Русский язык - это основа формирования общероссийской гражданской идентичности современной россии - лев кузнецов. Инновационный проект "формирование гражданской идентичности на уроках русского языка и литературы"

Открывая пленарное заседание открывшегося сегодня форума "Совершенствование преподавания русского языка и литературы в школах и вузах Российской Федерации" в Ставрополе, Министр РФ по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов подчеркнул огромную объединяющую роль русского языка для многонационального народа России: "Русский язык формирует общекультурный и гуманитарный контекст страны. Именно благодаря русскому языку весь мир узнал Кайсына Кулиева, Расула Гамзатова, Коста Хетагурова, Ису Капаева. И эта традиция не должна исчезнуть". По мнению министра, знаковым является выбор именно площадки Северо-Кавказского федерального университета для проведения такого масштабного образовательного мероприятия. "Очень важно, что форум русского языка и литературы проходит здесь. Миссию русского языка на Северном Кавказе трудно переоценить. Он играл важную роль в объединении народов и консолидации добрых усилий на протяжении нескольких веков ", - отметил Лев Кузнецов. Министр также выразил уверенность в том, что форум сможет стать эффективным инструментом для трансляции и реализации новых образовательных инициатив на Северном Кавказе, сообщает пресс-служба Минкавказа. "Глобальная экономика знаний требует от образовательного сообщества новых профессиональных подходов и стратегий, отвечающих потребностям государства и общества, с одной стороны, и современному уровню развития науки - с другой. Северный Кавказ - пространство динамичного развития, где вопросам образования заслуженно уделяется повышенное внимание. Не вызывает сомнений, что сила и процветание регионов СКФО в значительной степени зависят от уровня образования. И этот форум является отличной коммуникационной площадкой для презентации образовательных технологий, современных методов педагогики и моделей управления профильными образовательными учреждениями ", - сказал Лев Кузнецов. В этом году Форум был посвящен сразу нескольким актуальным темам - методикам совершенствования преподавания русского языка и литературы в системе общего образования, анализу результатов ЕГЭ по русскому языку, переосмыслению роли учителя русского языка и литературы в современной школе, а также использованию современных электронных образовательных ресурсов в общеобразовательных учреждениях регионов СКФО. Мероприятие объединило более 100 участников, в их числе - представители экспертного сообщества, профильных ведомств и министерств, школьные и университетские педагоги из республик СКФО и других регионов России. На Форуме выступили полномочный представитель Президента РФ в СКФО С. Меликов, заместитель Министра образования и науки РФ А. Климов, советник Президента по культуре и искусству, председатель Совета по русскому языку при Президенте России В. Толстой, главы регионов СКФО, а также ректор МГУ имени М.В.Ломоносова В. Садовничий и ректор СКФУ Алина Левитская. Выступая перед широкой аудиторией, почетные гости сошлись во мнении, что сегодня русский язык - это основа формирования общероссийской гражданской идентичности современной России. Проведение форума русского языка и литературы на площадке СКФУ глава Минкавказа назвал правильным решением, выразив уверенность в том, что проблемы, озвученные экспертами на секциях и панельных дискуссиях, найдут всестороннее обсуждение в профессиональном сообществе, что, в свою очередь, будет способствовать совершенствованию преподавания русского языка и литературы в школах и вузах СКФО. "Для СКФУ актуальны проблемы сохранения и развития традиций русской культуры, русской литературы, русского языка как государственного языка и универсального средства общения народов Северного Кавказа, перед вузом поставлены задачи совершенствования этнического и межкультурного диалога, что учитывается в профессиональной подготовке студентов ", - подчеркнул Министр.

Профессор, доктор исторических наук, заместитель директора по научной работе Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского научного центра РАН, Уфа, Россия. [email protected]

Халиулина А. И.

Кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела этнополитологии Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского научного центра РАН, Уфа, Россия. [email protected]

ID статьи на сайте журнала: 5834

Сафин Ф. Г., Халиулина А. И. Роль русского языка в формировании общероссийской гражданской идентичности в полиэтничном регионе (на примере Башкортостана) // Социологические исследования. 2015. № 11. С. 90-96



Аннотация

В статье анализируется роль языкового фактора в становлении гражданской идентичности на примере многонациональной Республики Башкортостан. На основании переписей населения и ряда социологических опросов доказывается, что, несмотря на меры по внедрению изучения родных языков, в республике наблюдается значительное расширение сферы распространения русского языка. Это, в свою очередь, способствует возникновению у русскоязычных башкир и татар чувства общности с гражданами России и формированию у них общероссийской (гражданской) идентичности.


Ключевые слова

этническая идентичность; гражданская идентичность; государственная идентичность; русский язык; языковой фактор; этноязыковая ситуация; родной язык; Башкортостан

Список литературы

Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Пройденные пути и некоторые проблемы современной российской этносоциологии // Социологические исследования. 2014. № 7. С. 106-116.

Губогло М.Н. Русский язык и толерантность. М.: Старый сад, 2003.

Дробижева Л.М. Этничность в социально-политическом пространстве Российской Федерации: опыт 20 лет. М.: Новый хронограф, 2013.

Национальный состав населения Республики Башкортостан (по данным Всероссийской переписи населения 2002 года): статистический сборник. Уфа: Башкортостанстат, 2006.

Национальный состав населения Республики Башкортостан по данным Всероссийской переписи населения 2010 года: статистический бюллетень. Уфа: Башкортостанстат, 2012.

Сафин Ф.Г., Фатхутдинова А.И. Этническая и региональная идентичности в региональном измерении: феномен Башкортостана (1959-2002). Уфа: Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева УНЦ РАН, 2012.

Язык есть исповедь народа,

В нем слышится его природа,

Его душа и быт родной.

П.А.Вяземский

Центральной задачей новой российской школы, обеспечивающей социокультурную модернизацию российского общества, должно стать воспитание ответственного гражданина. В православной гимназии сосредоточена не только духовная, но и гражданская, интеллектуальная и культурная жизнь детей и подростков.

