Идея басни стрекоза и муравей. Удивительное школьное сочинение о басне Крылова «Стрекоза и муравей. Чем аллегория отличается от метафоры

Тема урока: Анализ басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»

Класс: 4 класс

Тип урока:

· урок, обучающий читательской деятельности,

· проблемно-диалогический.

Задачи урока:

Обучающие:

Продолжить знакомство учащихся с творчеством И.А.Крылова через ознакомление с басней «Стрекоза и Муравей»;

Обеспечить в ходе урока расширение представлений о басне как одном из жанров литературы, закрепление умений анализировать басню, находить главную мысль басни, мораль, воспринимать переносное значение смысла басни, художественность речи;

Продолжить формирование навыков выразительного чтения, монологической речи, планирования ответа, навыков работы с учебниками, навыков самоконтроля.

Воспитательные:

Содействовать формированию интереса к искусству слова;

Содействовать морально-нравственному воспитанию посредством художественных возможностей басни;

Содействовать воспитанию интереса к чтению, развитию художественного вкуса.

Развивающие:

Развивать у школьников образное мышление через умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, умение анализировать, сравнивать, обобщать изучаемые факты, раскрывать метафоры басен;

Развивать умение рассуждать на заданную тему, логически излагать свои мысли;

Развивать у школьников читательскую самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок литературного чтения в 4 классе ГБОУ СОШ № 259 И.А.Крылов Басня «Стрекоза и Муравей »

Из каких басен иллюстрации

Из каких басен иллюстрации «Лебедь, рак и щука» «Петух и бобовое зернышко» «Лисица и виноград» «Волк и ягненок» «Ворона и лисица»

1769-1844 Иван Андреевич Крылов

« Люблю, где случай есть пороки пощипать » И.А. Крылов

Басня Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования, где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки. В басне обязательно есть мораль, которая чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни.

Без работы хоть убей, Жить не может муравей. Над лугом, где пасутся козы, На крыльях прозрачных порхают стрекозы. Речевая разминка

Мораль басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей » ВОПРОС УРОКА:

1.Как называется басня? Кто ее автор? В стихах или прозе она написана? 2.Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне? 3.Кто является главными героями в басне? 4.Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор. 5.Что осуждается в басне? 6.Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам? 7.Что должен понять из этой басни читатель? 8.Какое выражение басни стало крылатым? Памятка к работе над басней

Как группа распределила работу между собой? Внимательны или отвлекаются участники группы? Все ли выполнили каждое задание? Сколько заданий выполнили за урок? Верно ли выполнили задания? Как организовано взаимодействие в группе? Как оформлены результаты работы? хорошо есть недочёты плохо Работа будет оцениваться по следующим критериям

Работай дружно. Спокойно высказывай своё мнение. Уважай мнение другого. Терпеливо выслушивай мысли других. Вместе находи правильное решение. Капитан определяет выступающего. Как работать в группах

Голову вскружило. В поле стоит мёртвая тишина Зима катит в глаза. Забыла обо всем. В мягких муравах у нас. Не хочется думать. Оглянуться не успела. Неожиданно наступила зима. В ум пойдет. Быстро прошло. Помертвело чисто поле. Тоскует. Злой тоской удручена. В мягкой траве у нас. Соотнеси.

« Ты всё пела? Это дело: Так пойди же, попляши!» Мораль басни

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №259

Урок литературного чтения

Анализ басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»

Подготовила: учитель начальных классов

Макаренкова Наталья Юрьевна

Г. Санкт-Петербург,2012

Тема урока: Анализ басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»

Класс: 4 класс

Тип урока:

  1. урок, обучающий читательской деятельности,
  2. проблемно-диалогический.

Задачи урока:

Обучающие:

Продолжить знакомство учащихся с творчеством И.А.Крылова через ознакомление с басней «Стрекоза и Муравей»;

Обеспечить в ходе урока расширение представлений о басне как одном из жанров литературы, закрепление умений анализировать басню, находить главную мысль басни, мораль, воспринимать переносное значение смысла басни, художественность речи;

Продолжить формирование навыков выразительного чтения, монологической речи, планирования ответа, навыков работы с учебниками, навыков самоконтроля.

Воспитательные:

Содействовать формированию интереса к искусству слова;

Содействовать морально-нравственному воспитанию посредством художественных возможностей басни;

Содействовать воспитанию интереса к чтению, развитию художественного вкуса.

Развивающие:

Развивать у школьников образное мышление через умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, умение анализировать, сравнивать, обобщать изучаемые факты, раскрывать метафоры басен;

Развивать умение рассуждать на заданную тему, логически излагать свои мысли;

Развивать у школьников читательскую самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания.

Материалы и оборудование: Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация по теме урока, тексты для чтения у учащихся, памятки для учащихся по работе с произведениями разных жанров, презентационные листы ответов для учащихся, жетоны для оценивания работы групп, пазлы с иллюстрацией басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей», аудиозапись басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей».

Используемые методы и технологические приемы: Информационно-коммуникационные, сопоставление, эвристическая беседа, исследовательский метод, проблемно-диалогический, метод обучения в группе, «Дерево предсказаний».

