Значение слова столпник. Кто такие столпники? Первый известный на руси столпник

Библиотека “Халкидон”

___________________

Столпничество как форма христианского подвижничества

Столпничество - одна из форм христианского подвижничества, возникшая в IV веке в Сирии. Для Сирии было особенно характерно «отшельничество, соединенное с исключительными средствами аскетического самоумерщвления» .

Возникновение столпничества. Преподобный Симеон Столпник

Столп, на котором подвизались аскеты, представлял собой колонну или башенку. Наверху была площадка, огороженная стенкой, где и стояли столпники. Обычно площадка не была покрыта навесом, и столпники переносили и палящий зной дня, и ночной холод, и ветер, и дождь. От площадки вниз шла лестница. Под площадкой иногда устраивалось ложе - κουβούκλιον .

Происхождение столпничества как особой формы монашеского подвига древние церковные историки (Феодор Чтец, Евагрий Схоластик) связывают с именем преп. Симеона Столпника († 459; память 1/14 сентября). Известно, что уже до него были подвижники, которые выдерживали подвиг более или менее продолжительного стояния (stationarii). Но у подвига преп. Симеона не было еще примера. «Житие» преп. Симеона, написанное его учеником Антонием, начинается так: «Новое и чудное таинство совершилось в наши времена». Блаженный Феодорит Кирский, современник и свидетель подвигов преподобного, писал: «Знаменитого Симеона - это великое чудо вселенной - знают все подвластные Римской державы: узнали о нем и персы, и мидяне, и эфиопы; распространившаяся молва о его трудолюбии и любомудрии долетела даже до скифских кочевников. Но я, даже имея свидетелями, как говорится, всех людей вселенной, которые подтвердят мое слово о подвигах святого, боюсь, однако, чтобы мое повествование не показалось потомкам невероятным и чуждым истине. Ибо то, что было с Симеоном, превышает человеческое естество».

Преп. Симеон родился в пределах Антиохии Сирийской в середине IV века. Он принадлежал к этнической группе так называемых «левкосирийцев» (λευκόσυροι), о которых упоминает еще Страбон в своей «Географии». Родители его были христианами. Из многочисленных детей у них осталось в живых только двое - Симеон и его брат Шемши, который впоследствии также стал монахом.

На 12-м году жизни преп. Симеон поступил в монастырь, а на 18-м принял постриг. Когда преп. Симеон был иноком в общежительном монастыре, образ его подвижничества вызвал недовольство и ропот со стороны братии. «Например, чтобы приучить себя к лишению сна и сплошным ночным бдениям, он становился на круглое дерево, стоя на котором, должен был соблюдать равновесие и при первом наступлении дремотного состояния падать. Справедливо видят в подобных монастырских подвигах преп. Симеона своего рода приготовительную школу для будущего его столпничества» .

Покинув монастырь, Симеон подвизался в отшельничестве, а затем взошел на столп. Согласно сирийскому житию, перед своим столпничеством во время Четыредесятницы Симеон видел небесного мужа огненного вида в военных доспехах. Он сначала молился, а затем стал на камне, на котором воскурялся фимиам, и, загнув свои руки назад, наклонялся и снова выпрямлялся, смотря на Симеона, потом опять простирал свои руки вверх и устремлял свой взор к небу. Такое видение, которое можно сравнить с видением, бывшим преп. Антонию Великому, повторялось три раза подряд с вечера до утра. После этого св. Симеон, уразумев, что видение было для него, сам, по свидетельству сирийского жития, в течение трех месяцев стоял на камне, а затем начал стоять на столпе. Стоя днем и ночью, как свеча, в прямом положении, он почти непрерывно молился и размышлял о Боге. Кроме строжайшего воздержания в пище, он добровольно переносил много лишений: дождь, зной и стужу. Питался он размоченной пшеницей и водой, которые приносили ему добрые люди.

Житие преп. Симеона повествует: «О такой жизни Симеона услыхали святые отцы, жившие в пустынях, и удивлялись его необычайным подвигам, ибо никто еще не изобретал себе такого жития, чтобы стоять на столпе. Желая же испытать его, послали сказать ему: “Отчего не идешь ты путем отцов наших, но изобрел другой - новый? Сойди со столпа и последуй житию древних пустынников”. При этом научили посланных, чтобы они, если Симеон не послушается, силою заставили его сойти со столпа; если же послушает и пожелает сойти, то оставить его так стоять, как начал: ибо тогда, сказали они, ясно будет, что новый образ жития его – от Бога. Когда посланные пришли к Симеону и возвестили решение собора святых отцов-пустынников, то он тотчас ступил ногою на лестницу, желая сойти вниз. Видя сие, посланные закричали: “Нет, не сходи, святой отче, но пребывай на столпе: теперь мы знаем, что начатое тобою дело - от Бога. Да будет же Он тебе помощником до конца”» .

Подвиг столпничества преподобный проходил на протяжении всей жизни. Высота столпа преп. Симеона постепенно увеличивалась - от 2,6 м до 16 м. О великом подвижнике вскоре узнали в самых отдаленных странах. «К нему устремились, - писал блаж Феодорит, - не только жители нашего государства, но и измаильтяне, и персы, и армяне, подвластные персам, и иверийцы, и гомериты [жители юго-западной Аравии]; приходили и представители соседних с ними племён. Приходило также много людей, живущих на отдаленнейших границах запада: испанцев, британцев, галатов [галлов - жителей современной Франции] и других, живущих между ними. А об Италии и говорить нечего, ибо сказывают, что в великом Риме муж этот пользуется такой славой, что на вратах всех мастерских прибивают небольшие его изображения в надежде благодаря им получить защиту и безопасность».

Преп. Симеон обратил в христианство несколько арабских племен. Некоторые из них мигрировали на юг Саудовской Аравии, где существовали еще долго после завоевания этих мест исламом. Он, как впоследствии и другие столпники, очень почитался не только простым народом, но и интеллектуалами (например, тем же блаж. Феодоритом). За советом к нему обращались даже императоры .

Вокруг места подвига преподобного в конце V в. был построен монастырь св. Симеона Столпника (Калат-Семан). Он располагается к северу от сирийского города Алеппо. В монастыре сохранились остатки столпа св. Симеона.

Столпники православного Востока

Учеником преп. Симеона был преп. Даниил Столпник († 489-490; память 11/24 декабря), уроженец сирийской провинции Коммагены. По чудесному указанию преп. Симеона Даниил начал подвизаться на столпе близ Константинополя. Этот подвиг он проходил более 30 лет. «И был преподобный предметом великого удивления для всех, как ближних, так и дальних, своих и пришельцев, царей и простых, греков, римлян и иноплеменников, кои приходили к нему, как к Ангелу Божию, а отходя призывали его на помощь себе, - и все они получали просимое по его святым молитвам» . Предузнав свою кончину, преп. Даниил отошел ко Господу в возрасте 80 лет.

