С. Г. Лазутин. Поэтика русского фольклора. Учебное пособие. Поэтика фольклора. Значение слова «поэтика

Транскрипт

1 Вестник Челябинского государственного университета (301). Филология. Искусствоведение. Вып. 76. С А. И. Лазарев СУЩНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ ФОЛЬКЛОРА Исследуются такие сущностные принципы исторической поэтики фольклора, как коллективность, стиль самовыражения, закон переживания, закон конкретности, закон действия, с опорой на идеи Н. И. Кравцова, Д. С. Лихачева и др. Выявляются сходства и различия в поэтике фольклора и древнерусской литературы. Ключевые слова: поэтика фольклора в широком и узком значениях, сравнение поэтики фольклора с поэтикой древнерусской литературы; сущностные принципы поэтики фольклора: коллективность, закон переживания, закон действия, закон конкретности, стиль самовыражения. Известный фольклорист С. Г. Лазутин в учебном пособии, посвященном поэтике русского фольклора, пишет: «В настоящее время понятие поэтика в советском литературоведении и фольклористике употребляется в более узком и более широком значениях. В более узком значении как совокупность компонентов художественной формы произведений словесного искусства (сюжет, композиция, явления языкового стиля, ритм, метр и рифма). В более широком смысле поэтика включает не только эти компоненты, но также понятие родов и жанров, принципов и методов отражения действительности и некоторые категории теории искусства» 1. В учебном пособии он рассматривает поэтику в узком смысле этого понятия. Поэтика произведений русского фольклора представлена на трех уровнях: на уровне сюжета и композиции, на уровне поэтического (языкового) стиля и на уровне ритма и метрики. Не умаляя значения работы С. Г. Лазутина, я все же считаю, что его учебное пособие не решило задачу показать своеобразие поэтики русского фольклора. Автор пособия пошел по линии наименьшего сопротивления: он рассматривает поэтику русского фольклора не в целом, а по отдельным жанрам и признакам: «Особенности сказочного сюжета», «Композиция русской народной лирической песни», «Метафоры в загадках», «Эпитеты в частушках», «Ритм, метрика и рифма пословиц» и т. п. Все это нужно, полезно, но притом, однако, не дает представления об общих поэтических особенностях русского фольклора как единой художественной системы. К сожалению, наша наука, накопив достаточный опыт изучения поэтики отдельных видов и жанров народного творчества, очень редко и робко ставила вопрос о сущностных особенностях поэтики фольклора. Чаще всего этот вопрос ставился лишь на уровне теории фольклора, точнее на уровне уяснения специфики фольклора как искусства (речь шла о своеобразии создания и распространения фольклорного произведения, об устности и коллективности как основополагающих свойствах народной поэзии, иногда говорилось о художественном методе фольклора и так далее). Можно сказать, что поэтика фольклора в широком значении этого понятия изучена основательно, хотя, конечно, остается немало проблем; а вот в узком значении поэтика фольклора как системы художественно-изобразительных, выразительных средств исследована не только слабо, а, можно сказать, никак. Между тем, некоторые фольклористы (из дореволюционных А. Сиротинин 2, М. Сперанский 3 из советских Н. И. Кравцов 4) уже задумывались над тем, что при изучении поэтики фольклора лишь на материале одного жанра (или двух, трех) мы многое теряем в понимании народной поэзии как целого, как определенной художественной системы, обладающей не только своеобразными принципами отражения действительности, но и особыми приемами выражения. Так, ставя общие задачи изучения исторической поэтики фольклора, Н. И. Кравцов высказал, на мой взгляд, две новых мысли: 1) «При выяснении предмета исторической поэтики как части фольклористики следует избежать неопределенности и безграничного расширения ее проблематики и в то же время исключить узкое понимание, ограничение ее элементами, обычно включаемыми в описательную поэтику. Недопустимо настолько расширять круг проблем исторической

2 Сущностные особенности поэтики фольклора поэтики, что она утратит отличие от истории фольклора области весьма значительной по объему. Но нельзя и обходить особенности художественных текстов, характерные для фольклора. Например, в понятие поэтики обычно не включают условность изображения и фантастику, а при изучении исторической поэтики фольклора законно поставить вопросы о возникновении условности, фантастики и их дальнейшей судьбе» 5. 2) «На наш взгляд, историческая поэтика призвана исследовать не только художественные формы роды и жанры, не только средства, способы и приемы изображения и выражения, но и все то, что можно назвать искусством: искусство построения произведения, искусство сюжетосложения, искусство изображения человека, в том числе и психологическое. Это искусство возникает, развивается, совершенствуется, изменяется, и нам предстоит раскрыть его историю во взаимосвязях и взаимодействии)» 6. Нащупывается нечто, а что это такое, пока в фольклористике не определено. Предлагаю свое определение: «сущностные особенности поэтики фольклора». Что это значит? 1. Поэтика в узком значении это поэтическое искусство, художественная форма произведения, стиль. 2. Д. С. Лихачев: «Следует различать два понятия стиля в литературе: стиль как явление языка литературы и стиль как определенная система формы и содержания» 7. «Стиль не только форма языка, но это объединяющий эстетический принцип структуры всею содержания и всей формы произведения» Сущностное содержание поэтики это та стилеобразующая система, которая может быть вскрыта во всех элементах произведения. Это то, от чего зависит выбор тех или иных средств выражения творческого замысла одного автора или авторского коллектива. Это то, что пронизывает все жанры фольклора. 4. Аналогия с поэтикой древнерусской литературы, как ее представляет Д. С. Лихачев. Он поэтику древнерусской литературы рассматривает, во-первых, как систему целого, удачно сопоставляя ее с поэтикой древнерусского изобразительного искусства; во-вторых, наряду с традиционным пониманием поэтики литературных средств как системы художественных приемов, таких как метафоры-символы, сравнения и т. п., он в сферу поэтики древнерусской литературы включает поэтику художественного обобщения (литературный этикет, абстрагирование, орнаментальность, элементы реалистичности), поэтику художественного времени и поэтику художественного пространства. Все эти категории поэтики древнерусской литературы можно приложить к поэтике фольклора, они и будут определять сущностные ее черты. Между прочим, в одном разделе своего замечательного труда Д. С. Лихачев как бы подсказывает нам такой вывод. Определяя своеобразие поэтики художественного времени в древнерусской литературе, он для сравнения обращается к характеристике художественного времени в фольклоре и делает очень интересные наблюдения об «исполнительском времени народной лирики», о «замкнутом времени сказки», об «эпическом времени былин» и «обрядовом времени причитаний». Тем самым задан уровень, на котором необходимо нам изучать поэтику фольклора. Но, разумеется, у народной поэзии есть такие сущностные области поэтики, которые не повторяются в поэтике древнерусской литературы, и наша задача их выявить, определить и описать. 5. Было бы неправильно пытаться найти сущностные признаки поэтики фольклора на все времена. Ошибка фольклористов состоит в том, что они пытаются определить своеобразие фольклора как специфического вида искусства по координатам, раз и навсегда данным. Я различаю, по крайней мере, три «фольклора»: 1) традиционный, 2) новый и 3) советский. Разумеется, система координат для каждого из них будет различной. 6. Сущностные особенности поэтики традиционного фольклора Главное это традиционно-импровизационное искусство. Но у нас в данном случае речь не об этом. У нас речь о том, как эта эстетическая природа фольклора повлияла на его поэтику. Поэтика по отношению к эстетической природе фольклора выступает как следствие. Традиционно-импровизаторский характер народной поэзии предопределил следующие особенности фольклора как целостной художественной системы: а) Особый характер художественного обобщения. Это означает, что в песнях, былинах, сказках «темы даются крайне обобщенные, в которых отсутствуют случайные, индивидуальные мотивы» 7. Они посвящены положениям целых слоев населения (отсюда известное определение Н. Г. Чернышевского, данное применительно к герою русских былин «масса-ге-

