Описание сфинксов на египетском мосту. Тайны Древнего Египта на набережной Фонтанки: история создания и мифы Египетского моста. Тень древнего Египта на набережной Фонтанки

Это один из первых цепных мостов в Петербурге. Идея конструкции таких переправ родилась на рубеже XVIII и XIX веков одновременно в разных странах. Тогда в строительстве инженерных сооружений начали активно внедрять железные конструкции, которые в отличие от традиционного чугуна работают не только на сжатие, но и на растяжение. Именно это свойство железа позволило родиться идее подвесить на железные цепи мостовое полотно.

Первым цепным висячим мостом в Петербурге в 1823 году стал Екатерингофский мост (одна из первых подобных переправ в Европе), не дошедший до наших дней. В том же 1823 году приступили к сооружению Пантелеймоновского моста , а вскоре было решено перекинуть через Фонтанку ещё один висячий мост, названный Египетским.

Выбор названия моста вполне традиционен для первой четверти XIX века, когда в моде было искусство Древнего Египта. Архитектурные детали в характерном для Египта стиле были свойственны позднему классицизму. Их в своём творчестве применял Тома де Томон , проектируя фонтаны со сфинксами у подножья Пулковской горы. В тот же период А. Менелас возвёл Египетские ворота в Царском Селе. В 1830-х годах на берегу Невы напротив Академии художеств были установлены знаменитые сфинксы .

Когда началось проектирование Египетского моста осталось неизвестным. Но зато сохранились сведения, что 6 февраля 1825 года главнокомандующий путей сообщения и публичных зданий герцог А. Вюртембергский напоминал о необходимости скорейшего окончания проектирования. Этим занимался инженер В. А. Христианович при консультации Г. М. Треттера . Они же, кстати, перед этим возводили цепной Пантелеймоновский мост. Они же затем возводили пешеходные висячие мосты: Банковский , Почтамтский , Львиный .

17 апреля Треттер предоставил герцогу А. Вюртембергскому два варианта чертежей с пояснительными записками. Они отличались сметами: 148 500 и 158 500 рублей. Эти суммы показались начальству слишком большими. Был заказан третий вариант, который отличался от предыдущих тем, что мост проектировался строго перпендикулярно берегам Фонтанки, без учёта направления прилегающих улиц .

Строительство Египетского моста началось 9 августа 1825 года с забивки свой под береговые устои. До 25 августа в грунт было забито 264 сваи длиной 8,52 и 10,65 метров. Береговые устои и каменные работы выполнялись подрядчиком Гавриилом Васильевым. Гранитные устои были выполнены из камней, которые ранее использовались для облицовки канала вокруг Михайловского замка . Строительство планировалось завершить до конца года, но из-за запоздания каменных работ, завершившихся в начале ноября, монтаж железных конструкций перенесли на следующий год.

Металлические конструкции и скульптуры были изготовлены на заводе К. Н. Берда По своей сути конструкция цепного Египетского моста являлась облегчённой копией конструкции Пантелеймоновского - его усовершенствованной версией. Здесь было три поддерживающие цепи, а не пять. Чугунные порталы моста были украшены росписями в египетском стиле и иероглифами. Отдельные элементы орнамента были позолочены.

Рядом с мостовыми устоями на чугунных пьедесталах были установлены чугунные сфинксы работы скульптора Петра Павловича Соколова. Изначально на заводе было изготовлено две пробных фигуры. Они долгое время оставались лишними, но сохранились. В 1971 году их отреставрировали и установили на пристани близ Каменноостровского моста . На головах у сфинксов крепились шестигранные фонари. П. П. Соколов является автором и других известных петербургских мостовых скульптур - грифонов Банковского моста и львов моста Львиного. Другое его знаменитое произведение - статуя "Девушка с кувшином" в Царском Селе.

Движение по Египетскому мосту было открыто 25 августа 1826 года, в восемь часов пополудни. Этому событию придавалось большое значение. Ещё за месяц до окончания строительства был разработан торжественный церемониал открытия переправы. Длина цепного Египетского моста составляла 54,8 метра, ширина - 11,7 метров, высота порталов - 6,5 метров .