Подобным по великим подвигам преп. Симеону был также подвизавшийся в Сирии преп. Симеон († 596; память 24 мая/6 июня), называемый Младшим и Дивногорцем . С младенчества он отличался строгим постничеством. Уже в детстве преподобному Симеону несколько раз являлся Господь, предсказывая ему будущие подвиги и награду за них. Шести лет святой удалился на одну пустынную гору, а затем поселился в обители преподобного Иоанна Столпника, близ Селевкии Сирийской, где взошел на столп. За строжайшие и вышеестественные подвиги поста и бдения он удостоился особой благодати Божией и дара исцеления недугов. На 22-м году жизни по откровению свыше преп. Симеон перешел на высокую и пустынную гору близ Антиохии, получившую название Дивной горы. Здесь он подвизался сначала на камне, а потом вновь на столпе. Достигнув высокой степени иноческого совершенства, подвижник сотворил множество чудес. Всего преподобный Симеон провел на столпе 68 лет.

В Лавре святого Симеона Столпника и в других монастырях Сирии и Месопотамии получили духовное образование преподобный Иоанн Зедазнийский и 12 его учеников: святые сирийские (каппадокийские) подвижники, основатели грузинского монашества, пришедшие в Грузию из Каппадокии в середине VI века. По дороге в Грузию они получили благословение от святого Симеона Столпника Младшего . Одним из учеников преп. Иоанна Зедазнийского был преп. Антоний, столпник Марткопский († VI век; память 19 января/1 февраля и 7/20 мая). Преподобный Антоний поселился на горе, названной Марткопской («Уединенной»), где основал обитель и построил храм в честь Нерукотворного образа Спасителя. Последние 15 лет своей жизни преподобный Антоний подвизался на столпе, почему и получил название столпника Иверской Церкви. (Остатки этого столпа сохранялись еще в XIX столетии, а монастырь, основанный преподобным Антонием, существовал до середины XVIII века.) .

Судя по книге блаж. Иоанна Мосха «Луг Духовный», подвиг столпничества в Сирии в VI веке был довольно распространен. Так, в «Луге» упоминаются (главы 28, 57) столпники Иулиан и Симеон (память святого Симеона Столпника Киликийского празднуется в день Собора всех преподобных отцов, в подвиге просиявших - в субботу сырной седмицы). Говорится также о двух случаях уклонения столпников в монофизитство (главы 29, 36).

Преп. Алипий столпник († 640; память 26 ноября/9 декабря) был родом из Пафлагонского города Адрианополя (на юге Малой Азии). Рядом с городом была расположена пустыня, в которой в древние времена язычники хоронили своих покойников. Преп. Алипий поселился там в одном из гробов (пещер, в которых полагали тела умерших); над гробом стоял каменный столп, а на столпе идол. Сокрушив идола, преподобный воздвиг на его месте честной крест. В этой же пустыне преп. Алипий построил церковь во имя святой великомученицы Евфимии Всехвальной, а затем принял на себя подвиг столпничества. Преподобный находился на столпе, «имея небо своим единственным покровом, мужественно перенося стужу и зной, дождь и град, снег и мороз. И был он таким добровольным мучеником не краткое время, но 53 года, страдая на своем столпе, как бы пригвожденный ко кресту. И стекалось к нему в это время множество народа, мужей и жен, юношей и старцев, чтобы послушать его полезных поучений и получить исцеление недугов. Ввиду того, что многие из них поселились тут же при нем, святой повелел устроить два монастыря, мужской и женский, один по одну сторону столпа, другой - по другую. Сам же стоял на столпе посередине, просвещая оба монастыря своим учением и примером своей Ангельской жизни и защищая их своими молитвами. Алипий дал им законы и уставы иноческого жития»… Преподобный Алипий «был так угоден Богу, что еще при жизни своей был осияваем небесным светом: несколько раз над головой его являлся огненный столп, достигавший до облаков и озарявший всё место окрест его» . Скончался преподобный в возрасте 118 лет.

Преп. Лука Столпник, или Новый Столпник († ок. 970-980; память 11/24 декабря), приняв монашество и преуспевая в иноческом житии, удостоился поставления в пресвитеры. Ревнуя о высшем духовном совершенстве, он обложил тело свое железными веригами и, взойдя на столп, соблюдал столь строгое воздержание, что в продолжение шести дней недели не принимал никакой пищи и только в седьмой день вкушал приносимую просфору и немного овощей: так на столпе провел он три года. Потом, призываемый Божественным внушением, пошел он на гору Олимп (в Вифинии, северо-западной области Малой Азии), и, наконец, удалился в город Халкидон. Там он также вошел на столп и, прославляемый многими чудесами, провел на нем сорок пять лет .

В XI в. подвиг столпничества проходил преп. Лазарь Галисийский († 1053; память 17/30 июля и 7/20 ноября). Святой поселился недалеко от Ефеса на пустынной горе Галисийской. Здесь он был удостоен чудного видения: огненный столп, восходящий на небо, окружали ангелы, поющие: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его». На месте, где святому было явлено это чудо, он построил храм во имя Воскресения Христова. При храме преп. Лазарь устроил столп, на котором стал подвизаться в подвигах поста и молитвы, перенося зной и холод и другие тяготы столпнической жизни. Бог даровал ему дар чудес и пророчества, и к нему стали собираться благочестивые люди, жаждущие мудрого духовного окормления. Так возник монастырь.

Преп. Лазарь скончался 72-х лет от роду. Братия похоронила тело святого в столпе, на котором он подвизался. Преподобный был прославлен по смерти многими чудесными исцелениями.

Столпничество в Русской Церкви

Первым по времени столпником Русской Церкви называют свт. Кирилла, епископа Туровского († 1183; память 28 апреля/11 мая). Через некоторое время после принятия пострига в Борисоглебском монастыре, находившемся близ Турова, св. Кирилл, как говорит житие, «заключил себя в столп, где некоторое время и пребывал, подвизаясь в посте и молитве. Тут он составил много благочестивых сочинений, чем приобрел известность во всей окрестной стране». Впоследствии Кирилл был поставлен в епископы города Турова. От современников он получил именование русского Златоуста.

По традиции к числу столпников Русской Церкви причисляется преп. Никита Переславльский († 1186; память 24 мая/6 июня). Однако столп, который устроил преподобный для своих подвигов, находился не поверх, а внутри земли. Это была столпообразная круглая яма или просто пещера, так что столпничество святого Никиты было, в сущности, затворничеством .

В XV в. преподобный Савва Вишерский († 1461; память 1/14 октября) избрал для своих подвигов уединенное место в нескольких верстах от Новгорода на берегу реки Вишеры. Здесь преподобный в 1418 г. устроил монастырь в честь Вознесения Господня. Вблизи обители преп. Савва поставил себе столп и, взойдя на него, всю седмицу до субботы проводил на нем в посте и молитве; в субботу же сходил со столпа к братии, причащался с ними Святых Тайн, выстаивал воскресную службу, разделял трапезу и после душеполезного поучения вновь всходил на столп до следующей субботы. Воспевая столпнические подвиги преп. Саввы, церковное песнопение уподобляет его «Симеону великому», то есть св. Симеону Столпнику.