3 146 А. И. Лазарев рой», но по существу относящееся к художественным типам всех фольклорных жанров). Сюжеты фольклорных произведений воспроизводят наиболее встречающиеся в жизни ситуации (отсюда единство эпических и лирических сюжетов мирового фольклора). «Если в книжной лирике лирический герой это автор, резко индивидуализированный, которого читатель в индивидуальном порядке может в известной мере сближать с собой, никогда, впрочем, не забывая и об авторе, то в народной лирике лирическое я это я исполнителя, каждый раз нового и полностью отрешенного от всяких представлений об авторе песни» 7. Парадокс: ни одно искусство не дает такого простора для самовыражения, как фольклор; это, по мнению многих фольклористов, «безличностное творчество». Но стиль фольклорного произведения это стиль самовыражения, может быть, даже исповедальности. «Всякое лицо, произносящее былину, поющее песню или сказывающее сказку, вкладывает в нее свой собственный замысел. А. Ф. Гильфердинг рассказывает, например, что некоторые сказители, привыкшие всего более к исполнению духовных стихов, изображая богатырей былин, стараются делать их особенно набожными (например, роковая судьба Василия Буслаева). Они изменяют, стало быть, даже самый веками созданный облик богатыря. Они вкладывают в него свои индивидуальные черты 8. Здесь отмечена основная особенность народной поэзии, заключающаяся в сочетании двух, казалось бы, взаимоисключающих ее свойств: полной свободы, с одной стороны, и полной непоколебимой традиционности с другой. «Взаимодействие того и другого вот разгадка тайны о народной поэзии. Исполнитель свободен; он поэт-импровизатор, он заново восстанавливает образы и, комбинируя их по-своему, каждый раз создает новое произведение искусства. Но оно глубоко традиционно; оно так похоже по общему складу на все остальное, точно одно и то же лицо выглядывает из того же окошка, меняясь лишь настолько, насколько ничто живое не может застыть в неподвижности» 9. б) С традиционно-импровизационной природой фольклора связано появление в поэтике фольклора таких его родовых свойств, как: 1) закон переживания (Д. С. Лихачев: «Исполнитель и слушатель (слушатель как бы внутренне подпевает исполнителю и с этой точки зрения является до известной степени также ее исполнителем) стремятся отождествлять себя с лирическим героем народной песни. Народная песня идет навстречу этому. Оттого ее герои не называются по имени: это добрый молодец, красная девица, молода жена, молодой казак и так далее» 7. «В каком бы грамматическом времени ни была сложена песнь исполнитель поет о себе, ищет в ней соответствий своему теперешнему, одновременному с исполнением, душевному состоянию. Это настоящее время обобщение всегдашнего в человеческой жизни, настоящее время каждого данного исполнения песни» 7. Иначе закон переживания реализуется в сказке. Здесь главное сочувствие герою, для чего нагнетаются «страсти» (отсюда троекратность испытания героя, мотив изгнания, кумулятивный характер композиции и т. п.). То же самое в былинах и других эпических жанрах фольклора 7 ; 2) закон действия, или поэтической динамики, характернейший для поэтики традиционного фольклора; одновременно скажу и о законе конкретности, ибо они в поэтике фольклора неразделимы (действие в конкретном, конкретность в действии). В произведениях народного творчества идея должна стать ощутительной и осязаемой, облечься в плоть и кровь, воплотиться в живой образ (вспомним, что в поэтике древнерусской литературы одно из главных качеств художественного обобщения абстрагирование). Художественный образ в фольклоре может быть или действительно вещественным, каким он является в живописи, зодчестве, ваянии, или вещественным в воображении, каким мы встречаем его в искусстве слова вообще, но в фольклоре он всегда опредмечен (отсюда такие средства художественной изобразительности, как символика, например, чувство «опредмечивается» в образе «белой березы», «калины-малины» и т. п.). Красота в народной поэзии немыслима отвлеченной от предметов. Даже отвлеченное понятие предстает в образе, например, грех: Напрасно я бегу к сионским высотам, Грех алчный гонится за мною по пятам, Так, ревом яростным пустыню оглашая, Взметая лапой пыль и гривой потрясая, И ноздри пыльные уткнув в песок зыбучий, Голодный лев следит оленя бег пахучий (цитата из «Лаокоона» и из книги А. Сиротинина «Беседы о русской словесности», с. 225).