Среди факторов формирования гражданской и культурной идентичности можно назвать следующие:

Общее историческое прошлое (общая судьба);

Самоназвание гражданской общности;

Общий язык, являющийся средством коммуникации и условием выработки разделяемых смыслов и ценностей;

Общая культура (политическая, правовая, экономическая), построенная на определенном опыте совместной жизни, фиксирующая основные принципы взаимоотношений внутри общности и ее институционального устройства;

Переживание данным сообществом совместных эмоциональных состояний, особенно связанных с реальными ситуациями в стране.

Гражданская идентичность является важнейшим конституирующим элементом гражданской общности, выступает основой группового самосознания, интегрирует население страны и является залогом стабильности государства. Как бы не критиковали новый ФГОС общего образования, в нем есть две большие идеи, которые по размышлении захватывают, не оставляют равнодушным – идея метапредметности и идея формирования российской (гражданской) идентичности.

Задача формирования гражданской (российской) идентичности у гимназистов предполагает качественно новый по содержанию, технологиям и ответственности подход педагогов к традиционным проблемам развития гражданского самосознания, патриотизма, толерантности школьников, владения ими родным языком.

Обучение русскому языку происходит не только на уроках словесности, но на любом учебном предмете и за пределами урока, в свободном общении с обучающимися; живой русский язык становится универсалией школьной жизни.

Основой формирования гражданской и культурной идентичности является русский язык. Очень важно, чтобы ребенок не просто механически усваивал и воспроизводил те или иные образцы, а трансформировал их в насыщенные личностные смыслы, ценности, реализуемые в индивидуализированных формах гражданского и социального поведения. Тем самым задаются уникальные ориентиры процессу гражданской идентификации каждого конкретного ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кузина Любовь Владимировна

Негосударственное образовательное учреждение гимназия во имя Святителя Николая Чудотворца

Учитель русского языка и литературы

Русский язык как основа культурной и гражданской идентичности.

Язык есть исповедь народа,

В нем слышится его природа,

Его душа и быт родной.

П.А.Вяземский

Центральной задачей новой российской школы, обеспечивающей социокультурную модернизацию российского общества, должно стать воспитание ответственного гражданина. В православной гимназии сосредоточена не только духовная, но и гражданская, интеллектуальная и культурная жизнь детей и подростков.

Среди факторов формирования гражданской и культурной идентичности можно назвать следующие:

Общее историческое прошлое (общая судьба);

Самоназвание гражданской общности;

Общий язык, являющийся средством коммуникации и условием выработки разделяемых смыслов и ценностей;

Общая культура (политическая, правовая, экономическая), построенная на определенном опыте совместной жизни, фиксирующая основные принципы взаимоотношений внутри общности и ее институционального устройства;

Переживание данным сообществом совместных эмоциональных состояний, особенно связанных с реальными ситуациями в стране.

Гражданская идентичность является важнейшим конституирующим элементом гражданской общности, выступает основой группового самосознания, интегрирует население страны и является залогом стабильности государства. Как бы не критиковали новый ФГОС общего образования, в нем есть две большие идеи, которые по размышлении захватывают, не оставляют равнодушным – идея метапредметности и идея формирования российской (гражданской) идентичности.

Задача формирования гражданской (российской) идентичности у гимназистов предполагает качественно новый по содержанию, технологиям и ответственности подход педагогов к традиционным проблемам развития гражданского самосознания, патриотизма, толерантности школьников, владения ими родным языком.

Обучение русскому языку происходит не только на уроках словесности, но на любом учебном предмете и за пределами урока, в свободном общении с обучающимися; живой русский язык становится универсалией школьной жизни.

О сновой формирования гражданской и культурной идентичности является русский язык. Очень важно, чтобы ребенок не просто механически усваивал и воспроизводил те или иные образцы, а трансформировал их в насыщенные личностные смыслы, ценности, реализуемые в индивидуализированных формах гражданского и социального поведения. Тем самым задаются уникальные ориентиры процессу гражданской идентификации каждого конкретного ребенка.

Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Для достижения этих целей в содержании русского языка можно использовать такой материал, как «Общие сведения о языке » и дидактический материал : упражнения, диктанты, изложения, сочинения и др. Любовь к родному языку – одно из проявлений гражданских чувств. Еще К.Д. Ушинский говорил, что язык народа является полнейшим отражением родины и духовной жизни народа: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка… Таков этот великий народный педагог – родное слово».
Работа над формированием гражданской и культурной идентичности в каждом классе различен и зависит об общей подготовки учащихся, специфики программного материала по русскому языку и межпредметных связей русского языка с другими школьными предметами. Так, если на первом уроке в 5 классе мы говорим
о языке как важнейшем средстве общения, о том, как появился язык, какие условия этому способствовали, то в 9 классе это разговор о причинах включения русского языка в состав мировых языков – политических, научных, культурно-исторических, лингвистических.
Воспитание гражданственности и культурных ценностей проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Хорошим подспорьем в этом является правильный подбор
дидактического материала. В процессе проведения обучающих диктантов, изложений предлагаю учащимся определить основную мысль текста, акцентировать внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют культуру и гражданственность, например: Как проявилась храбрость русских людей, их верность Отчизне? Что помогло героям одержать победу над врагом? Смогли бы вы поступить также?
Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые использую при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку: «Тире между подлежащим и сказуемым» (8 кл.)
– Родная сторона – мать, чужая – мачеха; Родина – мать, умей за неё постоять ; «Прилагательные полные и краткие» (5 кл.) – Своя земля и в горести мила; Глупа та птица, которой своё гнездо не мило ; «Степени сравнения имен прилагательных» (6 кл.) – Родина краше солнца, дороже золота; Любовь к Родине сильнее смерти и т.д.
Любовь к своей Родине проявляется и в умелом обращении с русским языком: в
соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности – соблюдение этических и коммуникативных норм . Привитию навыка культуры общения отводятся специальные упражнения, помещенные во всех разделах учебника русского языка: Как могут обратиться к вашим родителям (знакомым, соседям) разные люди? Составьте предложения с разными обращениями; Составьте побудительные предложения со словами «Будьте добры», «Будьте любезны » (5 кл.); др.
Большое воспитательное значение имеет работа со словарями. Учащиеся могут выполнять самые различные задания, например:
Прочитайте в «Школьном толковом словаре» и «Словаре иностранных слов» словарные статьи, посвященные слову «культура, патриотизм». Чем различается материал словарных статей? Напишите рассуждение на тему «Что значит – быть гражданином своей страны». Прочитайте в словаре словарные статьи, посвященные словам Родина, герой, героизм, отвага, доблесть, мужество. Что объединяет эти слова?

