – трагедия), герои германских сказаний (вспомнить Гунтера и Хёгни, Сёрли и Хамдира; о Зигфриде (Сигурде) – разговор особый). Таким образом, мы имеем право рассматривать саги о Кухулине не в отрыве от всего общеарийского наследия, но в непосредственной связи с ним. Впрочем, в этом нет ничего странного, ибо ирландцы – народ арийский.

Судьба героя – умереть молодым. Но смерть не приходит сама по себе. Смерть – это божественная кара, это наказание за преступление. Итак, герой должен совершить преступление, вольно или невольно. Нарушение гейсов в саге «Смерть Кухулина» не в счёт. Он уже идёт на автоматизме – так сказать, нарушает табу до кучи в соответствии с ирландской концепцией «путь к смерти» (смотри «Разрушение Дома Да Дерга», «Разрушение Дома Да Хока»). Чаще всего преступлением, расплатой за которое бывает смерть, в арийской традиции является нарушение моральных заповедей (табу) и нарушение данной клятвы. Сигурд клялся Брюнхильд, а женился на Гудрун, за что и поплатился. Гунтер и Хёгни заключили обряд побратимства с Зигфридом, но убили его – результат тот же (причем Хёгни лично не убивал Сигурда, но служил убийце, потому их судьбы и оказались связанными). Был ли мотив клятвопреступления в сказаниях о Кухулине? Да, был, хотя он и не подчеркнут так, как в германских сказаниях.

Во-первых, Кухулин служил неправому королю. Конхобар нарушил клятвы сыновьям Уснеха, и все приверженцы тут же от него разбежались, остался один Кухулин. Как отмечалось в случае с Хегни, служба клятвопреступнику есть преступление.

Во-вторых, Кухулин клялся в верности Эмер, отправляясь учиться боевым искусствам к Скатах. Клятву он не сдержал. Правда, арийские народы не слишком зациклены на физической верности мужчины, но и у них проскальзывает, что измена безнаказанной не остается. Медея прокляла Язона, из-за Брюнхильд погиб Зигфрид.

В-третьих, Кухулин убил Фер Диада, своего названного брата. Это уже серьёзнее; преступления против родичей (а названный брат входит в систему родства) безнаказанными оставаться не могут в принципе. Вся родовая мораль оказывается поколебленной, а значит – колеблется и весь мир. Для восстановления гармонии убийца должен распроститься с жизнью. И пусть ему мстит не родня Фер Диада – ему мстят Боги и Судьба, как высшая справедливость.

Итак, Кухулин нарушил основы общественной морали: поддержал неправую власть (государственная гармония), замахнулся на род (социальная гармония) и на Женщину (гармония в отношениях полов). И этакий злодей выступает всеобщим народным любимцем! Тут впору спрашивать не «Почему он убит?», а «Почему он стал героем?».

Будем разбирать дальше. Почему вообще нашими героями становятся асоциальные личности? Робин Гуд – хоть и благородный, а всё же разбойник; Стенька Разин – тут благородство и близко не лежало; затем – ковбои Дикого Запада, австралийские бушрейнджеры...

А сам он был разбойником, грозой больших дорог,

Он рабство презирал всю жизнь, тюрьму терпеть не мог,

И звали его Донахью, именовали Джек,

И был он очень славный и хороший человек.

Не правда ли, последняя строка находится в резком противоречии с первой? Продолжим цитату:

И этот самый Донахью, как вы понять могли,

Был выслан из Ирландии, родной его земли...

Родной брат Кухулина! Такая же асоциальная личность – и народный любимец! Все сетуют на засилье американских боевиков, однако же – это коммерческое выражение социального интереса к асоциальным типам. Это затрагивает основы нашего подсознания, и корни этого явления лежат в первичной стадии развития общества. Это даже не арийцы, это ещё дальше, в примитивном сознании, которое роднит нас с маринд-аним. В первичном, примитивном общественном сознании сталкиваются две противоположности: свобода (воля) и запрет (невозможность). Регулятором общественного поведения в этом случае становится мораль, которая ставит границы свободы индивидуума в рамках общества, т.е., определяет, какое поведение индивидуума допустимо, чтобы общество не развалилось. Противоположность тут такого рода: человек, как общественное создание, не может жить вне общества, но человек, как индивидуальность, желает порвать с ним. В примитивном сознании мораль носит характер запретов, установленных силами, более могущественными, чем человек – мораль рассматривается как нечто первичное. В то же время сами Боги (или другие сверхъестественные существа) находятся вне сферы морали (на то они и сверхъестественные) – тот, кто устанавливает закон, сам этому закону не подвластен (как это похоже на устройство нашего государства!..). Нарушение закона человеком карается смертью, для Бога же закона вообще нет. Перечитайте греческую мифологию, как наиболее доступную – там это хорошо видно. Итак, что для человека постыдно и преступно, для Бога естественно.

Из этого есть важное следствие: человек, нарушающий нормы морали, бросает вызов самому Богу, он как бы заявляет о своем праве на божественное величие. Как подросток, на глазах у всех курящий сигарету, хлебающий водку из горла бутылки, ругающийся матом (напоминаю, сознание этого подростка в точности соответствует примитивному уровню сознания, и в какой-то степени заложено в подсознании каждого человека на уровне общности человеческого мышления).

