Презентация на тему: Дислексия. Презентация по коррекции чтения "семантическая дислексия" Семантическая дислексия презентация

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Коррекция специфических нарушений чтения у учащихся с семантической дислексией

2 слайд

Описание слайда:

Объектом исследования является проблема проведения коррекционной работы в современных условиях. Цель исследования состоит в том, чтобы понять причины, лежащие в основе нарушений чтения, разработать эффективную методику предупреждения и коррекции семантических нарушений у учащихся. Задачи исследования: Проанализировать теоретический и практический материал по проблеме формирования навыка чтения у младших щкольников. Обследовать навык чтения учащихся с целью выявления у них дислексии. Рассмотреть различные подходы к коррекции специфических нарушений чтения, связанных с нарушением понимания текста. Разработать и использовать систему разнообразных заданий с целью формирования технических навыков чтения и процесса понимания смысла читаемого. Гипотеза исследования: систематическая, комплексная и поэтапная коррекция семантической дислексии будет способствовать орфографической зоркости учащихся, предупреждению возникновения семантической дисграфии. Методы исследования: анализ литературы по теме исследования; изучение работы логопедов-практиков. Практическая значимость исследования заключается в разработке и систематизации приемов коррекции семантической дислексии.

3 слайд

Описание слайда:

Исследование проводилось с 2006 г. по 2009 г. Было изучено 12 учащихся первого класса МОСШ №3. Эта группа наблюдалась в течении 3 лет. Средний возраст 7, 8, 9 лет. Для учащихся 1 класса предлагались следующие виды заданий из «Альбома обследования чтения». (Приложение №1): Нахождение, узнавание и называние букв. Чтение слогов. Чтение слов. Чтение предложений. Чтение текста.

4 слайд

Описание слайда:

Альбом обследования (Н. М. Трубникова) Обследование усвоения букв Назвать указанную букву. П а в о т н и м с в ч ы у к е ш л щ д б Найти буквы, обозначающие звуки (близкие по способу и месту образования и акустическим признакам). П б с з ш ж р л с ц к г в ф ч щ д т Назвать буквы, написанные разными щрифтами. А, а А, а Б, б Б, б В, в В, в Назвать правильно написанную букву рядом с зеркальным её изображением. Р - , З - , С - , Г - , Ь - . Назвать букву, перечёркнутую дополнительными штрихами. В И Р Е А О З У П Ы Л Ю Ь М Н С Щ Найти среди сходных по начертанию букв нужную ЛА ЛМ АД ЛД ГБ ВР ВЗ ВЫ ГТ ГЕ КЖ ГП ПН ПШ ШЦ СО КХ НИ ОР ЙИ

5 слайд

Описание слайда:

Обследование чтения слогов. Прочитать прямые слоги. Са, шу, ха, ну, со, ры, да, ми, ты, зу, пи, хо. Прочитать обратные слоги. Ум, ах, ас, ор, ын, ус, ат, ом, ек, ют, ис. Прочитать слоги со стечением согласных. Ста, кро, тру, гло, цви, вло, клу, пре. Прочитать слоги с твердыми и мягкими согласными. Та – тя, ка – кя, зу – зю, ло – лё, са – ся, ду – дю.

6 слайд

Описание слайда:

Обследование чтения слов. Прочитать слова различной звукослоговой структуры (знакомые и малоупотребительные в речи). Рак, осы, яма, сажа, луна, очки, отряд, шалаш, санки, дятел, рюкзак, снежок, ножницы, полотенце, спички. Прочитать слова и ответить на вопросы: «Где ты видел этот предмет? Что им делают?» Бровь, журавль, строчка, кастрюля, мотоциклист, здравница, белка, балка, баран, банки. При обследовании понимания слов предлагаются такие задания: А) Прочитать слово, найти его изображение по картинке и положить соответствующую надпись. Картинки с изображениями животных и предметов; карточки с надписями к этим предметам. Тетрадь, туфли, кукла, портфель, пальто. Б) Прочитать слово, напечатанное на карточке, и по памяти найти соответствующую картинку. Ручка, цветок, кубик, галоши,валенки.

7 слайд

Описание слайда:

В) Прочитать слова, сходные по буквенному составу, а после прочтения найти картинки, соответствующие словам-паронимам. Жук – сук Стул – стол Шкаф – шарф Уточка – удочка Киска - миска Г) Прочитать слова с пропущенными буквами. Руч…а …апочки К…ыш…а Конве… … М…л…ко Ко…к… Бу…аш…а

8 слайд

Описание слайда:

Обследование чтения предложений. Задания: А) Прочитать предложение и выполнить соответствующее действие. Покажи глаз. Подойди к стене. Возьми ручку. Встань со стула. Подними руку. Б) Прочитать предложение, найти соответствующую картинку (предлагаются фразы различной синтаксической конструкции). После этого ответить на вопросы. Сюжетные картинки и предложения: Лампа стоит на круглом столе. Мальчик поднял гирю. Иван Иванович старше Николая. Дядя Витя отдыхает после работы в кресле. Плотник строгает доску на деревообрабатывающем станке.