Египетский мост неофициально называли "поющим". "Петербургская газета" 18 января 1901 года писала:

«Поющий мост. Оказывается, что и такой есть в Петербурге. Это Египетский. Он, как известно, цепной системы, и, когда вы едете по нему, то его цепи издают самые разнообразные заунывные звуки. Не поет ли уже он себе погребальную песню?» [Цит. по: 1, с. 87]

20 января 1905 года через Египетский мост проходил кавалерийский эскадрон, а навстречу ему - 11 саней с возницами. Мост затрещал и рухнул. В воде оказались все кроме двух всадников и трёх лошадей. Подоспевшие пожарные помогли пострадавшим выбраться на берег. Позже в полиции выяснилось, что пострадал один кавалерист, женщина и девочка. Погибших к счастью не оказалось. Газета "Новости дня" так описала это событие:

Сегодня в 12 ½ час. дня при следовании лейб-гвардии конного-гренадерского полка через Египетский цепной мост через Фонтанку, по направлению от Могилёвской улицы к Ново-Петергофскому проспекту, в тот момент, когда головная часть полка уже подходила к противоположному берегу, мост обрушился. Находившиеся впереди офицеры успели проскочить на берег, нижние же чины, в количестве двух взводов, шедшие в строй справа по 3 в ряд, вместе с лошадьми (упали) в воду. Упали также в воду проезжавшие в обратную сторону один ломовой и четыре легковых извозчика без седоков и несколько пешеходов. Вся настилка моста вместе с перилами и скреплениями, разорвав цепи и сломав часть чугунной опоры, проломала лёд и оказалась на дне реки. <...> К 2-м часам дня люди и лошади были извлечены из воды. Пострадавшие были отправлены в ближайшие приёмные покои и в лазарет Николаевского артиллерийского училища. Серьёзно пострадавших, по официальным сведениям, не оказалось. Из лошадей одна затонула, две были искалечены и, вытащенные на берег, пристрелены. Причина несчастья, как предполагают, раскачка моста кавалерией при не вполне прочной конструкции. <...>

Обрушение Египетского моста многим показалось более чем странным. Ведь последние его ремонты дважды проходили в 1904 году, и один раз - в январе 1905 года. После обследования конструкций появилась официальная причина происшествия - плохое качество железа и наличие в металле одного из звеньев цепи внутренней раковины. Современными специалистами авария объясняется недостаточной прочностью металла на холоде. В школьных учебниках обрушение Египетского моста с тех пор приводится как доказательство эффекта резонанса. А в воинском уставе "благодаря" аварии появилась новая команда "идти не в ногу", которая отдаётся строю перед началом движения по любому мосту. Тем не менее, точной причины происшедшего так и не найдено. Есть свидетельства, что солдаты передвигались по Египетскому мосту не сойдя с лошадей, а значит в ногу они идти не могли, соответственно не могли создать эффекта резонанса.

Существует и ненаучная, мистическая версия причины обрушения Египетского моста. В одном из близлежащих домов якобы жила женщина, которую в свою время обманул один из гвардейских офицеров. Увидев в окне проезжающих по мосту военных, женщина воскликнула: "Чтоб вам, военным, провалиться!". Тут же это и случилось.

Как бы то ни было, из аварии были сделаны необходимые выводы. В начале XX века были разработаны новые системы висячих мостов, в которых применяли уже не цепи, а ванты (гибкие многопроволочные канаты), выдерживающие гораздо большую нагрузку.

После аварии на месте Египетского моста остались гранитные мостовые устои и сфинксы на пьедесталах. Рядом, в створе Усачёва переулка (ныне переулок Макаренко), в том же году был построен деревянный семипролётный мост. Многими этот мост отмечался как крайне неудобный, так как транспорту приходилось с Лермонтовского проспекта сворачивать на узкую набережную. Известно, что перед постройкой нового Египетского моста рассматривалось семнадцать различных его вариантов. Например, ещё в 1913 году инженер А. И. Пшеницкий и архитектор М. С. Лялевич предлагали свой проект. Но его реализации помешали начало Первой мировой войны и последующая Революция 1917 года.

В 1954-1956 годах инженером В. В. Демченко, архитекторами В. С. Васильковским и П. А. Арешевым был построен новый Египетский мост. Его сдали в эксплуатацию 30 декабря 1955 года, а временную деревянную переправу в 1956 году разобрали. Чугунные сфинксы на мостовых устоях были сохранены, к ним добавили стилизованные торшеры-обелиски.