Ход урока

1.Этап актуализации знаний-10 минут

2.Речевая разминка-4 минуты

3.Этап создания проблемной ситуации и формулирование проблемы-9 минут

4.Этап открытия нового знания-10 минут

5. Этап применение нового знания-10 минут

6. Этап подведения итогов урока-2 минуты

  1. Этап актуализации знаний.

А) Знакомство с темой урока.

Посмотрите иллюстрации на доске.

Чему посвящен сегодня урок? (басням)

Почему вы так думаете? (сцены из басен)

Какие это басни?

На доске появляется запись: Иван Андреевич Крылов.

Б) Расширение знаний о творчестве Крылова И.А.

Рассказ учителя: « И.А. Крылов – великий русский писатель. Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Девятилетним мальчиком, когда умер его отец, ему пришлось идти работать, переписывая бумаги, заботиться о семье. Маленькому Ивану не пришлось учиться, но мать сама составила план образования сына, следила за его занятиями. С детства в Иване Андреевиче жила жажда знаний, он любил читать, размышлять о прочитанном. Его усиленные самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени. Он сумел стать разнообразно талантливым человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. В 1806 г. появились его первые басни - «Дуб и Трость», «Разборчивая невеста», «Старик и трое молодых». С тех пор басни И.А.Крылова встречали с восторгом, а слава Ивана Андреевича стала расти. Более двухсот басен было создано баснописцем».

Прочтите текст о И.А.Крылове, выданный каждому из вас и расскажите то, о чём я еще не рассказала (работа в парах).

« И.А. Крылов – великий русский писатель. Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Девятилетним мальчиком, когда умер его отец, ему пришлось идти работать, переписывая бумаги, заботиться о семье. Маленькому Ивану не пришлось учиться, но мать сама составила план образования сына, следила за его занятиями. С детства в Иване Андреевиче жила жажда знаний, он любил читать, размышлять о прочитанном. Его усиленные самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени. Он сумел стать разнообразно талантливым человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. В 1806 г. появились его первые басни. С тех пор басни И.А.Крылова встречали с восторгом, а слава Ивана Андреевича стала расти. Более двухсот басен было создано баснописцем. Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования, где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки. В басне обязательно есть мораль, которая чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни».

О чём я не говорила в своем рассказе, а вы смогли прочитать в тексте? (о том, что такое басня)

В) повторение знаний об особенностях басен.

На карточках для индивидуальной работы вычеркните лишнее – то, что не относится к жанру басен:

Краткая форма повествования,

Действующие лица – животные, но подразумеваются люди,

Высмеивает пороки людей (ирония),

Есть мораль,

Повествуется о каком-либо историческом событии в форме сказки.

Вывод с доски:

Прочитайте, что осталось в ваших определениях.

Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования,

Где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди,

Высмеиваются их пороки.

В басне обязательно есть мораль,

Которая чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в

Начале, либо в конце басни.

Вы уже догадались, что на уроке нам предстоит встреча с баснями И.А. Крылова. А вот с какой из них, вы узнаете на речевой разминке.

  1. Речевая разминка.

А) Речевые упражнения

(Разные способы чтения: «жужжащее чтение», чтение с удивлением, с сердитой, с веселой интонацией, с ускорением, с замедлением).

Герои разминки пришли к нам сегодня в гости.

Б) Появляются костюмированные персонажи Стрекоза и Муравей. Каждый из них рассказывает о себе.

СТРЕКОЗА.

Мы, стрекозы относимся к самым необычным созданиям во всем мире насекомых. В яркие солнечные дни мы летаем, охотимся, порхаем. Все это мы делаем на ваших глазах и все вы, люди, нами восторгаетесь. Самым впечатляющим, вероятно, вы находите наше искусство полета. Действительно, я могу перечислить вам девять различных видов полета, которыми мы мастерски владеем. Я ни в коем случае не должна забыть еще одну характерную особенность - нашу впечатляющую красочность. После бабочек нам, без сомнения, гарантировано второе место в конкурсе по красоте и богатству красок. Вы найдете у нас всевозможные сочетания: от нежных тонов, переходящих в металлически светящиеся, до насыщенных и резких. Невозможно не восторгаться нашей красотой!

МУРАВЕЙ.

Я живу в муравейнике. Внутри него вечно копошатся сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточки или какую-то другую добычу, кто-то торопится на поиски пищи, кто-то трудится на куполе самого муравейника, открывая в нем входы-выходы или вытаскивая на поверхность – погреться на солнышке – белых личинок. Мы впечатляем людей своим трудолюбием. Каждый из нас может перенести груз, в несколько раз превышающий наш вес.

3.Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы.

А)-Почему сегодня пришли в гости именно эти персонажи? (будем читать басню «Стрекоза и муравей»)

Давайте прослушаем текст басни, которую исполнит артист театра и кино И.Масюк.

Б) Первичное восприятие текста. Слушание басни в аудиозаписи.

В) Формулирование проблемы.

Во всем ли совпали наши предположения? Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из представления? А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко).