С древними столпниками православного Востока сравнивают преп. Серафима Саровского († 1833; память 2/15 января, 19 июля/1 августа) и преп. Серафима Вырицкого († 1949; память 21 марта/3 апреля). Преп. Серафим Саровский каждую ночь поднимался на огромный камень в лесу и молился с воздетыми руками, взывая: «Боже, милостив буди мне грешному». Днем же он молился в келлии, также на камне, который принес из леса, сходя с него только для краткого отдыха и подкрепления тела скудной пищей. Так молился преподобный 1000 дней и ночей .

Подражая Саровскому чудотворцу, принял на себя подвиг столпничества Вырицкий старец преп. Серафим . Проживая в Вырице, он молился в саду на камне перед иконой преп. Серафима Саровского. Это бывало в те дни, когда несколько улучшалось здоровье старца. Первые свидетельства о молении святого Серафима Вырицкого на камне относятся к 1935 году, когда гонители обрушили на Церковь новые страшные удары. С началом Великой Отечественной войны старец усилил подвиг моления на камне - стал совершать его ежедневно. Известно, что в самой Вырице, как и было предсказано старцем, не пострадал ни один жилой дом и не погиб ни один человек .

Смысл и значение подвига столпничества

Блаж. Феодорит Кирский, описывая небывалый дотоле подвиг преп. Симеона Столпника, говорит: «Я верю, что подобное стояние устроилось не без воли Божией. А поэтому прошу тех, которые любят все порицать, чтобы они обуздали свой язык и не позволяли ему болтать что попало, но принимать во внимание, что Владыка часто устрояет подобные вещи для вразумления нерадивых. Так, Он повелел Исаии ходить нагим и разутым (Ис.20,2), Иеремии - препоясать чресла свои и в таком виде явиться с пророчеством к неверующим (Иер.1,17; 28,12), в другой раз повелел ему наложить на шею иго, сначала из дерева, а потом из железа (Иер.34,1; 35,10-14); Осии - взять в жены блудницу и питать любовь к жене злой и прелюбодейной (Ос. 1,2; 3,1); Иезекиилю - спать на правом боку сорок дней и на левом сто пятьдесят (Иез.4,4-6), потом - проломать себе отверстие в стене и выйти через него (Иез,12,4-5), наподобие пленника, а еще - взять нож, обрить голову и волосы свои разделить на четыре части, распределив их одну - туда, а другую - сюда (Иез.5,1-4). И многое другое повелевал Господь: всего не перечислить. Каждому из этих событий Владыка вселенной повелел быть для того, чтобы те, которые не убеждаются словом и не хотят внимать пророчеству, необычностью зрелища были вразумлены и подготовлены к пророческому гласу. И действительно, разве не изумлялись, видя, как человек Божий ходит нагой? Разве не любопытствовали, почему пророк взял себе в жены блудницу? И подобно тому, как прежде Бог всяческих повелел всему этому быть для пользы живущих в праздности, так и это новое и небывалое зрелище Он устроил для того, чтобы необычностью его привлечь всех приходящих посмотреть на него и сделать их более готовыми к назиданиям святого. Ведь известно, что необычность зрелища делает более доступным и научение, и приходящие посмотреть на него возвращаются, получив наставление в Божественном… Бог дарует как бы новые характерные черты делу благочестия, стремясь новыми и разнообразными видами жизни боголюбцев подвигнуть на славословие языки не только питомцев веры, но и страждущих неверием» .

По мнению иеромонаха Алексия (Кузнецова), столпничество «представляло новый вид добровольного мученичества, и возникло-то оно как раз тогда, когда прекратился подвиг мученичества. Оно есть как бы продолжение его. Что совершили св. мученики, то довершили св. столпники». Кроме того, «имеются еще и другие основания к отступлению столпников от обыкновенной подвижнической жизни, которые определяются личными соображениями подвижников, а именно: стремление к безмолвию, желание противоборствовать свободно диавольским козням, жажда смирения и умерщвления плоти, а главное - достижение богоуподобления путем аскетического созерцания». Наконец, «из истории известно, что заключение на столпы или в столпы служило некогда наказанием… Отсюда можно сделать вот какое вероятное предположение: столпники, живя на столпах, добровольно себя наказывали, как грешников Божиих, по способу, существовавшему в стране в отношении к гражданским преступникам». По мысли иеромонаха Алексия, «что иное были столпы для св. подвижников, как не особого рода кресты, на которых они распинали плоть свою, подвергая ее всевозможным лишениям и жестокому влиянию воздушных перемен. “Владыце подобяся, на столп восшел еси, яко на крест: но Он рукописание всех растерза, ты же возстания страстей растерзал еси: Он яко овча, ты же яко заколение; Он взыде на крест, ты же на столп”, поется в стихирах святому Симеону I-му. Восходя на столпы и переходя постепенно с низших на высшие, св. столпники как бы по лестнице восходили от совершенства к совершенству и, живя между небом и землей, “оныя устраняяся к сему же приближаяся плотию и духом”, сообразно со своим назначением стремиться к высшему, духовному, невидимому, - они заблаговременно, так сказать, переносили туда и ум свой и сердце. Вся жизнь их служила постоянным оправданием апостольского речения: елико внешний человек наш тлеет, толико внутренний обновляется (2 Кор. 4,16). В лице их дух является торжествующим над плотию; все, что от плоти и крови, служило в них духу, - оттого все аскетические подвиги святые Столпники совершали как бы в ином естестве. В лице их очищенная и возвышенная над всем дольним духовная наша природа достигала такого совершенства, что еще здесь, на земле, обнаруживала свое бесподобное величие и делалась способною к ближайшему общению с Самим Богом. Служение св. столпников справедливо можно назвать предстоянием пред Богом, разумея это предстояние в самом точном смысле слова. Стоя между небом и землею, они призывали Бога, славословили Его, от земли вознося ко Господу молитвы за всех, а с неба низводя на людей Божие благословение» .

Как указывал иеромонах Алексий (Кузнецов), столпничество как один из видов сирийского подвижничества «представляло собою противоположность языческому религиозному культу гор, горних духов и исполинов. Так как высоты по своему назначению имели непосредственное отношение к священным богослужебным действиям, то они, как богослужебные места, пользовались у язычников большим уважением и любовью, чем какие-либо другие места, не возвышавшиеся над землею… Чрез совершение богослужения на возвышенных местах, горах и холмах, высившихся к небу, или впоследствии на искусственных возвышениях, язычники думали стать в более близкое отношение к богам…» .