Урок – пространство воспитания благодарного отношения к родному русскому языку, потому что память основана на благодарности, на даре блага, добра. Укорененность этого слова в русском языке удивляет: благоволить, благоговеть, благодарить; благосостояние, благословить, благодеяние, благолепие, благоприятный, благополучие, благоденствие, благой; благодать; благовоние; благородный; благодать.

Язык - величайший учитель, наставник, язык - начиная от колыбельной песни и потешек и до «Илиады», до Тургенева, Чехова, Бунина - всегда формировал и формирует мировосприятие, человечность, нравственность. Язык был педагогом и тогда, когда еще не было ни школ, ни книг. И теперь учит, в век информационных технологий. И чем богаче мир языка, в который мы вводим наших учеников, тем глубже будет развит их мир, - не только области внешнего общения, но их душа, которая, как сказал поэт, « обязана трудиться и день и ночь».

На уроках русского языка, работая над фонетическим, грамматическим разбором, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением орфограмм и пунктограмм, обращаю внимание учащихся на значение слов, на смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или иного текста. Ведь для гармонического развития личности необходимо приобщение к сокровищам духовной культуры русского народа, которое мною осуществляется через знакомство с древнейшими жанрами русского фольклора, воспитывающими в детях православно - христианские добродетели. См.приложение1

При изучении темы «Синонимы», «Антонимы» предлагаю учащимся поработать с понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, стыд, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести.

Совместная работа с учениками может строиться двумя способами: учитель предлагает ученикам продумать и записать понятия, близкие данному, затем каждый знакомит с результатами своей работы, и составляется общий ряд, анализируются основные оттенки, отличающие каждое понятие; совместно в процессе обсуждения выстраивается ряд близких по значению понятий, записывается на доске, а каждый в тетради анализирует их смысловое содержание.

Важно научить ребенка не только объяснять значение нового слова, но и пользоваться изученным на практике. Этому помогают образцы употребления слов - готовые словосочетания и предложения, которые могут быть прочитаны, а затем записаны под диктовку.

В текстах диктантов, изложений нашло отражение народных идеалов – патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости – мы видим в древнерусской литературе , в летописи «Повести временных лет», текст которой мы изучаем на протяжении трех лет. В 8 классе, изучая «Житие Александра Невского», ученики говорят о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов. Горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения – вот основной вывод, к которому приходят девятиклассники при изучении «Слова о полку Игореве». В изучении текста «Житие Сергия Радонежского» Сергий Радонежский был назван святым в 1452 году. В произведении «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого утверждается, что за всю биографию Сергия Радонежского было совершено множество чудес, исцелений. Однажды он даже воскресил человека. Перед иконой Сергия Радонежского люди просят о выздоровлении, а 25 сентября, в день смерти, православный народ отмечает его память.
Также при подготовке к урокам стараюсь подбирать тексты, предложения из текстов, которые помогают развивать нравственные качества учащихся. Например, при изучении темы: «Обособленные приложения и определения, вводные слова» в 8 классе провожу выборочный диктант по тексту пересказ Житие Сергия Радонежского Бориса Зайцева)

Семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте, в церковную школу, вместе с братом Стефаном. Стефан учился хорошо. Варфоломею же наука не давалась. Как и позже Сергий, маленький Варфоломей очень упорен и старается, но нет успеха. Он огорчен. Учитель иногда его наказывает. Товарищи смеются и родители усовещивают. Варфоломей плачет одиноко, но вперед не двигается.

И вот, деревенская картинка, так близкая и так понятная через шестьсот лет! Забрели куда-то жеребята и пропали. Отец послал Варфоломея их разыскивать, наверно, мальчик уж не раз бродил так, по полям, в лесу, быть может, у прибрежья озера ростовского и кликал их, похлопывал бичом, волочил недоуздки. При всей любви Варфоломея к одиночеству, природе и при всей его мечтательности он, конечно, добросовестнейше исполнял всякое дело - этою чертой отмечена вся его жизнь.

При изучении темы «Правописание Приставок НЕ- и НИ- в наречиях» в 5 классе использую в качестве объяснительного диктанта такие предложения: 1.Никогда Россия ярма не носила. 2.Велика Россия, а отступать некуда. 3.Нигде не дышится так легко, как на Родине. 4.На чужбине чувствуешь себя путником, которому негде голову преклонить. 5.Соврешить хорошее дело никому и никогда не поздно. 6.Смелый человек нигде не пропадет. Предлагается учащимся объяснить данные пословицы, которые воспитывают и гражданские чувства, и нравственные качества.