4 Сущностные особенности поэтики фольклора... Вспомним русскую присказку: На море, на океане, На острове, на Буяне, Там стоит баня, В той бане есть доска, А под доскою живет тоска. По другому поверью где-то в гробу лежат три женские существа, три тоски-девицы, и если подует от них ветер на человека, то и он станет тосковать. Тоску любовную, как любой вещественный предмет, влюбленный мог «принести», «вдунуть», «вставить какой-нибудь рабе Божией», чтобы она по нем «тосковала и с ума его не спускала». От несчастья, как от неприятного гостя, можно избавиться очень просто. Стоит только написать на дверях: «Меня нет дома», или «Дома нет, приходи вчера». Много сказочных сюжетов основано на этом мотиве (знаменитая сказка про Горе, которое преследует мужика). Но при конкретности образов народная поэзия лишена описательности предметов. Повсюду и всегда описание предмета она заменяет повествованием о нем. Говоря об этом, необходимо подчеркнуть общность повествовательных принципов в поэтике всех древних эпосов, например, в «Илиаде» и русских былинах. Когда Гомеру надо описать одежду Агамемнона, он заставляет нас присутствовать при одевании царя: Быстро поднявшись, он сел и в мягкий хитон облачился, Сшитый недавно, красивый. И, плащ перекинув широкий, Пару сандалий прекрасных к блестящим ногам привязал он, Меч среброгвоздый потом через плечи могучие бросил, В руки же скипетр взял... Тут в каждом стихе новый момент действия. Не зная Гомера (а может, и зная?), былины наши в искусстве не уступают ему, повторяя, как истинно художественные песни, тот же прием: Вынимал он Поток Из налушка свой тугой лук, Из колчана вынимал калену стрелу; И берет он тугой лук в руку левую, Калену стрелу в правую, Накладывает на тетивочку шелковую, Потянул он тугой лук за ухо, Калену стрелу семи четвертей, Заскрипели полосы булатные, И завыли рога у туга лука В былинах и красота человека изображается через действие: Ходит Чурилушка по Киеву, Князей созывает со княгинями, Желтыми кудрями сам потряхивает Желтые кудри рассыпаются, Что скатен жемчуг раскатается. Загляделися все люди на Чурилушку: Где девушки глядят заборы трещат, Где молодушки глядят оконцы звенят, А старые старухи костыли грызут, Все глядючи на молода Чурилушку. Редко можно читать строки, где бы с таким непринужденным остроумием соединялось столько тонкого искусства. Чрезвычайно замечательно в смысле художественности и описание наряда молодого Чурилушки, той «одежины драгоценной», в которой: Строчечка одна строчена чистым серебром, Другая строчена красным золотом; В пуговки вплетено по доброму по молодцу, В петельки вплетено по красной по девушке; Как застрянутся, так обоймутся, А расстегнутся, и поцелуются. Не следует думать, будто действие и конкретика свойство лишь поэтики повествовательных, эпических жанров фольклора. Народная лирика также тяготеет к этому художественному закону. Весьма показателен следующий пример. Когда в XIX в. стала выходить из «моды» старая песенная лирика, в которой, как известно, эпика занимала немалое место, поэт И. 3. Суриков решил переработать песню XVI в. «Степь моздокская» на новый лад. Он начал свой текст статическим описанием бурана в степи, посвятив ему целых четыре строфы (16 строк). Народ, приняв в целом новый текст на старинный мотив, отказался однако петь статическое описание вьюги, оставив в своем варианте всего две строчки о фоне трагедии:

5 148 А. И. Лазарев Степь да степь кругом, Путь далек лежит в) Традиционный фольклор своими истоками уходит в далекое прошлое, и этим во многом определяется общий характер поэтики устной народной поэзии. Далекое прошлое это доисторическая пора нашей поэзии. Об этом мы можем заключить по тому, что большинство «изобразительных средств» фольклора (обрядовой поэзии, сказок, былин, легенд, даже песенных сюжетов) не составляет исключительной особенности лишь русской устной поэзии, а является общим достоянием устной поэзии славянского племени, то есть они уже существовали, по крайней мере, еще в эпоху распада общеславянской семьи на отдельные группы, может быть, и в общеславянскую эпоху. А некоторые из этих «изобразительных средств» восходят и к эпохе гораздо более архаической: они совпадают с подобными же, находимыми в древнегреческой и даже древне-египетской, древнееврейской, древнеиндийской народной поэзии (убедительные примеры на этот счет находим в книге Д. Фрейзера «Фольклор в Ветхом завете»; анализируя миф о детях Иакова, о царе Давиде, он отмечает общность их «строения» с народными сказками «о младшем сыне» 11). Древность фольклора предопределила многие стороны его поэтики. Укажу на некоторые. 1) Несомненно, такие распространенные свойства фольклорной поэтики, как пристрастие к одухотворенным образам природы, к зооморфным образам оттуда. Вся земля представлялась нашим предкам как единое живое существо. Она пьет дождь, погружается зимою в дремоту, весною пробуждается. Скалы ее кости, вода кровь, трава волосы. «Мать-земля сырая», «матушка-земля», «земля-мать наша» эти выражения известны каждому из нас с детства. Названия наших цветов «иван да марья» или «анютины глазки» пережиток глубокого прошлого, того самого, что создало греческий миф о красавице Дафне, обращенной в лавровое дерево, или известный миф о Гиацинте (Гиакинфе). Тогда двигались и говорили сами мертвые камни. Вспомним роковое и вещее значение камня в печальной кончине Василия Буслаевича. В камне наши далекие предки, подобно и теперешним «цивилизованным» и нецивилизованным дикарям, видели божество и перед иным камнем-фетишем благоговейно преклонялись, обращая к нему мольбы и заклинания (еще и сейчас есть люди, которые молятся камням). Важно подчеркнуть, что для большинства носителей фольклора одухотворение природы это вовсе не прием, а вера. Отсюда такая проникновенность образов. В одной из народных песен затонувшая девушка поет: Не руби, братец, белой березоньки, Не коси, братец, шелковой травы, Не срывай, братец, черного терну. Белая березонька то я молоденька; Шелкова трава то моя руса коса; Черный терн то мои карие очи. Мы не всегда помним, что поэтика традиционного фольклора это в очень большой части поэтика магии, поэтика, обряда, поэтика заговора. Отсюда большое значение в системе изобразительных средств имеет прием монолога, обращения к живому и неживому миру природы («Не шуми, мать зеленая дубравушка», «Уж ты, зимушка, зима», «Ах, туманы, вы туманушки», «Ай, да не шуми, шумка. Дуброва зеленая»). Это остатки древней магии и веры, не утерявшей своего значения и до наших дней. Народный певец, слагатель песен или сказок, занят вовсе не вопросами формы, как современный эстет. Все внимание его поглощено преследуемой целью. Оттого и традиционна форма, что она связана с обрядом, с магией, с привычным взглядом на вещи. Изменить ее не только святотатство, но и неосторожность. Форма эта исполнена магической силы. Эта сила испытана. Она свята. (Сколько раз в экспедициях мы сталкивались с настороженностью певцов, когда невольно искажали при повторе записи то или иное слово). Примечания 1 Лазутин, С. Г. Поэтика русского фольклора. М., С Вообще-то слово «поэтика» имеет и еще одно значение. Для С. Г. Лазутина поэтика это категория, присущая самому искусству (в узком смысле это стиль художественного произведения, в широком эстетическое содержание произведения); в традиционном литературоведении поэтика (от греческого роiêtike или поэтическое искусство) это наука о строении литературных произведений и системе эстетических средств, в них используемых (КЛЭ. Т. 5. С. 935). Отсюда три вида Поэтики: общая поэтика, исследующая художественные средства и законы построения лю-

6 Сущностные особенности поэтики фольклора... бого произведения; описательная поэтика, занимающаяся описанием структур конкретных произведений отдельных авторов или целых периодов; и историческая поэтика, изучающая развитие литературно-художественных средств (Там же). В своем докладе слово «поэтика» я использую в его греческом варианте: речь идет о поэтическом искусстве. 2 Сиротинин, А. Беседы о русской словесности. СПб., С Сперанский, М. Н. Русская устная словесность. М., С Кравцов, Н. И. Историческая поэтика фольклора: общие вопросы // Фольклор. Поэтическая система. М., С Там же. С Там же. С Лихачев, Д. С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд. М., Народная словесность // История русской литературы / под ред. Е. В. Аничкова, А. К. Бородина, Д. Н. Овсянико-Куликовского. М., Т. 1. Вып. 1. С Там же. С См.: Русские песни / сост. И. П. Розанов. М., С. 298, Фрейзер, Д. Фольклор в Ветхом завете. М.; Л., С. 167,