Чтобы было более ясно, какого именно рода языческим культам противостояли христиане, приведем здесь свидетельство язычника, сатирика Лукиана (ум. ок. 190). В своем сочинении «О Сирийской богине» Лукиан описывал святилище богини Атаргатис, культ которой носил оргиастический характер . «Ни одно святилище и ни одну местность вокруг не считают более почитаемыми и священными… Ни в одной стране я не наблюдал столь многолюдных празднеств и торжеств… Воздвигнутый на холме, который находится в самой середине города, храм окружен двойными стенами… Пропилеи храма повернуты в сторону северного ветра, высота их около ста саженей. В этих-то пропилеях и стоят фаллы высотой в тридцать саженей, сооруженные Дионисом. На один из этих фаллов два раза в год влезает человек и остается на его вершине в течение семи дней. Большинство объясняет такой обычай тем, что этот человек со своей высоты вступает в близкое общение с богами и испрашивает у них блага для всей Сирии. Благодаря этому боги внимают его мольбам с более близкого расстояния… Поднявшись наверх, человек спускает вниз… длинную веревку, заранее припасенную, и на ней подтягивает все, что ему нужно: дерево, одежды, орудия. С их помощью он устраивает себе шалаш, где и сидит, оставаясь на фалле в течение упомянутого числа дней. Многие приносят ему золото, серебро и медь, оставляют их в ящике неподалеку от него и, сказав свое имя, уходят. Человек, стоящий внизу, сообщает имена жертвующих верхнему, и тот творит за каждого молитву. Молясь, он ударяет в медный инструмент; приведенный в движение, он издает громкий и резкий звук» .

Иеромонах Алексий (Кузнецов) отмечал, что христианские подвижники, конечно, «не могли быть равнодушными зрителями» подобных языческих культов. «И вот в лице св. столпников они занимают сначала, в глазах язычников, высоты гор и ущелья, а затем устраивают столпы, напоминающие собою языческие священные ограды и жертвенники, чтобы ниспровергнуть культ идолопоклонства в самом его центре и заменить его христианским богопочтением» . В пользу этой мысли говорит ряд фактов. Так, в «Истории боголюбцев» блаж. Феодорита говорится, что вокруг столпа преп. Симеона можно было видеть «и иверийцев, и армян, и персов, принимавших Божественное крещение. Также и измаильтяне приходили толпами иногда по двести и по триста человек, а иногда и по тысяче: они торжественно отрекались от отеческого заблуждения, сокрушая пред великим светочем боготворимые ими раньше кумиры и отвергаясь от безумных оргий Афродиты» (под Афродитой имеется в виду Атаргатис, почитавшаяся и некоторыми арабскими племенами) . Вспомним также, что преп. Алипий до принятия на себя подвига столпничества жил в языческой усыпальнице, над которой стояла на колонне статуя языческого божества.

Таким образом, внешнее сходство некоторых форм христианской аскезы с языческими не свидетельствует о том, что первые «развились» из последних, - так же, как построение христианского храма на месте языческого не говорит об «эволюции» христианства из язычества.

Подвиг столпников обычно ассоциируется с отшельничеством, но было бы неверно противопоставлять столпников общежительному монашеству. Столпники не только начинали свой подвижнический путь в монастырях, но и сами становились основателями новых обителей. Уже вокруг столпа преп. Симеона Столпника возник монастырь. (Желавшие подвизаться под руководством преп. Симеона селились вокруг его столпа внутри каменных оград - мандр (греч. - «овчарня»). Отсюда произошло слово «архимандрит» - начальник обители). Ученик преп. Саввы Освященного († 532) Иулиан столпник основал при Иордане лавру Несклерава. Преп. Симеон Дивногорец основал монастырь на Дивной горе. В более позднее время то же видим в житии Алипия столпника. Преп. Савва Вишерский подвизался на столпе близ основанного им монастыря.

Столпники несли также старческое служение, вразумляя приходивших к ним советом и наставлением. Столпники не оставались в стороне и от догматических споров, волновавших православный мир. Преп. Симеон Столпник поддерживал Халкидонский Собор и убедил императрицу Евдокию, вдову Феодосия II Младшего (408-450 гг.), оставить монофизитство и вернуться в лоно Православной Церкви. Преп. Даниил сходил со столпа, чтобы приехать в Константинополь для обличения неправомыслия императора Василиска.

Иконография

Изображения древних столпников на иконах обычно легко узнаваемы. Как правило, столпники пишутся стоящими на столпах, в монашеском одеянии, часто со свитком в руках.

В русской иконописи наиболее запоминающиеся образы святых столпников принадлежат Феофану Греку (фрески на опорных столбах и стенах церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде 1378 года).

Иконописец-исихаст, Феофан не случайно «выбирает величайших духовных подвижников христианской веры, удостоенных лицезрения Господа в сиянии Божественного света. В своих странствиях по православному миру Феофан, вероятно, много раз писал образы этих святых отшельников, созерцая в своей душе их духовные подвиги. Поэтому каждый образ, созданный кистью Феофана, открывает нам духовный мир не только изображенного святого, но и самого художника-философа, показывает его стремление жить и творить, чтобы, подобно древним святым, получить благодать и просвещение небесным светом. Образ святого Алипия..., проведшего пятьдесят три года на башне-столпе, уподобляясь Христу в своих добровольных страданиях, особенно впечатляет... Феофан, в полном соответствии с житием Алипия, изображает святого, просвещенного Божественным светом: вся его фигура (земная плоть), исполненная земляной коричневой краской, сплошь покрыта белильными бликами, передающими Божественный свет, а седые волосы на голове и длинная борода как бы сотканы из “световой материи” небесного сияния» .

Иконы «Преподобный Серафим Саровский в молении на камне» - один из самых распространенных вариантов иконографии великого православного святого.

Просиявшие в великих подвигах, стяжавшие дары чудотворения, наставлявшие своим примером и словом всех приходивших к ним, да будут и нам святые столпники милостивыми ходатаями пред Богом.

Примечания:

Прот. Георгий Флоровский. Византийские отцы V-VIII вв. Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2006. С. 180.

См.: Луг духовный. Творение блаженного Иоанна Мосха. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М.: Правило веры, 2004. С. 327.

Житие преподобного и богоносного отца нашего Симеона Столпника. .

А. Л. Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Нижний Новгород: Издательство братства во имя св. князя Александра Невского, 2003. С. 309, 215.

Житие преподобного отца нашего Даниила Столпника. http://www.pravoslavie.uz/Jitiya/12/11Daniil.htm .

Преподобный Иоанн Зедазнийский и 12 его учеников. http://days.pravoslavie.ru/Life/life1010.htm .

Преподобный Антоний, столпник Марткопский, Иверский. http://days.pravoslavie.ru/Life/life258.htm .

Житие преподобного отца нашего Алипия Столпника. http://www.pravoslavie.uz/Jitiya/11/26Alipiy.htm .

Память преподобного Луки, Нового Столпника. http://www.pravoslavie.uz/Jitiya/12/11Luka.htm .

Память преподобного отца нашего Никиты Столпника, Переяславского чудотворца. .