В 1989 году один из сфинксов был сбит в воду машиной. Фигуру отреставрировали и поставили на место. В 2004 году прошла реставрация одной и ремонт остальных скульптур. Выяснилось, что головы сфинксов ранее были вызолочены. В ходе реставрации позолота сфинксов была восстановлена. Торжественное открытие скульптур после реставрации произошло 27 мая 2004 года.

Длина Египетского моста составляет 44 метра, ширина - 27 метров.


В Санкт-Петербурге немало мест имеют мистическую историю существования. Египетский мост с момента его появления был окружен легендами и слухами. Их новый всплеск произошел в 1905 г., после неожиданного обрушения моста. Причины катастрофы были настолько загадочными, что порождали десятки версий – от рациональных до совсем невероятных и мистических, как, например, предупреждение сфинксов.


Все мосты Петербурга уникальны, но у Египетского – особенная история. Мост назывался цепным, так как висел на тройных нитях металлических цепей. Он был сооружен в 1825-1826 гг. инженерами В. фон Троттером и В. Христиановичем. Мост украшали фигуры четырех сфинксов и орнамент из иероглифов, из-за чего возникло название Египетский.

20 января 1905 г., когда по Египетскому мосту проходил кавалерийский эскадрон, пролеты неожиданно рухнули на лед Фонтанки. Вечерние газеты писали: «Сегодня в 12 ½ час. дня при следовании лейб-гвардии конно-гренадерского полка через Египетский Цепной мост через Фонтанку, в тот момент, когда головная часть полка уже подходила к противоположному берегу, мост обрушился. Находившиеся впереди офицеры успели проскочить на берег, нижние же чины, в количестве двух взводов, шедшие в строю справа по три в ряд, вместе с лошадьми упали в воду. Упали также в воду проезжавшие в обратную сторону один ломовой и четыре легковых извозчика без седоков и несколько пешеходов… К 2 часам дня люди и лошади были извлечены из воды. Пострадавшие были отправлены в ближайшие приемные покои и в лазарет Николаевского артиллерийского училища. Серьезно пострадавших, по официальным сведениям, не оказалось».

Цепи разорвались, и весь мост оказался на дне реки. Только четыре сфинкса остались на своих местах по обе стороны моста. Тут же началось расследование причин обрушения. Первой версией была «непрочность конструкции». Однако инженеры возражали против нее, так как с момента своего создания мост ремонтировали уже несколько раз, в 1904 г. ремонтные работы проводились дважды, после чего вынесли вердикт о том, что конструкция находится в хорошем состоянии.

Катастрофа на Египетском мосту, 1905

Следующей версией стала «раскачка моста кавалерией» – так называемый эффект резонанса, который мог возникнуть вследствие ритмичных колебаний от слаженного шага военных. Во всех учебниках обрушение Египетского моста упоминалось как пример эффекта резонанса. Якобы именно тогда и появилась команда «Идти не в ногу!», отдававшаяся любому строю перед входом на мост.

Обрушение Египетского моста, 1905

Однако очевидцы катастрофы единогласно утверждали, что солдаты шли не в ногу, некоторые ехали на лошадях. Навстречу ехали извозчики, по тротуару шли прохожие – слаженного хода не было, и эффект резонанса в этом случае не должен был возникнуть. После того как ученые произвели физико-математические расчеты, эта версия показалась еще более сомнительной. Современными специалистами авария объясняется недостаточной прочностью металла на холоде.

Временный мост

Когда с помощью научных методов объяснить обрушение моста не удалось, подключилась народная фантазия. Выдвигались версии от мистических до фантастических. Так, например, возникла легенда о том, что возле моста жила дочь почтмейстера Мария, обманутая и брошенная офицером. Однажды она увидела в окно, как мост переходит тот самый полк, в котором служил ее обидчик, и в сердцах выкрикнула: «Чтоб вам, военным, провалиться!». Однако проклятия бедной Марии народной молве показалось недостаточно. Вспомнили, что мост был облицован гранитными блоками, вынутыми из стенок рвов Михайловского замка. А тот пользовался в народе зловещей славой – говорили, что гранит на постройку брали с мест древних капищ, что вызвало гнев богов.