Аннотация рабочей программы дисциплины Б3.Б10 Русское устное народное творчество Направление подготовки 032700.62 «Филология» профиль «Отечественная филология (русский язык и русская литература)» очная

Аннотация к рабочей программе по литературе. Основное общее образование. Наименование Рабочая программа по литературе. Основное общее образование. программы Составители программы МО учителей русского языка

Сочинение на тему художественные особенности романа пушкина евгений онегин Лирические отступления Пушкина р романе Евгений Онегин о творчестве, о любви в жизни поэта. Любовь к Реалистичность и верность

Модуль 1. Литература и фольклор Тема: Художественная литература и музыка виды искусства. Фольклор часть национальной культуры Вариант I Студент Группа Дата Выберите правильный ответ. 1. Поэты и писатели

I. Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся должны знать: - значение изобразительных средств синтаксиса, употребление различных типов предложений, употребление поэтических фигур: антитезы, оксюморона,

Внеобрядовая песня часть 1 лирическая, шуточная, плясовая, хороводная, частушка Какие вопросы нас будут интересовать Как и почему возникает песня внеобрядовая Чем отличаются разные виды этих песен Что

Патриотическая лирика Лермонтова. Стихи Лермонтова - это почти всегда внутренний, напряженный монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них. Поэт чувствует свое одиночество, тоску,

I. Требования к уровню подготовки учащихся. Учащийся должен знать: значение изобразительных средств фонетики, лексики, синтаксиса; употребление различных типов предложений; употребление поэтических фигур:

Рабочая программа «РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ. ОТ СЛОВА К СЛОВЕСНОСТИ» 6-7 класс Пояснительная записка 1. Программа внеурочных занятий основана на учебно-методическом комплекте Р.И.Альбетковой «Русская словесность»,

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа разработана на основе авторской программы «Основы русской словесности. От слова к словесности. Для 5 9 классов» под редакцией Р. И. Альбетковой. М.: Дрофа, 2011г.

Рабочая программа РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ 6 класс 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Говоря русская словесность, мы имеем ввиду все устного народного творчества и письменные, созданные на русском языке, при этом мы рассматриваем

Пояснительная записка В основе рабочей программы по предмету «Русская словесность» в 6 классе лежат положения федерального компонента государственного стандарта основного среднего образования по русскому

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Мурзицкая школа Утверждена приказом МБОУ Мурзицкой школы от 22.06.208г. 75/ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Индивидуально-групповых занятий по русскому языку в

О влиянии чтения художественной литературы на развитие дошкольника Облогина О.В., педагог-психолог МБДОУ «Мишутка» «Чтение книг тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ «ШКОЛА 11» Приказ 130 от 14.06.2016 Программа принята на основании решения методического объединения учителей русского

Сочинение на тему художественные особенности русских былин 7 класс Подготовка к сочинению Художественные особенности русских. 7 класс. Универсальное * Подготовка к сочинению на тему История России. Учебная

Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе программы Р.И.Альбетковой «Русская словесность. От слова к словесности» 5-9 классы - // Программы для общеобразовательных учреждений.

РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ. 5 класс. Словесность, в широком смысле слова, это словесное творчество, способность описывать с помощью языка людей, предметы, картины, повествовать о человеческих поступках и событиях,

Пояснительная записка В основе рабочей программы по предмету «Русская словесность» в 7 классе лежат положения федерального компонента государственного стандарта основного среднего образования по русскому

I. Планируемые результаты освоения родного (русского) языка и родной литературы в 8 классе Учащиеся должны знать: значение изобразительных средств фонетики, лексики, синтаксиса; употребление различных

Повести белкина герои проблематика стиль сочинение 29, Переход к реализму: Повести Белкина. 52, Рр Классное сочинения по роману М. Ю. Лермонтова Герой нашего Проблематика повести. б) умение использовать

Рабочая программа РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ 9 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Говоря русская словесность, мы имеем ввиду все устного народного творчества и письменные, созданные на русском языке, при этом мы рассматриваем

Администрация города Магнитогорска Муниципальное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 4» города Магнитогорска 455026, Челябинская обл., г. Магнитогорск,

Министерство образования Ставропольского края Базовая средняя (полная) общеобразовательная школа Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «СТАВРОПОЛЬСКИЙ

Памятки по предмету «Литературное чтение» 2 класс Как готовить домашнее задание по литературному чтению. 1. Прочитайте текст, отметьте слова и выражения, при чтении которых допущены ошибки. 2. Прочитайте

// Тема любви в поэзии А. А. Блока и С. А. Есенина Творческий путь как А.А.Блока, так и С.А.Есенина был сложным и трудным, исполненным резких противоречий, но в конечном счете прямым и неуклонным. Я думаю,

Конспект по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Русская красавица береза» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая учебная программа по русской словесности для учащихся 8 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе следующих документов: Закона Российской Федерации «Об

Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

НАРОДНЫЕ ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ 1 Русские народные песни исторические лирические семейные любовные солдатские обрядовые 2 Художественные особенности жанра: лирический герой; композиционные особенности; основной

Приложение 7 к Основной общеобразовательной программе - образовательной программе основного общего образования, утвержденной приказом МБОУ СОШ 45 от 29.09.2018г. 157 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РОДНАЯ

ԱՌԱՐԿԱՅԱԿԱՆ ՆԿԱՐԱԳԻՐ ԺՈՂՈՎՐԴԱԿԱՆ ԲԱՆԱՀՅՈՒՍՈՒԹՅՈՒՆ ՖԱԿՈՒԼՏԵՏ ՕՏԱՐ ԼԵԶՈՒՆԵՐ ԱՄԲԻՈՆ ԱՐՏԱՍԱՀՄԱՆՅԱՆ ԳՐԱԿԱՆՈՒԹՅԱՆ ԱՌԱՐԿԱՅԻ ԱՆՎԱՆՈՒՄ ԸՆԹԱՑԻԿ ՄՈԴՈՒԼ ԵՎ ԺՈՂՈՎՐԴԱԿԱՆ ԲԱՆԱՀՅՈՒՍՈՒԹՅՈՒՆ ԱՌԱՐԿԱՅԻ ԴԱՍԻՉ ԵՎ ՄՈԴՈՒԼՆԵՐԻ

Тема 1 ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ КАК НАУКА. СВЯЗЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ С ДРУГИМИ НАУКАМИ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ КАК НАУКА Предтекстовые задания Задание 1. Прочитайте слова и словосочетания, переведите их на родной язык

Рабочей учебной программой по музыке 6 класс предусмотрено 35 часа, 1 час в неделю. Распределение учебного материала по четвертям с учетом календарного учебного графика и расписания уроков. Календарно-тематическое

Пояснительная записка В основе рабочей программы по предмету «Русская словесность» в 5 классе лежат положения федерального компонента государственного стандарта основного среднего образования по русскому

Рабочая программа внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка» (3-4 класс) Руководитель: Русинова Ольга Владимировна Возраст детей: 9,10 лет Вид образовательной программы рабочий Срок реализации 2 года

Аллегория иносказание, когда под конкретным изображением предмета, человека, явления скрывается другое понятие. Аллитерация повторение однородных согласных звуков, предающее литературному тексту особую

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель программы помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества. Эта цель обуславливает следующие задачи:. Ученик должен изучить законы употребления

Аннотация Рабочая программа разработана на основе программы Р.И.Альбетковой «Русская словесность. От слова к словесности». 5-9 классы. (Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9,10-11

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК: ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 5 класс ТЕМА: «Весна, весна! Как воздух чист!» (изображение весны в стихотворения х русских поэтов XIX века и в пейзажной живописи И. Левитана).