Преподобный Серафим, Саровский чудотворец. http://days.pravoslavie.ru/Life/life138.htm .

Преподобный Серафим Вырицкий. По кн.: В. П. Филимонов. Житие преподобного Серафима Вырицкого. СПб.: «Сатисъ», 2000. http://days.pravoslavie.ru/Life/life4897.htm .

См.: И. [Ш.] Ш[ифман]. Атаргатис // Мифы народов мира. М., 1997. Т. 1. С. 121.

Лукиан. О Сирийской богине. Перевод С. С. Лукьянова. http://www.litmir.net/br/?b=118112&p=183 , http://www.litmir.net/br/?b=118112&p=185 .

Людмила Щенникова. «Среди иконописцев отменный живописец». http://www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=239&n=13 .

Источник иллюстраций:

© Е. М. Скитер, 2008

Захотелось мне сегодня узнать подробнее кто такие столпники . Не знаю почему, просто услышал где-то, или прочитал мельком, в общем, промелькнуло где-то и запало в голову «столпник» . Сразу предупреждаю, я не верующий и прошу извинения у верующих, за несколько вольный стиль изложения. Ну как сказать? С детства я вот такой: «Хочу, всё, знать». Итак, что же я узнал? Оказывается столпники, довольно почитаемые в православной церкви святые, о чём говорят многочисленные иконы, как старинные, так и более поздние. Стоило мне только набрать в «поисковике» слово столпник .

(*Для просмотра изображений в большем формате, кликните по фото)

Алипий Столпник (греческая икона 1716 год)

Так кто же они такие, столпники? Обратимся сначала к словарям.

Толковый словарь русского языка Ушакова

СТОЛПНИК , а, м. (церк. истор.).
Религиозный фанатик-отшельник, молившийся, стоя на небольшом столпе или затворившийся в маленькой башенной келье

Википедия

Столпник - христианский святой из числа преподобных, избравший особый вид подвига - непрерывную молитву на «столпе» (открытой возвышенной площадке, башне и т. п.).

Обычно, их так и изображают, на столпе в виде колонны, я его для себя так и назвал «столп-колонна», или на столпе в виде башни, о чём говорят изображаемые двери на «столпах-башнях».

Встречаются изображения и столпов с кельями на верху

840-50-е гг. Илл. к Пс. 4, 4. Миниатюра к «Хлудовской псалтыри». Византия. Москва. Исторический музей.

Поскольку «википедии» полностью доверять нельзя, а тут ещё мне встретился и столп изображённый в виде дерева, мне, естественно, захотелось узнать, почему именно дерево и кто он такой – Столпник Давид Солунский, изображённый на фреске. Я обратился к другим источникам.

Прп. Давид Солунский. Роспись парекклисиона монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе. 1316-1321 гг.

Согласно т. н. анонимному Житию Давида Солунского созданному в 718-720 гг., преподобный родился в Фессалонике. Он удалился в монастырь св. мучеников Феодора и Меркурия, именуемый монастырем Кукуллотов или Кукуллатов, в северной части города близ стены, где предался аскезе и чтению Священного Писания. Желая, чтобы Господь открылся ему и дал ему разум и смирение, он воссел на миндальное дерево, стоявшее по правую сторону от церкви. Так он провел 3 года, перенося стужу и зной, до тех пор, пока ему не явился ангел, повелевший сойти с дерева, устроить себе келью и жить там. Архиепископ Дорофей с клириками сняли Д. С. с дерева и затворили его в приготовленной келье. Преподобному была дана благодать изгонять бесов и исцелять больных.

Действительно, сие иначе как подвигом назвать нельзя.
А что же упомянутый выше Никита Столпник?

Преподобный Никита Столпник Переславский был уроженцем города Переславля-Залесского и заведовал сбором казенных податей и налогов. В 1152 году князь Юрий Долгорукий перенес город Переславль и каменный храм во имя Всемилостивого Спаса на новое место. В связи с расходами по строительству города и храма был произведен усиленный сбор податей с жителей города. Никита, руководивший этими сборами, нещадно грабил жителей, собирая огромные суммы денег для себя. Так длилось много лет. Но Милосердный Господь, желающий всех грешников спасти, и Никиту привел к покаянию.

Всем сердцем приняв монашеские обеты, преподобный Никита проводил дни и ночи в молитве, пении псалмов и чтении житий святых подвижников. По благословению настоятеля он возложил на себя тяжелые вериги и на местах своих монашеских подвигов ископал два глубоких колодца. Вскоре преподобный усилил свой подвиг - он выкопал глубокую круглую яму и там, возложив на главу каменную шапку, стал, подобно древним столпникам, на пламенную молитву. Только голубое небо да ночные звезды видел он со дна своего столпа-колодца, да узкий подземный ход вел под церковную стену - по нему преподобный Никита ходил в храм на Богослужение.

Сейчас мощи святого Никиты Столпника почивают в раке возле алтаря в Благовещенском храме. Тут же висит часть его железных вериг - крест (раза в два-три больше священнического) и два креста поменьше, скрепленные цепью.

Ну что ж, кто такие столпники мне стало понятно. Вот только слово «фанатик» в словаре Ушакова смущает, как-то в современной интерпретации звучит грубовато. И вот ещё, на фреске в храме Илии пророка в Лесном, Никита столпник, изображён на столпе сложенном из брёвен, может иконописец хотел в этой фреске отобразить название посёлка – Лесное (трудно изобразить столп в виде ямы), или иконописец хотел отобразить именно русскую деревянную архитектуру?

А почему его не изобразили на столпе в виде колонны? Ответа я не нашёл. Но посмотрим на другие иконы и фрески. Вот уже упомянутый выше столпник Давид и Симеон. Давид на «столпе-дереве», а Симеон на «столпе-колонне»

Столпники Симеон и Давид.

Кто такой Симеон?

В стране Каппадокийской, в селении Сисан, жили христиане Сусотион и Марфа. Бог благословил их супружество рождением сына, которого они нарекли Симеоном и, по обычаю христианскому, омыли банею крещения…

… Как реки, стекались к Симеону различные народы и племена: приходили к нему из Аравии и Персии, из Армении и Иверии, из Италии, Испании и Британии. Так прославил Бог прославлявшего Его. Когда же собралось к Симеону такое множество народа и все старались прикоснуться к нему, принимая от него благословение, блаженный стал тяготиться таким почитанием и беспокойством. И изобрел он небывалый способ избавиться от суеты людской: для того, чтобы приходящие не могли касаться его, умыслил он построить столп и стоять на нем. Поставив такой столп, он устроил на нем тесное жилье в два локтя, и стал здесь проводить жизнь свою в посте и молитвах. И был он первый столпник. Столп имел в высоту шесть локтей, и святой Симеон простоял на нем несколько лет. После высота столпа доведена была до двадцати локтей, а затем - и до тридцати шести. Так преподобный, столпами различной высоты, как лестницами, восходил к небесной стране, претерпевая страдания, летом мочимый дождем и палимый зноем, а зимой терпя стужу…

Ну что ж, думаю не просто так иконописец изобразил одного именно на «столпе-колонне», а другого на «столпе-дереве».