9 слайд

Описание слайда:

Обследование чтения текста. Проводится на основе пересказа и ответов на вопросы о прочитанном. Подарок. На день рождения мамы львёнок Лёва нёс в подарок воздушный шарик. Увидев красивую бабочку, которая села на цветок прямо перед ним, львёнок от неожиданности выпустил ниточку из лап. Шарик взлетел вверх и зацепился за пальму. - Как же я достану подарок для моей любимой мамочки?! – огорчился львёнок Лёва. Не переживай, малыш! Я тебе помогу, услышал львёнок голос жирафа, который важно прогуливался рядом. И через несколько минут львёнок отправился дальше, крепко прижимая к себе воздушный шарик. Ответь на вопросы: - Как звали львёнка? - Куда шёл львёнок? - Что нёс львёнок в подарок маме? - Что случилось с воздушным шариком? - Кто помог малышу? - Почему жирафу удалось снять шарик с пальмы?

10 слайд

Описание слайда:

Виды дислексических ошибок 1 класс виды ошибок 33% 50% 50% 42% 33% 50% 25% 50% 50% Узнавание, нахождение, называние букв Чтение прямых, обратных слогов Чтение слогов со стечением согласных Слоги с твёрдыми-мягкими согласными Чтение слов Лексическое значение слов Понимание слов] Чтение предложений Чтение текста Параметры исследования Ошибки 1класс Кол-во 12уч % Узнавание, называние, нахождение букв 4 33% Чтение прямых, обратных слогов 6 50% Чтение слогов со стечением согласных 6 50% Слоги с твёрдыми-мягкими согласными 5 42% Чтение слов 4 33% Лексическое значение слов 6 50% Понимание слов 3 25% Чтение предложений 6 50% Чтение текста 6 50%

11 слайд

Описание слайда:

Виды дислексических ошибок 2 класс виды ошибок 25% 33% 33% 33% 25% 42% 17% 33% 33% Узнавание, нахождение, называние букв Чтение прямых, обратных слогов Чтение слогов со стечением согласных Слоги с твёрдыми-мягкими согласными Чтение слов Лексическое значение слов Понимание слов] Чтение предложений Чтение текста Параметры исследования Ошибки 2 класс Кол-во 12уч % Узнавание, называние, нахождение букв 3 25% Чтение прямых, обратных слогов 4 33% Чтение слогов со стечением согласных 4 33% Слоги с твёрдыми-мягкими согласными 4 33% Чтение слов 3 25% Лексическое значение слов 5 42% Понимание слов 2 17% Чтение предложений 4 33% Чтение текста 4 33%

12 слайд

Описание слайда:

Виды дислексических ошибок 3 класс виды ошибок 8% 17% 17% 17% 17% 25% 8% 33% 33% Узнавание, нахождение, называние букв Чтение прямых, обратных слогов Чтение слогов со стечением согласных Слоги с твёрдыми-мягкими согласными Чтение слов Лексическое значение слов Понимание слов] Чтение предложений Чтение текста Параметры исследования Ошибки3класс Кол-во 12уч % Узнавание, называние, нахождение букв 1 8% Чтение прямых, обратных слогов 2 17% Чтение слогов со стечением согласных 2 17% Слоги с твёрдыми-мягкими согласными 2 17% Чтение слов 2 17% Лексическое значение слов 3 25% Понимание слов 1 8% Чтение предложений 3 25% Чтение текста 3 25%

13 слайд

Описание слайда:

Исследование состояния чтения на материале текстов. Диаграмма состояния чтения 0% 8% 17% 50% 25% 8% 17% 33% 40% 0% 8% 17% 33% 40% 50% 60% Высокий уровень уровень выше среднего средний уровень уровень ниже среднего низкий уровень до коррекционной работы после коррекционной работы Параметры исследования среднее количество ошибок до коррекционнойработы среднее количество ошибок после коррекционной работы кол-во ошибок % кол-во ошибок % Высокий уровень (чтение без ошибок) 0 0% 1 8% уровень выше среднего (2-3 ошибки дети самостоятельно замечают и исправляют) 1 8% 2 17% средний уровень(3-4 ошибки дети самостоятельно замечают и исправляют) 2 17% 4 33% уровень ниже среднего (4-6 ошибки, значительное количество исправлений) 6 50% 5 40% низкий уровень (более 6 ошибок, многочисленные исправления) 3 25% 0 0%

14 слайд

Описание слайда:

Психолого-педагогические аспекты акта чтения. Чтение - сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный речедвигательный, речеслуховой анализаторы. В основе этого процесса, как пишет Б.Г. Ананьев, лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем». В процессе чтения можно условно выделить две стороны: техническую (соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением) и смысловую, которая является основной целью процесса чтения. Понимание «осуществляется на основе звуковой формы слова, с которым связано его значение» (Д.Б. Эльконин). Т.Г.Егоров выделяет следующие четыре ступени формирования навыка чтения: овладение звуко - буквенными обозначениями; послоговое чтение; становление синтетических приемов чтения; синтетическое чтение

15 слайд

Описание слайда:

Современное состояние вопроса о нарушениях чтения. Дислексия - это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением. При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок. - Замены и смешения звуков при чтении: замены и смешения фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат), графически сходных букв. - Побуквенное чтение - нарушение слияния звуков в слоги и слова. Искажение звуко-слоговой структуры слова: пропуски согласных при стечении, пропуски согласных и гласных при отсутствии стечения, добавления звуков, перестановки звуков, пропуски, перестановки слогов. Нарушения понимания прочитанного проявляются на уровне отдельного слова, а также предложения и текста. Эта группа нарушений чтения выделяется в тех случаях, когда не наблюдается расстройства технической стороны процесса чтения. - Аграмматизмы при чтении. Отмечаются нарушения в падежных окончаниях, в согласованиях существительного и прилагательного, изменениях окончаний глаголов.