При повторении умений постановки знаков препинания в сложном предложении и в предложении с однородными членами можно использовать такое высказывание Д.С.Лихачева: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре». Задание к этому тексту: 1. Определите тему и идею текста. 2. Определите стиль речи. 3. Найдите предложения с однородными членами, назовите их. Итак, дидактический материал разного типа позволяет воздействовать на чувства учащихся, формируя любовь к Родине, к человеку, чувство милосердия, совести и т.д

Эффективно применяется мною на уроках такой прием технологии встречных усилий как «Эпиграф». Я предлагаю учащимся осмыслить текст духовно-нравственного содержания, записанный на доске, и придумать, как он может быть связан с новой, ученикам пока неизвестной темой занятия. Например, на уроке изучения правописания -тся и -ться в глаголах я записываю такую фразу: «Честь и достоинство являются главными качествами человеческой души, и тот, кем они утрачиваются, превращается в человека жестокого и алчного» и так далее. На повторительно-обобщающих уроках использую прием «Лови ошибку»: даю возможность детям поработать с тестовыми заданиями, в которых намеренно допускаю ошибку. Во время ее поиска школьники могут рассуждать вслух, побуждая тем самым друг друга к поиску правильного решения.

Я считаю своей главной задачей в преподавании русского языка в гимназии разбудить душу ребенку и создать благодатную почву для воспитания добрых чувств любви к Родине, к культуре и православной вере.
Надо беречь и развивать язык, совершенствовать и возвышать его как средство общения, орудие мысли. Тогда поднимется и уровень культуры, и будет накапливаться богатство добрых отношений между людьми, будут укрепляться нравственные и гражданские устои жизни.

Использованная литература:

«Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

(А.Я. Данилюк, В.М.Кондаков, В.А.Тишков, М. :Просвещение, 2009)

1.Андрюшков А.А. Формирование российской идентичности как задачи образования: мировоззрения созидающее будущее //Вопросы образования. – 2011 – № 3.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования //Российская газета. Июль 2012.

4.Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова. 4-е изд. Доработанное. М. Просвещение. 2011.

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского

языка и литературы

Черникова П.В., учитель русского языка

и литературы Старохмелевского филиала

МБОУ Новоникольской СОШ

Попытайтесь быть хотя бы немного добрее

и вы увидите, что окажетесь не в состоянии

совершить дурной поступок.

Конфуций

21 век – век высоких технологий, время информационного общества.

Люди покоряют вселенную и передают информацию со скоростью света.

Возможности информационных технологий сегодня достигли таких высот,

куда не заглядывали даже научные фантасты. В системе школьного

образования наблюдается смещение акцентов в сторону дисциплин

естественнонаучного цикла.

Что делать, если глобальная компьютеризация проникла в сознание

школьника? У него нет времени, а порой, к сожалению, и желания, пойти в

библиотеку или дома взять с полки книгу и почитать ее. У него нет времени

задуматься о «разумном, добром, вечном».

«Печально я гляжу на наше поколенье!» – сказал бы сегодня

М.Ю. Лермонтов.

Вопрос нравственного воспитания настолько актуален, что это нашло

своё отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании». Во

второй статье Закона РФ говорится: «Государственная политика в области

образования основывается на одном из принципов: гуманистический

характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и

здоровья человека, свободного развития личности, воспитание

гражданственности и любви к Родине…».

Законом РФ «Об образовании» перед школой поставлена задача

защиты и развития национальных культур, регионально-культурных

традиций и особенностей. Национальные традиции, без сомнения, обладают

значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным

средством духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Духовно-нравственное состояние общества считается одним из

основных показателей его развития и благополучия. Ведь духовность – это

стремление к возвышенному, прекрасному, позволяющему постичь

подлинные высшие ценности.

В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно-

нравственного развития должна быть направлена на обеспечение духовно-

нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной,

внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе

образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Такимобразом, цель духовно-нравственного воспитания: это создание системы

формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов,

развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути.

Многие подростки имеют ценности, несовместимые с общепринятыми

моральными нормами. Современная молодёжь настроена враждебно к

«консервативным» взглядам своих родителей. Такие понятия, как

патриотизм, совесть, честь очень часто вызывают у детей негативные

эмоции.

Воспитать – значит способствовать формированию сердечного

человека с крепким характером. А для этого «пробудить душу» в нём как

можно раньше, воспитывать чуткость ко всему Божественному, волю к

духовному совершенству, радость любви и вкус к доброте, милосердию,

отзывчивости и умение ни при каких обстоятельствах не оставаться

равнодушным ко всему, что происходит рядом с нами. Оставаться

Человеком.

Главной задачей духовно-нравственного воспитания является процесс

становления в каждом ребёнке Человека. Но этот процесс очень сложен, а

результат его во многом зависит не только от мастерства педагога, но и

родителей.

Современная школа пытается влиять на мировоззрение учащихся,

способствовать их духовно-нравственному становлению, решение проблем,

связанных с преодолением духовного кризиса в обществе и воспитанию

такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной

морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко

осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу

внутреннего влечения к добру.

Первоочередной задачей учителя-словесника является духовно-

нравственное воспитание школьника, способствующее формированию

личности ученика. Поэтому я работаю над темой: «Духовно-нравственное

воспитание школьников на уроках русского языка и литературы». Также

уделяю внимание формированию развитию речи учащихся, развитию

творческих способностей обучающихся.

К большому сожалению, многие ученики не могут и не хотят

грамотно говорить. И многих из них это устраивает. Остаётся

«невостребованным» духовный опыт, оставленный нашими замечательными

художниками слова: Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Чеховым,

Достоевским, Толстым… А задача учителя – «достучаться» до сердца, души

ребёнка, дать возможность прикоснуться к миру прекрасного.

Роль классической литературы в духовно-нравственном воспитании

подростков просто неоценима, она способствует нравственному

воспитанию, воспитанию чувства долга, ответственности за свои поступки,

патриотизма, любви к ближнему, доброты, уважения к старшим, позволяет

организовать досуг детей.

В воспитании духовно-нравственных качеств использую различные

формы проведения уроков: урок-диалог, урок-исследование, урок-

творческая мастерская, урок-семинар, урок-экскурсия, урок-дискуссия. Общаясь каждый день с детьми, можно увидеть их взаимоотношения, их

моральный и духовный уровень, отношение к окружающему их миру.

