Инновации на уроках физической культуры. Инновационные технологии на уроках физической культуры Инновационные методики и технологии в физической культуре

Специфика предмета позволяет использовать многообразие форм организации деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий. Была разработана и успешно реализуется на протяжении 3 лет здоровьесберегающая программа «Маленький дом - большого здоровья». Результаты работы данной программы просматриваются как в образовательном процессе, так и во внеурочной деятельности.

На уроках ученики должны быть мотивированы на положительный результат и доброжелательное отношение друг к другу. Такой эффект может быть достигнут лишь при комплексном использовании всего арсенала методов и средств обучения, наиболее результативными из которых являются - метод имитации, метод проектов, игровой, метод регламентированного упражнения, методы анализа, сравнения, соревновательный метод.

На занятиях со старшими классами особое место отводится силовой и общей физической подготовке, которая состоит в повышении физических возможностей человеческого организма. Это означает, что в юношеском организме под воздействием постоянного увеличения нагрузки происходит процесс приспособляемости, т.е. настроя всех функциональных систем организма на работу в максимальном режиме. Урок построен таким образом, чтобы при высокой плотности он был эмоционально насыщен и содержал элементы игры. Ученики получают такую физическую нагрузку, которую они способны выдержать без ущерба для здоровья. Такой результат достигается в результате использования всего арсенала методов: метода максимальных усилий, метода динамических усилий, «ударного» метода. В конце урока ребята получают домашнее задание на освоение техники движений, развитие двигательных качеств, контроль за его выполнением осуществляется в конце изучения модуля. На уроках студенты учатся правильному, в полном смысле «культурному» выполнению движений, что влияет не только на собственно физическое, но и личностное развитие ученика.

На уроках применяется способ круговой тренировки, в основе которого лежат три метода:

  • 1. Непрерывно-поточный, который заключается в выполнении заданий одного за другим, с небольшим интервалом времени. Этот метод способствует комплексному развитию двигательных качеств.
  • 2. Поточно-интервальный базируется на краткосрочном (20-40 с) выполнении простых по технике упражнений с минимальным отдыхом, что способствует развитию общей силовой выносливости.
  • 3. Интенсивно-интервальный используется с ростом уровня физической подготовленности.

Совместно с учениками разработан комплекс общей физической подготовки способом круговой тренировки. У учеников появился живой интерес к систематическим занятиям физической культурой. Им стало небезразлично, сколько раз они подтянутся на перекладине, сколько раз сделают подъем переворотом, сколько времени продержат угол в висе на перекладине, сколько раз отожмутся. У них постоянно идет соперничество между собой, группами, они стали жить в соревновательном движении.

На занятиях физической культурой юноши приобретают не только технические навыки, но и навыки организатора. С этой целью ребята самостоятельно подготавливают обзор спортивных новостей за неделю в городе, крае, стране, мире и выпускают информационный бюллетень «Новости спорта», разрабатывают комплексы общих развивающих упражнений для разминки, выстраивают индивидуальную траекторию обучения. У ребят воспитываются те качества, которые характеризуют их отношение к делу: целеустремленность, трудолюбие, добросовестность, настойчивость, самостоятельность, изобретательность. Также развиваются и обязательные специфические волевые качества: решительность и смелость, выдержка и самообладание, настойчивость и упорство, которые необходимы им в будущей трудовой деятельности и способствуют карьерному росту.

На уроках и внеурочной деятельности обеспечиваются условия для постепенного перехода от коллективно-распределительных форм учебной деятельности к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу студентов и переход к саморегуляции и самокоррекции. С этой целью применяется технология Портфолио, адаптированная к преподаваемой дисциплине.

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Цели статьи:

  • Познакомить учителей физической культуры с инновационными методами оздоровления детей с помощью йоги, используемых в практической деятельности.
  • Стремиться развить у коллег коммуникативные навыки и умения, побудить и взять на вооружение предложенный опыт.
  • Показать, что урок физкультуры XXI века видоизменился, с помощью йоги стал интересным и является наиболее удачной формой комплексного занятия для школьников, позволяющей развить физические качества и улучшить работу организма каждого и который способен повысить мотивацию к урокам.

Моя статья актуальна тем, что с каждым годом йога все глубже проникает в нашу повседневную жизнь, каждый телеканал рассказывает о пользе йоги для укрепления здоровья. Йогу включают в программы во многих фитнесс центрах, а врачи рекомендуют заниматься йогой всем и каждому, без ограничений по возрасту и уровню физической подготовки. Обычный урок физкультуры в школе не отражает современных модных тенденций, он кажется детям неинтересным – отсюда и низкая мотивация к занятиям. Один из выходов из данного положения является применение нетрадиционных видов занятий по физической культуре в школе. Это йога.

Детская йога предлагает комплекс занятий, основанных на хатха-йоге, создающей все условия для грамотного и гармоничного роста. Особенно полезны занятия йогой для учеников начальных, средних классов, так как именно в этом возрасте начинают закладываться основы здоровья человека. Благодаря йоге удается развить хорошую осанку, гибкость, координацию движений, в будущем избежать таких заболеваний, как сколиоз, остеохондроз. Занятия йогой способны повысить уровень сопротивляемости организма к заболеваниям, укрепляют организм.

Немаловажно и то, что йога – отличное средство для эффективного расслабления. Занятия дают выход природной детской активности, особенно полезными они станут для чрезмерно активных и проблемных детей, которые невнимательны и не умеют сосредоточиться. Специалистами доказано, что те дети, которые занимаются регулярно йогой, становятся более дисциплинированными, меньше устают, намного лучше учатся. В подростковом же возрасте йога помогает преодолевать неуверенность в себе, обрести душевное и физическое равновесие.

Занятия сделают ребенка не только здоровым и физически развитым, но и будут способствовать концентрации, спокойствию, успешному противостоянию ежедневным стрессам, нагрузкам в школе и вне ее.

Йога создана для детей, которые еще хранят в памяти тайны внутреннего мира, а также для всех, жаждущих вновь его открыть.
М.Смитуяйт

Йога – древнейшее индийское учение, систематизированное мудрецом Патанджали примерно во II веке до н.э. и признанное практически всеми последователями йоги.

Йога – это соединение, гармония трех начал человека – физического, психического и духовного.

Одной из составных частей йоги является Хатха – йога. Элементы этой древнейшей, полезной для каждого человека системы индийских йогов давно вошли в нашу жизнь, а теперь и в урок физической культуры.

Один из лучших способов помочь детям достичь эмоциональной гармонии, чтобы тело, разум и дух развивались в единстве, – это обучить их йоге.

Регулярная практика йоги поможет детям улучшить:

  • силу, выносливость, координацию движений, равновесие;
  • осанку, кровообращение, работу внутренних органов;
  • поведение;
  • школьную успеваемость.