Значит, мы с вами ошиблись и в этой басне Муравей – отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы? (разные мнения детей выслушиваются)

Давайте попробуем в этом разобраться? Всё-таки, какие пороки высмеивает басня?

ВОПРОС УРОКА: Какова мораль басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей».

(вывешивается на доске)

Прочтите басню самостоятельно и ответьте на вопрос, сформулирована ли мораль отдельной частью? (нет) Значит, чтобы найти смысл поучения басни нам придется провести небольшое исследование по плану, указанному в наших памятках к работе с литературными произведениями (дети находят памятки в своих справочниках):

Памятка к работе над басней

2.Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне?

3.Кто является главными героями в басне?

4.Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.

5.Что осуждается в басне?

7.Что должен понять из этой басни читатель?

8.Какое выражение басни стало крылатым?

Исследование будем проводить, работая в группах.

  1. Открытие нового знания.

1 часть работы: Деление детей на 5 групп (распределение по группам с помощью игры «Найди пару») и повторение правил групповой работы.

Работа будет оцениваться по следующим критериям:

  1. Как группа распределила работу между собой?
  2. Внимательны или отвлекаются участники группы?
  3. Сколько заданий выполнили за урок?
  4. Как организовано взаимодействие в группе?
  5. Качество презентации итогов работы?

Оцениваться работа будет по каждому критерию на:

  1. хорошо (красный жетон)
  2. есть недочёты (желтый жетон)
  3. плохо (синий жетон)

чтобы получить оценку «5» надо заработать 5 красных жетонов, «4» - 4 красных жетона, «3» - 3 красных жетона.

Вспомним правила работы в группе:

  1. Работай дружно.
  2. Спокойно высказывай своё мнение.
  3. Уважай мнение другого.
  4. Терпеливо выслушивай мысли других.
  5. Вместе находи правильное решение.
  6. Капитан определяет выступающего.

2 часть работы: самостоятельная работа в группах.

По пунктам плана памятки по работе с басней.

3 часть работы: оформление презентационного листа.

Группа получает лист для записи ответов на вопросы.

  1. Применение нового знания.

Итогом нашей работы будет викторина по вопросам, которые вы обсудили в группах. За каждый правильный ответ на вопрос учителя команда получает 1 пазл из разрезанной иллюстрации с изображением заключительной сцены басни. Команда может ответить на 4 вопроса учителя и собрать 4 пазла. Отвечать команды будут по-очереди.

А) Беседа – анализ текста

В стихах или прозе написана басня? Найдите рифмы. (Объяснение принципа рифмования строк и почему выбран «хорей»)

Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне?

Соедините стрелкой похожие по смыслу высказывания (флипчарт на доске):

Как вы понимаете эти высказывания? (после каждого правильно установленного соотношения учитель проводит работу в соответствии с представленной ниже таблицей)

Выражение И.А.Крылова

Объяснение значения

Вопросы учителя по объяснению значений выражений

Зима катит в глаза.

Неожиданно наступила зима.

Как она катит? (Надвигается неожиданно)

В мягких муравах у нас.

В мягкой траве у нас.

– Какое из этих выражений вам больше нравится и почему?

Голову вскружило.

Забыла обо всем.

Почему?

Оглянуться не успела.

Быстро прошло.

Можно ли назвать это высказывание эпитетом?

В ум пойдет.

Не хочется думать.

Какое выражение больше подходит к тексту?

Помертвело чисто поле.

В поле стоит мёртвая тишина.

Что значит?

Почему тишина?

Злой тоской удручена.

Тоскует.

Почему у Стрекозы тоска, да ещё злая?

Как изображена в басне Стрекоза? Найдите подтверждение в тексте. (Беззаботная. Веселая. Резвая. Грациозная. Легкомысленная. Ленивая.)

Почему Стрекоза осталась без жилья? Может с ней случилась беда? (Она не позаботилась о жилье летом: пропела, проиграла, проплясала всё время, как говорит автор)

Прочитайте, как Стрекоза показана в начале. Что она делала целое лето?

Что наступило с холодной зимой для Стрекозы?

Как изобразил И.А. Крылов Муравья? Найдите подтверждение в тексте. (Трудолюбивый. Мудрый.)

Настали ли нужда и голод для Муравья?

Почему Стрекоза пришла именно к Муравью?

Почему он отказал Стрекозе в помощи?

Справедливо поступил Муравей со Стрекозой?

Можно ли его назвать жадным?

Почему автор несправедливо обидел Стрекозу, в природе они уничтожают личинки комаров? (Под насекомыми автор подразумевает людей. Стрекоза – любительница лёгкой жизни, развлечений, не думающая о будущем, живущая сегодняшним днём).

Как вы относитесь к Стрекозе?

А как вы относитесь к Муравью? Во всем ли прав он, отказав в помощи Стрекозе?

Почему же Крылов именно таким показал Муравья?

Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьев. Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше. Чему учит нас эта басня? (осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость)

Найдите слова, в которых заключается главная мысль произведения.

Как вы их понимаете?

Бывает ли так в жизни? Приведите примеры.