Аннотация Рабочая программа разна на основе программы Р.И.Альбетковой (Альбеткова Р.И. «Русская словесность. Основы русской словесности». 5-9 классы. - Программы для общеобразовательных учреждений. Русский

Пояснительная записка Рабочая программа по родному (русскому) языку для 6 класса основного общего образования составлена на основе программно-методического материала по русскому языку Р.И. Альбеткова Основы

Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся должны знать и уметь: понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историколитературного процесса того или иного периода; знать основные

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данная программа разработана на основе авторской программы «Основы русской словесности. От слова к словесности. Для 5 9 классов» под редакцией Р. И. Альбетковой. М.: Дрофа, 2011г.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 4 рабочего поселка (поселка городского типа) Прогресс Амурской области» Рассмотрена и рекомендована к утверждению

Рабочая программа учебного предмета На 2014-2015 учебный год Образовательная область Филология Предмет Основы русской словесности Класс 7 Учитель Скокова Е.И., Образцова Л.А. Количество часов в неделю

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 392 с углубленным изучением французского языка Кировского района Санкт-Петербурга Принята «Утверждаю» Педагогическим

Рабочая программа РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ 5 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Говоря русская словесность, мы имеем ввиду все произведения устного народного творчества и письменные произведения, созданные на русском

Художественная литература представляет собой значительную часть духовной культуры народа. Она дает радость, восхищает нас, пробуждает лучшие стороны человеческой души, помогает нам в борьбе за высшие цели существования.

Но эту роль литература выполняет только тогда, когда она обладает художественным совершенством, когда она доставляет нам эстетическое наслаждение. Слабые, серые, неискренние произведения не выполняют общественных функций, хотя бы они обладали высокой идейностью.

Читатели в своей массе, в целом, правильно оценивают и воспринимают произведения художественной литературы. Они делают это инстинктивно, чутьем, врожденным чувством прекрасного и правды. Тем не менее мы не можем довольствоваться простыми «нравится» и «не нравится», эмоциональными похвалами и порицаниями. Читатель хочет знать, почему произведение нравится или нет. Он хочет его понять и обосновать свое суждение о нем. Помочь читателю в понимании литературных произведений призвана поэтика.

Во избежание различных недоразумений мы должны определить, что понимается под поэтикой, так как это далеко не сразу ясно. Слово «поэтика» может иметь два значения. Под поэтикой понимается совокупность тех средств, приемов, методов, применение которых придает произведениям словесного искусства их специфический характер. В этом смысле можно говорить о поэтике Пушкина в отличие от поэтики Державина, Некрасова или Маяковского.

Но слово «поэтика» может иметь и другой смысл. Оно может означать не совокупность художественных средств литературы, а науку, посвященную изучению этих средств. В этом смысле можно говорить о поэтике Аристотеля, поэтике Веселовского и т.д.

В настоящей работе слово «поэтика» будет употребляться как в том, так и в другом смысле. По отношению к произведениям словесного искусства поэтика как наука есть то же, что грамматика по отношению к языку. Как известно, грамматика бывает историческая, описательная и нормативная . Историческая грамматика охватывает процесс становления и развития языка за все время его существования. Описательная грамматика охватывает один период, обычно период современной автору грамматики.

Описательная грамматика может прибегать к данным исторической грамматики для объяснения изучаемых явлений, но может этого и не делать, ограничиваясь характеристикой языка за изучаемый период. Наконец, нормативная грамматика , базируясь на научной описательной грамматике, определяет нормы правильного употребления устного и письменного языка, учит правильно говорить и писать. Между описательной и нормативной грамматикой не всегда молено провести границу, и не всегда это нужно. Разница здесь, прежде всего в целях, с какими делается описание. То, что сказано о грамматике, относится и к поэтике.

Создание исторической поэтики — конечная цель науки о литературном творчестве. Историческая поэтика есть наука о закономерности развития художественных форм. Наиболее известная попытка в создании такой поэтики принадлежит А. Н. Веселовскому. Веселовский своего труда не закончил.

Он не закончил его не потому, что не успел. «Три главы из исторической поэтики» были опубликованы в 1898 году, т. е. за 8 лет до смерти. Эта работа не могла быть завершена потому, что историческая поэтика как наука должна охватить весь период развития литературы от его начатков до современности.

Одному человеку всем этим материалом овладеть невозможно. Тут не хватит эрудиции даже у такого знатока, каким был Веселовский. Оставшаяся после его смерти «Поэтика сюжетов» в основном состоит из набросков, разрозненных идей и богатейшей аннотированной библиографии, из которой видно, как Веселовский расширял свой горизонт до самой смерти. Это, пожалуй, наиболее ценная часть всего, что создано Веселовским в области исторической поэтики. Но труд не был завершен не только потому, что материал не был еще полностью собран и подготовлен. Он не был завершен прежде всего потому, что самый процесс развития литературных форм не был полностью ясен для Веселовского.

Он до конца находился в стадии мучительных творческих исканий, и эти искания для нас ценнее многих завершенных за рубежом трудов по эволюции художественного процесса, в которых нет ни авторских сомнений, ни авторских мук.

Таких легковесных ученых поэтик довольно много. Создать историческую поэтику одному человеку по существу невозможно. Это было бы под силу сплоченному коллективу, в котором каждый работал бы над одной областью.

Сейчас речь может пойти только об описательной поэтике , о частных поэтиках, совокупность которых когда-нибудь приведет к созданию поэтики исторической. Описательная частная поэтика может касаться определенных периодов, видов, жанров, стилей и дать их полное научное описание.

Данная работа посвящена поэтике русского фольклора . Фольклор рассматривается по его состоянию на XIX—XX века; к этому периоду относятся научно достоверные и наделайте записи его. В тех случаях, когда можно говорить о более ранних периодах, когда для этого есть материалы или возможны более или менее убедительные предположения, мы будем рассматривать наш материал исторически. В тех случаях, когда материалы этого не позволяют, мы будем ограничиваться описанием.