С регулярной практикой йоги …

  • отношения детей с родителями, учителями и друзьями станут более мягкими и теплыми.
  • гиперактивные и проблемные дети будут вести себя более сдержанно.
  • скованные и застенчивые дети обретут уверенность в себе и перестанут уклоняться от общения со сверстниками.
  • дети будут лучше усваивать информацию в школе.

Для учащихся от 7–13 лет используют тематические уроки, истории и разнообразные игры. Детей 14–17 лет привлекают усложненные позы, нередко изобретают собственные комбинации. Они способны дольше находиться в состоянии концентрации.

Игры, истории, изобразительное искусство и музыка – именно это делают уроки йоги занимательными и интерактивными. Игры без элемента состязательности увлекательны и учат ребятишек сотрудничеству и взаимопомощи. Они дают детям возможность “выпустить пар”, успокоиться и подготовиться к уроку йоги. Урок йоги представляет собой чередование подвижных и спокойных моментов.

Планирование урока:

  • всегда начинать с разминки;
  • от простых поз постепенно переходить к сложным, при выборе поз учитывать физические способности учеников;
  • выбирайте энергичные позы, если дети вялые и им нужно взбодриться, и расслабляющие позы, когда вы хотите их успокоить;
  • используйте комбинации из поз различных групп (например, позы;
  • с наклоном вперед, а затем позы с наклоном назад и т. д.);
  • постоянно предлагайте новые позы, чтобы никто не заскучал;
  • дыхательные упражнения;
  • заканчивайте каждый урок релаксацией.

Прежде чем приступить к разучиванию поз (асан), необходимо сделать несколько упражнений в качестве разминки, чтобы подготовить связки и сделать более, подвижными суставы и позвоночник. Разминку можно пополнять и разнообразить любыми динамическими упражнениями. После разминки посидите в удобной позе, простое скрещивание ног (сукхасана), успокойте дыхание и только после этого приступайте к выполнению поз. До наших дней дошло множество легенд, в которых называется количество существующих асан. По одним – их 84 тысячи, по другим – 30 миллионов.

Итак, начинаем разучивать асаны. Асана – поза, определенное положение тела, которое развивает физические качества, улучшает работу организма. Хатха-йога гласит: “Освободи мускул, сила – в покое”. Выполнение асан можно разделить на несколько этапов:

  • Отдых перед вхождением в позу.
Не начинать выполнять упражнения, если напряжены мышцы и учащено дыхание. Для этого нужно сделать 2–3 спокойных вдоха и выдоха, удлиняя выдох. Можно снять напряжение мышц, сидя или лежа в удобной позе.
  • Мысленная настройка на выполнение позы.
  • Посмотреть на выполнение позы. Представить себя в этом положении.
  • Вхождение в позу.
  • Последовательно выполнить позу. Одно движение за другим делать плавно и спокойно. Не допускать чрезмерных усилий и резких движений, этим можно навредить себе.
  • Фиксация позы.
  • Начинающим, вне зависимости от их способностей, оставаться в позе не более 5 секунд. Продолжительность фиксации увеличивать постепенно на 1–2 секунды. Для школьников максимальное время удержания позы 10–20 секунд.
  • Выход из позы.
  • Возвращаясь в исходное положение, производить плавные, спокойные движения.
  • Отдых после выхода из позы.
  • Принять удобную позу для отдыха и расслабиться. Минимальное время отдыха составляет половину продолжительности выполнения позы. Даже если учащиеся совсем не устали, спокойно посидеть 3–4 секунды. Это даст больше пользы от выполненного упражнения. Длительный отдых (релаксация) после всего комплекса составляет ¼ продолжительность всего занятия. Если, например, вы занимались 20 минут, то отдыхайте 5 минут, если 35, то – 8 минут. Расслабляйтесь в позе полного отдыха, лежа на спине (савасана).

    Звуки (музыкальный ряд).

    Попробуйте включить в уроки (1–5 класс) техники, развивающие умение детей слушать, а также их способность к концентрации. Это поможет тем, которые легко отвлекаются и не способны сидеть спокойно.

    Попросите детей сесть или лечь в удобную позу, закрыв глаза. Они будут наслаждаться интересными звуками, которые вы издаете. Попросите одного из них после прослушивания нескольких звуков рассказать, при помощи чего, по его мнению, извлекались звуки, и в какой очередности. Можно повторить те же звуки, но в другом порядке, побуждая детей слушать и запоминать. Это упражнение хорошо развивает память. Используйте любые детские инструменты (колокольчики, бубенчики и т.д.), но добавьте и свои изобретения! Например: крошите сухие листья, комкайте бумагу или полиэтиленовые пакеты, медленно сыпьте рис в металлический контейнер.

    Также можно использовать позы с партнером такие, как дерево дружбы, плывущая лодка, комета, рыба под мостом и т.д. Йога с партнером имеет некоторые преимущества перед индивидуальными занятиями йогой. Не все упражнения можно выполнить самостоятельно и помощь партнёра оказывается неоценимой. Во время совместной работы между партнёрами возникает доверие, дающее каждому из них дополнительную возможность отрабатывать многие свои качества, как физические, так и эмоциональные: испытывать ощущение энергии, чувство взаимодействия и равновесия, чувства ответственности, чуткости и благодарности друг к другу. Всё это приводит к установлению между партнерами тёплых, дружеских отношений.

    Дыхательные упражнения (пранаяма).

    Детям начальных классов можно предложить самые простые дыхательные техники, такие как:

    • Сдувание перьев (или мячиков для пинг-понга) – сделать глубокий вдох и, выдыхая через соломинку, попробуйте двигать перышко по полу или гонять его по воздуху.
    • Дыхание жужжащей пчелы – когда это упражнение выполняет вся группа, кажется, что проснулся целый рой пчел! Сесть в позу полулотоса. Сделать глубокий вдох через нос и зажать уши пальцами. Медленно выдыхая воздух, и не открывая рта, издавать сильный гудящий звук, похожий на гудение пчел (“м-м-м”). Это упражнение обладает сильным успокаивающим действием.

    Детям постарше, можно предложить:

    Дыхание “ха” – оно помогает избавиться от застоявшегося воздуха, накопившегося вследствие поверхностного дыхания. Лечь на спину, вытянуть руки над головой. Сделать глубокий медленный вдох. Резко выпустить воздух через рот со звукам “ха”, прижав колени к грудной клетке и обхватив их руками. Медленно вдохнуть и снова растянуться на полу. Дышать свободно несколько секунд, затем повторить все снова три раза.

    Дыхательные техники оказывают лечебное и восстанавливающее воздействие на нервную систему. Пранаяма успокаивает эмоции, она чрезвычайно благотворно сказывается на общем самочувствии и здоровье в целом, так как усиливает приток кислорода в кровь и эффективно удаляет из легких застоявшийся воздух.