Из пазлов, собранных командой, составьте полную иллюстрацию. Какой момент басни представлен иллюстратором? (заключительный) Из чего это понятно? Озаглавьте эту иллюстрацию и запишите название в ваш лист (работа в группах).

  1. Итог урока.

А) Вывод по проблеме:

  1. Смогли мы ответить на главный вопрос урока?
  2. Какие же пороки "пощипал" Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие)
  3. Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
  4. Нужно ли изучать басни?
  5. Чему они учат?

Б) Оценивание работы на уроке.

В) Домашнее задание.

  1. Выразительное чтение басни по ролям.
  2. Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить.

Тема урока: И.А.Крылов. Басня «Стрекоза и муравей».

Цели урока: 1. дать понятие детям о басне, как жанре художественной литературы; особенностях этого жанра; познакомить с басней «Стрекоза и муравей».

2. развивать творческое мышление, умение отстаивать свою точку зрения; анализировать прочитанное.

3. воспитывать самостоятельность и инициативность, уважение к труду.

Тип урока: изучение нового материала

Методы и приемы: диаграмма Венна, ключевые слова, анализ, круглый стол Раунд Робен, письмо герою, игра «На месте другого».

Оборудование: портрет И.А.Крылова, проигрыватель, грамзапись басни «Стрекоза и муравей», маркеры, плакаты со схемами, листочки и конверты для голосования, иллюстрации к басням.

Ход урока:

I . Организационный момент

II . Побуждение к действию

Слово учителя: Ребята, сегодня на уроке литературного чтения мы с вами познакомимся с известным русским баснописцем Иваном Андреевичем Крыловым и жанром басня, а также с такими понятиями как иносказание, аллегория и мораль басни.

Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году в Москве в семье армейского капитана. Детство его не было счастливым и беззаботным. В девятилетнем возрасте, после смерти отца, его определили на службу писцом. Именно здесь он пристрастился к чтению и даже попробовал сочинять.

В 16 лет он потерял мать, и с этого момента началась его нелегкая взрослая жизнь.

С юности он презирал лицемерие и всегда, хотя бы на собственном примере, стремился подчеркнуть преимущества простого, естественного образа жизни. Будучи полным и неуклюжим от природы, он, наоборот, выставлял свою неповоротливость напоказ, подшучивал над ней, чтобы не подумали, что он этого стесняется. На прием в царский дворец мог прийти в дырявых сапогах, не считая нужным скрывать свою бедность. В любых обстоятельствах он вел себя свободно, естественно и оставался самим собой.

Так же естественны, свободны и правдивы были его басни.

Иван Андреевич Крылов переводил басни известного французского поэта Лафонтена, но настолько оригинально, что их нельзя было узнать. Крылов в свои переводы вдохнул дух русской жизни. Герои его басни стали народными, а выражения – крылатыми. К примеру, «Ты сер, а я, приятель, сед», «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку», «А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь», «У сильного всегда бессильный виноват», «Слона-то я и не приметил» и многие другие. Мудрый баснописец заговорил на самом простом языке, понятном даже невеждам, чтобы они осознали свои недостатки и попытались искоренить собственные пороки.

Давайте запишем и запомним что такое басня и каковы ее особенности.

Басня – небольшой рассказ в стихах или прозе с обязательным моральным выводом. Басня - это аллегорический рассказ. Аллегория – это иносказание, например, воплощение какого-либо свойства человеческого характера (хитрости, глупости) в конкретном образе (лисы, орла). Иносказание – замаскированный способ выражения мыслей.

Обязательным элементом басни является мораль, расположенная в начале или конце текста. Мораль – поучение. Она сформулирона не только в конкретных словах, но и в общем тоне рассказа, в интонации автора, который осуждает героев, сочувствует или смеется над ними.

Сообщение учащегося о жанре басня.

- Басня – один из древнейших жанров словесного искусства. Басня живет тысячелетия. Еще в VI веке до нашей эры в Древней Греции легендарный Эзоп прославился своими мудрыми баснями. Даже правители Греции прислушивались к его советам, выраженным в иносказательной форме.

Из Греции басенный жанр распространился на Восток – в Индию, в Сирию и Арабские страны. А затем – на Запад – в Римскую Империю, где творил гениальный Федр, в Византию, позже во Францию, на родину великого баснописца Ж.Лафонтена. С помощью басен человек искал ответ на вопрос, как вести себя в этом огромном сложном мире.

В басне, как правило, персонажами являются животные, иногда неодушевленные предметы (топор, бочка, пирог), изредка – люди (крестьянин, разбойник, поп). Чаще всего в басне действуют животные, так как они наделены определенным, заранее известным читателю характером: муравей – трудолюбивый, заяц – трусливый, ягненок – беззащитный. Повествовательной частью басня сближается со сказками (сказки о животных), моралистической частью – с пословицами.

Басни отличаются от сказок о животных тем, что персонажи-животные в них менее индивидуализированы. Они, как правило, не имеют собственных имен и за их обобщенными образами скрываются люди, с их чисто человеческими характерами и недостатками.