Египетский мост в Санкт-Петербурге

А многие во всем произошедшем обвиняли сфинксов. И хотя они не имели к Древнему Египту никакого отношения, им все равно в народе приписывали мистическую силу. Говорили, что они поют погребальные песни. Дело в том, что цепи, на которых держался мост, действительно издавали разные звуки. Ну а народная фантазия приписала эти песни сфинксам и наделила их пророческой силой.

Сфинкс на Египетском мосту в Санкт-Петербурге

В 1954-1955 гг. отстроили новый Египетский мост и отреставрировали сфинксов. В 1989 г. на одного из них налетел автомобиль и сбил его в воду. В 2004 г. прошла еще одна реставрация, головы сфинксов украсили позолотой – возможно для того, чтобы вернуть им первоначальный вид, а может, в надежде на то, что в таком виде они больше не будут исполнять «погребальных песен».

Сфинкс на Египетском мосту в Санкт-Петербурге | Фото: sfilm.org

В Санкт-Петербурге немало мест имеют мистическую историю существования. Египетский мост с момента его появления был окружен легендами и слухами. Их новый всплеск произошел в 1905 г., после неожиданного обрушения моста. Причины катастрофы были настолько загадочными, что порождали десятки версий - от рациональных до совсем невероятных и мистических, как, например, предупреждение сфинксов.


Египетский мост в Санкт-Петербурге | Фото: oldsp.ru

Все мосты Петербурга уникальны, но у Египетского - особенная история. Мост назывался цепным, так как висел на тройных нитях металлических цепей. Он был сооружен в 1825-1826 гг. инженерами В. фон Троттером и В. Христиановичем. Мост украшали фигуры четырех сфинксов и орнамент из иероглифов, из-за чего возникло название Египетский.


Катастрофа на Египетском мосту, 1905 | Фото: rufact.org

20 января 1905 г., когда по Египетскому мосту проходил кавалерийский эскадрон, пролеты неожиданно рухнули на лед Фонтанки. Вечерние газеты писали: «Сегодня в 12 ½ час. дня при следовании лейб-гвардии конно-гренадерского полка через Египетский Цепной мост через Фонтанку, в тот момент, когда головная часть полка уже подходила к противоположному берегу, мост обрушился. Находившиеся впереди офицеры успели проскочить на берег, нижние же чины, в количестве двух взводов, шедшие в строю справа по три в ряд, вместе с лошадьми упали в воду. Упали также в воду проезжавшие в обратную сторону один ломовой и четыре легковых извозчика без седоков и несколько пешеходов… К 2 часам дня люди и лошади были извлечены из воды. Пострадавшие были отправлены в ближайшие приемные покои и в лазарет Николаевского артиллерийского училища. Серьезно пострадавших, по официальным сведениям, не оказалось».


Обрушение Египетского моста, 1905 | Фото: offbeatpiter.ru

Цепи разорвались, и весь мост оказался на дне реки. Только четыре сфинкса остались на своих местах по обе стороны моста. Тут же началось расследование причин обрушения. Первой версией была «непрочность конструкции». Однако инженеры возражали против нее, так как с момента своего создания мост ремонтировали уже несколько раз, в 1904 г. ремонтные работы проводились дважды, после чего вынесли вердикт о том, что конструкция находится в хорошем состоянии.


Катастрофа на Египетском мосту, 1905 | Фото: cvavr.ru

Следующей версией стала «раскачка моста кавалерией» - так называемый эффект резонанса, который мог возникнуть вследствие ритмичных колебаний от слаженного шага военных. Во всех учебниках обрушение Египетского моста упоминалось как пример эффекта резонанса. Якобы именно тогда и появилась команда «Идти не в ногу!», отдававшаяся любому строю перед входом на мост.


Обрушение Египетского моста, 1905 | Фото: oldsp.ru

Однако очевидцы катастрофы единогласно утверждали, что солдаты шли не в ногу, некоторые ехали на лошадях. Навстречу ехали извозчики, по тротуару шли прохожие - слаженного хода не было, и эффект резонанса в этом случае не должен был возникнуть. После того как ученые произвели физико-математические расчеты, эта версия показалась еще более сомнительной. Современными специалистами авария объясняется недостаточной прочностью металла на холоде.


