Письменные источники знания о прошлом. Что изучает история? Что такое история

1 слайд

Другого способа перенять чужой опыт не было. Во все времена отцы и деды, матери и бабушки передавали свой жизненный опыт младшему поколению, учили детей и внуков всему, чего знают сами. Однако десятки тысяч лет назад непосредственная передача жизненного опыта от старшего поколения молодежи играла бОльшую роль в познании окружающего мира, чем в наши дни.

2 слайд

Источники знаний о прошлом План урока: Что такое исторический источник? На какие группы можно разделить исторические источники? Как исторические источники помогают получать исторические знания? Д/з: записи в тетрадях * Учитель: Сомова Светлана Геннадьевна

3 слайд

Что такое исторический источник? Исторические источники – результаты деятельности человека, которые до нас дошли и которые помогают изучать прошлое.

4 слайд

На какие группы можно разделить исторические источники? Вещественные: Оружие Жилище Украшения Орудия труда Одежда Посуда … Устные: Легенды Мифы Сказания Песни … Письменные: Летописи Жития Хроники Законы Письма …

5 слайд

На какие группы можно разделить исторические источники? Задание №1 Определите к какой группе источников относятся следующие предметы Группы источников: 1.Вещественные 2.Письменные 3.Устные

6 слайд

На какие группы можно разделить исторические источники? Задание №2 Определите к какой группе источников относятся следующие предметы Группы источников: 1.Вещественные 2.Письменные 3.Устные

7 слайд

8 слайд

9 слайд

Как исторические источники помогают получать исторические знания? Сами по себе источники ничего не говорят. Историк, изучающий источники, должен искать в них ответ на какой-либо определённый вопрос. В зависимости от постановки вопроса источник может сообщать разную информацию. 6 июля 1886, Лион - 16 июня 1944, французский историк Марк Блок

10 слайд

Как исторические источники помогают получать исторические знания? Свод законов Хаммурапи, созданный Хаммурапи в конце его правления (приблизительно в 1750-х годах до н. э.), является одним из древнейших законодательных памятников. Найден археологической экспедицией Жака де Моргана в ходе раскопок в 1901-1902 годах в Сузах (территория древней Месопотамии). Этот свод из 282 законов (37 уничтожено) представляет собой чёрный базальтовый столб.

11 слайд

Как исторические источники помогают получать исторические знания? задача На основе изучения некоторых статей законов Хамураппи составить рассказ о развитии земледелия в Месопотамии.

12 слайд

Относится ли эти статьи к теме исследования? (§ 1) Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит. (§ 25) Если в доме человека разгорелся огонь, а другой человек, который пришел для тушения пожара, поднял свой взор на добро домохозяина и взял добро домохозяина, то этот человек должен быть брошен в этот огонь.

13 слайд

Относится ли эта статья к теме исследования? (§ 44) Если человек арендовал на три года залежную землю для распашки, но он был нерадив и не распахал поле, то на четвертом году он должен вспахать, промотыжить и взборонить, а затем вернуть владельцу поля; кроме того, он должен отмерить по 10 гуров зерна за каждый бур поля.

14 слайд

Относится ли эта статья к теме исследования? (§ 49) Если человек взял у тамкара серебро и отдал тамкару возделываемое зерновое или сезамовое поле, сказав ему: «Поле обработай и зерно или же сезам, которые будут, собери и возьми», то если землепашец вырастит на поле зерно или сезам, только хозяин поля должен забрать зерно или сезам, которые будут на поле; а тамкару он должен отдать зерно за его серебро, которое он у него взял, с процентами. Он также должен возместить тамкару издержки по обработке поля.

15 слайд

Относится ли эти статьи к теме исследования? § 53) Если человек был нерадив в отношении укрепления плотины, что на его земле, не укрепил свою плотину, и в его плотине образовалась брешь, и вода затопила поле соседей, то человек, в чьей плотине образовалась брешь, должен возместить зерно, которое он погубил. (§ 55) Если человек открыл свой арык для орошения, но был нерадив, и вода затопила поле соседей его, то он должен отмерить зерно в соответствии с урожаем его соседей.

Разработка занятия №5.2

ФИО преподавателя: Игнатенко Екатерина Николаевна.

Предмет: история.

Класс: 5.

Тип занятия: изучение нового материала.

Тема занятия: Источники знаний о прошлом. (1 час).

Цель занятия: сформировать представление о порядке в исторической науке на примере деления исторических источников на группы.

Задачи занятия:

образовательные: раскрыть для учащихся новые для них понятия, такие как исторический источник , вещественные, устные, письменные исторические источники , памятник , документ .

развивающие: развить умение классифицировать информацию, давать описание исторических источников.

воспитательные: воспитывать уважение к традициям народа.

Структура занятия:

Этапы занятия

Основные информационные единицы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

1. Создание рабочей атмосферы.

2. Проверка посещаемости.

Проверка д\з

Точечные вопросы:

1. Что изучает история?