А вот ещё, почему-то редко упоминаемый, Столпник Пётр.

Думаю что если бы не Храм во имя св. Петра столпника, стоявший на родине Пётра Павловича Ершова (1815-1869), автора знаменитой сказки «Конёк-горбунок», я вряд ли бы на него наткнулся, на просторах Интернета.

Ершов трепетно относился к своему небесному покровителю, о чём свидетельствуют постоянные упоминания в его письмах к родным и друзьям 22 февраля – дня его рождения, совпадающего с днём его именин и даже 22-го числа других месяцев. К примеру, в письме к жене от 23 ноября 1858 года Ершов, в ту пору директор училищ всей Тобольской губернии, пишет следующее: «Милая Елена. Вот я и в Ялуторовске. Это последний город настоящего моего маршрута, и потом к вам, обнять тебя и милых детей. Из Ишима я выехал в субботу, в 5 часов. Обедал у смотрителя вместе с П.И., который приехал проводить меня. В 6 часов мы были уже со смотрителем в Безруковой, месте моего рождения, и пили чай. Тут явилось несколько крестьян с сельским головой, с просьбами о моём содействии – соорудить в Безруковой церковь. Они хотят составить приговор – в течении трёх лет вносить по 1 рублю серебром с человека (а их душ, примерно, до 800), что в 3 года составит до 2500 р.с. Моё дело будет – испросить разрешение на постройку церкви, доставить план и помочь по возможности. Смотритель сказал, что церковь надобно соорудить во имя преподобного Петра, и крестьяне согласились. Место для церкви они сами выбрали то самое, где был комиссарский дом, т.е. именно там, где я родился. Признаюсь, я целую ночь не спал, раздумывая о том – неужели Господь будет так милостив, что исполнится давнишнее моё желание и освятится место рождения и восхвалится имя моего Святого. Не даром же в нынешнем году в календаре в первый раз упомянуто имя его. Сближение, как ни суди, пророческое. А как приятно мне было слышать от старых крестьян нелицемерные похвалы моему отцу! Всё это составило для меня 22 число (припомни – 22-е, а не другое) одним из приятнейших дней моей жизни» .

Мир Господень так чудесен!
Так отраден вольный путь!
Сколько зёрен звучных песен
Западёт тогда мне в грудь!
Я восторгом их обвею,
Слёз струями напою,
Жарким чувством их согрею,
В русской речи разолью.

(П. П. Ершов, «К друзьям», 1837)

Но меня здесь заинтересовала икона, а точнее необычное изображение «столпа-башни».

А вот и знаменитый Феофан Грек. На фреске, у каждого из троих святых, столпы изображены по разному. (?)

Феофан Грек. Столпники. Фреска церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде. 1378

С архитектурной точки зрения, их формы, совсем не характерны для Русской архитектуры того времени, скорее всего, отображают древне Римскую или Ближневосточную.

А вот интересная миниатюра из Минология Василия II.

Прп. Симеон Столпник. Миниатюра из Минология Василия II. Мастер Пантолеон

Здания Ближневосточной архитектуры и люди в чалмах, которые пришли к столпнику Симеону толи за советом, толи за исцелением, а справа седой мужчина с посохом явно европейской внешности, просто внимательно слушает. А вот «столп-колонна», ну точь в точь колонна Марка Аврелия или колонна Трояна в Риме, даже перила нарисованы. Кстати эти колонны внутри имеют винтовые лестницы для подъёма на площадку.

Где-то я слышал, что лестницы якобы для того, чтоб зажигать огни на верху. Для чего? Освещать площадь, слишком высоко. Использовать в качестве маяка? Зачем он в Риме. А вот о чём-либо вещать с них точно можно было. Ведь именно так и устроены минареты.
Кстати, посмотрим и на минареты.

Минарет Кальян. Бухара. 1127 год

Минарет Тадж Махала. Агра. Индия.

Кажется, всё встало на свои места. Столпы это и есть минареты. Или, минареты это те же столпы. Это уж кому как угодно. Для меня остался не решённым один вопрос. Почему об этом молчит Церковь?

А что было раньше: «Курица или яйцо?»

Позволю себе немного «арифметики», поскольку не нашёл точной даты рождения столпника Симеона, как утверждается, основоположника столпничества (да собственно и не искал). В описании его бытия (www.pravoslavie.uz) есть такая фраза: «Преставился преподобный в царствование Льва Великого, в 4-й год этого царствования». Святитель Лев Великий, (родился в 390 году - умер 10 ноября 461) - папа римский с 29 сентября 440 по 10 ноября 461. Ислам, как мировая религия, зародился в 7 веке н.э. (думаю с этим, ни кто спорить не будет). Значит, строить минареты и вещать со «столпов» они переняли у Христиан. Интересно, а нет ли столпов у самой древней мировой религии, Буддизма (зародилась в 5 веке до н.э.)

Да сколько угодно, как древних, так и «современных». Делаю вывод: «Столпы появились задолго до столпника Симеона, и предназначались именно для публичного вещания» . Ну что-то не вяжется версия, что мол, чем выше, тем ближе к Богу. Бог и так всех слышит. Больше подходит, чем выше, тем больше народа услышит вещающего.

А почему столько много похожих названий?

Самарра - небольшой городок, расположен в 120 км к северу от Багдада .

Правда в нашей, Российской, Самаре нет Вавилонской башни, но зато много других храмов, тоже с великолепной архитектурой, например этот.

Как основателю столпничества, Симеону Столпнику, наверное, посвящено больше всего икон и фресок, но я не встретил ни одной, где бы он был «подвязан» к столпу. Везде изображён вещающим с башни.

Симеон Столпник и мч. Иоанн Воин

Из числа преподобных , избравший особый вид подвига - непрерывную молитву на «столпе» (открытой возвышенной площадке, камне, башне и т. п.) .

Подвиги стояния на столпе ради благочестия встречаются ещё ранее IV века . Святой Ефрем Сирин в 29 поучении к египетским монахам говорит, что он видел человека, который ради добродетели стоял на столпе. Однако основателем столпничества христианская традиция считает сирийского монаха Симеона Столпника , подвизавшегося на столпе более 30 лет. Симеон пользовался исключительным авторитетом в христианском мире, к нему стекались толпы верующих за советом и наставлением, писали письма императоры, почитание его как святого распространилось ещё при его жизни, особенно в сирийских общинах.