Временный мост | Фото: rufact.org

Когда с помощью научных методов объяснить обрушение моста не удалось, подключилась народная фантазия. Выдвигались версии от мистических до фантастических. Так, например, возникла легенда о том, что возле моста жила дочь почтмейстера Мария, обманутая и брошенная офицером. Однажды она увидела в окно, как мост переходит тот самый полк, в котором служил ее обидчик, и в сердцах выкрикнула: «Чтоб вам, военным, провалиться!». Однако проклятия бедной Марии народной молве показалось недостаточно. Вспомнили, что мост был облицован гранитными блоками, вынутыми из стенок рвов Михайловского замка. А тот пользовался в народе зловещей славой - говорили, что гранит на постройку брали с мест древних капищ, что вызвало гнев богов.


Египетский мост в Санкт-Петербурге | Фото: rufact.org

А многие во всем произошедшем обвиняли сфинксов. И хотя они не имели к Древнему Египту никакого отношения, им все равно в народе приписывали мистическую силу. Говорили, что они поют погребальные песни. Дело в том, что цепи, на которых держался мост, действительно издавали разные звуки. Ну а народная фантазия приписала эти песни сфинксам и наделила их пророческой силой.


Сфинкс на Египетском мосту в Санкт-Петербурге | Фото: it.tourbina.ru

В 1954-1955 гг. отстроили новый Египетский мост и отреставрировали сфинксов. В 1989 г. на одного из них налетел автомобиль и сбил его в воду. В 2004 г. прошла еще одна реставрация, головы сфинксов украсили позолотой - возможно для того, чтобы вернуть им первоначальный вид, а может, в надежде на то, что в таком виде они больше не будут исполнять «погребальных песен».

В начале XIX века, в связи с походом Наполеона в Египет, Европа ближе познакомилась с замечательным искусством этой древней страны. В этот период в архитектуре, скульптуре, живописи часто начинают появляться мотивы, заимствованные из египетского искусства. Входы в здания, мосты и набережные украшаются фигурами сфинксов, не вывезенными из Египта, а созданными скульпторами тех лет.
Восточные мотивы нашли отражение и в произведениях русских мастеров первой половины прошлого столетия.
Интересным примером таких работ был Египетский мост через Фонтанку (у Лермонтовского проспекта), считавшийся в свое время красивейшим из петербургских мостов и лишь частично сохранивший свой декор.

Мост был открыт 25 августа 1826 года. Сооруженный по проекту Г. Треттера и под непосредственным руководством военного инженера П. Христиановича, он представлял собой однопролетный цепной, на береговых устоях, проезжий мост.
Журнал «Зодчий» писал: «Египетский мост висит на цепях, пропущенных сквозь чугунные ворота египетского стиля, со множеством украшений и орнаментов, называемых добрыми людьми египетскими иероглифами, которые имеют ли какое значение или нет, а в нашем понятии просто говорят: «Честь тебе, искусный зодчий».

На береговых устоях моста возвышались прямоугольные постаменты, на которых лежали сфинксы.
Монументальные ворота с карнизом, контрфорсами и тремя колоннами, между которыми свисали легкие шестигранные фонари, оформляли въезды. Колонны разграничивали пролет моста на пешеходные и проезжие части. Ворота, цепи, решетка были окрашены в коричневый цвет и по карнизу декорированы вызолоченными рельефными листьями лотоса, а в центре их украшали великолепные чугунные орлы с позолотой на крыльях и щитами на груди. Ниже эмблемы повторялись в уменьшенном виде. Кроме того, ворота покрывал узорчатый орнамент из рельефных, отлитых в чугуне, изображений разных животных и замысловатых знаков, имитировавших египетские иероглифы.

Художественно исполненные и тонко отлитые из чугуна сфинксы были выкрашены в желтый цвет, а плинты - в коричневый. К убору на голове сфинкса с помощью бронзированной плавно изогнутой дуги крепился фонарь.
Считалось, что мост построен и оформлен «в египетском стиле», однако украшавшие его сфинксы очень мало походили на суровые каменные изваяния Древнего Египта. Их мягкий, женственный облик, плавный, изящный силуэт, холодная красота идеализированных лиц говорят о подражании скорее античным образцам. Статуи были отлиты в металле по модели П. П. Соколова.