Работа по стратегии «Ключевые слова»

Задание: составьте небольшой рассказ на тему «Стрекоза и муравей», используя ключевые слова: работать, петь, плясать, лето, зима. Постарайтесь, чтобы в вашем рассказе была аллегория, мораль.

Работа в парах: прочтите друг другу свои рассказы, подойдите к этому критично и выберите лучший.

Работа в группе: прочтите выбранные рассказы и выберите лучший. Прочтите эти рассказы всему классу.

III . Осмысление изученного материала.

1. Словарная работа (слова и словосочетания, которые встретятся в басне)

Нужда – бедность

Удручена – огорчена, подавлена

Вешние дни – весенние дни

Мурава – молодая трава

2.Прослушивание басни на грамзаписи.

3.Составление диаграммы Венна: Сравните свой рассказ и басню Крылова. Что общего и разного? (индивидуально)

4. Игра «На месте другого». Два ученика выступают в роли Стрекозы и Муравья, остальные должны задать им вопросы.

5. Анализ басни:

Какими словами Крылов показывает, что жизнь Стрекозы – это лето, вечный праздник?

Почему просьба Стрекозы кажется «странной» для Муравья?

Кто в нашей жизни Муравей, а кто Стрекоза?

Докажите, что это басня, пользуясь конспектом.

Найдите в басне аллегорию, иносказание, мораль.

IV . Рефлексия

1. Круглый стол Раунд Робен. Учащиеся на карточках голосования письменно высказывают свою точку зрения к утверждению: «Муравей поступил правильно, что не помог Стрекозе» и голосуют «ДА» или «НЕТ» (конверты для голосования).

2. Письмо герою. Напишите письмо Стрекозы Муравью, которое начните словами: «Здравствуй, кум, вот уже прошло ползимы…»

V .Домашнее задание: выучите басню наизусть.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Аллегория – это древнегреческое слово, и в переводе оно означает «иносказание ».

Считается, что самым первым, кто стал активно использовать этот прием в своих произведениях, был баснописец Эзоп.

Дело в том, что Эзоп был рабом. Он хотел высмеивать поведение и привычки своих хозяев, но делать это в открытую означало неминуемую смерть. Вот и придумал он собственный язык, который сплошь состоял из намеков, иносказаний и тайных символов .

Аллегория - это маскировка истинного смысла

Чуть ниже будет приведено определение этого термина, но сначала хочу продолжить тему его появления. Чуть ниже вы можете увидеть изображения автора этого способа художественной речи (тропа) — Эзопа.

Чаще всего он изображал людей в виде животных, наделяя их соответствующими повадками и чертами характера. И всем, включая господ, очень нравились произведения Эзопа.

Они с удовольствием читали их, даже не подозревая, что смеются в этот момент над собой – своими пороками и недостатками. Позже даже появился такой термин, как «Эзопов язык ».

Теперь обещанное определение аллегории:

Очень часто в литературных произведениях и в обычной жизни мы встречаем такие вот соответствия:

Пример аллегории в современной литературе

Перед тобой сейчас отрывок одного из самых известных стихотворений Бориса Пастернака «Зимняя ночь» . Прочти и ответь на простой вопрос – о чем оно?

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Если понимать все дословно, то вроде бы картина ясна. Перед мысленным взором рисуется суровая русская зима, где-то стоит одинокий дом. Происходит все в какой-нибудь деревне, так как электричества нет, и дом освещается свечками. Ну а внутри находятся двое влюбленных, которые периодически занимаются сексом. Похоже, правда? Вот только ни капельки не верно.

Чтобы понять смысл «Зимней ночи», нужно представлять, кто такой Пастернак. Это бунтарь, правдолюб. Автор, который долгое время был запрещен в СССР. И было бы странно предположить, что он вдруг написал такую банальную любовную лирику. А он ее и не писал! В этом стихотворении скрыт куда более глубокий смысл:


Видите, через вроде бы банальную картину зимы Пастернак описал одни из главных законов мироздания. А лучше сказать – замаскировал одно в другом. Это и есть АЛЛЕГОРИЯ.

Аллегории в баснях Крылова

Массу аллегорий использует в своих баснях и Иван Крылов. В каждом его произведении главные герои – животные. Но в них мы можем легко узнать людские манеры поведения или поступки, часто не самые правильные и образцовые.

Крылов очень явно высмеивает людские пороки или, наоборот, хвалит достоинства. В каждом животном зашифрован какой-то характер :

Но Крылов прячет под аллегории не только характеры , но даже целые устои жизни, отношения между разными слоями общества и исторические моменты. Яркий пример – басня «Волк и Ягненок».

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим.

По сюжету Волк укоряет и всячески принижает Ягненка, который посмел пить воду из того же ручья, что и он. Но ведь не об этой паре животных. За образами Волка и Ягненка Крылов спрятал власть имущих и простой народ.

А есть у баснописца и другое произведение – «Волк на псарне».

Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор -
Почуя серого так близко забияку.

В этой басне Крылов умело замаскировал события 1812 года . Тогда Наполеон (Волк), поняв, что Россию (Псарня) ему не одолеть, пытался провести мирные переговоры.