16 слайд

Описание слайда:

Исследования Р.И. Лалаевой позволили определить следующие виды дислексии: оптическая мнестическая фонематическая семантическая аграмматическая тактильная. Семантические дислексии Семантические дислексии проявляются в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений текста. Анализ результатов исследования детей с семантическими дислексиями позволяет выделить три фактора, обусловливающих семантические нарушения чтения: 1) трудности звуко-слогового синтеза; 2) нечеткость, недифференцированность представления о синтаксических связях внутри предложения; 3) бедность словаря.

17 слайд

Описание слайда:

Методика организации и проведения коррекционной работы по упрочению звуко-буквенных связей; автоматизации слогослияния; формированию понимания текста. Логопедическая работа по коррекции семантической дислексии проводится в трех направлениях: развитие слогового синтеза; развитие грамматического строя речи, уточнение синтаксических связей между словами в предложении; расширение и уточнение лексики.

18 слайд

Описание слайда:

1. Обследование чтения Методика Н. М. Трубниковой. «Альбом обследования чтения». 2. Коррекционная работа Развитие слогового синтеза. Назвать слово, произнесенное по отдельным звукам (д, о, м; к, а, ш, а). Назвать слитно слово, произнесенное по слогам (ку – ры, ба – буш – ка). Составить слово из слогов, данных в беспорядке. Назвать слитно предложение, произнесенное по слогам (Де – ти иг – ра – ют во дво – ре).

19 слайд

Описание слайда:

ЛО КО МО БА БА РА НЫ ЛО МЫ ШИ КА ДА КИ РАН КА БА СО ПУ ЦА НИ ТА Приложение № 6 «Путаница»

20 слайд

Описание слайда:

21 слайд

Описание слайда:

Приложение №7 «Тренажёр согласных» 1 2 3 4 5 6 7 1) в д з р ш л п 2) р в п т с т к 3) т х р м п т ж 4) г р в м к з р 5) б з с к т ф ш 6) т ж л м н с ч 7) р м ф х в д г 8) ц к т р с ч ш 9) в д к в ф д р 10)г з с р п з б 11)м н б д ф м ш

22 слайд

Описание слайда:

Формирование навыка буквосложения, слогообразования, словосоставления В Г Д З …У …У …У …У У В Г Д Ж …А …А …А …А А Приложение № 8

23 слайд

Описание слайда:

24 слайд

Описание слайда:

«Составь слова из слогов» ПО + ЛО + СА = КА + ЛИ + НА = ЗА + НО + ЗА = ШИ + РИ + НА = СО + БА + КА = БЕ + СЕ + ДА = ГО + ЛО + ВА = БО + РО + ДА = ТИ + ШИ + НА = РЕ + ЗИ + НА = ДО + РО + ГА =

25 слайд

Описание слайда:

Развитие грамматического строя речи Логопедическую работу по коррекции грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений веду в следующих направлениях: работа над морфологической системой языка (словоизменением и словообразованием); формирование структуры предложений. Последовательность работы: 1) дифференциация речевых единиц (форм слов, структуры предложений) в импрессивной речи; 2) автоматизация грамматических форм в экспрессивной речи; 3) закрепление правильных грамматических форм в письменной речи.

26 слайд

Описание слайда:

Развитие словоизменения существительных провожу в следующем порядке: дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа; закрепление беспредложных конструкций единственного числа в такой последовательности: винительный падеж (нулевое окончание, окончания У, А-Я), родительный падеж, дательный падеж, творительный падеж; предложно-падежные конструкции единственного числа; формы существительных множественного числа, сначала беспредложные, затем с предлогами.

27 слайд

Описание слайда:

При этом необходимо учитывать, что с предлогами употребляются следующие падежные формы: родительный падеж с предлогом У, обозначающий местонахождение, а также с предлогами С, ИЗ, ДО, со значением направления действия (лежит у забора, берет с парты); дательный падеж с предлогом ПО (значение местонахождения), с предлогом К (значение направления действия). Плывет по реке; винительный падеж с предлогами В, НА, ЗА, ПОД (значение направления действия). Ставит на стол; творительный падеж с предлогами ЗА, НАД, ПОД, ПЕРЕД (значение местонахождения), обозначающими часть пространства, в пределах которого совершается действие, а также с предлогом С (значение совместности). Лежит за книгой. С блюдцем; предложный падеж с предлогами В, НА, обозначающими местонахождение предмета (лежит на столе).

28 слайд

Описание слайда:

Приложение № 9 «Весёлые предлоги» Задание: Составь предложения, используй разные предлоги.