Во время учебной деятельности при изучении различных тем я

использую разнообразные приёмы, влияющие на выработку нравственных

принципов и понимание нравственных ценностей в жизни. Для того чтобы

помочь ученикам осмыслить, осознать сущность нравственного понятия,

необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими

близкими и противоположными ему. При прохождении тем «Синонимы»,

«Антонимы» подходит прием, позволяющий раскрыть сущность

нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими,

близкими и противоположными ему. Безусловно, учитель должен проделать

эту работу сам, выстроив для себя своеобразный ряд синонимов. Например:

сострадание, уважение, забота, послушание, чуткость, сопереживание,

любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие или совесть,

благородство, стыд, обязательность, память, жертвенность, чувство вины,

порядочность, угрызение совести и т.д.

При подготовке к урокам русского языка стараюсь подбирать тексты,

предложения из текстов, которые помогают развивать нравственные качества

учащихся. Огромную возможность для духовно-нравственного воспитания

учителям-словесникам дают пословицы и поговорки русского народа,

фразеологизмы, крылатые выражения. Нужно только умело их преподносить

детям.

Наряду с уроками русского языка воспитывать нравственные качества

мне помогают и уроки литературы, где просто и доступно даются ответы на

многие вопросы: «Что такое добро и зло? Как очиститься от дурных

помыслов? Как научиться жить среди людей?»

Часто практикую на своих уроках сочинения- миниатюры, сочинения-

рассуждения о таких нравственных понятиях, как совесть, честь,

милосердие, сострадание, благородство. Меня всегда волнуют творческие

работы моих учеников, тонко трогают мою душу и успокаивают: «На

правильном пути стоят мои дети».

Вопросы нравственности также можно рассмотреть на примере

произведений А. Платонова, Б. Васильева, В. Распутина, В. Астафьева,

В. Белова, С. Алексеева, А. Костюнина. Их произведения не относятся к

разряду «легкой» литературы, позволяющей расслабиться, забыться, уйти от

проблем. Напротив, они погружают читателей в самые болевые проблемы

времени: убывание добра, безверие, отсутствие духовности,

безнравственность. Эти писатели пишут правду, взывают к проблемам

направляют нас к вечным ценностям.

В качестве завершения работы с этими авторами учащимся

предлагается написать сочинения-рассуждения (например «Уроки

нравственности в …»)

Предполагается, что учащиеся будут знать традиции народа,

выработают навык составления собственной родословной, будут

ориентироваться в понятии «духовные ценности», разовьют осознанноеотношение к духовному наследию страны. Учащиеся смогут уверенно

ориентироваться в основных понятиях нравственной культуры, осознавать

ответственность за собственную жизнь, здоровье, за благополучие близких,

усвоят нравственные нормы поведения, будут уверенно разбираться в

терминах «нравственность», «нравственная культура», «нравственный

подвиг».

Работая над формированием духовно-нравственных ценностей

учащихся, большое внимание уделяю словесному творчеству учащихся,

развитию их творческих способностей.

Серьёзное внимание в работе с учащимися уделяется воспитанию

православной культуры – одной из составляющих духовно-нравственного

воспитания. Убеждена, что детям необходимо привить навыки нравственного

самоанализа, дать возможность открыть внутренний мир своей души.

Огромная работа учителя по духовно-нравственному воспитанию

подрастающего поколения невозможна без взаимодействия с семьёй ученика.

Педагог и родитель должны понимать, что без соблюдения определённых

нравственных норм невозможно воспитать человека, который будет

достойным гражданином общества. А мы, педагоги, всегда готовы к

сотрудничеству с семьёй в деле духовно-нравственного воспитания

подрастающего поколения: не равнодушного, ответственного, честного,

трудолюбивого, с активной гражданской позицией.

Человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле,

поэтому нужно внешнее воздействие образовательной среды. Духовно-

нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы является

важным средством формирования у дет


1

Статья посвящена проблеме формирования гражданской идентичности учащихся при изучении курса «География России». География относится к числу учебных предметов, располагающих большими возможностями для формирования гражданской идентичности. Анализ литературы по данной проблеме показал, что понятие «гражданская идентичность» имеет территориальный (географический) смысл и рассматривается как осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства. Выявлено, что основная часть содержательной нагрузки по реализации гражданской идентичности приходится на курс «География России» (VIII–IX классы), который способствует формированию гражданственности и патриотизма. Основной целью курса «География России» является воспитание географической культуры личности, направленной на становление гражданина России, активно участвующего в решении ключевых проблем своего государства. Основу организации учебной деятельности для формирования гражданской идентичности должно составлять использование современных образовательных технологий.

1. Асмолов А.Г., Карабанова О.А., Марцинковская Т.Д., Гусельцева М.С., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Загладина Х.Т., Терехова Е.С., Глебкин В.В., Левит М.В. Учебно-методические материалы для педагогов различных ступеней системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнерства семьи и школы. - М., 2012. – 247 с.

3. Водолажская Т. Идентичность гражданская // Образовательная политика. -2010. - № 5-6. - С. 140–142.

4. Иванова Н.Л. Изменение этнической и гражданской идентичности в новых общественных условиях // Вопросы психологии. -2008. - № 2. - С. 87.

5. Наумова Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе // Социологический журнал. - 2005. - № 2. - С. 93–99.

6. Санина А.Г. Социальные основания гражданской идентичности в современном обществе: субстанциональный, пространственный и деятельностный аспекты // Вестник Санкт-Петербургского университета. -2010. - Сер.12. Вып. 4. - С. 289–294.