Разумеется, нормальный представитель общества (любого) и не помышляет о нарушении установленной морали, но в том-то и дело, что Герой – не таков. Герой в своей индивидуальности равен Богам, и он бросает им вызов, совершая аморальные поступки. Он раскачивает мир, рвёт установленные связи – и гибнет, потому что Боги выше людей. Но на короткий миг он становится равен Богу, и за этот миг он готов заплатить жизнью. В этом и есть трагедия Героя. Но в этом есть и воплощение Великой Гармонии (которая, кстати сказать, стоит и над Богами). Равный Богам, порвавший с миром людей, нарушивший моральные запреты, ДОЛЖЕН уйти к Богам – в тот, другой мир, где эти запреты не действуют. Ему нет места среди людей. Такова судьба Кухулина. Такова судьба многих героев.

Счастливый конец тогда ещё не был придуман. Счастливый конец – порождение более поздней эпохи. Кухулин умрёт под копьём братьев Галатинов, пронзённый стоя... Многие исследователи видят в его смерти аналогии с Христом.

Штатнова Дарья

Кухулин

Краткое содержание мифа

«Непобедимый Кухулин». А. Н. Фанталов, 1999

Кухулин ("пес Куланна") - непобедимый воин, герой, центральный персонаж многих саг, чья вспыльчивость часто причиняла горе ему самому и окружающим. Матерью Кухулина была Дехтире, внучка бога любви Аонгуса.

Согласно мифу, на свадебном пиру в кубок его матери залетела муха, и Дехтире нечаянно проглотила ее. На девушку напал глубокий сон; ей приснился бог солнца Луг, который потребовал, чтобы она вместе с пятьюдесятью родственницами обернулась птицами и следовала за ним в потусторонний мир.

Три года спустя стая птиц с ярким оперением вернулась в Эмайн Маху, столицу Ольстера. Жители принялись стрелять по ним из пращей, но не смогли попасть ни в одну. Было решено изловить птиц ночью, когда они заснут. Неожиданно вместо птиц воины обнаружили пятьдесят женщин, и среди них Дехтире, спящих в чудесной хижине.

Дехтире принесла с собой дар потустороннего мира — сына по имени Сетанта. Суалтам Мак Рот, ее супруг, был так счастлив снова обрести жену, что усыновил мальчика, будущего героя Кухулина, которому отец Дехтире, друид Катбад, некогда предсказал славу великого воина.

С детства Сетанта охотно учился военному искусству, но мало кто замечал, насколько парнишка силен и храбр. Опоздав на вечеринку, которую ольстерский кузнец Куланн устроил в честь короля Конхобара Мак Несса, юный герой у самых ворот был атакован свирепым псом и смог избежать смерти, размозжив ему голову. Хозяин горевал, потеряв верного стража, и Сетанта вызвался служить вместо собаки, пока не будет найдена замена. Куланн отклонил предложение, однако с тех пор Сетанта получил новое имя — Кухулин, "пес Куланна".

Несмотря на предупреждение Катбада, что тому, кто в определенный день пойдет в первый бой, суждена короткая жизнь, Кухулин вскоре поднял оружие против врагов Ольстера, полубогов Фойла, Фаннела и Туахелла, а также против их многочисленных приспешников. В этой битве Кухулин впервые вошел в свой ужасающий боевой раж.

Возвращаясь в Эмайн Маху на колеснице, увешанный окровавленными головами врагов, Кухулин, все еще находясь в состоянии боевого бешенства, принялся кружить вокруг крепости и вызывать на бой всех подряд. К счастью, героя остановила королева Ольстера, Мугайн. Она отправила ему навстречу сто пятьдесят женщин, которые несли три огромные кадки с водой. Кухулин позволил им усадить себя в воду. Первая кадка просто-напросто взорвалась, во второй вода закипела, а в третьей только сильно нагрелась. Так успокаивали юного героя, впервые познавшего вкус крови.

Кухулину приглянулась Эмер, дочь коварного владыки Фогалла, который посоветовал ему поучиться боевой доблести и мудрости у чудесных наставниц Скатах, Уатах и Айфе из земли теней. Скатах научила героя его знаменитому боевому прыжку но, опасаясь за жизнь Кухулина, просила его не вызывать на поединок ее сестру Айфе.

Однако Кухулину хитростью удалось победить деву-воительницу и провести с ней ночь. Уходя, герой оставил Айфе кольцо.

Спустя годы, когда их сын Конлайх вырос, то отправился в Ольстер померяться силой с тамошними героями. Горячий и ловкий, он легко справился с Коналлом, молочным братом Кухулина, который, не вняв совету своей жены, также принял вызов смелого юноши. Судьба, однако, распорядилась, чтобы сын пал от руки отца.

Кухулин сразился с могучим юным незнакомцем.

Золотое кольцо на пальце Конлайха, подаренное Кухулином его матери, слишком поздно открыло герою имя собственного сына.