29 слайд

Описание слайда:

Словоизменение глаголов закрепляется по следующему плану: согласование глаголов настоящего времени и существительных в числе; согласование глагола прошедшего времени и существительных в роде и числе; дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов. Виды заданий: 1. Составление предложений по опорным словам, данным вразброс. 2. Вставка в предложения пропущенных слов. 3. Определение правильности предложений. Детям даются предложения с правильными и неправильными формами слов.

30 слайд

Описание слайда:

Приложение №10 Прочти, спроси, ответь. 1. Мячик, Катя, в, комнате, катала. Кто? Что делала? Где? Под, закатился, кровать, он. Что произошло с …? Из-под, взяла, мячик, и, Катя, палку, достала, кровати. Кто? Что сделала? Что…? Откуда? 2. Коля, сидели, и Катя, балконе, на. Кто? Где? Со, Костик, змеем, ним, к, пришёл. К кому? Кто? Нитки, к, привязали, змею, и, Коля, Костик. Кто? Что? Катя, мальчикам, помогала. Кто? Кому? С, Костя, запустил, балкона, змея. Кто? Откуда?

31 слайд

Описание слайда:

Приложение №10 Вставь слово в предложение. 1. Кира купила красивый________ . Это была_______ фиалка. Она поставила горшок с фиалкой на _________. Каждый день Кира ________ фиалку. Скоро из-за листиков фиалки появились новые ___________ . 2. Маленькая Клава качает коляску со своей __________ . Вдруг замяукала _____________ . - Тише, ________ , мою дочку разбудишь, - сказала _______ . 3. Воспитательница пошла с группой на ____________ . Гуляли они на игровой ___________ , огороженной _________ . Ребята прыгали, _________ , _________, в разные игры.

32 слайд

Описание слайда:

Приложение №10 Скажи правильно. 1. Мама купила Юле голубую юбку. Мама купила Юле голубая юбка. 2. Коля строит дом из кубиков. Коля строит дом из кубики. 3. Мама и папа пошли в магазин за продуктами. Мама и папа пошли в магазин за продуктов. 4. Маленький ёжик ползал под ёлкой. Маленькая ёжик ползал под ёлкой. 5. Тамара подарила Свете куклу. Тамара подарил Свете куклу. 6. Мальчик поймал на огороде беленькую бабочку и принёс её отцу. Мальчик поймали на огороде беленькую бабочки и принёс её отцу.

33 слайд

Описание слайда:

Методы работы над пониманием прочитанных слов, предложений и текста. Использую следующие задания: Прочитать слово и показать соответствующую картинку. Прочитать слово и выполнить соответствующее действие. Прочитать слово и ответить на вопрос Найти в тексте ответ на заданный вопрос. Разложить серию сюжетных картинок в соответствии с прочитанным текстом. Выбрать из текста предложение, соответствующее сюжетной картинке. После прочтения текста поместить сюжетную картинку на свое место в серии сюжетных картинок. После прочтения текста найти лишнюю картинку в серии сюжетных картинок. После прочтения текста найти ошибку в последовательности сюжетных картинок. Найти ошибку в прочитанном тексте на основе правильной последовательности в серии сюжетных картинок.

34 слайд

Описание слайда:

Приложение № 11 «Времена года» Задание: 1. Прослушай рассказ. Назови его. Перескажи рассказ по картинкам, данным справа. Лето. Летом небо ясное, высокое. Солнышко поднимается высоко, светит ярко. Луга покрыты цветным ковром. Деревья одеты зеленой листвой. Цветут розы, гладиолусы, маргаритки. В лесу созрели земляника и черника. 2. Что тебе больше всего нравится летом?

35 слайд

Описание слайда:

«Времена года» Задание: 1. Прослушай рассказ «Зима». Перескажи рассказ по картинкам справа. Зима. Зимой небо низкое, хмурое. Солнце показывается редко. Дует холодный ветер. Идет снег. Тихо в лесу. Сладко спит в берлоге медведь. Белка и зайчик сменили свои шубки. Голодно волку. Он рыщет по лесу в поисках добычи. 2. Что тебе больше всего нравится зимой?

Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Дисграфия и дислексия. Доклад-сообщение содержит 20 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Mypresentation Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.


Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

С помощью магнитно-резонансного анализатора неврологи смогли установить, что основную роль в процессе чтения играют три основных зоны в левом полушарии, которые являются чем-то вроде "инициатора звуков", "анализатора" и "автоматического определителя" и действуют одновременно. С помощью магнитно-резонансного анализатора неврологи смогли установить, что основную роль в процессе чтения играют три основных зоны в левом полушарии, которые являются чем-то вроде "инициатора звуков", "анализатора" и "автоматического определителя" и действуют одновременно. Однако у людей, страдающих дислексией, происходит сбой нервных связей между первым и вторым центрами, возможно, из-за доминирующей роли первичного центра-распознавателя. Поэтому у них возникают затруднения при переходе от звукового состава слова к его смыслу, и каждое слово они читают по слогам, словно видят его впервые. Поскольку распознавание слов осуществляется не автоматически, а механически, темп чтения крайне низкий. Елена Жидкова,(детский невролог) «дислексия возникает из-за "неслаженной работы правого и левого полушарий мозга. Причиной могут быть родовые травмы, нарушения во время беременности, нарушения правильного моторного развития". Передается дислексия по наследству. дислексия - это не проявление тупости или нежелания учиться, а вполне реальное генетическое заболевание, нарушающее правильную работу мозга.