2. На какие вопросы отвечает история?

3. Приведите пример исторического факта?

4. Кто такой Геродот?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Мотивация, актуализация знаний

Историческая память

1 слайд

Обращение к цитате Дмитрия Сергеевича Лихачева, работа с ней:

2. Почему охрана памяти – это наш с вами нравственный долг?

3. Где может храниться память ?

Учащиеся отвечают на вопросы:

1. Память – это дух прошлого, заключенный в предметах и явлениях.

2. Историческая память помогает человеку осознать свое «я» в истории своего народа и человечества в целом.

3. В текстах, предметах, сказаниях.

Целеполагание

Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

2 слайд

О предметах и явлениях, заключающих в себе историческую память.

Запись в тетрадь темы занятия:

Источники знаний о прошлом.

Изучение нового материала

Исторический источник,

Устные, письменные и вещественные исторические источники, Памятник, Документ

1. Как гибнут памятники старины.

3 слайд

Десятинная церковь – пример разрушения исторических источников из-за человеческой деятельности.

4 слайд

Фаросский маяк – пример разрушения исторических источников из-за природных катаклизмов.

Приведите примеры разрушения исторических источников?

2. Исторические источники.

Что такое источник?

Какие значения этого слова вы знаете?

Что мы можем назвать историческим источником?

5 слайд

3. Группы источников.

6 слайд

Пустая таблица.

7 слайд

Таблица с заполненными колонками для проверки работы учащихся.

8 слайд

Осталось разобрать еще два понятия:

Памятник и документ.

9 слайд (с примерами)

Что из изображенного на слайде является памятником, а что документом?

Какое еще значение имеет слово документ ?

Какие документы у вас есть?

Последствия Великой отечественной войны, извержение вулкана Везувий.

Источник – место, где что-то появляется, начинает свое распространение.

Источник воды, источник информации.

Исторический источник – все, что когда-то было создано людьми; благодаря историческим источникам мы можем изучать прошлое человеческого общества.

Учащиеся переписывают в тетрадь определение понятия.

Парная работа. Учащиеся работают в парах: распределяют исторические источники по колонкам таблицы. После этого три человека из разных пар представляет свою колонку и объясняют, чем характеризуются источники данной группы.

Правильная таблица должна быть у каждого в тетради.

Учащиеся переписывают в тетрадь определения.

Памятник архитектуры : собор Александра Невского

Документ : старая фотография города.

Документ – свидетельство, указывающее на какой-либо факт.

Справка со школы, удостоверяющая, что вы здесь учитесь.

Закрепление

Точечные вопросы:

1. Что такое исторический источник?

2. Приведите примеры устных, письменных и вещественных исторических источников.

3. Назовите памятник литературы.

4. К какой группе исторических источников относится документальный фильм?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Итоги занятия, рефлексия

Итоги занятия необходимо подвести, вернувшись к цели занятия:

1. Зачем нужны исторические источники?

2. Зачем исторические источники делить на группы?

10 слайд

Рефлексивный экран.

Опросить точечно тех, кто на уроке ни разу не проявил себя.

Учащиеся отвечают на вопросы, тем самым подводя итог занятию.

Учащиеся записывают в тетрадь:

Плюс: что на занятии понравилось,

Минус: что на занятии не понравилось,

Интересный факт: то, что впервые узнал.

Домашнее задание

Музей, Библиотека

11 слайд

Домашнее задание:

необходимо самостоятельно заполнить таблицу «Архивы, музеи, библиотеки».

Учащиеся записывают домашнее задание.

Схема тетради:

Источники знаний о прошлом

Исторический источник –предмет, созданный людьми и несущий в себе сведения о прошлом человеческого общества.

Исторические источники

вещественные

письменные

Поговорки

Пословицы

Украшения

Летописи

Дневники

Записи на папирусе

Записи, выдолбленные на камне

Документ –исторический источник, содержащий текст, изображение или звук.

Памятник – исторический источник, дошедший до наших дней.

Министерство образования и науки Российской Федерации

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Ерзовская средняя общеобразовательная школа

Городищенского района Волгоградской области»

403010, Волгоградская область, Городищенский муниципальный район,

р.п. Ерзовка, улица Школьная, дом 2

т . 8-84468-4-79-55, факс 8-84468-4-76-06

E-mail:

ОКПО 22402704, ОГРН 1023405363376, ИНН/КПП 3403301246/340301001

Источники знаний о прошлом

Лучший современный урок

Поляничко Лина Владимировна, учитель истории и обществознания,

Ерзовка, 2015

Предмет: История. 5класс.

Учебник: А.Н.Майков. История. Введение в историю. 5класс. М. «Вентана-Граф» 2010.

Тема урока: Источники знаний о прошлом.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: ИКТ, карточки, копьютер, проектор.

Цель урока: с формировать представления о порядке в исторической науке на примере деления исторических источников на группы .