Кухулин обрел славу непобедимого воина, когда защищал Ольстер от королевы Медб. Лишившись поддержки богини смерти Морриган, после того как отверг ее любовь, Кухулин получил ужасную рану в живот, которую даже Луг, его отец, не мог залечить. Он умирал стоя, привязав себя к священному камню. И тотчас Морриган, богиня войны и смерти, в обличье вороны уселась на его плечо, а враги отрубили Кухулину голову и правую руку, оставив тело стервятникам. Потерю защитника оплакивал весь Ольстер.

Образы и символы мифа

В мифологии ирландских кельтов имя Кухулина стало синонимом славного воина. О нем сложено множество легенд, которые иногда переплетаются друг с другом.

Считается, что он был сыном Дехтире, но, по всей вероятности, не от ее законного мужа, Суалтама. Скорее всего, он был сыном Луга, хотя некоторые старинные авторы утверждают, что на самом деле его отцом был Конхобар Мак Несса. В детстве он носил имя Сетанта.

Муха в античности считалась одним из символов души. Многие мифы повествуют о душах в образе мух, которые стремятся войти в тело женщины, чтобы снова обрести человеческий облик. Кельтский герой Кухулин был зачат, когда его будущая мать проглотила его в обличье мухи.

Превращения , изменение облика — излюбленный мотив кельтской мифологии и религиозных воззрений кельтов, отражающий их веру в бессмертие души. Божества свободно могли принимать любой облик. Боги и богини, обладавшие сверхъестественными способностями, могли превращать людей в любые существа, чаще всего — животных, обычно в качестве наказания. Иногда акт превращения является следствием ревности или зависти со стороны божества.

Птицы - небесные посыльные, символы свободы и трансцендентности, символы духа, освобожденного от земных связей и общающегося с небесными силами. Возвращаясь на землю, они приносят весть богов - прорицания и указания. Птицы помогают смертным в их духовных и земных путешествиях.

По традиции вороны ассоциировались с тьмой и мраком, а также с даром пророчества. Так, в памятниках литературы ирландских кельтов ворон часто обладает пророческим даром. Кроме того, ворон ассоциировался с полем боя; он изображался летающим над реками крови, выкрикивая пророчества об исходе сражения.

В мифологии кельтов Потусторонний мир — название места, куда попадают после смерти души людей, чтобы переродиться. Потусторонний мир — составная часть воззрений кельтов, признававших бессмертие души. Это была не только земля мертвых, но и страна вечной молодости, страна блаженства, настоящая земля обетованная. Однако простым смертным, побывавшим там и вернувшимся живыми, в том числе и знаменитому Кухулину, она представала своей мрачной стороной, и те видели там всевозможных чудовищ и прочие кошмары.

В культуре кельтов друид выполнял роль жреца. Само название «друид» происходит, по мнению исследователей, от друс, древнего названия дуба — дерева, посвященного самим друидам. Помимо своей основной функции жреца, друиды были учителями, поэтами, философами, прорицателями и судьями. Друиды являлись наиболее влиятельной силой в кельтском обществе. Они отличались огромной образованностью во всех областях знаний, и обучение друида продолжалось обычно не менее двадцати лет.

Колесницы имели для кельтов огромное значение, особенно на поле боя. Столь же важную роль они играли и в качестве религиозно-ритуального транспортного средства; так, богинь часто изображают мчащимися на колеснице. В доказательство того, насколько заметную роль играли для кельтов колесницы, достаточно привести тот факт, что умерших представителей знати кельтского общества зачастую возлагали на погребальный костер вместе с колесницами, повозками или тележками.

Вода в эпоху кельтов, как, впрочем, и в более поздние времена, считалась источником целебной силы. Возле родников и источников, которым приписывались всевозможные целительные свойства, воздвигались алтари и жертвенники. Эта связь воды с целительными силами самой природы сохранилась куда дольше, чем просуществовала цивилизация кельтов.

Кольцо как замкнутая окружность символизирует целостность и единство. Оно не имеет ни начала, ни конца, поэтому часто ассоциируется с вечностью и бесконечностью. Его центральное отверстие - это место прохождения небесной силы, божественного дыхания. Кольцо символизирует связь, союз или обет. Вот почему обручальное кольцо используется для обозначения вечного союза двух сердец, как знак супружеской верности, семейного равновесия.

Свяще́нные ка́мни — камни, ставшие объектом ритуального поклонения. Вера в священные камни присутствует в религиозных воззрениях разных народов. С каждым из таких камней связана своя оригинальная легенда.

Коммуникативные средства создания образов и символов

«В своей колеснице летит Кухулин,
и косит серпами бохайцев пехоту!»