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Симптоматика дисграфии Главным критерием диагностики дисграфии принято считать наличие на письме так называемых "специфических ошибок". пропуски букв, слогов, слов, их перестановки замены и смешения букв, близких по акустико-артикуляторным характеристикам соответствующих звуков смешения букв, сходных по начертанию слияние нескольких слов в одно нарушения грамматического согласования и управления слов впредложении. Иначе говоря, искажения, замены, смешения букв(оптико-артикуляторно-акустический признак), искажениебуквенно-слоговой структуры слов (пропуски, перестановки, добавления,разрывы), нарушения структуры предложений (пропуски, разрывы,перестановки слов. Аграмматизмы на письме

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:
  • Дисграфия и дислексия у учащихся начальных классов
  • Дисграфия
  • Учителя и родители часто навешивают на учеников ярлыки "тупица", "неспособный" и тому подобное. А их прогнозы о будущем таких детей довольно мрачные. Не слушайте их! Возможно, у этого ребенка есть немалые способности и его ждет блестящее будущее.
  • 1 место: Не заметить этого дислектика просто невозможно. Он может сказать «шаготворческие» вместо «миротворческие» и путает слова «тактильное» и «тактическое» и может назвать «барьеры» «терьерами». Это, конечно, Джордж Буш – наш неиссякаемый источник радости. Врачи считают, что вылечить дислексию можно, но в Америке таких деток, также как и левшей, обычно просто оставляют в покое. Кстати, не расстраивайтесь, если вам никак не дается грамотное письмо: ученые говорят, что дислексия – это, как правило, признак гениальности в каких-нибудь других областях.
  • Знаменитые дислектики и дисграфики
  • Леонардо Да Винчи писал и рисовал левой рукой и оставил 7 тысяч страниц дневников, написанных зеркально. Нормально их можно прочитать, если подставить зеркало или перевернуть бумагу на просвет.
  • Король Швеции Карл Густав никогда не пользуется заранее приготовленными речами не потому, что ему лень их готовить, а потому, что он просто не в состоянии их написать.
  • Ханс Кристиан Андерсен. Поначалу редакторы возвращали ему рукописи, даже не дочитав их до конца, и по Копенгагену долго ходили слухи о «потрясающе неграмотном авторе». В одной газете написали: «Человек, который так глумится над своим языком, не может быть писателем». И это почти правда – обычно дислектики выбирают себе профессию, не связанную с чтением и письмом.
  • Ингвар Кампрад: заработано самостоятельно (плохо читает и пишет)Источник богатства: компания «Ikea» Состояние: 31 млрд. долларов Гражданство: Швеция
  • Томас Алва Эдисон (1847 - 1931), изобретатель. Учителя считали его тупым, потому что он плохо говорил, плохо писал и ничего не мог запомнить. Его признали совершенно неспособным к математике. Томаса Эдисона вышвырнули из школы в 12 лет. Если бы после этого он пал духом, то никогда не изобрел бы фонограф, первый звукозаписывающий прибор в мире!
  • Агата Кристи (1890-1976), сочинительница детективов. Знаменитая английская писательница Агата Кристи, «королева детектива», за свою жизнь написала больше 80 книг. Не всем известно, что маленькая Агата никак не могла научиться писать. Она делала столько ошибок и писала так медленно, что родители забрали ее из школы, и девочке пришлось продолжить обучение дома. До конца своей жизни Агата Кристи так и не научилась грамотно писать и делала множество орфографических ошибок.
  • Альберт Эйнштейн (1879 - 1955), физик-теоретик, основатель современной физики, создатель теории относительности, лауреат Нобелевской премии. Эйнштейн всю жизнь плохо писал и с трудом читал. Однако это не помешало ему написать письмо президенту США, в котором он указывал на опасность создания ядерного оружия в фашистской Германии.
  • Линдон Джонсон (1908-1973), 36-й президент США (1963-1969). Джонсон отличался острым умом, обширными знаниями и безграмотным письмом. Легенда повествует о том, как на отчетах, прочитанных им, президент ставил отметку О.К., что должно было означать «Все правильно». На правильном английском слова эти пишутся - «All correct». Однако ошибка эта – «О кей!» - осталась и звучит как первый признак американизма.
  • Петр I совершенно безграмотно писал, и, как ни бились его наставники, они ничего не могли с этим поделать. Петр мог не обратить внимания на отсутствие каких-то букв в написанном слове, и это не считая просто орфографических ошибок. Некоторые дислектики путают буквы – например, могут написать «Под небом лолубым».