По отношению к народной поэзии прошлого нормативной поэтики быть не может: нельзя предписывать или устанавливать правила, какой должна была быть или должна быть в будущем народная песня. Только сам народ может это решить.

Эта описательная поэтика в наше время должна быть одновременно поэтикой оценочной и объяснительной . Можно говорить о том, чем определяются и чем объясняются художественные совершенства или художественные недостатки тех или иных видов или памятников народной поэзии, но предписывать ничего нельзя.

Вопрос этот довольно сложен, ибо далеко не все то, что мы считаем эстетически совершенным, будет так же оценено носителями фольклора; красота классических од, или идиллий, или сонетов до них не дойдет.

С другой стороны, художественные вкусы носителей фольклора могут показаться странными современному человеку. Но эти странности должны быть объяснены наукой. Всюду, где это возможно, мы будем определять народную эстетику, хотя бы она не всегда совпадала с нашими эстетическими требованиями. Таковы основные задачи исследования. Мы попытаемся конкретно исследовать и изучить приемы народной поэтики. Применение таких понятий, как реализм, типизация, образность и других, станет возможным только тогда, когда явления народной поэтики будут изучены индуктивно, т. е. от материала к выводам, а не от приложения или подчинения общих понятий к конкретным случаям.

Вопросами поэтики в советском литературоведении актуально интересовались в 20-х годах. Но тогда этот интерес носил специфический характер. Формальный анализ проводился безотносительно к истории общественного развития и к идейному содержанию произведений. В настоящее время мы знаем, что форма есть производное от содержания, что она не может абсолютизироваться и рассматриваться как нечто самодовлеющее. Когда изучается драма, мы не можем говорить только о драматической ситуации, о характере завязки, перипетиях в драматической коллизии, о развитии.

Мы должны будем говорить о характере действующих лиц, о внутреннем содержании драмы, о выраженном в ней мировоззрении, о связи этого мировоззрения с той эпохой, в которую драма писалась, и с мировоззрением автора. Все это входит в область изучения поэтики. Мы не можем изучать поэтики Пушкина, Некрасова или Маяковского, ничего не зная об авторах и о той эпохе, когда они жили.

Слово «поэтика» иногда понимается как совокупность языковых приемов художественного творчества. В некоторых учебных пособиях жанры изучаются с разных точек зрения, в последних — с точки зрения поэтики. Так, в учебнике С. Ф. Баранова загадки изучаются со стороны происхождения, содержания и поэтики. При изложении раздела, посвященного волшебным сказкам, отдельно говорится о героях волшебной сказки и отдельно о поэтике ее. Заслугой С. Ф. Баранова является то, что он вопросы поэтики вообще включил в изучение.

Но поэтика понимается слишком узко — как совокупность некоторых технических приемов и прежде всего особенностей поэтического языка. Эти особенности лучше относить к области стиля. «Поэтика» же понятие более широкое, чем стиль. Ее изучению подлежат все средства, какие применяются при создании художественных произведений, и в том числе вопросы композиции, способы изображения действующих лиц и т. д. Таким образом, «герои» не могут рассматриваться отдельно от поэтики.

Это в особенности относится к фольклору. Разница героев сказки, эпоса, баллады, легенды, духовного стиха прежде всего определяется разницей поэтики этих жанров. Под поэтикой мы будем понимать единство структурных (композиционных) и стилистически-языковых приемов как форму выражения идейного мира художественного произведения . С этой точки зрения и будет вестись дальнейшее изучение.

В.Я. Пропп. Поэтика фольклора - М., 1998 г.

Под «жанром» мы будем понимать совокупность произведений, объединенных общностью поэтической системы, бытового назначения, форм исполнения и музыкального строя 2 . Не всегда все эти аспекты окажутся необходимыми для определения жанров; так, учет музыкальных форм необходим только для изучения тех видов народной поэзии, которые поются. Учет бытового назначения окажется важным при изучении обрядовой поэзии, но может не иметь суще­ственного значения для других видов фольклора и т. д.

Исходя из этих теоретических предпосылок, мы попытаемся установить, какие именно жанры имеются в русском фольклоре. Мы ограничиваемся пока наиболее сложными для такого изучения областями народного творчества - поэзией повествовательной и лирической. Драматическая поэзия, а также частушки, пословицы, поговорки, загадки и заговоры, возможно, составят предмет другой работы. Мы не ставим себе целью дать полный каталог всех жанров. Но мы попытаемся дать хотя бы предварительную наметку, которая в бу­дущем может быть видоизменена, дополнена и усовершенствована.

2 Подробнее это положение развито в статье «Принципы классификации фольклорных жанров» // Советская этнография, 1964. № 4.

Легче всего поддается изучению область повествовательной поэзии. По своей форме она естественно делится на два больших раздела: на поэзию прозаическую и стихотворную.

Народная проза - определенная и легко выделимая область народного творчества, хотя ни в трудах по теории и истории фольклора, ни в учебных пособиях этот термин не употребляется. «Народная проза», однако, еще не жанр. Проза - одна из областей народного творчества.

Какие же роды и виды входят в эту область и какие из них можно назвать жанрами?

Совершенно очевидно, что один из таких родов народной прозы - сказка. Менее ясно, по каким признакам выделение сказки может быть оправдано научно.

Основной признак сказки был определен еще Белинским. Признак этот состоит в том, что в действительность рассказываемого ни исполнитель, ни слушатель не верят. На первый взгляд, может казаться, что признак этот не существенный, так как он не определяет характера сказки самой по себе. Может даже казаться, что это свойство не сказки, а слушателей, которые вольны верить или нет. Но это все же не так. Сказка основана на нарочитом вымысле, и этот признак не вторичен и не случаен. Он в значительной степени определяет всю поэтику сказки. С формально логической стороны он установлен правильно, так как все другие виды народной прозы (предание, легенда, быль, сказ) основаны на попытках передать реальность. В действительность рассказываемого народ в этих случаях верит.

Не вдаваясь пока в вопрос о понятии жанра в применении к сказкам, рассмотрим, как можно установить их виды, группы или категории.

Из множества видов сказки естественно выделяются сказки волшебные. Слово «волшебные» есть чисто условное обозначение этого вида сказок, так как волшебным характером могут обладать и другие виды их, где также действуют фантастические персонажи (например, черт) и происходят невозможные в жизни события. Волшебные сказки выделяются не по признаку волшебности или чудесности (как думал Аарне), а по совершенно четкой композиции, по своим структурным признакам, по своему, так сказать, синтаксису, кото­рый устанавливается научно совершенно точно 3 . Единство

Тема устного народного творчества в русской литературе необычайно многообразна, существуют многочисленные жанры и виды фольклора. Все они сформировались постепенно, в результате жизни и творческой активности народа, проявляемой на протяжении нескольких сотен лет. В настоящее время существуют специфические виды фольклора в литературе. Устное народное творчество является тем уникальным пластом знаний, на основе которого были построены тысячи классических произведений.