    Завершаем урок йоги релаксационной позой (савасана). Детям необходимо расслабляться. Релаксация дает детям время и возможность переработать впечатления дня, помогает отстраниться от забот и по-новому взглянуть на вещи. Она может стать решением многих проблем.

    И в заключении, подарив “Урок йоги”, вы подарите каждому ребенку возможность познать себя. Вы откроете ему дверь в новый удивительный мир, где он обретет гармонию с собой, окружающими, прекрасное настроение и здоровый дух.

    Акуленко Е.В.

    Роль уроков физической культуры возрастает в связи с проблемой сохранения здоровья и развития физического потенциала школьников. Результативность воспитания и обучения во многом зависит от личности учителя, который играет решающую роль в формировании основ здорового образа жизни.

    Здоровье детей с возрастом ухудшается: их функциональные возможности в ходе учебы снижаются, что затрудняет усвоение учебной программы, ограничивает выбор будущей профессии. Базовое, а тем более профилированное школьное образование должно не ухудшать, а улучшать здоровье учащихся посредством совершенствования их знаний, формирования умений и навыков укреплять свое здоровье и здоровье окружающих.

    Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся считаю развитие физических качеств.

    Актуальность проблемы, её практическая значимость обусловили выбор объекта и предмета исследования.

    Объект исследования – учебно-воспитательный процесс на уроках физической культуры.

    Предмет исследования – способы развития физических качеств учащихся с использованием инновационных технологий на уроках физической культуры.

    В соответствии с выше изложенным были определены цели:

    1.Изучить состояние проблемы в теории и на практике;

    2.Выявить роль и значение инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе;

    3.Определить, в какой мере реализуется формирование инновационных технологий на уроках физического воспитания;

    4.Обобщить и распространить опыт работы по использованию инновационных технологий на уроках физической культуры.

    5.Формировать основы здорового образа жизни.

    7.Использовать диагностические методики при подготовке к урокам и планировании работы.

    8.Осуществлять индивидуальный подход.

    Важнейшими источниками исследования являются:

    Литература по вопросам теории и методике проблем;

    Для разработки концепции построения своей профессиональной деятельности на инновационные педагогические технологии.

    Инновация (от лат. in - в, novus - новый) означает нововведение, новшество.

    В условиях модернизации образования происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

    Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса.

    Развитие школы, прогресс в отдельных направлениях ее работы могут осуществляться только как инновационный процесс: замена устаревших и неэффективных средств новыми средствами для данных условий и более эффективными, использование новых идей, технологий.

    Педагогическая технология – построение системы целей (от общих к конкретным) для достижения определенного результата развития ученика с высокой вариативностью использования методов, приемов, средств и форм организации обучения [Т.В. Машарова].

    Работая над проблемой создания устойчивого интереса к занятиям по физической культуре, я поняла, что само физическое воспитание и создание положительного эмоционального настроя в процессе двигательной деятельности - это 99% успеха в освоении предлагаемых заданий и 100% успеха в решении задачи по формированию желания выполнять физические упражнения ежедневно.

    В чём же я вижу пути повышения эффективности развития физических качеств учащихся. Прежде всего, реализую инновационные технологии по физической культуре, которые направлены на развитие у учащихся жизненно необходимых двигательных умений и навыков, развитие таких физических качеств как сила, ловкость, выносливость, гибкость, быстрота.

    Для этого использую здоровье сберегающие технологии. Здоровье сберегающие технологии в физическом воспитании – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу. При котором выполняются как минимум 4 требования:

    1. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.

    2.Деятельность учителя в аспекте реализации здоровье сберегающих технологий на уроках физической культуры должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом

    3. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, нагрузки при освоении учебного материала.

    4. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

    Для достижения целей здоровье сберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:

    1.Средства двигательной направленности;

    2.Оздоровительные силы природы;

    3.Гигиенические факторы.

    Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления.

    К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровье сберегающих образовательных технологий обучения. Это – движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и минутки «покоя» гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура, подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж, самомассаж; тренинги и др. [см. приложение 1].

    Весь опыт работы по данной теме был обобщён в методическом пособии «Методические рекомендации по организации специальной медицинской группы в общеобразовательных школах.», «Комплексы упражнений для проведения занятий в специальной медицинской группе», которое рассматривалось на городском экспертном совете. В нём:

    1 .Основные задачи физического воспитания учащихся отнесённых к СМГ

    2. Характеристика программы по физической культуре для школьников, отнесённых к СМГ

    3.Комплектование СМГ

    4.Организация учебного процесса.

    6.Врачебно- педагогический контроль на занятиях с детьми СМГ

    7.Особенности методики оздоровительной физкультуры, обусловленные клиническим диагнозом ослабленных детей.

    Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.

    Так же использую игровые технологии на уроке с целью повышения эмоциональности и дальнейшей мотивации к занятиям физической культурой.

    Игровая деятельность занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам. Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотипы поведения в человеческих общностях.

    Игровая деятельность на уроках в школе дает возможность повысить у обучающихся интерес к учебным занятиям, позволяет усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре, помогает ребятам в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях. Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению материала. Само ценность игры заключается в том, что она осуществляется не под давлением жизненной необходимости.

    Игра – это проявление желания действовать.

    Игровые формы работы в учебном процессе могут нести ряд функций:

    Обучающая;

    Воспитательная;

    Развивающая;

    Психотехническая;

    Коммуникативная;

    Развлекательная;

    Релаксационная.

    Убыстрение темпа современной жизни ставит задачу более активно использовать игру для воспитания подрастающего поколения. Сейчас очевидно, что игры необходимы для обеспечения гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общего комфортного состояния. В разделе программы «Легкая атлетика» я использую подвижные игры, направленные на закрепление и совершенствование навыков бега, прыжков и метаний, на развитие скоростных, скоростно-силовых способностей, способностей ориентирования в пространстве и т.п. В разделе программы «Спортивные игры» - игры и эстафеты на овладение тактико-техническими навыками изучаемых спортивных игр. В разделе «Гимнастика» - подвижные игры с элементами единоборств. [см. приложение 2].

    Все эти игры очень важны для развития личности.

    Когда в первый раз слышишь фразу “компьютер на уроке физкультуры”, то сразу возникает недоумение и вопрос: разве это совместимо? Ведь физкультура – это, прежде всего движение. Так сначала думала и я, но до тех пор, пока сама не освоила информационные технологии и стала применять их в своей работе. Теперь для меня совершенно очевидно, что без ИКТ невозможно обойтись.

    Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование современных информационных технологий позволяет эффективно решать эту проблему. Используя компьютерные технологии в образовательном процессе, урок становится более интересным, наглядным и динамичным. Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, биографии спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам непосредственно. Поэтому необходимо использовать различные виды наглядности. Сам факт проведения урока физической культуры в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется внешняя мотивация. Из внешней мотивации “вырастает” интерес к предмету.

    В школе имеются все условия для проведения уроков с компьютерной поддержкой: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, поэтому в мою практику включены уроки с компьютерной поддержкой.

    Так же использую на уроках физической культуры электронные презентации. Это позволило мне при использовании компьютерных технологий в образовательном процессе, сделать урок более демонстративным.

    Изменяется содержание деятельности преподавателя; преподаватель становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой – требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.

    В заключении хочется отметить, что использование инновационных технологий в физическом воспитании это в первую очередь творческий подход к педагогическому процессу с целью повысить интерес к занятиям физической культуры и спортом – это главная цель, к которой мы стремимся в связи с задачей повышения уровня процесса обучения физической культуре для сохранения здоровья.

    Литература

    1. Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования // Образовательные технологии: Сборник научных трудов. - Новосибирск, ИПСО РАО.-1997.- 1. с.77-81.
    2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
    3. Теория и методика физического воспитания, т. 1, 1967;История физической культуры и спорта,1975;Доклад Профессора, д.п.н. Лукьяненко В.П.
    4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Просвещение, 1999.-105с.
    5. Кан-Калик В.А., Никандров И.Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990.-68с.
    6. Шевченко С.Д. Школьный урок: Как научить каждого. – М.: ВЛАДОС, 2004.-208с.
    7. http://festival.1september.ru/articles/557275 «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры и во внеклассной спортивной работе» Акимова Елена Владимировна.
    8. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
    9. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. – М., 1999.-345с
    10. http://zam-sport11.ucoz.ru/index/zdorovesberegajushhie_tekhnologii/0- 14«Формирование здоровьесберегающей среды на уроках».
    11. Анохина И.А. Индивидуальный подход в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ: Методические рекомендации / И.А. Анохина. - Ульяновск: УИПКПРО, 2006. - 49 с.
    12. http://irina-school8.ucoz.ru/publ/1-1-0-1 «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры».
    13. Зеленкевич И.Б., Ивашкевич М.З., Пилипцевич Н.Н. Общественное здравоохранение и его место в системе охраны здоровья населения // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. – 2001. – №3. – С.3–6.
    14. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие. М., 1997. 43-75.
    15. Выготский,Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991, с. 324 – 341.

    Акуленко Елена Владимировна
    Г.Рудный
    ГУ «СШ №4 с углубленным изучением математике г.Рудного»
    Должность: учитель физической культуры

    Приложение

    № 1. Здоровье сберегающие

    - Утренняя гимнастика.

    Комплекс 1

    1. И.п. о.с. – 1- развести руки в стороны - вверх, поднять бедро левой ноги до прямого угла; 2 - вернуться в и. п.; 3-4 - то же, поднимая бедро правой ноги.

    2. И.п. о.с. – 1- руки вверх - назад, максимально прогнуться; 2 - и. п.;

    3. И.п. – ноги на ширине плеч, правая рука вверху, левая внизу. Попеременные круговые вращения рук вперёд и назад.

    4. И.п. о.с. – 1-2-3 - медленно принять положение полуприседа; 4 - быстро вернуться в и.п.

    5. И.п. о.с. – руки согнуты в локтях. Бег на месте в среднем темпе.

    6. Прыжки на месте, руки на поясе.

    7. Ходьба на месте.

    8. Выполнение команд на внимание, если перед командой сказано слово «класс» или другое условное слово.

    Комплекс 2

    1. И.п. о.с. – 1-4 - ходьба на месте на носках, руки вверх - вдох, 5-8 - руки вниз, обычная ходьба на месте - выдох. До 40 шагов в спокойном темпе.

    2. И.п. о.с. – 1 - руки вверх ладонями вперёд, левую ногу назад на носок, прогнуться в пояснице - вдох, 2 -руки вниз, приставить ногу - выдох, 3-4 - то же с правой ноги. Повторить 6-8 раз.

    3. И.п. – стойка ноги врозь. 1-2 - сжимая пальцы в кулаки, дугами через стороны с силой согнуть руки над плечами - вдох, 3-4 - и.п. - выдох. 6-8 раз в медленном темпе.

    4. И.п. – стойка ноги врозь. 1 - поворот туловища влево, хлопок ладонями над головой - вдох, 2 - и.п. - выдох, 3-4 - то же вправо. 6-8 раз в каждую сторону.

    5. И.п. о.с. – руки на пояс. 1 - левую ногу в сторону на носок, 2-3 - наклоны туловища влево, 4 - и.п., 5-8 - то же с правой ноги. 4-6 раз в каждую сторону. Дыхание произвольное.

    6. И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты к груди, кисти сжаты в кулаки. 1 - поворачивая туловище влево, быстро разогнуть правую руку вперёд, вверх, 2 - и.п., 3-4 - то же другой рукой. 6-8 раз обеими руками в среднем темпе. Дыхание произвольное.

    7. И.п. – стойка ноги врозь, руки назад в замок. 1-2 - руки как можно больше поднять вверх - выдох, 3-4 - и.п. - вдох. 6-8 раз в среднем темпе.

    8. И.п. о.с. – прыжки на месте, руки в стороны, 2 - то же руки вниз. До 20-30 прыжков, затем перейти на ходьбу на месте, постепенно замедляя темп.

    - Физкультминутки.

    • ФМ для улучшения мозгового кровообращения.

    1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

    2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

    3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

    • ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

    1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

    2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

    3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

    ФМ для снятия утомления с туловища.

    1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

    2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону. 4 - 6 - то же в другую сторону. 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

    3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

    Гриша шел-шел-шел,
    Белый гриб нашел.
    Раз - грибок,
    Два - грибок,
    Три - грибок,
    Положил их в кузовок.

    Сколиогимнастика. Для профилактике сколиоза проводится зарядка на 3-ем уроке, которая предупреждает заболевание и приносит свои положительные результаты. Все упражнения выполняются стоя.

    1.И.п. руки на поясе. Медленные наклоны головы: вперёд, назад, к левому плечу, к правому плечу (повторить 4 раза).

    2.И.п. руки на поясе. Ходьба на месте. Выполняется в течении 30 секунд.

    3.И.п. кисти рук к плечевым суставам. Круговые движения в плечевом суставе вперёд 5 раз, назад 5 раз (повторить 2 раза).

    4.И.п. руки вдоль туловища. На раз – кисти рук к плечевому суставу. На два – руки вверх, потянуться вдох. На три – к плечевому суставу. Четыре – руки опустить.