  • Многих талантливых людей из-за этой особенности в детстве считали дураками. Изобретатель электрической лампочки Томас Эдисон и знаменитый английский физик Майкл Фарадей были одновременно и дислектиками, и дисграфиками. Эдисон был настолько безграмотен, что в 12 лет его… исключили из школы. Впрочем, даже самого автора теории относительности Альберта Эйнштейна, величайшего физика, перевернувшего представления человечества о строении мироздания, тоже считали в школе непроходимым тупицей. А все потому же - он из рук вон плохо читал и писал…
  • Узнаете эти лица?
  • Черчилль
  • Дисней
  • Дастин Хоффман
  • Знаменитые троечники
  • Исаак Ньютон (1643-1727) - великий физик, открыл закон всемирного тяготения. Учился хуже всех в классе, пока его не побил приятель. После чего Ньютон решил победить его и в знаниях, и в бою и уже через несколько месяцев стал первым в классе.
  • Наполеон Бонапарт (1769-1821) - французский император и великий полководец. Учился плохо по всем предметам, кроме математики.
  • Отто фон Бисмарк (1815-1898) - канцлер Германский империи. Объединил Германию. Скверно учился и еще хуже работал - устраивался на службу только по протекции и либо был отовсюду изгоняем, либо уходил сам, не в силах выполнять рутинную работу.
  • Людвиг ван Бетховен (1770-1827) - великий композитор. Учился плохо, писал с ошибками, делить и умножать так и не научился.
  • Александр Дюма-отец (1802-1870) - великий французский писатель. Деление так и не освоил.
  • Сергей Королев (1906/07-1966) - ученый и конструктор. Под его руководством были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые спутники, космические корабли "Восток" и "Восход". Круглый троечник.
  • Владимир Маяковский (1993-1930) - поэт. Учился настолько плохо, что даже не дочитал "Анну Каренину", чем и хвастался.
  • Дисграфические ошибки и помощь ребенку – дисграфику со стороны учителя. (Памятка для работы всех учителей)
  • Нарушения письменной речи (т.е. письма и чтения), тревожат учителей и родителей, т.к. они напрямую влияют на его учебные успехи. Такие нарушения называются дисграфия (нарушение письма) и дислексия (нарушение чтения).
  • Причина их возникновения – нарушение отдельных компонентов речи или всех ее компонентов (ОНР). При этом интеллект у детей может быть не нарушен.
  • Сбой дают те системы организма, которые непосредственно участвуют в процессе «зашифровки» устной речи в буквенные символы – письмо и «расшифровки» - чтение. Ребенок может прекрасно слышать окружающие его бытовые звуки, и не различать звуки речи, сходные по акустическим признакам, например: р – л, б – п, в – ф, м – н и т.п.
  • Встречаются оптические ошибки , связанные с нарушением зрительного восприятия. Например, ребенок не видит разницу в написании букв ц – щ, ш – щ, ш – и; путает верхние – нижние элементы букв б – д .
  • Это происходит не от невнимательности и лени; таковы особенности развития зрительного анализатора и зрительного восприятия у данного конкретного ребенка. У детей со скрытым или явным левшеством встречается зеркальное написание отдельных букв, а порой в редких случаях и полностью зеркальное письмо.
  • И, наконец, выполнение требований к каллиграфическому написанию букв может быть затруднено какими-либо двигательными расстройствами у ребенка. Дети – дисграфики испытывают существенное напряжение в процессе письма, особенно под диктовку. Ребенку нужно концентрироваться на работе то слухового, то зрительного анализатора и при этом постоянно контролировать двигательную работу своей руки. Дисграфия часто сопровождается пониженным вниманием и быстрой утомляемостью. Поэтому даже самый старательный и прилежный ребенок, страдающий дисграфией, показывает очень нестабильные результаты. Повышенная концентрация внимания сменяется рассредоточенностью, это защитная реакция организма ребенка и, в итоге, первая половина диктанта может быть написана грамотно, а во второй половине мы увидим массу ошибок. Сильное напряжение, даже часто перенапряжение, провоцирует искажение почерка.
  • Различные ошибки в письменных работах делают и дети, не страдающие дисграфией. Но только у дисграфиков ошибки определенного типа носят стойкий характер, повторяются изо дня в день. Дисграфические ошибки отчетливее всего видны, когда неправильно написанная буква стоит в сильной позиции, т.е. ее отчетливо слышно. Например, в слове «ложка» неправильно написать первую букву («рожка») может только дисграфик, а вот ошибиться в середине слова («лошка») может любой ребенок, плохо усвоивший правило.
  • Больше дисграфических ошибок встречается в диктантах. Хотя не исключены они и при списывании: если ребенок прочитывает слово, а затем сам себе диктует, не глядя на образец.