«Обязуюсь, - писал скульптор Департаменту путей сообщения, - сделать из собственных материалов по данному рисунку и по правилам искусства модель из глины одного сфинкса, включая форму из алебастра, за восемьсот рублей, при начатии сей работы выделить мне, Соколову, вперед двести рублей, а остальную сумму, шестьсот рублей, при доставлении формы и чистого экземпляра из алебастру 17-го генваря 1826 года.
Академик Соколов».

Фигуры сфинксов, плинты под ними, каркасы, цепи и другие металлические части были отлиты и изготовлены на заводе Ч. Берда, который запросил цену значительно меньшую, нежели за отливку львов и грифонов для Львиного и Банковского мостов.

Сфинксы были отлиты целиком и полыми, шишаки с дугами укрепили на их головах уже после отливки.
Новый Египетский мост, окрашенный в яркие цвета и сверкающий позолотой, резко выделялся на фоне окружающей (унылой застройки и уже издали привлекал всеобщее внимание. Он считался самым красивым в столице.

Шли годы, десятилетия. Много людей прошло и проехало по Египетскому мосту. Но вот в морозный январский день 1905 года 20 числа по старому стилю, случилось нечто, что взволновало весь Петербург и после чего загадочные сфинксы могли задавать прохожим вопрос: «По какому мосту полвека никто не проедет, не пройдет?»
… В 12 часов 20 минут на мост вступил 3-й эскадрон конногренадерского полка, который возвращался из центра города в свои казармы, в Петергоф. Всадники мерно покачивались в седлах. По другой стороне моста ехало несколько груженых саней, спешили прохожие.

И вдруг раздался оглушительный треск, прозвучавший в сухом морозном воздухе, как орудийный залп. Прохожие на берегу и на близлежащих улицах испуганно метнулись в стороны… От моста несся храп и визгливое ржание лошадей, крики и вопли людей. Мост трещал и разрушался буквально на глазах. С пушечными выстрелами ломался лед реки. Обезумевшие от страха люди и животные падали в ледяную воду…

На следующий день газета «Новое время» писала: «Со всех сторон неслись, гремя звонками, пожарные обозы, бежали матросы, солдаты, городовые, скакали жандармы, везли санитарные кареты. Тысячи народа, целое море голов по обеим сторонам набережной у моста. Ужасная картина…»
По счастливой случайности человеческих жертв при катастрофе не оказалось, по многие получали повреждения и сильные ушибы. Четыре лошади погибли.

Почему рухнул мост? Высказывались разные предположения: проржавели цепи, которые поддерживали настил моста; был брак металла при отливке; произошла раскачка моста под тяжелым грузом движущихся по нему всадников и саней.
Но по какой бы причине ни произошла катастрофа, виновной в ней была, в конечном счете, городская дума, мало обращавшая внимание на своевременный ремонт городских сооружений. Египетский мост не ремонтировался с самой постройки, а строился он в 1823–1826 годах.

Полвека после этого происшествия Египетского моста не существовало. И только в 1956 году он был восстановлен по проекту инженера В. В. Демченко, архитекторов П.  А. Арешева и В. С. Васильковского. При восстановлении моста были применены другие конструкции, но оставлены сфинксы, которые сохраняют «египетский» характер моста.
Как и прежде, сфинксы покоятся на массивных гранитных постаментах. Установленные парами при въездах на мост, они обращены к набережным. У статуй женский облик, красивое, но холодное, бесстрастное лицо: прямой нос, полные, резко очерченные губы и мягкая линия полного подбородка. На голове традиционный головной платок, концы которого, обрамляя лицо, спускаются на грудь. Плечи и часть спины покрывает ткань. Вытянув вперед звериные лапы, поджав задние, лежат четыре сфинкса, напоминая о былой красоте Египетского моста. Дуги с фонарями сняты.

При работе над моделями статуй льва, грифона и сфинкса П.  П. Соколов показал себя художником разностороннего дарования, умело владеющим лепкой. Мягкая, с некоторым обобщением у сфинксов, лепка становится более жесткой и упругой в изображении львов и особенно грифонов, а форма моделируется четко. Высокое мастерство позволило создать настолько выразительные статуи, что они определяют художественный облик каждого из трех мостов.