Кухулин - главный герой ирландского эпоса. Ирландцы - народ кельтского происхождения. В середине I тысячелетия до н.э. кельтские племена населяли значительную часть Европы, в VI веке до н.э. они захватили Британские острова, покорив местное племя пиктов. Впоследствии под натиском германцев и римлян кельты были оттеснены на юго-запад Британских островов. Самым крупным очагом кельтской культуры стал остров Ирландия. В языческую эпоху хранителями древних преданий в Ирландии были жрецы-друиды. После введения христианства, в V веке, друиды исчезли (причем, как утверждала народная молва, исчезли в прямом смысле слова: таинственно растворились в воздухе), а их роль в значительной степени перешла к филидам - так называли магов, поэтов-певцов и прорицателей. Известно, что в V веке в Ирландии стали появляться особые школы филидов, содержавшиеся на общественные средства. Обучение в таких школах продолжалось двенадцать лет, ученики должны были изучить и запомнить более тысячи древних поэм, сказаний, магических заклинаний. Интерес к подобным знаниям был чрезвычайно велик, временами в таких школах обучалось до трети населения Ирландии. Филиды сохраняли и совершенствовали древние сказания в устной форме, а христианские монахи-ирландцы, будучи грамотными, со временем начали записывать народные предания о богах и героях.

В IX веке Ирландия, как и большинство стран Европы, подвергалась опустошительным набегам датских и норвежских викингов. Национальные предания - важная часть национальной культуры, поэтому ирландцы как величайшую ценность спасали от врагов древние рукописи. Наиболее образованные монахи и светские литераторы усердно собирали эти рукописи воедино. В IX веке разрозненные, существовавшие в различных вариантах сказания были приведены в стройную систему, объединены в циклы. Наиболее значительная часть ирландского эпоса - это цикл саг о Кухулине, в который входит около ста сказаний. Самая древняя рукопись, содержащая сказания о Кухулине - "Книга Бурой Коровы", названная так по материалу, из которого сделан ее переплет, была написана около 1100 года, но возникновение этих сказаний скорее всего относится к VI-VII векам. Саги о Кухулине отчасти имеют под собой историческую основу. Время их действия, по традиции, относят к рубежу нашей эры. По преданию, Ирландия делилась тогда на пять королевств: Улад, Лейнстер, Коннахт, Мунстер и Миде. Кухулин был героем Улада. В ирландских исторических анналах, составленных в VIII - IX веках указываются даже точные даты жизни Кухулина (34 г. до н.э. - 2 г. н.э.), но большинство специалистов считают сведения, содержащиеся в этих анналах, "условно-историческими", то есть относящимися к области легенд. Тем не менее, в сагах о Кухулине встречаются и вполне достоверные приметы эпохи рубежа нашей эры. Подробные описания оружия, приемов боя, одежды, украшений, утвари, содержащиеся в сагах, подтверждаются как рассказами античных авторов, так и археологическими находками. На севере Ирландии, в нескольких километрах от современного города Арма, сохранились следы укреплений Эмайн Махи - столицы Улада. Хотя саги о Кухулине складывались главным образом уже в христианскую эпоху, в них содержится много языческих мотивов, элементов мифологии древних кельтов. Так, Кухулин является сыном Луга - бога света, искусств и ремесел, и сам наделен магическими способностями. Нередко в сагах появляются фантастические существа - сиды, одни из них дружественны, другие - враждебны героям. Вероятнее всего, в образе Кухулина слились воедино несколько исторических и мифологических персонажей, олицетворяющих в народном сознании доблесть, благородство и другие черты национального характера. Цикл сказаний о Кухулине открывается сагой о его рождении.

Социальное значение мифа

Кельтские мифы и легенды известны каждому человеку, если не в оригиналах, то в виде пересказов и сказок. В основу большинства европейских сказок легли сюжеты из кельтских мифов. Легенды о короле Артуре и волшебнике Мерлине, мифы о королеве Маб, сказания о подвигах Кухулина и Финна, рассказы о детях Лира, истории о любви Тристана и Изольды вдохновляли Шекспира и Пушкина, Йетса, Вордсворта, Теннисона, Толкиена и очень многих других классиков мировой литературы.

Кельтские мифы отражают богатый духовный мир древних кельтов, их верования и представления о богах, иных мирах, жизни после смерти, о мироустройстве и законах вселенной.

В сохранившейся на сегодняшний день кельтской мифологии мифы о богах и легенды о реальных исторических персонажах связаны в единый сюжет. Яркое кельтское язычество, переплетаясь с христианским мистицизмом, превращается в чудесные сказания о мирах, оставшихся в далеком прошлом, о таинственном волшебнике Мерлине, о коварных колдуньях и чародейках, о доблестных подвигах славных рыцарей, о битвах с темными силами иных миров, об удивительных путешествиях святых мужей, об исчезающих замках, о Граале, обрести который может только чистая душа. О том сияющем и манящем острове в тумане, найти который, быть может суждено и нам. О том огне, что зажжен в очаге старого замка добрым волшебником, встречи с которым мы ждем столько сотен лет.