Подвигу Симеона последовали в V веке преподобный Даниил (память 11 декабря), в VI веке - преподобный Иоанн и Симеон Дивногорец , в отличие от первого Симеона (Столпника) называемый младшим (память 24 мая), в VII веке - Алипий , подвизавшийся на столпе 66 лет (память 26 ноября), в VIII веке - Феодосий , столпник едесский (память 9 июля), в X веке - преподобный Лука Новый Столпник , 45 лет пребывший на столпе (память 11 декабря), в XI веке - преподобный Лазарь Галисийский из Эфеса (память 30 июля), в XII веке - преподобный Никита Переяславский (память 24 мая), в XV веке - преподобный Савва Вишерский , скончавшийся в 1460 году (память 1 октября) .

Единственным столпником Западной Церкви стал преподобный Вульфилаих (+ ок. 594), совершавший свой подвиг в суровом климате на вершинах Арденн .

Образки с изображением столпников, которые приносили с собой паломники, возвращаясь после посещения этих подвижников (которые, видимо, могли благословлять эти образки), сыграли существенную роль в развитии иконопочитания .

В Восточной Европе одним из первых столпников был преподобный Кирилл Туровский (XII век), сейчас особо почитаемый в Белоруссии.

Столпничество как вид затворничества могло осуществляться и в подземных столпах-пещерах (преподобный Никита Переяславский), и в специально построенных кельях затворника на территории монастыря .

Преподобный Серафим Саровский , подражая святому Симеону, 1000 дней молитвенно предстоял Богу на камне.

В литературе

Герой книги Милорада Павича «Хазарский словарь » Гргур Бранкович получил прозвище столпник за то, как он был замучен в турецком плену. Его водрузили на верхушку греческой колонны, приказав троим лучникам стрелять в него и обещав, что отпустят, если после пяти стрел он останется жив. Но лучники выпустили в Гргура 17 стрел, после чего он упал с колонны мертвым. «На этом месте вырос дикий виноград - его никогда не продают и не покупают, это считается грехом»

столпник

столпника, м. (церк. истор.). Религиозный фанатик-отшельник молившийся, стоя на небольшом столпе (столп в 1 знач.), или затворившийся в маленькой башенной келье (столп во 2 знач.). Симеон-столпник.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

столпник

А,м.. Отшельник, совершающий молитвы, стоя на небольшом столпе, либо затворись в тесной башенной келье.

ж. стблпница, -ы.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

столпник

м. устар. Отшельник, истово молившийся, стоя на небольшом столпе (1*1) или затворясь в тесной башенной келье.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

столпник

святой из числа преподобных, избравший особый вид подвига - стояние на "столпе" (какомлибо возвышении) для углубленной молитвы. Основатель столпничества - сирийский монах Симеон Столпник (ум. 459), подвизавшийся на столпе более 30 лет.

Википедия

Столпник

Сто́лпник - христианский святой из числа преподобных, избравший особый вид подвига - непрерывную молитву на «столпе» .

Подвиги стояния на столпе ради благочестия встречаются ещё ранее IV века. Святой Ефрем Сирин в 29 поучении к египетским монахам говорит, что он видел человека, который ради добродетели стоял на столпе. Однако основателем столпничества христианская традиция считает сирийского монаха Симеона Столпника, подвизавшегося на столпе более 30 лет. Симеон пользовался исключительным авторитетом в христианском мире, к нему стекались толпы верующих за советом и наставлением, писали письма императоры, почитание его как святого распространилось ещё при его жизни, особенно в сирийских общинах.

Подвигу Симеона последовали в V веке преподобный Даниил (память 11 декабря), в VI веке - преподобный Иоанн и Симеон Дивногорец, в отличие от первого Симеона называемый младшим (память 24 мая), в VII веке - Алипий, подвизавшийся на столпе 66 лет (память 26 ноября), в VIII веке - Феодосий, столпник едесский (память 9 июля), в X веке - преподобный Лука Новый Столпник, 45 лет пребывший на столпе (память 11 декабря), в XI веке - преподобный Лазарь Галисийский из Эфеса (память 30 июля), в XII веке - преподобный Никита Переяславский (память 24 мая), в XV веке - преподобный Савва Вишерский, скончавшийся в 1460 году (память 1 октября).

Единственным столпником Западной Церкви стал преподобный Вульфилаих (+ ок. 594), совершавший свой подвиг в суровом климате на вершинах Арденн.

Образки с изображением столпников, которые приносили с собой паломники, возвращаясь после посещения этих подвижников, сыграли существенную роль в развитии иконопочитания.

В Восточной Европе одним из первых столпников был преподобный Кирилл Туровский (XII век), сейчас особо почитаемый в Белоруссии.

Столпничество как вид затворничества могло осуществляться и в подземных столпах-пещерах (преподобный Никита Переяславский), и в специально построенных кельях затворника на территории монастыря.

Преподобный Серафим Саровский, подражая святому Симеону, 1000 дней молитвенно предстоял Богу на камне.

Примеры употребления слова столпник в литературе.

Ломоносов Жервеза в православии приняла имя Глафиры, а венчавший молодых Бутурлиных батюшка отец Афанасий от Семена Столпника сделался ее духовником и глубоко вошел в жизнь бутурлинского домика, что на Знаменке.

Это состояние души, - возразил столпник , обернувшись и глядя на Артура в упор.

К этой прилагается еще одна молитва, весьма важная, - продолжал старый столпник , - так что запиши-ка и ее тоже.

Ветродуевы муки кончились, а Жихарь со связанными Симеонами решились вернуться на прежнее место, Столпник ему все объяснил: - Воздух у него не только в легкие идет - часть и в кишки попадает.

Здесь ныне поселился столпник и находится камень Богородицы, на этой горе и был древний Вифлеем.

Столп столпника , уст затвор -- Ты был мне престол, ПросторТем был мне, что морю толп Еврейских -- горящий столп!

Этим столпником был святой Симеон, - сказал Бельбо - и, по-моему, он взобрался на столб для того, чтобы было удобнее плевать на головы проходящих внизу.

Светочи христианства, страсти Христовы, столпники и отшельники, чудеса и благодатные источники, и прочая, прочая муть тучами валилась на русского деревенского читателя.

Святые подвижники и столпники требовательно взирали на мастера, давшего им вторую, бессмертную жизнь.

Я знал людей, истязающих себе веригами, не мывшихся и не стригших ногтей -- будто Искупитель нечистоплотность проповедовал, столпников и молчальников, живших в скитах и бичевавших себя дни и ночи напролет.

Одинокий Марат - Боже избави от такого человека, - долго размышлявший в своих потаенных подвалах и на своем столбе Столпника , углядел спасение только в одном - в падении 260 тысяч аристократических голов.

И, духовным взором проникая в грядущее, видел, почти видел и мощных, взволнованных суровостью бытия праотцов, и пророков, и испуганные лица шестикрылых херувимов, и видения Страшного Суда, и ряды праведников, и то особое, что наметил он сотворить в каменной палатке храма: святых мучеников, деловитых и упорных, словно сами новгородцы, причудливых столпников и Троицу, Троицу прежде всего!