Проблема формирования гражданской идентичности школьников - одна из важнейших составляющих системы жизненного и гражданского самоопределения личности. В условиях кризисного состояния общества средства массовой информации и Интернет в большом масштабе оказывают воздействие на сознание современной молодежи. В рамках информационного пространства отчетливо просматриваются тенденции, направленные на формирование гражданской идентичности через представления о национальной культуре, истории и географии, ощущения причастности каждого молодого человека к социуму. В условиях неблагоприятного воздействия социальной среды у молодежи значительно возросли интересы сугубо личностного, прагматического характера, при этом оказались разрушенными или утраченными традиционные духовно-нравственные качества, такие как патриотизм, гражданственность, межнациональная толерантность и др. Социологические исследования, проведенные независимыми экспертами (Институтом социологии РАН, ВЦИОМ, АНО Левада-центр), касающиеся нравственных убеждений учащейся молодежи, свидетельствуют о негативном отношении к понятиям «толерантность», «ответственность перед обществом», «гражданский долг», об отрицании гражданских ценностей и патриотических идеалов. Решение проблемы формирования гражданской идентичности учащихся в контексте общего образования обеспечивает достижение таких личностных и социальных качеств, как осознание школьником себя гражданином Российской Федерации, укрепление российской государственности, рост конкурентоспособности российского общества, снижение риска распада Российской Федерации на отдельные территории по этническим, конфессиональным или региональным параметрам.

В нормативных документах по гражданскому образованию и воспитанию в Российской Федерации показано, что приоритетными задачами современной школы являются: развитие гражданской компетенции личности; формирование у школьников основополагающих ценностей культуры, определяющих гражданское самосознание, т. е. становление общероссийской гражданской идентичности в контексте значимости российской и мировой культуры.

Анализ литературы по данной проблеме показывает, что понятие «гражданская идентичность» имеет территориальный (географический) смысл и рассматривается как «осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл, где феномен сознания является признаком гражданской общности» .

Исследователями определена структура гражданской идентичности. Она включает следующие компоненты: когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности), ценностный (позитивное, негативное или амбивалентное отношение к принадлежности), эмоциональный (принятие или непринятие своей принадлежности), поведенческий (реализация гражданской позиции в общении и деятельности, гражданская активность, участие в социальной деятельности, имеющей общественную значимость). Результатом сформированности когнитивного компонента гражданской идентичности является знание о принадлежности к гражданской общности, представление об идентифицирующих признаках, принципах и основах данного объединения (территориальных, культурных, политических и т.д.), о гражданстве и характере взаимоотношений гражданина и государства и граждан между собой. В них входят образ государства, занимающего ту или иную территорию, определяющего характер социальных отношений, систему ценностей, а также народ (или народы), населяющий эту территорию, со своей культурой, языком и традициями. Личностный смысл факта своей принадлежности к определенной общности в системе ценностных предпочтений определяет ценностный компонент. Важнейшим составляющим эмоционального компонента является чувство гордости за «свою страну», которое представляет собой индикатор, определяющий отношение учащихся к гражданской принадлежности как к ценности. Предложенная учеными структура гражданской идентичности определяет следующие требования к результатам формирования гражданской идентичности, которые могут рассматриваться как показатели сформированности гражданской идентичности. В рамках когнитивного компонента: создание историко-географического образа, включая представление о территории и границах России, ее географических особенностях; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций; формирование образа социально-политического устройства - представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников, знание своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России; освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; ориентация в системе моральных норм и ценностей .

География относится к числу учебных предметов, располагающих большими возможностями для формирования гражданской идентичности. Уникальность географии, ее роль в формировании личности школьников достаточно полно отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Так, в стандарте отмечается, что важнейшими личностными результатами являются ценностные ориентации выпускников школы, гармонично развитые социальные чувства и качества: любовь к родному краю, к своей области, к стране, уважение к культурно-историческому наследию, национальным традициям и жизни других народов, патриотизм.

Основная часть содержательной нагрузки по реализации гражданской идентичности приходится на курс «География России» (VIII-IX классы), который способствует формированию гражданственности и патриотизма, любви к Родине и ответственности за ее прошлое, настоящее и будущее. Уникальность курса заключается в том, что он сочетает естественные и общественные ветви знаний, позволяя знакомить школьников с особенностями природы, административно-территориальным делением, государственными границами, размещением населения и хозяйством своей страны.

Основной целью курса «География России» является воспитание географической культуры личности, направленной на становление гражданина России, активно участвующего в решении ключевых проблем своего государства. Изучение данного курса способствует формированию географического образа родной страны, особенностей ее природы, знания о народах, проживающих на территории России; культурных особенностях общественного производства, новых тенденциях в развитии производства в каждом из федеральных округов, взаимосвязи всех территориальных единиц России; обеспечивает формирование эмоционально-ценностного компонента гражданской идентичности.

Изучение географии своей местности, района проживания опирается на использование регионального компонента школьного географического образования. Это позволяет учитывать наряду с региональными особенностями и особенности национальных культур. Пограничный характер российской культуры влияет на поликонфессиональность и полиэтничность, готовность к диалогу культур.

Особенностями содержания курса «География России» являются: ориентация курса на личность учащегося, приоритет его индивидуальности, при которой ученик является субъектом познания; развитие личностной ориентации по географическим проблемам России, уважения к ее исторической судьбе, уверенности в будущем; толерантное отношение к людям разных национальностей; создание целостного образа многоликой страны; включение учащихся в различные виды деятельности.

Современное школьное географическое образование должно в полной мере использовать все современные ресурсы и технологии формирования личности подростка. Основу организации учебной деятельности для формирования гражданской идентичности должно составлять использование современных образовательных технологий. Анализ современной научно-методической литературы показал, что наиболее распространенными педагогическими технологиями формирования гражданской идентичности являются коммуникативные (технология «Дебаты», беседа, диспут) и деятельностные (проектная деятельность социальной направленности технология коллективно-творческих дел) технологии обучения.

Наиболее востребованной на сегодняшний день в плане формирования гражданской идентичности является технология проектной деятельности. Проекты «Я - гражданин России!», «Я родился в России», «Национальные символы России», «Отечество мое Нижегородское», «Место, где мне хорошо», «Горжусь тобой, мое село», «О чем рассказала улица», «История моей семьи в истории России» и иные оказывают мощное воздействие на эмоциональную сферу подростка. Данная технология позволяет на основе личностно-деятельностного принципа обучения принять проблемы современного российского общества и осознать школьникам себя частью России, а значит, сформировать гражданскую идентичность.