Но в итоге наши полководцы во главе с Кутузовым не купились на это и гнали французскую армию до самого Парижа. А басня как раз заканчивается тем, что опытный ловчий (Кутузов) не пошел на переговоры с волком (Наполеон) и спустил на него всех собак.

Другие примеры аллегорий в литературе

Конечно, не только у Крылова, и не только в баснях мы встречаем аллегории. Например, многие сказки Салтыкова-Щедрина полны иносказаний. Самый яркий пример – «Премудрый пескарь».

Ведь под маской маленькой рыбки, которая решила отгородиться от всего на свете, ни во что не влезать, никому не помогать и жить только для себя, можно рассмотреть пассивных людей. Они ни к чему не стремятся, не пытаются пробиться на самый верх, не борются за улучшение собственной жизни. И автор делает вполне справедливый вывод, что от таких существ (будь то рыба или человек) никакой пользы нет.

От них никому ни холодно, ни тепло, ни бесчестия, ни чести. Они лишь даром занимают место да едят корм.

Еще один пример – «Песня о Буревестнике» Максима Горького . Ведь это не о птице, хотя она и является главным персонажем.

Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах... Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем! … Буря! Скоро грянет буря!

Пингвины в данном случае — серая масса. Люди, которые трепещут перед властью и боятся ей противостоять. А Буревестник – это смельчаки, которые готовы бросить вызов и смести старые порядки.

Такое же недовольство вековыми устоями можно найти и в творчестве Александра Блока .

Вагоны шли привычной линией,
Вздрагивали и скрипели;
Молчали жёлтые и синие,
В зелёных плакали и пели.

Хотя тут надо пояснить, что именно имеет в виду автор. В дореволюционной России состав поезда состоял из разноцветных вагонов. В первом и втором классе (желтых и синих) ездили богатеи, а простой народ ютился в менее комфортных вагонах третьего класса (зеленых).

Но в данном случае Блок, конечно, не имеет в виду какой-то конкретный поезд.

Через аллегорию он описывает общий уклад жизни в стране – богатые наслаждаются и не хотят замечать ничего вокруг, а бедным ничего не остается как молчать и терпеть.

В качестве аллегорий некоторые авторы используют фамилии персонажей . Например, у Гоголя есть Собакевич и Тяпкин-Ляпкин. У Фонвизина – Правдин и Простаков. У Грибоедова – Молчалин и Скалозуб. И как только мы видим, то тут же понимаем, какой характер у того или иного героя, и как к нему относится сам автор.

Чем аллегория отличается от метафоры

Внимательный читатель может задать вопрос – в чем же отличие аллегории от метафоры ? Ведь оба эти понятия подразумевают иносказание.

Суть действительно одинаковая – через яркие образы усилить значение написанного. Вот только масштабы тут разные. , как правило, всего одно слово, которое очень метко подмечает характер или свойства.

Например, золотые руки, гробовая тишина, бегущее время. А вот аллегория может принимать форму целого произведения . Она богаче и глубже по смыслу. И порой даже настолько сложна, что не каждый читатель сможет разгадать в чем ее смысл.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Что такое басня Тропы - это секретное оружие русского языка Сравнение - это прием украшающий образ (примеры из литературы) Литота - это преуменьшение и смягчение для создания образа Афоризмы - это сокровищница человеческой мудрости Предложение - это мысль, доведенная до логического завершения Что такое мораль - функции, нормы и принципы морали Что такое сатира вообще и в литературе в частности
Как анализировать рынок Форекс с помощью индикаторов Лицемер - кто это такой и что такое лицемерие
Стратегии, тренды и технический анализ на рынке Форекс, а так же принципы торговли на Forex

Сценарий урока чтения в 4 классе.

Тема урока: Басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».

Цели урока:

Обучающая: познакомить с новой басней русского баснописца; закрепить

литературоведческие понятия «басня», «баснописец», «олицетворение»; дать

понятие «ирония», «аллегория» учить работать с текстом басни: правильно

называть, выделять части текста и объяснять мораль басни; учить отличать басню

от других произведений.

Развивающая: р азвивать речь, мышление, фантазию, наблюдательность; развивать умение сравнивать, обобщать; умение выразительно читать тексты басен, развивать познавательный интерес к предмету.

Воспитывающая: воспитывать любовь к русскому литературному языку.

Оборудование: Мультимедийный проектор; компьютер, подключенный к сети интернет; призентация к уроку.

Ход урока.

I. Организация класса. 1 СЛАЙД

II. Актуализация опорных знаний и умений обучающихся. 2-10 СЛАЙД

Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, давайте прослушаем запись произведения (прослушивание аудиозаписи басни И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»)

Что вы помните о И.А.Крылове? 3, 4 ,5 СЛАЙД – биография автора

Произведение какого жанра вы прослушали? (басня)

Что такое басня? Прочтите. 6 СЛАЙД

Из каких частей состоит басня? 6 СЛАЙД

Чем басня отличается от других произведений?(в них есть МОРАЛЬ)

Что такое мораль? Давайте прочитаем. 6 СЛАЙД

Кто являются героями басен? 7 СЛАЙД

Что в них высмеивается? 7 СЛАЙД

Какие басни И.А.Крылова вы помните? 8,9,10 СЛАЙД

Прочитайте морали к данным басням. Объясните их.