    Офтальмогимнастика. Для профилактике лечения близорукости используют специальные физические упражнения, которые благоприятно влияют на формирование рефракции глаз у школьников.

    Комплекс зарядки для глаз (проводится на первом уроке)

    1.Мигание глазами (20 раз)

    2.Поднять глаза вверх, затем опустить вниз (20 раз)

    3.Отводить взгляд вправо, влево (20 раз)

    4.Водить глазами вверх, угол глаза и вниз, менять движения справа налево (с напряжением, 20 раз)

    5.Взгляд на кончик носа и на переносицу.

    6.Согнуть руки в локте, смотреть на кончик пальца и вдаль.

    7.Вращение глаз вправо и влево на 4 счёта (повторить 5 раз).

    Одним из основных средств, который хорошо укрепляет организм и способствует формированию правильной осанки у детей, является утренняя зарядка. После дневного сна также очень полезно выполнять комплекс упражнений. Комплекс направлен на укрепления, так называемого мышечного корсета, удерживающего туловище в правильном положении.

    «Поймай комара над головой» - поднимание рук через стороны вверх.

    Исходное положение (И. п.) – ноги поставить на ширине ступни, руки вниз.

    1) Руки поднимаем через стороны вверх, смотрим на них, делаем хлопок в ладоши над головой (вдох);

    2) Опускаем руки через стороны вниз (выдох).

    Повторяем 5 - 6 раз, не спеша, в медленном темпе.

    2. «Поймать комара перед грудью » - хлопок в ладоши перед грудью.

    И. п. – то же.

    1) Хлопаем в ладони перед грудью согнутыми руками;

    2) Опускаем руки вниз.

    Движения выполняем энергично, дыхание равномерное. Повторяем 6 – 8 раз чуть быстрее, в среднем темпе.

    3. «Поймай комара возле ног» - наклоны туловища вперед.

    И. п. – то же.

    1) Наклоняемся вперед, хлопаем в ладони возле колен (выдох);

    2) Выпрямится в и.п. (вдох).

    Ноги в коленках не стараться сгибать. Повторить 6 раз в среднем темпе.

    № 2. Игровые.

    - Игры для уроков легкой атлетики.

    Вызов номеров.

    Играют 2-3 команды. Игроки строятся в колонны и рассчитываются по порядку номеров. Учитель называет номер и игроки с этим номером, с каждой команды бегут, обегают предмет и возвращаются в строй. Выигрывает команда, игроки которой побеждали большее количество раз. Если играют дети младшего школьного возраста, то вместо номеров можно называть игроков зверушками. Тогда это будет « Эстафета зверят».

    Мячом в цель.

    Посередине площадки кладут волейбольный мяч. Играющие, с теннисными мячами в руках стоят в 10 шагах от него за чертой. Каждый по очереди метает свой мяч в волейбольный мяч. Выигрывает тот, кто не промахнулся и у кого после удара мяч откатился дальше.

    Волк во рву.

    Играющие выстраиваются на одно стороне площадки. В середине «ров» шириной 2-3 метра. Во рву водящий (волк). Игроки, разбежавшись, перепрыгивают ров, стараясь « не попасть в лапы волку». Если игрок заступил или его коснулся водящий, то он выбывает.

    Охотники и утки.

    Играющие делятся на две команды, одна из которых – охотники – становится по кругу, а вторая –утки – входит в середину круга. У охотников мяч. По сигналу они начинают выбивать уток из круга. Каждый игрок может сам метать мяч или передать для броска мяч партнёру по команде. Утки, бегая внутри круга, спасаются от мяча, увёртываясь и подпрыгивая. Подбитая утка покидает круг. Итог игры подводится по количеству уток, выбитому за время, установленное учителем.

    - Подвижные игры с элементами спортивных игр.

    Пионербол.

    Играют две команды по 6-8 человек. Команды располагаются по разные стороны от сетки. Мяч вводится в игру с помощью волейбольной подачи. Игроки противоположной команды должны поймать мяч, и используя правило трех передач, перекинуть его на сторону противника. С мячом разрешается делать не более трех шагов. Перекидка продолжается до тех пор, пока мяч не коснется земли, на площадке соперника, или улетит в аут. Игра продолжается до 15 очков, до двух побед в партии.

    Своему ловцу.

    Игра напоминает баскетбол. Играют две команды. Каждая старается овладеть мячом и бросить его по цели. Цель – свой игрок (ловец), стоящий в круге. Ловя мяч, ловец не имеет право выходить за круг. Круг опоясывает нейтральная зона (1 метр). В эту зону не разрешается заходить игрокам обеих команд. За это и другие технические нарушения мяч передается противоположной команде. За грубую игру – штрафной с 6 метров от ловца. Бросающему может мешать перехватчик, располагающийся перед ловцом, возле нейтральной зоны. Каждый меткий бросок ловцу 1 очко. Играют 2 тайма по 10 минут.

    - Игры на внимание.

    Запрещенное движение.

    Преподаватель перед строем показывает ряд простых общеразвивающих упражнений, которые дети повторяют за ним. Перед игрой договариваются об одном или двух «запрещенных движениях», которые нельзя выполнять, хотя преподаватель может их показывать (например, руки на пояс, упор присев). Совершивший ошибку выбывает из игры.

    Карлики и великаны.

    Игроки строятся в одну шеренгу (или в круг). По команде «Великаны» они встают на носки и поднимают руки вверх, а по команде «карлики» - приседают как можно ниже, руки на пол. Тот, кто ошибся, должен сделать шаг вперед. После 6-8 команд подвести итоги.

    №3 Презентации.

    - Физкультминутки.

    Правила поведения на уроке физической культуры.

    Лёгкая атлетика (Низкий старт, стартовый разбег, техника спринтерского бега).

    Технологии спорта. (Бокс. Хоккей. Плавание. Баскетбол.)

    ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

    Программа курса по выбору

    Программа курса по выбору «Инновационные технологии физической культуры» направлена на овладение студентами специальности 032101 «Физическая культура и спорт» и направления подготовки 032100 «Физическая культура» современными образовательными и оздоровительными технологиями в области физической культуры, а также направлена на формирование у студентов профессиональных компетенций, характеризующих качество подготовки кадров данной отрасли.

    I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

    1.1. Цель курса

    Цель курса – формирование у студентов факультета физической культуры профессионального мышления, умений, навыков и компетенций, которые позволят использовать инновационные технологии физической культуры в будущей трудовой деятельности.

    1.2. Задачи курса

    ▪ Добиться прочного овладения студентами системой профессиональных знаний об инновационных технологиях физической культуры.

    ▪ Воспитание у студентов способности осмысливать информацию, относящуюся к инновационным технологиям физической культуры и определять эффективные пути ее использования в будущей профессиональной деятельности.