Задачи урока:

На основе работы с учебником, иллюстративного ряда уметь классифицировать информацию, давать описание исторических источников ;

На основе анализа полученной из разных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи;

Развивать коммуникативные способности при работе в группах, формировать навыки оценивания собственной деятельности и деятельности коллектива.

Планируемые результаты:

предметные:

Воспроизводить исторические факты, выделять главное, давать определения терминам: исторический источник, памятник, музей, библиотека, документ.

Извлекать необходимую информацию из различных источников информации.

Применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего поселка, города, страны.

метапредметные:

Определять тему урока, цели, задачи;

Выстраивать алгоритм своей деятельности.

личностные:

Развивать познавательный интерес к пополнению новых знаний;

Воспитание уважения к историческому наследию;

Приобретение навыков рефлексии.

Издавна люди тщательно сохраняли сведения о прошлом: передавали из поколения в поколения сказания о героях, записывали сведения о войнах и бедствиях, устанавливали памятники, фотографировали своих близких, снимали на кинопленку. А как в ваших семьях хранят историю?
Можно ли сохранить все предметы о прошлом?

Что может уничтожить их? Посмотрите картинки и определите причины гибели предметов (Приложение №2).

А может ли сам человек стать причиной уничтожения свидетельств прошлых лет? Как это происходит? (Приложение №3).
Как видите, сил, которые способны уничтожить прошлое, много! Мы должны бережно сохранить свидетельства прошлого. Всё, что когда – то было создано людьми, называют историческими источниками . Они позволяют ученым изучать историю человечества.
В любой науке ученые стремятся привести в порядок полученные сведения. Историческая наука не исключение. Рассмотрите изображение на с.11 и определите группы источников (письменные, вещественные).

А к какой группе вы бы отнесли такие источники, как сказания, пословицы, песни, сказы ? (устные)

Определяют и называют предметы, рассказывющие об истории семьи.

Фотографии, письма, вещи, особенно те, которые принадлежали старшим поколениям.

Делают предположения. Скорее всего, нет. Вещи могут испортиться, их можно уничтожить по неосторожности

(р, п, л)

Называют природные явления, которые могут стать причинами гибели исторических свидетельств.

Смерч, извержение вулкана, землетрясение

(п, к, л)

Указывают на разрушающие результаты деятельности человека (составляют мини рассказы).

(п, к, л)

Записывают определение в тетради. (р)

Работают с иллюстрациями на с. 11., делают выводы, запись в тетрадь. Можно разделить все предметы на две группы: письменные, вещественные. (п, р, к)
Дополняют запись в тетради. Эти источники можно сохранить в устной форме, передавая их от старших поколений младшим.

( п, р, к)

Исторические источники также называют памятниками. Памятник - это напоминание о прошлом, его частица.
Обращается к жизненному опыту учащихся: Приведите примеры исторических памятников на территории нашего посёлка и нашего города.

Исторические источники необходимо беречь. А задумывались ли вы когда-нибудь, где хранятся и выставляются для всеобщего обозрения предметы искусства, памятники истории?
Сверим свои предположения с тем, что записано в учебнике ( архив, музей, библиотека).

Приложение №1

Тест

    Какая наука изучает жизнь и деятельность людей в прошлом?
А)природоведение Б) история В)литература

2. Назовите имя одного из первых историков?

А) Геродот

Б) Сократ

В)Гесиод

3. В переводе с латинского слово «факт» переводится… А) сделанное Б) сказанное В) совершённое 4. Определите верное суждение А) События устанавливаются только на основе фактов; Б) События устанавливаются на основе фактов, места, даты.

5.Что объединяет данные иллюстрации?

А) исторические факты Б) написаны одним автором В) отображают одно и тоже историческое событие

Приложение №2

Землетрясение Извержение вулкана Смерч

Приложение №3


Вандализм Война Хозяйственная деятельность людей

Приложение №4

Карточка №1

Карточка №2

Приложение №5

    Как природные явления или деятельность людей приводят к гибели памятников истории? Известны ли вам случаи разрушения памятников старины в нашем крае ? (Гибель памятников в результате землетрясений, оползней, ураганов, наводнений. Деятельность людей наносит вред памятникам истории: создание водохранилищ, строительство подземных коммуникаций, отказ от проведения реставрационных работ, халатность. В нашем посёлке окончательно было разрушено здание школы, построенное после войны, во время проведения ремонтных работ фасадов старых жилых зданий используются современные материалы при этом теряется неповторимая архитектура послевоенного времени). Как люди сохраняют сведения о прошлом? (Люди создают памятники, которые увековечивают исторические события, героев). Назовите группы исторических источников. ( Письменные, вещественные, устные). С какой целью создаются архивы, музеи, библиотеки? (Они создаются для хранения, изучения и использования исторических источников). Какие музеи, расположенные в Г. Волгограде, ты знаешь? (Музей обороны Царицына, Музей-панорама Сталинградская битва, краеведческий музей).


Copyright © 2024 Образовательный портал.