Источники

http://www.celtica.ru/content/blogcategory/169/326/

http://www.legendarnogo.net/evropa/kyhylin.htm

http://tzone.kulichki.com/anomal/mif/kelt_mif.html

http://www.bibliotekar.ru/encCelt/

http://www.godsbay.ru/celts/cuchulainn.html

Мифы, легенды и предания кельтов, - М.: Центрполиграф, 2004

Кухулин – самый известный ирландский герой. По популярности он превосходит Финна с его командой и всех Фергусов вместе взятых. Образ Кухулина вдохновлял многих – писателей, поэтов, ученых. Как в Ирландии, так и за ее пределами.
На первый взгляд мы видим перед собой типичного индоевропейского героя, связанного с солярным культом, подобного Гераклу, Ахиллесу, Зигфриду и прочим. Таинственное происхождение, поразительные подвиги, начиная с младенческих лет (из серии «сила есть – ума не надо»), борьба с хтоническими существами, покровительство одних богов и враждебное отношение со стороны других, защита родной земли от всяких злокозненных личностей, путешествия в потусторонний мир, и тому подобное.
Но в то же время, Кухулин обладает особенной, неповторимой индивидуальностью. У него есть черты, присущие идеальному кельтскому воину – неукротимость в битве, верность, благородство (которое не исключает использования военных хитростей), стремление к славе и презрение к опасности. Кухулин выделяется из ряда других кельтских героев, обладающих сходными чертами, своей непредсказуемостью и противоречивостью. Ну, такой характер у человека (будем называть Кухулина человеком, за отсутствием более точных определений). Мамочка его практически не воспитывала, а с папашей вообще вопрос неясен. Непонятно, кто у него папаша (то ли Луг, то ли Конхобар, то ли Суалтам). В общем, папаш у него было несколько (в том числе и приемных).
Забыть Кухулина трудно… Он верен долгу перед своей страной и исполнен презрения по отношению к ее правителям. Он способен разругаться из-за пустяка со всеми нужными людьми и помочь своим врагам. Он галантен с женщинам (даже со служанками), но способен всячески обозвать богиню войны Морриган, которая домогается его любви.
Поступки Кухулина вызывают восхищение и повергают в ступор. Его нельзя назвать личностью приятной в общении, хотя он умен и образован (чем выгодно отличается от недалекого Геракла и идиота Зигфрида).
Кухулин прекрасно осознает, что его ждет короткая, полная славы жизнь, и смерть в битве. Более того, такую судьбу он выбрал сам, когда попросил оружие у короля Конхобара в день, указанный друидом Катбадом.
Кухулин поступает так, как захочет его левая нога… или что-нибудь еще. Он прекрасно осознает, насколько ценен для родного Ульстера и нисколько не стесняется критиковать свою родину и ее героев. Для Кухулина не существует авторитетов. Невозможно не испытывать по отношению к подобному герою чувство глубокой личной симпатии!
Кухулина часто называли Псом… Он на это нисколько не обижался: само его имя означает «пес Куланна». Одним из первых его героических деяний было убийство собаки кузнеца Куланна. Чем Кухулину помешала собачка? Просто это злобное, наглое животное не давало герою (который, кстати, тогда был еще ребенком) пройти, куда ему надо.
Кузнец Куланн, понятное дело, не пришел в восторг оттого, что лишился столь ценного сторожа, и потребовал как-то компенсировать потерю. И пришлось будущему великому герою какое-то время поработать собакой кузнеца. Одним из запретов, наложенных на Кухулина, был запрет употреблять в пищу мясо собаки. Нарушение этого запрета (в числе трех других) в конце концов приводит его к смерти.
Следует отметить, что если женская ипостась собаки символизирует у кельтов плодородие, исцеление и любовь, то мужская – охоту, борьбу, защиту границ и смерть. И в характере Кухулина обнаруживаются многие чисто песьи черты… За родной Ульстер он готов глотку перегрызть любому. Кстати, в сагах с участием Кухулина мы видим очень яркое противопоставление королевства Конхобара, Ульстера, всей остальной Ирландии… Королеве Коннахта, Медб, удалось собрать довольно много народу для войны с северянами. Вот как это все началось, и англичане тут, оказывается, совсем ни при чем…
Когда Кухулин погиб, ему было всего двадцать семь лет, а свои подвиги он начал совершать раньше, чем нынешние дети начинают ходить в школу. И какие-то поступки Кухулина продиктованы болезненным желанием подростка доказать окружающим, что он уже взрослый мужчина, достойный того, чтобы с ним считались. Да, он задирается и хвастается, но это вполне в рамках традиций. Также вполне в рамках традиций попытаться перед боем вывести соперника из себя, говоря всякие гадости. Впрочем, можно сказать, что и в рамках традиций Кухулин достаточно изобретателен…
Кухулин не только любитель войн и сражений… Он еще любитель выпить, закусить и переспать с какой-нибудь хорошенькой женщиной (особенно с той, которую выбирает он сам, а не с той, которая нахально к нему пристает). И он искренне не понимает, почему подобное невинное увлечение так сильно огорчает его жену Эмер.
Можно сказать, что достоинства и недостатки Кухулина по-человечески понятны. Он одновременно идеален и несовершенен. Но любим мы его не только за это…