    ▪ Привитие студентам опыта творческой деятельности, умений анализировать и проектировать инновационную работу.

    ▪ Обеспечить применение студентами усвоенных технологий в практической деятельности.

    1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

    Отечественная и зарубежная наука в области физической культуры и спорта в последние годы предлагает различные инновационные проекты. Их внедрение зачастую носит локальный характер, а опыт преподавания в практике подготовки физкультурных кадров практически отсутствует. Несомненно, овладение студентами факультета физической культуры инновационными технологиями физической культуры и внедрение их в практику физического воспитания системы образования России позволит решить многие как частные, так и общие проблемы в этой области.

    Курс по выбору «Инновационные технологии физической культуры» относится к национально-региональному (вузовскому) компоненту блока общепрофессиональных дисциплин (ОПД). Его содержание должно реализовываться перед выходом студентов на педагогическую и профессионально-ориентированную практики.

    1.4. Требования к уровню освоения содержания курса

    Усвоение курса по выбору «Инновационные технологии физической культуры» предусматривает три уровня:

    1-й уровень ознакомительный – предполагает восприятие, осмысление и запоминание студентом основного содержания курса «Инновационные технологии физической культуры».

    2-й уровень адаптивный – предполагает приобретение студентом профессиональных компетенций, необходимых для осуществления инновационной деятельности в знакомых условиях и обязательное выполнение заданий СРС.

    3-й уровень продуктивный – предполагает осуществление на практике в новых условиях инновационной деятельности.

    II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

    2.1. Разделы курса.

    Курс по выбору «Инновационные технологии физической культуры» состоит из разделов:

    1. Введение.

    2. Современные инновационные технологи физической культуры.

    3. Самостоятельная работа студентов (СРС).

    2.2. Темы и их содержание.

    РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ.

    Тема 1. Инновационные технологии физической культуры и их место в системе профессиональной подготовки физкультурных кадров.

    Вводное представление о курсе «Инновационные технологии физической культуры», его цели, задачи и значение в профессиональном образовании специалиста по физической культуре и спорту. Место инновационных технологий в профессиональной подготовке специалиста. Организация и формы занятий КПВ. Требования к студентам.

    Определение понятий «инновация», «инновационные процессы», «инновационная деятельность», «педагогические технологии», «педагогические проекты», «инновационные технологии» и их соотношение. Общие и специфические признаки, характеризующие современные инновационные технологии физической культуры. Инновационные технологии физической культуры и качество профессиональной подготовки современного специалиста.

    РАЗДЕЛ 2. СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

    ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

    Концепция спортивно-ориентированного физического воспитания в России.

    Цель, задачи и особенности организации спортивно-ориентированного физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Методология построения спортивно-ориентированного физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Механизмы реализации спортивно-ориентированного физического воспитания школьников.

    Образовательный и социальный аспекты спортивно-ориентированного физического воспитания.

    Тема 2. Всероссийское движение «Дети России образованы и здоровы» (ДРОЗД)

    Цель, задачи и основные этапы развития движения «ДРОЗД». Опыт реализации проекта «ДРОЗД» в России. Перспективы развития движения «ДРОЗД».

    Исторический аспект олимпийского образования. Олимпийское движение: принципы, традиции, правила. Неоолимпизм и его приоритеты. Философское значение современного олимпизма.

    Цель, задачи, средства, методы и сущность олимпийского образования.

    Олимпийское образование как инновационная технология физического воспитания. Организационно-педагогические основы олимпийского образования в России. Особенности внедрения олимпийского образования в практику общеобразовательных учреждений.

    Валеологические функции и задачи системы образования.

    Концептуальные основы валеологической педагогики в образовательных системах. Методологические принципы валеологического воспитания и образования.

    Современные валеологические и прогрессивные психолого-педагогические технологии и методы обучения, способствующие сохранению здоровья человека.

    Валеологические основы стратегии и тактики педагогического мастерства специалиста по физической культуре и спорту.

    Здоровая школа как валеологически-ориентированная модель образовательного процесса. Наиболее результативные методы и формы валеологической работы в образовательных учреждениях разного типа.

    Концепция, методология и методика «Президентских состязаний» населения Российской Федерации. Особенности организации «Президентских состязаний». Информационное обеспечение «Президентских состязаний». Социокультурный эффект «Президентских состязаний».

    Проект всемирного спортивно-оздоровительного движения. Базовые посылки, компоненты и последовательность реализации международной части программы «Президентские состязания». Концептуальные основы Президентской спортивно-оздоровительной программы.

    Концепция спартианского движения. Цели и основные задачи спартианской технологии. Специфические цели и задачи, связанные с физкультурой и спортом.

    Формы и методы спартианской технологии. Спартианские игры. Спартианский клуб. Включение детей и молодежи в спартианское движение.

    Особенности спартианской технологии – гуманистическая направленность; комплексный интегративный характер; ценность соревнований для детей и молодежи; взаимосвязь спорта и искусства.

    Основные направления и социальный эффект использования спартианской технологии в работе с различными группами населения.

    РАЗДЕЛ 3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ (СРС)

    Тема 1. Спортивно-ориентированное физическое воспитание.

    Разработать годовое планирование спортивно-ориентированного физического воспитания для одной из общеобразовательных школ и предложить его к внедрению.

    Тема 2. Всероссийское движение «Дети России образованы и здоровы» (ДРОЗД).

    Подготовить реферат на тему «Опыт реализации проекта «ДРОЗД» в …».

    Тема 3. Олимпийское образование.

    Разработать не менее 10 тестов к программе теоретического тура предметной олимпиады школьников «Олимпийские игры современности».

    Тема 4. Валеологическое образование.

    Принять участие в проведении опроса школьников в рамках программы международного проекта «Здоровье и поведение школьников».

    Тема 5. Президентские состязания.

    Составить программу «Президентских состязаний» школьников для её внедрения в практику работы школ в период прохождения педагогической практики.

    Тема 6. Инновационная Спартианская технология духовного и физического оздоровления детей и молодежи.

    2.3. Контрольные задания

    Задание 1: гностические умения студентов.

    1. Найти сайт Госкомспорта РФ.

    2. Изучить материалы последнего заседания Госсовета по вопросам развития физической культуры и спорта в России.

    3. Выделить приоритетные задачи и предлагаемые пути их решения.

    Задание 2: прогностические умения студентов.

    1. Составить опросник для абитуриентов факультета на предмет выявления их профессиональной ориентации и пригодности.

    2. Провести опрос абитуриентов в период проведения «Дней открытых дверей факультета».

    3. Обработать результаты опроса и представить их в предметную комиссию.

    Задание 3: проектировочные умения студентов.

    1. Разработать программу «Дня здоровья» для общеобразовательной школы.