Проведение физ. паузы.

Цель: предупреждение утомления и повышение работоспособности учеников.

Прежде чем преступить к изучению нового произведения, давайте отдохнем.

Все встали. Поиграем в игру «Изобрази животного».

Я называю животного, птицу, насекомого, а вы его показываете жестами, на месте. (осёл, лиса, заяц, волк, стрекоза, муравей и т.д.)

III. Постановка учебной задачи.

Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением русского баснописца И.А.Крылова, а так же с новыми литературоведческими понятиями, научимся правильно называть, выделять части текста и объяснять мораль басни.

IV. Знакомство с новым материалом.

  1. Знакомство с темой урока.

Как вы думаете, кто будет главными героями этой басни?

Есть ли у вас предположения, кого будет высмеивать автор в этой басне?

Почему так думаете?

2. Первичное восприятие текста

Давайте посмотрим мультфильм по басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» (через интернет)

Назовите героев басен.

Оправдались ли наши предположения?

Как изображена в басне стрекоза?

А можно ли высмеивать такие качества в людях? Почему?

Как он относится к своему герою? (С уважением, показывает его трудолюбие и старательность.)

  1. Вторичное восприятие текста

Откройте учебники на стр. 33, прочитаем басню.

А) Словарная работа. 12 СЛАЙД

а) в басне нам встретилось выражение «Лето красное».

Как вы понимаете его смысл?

б) «Зима катит в глаза» - как сказать по другому?

г) «Помертвело чисто поле»

Объясните, как вы это понимаете.

А почему оно стало пустым?

д) «Нет уж дней тех светлых боле».

«Боле» - значит больше.

Ребята, а что это за светлые дни? (Тёплые, солнечные).

е) «Нужда» - забота, тягость.

ё) «И кому же в ум пойдёт», т. е. кто же додумается, придумает.

ж) «Удручена» - разочарована, опечалена, растеряна.

з) «Вешние дни» - тёплые, весенние дни.

и) «В мягких «муравах» - в мягкой траве.

Проведение гимнастики для глаз по методу Жданова.

А сейчас давайте дадим отдохнуть нашим глазкам.

Прикрыли ладонями глаза так, чтобы пальцы были наложены друг на друга, а нос оказался между ладонями. Досчитали до 10.

Открыли глаза, часто поморгали.

Посмотрели на право, налево, часто поморгали.

Посмотрели вниз, вверх, часто поморгали.

Посмотрели по диагонали, часто поморгали.

Закрыли глаза ладонями, досчитали до 10.

Б) Работа с текстом.

Давайте прочтем басню еще раз, расставляя логические паузы.

Ребята, как вы уже заметили, И.А. Крылов о стрекозе говорит с усмешкой, с легким юмором, а по–другому говорят с иронией .

В басне всегда прослеживается ИРОНИЯ. 13 СЛАЙД

Давайте прочтем, что такое ирония - тонкая, скрытая насмешка.

Где в басне ИРОНИЯ? Давайте прочтем.

А так же в баснях используется АЛЛЕГОРИЯ 13 СЛАЙД – слово греч., в переводе оно означает «иносказание». Так в баснях хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность - в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – в образе Муравья.

Найдите где в басни АЛЛЕГОРИЯ, т.е. как автор иносказательно показывает легкомыслие и беззаботность Стрекозы.

Есть ли в этой басни МОРАЛЬ?

Прочтите МОРАЛЬ басни. Объясните ее. 14 СЛАЙД

Почему в басне именно муравей показан трудолюбивым?

Сколько героев в этой басне? Назовите их. (стрекоза, муравей, автор)

Давайте прочитаем басню по ролям.

V. Подведение итогов.

С каким произведением мы познакомились?

Какого оно жанра?

Что такое басня?

Кто главные герои этой басни?

Что высмеивается в баснях?

Чему учат басни?

С какими новыми литературными понятиями познакомились?

Что такое мораль, аллегория, ирония?

К какому герою басни можно отнести пословицу? 15 СЛАЙД

VI. Домашнее задание.

Выучить басню И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» наизусть, выполнить задание в рабочей тетради на стр. 22.

Все молодцы, спасибо за работу. 16 СЛАЙД

Список литературы:

  1. Deti-Online.com – Басни Крылова «Лебедь, щука и рак». Читает Валентин Гафт. Mp3
  2. Биография Крылова – интернет -ресурсы
  1. Интернет –ресурсы. Мультфильм по басне И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» mult pro.net basni krylova strekoza muravej .html
  2. Литературное чтение. 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / авт.-сост.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова.- 2-е изд. дораб. - М: Вентана – Граф,2012.
  3. Литературное чтение в 4 классе: Методическое пособие.- 2-е изд. испр.- М.: Вентана – Граф, 2012.
  4. Гимнастика для глаз по методу Жданова – интернет – ресурсы youtube.com watch?v=FuYkFCQxBf4 .
  5. Интернет-ресурсы. Картинки для призентации Deti-Online.com, › , › Словарная работа
    «Лето красное»
    «Зима катит в глаза»
    «Помертвело чисто поле»
    «Нет уж дней тех светлых боле»
    «Нужда»
    «И кому же в ум пойдет»
    «Удручена»
    «Вешние дни»
    «В мягких
    муравах
    »

    Прослушайте произведение.