Организация коллективного творческого дела является еще одной технологией, способной создать прочный фундамент для формирования гражданской идентичности подрастающего поколения. Технология коллективно-творческого дела, автором которой является И.П. Иванов, рассматривает «реальную заботу всех участников воспитательного процесса об окружающем мире, людях, о себе как товарище других людей». В основе идеи технологии лежит развитие нравственной позиции личности, социальной активности и внимания, гражданского неравнодушия, потребности к изменению окружающего мира и саморазвитию. Введение настоящих коллективных творческих дел в школьный курс «География России» - это новый подход к формированию гражданской идентичности и гражданско-патриотическому воспитанию. Для реализации КТД (коллективных творческих дел), которые носят патриотический характер, необходима конструктивная и позитивная деятельность, опирающаяся на коллективное авторство (не «нам организовали и провели», а «мы организовали и провели»).

Рассмотренные технологии, на наш взгляд, являются наиболее эффективными для формирования гражданской идентичности при изучении школьного курса «География России». Они позволяют воздействовать на когнитивную и эмоционально-деятельностную сферу личности подростка.

Таким образом, гражданская идентичность - это формирование чувства долга и ответственности за свою страну, осознание принадлежности к великому народу, ориентация на высокие нравственные ценности. Это долгий и кропотливый процесс, и значительная роль в нем принадлежит школьному курсу «География России».


Рецензенты:

Демидова Н.Н., д.п.н., профессор кафедры экологического образования и рационального природопользования Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, г. Нижний Новгород;

Картавых М.А., д.п.н., профессор кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, г. Нижний Новгород.

Библиографическая ссылка

Беляева Т.К., Пухова А.Г., Солодова Н.Б. КУРС «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ» КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20093 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

В условиях роста социального разнообразия в стране, в связи с активными миграционны-ми процессами перед системой образования остро встают проблемы обеспечения консолидации различных слоев гражданского общества, уменьшения социальной напряженности между представителями различных конфессий и национальных культур, развитие культуры толерантности. Достижение социального согласия в условиях религиозного, этнического, социального и культурного разнообразия российского общества является обязательным условием укрепления стабильности, безопасности государства. В настоящее время становится актуальным обсуждение вопросов, связанных с гражданской идентичностью современных школьников. Формирование гражданской идентичности личности - одна из важнейших задач социализации в подростковом возрасте. Это обусловлено во многом тем, что взросление современного подростка происходит в ситуации самостоятельного поиска и выбора характеристик и качеств, составляющих идеал. Идеал его не только как личности, но и как гражданина своей страны. Ученые по-разному объясняют сущность понятия гражданская идентичность. Ими рассматриваются различные аспекты изучения гражданской идентичности: одни (Т.В. Водолажская) считают, что гражданская идентичность входит в состав различных категорий и трактуется как реализация основных потребностей человека в принадлежности к какой-либо группе; другие (И.В. Конода) выделяют в ней политико-правовую компетентность личности, ее активную политическую и гражданскую позицию, чувство принадлежности к обществу, некоторые (А.М. Кондаков) осмысливают гражданскую идентичность как принадлежность человека к определенной, имеющей для него важное значение общности людей той или иной страны. Современное образование одной из своих задач ставит формирование умения школьника соотносить себя с гражданским обществом, его нормами и ценностями. Это позволяет человеку осознавать себя полноправным гражданином своей страны, чувствовать свою принадлежность к определенной гражданской общности. Таким образом, под гражданской идентичностью следует понимать осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющей определенный личностный смысл.

Федеральные Государственные Образовательные Стандарты ориентированы на формирование у школьников основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; это обусловило необходимость разработки новых подходов к осуществлению гражданского образования.

В настоящей статье проанализировано одно из направлений формирования гражданской идентичности. Примеры из опыта, которые приведены в статье, естественно, лишь один из всех возможных вариантов работы. Целью было осмыслить то, что привилось и дает хорошие результаты.

Образование учит «жить сообща» с людьми, принадлежащими к другим культурам, имеющими различные взгляды и убеждения, находить справедливый компромисс между этими культурами и ее приверженцами. Однако даже самые опытные педагоги, целенаправленно формирующие у школьников верное представление о гражданской общности, об идентичности, о великодушии, толерантности, умение вести себя в этом обществе и сотрудничать с другими людьми, не всегда в совершенстве владеют нужными методами. Внимание к высокому воспитательному потенциалу русского языка, развивающего как эстетические чувства, так и нравственные, гражданские идеалы, требует от учителя поиска путей гражданского образования подрастающего поколения в процессе изучения русского языка.

Основным средством воспитательного воздействия на уроке было и остается слово-слово учителя, писателя. По-прежнему самым сложным в работе словесника остается выбор дидактического материала, обучающего, воспитывающего, приглашающего к раздумью как над определенным языковым явлением, так и над смыслом, который несет предложенный текст. Одним из непременных качеств иллюстративного материала должна быть его личностная направленность, ориентированность на духовные запросы ученического коллектива и каждого ученика. Общаясь со школьниками, учитель всегда чувствует, над какими направлениями нравственного становления и духовного, гражданского роста надо работать. Многие талантливые книги не только помогают сделать урок русского языка интересным, но и обеспечивают главное-возможность реализовать ту педагогику сотрудничества, которая объединяет учителя и учеников, наполняет радостью общения, стремлением духовно расти.

Сегодня в школе в изучении русского языка утверждается культуроведческий аспект, аспект соизучения языка и культуры. Он предполагает формирование представлений о русской культуре как материальной и духовной ценности, воспитание любви к русскому народу, формирование русской языковой картины мира, осознание особенностей русского языка, его своеобразия. Особенностью работы учителя русского языка в контексте формирования гражданской идентичности является такое преподнесение изучаемого материала, которое не может не отразиться на отношении личности к русскому языку как ценности. Воспитание у школь-ников ценностного отношения к рус-скому языку может осуществляться через идею языкового эстетического идеала.