Бой Кухулина с Фердиадом

ГЕРОЙ из героев, славный воин древнего Ульстера, первый среди воинов Красной Ветви короля Конхобара, бесстрашньш уладский пес-так называли Кухулина его друзья и враги.
И был еще только один воин в пяти королевствах древней Ирландии, или, как тогда говорили,-в Эрине, который мог сравниться с Кухулином в отваге и боевом искусстве.
То был Фердйад, сьн Дамона.
Эти два славных героя - Кухулин и Фердиад были назваными братьями и друзьями. Они вместе росли, вместе обучались приемам боевой сыли и мужества у грозной воительницы Скатах на острове Скай. Там прошла их юность, там они познали любовь и возмужали, оттуда, рука об руку, отправились на ратные подвиги в чужие, далекие страны.
Их преданность и вернуто дружбу скрепила кровь, пролитая во многих опасных битвах, боях и сраженьях. Но случилось так, что, рассердившись на злого и коварного короля Конхобара, Фердиад вместе с другими воинами Красной Ветви покинул Ульстер и ушел на службу к гордой и жестокой коннахтской королеве Мав.
Как раз в ту пору Мав задумала идти войной на королевство Ульстер. Ей давно хотелось показать королю уладов Конхобару, что не он самый сильный король в Эрине.
Она собрала всех своих славных воинов и сама повела их на север в Ульстер. Время для войны она вибрала удачное - короля Конхобара и его воинов одолел тяжкий недуг. Это случалось с ними к началу каждой зими -в наказание за то, что однажды; король Конхобар надсмеялся над богиней войны Махой.
И вот когда все уладские войны обессилели от недуга, королева Мав покинула Коннахт и подошла со своим воинством к самой границе Ульстера -к Северному Проходу.
Узнав, что на Ульстер идет могучее войско королеви Мав,; Кухулин послал своего возницу Лойга к богине Махе с великой просьбой, чтобы она сняла свое проклятье с уладов. А пока силы к ним еще не вернулись, Кухулин один вышел защищать Северный Проход от врага.
Проклятье богини Махи его не коснулось: когда с уладами только случилось это несчастье, Кухулин еще не родился.
Не проходило дня, чтобы от руки Кухулина пало меньше ста воинов королеви Мав. Недаром шла о нем слава героя из героев бесстрашного бойца, победителя во многих битвах.
Мало того, по ночам Кухулин незаметно подбирался к самому лагерю гордой королевы и камнями, метко пущенньши пращи, разгонял всю ее стражу. Так что никому не было от не покоя не только днем, но и ночью.
Тогда надумала королева Мав направить к Кухулину гонцов и послов. Гонцы бегали от нее к палатке Кухулина и обратно, передавая ее вопросн и его ответы. И было решено между ними, что не станет больше королева Мав продвигаться в Ульстер фосированным маршем, а будет кажднй день посылать к Кухулину по одному воину для встречи в славном поединке. Условили они, что пока он будет биться в поединке, она может идти со своим войском вперед, но как только воин ее будет убит - коли это случится,-она остановится до следующего дня.
«Лучше уж я буду терять в день по одному воину, чем по сто»,-думала коварная Мав.
Но шел день за днем, и Кухулин убивал в честном поединке одного за другим лучших ее воинов. И настал день, когда лева Мав не знала, кто бы еще мог сразиться и выдержать бой с Кухулином.
Пришлось ей созвать большойой совет мужей Эрина. Стали мужи Эрина думать и, подумав, сошлись на одном:
- Фердиад, сын Дамона! Ибо в битве, в бою и в сражении один равен храбрейшему герою Кухулину. Вместе росли о вместе обучались приемам боевой силы и мужества у гроз Скатах.
- Удачннй выбор -одобрила королева.
И послали гонцов и послов за Фердиадом. Но Фердиад отказался, отверг, отослал назад гонцов и послов королеви. Не пошел он на ее зов, ибо знал, чего хотят от него: чтоби вступил он в единоборство с милым другом своим, названым братом и соратником.
Тогда Мав послала к Фердиаду друидов и злых певцов, чтобы они спели ему три цепенящих песни и три злых заклинання - на позор, посмеяние и презрение,-если Фердиад откажется к ней прийти.
На этот раз Фердиад пошел, ибо легче, казалось ему, пасть от копья силы, ловкости и отваги, чем от стрел стыда, позора и поношення.
Мав сама вышла к нему навстречу и приняла его с честью и приветом. Потом созвала своих вождей и военачальников и приказала им устроить в честь Фердиада пир.
За столом Фердиад сидел от нее по правую руку. А с другой стороны рядом с ним Мав посадила свою дочь Финдабайр и наказала ей подливать герою лучшие вина, чтобы его кубок никогда не оставался пустим.
Фердиад быстро захмелел и развеселился. Тогда королева стала восхвалять его отвагу, мужество и геройские подвиги и посулила ему несметные богатства, новие земли и свою дочь Финдабайр в жены, если он вступит в единоборство с Кухулином.
Собравшиеся за столом громко приветствовали такие слова королевы.
Все, кроме Фердиада.
Он один сидел молча. Горько было ему даже думать о бое со своим другом, товаришем и побратимом. Он сказал королеве:
- Твои дары поистине щедры и прекрасны, гордая Мав! Но я недостоин их. Никогда я не приму их в награду за бой с милым моим другом Кухулином.
Еще он так сказал королеве:

И сердца наши бились рядом,
И в лесах мы сражались рядом,
На постели одной спали рядом,
Устав, обессилев в жестоком бою...