    Что такое басня?

    Басня - краткий рассказ нравоучительного характера.

    Басня состоит из двух частей:

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
    МОРАЛЬ – основная мысль басни, нравоучение
    Иван

    Андреевич

    Крылов
    Спасибо за работу!
    Урок окончен!
    Здравствуйте, ребята! Настройтесь на предстоящую интересную и плодотворную работу!

    К какому герою можно отнести пословицу?
    Делу время, а потехе час.
    Биография баснописца.

    Именно басня стала тем жанром, в котором талант Крылова выразился необычайно широко. Девять книг, включающих более 200 басен, составляют басенное наследство Крылова.
    В 1812 Крылов становится библиотекарем только что открывшейся Публичной библиотеки, где прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841. Он не только оказался хорошим собирателем книг, число которых при нем сильно возросло, но много работал по составлению библиографических указателей и
    славянорусского
    словаря.
    9 ноября (21 н.с.) 1844 в возрасте 75 лет Крылов скончался.
    Похоронен в Петербурге.
    Биография

    И.А.Крылова.
    Русский писатель, баснописец, академик Петербургской Академии Наук. В 1809г.-в 43 года создал более 200 басен.
    Родился 2 февраля (14 февраля н.с.) в Москве в семье бедного армейского капитана, получившего офицерский чин только после тринадцатилетней солдатской службы. Образование будущий баснописец получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, он стал одним из самых просвещенных людей своего времени.
    Он был разносторонне одаренным человеком: драматургом, издателем, музыкантом (играл на скрипке), художником. В 1809 году издается первая книга басен И.А. Крылова.. После чего он становится великим русским БАСНОПИСЦЕМ.
    «Ты всё пела? Это дело:
    Так поди же попляши!»
    Мораль той
    басни такова…….

    Иван
    Андреевич Крылов

    Басня
    МОРАЛЬ -главная мысль басни, нравоучение.
    ИРОНИЯ – тонкая скрытая насмешка.
    АЛЛЕГОРИЯ - в переводе с греч. - «иносказание»


    Здравствуйте! На днях редакции «Я и Мир» попалось на глаза удивительное сочинение о всем известной басне И. А. Крылова “Стрекоза и муравей”. Крылов более всего известен, как русский публицист, поэт, баснописец и издатель сатирико-просветительских журналов.

    Басня «Стрекоза и муравей» имеет следующую мораль: всегда наступает тот самый момент, когда за свое безделье придется расплачиваться. Поэтому нужно уметь не только развлекаться, но и трудиться.

    Обычно человек, который прочитал это произведение всегда был согласен с этим мнением. В школе, наши учителя учили нас именно этому — учитесь, трудитесь, а развлекаться будете после.

    Однако, ребенок, написавший это сочинение, увидел в басне совершенно другую мораль и выразил ее в своей школьной работе.

    А вот и сама басня, если вдруг уже забыли текст:

    Басня «Стрекоза и муравей»

    Попрыгунья Стрекоза
    Лето красное пропела,
    Оглянуться не успела,
    Как зима катит в глаза.
    Помертвело чисто поле,
    Нет уж дней тех светлых боле,
    Как под каждым ей листком
    Был готов и стол и дом.

    Все прошло: с зимой холодной
    Нужда, голод настает,
    Стрекоза уж не поет,
    И кому же в ум пойдет
    На желудок петь голодный!
    Злой тоской удручена,
    К Муравью ползет она:
    Не оставь меня, кум милый!
    Дай ты мне собраться с силой
    И до вешних только дней
    Прокорми и обогрей!

    Кумушка, мне странно это:
    Да работала ль ты в лето?
    Говорит ей Муравей.

    До того ль, голубчик, было?
    В мягких муравах у нас —
    Песни, резвость всякий час,
    Так, что голову вскружило.

    А, так ты…

    Я без души лето целое все пела.

    Ты все пела? Это дело:
    Так поди же, попляши!

    То самое сочинение школьника:

    Родители этого молодого человека выложили фотографию сочинения в интернете. Они даже не подозревали какой интерес будет вокруг этого школьного творения.

    Не привычное для всех, мнение этого ребенка нельзя назвать не правильным. И оно имеет право на существование.

    Людям просто необходимо видеть то прекрасное, что нас окружает, а не только трудиться не покладая сил.

    А стрекозы наверное для этого и существуют, чтобы добавлять яркие краски в будни нашей жизни.

    Не возможно остаться равнодушным к выводу этого вольнодумающего ученика!

    Он отобразил совсем другую сторону морали этой знаменитой басни.

    Удивляйтесь вместе с !



Copyright © 2024 Образовательный портал.