Трактовка термина

Фольклор - это устное народное творчество, наделенное идейной глубиной, высокохудожественными качествами, к нему относят все поэтические, прозаические жанры, обычаи и традиции, сопровождаемые словесным художественным творчеством. Фольклорные жанры классифицируют по-разному, но в основном выделяют несколько жанровых групп:

  1. Трудовые песни - сформировались в процессе работы, например, посева, вспашки, сенокоса. Представляют собой разнообразные выкрики, сигналы, напевы, напутствия, песенки.
  2. Календарный фольклор - заговоры, приметы.
  3. Свадебный фольклор.
  4. Похоронные причитания, рекрутские причеты.
  5. Необрядовый фольклор - это малые фольклорные жанры, пословицы, побасенки, приметы и поговорки.
  6. Устная проза - предания, легенды, былички и бывальщины.
  7. Детский фольклор - пестушки, потешки, колыбельные.
  8. Песенный эпос (героический) - былины, стихи, песни (исторические, военные, духовные).
  9. Художественное творчество - волшебные, бытовые сказки и сказки о животных, баллады, романсы, частушки.
  10. Фольклорный театр - раек, вертеп, ряжения, представления с куклами.

Рассмотрим самые распространенные виды народного фольклора более детально.

Трудовые песни

Это песенный жанр, отличительная черта которого - обязательное сопровождение трудового процесса. Трудовые песни - способ организации коллективной, общественной работы, задающий ритм при помощи простой мелодии и текста. Например: «Ух, потянем-ка дружнее, чтобы стало веселее». Такие песни помогали начать и закончить работу, сплочали рабочую дружину и были духовными помощниками в тяжелом физическом труде народа.

Календарный фольклор

Этот вид устного народного творчества относится к обрядовым традициям календарного цикла. Жизнь крестьянина, работающего на земле, неразрывно связана с погодными условиями. Именно поэтому появилось огромное количество обрядов, которые совершались для привлечения удачи, благополучия, большого приплода скота, удачного земледелия и пр. Самыми почитаемыми праздниками календаря считались Рождество, Масленица, Пасха, Крещение и Троица. Каждое празднование сопровождалось песнями, закличками, заговорами и обрядовыми действиями. Вспомним знаменитый обычай петь песни Коляде в ночь перед рождеством: «Стужа - это не беда, в дом стучится Коляда. Рождество в дом вот идет, много радости несет».

Свадебный фольклор

В каждом отдельном месте существовали свои виды народного фольклора, но в основном это были причитания, приговоры и песни. Свадебный фольклор включает в себя песенные жанры, которые сопровождали три основных обряда: сватовство, прощание родителей с невестой и свадебное торжество. Например: «Ваш товар, наш купец, просто чудо молодец!» Ритуал передачи невесты жениху был очень красочным и всегда сопровождался как протяжными, так и короткими веселыми песнями. На самой свадьбе песни не прекращались, в них оплакивали холостую жизнь, желали любви и семейного благополучия.

Необрядовый фольклор (малые жанры)

К этой группе устного народного творчества относят все виды малых жанров фольклора. Однако такая классификация неоднозначна. Например, многие из видов относятся к детскому фольклору, такие как пестушки, колыбельные, загадки, потешки, дразнилки и пр. При этом, некоторые исследователи разделяют все фольклорные жанры на две группы: календарно-обрядовые и необрядовые.

Рассмотрим самые популярные виды малых жанров фольклора.

Пословица - ритмизированное выражение, мудрое изречение, которое несет обобщенную мысль и имеет вывод.

Приметы - краткий стих или выражение, рассказывающее о тех признаках, которые помогут предсказать природные явления, погоду.

Поговорка - словосочетание, часто с юмористическим уклоном, освещающее явление жизни, ситуацию.

Приговорка - небольшой стих-обращение к явлениям природы, живым существам, окружающим предметам.

Скороговорка - небольшая фраза, часто рифмованная, со сложными для произношения словами, предназначена для улучшения дикции.

Устная проза

К устной прозе относятся следующие виды русского фольклора.

Предания - рассказ об исторических событиях в народном пересказе. Героями преданий выступают воины, цари, князи и пр.

Легенды - мифы, эпические повествования о героических подвигах, людях, овеянных почестями и славой, как правило, этот жанр наделен пафосом.

Былички - небольшие рассказы, в которых повествуется о встрече героя с какой-либо «нечистью», реальные случаи из жизни рассказчика или его знакомых.

Бывальщины - краткое изложение реально случившегося когда-то и с кем-то, при этом рассказчик не является свидетелем

Детский фольклор

Данный жанр представлен самыми разными формами - стихотворными, песенными. Виды детского фольклора - то, что сопровождало ребенка с самого рождения до его взросления.

Пестушки -короткие стишки или песенки, сопровождающие самые первые дни новорожденного. При помощи них нянчили, пестовали детей, например: «Поет, поет соловушка, хорошенький, да пригоженький».

Потешки - небольшие напевные стихи, предназначенные для игры с малышами.

Потягушки, порастушки,

Роток - говорок,

Ручки - хватушки,

Ножки-ходушки.

Заклички - стихотворные, песенные обращения к природе, животным. Например: «Лето красное, приди, денечки теплы принеси».

Прибаутка - небольшое стихотворение-сказка, напеваемое ребенку, короткое повествование об окружающем мире.

Колыбельные - короткие песенки, которые напевают родители на ночь ребенку для убаюкивания.

Загадка - стихотворные или прозаические предложения, требующие разгадки.

Другие виды детского фольклора - это считалки, дразнилки и небылицы. Они необычайно популярны и в наше время.

Песенный эпос

Героический эпос демонстрирует древнейшие виды фольклора, он рассказывает о когда-то произошедших событиях в песенной форме.

Былина - старинная песня, рассказываемая в торжественном, но неторопливом стиле. Прославляет богатырей и повествует об их героических подвигах во благо государства, отечества русского. о Добрыне Никитыче, Вольге Буслаиваиче и др.

Исторические песни - некая трансформация былинного жанра, где стиль изложения менее красноречив, но сохранена стихотворная форма повествования. Например, «Песнь о вещем Олеге».

Художественное творчество

В данную группу вошли эпические и песенные жанры, созданные в духе народного, художественного творчества.

Сказка - краткое или длинное эпическое повествование, один из самых распространенных жанров устного народного творчества о вымышленных событиях, героях. Все это фольклор, виды сказок в нем встречаются следующие: волшебные, бытовые и отражают те представления о мире, добре, зле, жизни, смерти, природе, которые бытовали в народной среде. Например, добро всегда побеждает зло, а в мире существуют чудесные мифические создания.

Баллады - поэтические песни, жанр песенно-музыкального творчества.

Анекдоты - особый вид эпического повествования о комических ситуациях из жизни людей. Первоначально существовали не в том виде, в каком мы их знаем. Это были рассказы, законченные по смыслу.