В Санкт-Петербурге немало мест имеют мистическую историю существования. Египетский мост с момента его появления был окружен легендами и слухами. Их новый всплеск произошел в 1905 г., после неожиданного обрушения моста. Причины катастрофы были настолько загадочными, что порождали десятки версий - от рациональных до совсем невероятных и мистических, как, например, предупреждение сфинксов.




Все мосты Петербурга уникальны, но у Египетского - особенная история. Мост назывался цепным, так как висел на тройных нитях металлических цепей. Он был сооружен в 1825-1826 гг. инженерами В. фон Троттером и В. Христиановичем. Мост украшали фигуры четырех сфинксов и орнамент из иероглифов, из-за чего возникло название Египетский.


20 января 1905 г., когда по Египетскому мосту проходил кавалерийский эскадрон, пролеты неожиданно рухнули на лед Фонтанки. Вечерние газеты писали: «Сегодня в 12 ? час. дня при следовании лейб-гвардии конно-гренадерского полка через Египетский Цепной мост через Фонтанку, в тот момент, когда головная часть полка уже подходила к противоположному берегу, мост обрушился. Находившиеся впереди офицеры успели проскочить на берег, нижние же чины, в количестве двух взводов, шедшие в строю справа по три в ряд, вместе с лошадьми упали в воду. Упали также в воду проезжавшие в обратную сторону один ломовой и четыре легковых извозчика без седоков и несколько пешеходов… К 2 часам дня люди и лошади были извлечены из воды. Пострадавшие были отправлены в ближайшие приемные покои и в лазарет Николаевского артиллерийского училища. Серьезно пострадавших, по официальным сведениям, не оказалось».


Цепи разорвались, и весь мост оказался на дне реки. Только четыре сфинкса остались на своих местах по обе стороны моста. Тут же началось расследование причин обрушения. Первой версией была «непрочность конструкции». Однако инженеры возражали против нее, так как с момента своего создания мост ремонтировали уже несколько раз, в 1904 г. ремонтные работы проводились дважды, после чего вынесли вердикт о том, что конструкция находится в хорошем состоянии.

Следующей версией стала «раскачка моста кавалерией» - так называемый эффект резонанса, который мог возникнуть вследствие ритмичных колебаний от слаженного шага военных. Во всех учебниках обрушение Египетского моста упоминалось как пример эффекта резонанса. Якобы именно тогда и появилась команда «Идти не в ногу!», отдававшаяся любому строю перед входом на мост.


Однако очевидцы катастрофы единогласно утверждали, что солдаты шли не в ногу, некоторые ехали на лошадях. Навстречу ехали извозчики, по тротуару шли прохожие - слаженного хода не было, и эффект резонанса в этом случае не должен был возникнуть. После того как ученые произвели физико-математические расчеты, эта версия показалась еще более сомнительной. Современными специалистами авария объясняется недостаточной прочностью металла на холоде.


Когда с помощью научных методов объяснить обрушение моста не удалось, подключилась народная фантазия. Выдвигались версии от мистических до фантастических. Так, например, возникла легенда о том, что возле моста жила дочь почтмейстера Мария, обманутая и брошенная офицером. Однажды она увидела в окно, как мост переходит тот самый полк, в котором служил ее обидчик, и в сердцах выкрикнула: «Чтоб вам, военным, провалиться!». Однако проклятия бедной Марии народной молве показалось недостаточно. Вспомнили, что мост был облицован гранитными блоками, вынутыми из стенок рвов Михайловского замка. А тот пользовался в народе зловещей славой - говорили, что гранит на постройку брали с мест древних капищ, что вызвало гнев богов.


А многие во всем произошедшем обвиняли сфинксов. И хотя они не имели к Древнему Египту никакого отношения, им все равно в народе приписывали мистическую силу. Говорили, что они поют погребальные песни. Дело в том, что цепи, на которых держался мост, действительно издавали разные звуки. Ну а народная фантазия приписала эти песни сфинксам и наделила их пророческой силой.



Copyright © 2024 Образовательный портал.