    2. Получить на программу экспертное заключение у ведущего преподавателя.

    3. В период педагогической практики провести в школе «День здоровья» по утвержденной программе.

    Задание 4: коммуникативные умения студентов.

    1. Составить текст собственного вступления на тему «Вклад Ставропольских спортсменов в развитие современного олимпийского движения».

    2. Записать выступление на диктофон и прослушать. Исправить ошибки.

    1. Выступить с докладом в группе.

    Задание 5: организаторские умения студентов.

    1. Изучить программу Спартакиады факультета.

    2. Выбрать один вид межгрупповых соревнований и войти в состав судейской коллегии.

    3. Оказать помощь в организации и проведении соревнований по одному из видов спорта.

    III. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

    Форма итогового контроля – зачет. Для получения зачета студент обязан освоить 3-й (продуктивный) уровень содержания курса и выполнить предусмотренный программой объем СРС и контрольные задания.

    IV. УЧЕБНО-НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

    5.1. Основная литература

    1. Бальсевич В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе. – М.: ТПФК, 2006. – 112 с.
    2. Лубышева Л.И., Магин В.А. Инновационные технологии в профессиональной подготовке спортивного педагога: учебное пособие. – М.: ТПФК, 2005. – 191 с.
    3. Олимпийский учебник студента: Учебное пособие / В.С. Родиченко и др. – М.: Советский спорт, 2005. – 128 с.
    4. Основы валеологии: Учебное пособие / Под ред. В.П. Соломина, Л.П. Макаровой, Л.А. Поповой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. – 205 с.
    5. Педагогика физической культуры и спорта: Учебное пособие / Под ред. В.А. Магина, И.Ю. Соколовой. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2009. – 264 с.
    6. Столяров В.И. Инновационная спартианская технология духовного и физического оздоровления детей и молодежи. – М.: Центр развития спартианской культуры, изд-во «Советский спорт», 2003. – 336 с.
    7. Столяров В.И., Бальсевич В.К., Моченов В.П., Лубышева Л.И. Модернизация физического воспитания в общеобразовательной школе. – М.: ТПФК, 2009. – 320 с.
    8. Твой олимпийский учебник: Учебное пособие для учреждений образования России / В.С. Родиченко и др. – М.: Советский спорт, 2007. – 144 с.

    5.2. Дополнительная литература

    1. Бальсевич В.К. Лубышева Л.И. Спортивно-ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты // Теория и практика физической культуры. 2003. № 5. с. 19-22.
    2. Вавилов Ю.Н., Вавилов К.Ю., Силина А.Ю. О проекте всемирного спортивно-оздоровительного движения // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. № 4. с. 58-61.
    3. Контанистов А.Т. О формировании организационно-педагогических основ олимпийского образования в России // Теория и практика физической культуры. 2003. № 3. с. 44-47.
    4. Попов С.В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников). – СПб; СОЮЗ, 1998. – 256 с.
    5. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. № 3.
    6. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. № 1.
    7. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2003. № 1.

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

    НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

    Новое время выдвигает перед учителем задачи поиска более совершенных способов для подготовки учащихся к жизни в условиях стремительно меняющегося мира. В настоящее время сложилось значительное количество образовательных концепций, технологий, которые пришли на смену технологиям «Традиционной школы».

    Когда слышишь фразу «компьютер на уроке физкультуры», то сразу возникает недоумение и вопрос: разве это совместимо? Ведь физкультура – это, прежде всего движение.

    Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется мало часов. Дети не любят слушать правила по технике безопасности, теоретические сведения по предмету, поэтому использование современных информационных технологий позволяет эффективно решать эту проблему. Используя компьютерные технологии, урок становится более интересным, наглядным. Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические документы, биографии спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам непосредственно. Поэтому необходимо использовать различные виды наглядности. Сам факт проведения урока физической культуры в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется внешняя мотивация. Из внешней мотивации «вырастает» интерес к предмету.

    ХХI-й век - век высоких информационных и компьютерных технологий. Сегодня современное образование ставит перед педагогом задачу совершенствовать традиционные технологии и находить новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса. Исходя из этого, формулируются основные цели современного образования:

      развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;

      развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству; воспитание толерантности, терпимости к чужому мнению;

      формирование коммуникативных умений и навыков.

    Возможным выходом из этой ситуации является применение информационных компьютерных технологий (ИКТ), представляющих собой накопление информации, её хранение и переработку, математический анализ, моделирование и прогнозирование. Составными частями ИКТ являются электронный, программный и информационный компоненты, совместное функционирование которых позволяет решать задачи, поставляемые развитием общества. Следовательно, наша цель – найти применение компьютерным технологиям в процессе физического воспитания учащихся как средство методической поддержки учебно-воспитательного процесса. Компьютерные технологии способны сделать учебно-воспитательный процесс интенсивным, эффективным и качественным. Они побуждают учащихся к заинтересованности, активизации познавательной деятельности, углублению межпредметных связей. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения ИКТ в образовании:

      использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его эффективность и качество;

      использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;

      использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;

      использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики.

    Современные педагогические технологии, в частности использование новых информационных технологий, Интернет – ресурсов, позволяют учителю достичь в ходе проведения уроков максимальных результатов в решении таких задач, как:

    1. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий:
    -повышение эффективности и качества процесса обучения;
    -повышение активности познавательной деятельности;
    - увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.

    2. Развитие личности обучаемого, подготовка к комфортной жизни в условиях информационного общества:
    - развитие коммуникативных способностей;
    - формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
    - формирование умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность.

    3. Работа на выполнение социального заказа общества:
    - подготовка информационно грамотной личности;
    - осуществление профориентационной работы в области физической культуры.

    В общеобразовательных учреждениях структура каждого предмета разнообразна, но общий принцип, один – задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения знаниями. Применяя этот принцип к уроку физической культуры, можно отметить, что задача учителя заключается в выборе таких методов обучения, которые позволили бы каждому ученику в полной мере проявить свою активность, своё творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность. Специфика урока физической культуры не позволяет использовать информационно-коммуникативные технологии в том объеме, в котором они используются на других уроках, так как основное направление обучения предмету - двигательная активность. Но реалии современной жизни таковы, что ученик и учитель должны не просто уметь пользоваться компьютером, а органично вписывать работу с ним в урок, процесс подготовки к нему, либо во внеклассное мероприятие. Первоначально одной из форм использования ИКТ для учителя физической культуры - это составление текстовых документов в программе «MS OfficeWord»:

      Календарно – тематическое планирование;

      Годовое планирование учебного процесса и тренировочных занятий;

      Планы работ по триместрам и поурочное планирование;

      Все виды текстовых документов: заявки, отчёты, положения о соревнованиях, протоколы соревнований, объявления, поздравления, печатание грамот и др.