И поняла тогда Мав, что такую преданность и любовь не разрушить ни лестью, ни подкупом. И задумала она иной план.
Когда Фердиад кончил песню об опасных делах, какие они свершали вместе с Кухулином, она, сделав вид, будто не слыша-
ла, что он только что говорил, обернулась к своим воинам и со-ветникам и спокойно заметала:
- Пожалуй, теперь я готова поверить тому, что говорил
о Фердиаде Кухулин.
- А что Кухулин говорил обо мне? -спросил Фердиад.
- Он сказал, что ты слишком опаслив и осторожен, чтобы выступить против него в поединке,-ответила Мав.
Фердиада охватил гнев, и он воскликнул:
- Не следовало Кухулину так говорить обо мне! Не мог он, положа руку на сердце, сказать, что хоть раз я был трусом или выказал недостаток храбрости в наших общих делах. Клянусь моим славным оружием, завтра же на рассвете я первый визову; его на бой, который мне так ненавистен!
И, не прибавив больше ни слова, Фердиад, печальньш, вер| нулся в свою палатку.
В ту ночь не слышно было ни музьїки, ни песен среди верных воинов Фердиада. Они видели, как вернулся с королевского пира их начальник и господин, и шепотом вели беседу, с тревогой вопрошая друг друга, что же будет. Они знали, что Фердиад искусен и неустрашим в бою, но они знали, что не менее искусен и столь же неустрашим Кухулин.
Как им бьло не знать, что когда встречаются в честном поединке два таких бесстрашных героя, одному из них суждено погибнуть!
Фердиад отдыхал до рассвета, а потом велел запрячь колесницу -он хотел явиться на место поединка раньше Кухулина.
Возница вывел коней, запряг колесницу и вернулся в палаты к Фердиаду. Он попытался уговорить своего господина не идти в бой на Кухулина. Фердиад не скрыл от него, как тяжело ему вступать против своего побратима, но уж коли он дал слово колеве Мав, он его сдержит.
Лучше б он не давал ей слова!
Печаль и гнев не оставляли Фердиада при мысли об этом. Он пришел в палатку уладских воинов и, повысив голос, громко сказал, чтобы слышали все:
- Пусть лучше мне погибнуть от руки славного Кухулина, чем ему от меня! А если падет от моей руки Кухулин, не жить и королеве Мав и многим из ее славньїх воинов. Виною тому обещание, какое она вырвала у меня, когда я был пьян и весел у на пиру. Верьте мне!
Потом Фердиад взошел на колесницу и устремился к броду через реку на место поединка. Там он заставил возницу распрячь коней и, разобрав колесницу, велел поставить для себя шатер и накрить его шкурами. Землю застлали пледами, набросали подушек, и Фердиад лег спать до прихода Кухулина.
А пока он спал, верный Кухулину Фергус тайно покинул палатку коннахтских воинов и отправился к Кухулину, чтобы сказать ему, с кем ему предстоит биться в грядущий день.
- Клянусь жизнью,-воскликнул Кухулин, услышав эту весть,-не такой разговор хотелось бы мне вести с моим другом и побратимом! Не из страха перед ним, но из любви и нежной привязанности. Но раз уж так случилось, лучше мне погибнуть от руки этого славного воина, чем ему от меня!
И Кухулин лег спать и спал долго. Не хотел он рано вставать, чтобы коннахтские воинны не сказали, что ему не спится от страха перед Фердиадом. Солнце стояло уже высоко, когда он наконец поднялся на свою колесницу и поехал к броду через реку на место поединка.
Фердиад уже ждал его и, как только Кухулин сошел с колесницы, приветствовал своего друга.
- Ах, Фердиад,-горестно сказал ему в ответ Кухулин,-раньше я верил, что ты приветствуешь меня как друг. Но теперь этой веры больше нет! Как мог ты променять нашу дружбу на лживне обещания вероломной женщинны?
Уязвленный упреками Кухулина, Фердиад воскликнул:
- Не слишком ли затянулся наш разговор? Пора вступить в беседу нашим копьям!
И вот, сблизившись, славние воины стали метать друг в друга легкие копья. Словно пчелы в ясный летний денек, летали между врагами острне дротики, и горело солнце на их крыльяих- наконечниках.
Так бились они цельй день, время от времени меняя оружие. Но и в защите, и в нападении их искусство было равно, и какое бы оружие они ни выбирали, ни разу оно не обагрилось их кровью. Когда же спустилась ночь, они решили, что на сегодня поединок закончен и пора отдохнуть.
Побросав оружие своим возницам, отважньїе воины кинулись друг другу на шею и трижди по-братски нежно расцеловались.
Потом возницы приготовили для них постели из свежего камыша, для каждого на своем берегу реки: для Фердиада - на южном, для Кухулина -на северном.
Из Ульстера прискакали гонцы и привезли Кухулину целебнные травы и снадобья, чтобы поднять его силы и избавить от боли и усталости его натруженное тело. Кухулин разделил все травм и все лекарства поровну и отослал половину Фердиаду.
А коннахтские воины принесли из лагеря для Фердиада еду и питье. Фердиад разделил тоже все поровну и отослал половину Кухулину.