  • Конечно же, ошибки, имеющие логопедическую природу, должен предупреждать и корректировать специалист. Но будем реалистами: логопед есть далеко не в каждой школе. Поэтому ниже предлагается ряд рекомендаций по работе с детьми – дисграфиками для учителей. Характерные для детей – дисграфиков ошибки и как помочь данной категории детей.
  • Ошибки на уровне буквы и слова.
  • Ошибки звукового анализа – дети не владеют навыками звукобуквенного анализа и синтеза.
  • Проявление: пропуск, перестановка букв, вставка лишних букв и слогов.
  • Пропускают дети чаще всего буквы, обозначающие гласные звуки.
  • Пропуск может быть на месте встречи одинаковых букв на границе двух слов (стал лакать – «ста лакать»).
  • Перестановки чаще встречаются в словах со стечением согласных (двор – «довр»).
  • Добавление лишней буквы ; чаще всего той, которая уже есть в слове (дружно – «дуружно»). Иногда гласной разбавляется скопление согласных (девочка – «девочика»).
  • Что делать? Развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов. Полезно, например, придумывать слова, начинающиеся на какой-либо звук; выстраивать цепочку слов, когда последний звук одного слова становится первым для следующего.
  • Ошибки фонематического слуха – в основе лежат трудности различения на слух акустически близких звуков (фонем).
  • Проявление : замены друг на друга букв, обозначающих акустически близкие звуки.
  • Дети часто путают:парные звонкие и глухие согласные (зима – «сима»);
  • гласные о – у, ё - ю;
  • заднеязычные согласные г – к – х (сухой – «сугой»);
  • соноры л – р, й – л, м –н;
  • свистящ. и шипящ. звуки м/д собой: с – ш, з – ж, с(мягк.) – щ;
  • аффрикаты: ч – щ; ч – ц; ч – т(мягк.); ц – с.
  • Что делать? Развивать фонематическую сторону речи.
  • Оптические ошибки – в основе лежит нарушение зрительного восприятия. Дети путают буквы, имеющие сходные элементы в написании.
  • Проявление: ребенок не видит разницы в написании букв: ц – щ, ш – щ, ш – и, б – д; зеркальное письмо отдельных букв или целых текстов.
  • Что делать? Развивать у ребенка умение ориентироваться в пространстве и также развивать зрительный анализатор.
  • Если ребенок упорно путает определенные буквы, плохо запоминает буквы; можно буквы, вызывающие затруднение, лепить из пластилина, складывать с помощью конструктора «Лего», вышивать, рисовать на бумаге и на снегу и т.д. Только обязательно затем сравнивать получившееся изображение с образцом. Можно задействовать тактильные ощущения и в игровой форме с закрытыми глазами на ощупь узнавать объемные буквы.
  • Узнать букву, «написанную» пальцем на спине или на ладони.
  • Описывать очертание буквы словами (учитель рассказывает – дети угадывают букву, затем пытаются сами описать какую-нибудь букву).
  • Какую букву можно сделать из буквы Г, если добавить другие элементы?
  • В ряду правильно написанных букв найти одну
  • неправильную. Найти буквы, спрятанные в
  • различных рисунках, в геометрических фигурах.
  • Разобрать несколько букв в наложенном
  • изображении: какие буквы «свалились в кучу»
  • и спрятались на рисунке.
  • Есть несколько упражнений, которые помогут ребенку справиться с дисграфией:
  • 1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.
  • Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.
  • 2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Ребенок имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.
  • 3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.
  • Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:
  • 1. На всем протяжении занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.
  • 2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.
  • 3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).
  • 4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет . Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт. 5. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается.
  • Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.
  • Итак, дисграфия.
  • Прежде всего не бояться ни слова, ни того, что за ним стоит. Никто не виноват в том, что он не такой как все, хотя сейчас это не модно. Дисграфия не болезнь - правило. Иначе - исключение. Эффект, а не дефект. Эффект давно позабытого испуга перед учительницей, толстой книжкой, грязной тетрадкой и стихотворением из двадцати четырех строк, которое нужно выучить к завтрашнему дню.
  • Прежде всего спокойствие. Готовность
  • к медленной и равномерной работе.
  • Работе, сложной
  • для ребенка, но легкой для взрослого.
  • С учеником старшего школьного
  • возраста работать
  • гораздо легче. Но и здесь нельзя
  • никуда торопиться.
  • «Не спрашивай о том, в чем нуждается мир, а лучше спроси, что помогает тебе жить, а потом иди и следуй этому, потому что миру нужны живые люди»
  • Ховард Термон