    Следующая форма при работе на ПК – работа с таблицами в программе «MS OfficeExcel». Даёт возможность использования электронных таблиц и работа с ними при проведении соревнований различного уровня с большим количеством участников, быстрое подведение итогов соревнований и т.д.
    Способ накопления информации:

      быстрый способ поиска информации через систему интернета;

      способ хранения информации;

      быстрый поиск необходимого материала.

    Уроки физической культуры включают большой объём теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому применение электронных презентаций позволяет эффективно решать эту проблему. Электронная презентация – это логически связанная последовательность слайдов, объединённая одной тематикой и общими принципами оформления.

    Целью презентации может быть:

      актуализация знаний;

      сопровождение объяснения учителем нового материала;

      первичное закрепление знаний;

      обобщение и систематизация знаний.

    Одной из главных задач учителя физической культуры является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения. Наглядность играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, развития речи, мышления учащихся. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Просмотр и обсуждение учебного материала увеличивает степень запоминания. Использование презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
    Другой формой использования ИКТ явилось применение тестирующих программ. Использование компьютерных тестов на теоретических уроках физической культуры даёт возможность:

      осуществлять реальную индивидуализацию и дифференциацию

    обучения;

      вносить обоснованные изменения в учебный процесс;

      достоверно оценивать качество обучения и управлять им.

    Компьютерные тесты могут содержать неограниченно количество разделов и вопросов, что позволяет варьировать тесты под непосредственные нужды и конкретных участников тестирования. Тесты используются на любом этапе обучения. Компьютерные тесты предусматривают как работу с подсказкой ответов, так и без них, на каждый вопрос даётся 4 варианта ответа. Использование тестов при подготовке к олимпиадам по физической культуре позволяет объективно оценить теоретические знания учащихся. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью ИКТ предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить у учащихся знание и незнание материала.
    Как средство улучшения образовательного процесса в педагогической деятельности учителя широко используется блог . Термин «Блог» (blog) происходит от английского слова, обозначающего действие – блоггинг – вход во Всемирную паутину или веб, в которой человек ведёт свою коллекцию записей. Каждое сообщение, опубликованное внутри блога, имеет свой URL-адрес, по которому к сообщению можно обратиться. Каждый учитель может оформить блог в соответствии со своими требованиями, выделить самые важные сообщения, разместить необходимые ссылки. Дизайн блога можно сделать как с помощью шаблонов, так и с использованием своих рисунков, тем и т.д. С помощью блога учитель может проводить тестирование, размещать домашние задания, дополнительные материалы к уроку. Блог позволяет выкладывать презентации, видеоматериалы, текстовые документы, изображения.
    Постоянное использование блога сможет дать ученикам:

      использование материалов уроков в режиме on-line; дополнительную информацию по предмету;

      изучение пропущенных тем в случае болезни;

      повысить мотивацию к обучению;

      постоянный личный контакт с учителем.

    Участие в блогосфере может помочь учителю в определённой своей собственной профессиональной позиции, наладить непосредственный контакт с учащимися, повысить интерес к предмету, расширить кругозор учащихся.
    Другой из важных форм работы современного учителя является создание и использование личного интернет-сайта. Сайт может быть важнейшим инструментом организации учебно-познавательной деятельности учащихся вне урока. Главное его назначение – помочь ученикам через тематические странички сайта получить дополнительные материалы к урокам, зачётам. Использование интернет-сайта учителя помогает формировать информационную компетенцию учащихся, повышает эффективность обучения, сайт учителя экономит время и средства на подготовку к уроку, позволяет использовать материалы сайта для домашних заданий и работы на уроках, для подготовки к экзамену по предмету. Сайт для современного учителя – это, своего рода, одно из условий его профессионального роста, презентация своего педагогического опыта большой аудитории коллег.
    Компьютерные технологии всё шире входят в нашу жизнь, хотя они не могут заменить непосредственное общение ученика с живым человеком, учителем. Однако использование этих технологий в качестве дополнительного инструмента для качественного обучения своих подопечных – необходимая потребность своевременного и будущего времени. Использование ИКТ позволяет учителю повысить уровень владения предметной информации, развить имеющиеся и приобрести новые навыки работы с информацией в условиях постоянного совершенствования компьютерного оснащения, перейти от объяснительно – иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ученик становится активным субъектом учебной деятельности. Применение новых информационных технологий позволяет сформировать у учащихся устойчивый интерес к физической культуре, оказывает влияние на качество знаний, на результативность обучения, развитие учащихся. При этом новые информационные технологии сами становятся инструментом познания, обучения, выполняют обобщающую, исследовательскую, развивающую, воспитывающую и контрольно-корректирующую функции. Новые информационные технологии являются полезным дополнением к уроку.
    Таким образом, считаю, что при организации и проведении современного урока физкультуры необходимо использование ИКТ, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, расширять общий кругозор. Я использую на уроках физической культуры электронные презентации. Это позволило мне при использовании компьютерных технологий в образовательном процессе, сделать урок более демонстративным. Создавая презентацию необходимо учитывать возраст учащихся. Для первых классов необходимо создавать слайды по проще, содержащие больше цветных картинок, меньше текста и схем. Четвертым классам уже более сложные, где они могут анализировать уже знакомые движения, изучать технику выполнения новых движений.

    С помощью Информационных Компьютерных Технологийможно решать проблемы поиска и хранения информации, планирования, контроля и управления занятиями физической культурой, диагностики состояния здоровья и уровня физической подготовленности занимающихся.

    На практике применительно к урокам физической культуры, вначале информационные технологии в области физического воспитания использовались в основном текстовые документы: – заявки, отчёты, положения о соревнованиях, печатание грамот. Наиболее популярными областями применения информационных технологий в обучении является получение новых знаний в самообразовании.

    Мною был изучен материал по использованию Информационных Компьютерных Технологий на уроках. Училась овладевать компьютерными технологиями и программой Мicrosoft Рower Рoint. Сканирую из методической литературы схемы, картинки, пользуюсь материалом из интернета.

    На примере презентации по лыжной подготовке показываю, как можно использовать Информационных Компьютерных Технологий на уроках физической культуры.

    Сегодня физическая культура – это не погоня за результатами, а кропотливая работа учителя и родителей, над укреплением здоровья детей. На уроках необходимо учитывать желания, настроение, темперамент каждого ребенка и каждого учить саморегуляции, адаптации, релаксации.

    Уроки физической культуры необходимо выстраивать, руководствуясь принципами гумманизации и демократизации, воспитания культуры здоровья, используя психолого-педагогические и психолого-физиологические теории обучения, воспитания и развития личности.

    

    Copyright © 2024 Образовательный портал.