Небылицы - краткое повествование о невозможных, невероятных событиях, то, что было выдумкой от начала до конца.

Частушка - небольшая песенка, обычно четверостишие с юмористическим содержанием, рассказывающее о событиях, казусных ситуациях.

Фольклорный театр

Уличные представления были очень распространены среди народа, сюжетами для них выступали различные жанры, но чаще всего драматического характера.

Вертеп - разновидность драматического произведения, предназначенная для уличного кукольного театра.

Раёк - разновидность картинного театра, приспособления в виде ящика со сменяющимися рисунками, рассказываемые истории при этом отражали устные виды фольклора.

Представленная классификация наиболее распространена среди исследователей. Однако стоит понимать, что виды русского фольклора взаимно дополняют друг друга, а порой не вписываются в общепринятую классификацию. Поэтому при изучении вопроса чаще всего используют упрощенный вариант, где выделяют всего 2 группы жанров - обрядовый и необрядовый фольклор.

Поэтика русского фольклора

Поэтика (от греч. poiзtikз -- поэтическое искусство) -- один из старейших терминов литературоведения, который затем проник и в фольклористику. Его значение исторически изменялось. В настоящее время понятие поэтика употребляется в более узком и более широком значениях.

В более узком значении как совокупность компонентов художественной формы произведений словесного искусства (сюжет, композиция, явления языкового стиля, ритм, метр и рифма). В более широком смысле поэтика включает не только эти компоненты, но также понятие родов и жанров, принципов и методов отражения действительности и некоторые категории теории искусства.

Термин стиль также имеет более широкое и более узкое значение. В более широком смысле стиль -- это своеобразие всех компонентов содержания и художественной формы произведения в их взаимосвязи, а также специфика самих принципов и приемов эстетического отражения действительности. В узком значении стиль -- это составная часть поэтики, особенности языка художественного произведения.

Художественная форма произведений русского фольклора обратила на себя внимание давно, в период зарождения русской фольклористики, во время активной борьбы за формирование национальной самобытности русской литературы. Еще в 30-е годы XVIII в. на основе постижения своеобразия русского народного стиха М.В.Ломоносов и В.К.Тредиаковский осуществляют реформу литературного стихосложения.

Верное понимание особенностей языка народной поэзии и их творческое использование обнаруживается в русских прозаических, стихотворных и драматических литературных произведениях второй половины XVIII в. (М. Д. Чулков, В. И. Майков, Д. И. Фонвизин).

В первой четверти XIX в., в период преимущественного развития в русской литературе поэзии, особый интерес вызывают стихотворно-песенные жанры русского фольклора. Появляются работы, в которых рассматривается поэтика былин и лирических песен.

В 20-30-е годы XIX в. интересные суждения об особенностях языка произведений народной поэзии и отдельные замечания по их построению высказывают А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, а также ученые и критики того времени Н. А. Цертелев, М. А. Максимович, Ю. И. Венелин, Н. Д. Иванчин-Писарев и др.

Особую ценность представляют высказывания В.Г.Белинского по вопросам поэтики фольклора в 40-е годы XIX в. Белинский стремился подчеркнуть жанровую специфику и национальные особенности поэтики произведений русского фольклора.

В 50--60-е годы XIX в. важные суждения по вопросам поэтики русского фольклора высказывают Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов. Для Чернышевского характерно определение особенностей поэтики фольклорных произведений в связи с общими принципами народной эстетики. Н. А. Добролюбов акцентировал внимание на связи различных поэтических средств и приемов фольклора с его содержанием, современным мировоззрением народа.

Представители русской мифологической школы (Ф. И. Буслаев, А. Н. Афанасьев, О. Ф. Миллер) в сюжетах сказок, былин и песен, в поэтической образности пословиц, поговорок и загадок стремились раскрыть элементы мифологии, чтобы понять древнее поэтическое мышление народа. Наиболее ценными являются многочисленные работы отчасти разделявшего взгляды мифологов А. А. Потебни по вопросам народной поэтической словесности.

В 1890--1900-е годы специальные работы поэтике различных жанров фольклора посвящают Ф. Е. Корш, Фр. Миклошич, В. Карпов, П. Д. Первое, Я. А. Автамонов, Е. Н. Елеонская, И. И. Вознесенский и др. Однако особенно большое научное значение имеют исследования этих лет А. Н. Веселовского.

Теорию исторической поэтики фольклора А. Н. Веселовский развивает в таких своих известных работах, как «Из введения в историческую поэтику» (1894), «Из истории эпитета» (1895), «Эпические повторения как хронологический момент» (1897), «Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля» (1898), «Три главы из исторической поэтики» (1899).

В 20-е годы ХХ века публикуются работы, специально посвященные поэтике сказок (Н. П. Андреев, Р. М. Волков, А. И. Никифоров), былин (М. О. Габель), лирических песен (Б. М. Соколов), частушек (А. Туфанов, П. М. Соболев), народного театра (П. Г. Богатырев). Особый интерес представляют книги А. П. Скафтымова «Поэтика и генезис былин» (1924) и В. Я. Проппа «Морфология русской волшебной сказки» (1928), которые не утратили научного значения и в наши дни.

На качественно новый уровень поднимается изучение поэтики русского фольклора в советской фольклористике в послевоенное время. Этому вопросу посвящается немало книг. Постоянно публикуются статьи по поэтике фольклора в сборниках: «Русский фольклор», издаваемом Институтом русской литературы АН СССР, «Фольклор как искусство слова» (МГУ), «Поэтика литературы и фольклора» (ВГУ) и др.

В послевоенное время идет углубленное исследование наиболее существенных вопросов, важнейших компонентов поэтики русского фольклора. Появляются работы, посвященные рассмотрению какого-либо одного компонента (грани, стороны) поэтики того или иного фольклорного жанра. Исследуются особенности сказочного сюжета (В. Я. Пропп, В. П. Аникин), различных приемов, композиции былин (Р. М. Волков, Т. М. Акимова, Ф. М. Селиванов), композиции и строфичности лирических песен (С. Г. Лазутин, А. М. Новикова, Н. И. Кравцов), композиции частушек (Н. И. Колпакова, 3. И. Власова, И. Клагге).

Появляются работы, в которых отдельные компоненты художественной формы произведений русского фольклора исследуются комплексно, ставится вопрос об их взаимосвязи, например, детально рассмотрен вопрос о роли стилистических средств и композиционных приемов в изображении внутреннего мира человека в различных жанрах фольклора.

Изучение поэтики русского фольклора имеет свою достаточно богатую историю. Вопросам поэтики посвящена значительная литература.

Однако работа по изучению поэтики русского фольклора еще полностью не завершена. Ряд положений нуждается в критическом рассмотрении. Многие вопросы жанровой специфики поэтики фольклора до сих пор остаются нерешенными.



Copyright © 2024 Образовательный портал.