Дислексия

Термин применяется по отношению к детям, неспособным приобрести нормальные навыки чтения, а также в части случаев испытывающих значительные трудности в овладении письмом. Нарушение, выражающееся в трудностях при обучении чтению, даже несмотря на правильное объяснение, адекватный интеллектуальный уровень и отсутствие социально-культурных, средовых препятствий, оно зависит от базовых когнитивных нарушений, имеющих зачастую генетические причины. Генетические факторы – нарушения чтения у нескольких членов семьи; отсутствие культуры чтения в семье; большой состав семьи (отсутствие многообразия форм общения); Низкая способность к концентрации внимания, они более беспокойны, отвлекаемы, импульсивны В отечественной литературе количество школьников, страдающих дислексией, оценивается в пределах 3-4,8%, в зарубежных источниках – от 1 до 10%. Встречается среди мальчиков в 3-4 раза чаще, чем среди девочек. Британская ассоциация дислексии представляет данные по всей популяции: у 4% населения - дислексия в тяжелой форме, у 10% - определенные трудности в чтении.











1 из 10

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Введение Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

№ слайда 3

Описание слайда:

Формы дислексии Фонематическая дислексия - дислексия, связанная с недоразвитием функций фонематической системы, звуко-буквенного анализа. Семантическая дислексия (греч. semantikos - смысловой) - дислексия, проявляющаяся в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. Аграмматическая дислексия - дислексия, обусловленная недоразвитием грамматического строя речи. Мнестическая дислексия (греч. mnesis - смысловой) - дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах. Оптическая дислексия (греч. optikos - относящийся к зрению) - дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения и в смешениях графически сходных букв, а также в их взаимных заменах. При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение. Также выделяют литеральную оптическую дислексию, при которой наблюдаются нарушения при изолированном узнавании и различении буквы, и вербальную оптическую дислексию, проявляющуюся в нарушениях при чтении слова. Тактильная дислексия (лат. tactilis - осязательный) - дислексия, которая наблюдается у слепых детей и проявляется в трудностях дифференцирования тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.

№ слайда 4

Описание слайда:

Причины дислексии Существует несколько видов дислексии, которые оказывают влияние на способность ребенка, как читать, так и писать. «Дислексия травмы» возникает в результате травмы головного мозга, или той части мозга, которая отвечает за способность человека писать и читать. В настоящее время это наблюдается редко. «Первичную дислексию» можно определить как дисфункцию, нежели, чем нарушение мозга. Люди с таким видом дислексии часто не могут читать до 4-го класса, у них также наблюдаются трудности с письмом и понимаем устного языка. Этот вид дислексии является наследственным. Чаще такая дислексия наблюдается у мальчиков, чем у девочек. «Вторичная, или дислексия, связанная с развитием». Причиной развития этого вида дислексии является нарушение гормонального развития ребенка на ранних стадиях развития (еще во внутриутробном периоде).

№ слайда 5

Описание слайда:

Речевая симптоматика дислексии 1. Замена и смешение звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав), а также замены графически сходных букв (х-ж, п-н, з-а и др.). 2. Побуквенное чтение - нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно, "бухштабируются".3. Искажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов. 4. Нарушение понимания прочитанного, которые проявляются на уровне понимания отдельного слова, предложения и текста, когда в процессе чтения не наблюдается расстройства технической стороны. 5. Аграмматизмы при чтении. Они проявляются на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения падежных окончаний, согласование существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др. 6. Часто наблюдается в анамнезе нарушения звукопроизношения. 7. Бедность лексического запаса, неточность употребления слов. В легких случаях это обнаруживается только на стадии овладения навыком чтения.

№ слайда 6

Описание слайда:

Неречевая симптоматика дислексии Дислексия вызывается несформированностью психических функций, осуществляющих чтение в норме (зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, фонематического анализа и синтеза, недоразвитие лексико-грамматического строя речи). Это позволяет сделать вывод, что у детей:1. Наблюдаются трудности ориентировки во всех пространственных направлениях, затруднения в определении левой и правой стороны, верха и низа. 2. Отмечается неточность определения формы, величины. Несформированность оптико-пространственных представлений проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизведения заданной формы. 3. Выявляется задержка в дифференциации правой и левой части тела, поздняя литерализация или ее нарушение (левшество или смешанная доминанта).

№ слайда 7

Описание слайда:

Симптомы дислексии 1. Держит книгу слишком близко к глазам. 2. Немного косит. 3. При чтении не замечает отдельные места. 4. При чтении прикрывает или вообще закрывает один глаз. 5. Поворачивает голову, блокируя тем самым работу одного глаза. 6. Испытывает во время чтения или после головную боль. 7. Покачивает головой вперед-назад. 8. Часто трет глаза. 9. Испытывает трудности в запоминании, идентификации и воспроизведении основных геометрических фигур.10. Быстро устает.11. При чтении пропускает слова.12. Примерно в пятилетнем возрасте пишет буквы и слова задом наперед.13. Пытается избежать чтения и выполнения домашних заданий.14. Читает хуже, чем следовало бы ожидать соответственно возрасту.15. Имеет очень плохой почерк, слова словно наползают друг на друга.

№ слайда 8

Описание слайда:

Основные приёмы и методы работы с детьми имеющими дислексию: Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики.Метод кинезиологической коррекции.Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия.Зеркально-симметричное рисование обеими руками.Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения, антиципационного восприятия слова.Модифицированные зрительные диктанты Федоренко-Пальченко.Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие.Поисковые таблицы слов "Фотоглаз".Метод "озвученного" чтения.Метод словесных анаграмм.Автоматизация оперативных единиц чтения по специальным слоговым таблицам.

№ слайда 9

Описание слайда:

Список литературы Лалаева Р. И. "Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников", "Союз" С-Петербург 1998 Федоренко И. Т. (г. Харьков) "Комплекс зрительных диктантов" Ракитина В. А. "Предупреждение нарушений чтения и письма" Чиркина Г. В. "Теория и практика устранения дислексии - логопедический аспект проблемы" Корнев А. Н. "Узловые вопросы дислексии" Станислав Милевски "Фонетико-фонологические знания в логопедической практике (избранные вопросы)" Алтухова Т. А. "Состояние профессиональной компетентности учителей-логопедов общеобразовательных школ в предупреждении и коррекции нарушений письма и чтения" Российская Е. Н. "Использование редактирующего чтения как средства самоконтроля письменной речи учащихся с дислексией" Русецкая М. Н. "Экспериментальное изучение когнитивных причин нарушений чтения"

№ слайда 10

Описание слайда:



Copyright © 2024 Образовательный портал.