Воспитание любви к русскому языку невозможно без целенаправленной и систематической работы над обогащением словаря учащихся терминологическими понятиями: русский язык — эстетический феномен и эстетическое наследие русского народа, эстетическая функция языка, эстетика языка и речи, языковая и речевая гармония, это позволит расширить знания учащихся о совокупности характеристик русского языка и формировать нравственные и гражданские идеалы. Идея языкового эстетического идеала может осмысливаться через чтение и анализ высказываний русских писателей, поэтов и ученых об эстетических качествах русского языка, о родной земле, об истории страны, научно-лингвистических и публицистических текстов. Еще в XIX в. чтение и анализ образцовых текстов отечественные методисты считали как единственно верный путь постижения уникальной природы родного слова. Так, В. П. Острогорский писал, что «сознательное изучение образцовых писателей подрастающим поколением признаем делом великой важности. Не говоря уже о том, как невольно усваивают дети на своих поэтах дух языка...».

К данным высказываниям можно предложить комплекс заданий, орфографические и пунктуационные задачи не должны заслонять мировоззренческого восприятия текста. Выскажите собственное отношение к приведенным высказываниям. Какая основная мысль объединяет их? Сформулируйте и запишите эту идею в тезисной форме. Напишите небольшую творческую работу в виде рассказа, сочинения-эссе, сочинения в поэтической форме и т.п. Чтобы формирование у школьников гражданской позиции было успешным, можно сочетать такие формы работы, которые будут способствовать выработке собственной аргументированной позиции учащихся, а именно: анализ содержания текстов мировоззренческого характера и создание учащимися на их основе собственных высказываний. Наиболее эффективные методы и приемы: лекция-беседа, лекция - сообщение, различные практические задания и упражнения к текстам коммуникативного характера. Эти упражнения носят творческий характер, предполагающий самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи. В условиях специально организованного обучения учитель может не только работать над пониманием школьниками текста, но и восстанавливать с ними историческую картину мира нашего народа, учить понимать особенности мировоззрения нашего народа через языковые средства родного языка. В настоящее время идет поиск путей формирования гражданской, идентичности. Поэтому наиболее эффективны следующие образовательные технологии: проектная, КТД, технология проблемно-ценностных дискуссий (акцент делается не на выборе и защите какой-либо одной точки зрения, а на удержании противоречия и последующем самоопределении), технология развития критического мышления. Важным является использование на уроках различных форм взаимодействия учащихся: парной, групповой, фронтальной, индивидуальной работы.

Воспитание гражданственности и патриотизма проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Хорошим подспорьем в этом является правильный подбор дидактического материала. В процессе проведения обучающих диктантов, изложений можно предложить учащимся определить основную мысль текста, акцентировать внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют гражданственность и патриотизм.

Учащиеся, размышляя над образцовым текстом, формируют умение выражать свое отношение к проблемам языка и эстетики, чистоты языка, в стремлении к языковому эстетическому идеалу реализуется как нравственный, так и очень важный для развития личности интеллектуальный аспект уроков русского языка. Настроить на размышления может содержание текстов или строки из них, высказывания, которые становятся темой сочинений-рассуждений. Важным механизмом в данном случае является гражданственность и патриотизм как чувства приверженности гражданской общности, признание её значимой ценностью.

Любовь к своей Родине, гражданственность проявляются и в умелом обращении с русским языком: в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности - соблюдение этических и коммуникативных норм, что важно для реализации модели формирования гражданской идентичности обучающихся. Привитию навыка культуры общения отводятся специальные упражнения, которые помещены во всех разделах учебника русского языка. Следует учитывать, что формирование гражданственности будет успешным, если на уроке созданы ситуации, эмоциональный и интеллектуальный фон, при которых ученик почувствует потребность сказать то, что он чувствует, как он понимает текст, красоту родной речи. Таким образом, обращение на уроках русского языка к текстам, которые, с одной стороны, становятся стимулом для обсуждения различных социальных, нравственных и других важных проблем, с другой стороны - должны предоставить необходимый фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания, дает возможность сделать его не только обучающим, но и воспитывающим.

Следовательно, модель гражданского образования школьников в процессе изучения русского языка является целостной системой педагогических воздействий, предполагающей создание условий для успешного гражданского образования учащихся. Различные формы учебной деятельности школьников позволяют организовать освоение, усвоение и присвоение гражданских понятий и ценностей общества, культуры гражданского поведения. Очевидно, что в данной статье был рассмотрен один из подходов к решению задачи формирования у школьников гражданской идентичности, что поиск перспективных направлений использования воспитывающего потенциала русского языка и привлечение вариативных форм и видов учебной деятельности учащихся будет продолжен.

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики/Лидеры образования. 2007 — № 6.с.4-10.
2. Идентичность: Хрестоматия / Сост. Л.Б. Шнейдер. - М.: Изд. МПСИ; Воронеж; Изд. НПО «МОДЭК», 2008.
3. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2002. - 992с.
4. Лебедева Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла // Психологический журнал, 1999. т. 20, №3. с. 48-58.
5. Романова О.Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1994
6. Собкин B.C. Старшеклассник в мире политики. Эмпирическое исследование — М.:ЦСО РАО, 1997.
7. Собкин В.С., Ваганова М.В. Политические ориентации подростков и проблема толерантности // Проблемы толерантности в подростковой субкультуре. Труды по социологии образования. Том VIII. Выпуск XIII. - М: Центр социологии образования
8. Драгунский Д. А. Поиск идентичности // Этнология. 2007. № 5. С. 23.
9. Иванова Н. Л. Изменение этнической и гражданской идентичности в новых общественных условиях // Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 87.



Copyright © 2024 Образовательный портал.