Подвиги стояния на столпе ради благочестия встречаются ещё ранее IV века . Святой Ефрем Сирин в 29 поучении к египетским монахам говорит, что он видел человека, который ради добродетели стоял на столпе. Однако основателем столпничества христианская традиция считает сирийского монаха Симеона Столпника , подвизавшегося на столпе более 30 лет. Симеон пользовался исключительным авторитетом в христианском мире, к нему стекались толпы верующих за советом и наставлением, писали письма императоры, почитание его как святого распространилось ещё при его жизни, особенно в сирийских общинах.

Подвигу Симеона последовали в V веке преподобный Даниил (память 11 декабря), в VI веке - преподобный Иоанн и Симеон Дивногорец , в отличие от первого Симеона (Столпника) называемый младшим (память 24 мая), в VII веке - Алипий , подвизавшийся на столпе 66 лет (память 26 ноября), в VIII веке - Феодосий , столпник едесский (память 9 июля), в X веке - преподобный Лука Новый Столпник , 45 лет пребывший на столпе (память 11 декабря), в XI веке - преподобный Лазарь Галисийский из Эфеса (память 30 июля), в XII веке - преподобный Никита Переяславский (память 24 мая), в XV веке - преподобный Савва Вишерский , скончавшийся в 1460 году (память 1 октября) .

Единственным столпником Западной Церкви стал преподобный Вульфилаих (+ ок. 594), совершавший свой подвиг в суровом климате на вершинах Арденн .

Образки с изображением столпников, которые приносили с собой паломники, возвращаясь после посещения этих подвижников (которые, видимо, могли благословлять эти образки), сыграли существенную роль в развитии иконопочитания .

В Восточной Европе одним из первых столпников был преподобный Кирилл Туровский (XII век), сейчас особо почитаемый в Белоруссии.

Столпничество как вид затворничества могло осуществляться и в подземных столпах-пещерах (преподобный Никита Переяславский), и в специально построенных кельях затворника на территории монастыря .

Хэнк Морган (Марк Твен «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура ») находит применение «даровой» энергии столпника для открытия фабрики по пошиву рубашек, которые сбывает всем дворянам королевства под маркой «Рубашки Св. столпника».

Напишите отзыв о статье "Столпник"

Примечания

Лики святости в православии
Апостол | Бессребреник | Благоверный | Блаженный | Богоотец | Великомученик | Исповедник | Мученик | Праведный | Праотец | Преподобномученик | Преподобный | Преподобноисповедник | Пророк | Равноапостольный | Святитель | Священноисповедник | Священномученик | Столпник | Страстотерпец | Чудотворец | Юродивый

Отрывок, характеризующий Столпник

– Соня, нельзя сомневаться в нем, нельзя, нельзя, ты понимаешь ли? – прокричала она.
– Любит ли он тебя?
– Любит ли? – повторила Наташа с улыбкой сожаления о непонятливости своей подруги. – Ведь ты прочла письмо, ты видела его?
– Но если он неблагородный человек?
– Он!… неблагородный человек? Коли бы ты знала! – говорила Наташа.
– Если он благородный человек, то он или должен объявить свое намерение, или перестать видеться с тобой; и ежели ты не хочешь этого сделать, то я сделаю это, я напишу ему, я скажу папа, – решительно сказала Соня.
– Да я жить не могу без него! – закричала Наташа.
– Наташа, я не понимаю тебя. И что ты говоришь! Вспомни об отце, о Nicolas.
– Мне никого не нужно, я никого не люблю, кроме его. Как ты смеешь говорить, что он неблагороден? Ты разве не знаешь, что я его люблю? – кричала Наташа. – Соня, уйди, я не хочу с тобой ссориться, уйди, ради Бога уйди: ты видишь, как я мучаюсь, – злобно кричала Наташа сдержанно раздраженным и отчаянным голосом. Соня разрыдалась и выбежала из комнаты.
Наташа подошла к столу и, не думав ни минуты, написала тот ответ княжне Марье, который она не могла написать целое утро. В письме этом она коротко писала княжне Марье, что все недоразуменья их кончены, что, пользуясь великодушием князя Андрея, который уезжая дал ей свободу, она просит ее забыть всё и простить ее ежели она перед нею виновата, но что она не может быть его женой. Всё это ей казалось так легко, просто и ясно в эту минуту.

В пятницу Ростовы должны были ехать в деревню, а граф в среду поехал с покупщиком в свою подмосковную.
В день отъезда графа, Соня с Наташей были званы на большой обед к Карагиным, и Марья Дмитриевна повезла их. На обеде этом Наташа опять встретилась с Анатолем, и Соня заметила, что Наташа говорила с ним что то, желая не быть услышанной, и всё время обеда была еще более взволнована, чем прежде. Когда они вернулись домой, Наташа начала первая с Соней то объяснение, которого ждала ее подруга.
– Вот ты, Соня, говорила разные глупости про него, – начала Наташа кротким голосом, тем голосом, которым говорят дети, когда хотят, чтобы их похвалили. – Мы объяснились с ним нынче.
– Ну, что же, что? Ну что ж он сказал? Наташа, как я рада, что ты не сердишься на меня. Говори мне всё, всю правду. Что же он сказал?
Наташа задумалась.
– Ах Соня, если бы ты знала его так, как я! Он сказал… Он спрашивал меня о том, как я обещала Болконскому. Он обрадовался, что от меня зависит отказать ему.
Соня грустно вздохнула.
– Но ведь ты не отказала Болконскому, – сказала она.
– А может быть я и отказала! Может быть с Болконским всё кончено. Почему ты думаешь про меня так дурно?
– Я ничего не думаю, я только не понимаю этого…
– Подожди, Соня, ты всё поймешь. Увидишь, какой он человек. Ты не думай дурное ни про меня, ни про него.
– Я ни про кого не думаю дурное: я всех люблю и всех жалею. Но что же мне делать?
Соня не сдавалась на нежный тон, с которым к ней обращалась Наташа. Чем размягченнее и искательнее было выражение лица Наташи, тем серьезнее и строже было лицо Сони.
– Наташа, – сказала она, – ты просила меня не говорить с тобой, я и не говорила, теперь ты сама начала. Наташа, я не верю ему. Зачем эта тайна?
– Опять, опять! – перебила Наташа.
– Наташа, я боюсь за тебя.
– Чего бояться?
– Я боюсь, что ты погубишь себя, – решительно сказала Соня, сама испугавшись того что она сказала.
Лицо Наташи опять выразило злобу.
– И погублю, погублю, как можно скорее погублю себя. Не ваше дело. Не вам, а мне дурно будет. Оставь, оставь меня. Я ненавижу тебя.
– Наташа! – испуганно взывала Соня.
– Ненавижу, ненавижу! И ты мой враг навсегда!
Наташа выбежала из комнаты.
Наташа не говорила больше с Соней и избегала ее. С тем же выражением взволнованного удивления и преступности она ходила по комнатам, принимаясь то за то, то за другое занятие и тотчас же бросая их.



Copyright © 2024 Образовательный портал.