Ночь их кони провели в одном загоне, а возницы - вместе у одного костра.
Наутро, как только засветило солнце, бойцы снова встретились у брода. На зтот раз они сражались на колесницах, пуская в ход тяжелые копья. Бой шел весь день, и каждьш получил немало жестоких ударов, прежде чем настала ночь и они решили передохнуть. На зтот раз оба бьли так тяжко изранены, что птицы могли влетать в их раны с одной стороны и вьлетать с другой.
Но и эту ночь их кони провели в одном загоне, а возницы -вместе у одного костра.
Когда же наутро они встретились у брода, чтобы продолжать поединок, Кухулин увидел, что Фердиад уже не тот, что был прежде: и взгляд его стал мрачен, и не мог он уже прямо держаться, а шел сгорбившись, еле волоча ноги.
Великая печаль охватила Кухулина. Он перешел вброд реку и, приблизившись к Фердиаду, сказал ему:
- Друг мой, товарищ и побратим, вспомни, как мы любили друг друга, как вместе проливали кровь в жестоких битвах, боях и сраженьях. Послушай своего младшего брата: откажись от единоборства у брода!
На это Фердиад ниже опустил голову, чтобы не смотреть; в глаза Кухулину, и сказал с грустью, что не может он нарушить свое слово, данное в злую минуту королеве Мав, и будет биться с Кухулином, пока один из них не победит.
На зтот раз они вместе вибрали оружие, и бой начался.
Весь длинньїй день в полной тишине они метали тяжельїе копья, сшибались на острых мечах, рубили, кололи, резали и наносили прямые удари. Только темний вечер заставил их кончить единоборство.
Все так же молча побросали они оружие своим возницам и, не обнявшись, не сказав друг другу доброго слова, мрачно разошлись по своим палаткам.
Ту ночь их кони провели в разных загонах, а возницы - каждьй у своего костра.
Рано утром Фердиад поднялся первнм и надел свои самые прочные, самые тяжелые, непроницаемые боевне доспехи, чтобы защитить себя от ужасного рогатого копья - Га-Бульга, каким славился Кухулин в поединке у брода.
Вскоре вишел к реке и Кухулин, и бой разгорелся, свирепьй и беспощадный.
Удары их копий бьли так сильын, что щиты бойцов прогнулись вовнутрь. Шум битвы их бьл так велик, что вспугнул всех демонов неба и заставил их носиться в воздухе с громкими криками. Так тяжела была поступь бойцов, что они вытеснили реку из берегов.
Уже близился вечер, когда Фердиад неожиданним вьпадом жестоко ранил Кухулина, вонзив свой меч в его тело по самую рукоять, и кровь рекой полилась из рани и затопила брод.
Кухулин не успел ответить, а Фердиад следом за первым ударом нанес второй и третий.
Только тогда крикнул Кухулин своему вознице Лойгу, чтобы подал он рогатое копье Га-Бульгу. Прицелившись, он метнул его двумя пальцами ноги, и Га-Бульга, пробив тяжелые доспехи Фердиада, смертельно поразил его.
- Вот и пришел мне конец, мой Кухулин,-произнес Фердиад и рухнул на землю.
Увидев, как падает на землю его друг и названий брат, Кухулин отбросил страшное своє оружие и кинулся к Фердиаду. Он склонился над ним, поднял его на руки и с осторожностью перенес через брод на северную сторону реки - сторону славних уладов. Не хотел он оставлять друга своих юних лет, своего названого брата, соратника в грозных битвах на земле врагов, на южном берегу реки.
Кухулин опустил Фердиада на землю, склонился над ним и стал горько его оплакивать. Забывшись в горе и не думая об опасности, Кухулин долго просидел так возле убитого друга, пока его возница Лойг не посоветовал ему уйти подальше от брода, где в любую минуту на него могли напасть коварные воины королевы Мав.
На слова Лойга Кухулин медленно поднял голову и сказал тихо, печально:
- Друг мой Лойг, знай и запомни: отныне и впредь любая битва, любой бой или сраженье покажутся мне пустой шуткой, забавой, игрушкой после поединка с милым моему сердцу Фердиадом.
И такую песню сложил Кухулин, оплакивая убитого друга:


В ученье у Скатах мм были рядом -
У грозной наставницы юных лет
Вместе прошли мы науку побед...

В играх, забавах мы бьши рядом,
Пока у брода не встретил ты смерть.
В боях жестоких мы бились рядом,
И каждому щит был от Скатах в дар -
За первый успех, за верный удар...
И вот у брода ты встретил смерть.

В играх, забавах ми были рядом,
Пока у брода не встретил ты смерть,
Милый мой друг, мой светоч, брат мой,
Гроза героев, славный герой,
Без страха ты шел в последний бой...
И вот у брода ты встретил смерть.

В играх, забавах мы были рядом,
Пока у брода не встретил ты смерть.
О лев свирепьй, лютый и мудрый,
О вал морской, что о берег бьет,
С пути все сметая, ты шел вперед...
И вот у брода ты встретил смерть.

В играх, забавах мы бьли рядом,
Пока у брода не встретил ты смерть.
Любимый друг мой, отважный Фердиад,
Все смерти стоят твоей одной.
Вчера высокой ты был горой.
Сегодня у брода ты встретил смерть.



Copyright © 2024 Образовательный портал.